«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Будучи приглашенным на День Ангела к Денису, знайте, что вы идете к вспыльчивому и эмоциональному человеку. Его часто переполняют чувства и не всегда хорошие. Поэтому будьте требовательны с выбором подарка и поздравления, которые должны быть на высоте.
Содержание
- Значение имени и характер именинника
- Именины Дениса по православному календарю
- Имя Дионисий в православном календаре (Святцах)
- Священномученик Дионисий Ареопагит, даты памяти 17 января и 16 октября
- Преподобный Дионисий Радонежский, дата памяти 25 мая
- Православные святые с именем Дионисий
- Происхождение имени Дионисий
- Описание имени Дионисий
- Когда празднуют православные именины Дионисия
- Когда празднуют католические именины Дионисия
- Формы имени Дионисий
- Именины Дениса (День ангела Дениса) по православному календарю
- Календарь, когда по церковному календарю именины Дениса
- Священномученик Дионисий Ареопагит
- Дионис – бог в греческой мифологии
- Рождение Диониса
- Значение Диониса в греческом пантеоне
- Основные мифологические сюжеты, связанные с Дионисом
- Имя Дионисий
- Значение имени Дионисий:
- Именины Дениса:
- Священномученик Дионисий Ареопагит (I век)
- Известные люди и святые с именем Дионисий
- Интересные факты
- Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии
- Дважды рожденный. Миф о Дионисе
- Вино и оргии. Вакханки и вакханалии
- Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии
- Дионис в искусстве
Значение имени и характер именинника
Это имя имеет русскую этимологию и произошло от покровителя виноделия и плодородия Диониса. Имя Денис полное достоинства и благозвучности. Эти люди отражают всю энергетику, которая протекает у них внутри. Они жизнелюбивы, обладают неугасаемым зарядом и исчерпывающим потоком активности, ведь всегда стремятся к позитиву и веселью.
Стоит также отметить, что мальчики с раннего возраста стремятся влезть во всевозможные авантюры, которые заряжают их напористостью и энтузиазмом. Обладатели этого имени никогда не пытаются подчинять или управлять людьми, но зато они многих могут вести за собой.
Взрослый мужчина любит находиться в центре внимания. Но уже придерживается норм морали. Его юношеский фанатизм со временем развеялся. Денис любит путешествия, экскурсии, новые места. Также он обожает с шиком и роскошью принимать гостей.
Но психика зачастую неустойчива. Именно поэтому он предрасположен к депрессиям и стрессам. Поэтому эму категорически противопоказаны душевные потрясения и перегрузки нервной системы.
Именины Дениса по православному календарю
Главным его покровителем считается священномученик Дионисия Ареопагит, который был первым епископом Афинской державы. Свои именины обладатели имени Денис празднуют не единожды. Но День Ангела следует отмечать раз в году.
Правильной считается та дата, которая находится ближе всего к вашему Дню Рождения.
Список дат Дня Ангела Дениса по церковному календарю, следующий:
Дата | Святой покровитель |
17 января | священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский († 96). |
23 марта | мученик Дионисий (250-258). |
29 марта | праведный Дионисий (ок. 362). |
4 мая | мученик Дионисий Пергийский, воин (138-161). |
19 мая | мученик Дионисий. |
25 мая | преподобный Дионисий Радонежский († 1633; рус.). |
31 мая | мученик Дионисий. |
14 июня | преподобный Дионисий, игумен Глушицкий († 1437; рус.). |
16 июня | мученик Дионисий (249-251). |
8 июля | преподобный Дионисий Афонский. |
9 июля | святитель Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; рус.). |
17 августа | мученик Дионисий, отрок Ефесский (ок.250). |
31 августа | священномученик Дионисий (ок. 300). |
10 сентября | преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (XV в.; рус,). |
12 сентября | преподобный Дионисий Островский (рус.). |
18 сентября | мученик Дионисий. |
16 октября | священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский († 96), и преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (XV в.; рус.). |
18 октября | священномученик Дионисий, епископ Александрийский (264-265). |
28 октября | святитель Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; рус.). |
4 ноября | мученик Дионисий, отрок Ефесский (ок. 250). |
14 ноября | преподобный Дионисий Афонский. |
2 декабря | мученик Дионисий. |
12 декабря | священномученик Дионисий, епископ Коринфа. |
30 декабря | святитель Дионисий, архиепископ Егинский. |
Пусть хранит Вас Господь!
Имя Дионисий в православном календаре (Святцах)
Имя Дионисий имеет древнегреческие корни, мирское звучание этого имени в России — Денис. В Православных Святцах можно найти жития многих святых мужей, нареченных этим именем. Приведем жизнеописание наиболее известных, а для остальных укажем даты памяти.
Священномученик Дионисий Ареопагит, даты памяти 17 января и 16 октября
Он жил в Афинах, здесь же получил классическое образование. В Египте изучал астрономию. Он стал свидетелем солнечного затмения в день распятия на Кресте Иисуса Христа, что произвело на него большое впечатление. После возвращения в Афины его избрали членом верховного суда.
