Содержание
Катехизация
См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ
- АУДИО. Катехизация
- ВИДЕО. Катехизация
- Просветительские листки
Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.
При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.
а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);
в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;
г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.
Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).
Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:
– в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;
– в древней Церкви оглашение производилось только над христианином, желающим принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;
– в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.
Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.
В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.
См. ОГЛАШЕНИЕ, ОГЛАШЕННЫЕ, МИССИОНЕРСТВО
Введение в основы катехизации
протоиерей Александр Зелененко,
председатель Епархиального Отдела религиозного
образования и духовного просвещения СПб Епархии
Понятие о катехизации
Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).
Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.
В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.
Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.
Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.
Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.
Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.
Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.
Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.
Цель и задачи катехизации
Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.
Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.
Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.
Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.
Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.
Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;
Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.
Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.
Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.
Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.
Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:
– помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;
– помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся, прежде всего, в Символе Веры;
– помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины;
– способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни;
– способствовать приобщению к Евхаристической жизни общины с признанием того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;
– помочь принять иерархическую структуру Церкви;
– помочь обрести личную духовную жизнь под пастырским руководством и свое место в посильном служении Церкви;
– помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь, как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.
При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:
а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;
б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);
в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;
г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;
д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2:42-47).
Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1Кор. 7:20).
Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.
Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).
Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».
Назначение и место катехизаторского служения.
Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.
Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.
Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.
Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.
Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.
В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?
Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!
Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).
Такой человек не знает:
– сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения святая Церковь;
– что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя, в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;
– Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;
– какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;
– почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;
– какую духовную литературу читать и в какой последовательности;
– с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;
– почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;
– как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;
– как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, с родственниками, на работе);
– в чём отличие Православия от других инославных конфессий, иноверных исповеданий и сект.
Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.
Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.
Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь.
Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:
1. Вера, согласно православному Символу веры.
2. Добровольное и сознательное желание креститься.
3. Понимание истин веры (догматов) в церковном духе.
4. Покаяние за прошлую греховную жизнь.
5. Усердие в практических делах веры.
От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.
Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых жизненно важных знаний и духовных ориентиров.
Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1Петр. 3:21).
Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.
Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.
Санкт–Петербургская епархия, отдел религиозного образования
и духовного просвещения. Епархиальная конференция
Насущные вопросы катехизации:
Традиции и современность.
Русская Православная Церковь
Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).
Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42).
Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5).
Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.
Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:
- 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
- 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
- 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
- 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).
Эта практика находит также свое отражение в трудах древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.
Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.
Настоящий документ, основываясь на Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви.
I. Организация просветительского служения Церкви
Просветительское служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
I.1. Просветительская работа на общецерковном уровне
На общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее — Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях.
Синодальный отдел:
- вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
- обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;
- осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;
- контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;
- контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;
- осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
- проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио- и видеоматериалов для использования в Русской Православной Церкви;
- организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.
I.2. Просветительская работа на епархиальном уровне
Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.
Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник):
- определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания;
- курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
- курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
- проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
- осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
- взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
- проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
- организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.
В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.
I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне
На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.
Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:
- осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;
- осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;
- осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;
- помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. 1.4;
- организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;
- проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;
- составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает их с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного;
- регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.
I.4. Просветительская работа на приходском уровне
На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.
Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.
По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.
Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.
Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.
Приходской катехизатор организует или проводит:
- огласительные беседы перед Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей, а также беседы с лицами, желающими вступить в брак; эти беседы дополняют личное пастырское общение священника с готовящимися принять Таинства;
- занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
- библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
- работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
- духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
- разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
Приходской катехизатор:
- осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);
- по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;
- составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
- регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
II. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви
II.1. Оглашение
Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.
Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства.
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.
Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:
- Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
- После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.
Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления.
II.2. Духовное просвещение крещеных людей
Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.
В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.
Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви.
В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.
Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.
Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.
Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.
Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.
Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.
По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.
Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.
Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.
