Содержание
Иоанн Креститель ( Пророк Йахйа ).
Кто такой Иоанн Креститель? Или как его еще называют Иоанн Предтеча, мусульмане называют его Йахйа.
Иоанн Креститель (Йахйа) родился за пол года до рождения Иисуса (Иса). Йахйа являлся двоюродным братом Марии (Марьям), матери Исы, по материнской линии. Отцом Йахйи был Захарий (Закариййи), матерью Елисавета (Айша). У Айши была сестра Анна (Ханна), которая была замужем за Амрамом (Имран). В последствии она родила Марьям, мать Исы.
Иоанн Креститель упоминается в Коране пять раз:
Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников».
(Сура 3. Аль Имран «Семейство Имрана», аят 39)
О Закарийа (Захария)! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Йахйа (Иоанн). Мы не создавали прежде никого с таким именем (или никого подобного ему). (Сура 19. Марьям, аят 7)
Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахйу (Иоанна) и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами. (Сура 21. аль-Анбийа «Пророки», аят 90)
А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они были из числа праведников. (Сура 6. аль-Анам «Скот», аят 85)
О Йахйа (Иоанн)! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком, а также состраданием от Нас и чистотой. Он был богобоязнен, почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником. (Сура 19. Марьям, аяты 12-14)
Иоанн Креститель еще с детства отличался мудростью. Когда его звали играть сверстники, он отвечал им, что создан не для игр. С самого детства он желал служить Богу. С малых лет он участвовал в собраниях служителей Байт аль-Мукаддаса. Со временем он стал известным праведником.
Он проповедовал против многобожия (ширка), призывал совершать молитвы (намаз), соблюдать пост, давать милостыню (садака) и т.д. Некоторые считали, что он пророк Илья (Ильяс), но он опровергал это. По христианской версии Иоанн крестил Иисуса (Ису) в реке Иордан. После чего получил эпитет Креститель.
Убийство Иоанна Крестителя (Йахйи).
Версии христиан и мусульман немного схожи, но всё же есть некоторые различия, приведу обе версии.
Иоанн всячески обличал царя Ирода Антипу в преступлениях против праведности. Ирод Антип отнял жену своего брата Ирода Филиппа Иродиаду. Грубо нарушив обычаи. Иоанн пришел к нему и высказал грубый укор царю, после чего Иоанна поместили в темницу. Антип побоялся казнить Иоанна т.к. он был очень популярен в народе. В Евангелие от Матфея и от Марка говориться, что в это время Иисус находился в пустыне. Иисус начал проповедовать после того, как Иоанн был арестован.
У Иродиады была дочь, Соломея от Ирода Филиппа. Во время дня рождения Ирода Антипы, она танцевала перед именинником и гостями. За вознаграждение за танец Ирод Антип пообещал Соломеи, что выполнит любую её просьбу. Соломея по подсказке своей матери Иродиады, которая ненавидела Иоанна за то, что он обличал её брак с Антипом мечтала о его смерти, попросила голову Иоанна. В темницу к Иоанну был послан палач, который отрубил ему голову и принес её Соломее на блюдечке, а та передала своей матери. Тело Иоанна Крестителя было погребено его учениками. О смерти Иоанна было сообщено Иисусу.
По мусульманской версии Иоанн Креститель (Йахйа) был убит по причине того, что один из царей правивший сынами Израиля во времена Йахйи, решил взять еще одну жену, эта идея не понравилась его первой жене. У первой жены была дочь, от другого мужа, и она решила, что будет лучше если царь жениться на её дочери. Т.е. правитель должен был жениться на своей падчерице. Правитель обратился за советом к Йахйе. Он не одобрил такой брак, чем разгневал царя, а его жена потребовала убить Йахйю, пригрозив, что уйдет от него. Об этом услышали мудрецы Израиля и сказали: «Если хоть капля крови Йахйи упадет на землю, то на ней ничего не вырастит, и не будет урожая». Прислушавшись к этим словам царь приказал отрубить ему голову в медном тазе, Йахйю зарезали как животное. Зная о своей скорой смерти он даже не спросил за что его убивают, он покорно подчинился предписанию Всевышнего. Всё же одна капля крови упала на землю и она вскипела словно котел на огне. Она кипела до тех пор пока на том же самом месте не были убиты семьдесят тысяч потомков Израиля.
Тело Йахйи было расчленено и похоронено в разных местах.
Наби Ихья — Иоанн-Креститель
Мечетей, связанных с Иоанном Крестителем, в Палестине по меньшей мере две.
Одна находилась на территории разрушенной в 1948 году арабской деревни аль-Мазарийя? в 15 км. от города Рамла.
Это хорошо сохранившийся, пожалуй, даже наиболее уцелевший мавзолей римской эпохи на территории бывшей подмандатной Палестины, приблизительно второго-третьего веков нашей эры.
От этого мавзолея и происходит название деревни аль-Музарийя — в переводе с арабского слово «мазар» означает мавзолей, усыпальница или место поминовения.
До 1948 года этот мавзолей являлся мечетью наби Ихья(Яхья).
А наби Ихья в мусульманской традиции, это никто иной, как Иоанн Креститель.
О том, когда мавзолей был превращён в мечеть, можно только предполагать.
Возможно, мечетью мавзолей стал в рамках политики Салах ад-Дина, который не разрушал древние строения и не преследовал поклонников других религий и культов, а вместо этого наделял уже существующую святыню атрибутами Ислама.
Мне эта версия представляется наиболее вероятной.
Однако остаётся непонятным, на каком основании Салах ад-Дин определил, что этот мавзолей является местом погребения Иоанна Крестителя.