Однажды на проповедь к ним пришел апостол Павел. Его благовествование изменило жизнь Дионисия. Он уверовал во Христа и даже стал сподвижником апостола. Позже святой Дионисий стал епископом в Афинах, а в 57 году присутствовал при погребении Богородицы. После смерти апостола Павла, святитель Дионисий оправляется в западные государства, чтобы совершать проповедь. Его сопровождали пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Много людей были обращены им в христианство. В Галлии трое исповедников были схвачены и отправлены в тюрьму. Ночью произошло большое Таинство – святой Дионисий совершил Божественную Литургию в сослужении Ангелов. Причастившись Святых Христовых Таин, наутро мученикам отсекли головы. Но и здесь произошло чудо. Святой Дионисий взял свою главу и прошествовал с ней до храма. И только здесь упал мертвым. Останки мучеников были погребены благочестивой женщиной Катуллой. После смерти святого Дионисия осталось множество трудов, которые имеют огромное значение для Православной Церкви: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам. |
Икона Священномученика Дионисия Ареопагита |
Преподобный Дионисий Радонежский, дата памяти 25 маяОн родился в городе Ржеве и был современником первого русского патриарха Иова. Мальчик рано остался сиротой и получил образование в монастыре, после чего принял постриг. Вскоре его назначили настоятелем Старицкого Успенского монастыря. Сюда же был сослан самозванцем Святитель Иова. Он был встречен здесь преподобным Дионисием, так как подобает святительскому сану. В 1610 году архимандрит Дионисий был избран настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В то время в стране царила смута. Лавра находилась в осаде. Преподобным Дионисием была организована оборона монастыря. Он стал соавтором воззвания к русскому народу, которое всколыхнуло освободительное движение. Преподобный занимался и исправлением богослужебных книг. Но враги обвинили святого Дионисия в искажении переводов. После клеветы его арестовали и подвергли пыткам. Все издевательства святой переносил со смирением. Пересмотреть приговор для преподобного Дионисия стало возможным только после возвращения из плена патриарха Филарета. Святого полностью оправдали. В 1633 году он мирно отошел ко Господу. |
Икона Преподобного Дионисия Радонежского |
Православные святые с именем Дионисий
Далее мы приводим список святых, нареченных православным мужским именем Дионисий.
Дни памяти указаны по новому стилю, чтобы Вы могли выбрать мальчику святого покровителя по дате, ближайшей к дню рождения.
- Дионисий (Петушков), иеросхимонах, прмч. 4 февраля, 10 июня
- Дионисий (Щегопев), иерей, сщмч. 4 февраля, 23 ноября
- Дионисий Валаамский, прмч. 5 марта
- Дионисий Ватопедский, прмч. 13 августа
- Дионисий Византийский, мч. 16 июня
- Дионисий Глушицкий, игумен 14 июня, 25 октября
- Дионисий Ефесский 17 августа, 4 ноября
- Дионисий Коринфский, мч. 23 марта
- Дионисий Лампсакский, мч. 31 мая
- Дионисий Пергийский (Памфилийский), мч. 4 мая
- Дионисий Печерский, Щепа, иеромонах, затворник 10 сентября, 16 октября
- Дионисий Требийский, мч. 31 августа
- Дионисий Фракийский, мч. 19 мая
- Преподобный Дионисий Радонежский 25 мая
- Святитель Дионисий Александрийский, епископ, исповедник 18 октября
- Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч. 17 января, 16 октября
- Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский 9 июля, 28 октября
Значение имени имеет необычайно важный смысл, ведь с этим словом человек будет идти всю свою жизнь. Выбирая имя ребенку, родители часто обращают внимание на характеристику слова и знаменитых исторических личностей, которые будут малышу тезками. Имя Дионисий – не исключение. Если вы хотите назвать своего сына Денисом, будет полезно знать все о происхождении и значении этого древнего христианского имени.
Происхождение имени Дионисий
Как и многие другие традиционные христианские имена, Дионисий – наследие греческой традиции. Зародилось это имя задолго до христианства, при этом означало принадлежность носителя богу Дионису.
Дионис, известный в греческой мифологии еще в эпоху до Троянской войны, покровительствовал растительному миру, виноградарству, веселью.
Из греческого языка это имя перешло в большинство языков индоевропейской группы.
В России это имя, благодаря православной традиции и святцам, широко распространено, но претерпело некоторые изменения. Дионисий – устаревшая форма. Сейчас так называют младенцев лишь при крещении, а в обычной жизни используют мирскую форму – Денис. По статистике, из десяти тысяч младенцев-мальчиков 172 ребенка – Денисы. Такие данные лишь подтверждают тенденцию возрастания популярности исконных православных имен.
Описание имени Дионисий
Родители часто обращают внимание на характеристику имени, выбирая, как назвать своего ребенка. Существует связь между именем и характером. Так как исторически имя Дениса (Дионисия) произошло от имени божества Диониса, это накладывает некоторый отпечаток на носителя. Считается, что у Денисов обычно более легкий нрав, они не лишены яркого чувства юмора. В народных поверьях Денису приписывают подвижность и энергичность, он гораздо более гиперактивны других детей. Такие люди – носители положительной энергетики, оптимисты.
В школьном возрасте Денис – главный непоседа в классе. Важно направить его неуемную сущность по правильному вектору. Когда Денис занимается тем делом, что ему по душе, у него нет равных среди одноклассников и сверстников. Кроме того, такие дети обычно очень эмоциональные, при этом с творческим, креативным складом ума. Денис, заразившись новой идеей, немедленно торопится претворить ее в жизнь, привлекая сторонников, помощников в ее реализации. Если на его пути появится другая идея, лучше и интереснее прежней, то он может бросить предыдущие начинания, утратив к ним интерес.
Денис – человек-праздник. Согласитесь, это очень похоже на языческое божество, давшее ему такое имя. Он общительный и дружелюбный. Вырастая, с каждым годом обзаводится все большим количеством друзей. Строгие ограничения стесняют широкую натуру Дионисия, но при этом он не нарушает традиций морали. Такой человек всегда умеет правильно вести себя в любом обществе.