***
Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает «разумное служение» (Рим. 12:1) Богу и учит всякого человека поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4:24). Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для людей всех времён, культур и народов. И сегодня, как прежде, Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать «служение слова» (Деян. 6:4), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.
Отец Николай Лавренов: «Дмитрий Энтео не нарушал закон, а защищал его»
На вопросы издания «Православный Взгляд» отвечал диакон Николай Лавренов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, который был секундантом Дмитрия Энтео на передаче «Поединок» у Владимира Соловьева
— Что Вы можете сказать по поводу ситуации, которая происходит после пресечения православными активистами богохульства в Манеже?
— Если православных активистов посадят за их противодействие богохульству в Манеже, это будет не только позором для российской судебной системы, но и печальным показателем состояния всего общества.
Вообще, с самого начала в СМИ все было передернуто и подано в неправильно свете. О кощунстве никто не говорит, а из действий православных активистов сделали скандал, навесив ярлыки с оценочными суждениями: «погром», «уничтожение произведений искусства». И этот поток лживой информации убедил православное сообщество в абсолютной виновности участников движения «Божья Воля».
Активистов выставляют провокаторами, а на самом деле провокаторы — это организаторы выставки, которые прекрасно понимают, что перешли границу допустимого, оскорбив главные священные символы христиан. И хотя многие справедливо замечают, что мы живем в светском государстве, известно, что восемьдесят процентов населения официально считают себя христианами и считают поруганные христианские символы своими святынями.
Понятно, что среди них есть разные люди, церковные и не церковные, но для меня совершенно непонятно, почему люди, считающие христианские ценности своими, в большинстве своем промолчали. Я рад, что среди верующих нашлись активные люди, которые пришли и своими решительными действиями привлекли внимание общества к проблеме публичного глумления над христианскими символами, не причинив никакого ущерба (был всего лишь решительный протест с их стороны, что видно на видеозаписи).
На заявления граждан против кощунства никакой реакции не было. Моя жена подавала заявление в полицию, но никакого ответа не пришло. Как я понимаю, кроме неё ещё много людей подавали заявления против богохульства на выставке, но никакого ответа не последовало, причём выставка шла своим чередом, кощунство продолжалось. Вывод один: богохульники хотят, чтобы христиане молчали: «Мы над вами будем глумиться как хотим, под видом искусства будем выставлять кощунства, богохульства, а вы все молчите и не вмешивайтесь».
—Какие ваши впечатления от участия в программе «Поединок» Соловьева? Вам не кажется, что после участия в программе Соловьева на Дмитрия Энтео завели уголовное дело?
—Прощупали общественное мнение, позицию Церкви, заступятся ли верующие за Дмитрия или отрекутся от него. Некоторые, например Александр Гезалов, даже требуют посадить Дмитрия и собирают подписи против него.
Не раз звучали сравнения «Божьей Воли» с группой с неприличным названием, совершившей панк-молебен в ХХС: «Раз кощунницы из ХХС получили сроки, то и он должен получить срок», — говорят они. Причем, как они думают, Энтео надо посадить, чтобы не было двойных стандартов, как будто бы это явление одного порядка — кощунство в ХХС и протест против богохульства на территории выставочного зала.
Храм и выставочный зал — принципиально разные вещи. Если Храм это место сакральное, место верующих людей, посвященное Богу, то музейное пространство — общественная площадка, и я как раз считаю, что двойным стандартом было бы посадить Димитрия. Если кощунство на территории Храма было расценено как преступление против общества, против мира в нашем обществе, то почему кощунство вне стен Храма является какой-то безобидной выходкой?! Публичное кощунство вне Храма также является преступлением. И если закон нас не защищает, то найдутся христиане, которые сами встанут на защиту своих святынь, и таких примеров в истории Церкви много. Кощунницы в ХХС нарушили закон, а Дмитрий Энтео в Манеже защищал закон – разница принципиальна.