Внутри мавзолея две могилы — мужчины и женщины.
Если судить по сооружению — приблизительно четыре с половиной метра в высоту и десять в ширину, то можно предположить, что похоронен здесь либо римский сановник-патриций, либо богатый купец со своей женой.
А Иоанн Креститель был аскетом и не был женат.
Впрочем, это противоречие не исключает версии о том, что именно в этом мавзолее, согласно местной легенде, Иоанн-Креститель был погребён после казни. Хотя, в соответствии с исламской традицией, голова Иоанна-Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске.
Во всяком случае, деревня аль-Музарийя имела очень древнюю историю и была заселена как минимум начиная с эпохи римского завоевания Палестины.
Ну а что касается мавзолея, то его история вообще удивительна прежде всего тем, что он сохранился почти нетронутым до наших дней, пережив все войны.
Деревня аль-Музарийя прекратила своё существование в ходе первой арабо-израильской войны 1948 года и от неё не осталось следов кроме двух почти разрушенных домов.
Мавзолей же какое-то время, сразу же после образования государства Израиль, использовался израильской армией в качестве мишени для учебных стрельб но, выстоял.
Другая мечеть наби Ихья находится в самом центре арабской палестинской деревни Себастия, что в 12 км. от Наблуса.
Эта деревня является общепризнанным в Христианстве, местом захоронения Иоанна Крестителя.
И именно здесь, согласно местной легенде, Иоанн Креститель содержался в заключении и был казнён.
Эти два утверждения оспариваются историками на том основании, что в книге Иосифа Флавия в качестве места заключения и казни Иоанна Крестителя названо другое место.
Но Иосиф Флавий не был современником тех событий и свои сочинения писал намного позже.
Поэтому других веских аргументов против данных утверждений, нет.
Иоанн Креститель погребён в Себастии не один.
Во дворе мечети, под небольшим куполообразным зданием, находится небольшое кладбище, а точнее — шесть могил.
Кроме Иоанна Крестителя здесь покоятся пророки Елисей( в иудаизме — Элиша, а в исламской традиции — Аль-Яса, и Обейд (в иудаизме — Овадия, а в православии — Авдий)
Кто погребён в трёх других могилах — неизвестно и вот этот вопрос не менее интересен чем то, что нам известно.
И тут ключом к разгадке может служить богатая история самой деревни.
Наби Аль-Яса — Елисей, умер в Самарии, согласно христианской традиции.
Себастия же стала называться Себастией только начиная с Ирода Великого, который, согласно Иосифу Флавию, и дал нынешнее название этой деревне в честь римского императора Августа.
Себастия по-гречески имеет тот же смысл, что и Август на латыни.
А до Ирода Великого, эта деревня в Самарии называлась Шомрон.
Первоначально это был еврейский город, руины которого ныне находятся на территории арабской деревни Себастия.
Название деревни происходит от ивритского корня «шомер(шемер)», из которого в языке иврит образуется всё, связанное с охраной — от сторожа, до консервантов и консерваторов.
Благодаря местоположению древнего города вблизи столицы древнего Израиля — Шхема, можно предположить, что Шомрон задумывался как цитадель на пути к столице.
Еврейское название Шомрон в греческой транскрипции звучит как Самария, поскольку в греческом языке не было ивритской буквы «шин».
Итак, деревня была переименована, а провинция с одноимённым названием, находящаяся ныне в составе Палестинской Автономии, сохранила своё прежнее название.
И вовсе не исключено, что события, о которых в Библии говорится как о происходивших в Самарии, имели место не в провинции Самария, а именно в деревне Себастия.
Впрочем, в равной степени возможно и обратное.
Но в любом случае, путаница в данном вопросе весьма вероятна.
В любом случае, с Себастией-Шомроном-Самарией связаны имена не только пророков Елисея, Авдия и Иоанна-Крестителя, но также Иустина-Философа и святого апостола Филлипа, обратившего здесь в Христианство Симона-волхва — местного кудесника, считающегося основателем секты симониан.
И в любом случае интересно было бы узнать имена тех, кто были похоронены рядом с тремя пророками по версии Ислама.
В 361 году последний римский император-язычник Юлиан Второй, прозванный христианами Отступником, приказал уничтожить останки Иоанна-Крестителя и двух пророков, что и было исполнено.
Однако согласно христианской традиции, местным христианам удалось спасти часть святых мощей, которые сохранились до наших дней в Себастии.
На месте погребения Иоанна-Крестителя и пророков Елисея и Авдия в византийскую эпоху была построена церковь, которую в 1160 году крестоносцы переделали в католический собор. А спустя двадцать семь лет, Салах ад-Дин изгнал из Себастии крестоносцев и по его приказу церковь была переделана в мечеть.
В таком виде сохранилась до наших дней.
Что касается Салах ад-Дина, то похоже его гораздо больше интересовали вопросы государства, нежели точное расположение захоронений. Да и Ислам, судя по всему, был для него чем-то гораздо более масштабным, нежели только усыпальницы и мощи пророков.
Ведь именно Салах ад-Дин обнаружил могилу библейского Моисея, хотя в Пятикнижии-Тоурате о месте погребения пророка Мусы(как Моисея называют в Исламе) не сказано ни слова.
Салах ад-Дину место погребения Мусы-Моисея было указано самим Господом во сне.
В случае же с местом погребения Иоанна-Крестителя, Салах ад-Дин не стал превращать этот вопрос в яблоко раздора и позволил каждой деревенской общине остаться при своём убеждении.
Впрочем, это только предположение.