Дионисий по натуре очень чувственный и сентиментальный человек. У него большое сердце, поэтому он не лишен чувства сострадания. Делам, которые увлекают его по-настоящему, Дионисий будет отдаваться сполна. Обретя путь к Богу, Денис будет искренне верующим человеком, чтящим Божий Закон. Недаром в православных Святцах упомянуты многие святые Дионисии, заслужившие память своими праведными деяниями.
Когда празднуют православные именины Дионисия
По Святцам, почти в каждом месяце церковного календаря есть упоминание святого Дионисия и день, посвященный памяти его. Мы предлагаем узнать вам о самых известных представителях этого имени, чью память чтят в православии. Так вы сможете выбрать наиболее подходящего покровителя для своего сына согласно Святцам.
17 января, 16 октября. Дионисий Ареопагит
Священномученик. Имя этого святого старца известно православным людям как одного из Апостолов от семидесяти. Родившись и отучившись в Афинах, он много странствовал. В Египетских своих странствиях Дионисий стал свидетелем, как солнце затмилось в момент распятия Иисуса Христа. Позднее, вернувшись в Грецию, он был избран в члены Ареопага – древнейшего совета мудрецов.
Столкнувшись с апостолом Павлом, Дионисий уверовал во Христа, при этом стал верным последователем его, выбрав Павла своим духовным наставником. После казни Павла Дионисий, несмотря на гонения со стороны римлян, продолжал нести свет христианского учения, пока не был схвачен и подвергнут чудовищным пыткам. От него требовали отречься веры и предать Христа, но Дионисий не отказался от своих убеждений. За это римляне обезглавили его.
За свою жизнь Дионисий Ареопагит написал немало богословских текстов, которые дошли стараниями его сподвижников до наших дней. Все они имеют большое значение для христианства, поясняя многие важнейшие моменты канона.
Самое известное его сочинение – «О небесной иерархии», детальная энциклопедия о взгляде христианства на ангельский мир.
25 мая. Дионисий Радонежский, Преподобный
Один из почитаемых в православии святых был настоятелем Свято-Успенского монастыря в городе Старице. До этого Дионисий был священником в одной из церквей, но после того как в начале 17 века его жена и сыновья отдали Богу душу, он принял монашеский постриг.
С его историей связана жизнь первого Московского патриарха Иова, которого царь-самозванец Лжедмитрий Первый сослал в монастырь в вечное заключение. Но Дионисий Радонежский воспротивился воле самозванца, поэтому тепло отнесся к Иову. Он втайне ото всех помогал патриарху, делясь с ним богословскими книгами и пищей, создал для него комфортные условия. Когда Иов умер, Дионисий установил надгробие на его могиле. В нелегкие для России времена Смуты Дионисий Радонежский был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Он сделал все, чтобы сохранить обитель и восстановить ее после осады Лжедмитрия Второго.
Другие даты в православных Святцах, связанные с именинами для Дениса:
4 февраля;
5 и 23 марта;
4, 19, 31 мая;
14, 16 июня;
9 июля;
13, 31 августа;
10 сентября;
18, 25, 28 октября.
Когда празднуют католические именины Дионисия
В католической традиции святых с таким именем почитают не меньше, чем в православии. В том числе есть у них и свои памятные дни, в которые принято поздравлять мальчиков с днем ангела.
Уже упомянутый нами Дионисий Ареопагит имеет значение и для католической церкви. Его память чтут 9 октября. Главная церковь средневековой Франции, Сен-Дени, была названа именем этого святого. По преданиям, построена она на месте его погребения. Также католики отмечают именины Дионисия 26 февраля, 8 апреля, 25 июня, 17 и 29 ноября и 30 декабря.
Формы имени Дионисий
В русском языке Дионисий долгие века имел народные формы: Денис, Денисий. Официальными, а не просторечными, эти имена стали только в начале двадцатого века. Хотя нам известны видные соотечественники, которых называли Денисами, например, драматург Денис Фонвизин и герой войны 1812-го года Денис Давыдов.
Сокращенно Денисов и Дионисиев называют Дениска, Денька, Деша. В последние годы распространено сокращение Дэн.
В большинстве европейских языков распространена такая форма имени, как Деннис (или Дэннис). Но у итальянцев это имя будет звучать как Дьониджи, а у жителей Венгрии – Денеш. Это исконно христианское и древнее имя распространено широко по всем странам, не важно, какую форму христианства там исповедуют.
Именины Дениса (День ангела Дениса) по православному календарю
16 ноября 2019 в 13:02
Календарь, когда по церковному календарю именины Дениса
Святые с именем Денис почитаются 31 раз.