Во время передачи и помимо нее происходят постоянные нападки на название организации «Божья Воля» что со стороны Соловьева, что со стороны о. Александра Агейкина, что со стороны диакона Андрея Кураева, примерно в таком духе: «Какая наглость так назваться! Человек много на себя берет, это такая гордость!». То есть вместо поступка начинают обсуждать название организации, личность Димитрия. Я могу сказать, что «Божья Воля» — совершенно нормальное название для христиан. Люди в названии отражают свои идеалы. Таким же образом можно любого Ивана поймать и сказать: «Ты Иоанн?! Ты действительно Божья благодать, не много ли на себя берешь?! А ну ка смени имя, ты не достоин иметь такое имя, называйся грешником, грешник тебе имя». Например, Феофил — значит, «Любящий Бога». Может ли человек с таким именем сказать, что он поистине любит Бога той любовью, которая в описана у Апостола Павла?! Или, например, Николай — победитель народов. «Ты действительно победитель народов?!». Или Владимир — «владеющий миром». «Ты что, как ты имеешь право им называться?!».
В именах и названиях мы выражаем свои идеалы и стремления. Так что придираться к названию «Божья Воля» можно тогда, когда не осталось совершенно никаких аргументов. Если человеку нечего сказать по существу, он начинает переходить на личности. По существу, у Димитрия очень твёрдая, хорошая, крепкая позиция, её сложно расшатать. И начинают «А чего ты Энтео? Божественный Свет? Ишь как назвался» или «а чего это «Божья Воля»? А у нас светское государство».
Проханов, отстаивая сталинизм с человеческим лицом, встав на сторону кощунников, вновь доказал, что возврат к сталинизму – это путь назад к поруганию святынь, гонениям на верующих, попранию прав и свобод человека. Для «православных» коммунистов религия по-прежнему – опиум для народа. Пока им нужны голоса верующих избирателей, они говорят о том, какую важную и нужную задачу выполняет церковь в государстве: поддерживает человека в тяжелых обстоятельствах, проводит социальную работу. И уже в этих речах видим слегка прикрытое истинное отношение: церковь – служанка государства, и то на время. Уста их паче елеа, и та суть стрелы.
У Соловьева, отца Александра и экспертов со стороны Проханова была совершенно какая-то предательская позиция. Ну Соловьев ладно, он не наш собрат по вере. Тем более удивительно, когда он постоянно подчеркивает, что хотя он иудей, его очень беспокоит то, что Димитрий портит репутацию православной Церкви и компрометирует православие. Этакий печальник и молитвенник о Православной Церкви и Её судьбе в России.
Лично для меня церковь скорее компрометирует позиция отца Александра на этой передаче. Мне ближе Димитрий, чем О. Александр. Мне непонятно преследование Дмитрия со стороны православных, почему никто не заступается? Конечно, поступить можно было по-разному. Я не согласен с позицией Димитрия, что каждый христианин должен поступать как он. Нет, люди разные и христиане все разные. Знаю христиан, подавших заявления, которые отстаивали свои права в полиции. Можно по-разному было поступить. Просто вопрос в том, из каких побуждений это сделано. Диму обвиняют, что он ищет пустой и легкой славы. Но на самом деле судить сердце человека может только Бог.
Один и тот же поступок в зависимости от внутренней мотивации имеет разную оценку. Ну, например, милостыня – дело доброе, хорошее, но кто-то милостыню дал во славу Божию, а кто-то дал, чтобы покрасоваться перед людьми. Одно и то же доброе дело, совершенное с разным умыслом, по-разному оценивается в глазах Божиих. Но мы то не знаем, с каким умыслом человек это делал. Если человек защищал от поругания изображение Господа, то вопрос что им двигало. Я, как христианин придерживаюсь позиции презумпции невиновности. Я буду лучше думать о человеке хорошо, чем плохо, чтобы не осудить невиновного. Соответственно я считаю, что Димитрий был движим, как и он говорит, христианской совестью. Он не мог пройти мимо и поступил, как поступил. Если бы он прошел мимо, совесть бы обличила его, сказав «ты струсил».