- 17 января — Дионисий Ареопагит, священномученик, епископ, Афинский (70 апостолов);
- 6 февраля — Дионисий Олимпийский, преподобный;
- 5 марта — Дионисий Валаамский, преподобномученик;
- 23 марта — Дионисий Коринфский, мученик, Дионисий Коринфский (другой), мученик;
- 28 марта — Дионисий Кесарийский Палестинский, мученик, Дионисий Кесарийский Палестинский (другой), мученик;
- 29 марта — Дионисий праведный;
- 4 мая — Дионисий Пергийский (Памфилийский), мученик;
- 19 мая — Дионисий Фракийский, мученик;
- 25 мая — Дионисий Радонежский, архимандрит;
- 31 мая — Дионисий Лампсакский, мученик;
- 14 июня — Дионисий Глушицкий, игумен;
- 16 июня — Дионисий Византийский, мученик;
- 8 июля — Дионисий Афонский, преподобный;
- 9 июля — Дионисий Суздальский, архиепископ;
- 13 августа — Дионисий Ватопедский, преподобномученик;
- 17 августа — Дионисий Ефесский;
- 31 августа — Дионисий Требийский, мученик;
- 6 сентября — Дионисий, архиепископ, святитель, Закинфский (Перенесение мощей);
- 12 сентября — Дионисий Островский, преподобный;
- 19 сентября — Дионисий Александрийский, мученик, чтец;
- 16 октября — Дионисий Печерский, Щепа, затворник, иеромонах, Дионисий Ареопагит, священномученик, епископ, Афинский;
- 18 октября — Дионисий Александрийский, исповедник, епископ;
- 25 октября — Дионисий Глушицкий, игумен;
- 28 октября — Дионисий Суздальский, архиепископ;
- 4 ноября — Дионисий Ефесский;
- 14 ноября — Дионисий Глушицкий, игумен;
- 23 ноября — Дионисий Щегопев, иерей, священномученик;
- 2 декабря — Дионисий, мученик;
- 3 декабря — Дионисий Доростольский, мученик;
- 12 декабря — Дионисий, священномученик, епископ, Коринфский;
- 30 декабря — Дионисий, архиепископ, святитель, Закинфский.
Характеристика именинника Дениса:
Русская форма имени древнегреческого бога веселья, плодородия и виноделия Диониса. Он известен также во Фракии, в Риме как Бахус, Вакх. Денис XXI века с богом любителей вина встречается редко. Это способный, усидчивый и очень аккуратный человек Препятствия в жизни он с легкостью обходит, везение словно придается ему вместе с именем. Успешно работает в правоохранительных органах, служит в армии, может быть хорошим военным или инженером. Жену Денис выбирает очень тщательно – ему надо, чтобы она была красивая, умная, хорошая хозяйка, а главное – состоятельная.
Поздравление с именинами Дениса:
Не забывайте отмечать именины Дениса и поздравлять Дениса с днем ангела.
Денис – замечательный парень,
Надежный и преданный друг.
Талантливый ты созидатель,
И ласковый, нежный супруг.
Желаю в твой день именинный,
Тебе только радостных дней,
Чтоб шел ты по жизни счастливым,
К своей вдохновенной мечте!
*****
Справляет Денис день своих именин.
В честь тезки Диониса выставит вин
И марок различных, и всяких сортов —
В день Ангела всех угощать он готов!
Друзей у Дениса по жизни немало —
Не будь он капризен, их больше бы стало.
В общении легок и скор на подъем,
И трудности в жизни ему нипочем.
Веселый и радостный часто бывает,
Но слово на ветер Денис не бросает.
Он верный товарищ и преданный друг,
В работе поддержит, украсит досуг!
Дениса с днем Ангела мы поздравляем
И благ всяко-разных ему пожелаем!
И помни, Денис, что ты нами любим,
Как друг очень ценен и необходим!
*****
Будь счастлив ты всегда, Денис!
Пусть жизнь кипит ключом
Чтобы любой судьбы каприз
Тебе был ни почем.
Здоровья крепкого, любви,
Желаний исполнения,
Чтоб были дни твои полны
Приятного волнения.
Успехов творческих во всем
Удач везде, всегда,
Чтоб вечно в небе голубом,
Была твоя звезда.
Священномученик Дионисий Ареопагит
Священномученик Дионисий Ареопагит происходил от благородных родителей – язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах . В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости , в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников.
Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь , где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии . В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:
– Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!
Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделали членом Ареопага.. Когда святой Апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа , тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом . – Апостол Павел спросил его:
– Кого вы почитаете за Бога?
Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других . Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, Апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». – Он спросил Дионисия:
– Кто сей «Неведомый Бог»?
– Тот, – отвечал Дионисий, – Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца.
Услышав сие, Апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия Апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей. Будучи не в силах видеть Его страдание, , солнце изменилось в мрак, и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо. – «Итак, Дионисий, – заключил свои слова святой Апостол Павел, – веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу».
Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа. Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий начал упрашивать Апостола помолиться о нем Богу, дабы Он был к нему милосерд и сопричислил бы его к рабам Своим.
Когда Апостол Павел уходил из города Афин, один слепец, о котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял Апостола даровать ему прозрение. Святой Апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, сказал:
– Господь мой Иисус Христос, Который «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан.9:6), и даровал ему зрение, Тот да просветит и тебя Своею славою!
И тотчас после сего слепой прозрел. Апостол Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать:
– Меня послал к тебе Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов.
Слепец отправился и сказал то, что повелел Апостол Павел; вместе с тем, он проповедовал о Божием благодеянии, оказанном ему чрез Апостола. Увидав известного ему слепца прозревшим, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе с своею женою Дамарою , с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к Апостолу Павлу и крестился от него. После сего Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к Апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал Апостол. Чему Дионисий научился от Апостола Павла, о тем свидетельствуют его сочинения: «О Божественных Таинствах» . Впоследствии Дионисий был поставлен Апостолом Павлом во епископа, и из Солуни отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей.
Сей Дионисий слышал проповедь не одного только Апостола Павла, но и всех Апостолов. Он находился в их сонме в то время, когда они все были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы. Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия и первоверховного Петра. Там же Дионисий видел И Иоанна Богослова с учениками Апостола Павла святыми Тимофеем и Иерофеем и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры.
После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым Апостолом Павлом церковь Божию. Затем Дионисий, подобно святым Апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его – блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял святой Климент, епископ римский . Прожив с ним недолгое время, святой Дионисий был послан Климентом – вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией – в Галлию для проповеди здесь слова Божия язычникам.
Придя с ними в Галлию, святой Дионисий стал проповедовать слово Божие обитателям той страны, и в городе Париже многих обратил от идолослужения к вере в Господа. Там он построил церковь на собранные новообращенными христианами средства. В сей церкви Дионисий совершал бескровные жертвы, моля Бога, чтобы Он даровал ему силу привлечь к Церкви многих словесных овец. Когда таким образом распространялось здесь слово Божие, началось вторичное после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом .
Сей император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан. Придя в город Парих, Сисиний приказал прежде всего схватить для мучения Дионисия, прославившегося чудесами и мудростью Божией; вместе с ним были взяты Рустик и Елевферий, прочие же из братии удалились на проповедь в другие страны. Святой Дионисий в сие время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Когда он, крепко связанный, вместе с Рустиком и Елевферием, приведен был к полководцу Сисинию, последний, взглянув на него, с гневом произнес:
– Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям?
Святой отвечал:
– Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.
На вопрос Сисиния: «Кого он почитает за Бога», – святой Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.
Но воевода, уподобившись глухому аспиду и не желая слушать спасительной проповеди, спрашивал всех троих, – Дионисия, Рустика и Елевферия, желают ли они повиноваться царю и принести языческим богам жертвы. Они же, как бы едиными устами, отвечали:
– Мы – христиане, почитаем Единого Бога, Который на небе, и Ему мы покланяемся; приказанию же царскому повиноваться не будем.
Тогда Сисиний приказал обнажить Дионисия и без милосердия бить веревками. Святой всё сие терпел, благодаря Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем. Также точно мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и наипаче Самим Богом, в терпении прославляли Христа. Сисиний, сознавая, что скорее ослабнут руки палачей, чем изнеможет терпение святых, в тот же день велел бросить мучеников в темницу. На утро слуги вывели святого Дионисия из темницы и, по приказанию мучителя, положили его на раскаленном железе.
Между тем святой воспевал псалом: «Слово Твое весьма чисто , и раб Твой возлюбил его» (Пс.118:140). После сего, снявши святого с железа, бросили его на съедение зверям. Но святой оставался невредимым и от зверей, потому что Бог заграждал уста их. Затем святого бросили в сильный огонь, но и там он остался невредимым, ибо огонь не касался святого и не причинил ему никакого вреда; после сего он снова был брошен в темницу к Рустику и Елевферию. В темницу к Дионисию приходили многие из верующих и святой совершал там для них Божественную литургию и причащал их св. Таин Тела и Крови Христовых.
Когда он совершал Божественную литургию, верующие видели над блаженным Дионисием несказанный свет: с воинством ангелов являлся Царь Славы и, поскольку возможно было сие для телесных очей верующих, они взирали на Него. По прошествии некоторого времени, Дионисий, Рустик и Елевферий были выведены из темницы и представлены к военачальнику, который снова увещевал их принести жертвы идолам. Святые не повиновались, но исповедали Христа Бога Истинного. Тогда мучитель в гневе приказал беспощадно бить святых, а потом осудил их на усечение мечом.
Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой , то Дионисий молился, взывая:
– Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною. Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими. Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив для тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.
Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик.
По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа. Принявши главу святого, Катулла пожелала взять и тело, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласив в свой дом сторожей, радушно угостила их и оделила подарками, приказав в то же время христианам взять святое тело Дионисия. Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова.
Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь .
Тропарь, глас 4:
Благости научився, и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпал еси от сосуда избранного неизреченная, и веру соблюд, равное течение совершил еси: священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшаго Апостола , Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя. Темже зовем: радуйся отче всемирный.
Примечания:
Ареопагит – член верховного Афинского государственного совета и судилища – Ареопага.
Афины – столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р.Х.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран.
Еллинский – греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности.
Илиополь – город в Африке; находится на правом берегу реки Нила, на одном из его восточных рукавов, – на юге нижнего Египта.
Астрономия – наука, изучающая законы движения светил небесных. Египетские ученые, именно жрецы, в особенности славились изучением этой науки.
Во время второго великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, – около 54 г. по Р.Х.
Подробно о сем повествуется в книге Деяний Апостольских: 17:15-34.
Кронос или Хронос – бог времени, сын Урана (Небо). Греки думали, что он произвел на земле золотой век, существовавший в первый период жизни рода человеческого. – Афродита или Венера – богиня женской красоты и любви. – Зевс (или Юпитер – у римлян) почитался у греков главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. – Гефест – бог огнедышащих гор и покровитель кузнечного искусства. – Гермес – бог, покровитель торговли и всякого рода сношений между людьми и богами, – вестник воли богов. – Дионисий или Вакх – бог вина и веселья. – Артемида или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты.
О Дамаре упоминает и книга Деяний Апостольских: 17:34.
«Таинственное богословие», – как иначе называется это сочинение, – рассуждает о том, что все человеческие представления и определения Бога не выражают Его сущности и что Боговедение должно состоять в таинственном созерцании непостижимого Божественного Существа.
Память Апостола Тимофея 22 января. – О святом Иерофее Афинском см. 4 октября.
Нерон – римский император (54-68 гг. по Р.Х.) – был первым жестоким гонителем на христиан. В 66 или 67 г., во время сего гонения, претерпел мученическую кончину св. Апостол Павел, осужденный на смерть чрез усечение мечом.
Святой Климент, третий епископ города Рим (с 92 по 101 г.). Претерпел мученическую кончину при императоре Траяне (в 101 г.). Памятником его деятельности на пользу церкви осталось его послание к Коринфянам.
Галлия – нынешняя Франция.