Если будут оскорблять Христа и святых при христианах, какой-то христианин услышит и пройдёт мимо со словами «прости их Боже, не ведают что творят», и он будет прав, поступив по совести. А кто-то просто возьмет и по морде даст, и тоже будет прав, если поступил по совести. И христиане бывают разные. Мы разные видим примеры поведения и в житиях святых. Богохульники и кощунники должны понимать, что христианство не всегда подставляет вторую щеку, и, воздвигая хулу на Господа, можно нарваться не только на христианина, который в данный момент с тщеславием борется, и старается смирение стяжать, но можно нарваться и на такого ревнителя, который прямо сейчас вступится за Господа силой. У Златоуста есть слова, что кощунники и богохульники должны бояться христиан, они должны осматриваться по сторонам, оглядываться, прежде чем что-то такое сделать, не услышит ли их христианин.
Для христиан законы Божии превыше законов человеческих, и быть судимым за исповедание веры, за защиту святынь – награда и честь. Дима никакого вреда не получит, наоборот он получит награду о которой многие мечтают. Многие из нас, читают жития святых, новомучеников и исповедников российских. Мы вдохновляемся их подвигами, но думаем, что сейчас время не то, сейчас невозможно пострадать за Христа. Когда громили храмы, крушили иконы, многие верующие, защищая святыни, шли на смерть, в лагеря. А сейчас такого нет, как нам кажется. И вот, Дмитрию выпала такая возможность удивительная, когда открыто множество храмов, можно свободно проповедовать Христа, и вот в это, возможно самое благоприятное время для Церкви, быть судимым за защиту святынь, — это награда такая от Бога.
— Если посадят активистов, что это может для нас значить?
— Это безумие мира. Господь наш распятый на Кресте был публично предан на поругание в центре Москвы, и нашелся человек, который попытался остановить это преступление. Ведь кощунство — это не преступление против Бога, Бог действительно поругаем не бывает, это преступление против всего общества. Дмитрий противодействовал этому преступлению и остановил его настолько, насколько это было в его силах. Он не мог сделать личный звонок министру культуры, он не мог воспользоваться другими средствами, он не смог остановить выставку по заявлению в полицию, потому что закон не работает. И он сделал то, что сделал. И он за это садится в тюрьму. Это безумие, настоящее безумие. Мы, христиане, все должны встать на защиту Димы в данном случае. Хорошо было бы всеми приходами туда выйти на Манежую. Например, там было богохульное изображение великомученицы Параскевы Пятницы, неужели прихожан храма этой святой ничего не возмущает?
— Сможете ли вы поддержать Димитрия 22 сентября?
— Да, если жив буду и будет Воля Божия, обязательно поддержу. Знаете, когда одних христиан вели на суды и на мучения, и на смерть, то другие христиане, которые были рядом, выходили вперед и говорили: «А что вы только их судите? Я тоже христианин, судите и меня». В этой ситуации мне кажется, мы можем прийти туда и сказать, что и мы христиане, и мы поддерживаем наших собратьев, судите и нас тоже. Вы же не его одного судите, вы судите реально всех православных, кто его позицию разделяет.
Если Димитрия посадят, а кощунники останутся на свободе, это будет прецедент, после которого наше общество реально изменится. Проиграем битву за Манеж, – и любая активность православных в обществе будет под угрозой.
Сейчас у церкви такая странная выжидательная позиция: а как общество отнесется, а как правоохранительные органы отнесутся. Я имею ввиду под словом Церковь не иерархию, а вообще христиан. Все как-то ждут, а чем дело кончится. Вместо того, чтобы реально деятельно поддержать Димитрия, выступить против кощунств, добиться наказания людям которые это совершили.
Ведь был человек, реальный человек, не какая-то корпорация теневая, это не какие-то абстрактные масоны или еврейский заговор. Это конкретные люди, конкретные личности. Есть человек, который отвечает за выставочный зал Манеж, узнать его и предъявить обвинения. Выяснить заказчика, который оплатил выставку. Кроме Сидура был современный художник, выставивший свои работы 2014 года, изображающие в издевательском виде главу Иоанна Крестителя. Димитрий, как и все честные люди, выступает в интернете и в общественных местах, не скрывая своего имени. Почему этот художник, который реально нарушает закон, провоцируя верующих на конфликт, скрывает свое имя, прячась под псевдонимом? Конкретные люди должны отвечать за конкретные поступки. Провокаторы должны быть наказаны.