Париж – ныне столица Франции, на реке Сене; в древности называлась Лютеция.
Впоследствии здесь был знаменитый монастырь «Сен-Дени», усыпальница древних французских королей.
Домициан царствовал с 81 по 96 г.
У римлян были те же боги, что и у греков, только с другими именами.
Аспид – род ядовитого змея. Этим словом в богослужебных книгах иногда называется диавол.
Псалмопевец говорит в данном стихе псалма о слове Божием, заповедях Божиих, которые он возлюбил боле всего. Претерпевая огненные мучения, святой Дионисий как бы забывает о них, а имеет на устах лишь слово Божие.
Ареева, т.е. Марсова. Арей или Марс – языческий бог войны.
Поприще – мера расстояний; оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляют 1380 саженей или 2,75 версты.
Дионисию Ареопагиту, кроме вышеозначенного, принадлежат еще следующие сочинения: а) «О небесной иерархии», в котором излагается учение о девяти чинах ангельских, с объяснением свойств и обязанностей каждого; б) «О церковной иерархии», – где излагается учение о степенях церковной иерархии с таким же объяснением; в) «Об именах Божиих»; здесь Дионисий разъясняет значение имен Божиих, употребляемых в Священном Писании и г) «Десять писем к разным лицам».
Под «сосудом избранным» здесь разумеется св. Апостол Павел, просветивший светом христианства святого Дионисия.
Т.е. Апостола Павла (2Кор.12:2).
Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского
Из всех афинян, обращенных святым Павлом ко Христу, лишь Дионисий Ареопагит и Дамарь названы по именам. О Дамари почти ничего не известно, хотя ее имя есть в святцах (день ее памяти приходится на 2 октября, то есть накануне дня святого Дионисия). Святой Дионисий же является одной из самых противоречивых фигур в истории ранней Церкви. На протяжении веков верили, что известное духовное сочинение под названием «Мистическое богословие» написано именно священномучеником Дионисием Ареопагитом, другом апостола Павла. Однако большинство исследователей полагают, что автор этих сочинений жил в более позднее время, поскольку о них, по всей видимости, ничего не было известно в первые века Христианства, и у Отцов Церкви раннего периода нет о них ни единого упоминания. Стиль, содержание и богословский язык этих произведений говорят о том, что они были написаны в V веке по Рождестве Христовом автором сирийского происхождения. Ссылки на развитую структуру монашеской жизни и более поздние элементы церемониальной и пенитенциарной системы также не позволяют отнести их непосредственно к апостольским временам. Об их происхождении веками спорили исследователи Востока и Запада.
Некоторые сторонники православного традиционализма до сих пор утверждают, что эти работы действительно принадлежат перу святого Дионисия Ареопагита, а более поздний тон и стиль возник в результате перевода и переноса в сирийский текст.
Епископ Каллистос Вэр, сторонник общепринятого мнения о более позднем авторстве этих текстов, пишет: «Эти книги столетиями считались произведениями святого Дионисия Ареопагита, обращенного апостолом Павлом в Афинах; фактически же они принадлежат перу неизвестного автора, жившего, по всей вероятности, во второй половине V века в Сирии… Преподобный Максим Исповедник (почил в 662 году) составил комментарии на работы святого Дионисия, после чего за ними закрепилось постоянное место в православном богословии. Дионисий оказал огромное влияние и на духовную жизнь Запада: например, подсчитано, что в Сумме Фомы Аквинского приводится 1760 цитат из работ Дионисия, а один из английских летописцев XIV века свидетельствует, что «Мистическое Богословие «Дионисия пронеслось по Англии как дикий олень…»
Независимо от того, кто является подлинным автором этих работ, стоит вкратце рассказать о том, что известно о святом Дионисии. Это поможет православному паломнику понять, каким был этот любимый многими и издревле почитаемый святой.
Во времена проповеди апостола Павла в Афинах Дионисий являлся одним из девяти членов престижного Совета Ареопага, который на протяжении веков создавал для Афин законы. Согласно греческой мифологии, этот Совет основала сама Афина для суда над Орестом, убившим свою мать. Исторически же его создание относят к гомеровским временам: тогда он уже осуществлял административные, судебные и религиозные функции. С течением времени его полномочия значительно сократились, и к V веку до Рождества Христова, то есть к моменту правления Перикла, в его обязанности входило рассмотрение дел о преднамеренных убийствах, отравлениях, поджогах и решение некоторых религиозных вопросов, а также забота о священных оливковых деревьях. Без сомнения, при римлянах полномочия Совета были еще больше урезаны. Этим объясняется и тот факт, что апостол Павел был призван на заседание Совета, напоминавшее скорее обсуждение, чем официальное разбирательство. Тем не менее, положение судьи было более чем почетным.
Дионисий оказался среди тех, кто слушал апостола Павла, прибывшего в Афины около 50 года нашей эры, и хотя озадаченная толпа отнеслась к словам апостола с издевкой, Ареопагит задумался над ними, уверовал и принял крещение.
Со временем святой Павел рукоположил Иерофея и поставил его первым епископом Афин. Возможно, это тот человек, о котором повествует книга Деяний Апостолов: человек, обратившийся ко Христу вместе с Дионисием и Дамарью. По преданию, он также являлся членом Совета Ареопага, в дальнейшем став мудрым и добродетельным епископом. Он принял мученическую кончину в I веке от Рождества Христова, и сам Дионисий сменил его на посту иерарха. И Павел, и Иерофей были духовными наставниками Дионисия.