Лица победы: участник Великой Отечественной войны Николай Лавренов
Нет в России семьи, которой не коснулась бы война. Очень важно, нам, нынешнему поколению, помнить и передавать потомкам – из поколения в поколение, историю Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Рассказывать правду о войне, о её героях, о той боли и лишениях, через которые прошли самоотверженные жители нашей страны, сохранив мужество, доброе сердце и любовь к Родине.
Художник Николай Васильевич Лавренов о тяготах военных лет знает не понаслышке. Ему, участнику войны, в январе исполнилось 93 года! Родился и вырос в Иглинском районе республики, трудовую деятельность начал рано – в 13 лет. Но не сломили голод и трудности военного времени Николая Васильевича, скорее закалили. Сначала трудился в колхозе, сначала — в кузнице, затем был пастухом, пожарным…
2 октября 1944 года 17-летнего парня призвали в ряды Красной Армии. В начале 1945 года был направлен на Дальний Восток, с первых дней военной компании воевал в составе 1-го Дальневосточного фронта. С боями прошел Манчжурию. Без ранений не обошлось – однажды, батальон вступил в бой, в котором Николай Васильевич был контужен, а вскоре и демобилизован.
Вернувшись на Родину, работал в колхозе. После войны, в 1953-м году, окончил московский Заочный народный университет искусств и получил возможность заниматься творчеством — писать картины. На пенсию ушёл с автобазы строительного треста, где много лет проработал художником-оформителем.
Николай Васильевич Лавренов награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».
Катехизация в Русской Православной Церкви: системный взгляд
Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Соединение с Церковью Христовой происходит в таинстве Крещения. «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Господь (Ин. 3:5). Вместе с тем преподобный Ефрем Сирин писал: «Крещение есть только предначатие воскресения из ада», а святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Не поддерживающий приобретений, дарованных святым Крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное».
Поэтому Крещение должно быть неразрывно связано с приобщением верующего к жизни Церкви: формированием основ христианского мировоззрения, обретением навыков молитвы и аскетического делания, устроением собственной жизни по заповедям Божиим, участием в таинствах и вхождением в евхаристическую общину, обретением духовного руководства.
Катехизические занятия сопровождают, направляют, корректируют процесс воцерковления христианина как до, так и после Крещения. Они не заменяют пастырского окормления и самой церковной жизни, но помогают в ее правильном устроении, создавая необходимое пространство духовного общения оглашаемых и новоначальных христиан со священнослужителями, мирянами-катехизаторами и членами приходской общины.
Сложно говорить о периоде времени, когда указанные составляющие церковной жизни в надлежащей степени могут быть восприняты. Но совершенно точно это длительный период, который составляет не меньше нескольких лет.
В Древней Церкви просвещение осуществлялось в основном через наставление в православной вере перед принятием таинства Крещения, которое могло длиться довольно продолжительное время. Этого времени было достаточно для того, чтобы вера пожелавшего войти в лоно Церкви стала твердой и осознанной. Разумное научение основам веры завершалось в таинстве Святого Крещения. В Церковь такой человек входил уже просвещенным светом Христовой истины и фактически сам был готов нести слово Божье в мир. Крещение совершалось на основе твердой веры и покаяния оглашаемого, что в немалой степени было итогом катехизации.
На этом церковное научение не заканчивалось. Став полноправными членами общины, новокрещенные продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни: они слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств.
Такой порядок вступления в Церковь касался взрослых. Но с самых ранних времен крестили также младенцев. Со временем крещение младенцев стало повсеместно распространено, что привело к постепенному отмиранию практики крещения взрослых и, соответственно, исчезновению продолжительного оглашения. Просвещение новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных огласительных школ в христианские семьи и церковные общины. Вместе с познанием мира, человеческого общества, своего ремесла и т. д. ребенок узнавал и основы христианской веры и жизни, передаваемые ему его родителями и восприемниками. С развитием школы как основной формы образовательной системы обязательным предметом школьного преподавания в христианских странах стали основы веры.
В царской России начальное религиозное просвещение осуществлялось через семейный православный уклад и на приходах, в том числе через церковно-приходские школы. Ситуация изменилась после 1917 года. Чужеродный социальный эксперимент, осуществленный большевиками, привел не только к беспрецедентным гонениям на Церковь, но и к разрушению традиционного семейного уклада в стране в целом. В советской России открытое исповедание христианской веры было сопряжено с опасностью для свободы и даже жизни. Религиозное просвещение было запрещено, а вся церковная инфраструктура, занимавшаяся им, — уничтожена.
Огромное давление, которое оказывалось антирелигиозной идеологией на граждан, не способствовало научению вере в семье. Крещения часто совершались тайно. Сам факт прихода человека в храм с обращением о Крещении к священнику тогда служил достаточным основанием для совершения над ним таинства.
Отсутствие полноценной катехизации привело к тому, что по большей части тайно крещенные миряне оставались не наученными основам христианской веры и не участвовали в практике церковной жизни. Но в то же время стали организовываться кружки, целью которых было изучение христианской веры. Такие кружки существовали нелегально, под страхом применения репрессий со стороны власти к их организаторам и участникам.
Падение советского режима привело к массовому возрождению религии в стране. Многие люди пожелали принять Крещение в Православной Церкви. Духовенство оказалось в сложном положении. С одной стороны, священники не могли отказать желавшим после стольких лет запрета на религию принять Крещение, с другой — не было возможности обеспечить полноценное просвещение всей массы новообращенных. Редкие катехизические кружки не могли справиться с этой задачей.
В последующие годы Русская Православная Церковь активно занималась воссозданием инфраструктуры церковной катехизации. Открывались воскресные школы для детей и катехизические курсы для взрослых. Одновременно в епархиях шла подготовка катехизаторов и преподавателей воскресных школ. Кроме того, за это время появилось первое постсоветское поколение христианских семей, состоящих из христиан, крещенных в младенчестве на заре церковного возрождения. В их семьях возрождалась традиция семейного научения основам веры.
В 2011 г. Священный Синод принял документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ регламентирует организацию катехизической деятельности на всех уровнях церковного устройства Русской Православной Церкви. Его появление свидетельствует о системном подходе к процессу восстановления инфраструктуры церковной катехизации и серьезном анализе ситуации в сфере религиозного просвещения на протяжении последних двадцати лет.
Документ предписывает практику обязательного оглашения перед принятием таинства Крещения для взрослых и детей старше семи лет. Не наученные основам веры родители и восприемники крещаемых детей возрастом младше семи лет также должны прослушать курс огласительных бесед. Особое внимание в документе уделяется просвещению мирян, не прошедших в свое время катехизации.
Катехизация после Крещения требуется как новокрещенным, так и тем, кто был крещен ранее, но не получил в свое время должного наставления в основах православной веры и христианской жизни. Также в особом пастырско-педагогическом попечении нуждаются люди, возвращающиеся в ограду Православной Церкви после временного отпадения от нее в сектантство, ересь, раскол.
Что касается священнослужителей, то по роду своего служения они призваны заниматься катехизацией, как через пример своей жизни, так и организуя и координируя на своем уровне работу епархиальной или приходской системы просветительной деятельности.