Много лет Дионисий управлял своей афинской епархией и, согласно принятому в Греции варианту его жития, мог быть в Риме во время последнего заточения святого апостола Павла; мог успеть попрощаться с Апостолом и стать свидетелем его мученической кончины. Тем не менее, святой Дионисий Ареопагит также погиб как мученик.
В одном из апокрифов, касающихся жития святого Дионисия, есть рассказ о том, как в Страстную Пятницу, в день распятия Спасителя в 33 году нашей эры, святой Дионисий, находясь в египетском городе Гелиополисе, вместе со всеми наблюдал, как потемнело небо и солнце спрятало свои лучи. Говорят, что он в этот момент произнес: «Либо страждет Бог, либо близок конец всему!» Рассказывали еще, что он ходил в Иерусалим для встречи с Божией Матерью, и что святой Дионисий, святой Тимофей и святой Иерофей были перенесены на облаках к месту Ее успения, как и апостолы, и присутствовали на Ее погребении. Первый рассказ об этих событиях содержится в тех же сирийских текстах V века; и хотя эти эпизоды были впоследствии включены в православные варианты жития святого Дионисия, в более ранних из дошедших до нас источниках Отцы Церкви ни словом о них не упоминают.
Глава священномученика Дионисия была передана Императором Алексием I Комнином (1081—1118) Дохиарскому монастырю на Горе Афон, где она находится и по сей день.
Холм Ликабетос — часовня святого Георгия
Вершина холма Ликабетос с часовенкой святого Георгия видна с площади Синтагма и во многих других местах в Афинах. В прошлом склоны этого холма были почти отвесными. В XVII веке на его вершине построили часовню святого Илии, но подниматься по почти вертикальному склону было трудно, и часовня оказалась заброшенной сразу после завершения строительства. Однако в 1834 году монах по имени Эммануил Лулудакис поднялся на Ликабетос, расчистил развалины и восстановил часовню, посвятив ее свяотму Георгию. Поскольку отец Эммануил не вернулся, знавшие его решили, что он погиб при восхождении на гору. Через три года некоторые из жителей Афин заметили на вершине холма огни, и, забравшись туда, чтобы выяснить их происхождение, обнаружили, что монах создал там райский уголок с садами и двориком. На пожертвования местных жителей была построена дорога, и часовенку стали посещать молящиеся, особенно в дни Пасхи. Отец Эммануил отошел ко Господу в 1885 году, его могилка находится здесь же, на холме Ликабетос. В часовенке иногда происходили чудеса. С вершины этого холма открывается прекрасный вид на Афины.
Храм святого Евстафия
(Свят. Григорий Нисский, вмуч. Феодор Тирон и вмуч. Феодор Стратилат, св. Георгий Новый Мученик Неаполисский)
В небольшой церковке св. Евстафия в районе Периссос в Неа Ионии хранятся мощи одного из великих отцов-каппадокийцев — святителя Григория Нисского, сына св. Эмилии и брата святителя Василия Великого и преп. Макрины. При обмене населением после Малоазийской Катастрофы мощи были перевезены в Афины из турецкого города Неаполис, расположенного чуть к югу от Ниссы, где они покоились столетиями.
В этом же храме пребывают мощи двоих самых прославленных христианских воинов времен ранней Церкви — великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, а также новомученика Георгия Неаполисского, священника, принявшего смерть за Христа в Турции в XVIII веке.
Иконостас храма св. Евстафия написан известным иконо-писцем двадцатого века Фотисом Контоглу.
Святитель Григорий Нисский
Чтение жития святителя Григория утешительно для христиан начала XXI века. Подобно многим из нас, он в молодые годы имел прохладное отношение к вере, и лишь спустя годы стал благочестивым христианином и богословом. В его краткой, легкодоступной для чтения биографии обычно не упоминается тот факт, что благочестивая жизнь его матери Эмилии не казалась юноше особенно привлекательной. Теплые источники веры, обильно питавшие его сестру Макрину и брата Василия, оставляли его равнодушным. В детстве он обладал слабым здоровьем и потому получил хорошее, но несколько бессистемное образование. Похоже, он не посещал Афинскую Академию. Погрузившись в изучение греческого и римского классического наследия, после смерти отца он поселился на причитавшейся ему части отцовских имений и не пожелал постоянно заниматься каким-либо делом.
Когда Григорию было около двадцати лет, в монастырь, где служила настоятельницей его мать, были привезены мощи сорока мучеников севастийских, и сестры готовились к торжественной службе в честь перенесения мощей в этот монастырь, расположенный в местечке Анесси в Понте (на территории современной Турции). Мать попросила Григория присутствовать на службе. Он пошел туда, скрепя сердце, но, как только она отвернулась, выскользнул из храма в сад, где рассчитывал переждать, пока окончится служба. Раздраженный, он уснул, и ему приснилось, что хочет вернуться в храм, но сорок вооруженных воинов-мучеников преграждают ему путь при попытке пройти в ворота. Они угрожали ему копьями, и если бы один из их числа не оказал ему милостивого заступления, воины применили бы к нему силу. Григорий проснулся в слезах — настолько ярким было сновидение — и в раскаянии вернулся в храм на службу.