Не облаченных священным саном монашествующих и мирян, как участников катехизической деятельности, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто самой своей благочестивой жизнью осуществляют свое христианское призвание — нести миру свет Христовой истины, свидетельствовать о Христе. Зная основы православного вероучения и обладая опытом духовной жизни, они могут ответить на вопросы тех, кто обращается к ним за советом. Ко второй категории можно отнести тех, кто специально желает послужить Церкви в качестве катехизаторов, получая для этого соответствующее образование и квалификацию и исполняя катехизическое служение по благословению архиерея или настоятеля прихода. К третьей категории относятся скорее негативные примеры «ревности не по разуму», когда, не имея необходимых знаний и богословской подготовки, а также собственного духовного опыта, неофиты (а таковыми могут быть и давно крещенные, но не просвещенные люди) навязывают свое ложное мнение о христианской вере и жизни тем, кто только входит в церковную ограду или стоит на ее пороге. Эта категория должна постепенно исчезнуть как явление из жизни Русской Православной Церкви благодаря приложению усилий по ее просвещению. К четвертой группе относятся те, кто желает расширить свои знания и свой церковный опыт при помощи систематической катехизации. К пятой — крещеные миряне, которые почти не знают о вере, не живут по заповедям и церковным установлениям и не стремятся к этому, но изредка приходят в храм — на Пасхальный крестный ход, за Крещенской водой, чтобы принести домой освященные вербы в Вербное воскресенье, ветки березы на Троицу или плоды на Преображение и т. д., а также к родственникам и друзьям на Крещение, Венчание и отпевание усопших. И, наконец, шестая группа — это крещенные, как правило, в младенчестве, но не живущие христианской жизнью и никогда не бывающие в храме, а порой и враждебно относящиеся к вере и Церкви. По отношению к этой группе более уместна миссионерская деятельность, но порой и труды катехизаторов могут повлиять на обращение человека к вере.
Катехизическую деятельность условно можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию. Оглашение — беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с известным еще со времен Древней Церкви. Под оглашением теперь стало пониматься проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором и одной покаянно-исповедальной беседы со священником. Такой объем научения вере не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей, исторически присутствовавших в древности, сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случая обозначаемая как катехизические или богословские курсы.
Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи воцерковления человека. В идеале катехизация после Крещения — это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Послекрещальная катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.
Остановимся на наиболее востребованных формах катехизации после Крещения.
- Церковная проповедь, пастырское слово призваны сопровождать каждое богослужение, таинство и обряд, актуализируя для участвующих в них Священное Писание и Предание Церкви.
- Богослужебные негимнографические чтения (синаксарь в русском переводе на двунадесятые праздники, толкования Священного Писания на Всенощном бдении, жития святых и т. п.) и своевременные комментарии к богослужебным текстам позволяют полнее раскрывать и использовать катехизический потенциал богослужения.
- Заметный импульс в приобщении новоначальных христиан к церковной жизни и прохождении последующей систематической катехизации способны придать разовые и регулярные катехизические мероприятия, такие как:
- размещение просветительских стендов;
- распространение катехизических листков и иных материалов;
- приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;
- внебогослужебные чтения и собеседования;
- экскурсии по храму и паломнические поездки (с катехизическим содержанием);
- просветительские интернет-проекты, и др.
- Краткосрочные и долгосрочные катехизические программы. К краткосрочному катехизическому курсу относятся соответствующие оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев и малолетних детей, а также беседы перед таинством Брака (венчанием). Следующей ступенью является тайноводственный курс «практического воцерковления», в котором предлагается принять участие прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на передачу базовых представлений обо всех основных аспектах церковной жизни человека и на содействие ее практической реализации.
Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов. Основой программы длительного катехизического курса призван стать Современный катехизис Русской Православной Церкви.
Схематично катехизация взрослых в наиболее распространенной форме — воскресной школы для взрослых — может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных предметов должны обязательно изучаться Священное Писание, библейская история, история Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, иконографию, как не только обладающие назидательной составляющей, но и наглядно иллюстрирующие все, что человек будет изучать в основном блоке.
От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования, которые отнесены нами к разовым и регулярным катехизическим мероприятиям. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и тематические встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех желающих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.
Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.
Формы и соответствующие им направления катехизации взаимодополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т. д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.
«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» / Документ утвержден Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года).
Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2011 г. (Журнал № 152).
См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».