На некоторое время он стал прилежным прихожанином и даже служил чтецом, ежедневно читая в храме положенные отрывки из Библии. Но вскоре оставил это занятие, чтобы попробовать свои силы в риторике, подобно своему отцу, который был преуспевающим юристом. Друг будущего святого, Григорий Назианзин, который вместе с Василием уже успел связать себя обетами целомудрия и служения Церкви, писал ему: «Итак, ты решил называться ритором, а не христианином… Знаешь, друг мой, не нужно долго на этом задерживаться. Лучше протрезвей, пока не поздно, снова стань самим собой и проси прощения у Бога и братьев-христиан». Риторика, по словам Григория Назианзина, ведет к «неблагородной славе». Кажется, это письмо не произвело на Григория большого впечатления. Несколько лет он старался сделать карьеру ритора, после чего женился на красавице по имени Геособия. О ней мало что известно. Похоже, они с Григорием прожили вместе как муж с женой весьма недолгое время, хотя она, возможно, и оставалась в его доме до конца своих дней. Двадцать лет спустя она умерла, оплакиваемая всеми, и святитель Григорий Назианзин воспел ее, назвав «славой Церкви, украшением Христа, помощницей нашего поколения, надеждой жен, прекраснейшей и славнейшей из всех верных».
Долгие годы после этого брака Григорий оставался в Кесарии, проживая наследство, занимаясь чтением и написанием сочинений, но чувствовал себя «щепкой, плывущей по течению», как он сам признавался Григорию Назианзину. Он все еще испытывал неуверенность, сомневался в своей вере, в своем будущем и в себе самом. В это время Василий пригласил его в Ибору пожить в лесу в основанной им общине. Именно здесь, как утверждает церковный историк Роберт Пэйн, «его религиозность усилилась, и к нему стало приходить ощущение вечной благости Божией и тленности всего сущего». Здесь он написал свою первую книгу «О Девстве», в которой говорится о скоротечности земного брака, родовых муках, о горечи потери ребенка и отчаянии при потере супруги (читатель задается вопросом, приходилось ли автору в браке самому терять любимое дитя, настолько правдоподобно он описывает боль матери.) Он противопоставляет всему этому безбрачную жизнь, чистоту целомудренной души и ее способность достичь Неба.
Священство он принял, вероятнее всего, около 362 года, в возрасте приблизительно двадцати семи лет и, возможно, в Иборе. Годы священства он провел тихо, живя в Понте, и лишь в 371 или 372 году помимо своей воли оказался на виду всей Церкви: его брат, Василий (теперь уже епископ Каппадокии), вынудил его стать иерархом Ниссы, малоизвестного небольшого селения в десяти милях от Каппадокии. Каппадокийская епархия, в свое время огромная и влиятельная, была намеренно поделена на части императором-арианином Валенсом с целью ослабить власть и авторитет святителя Василия. Василий отчаянно старался укрепить свою урезанную епархию в борьбе с соседом — еретиком Анфимом, епископом Тианы, и другими ставленниками ариан. Для этого он спешил устраивать новые епископские кафедры, открывая их, как только находились люди, способные их занять. И его друг Григорий Назианзин, и брат Григорий Нисский вынуждены были уступить его настойчивости и начать епископское служение, и оба были в связи с этим откровенно несчастны. Григорий Нисский потом говорил, что день посвящения в сан епископа был самым ужасным днем его жизни.
Святитель Василий часто жаловался на «полную простоту ума» Григория. Один из дошедших до нас эпизодов из их жизни обезоруживает своей слишком явной человеческой слабостью: Григорий как-то обнаружил, что Василий ожесточенно ссорится с их дядей, епископом Понта, по вопросам церковной политики. Зная силу характеров обоих, Григорий понял, что просто так помирить их не удастся. Тем не менее, он очень хотел положить конец этой борьбе. Он, ничтоже сумняшеся, написал святителю Василию три письма от имени дяди — его оппонента, в которых тот якобы просил о прощении и примирении. Святитель Василий поверил в их подлинность, но когда дядя горячо опроверг факт написания им этих писем, Василий с гневом укорил Григория:
«Невозможно спорить с тобой в письме. Как мне наказать тебя, как ты того заслуживаешь, за крайнюю простоту твоего ума? Ты трижды попал в ловушку. Три раза ты позволил себе оказаться в западне. Фактически, ты подделал это письмо и принес его мне как бы от достойнейшего из епископов — нашего с тобой дяди, — и ты пытался обмануть меня! Не понимаю, зачем ты все это делаешь! Я получил это письмо как бы от самого епископа, считая, что ты лишь доставил его мне, да и как я мог думать иначе? Я был в восторге, показывал письмо друзьям, благодарил Бога за такую милость. А теперь обман раскрыт, епископ сам подтвердил, что не является его автором… И вот я пишу тебе, чтобы отругать тебя за необыкновенную простоту, каковая, по моему мнению, не подобает христианину, тем более в данном случае. Умоляю тебя в будущем думать, что делаешь, и не заставлять меня расхлебывать последствия твоих действий — я говорю сейчас предельно откровенно, поскольку ты не достоин решать великие дела».
Тот факт, что Василий вообще поставил его епископом, показывает, как отчаянно он нуждался в православных иерархах. Уж он-то знал, насколько его брат не пригоден к исполнению обязанностей епископа. Григорий, не способный управлять и привести в порядок свою осажденную арианами епархию, вскоре запутался окончательно. Он призвал местный синод, состоявший из епископов окрестных провинций, оказать поддержку брату в его борьбе за Православие, но не смог действовать, как того требовала ситуация, и синод начал наносить по нему удары. Через три года после принятия им сана епископа человек по имени Филокарес, при поддержке правителя Понта, обвинил его в растрате епархиальных фондов. И хотя ложность этого обвинения была потом доказана, ариане уже были настроены против него и стремились завладеть его епархией. Григорий, болевший в то время плевритом, был взят под стражу и закован в цепи. Он должен был предстать перед церковным судом, но, как пишет Пэйн, «сбежал, что характерно». Просто ушел от стражников в леса, потом годами скрывался в отдаленных имениях своих друзей. Синод епископов поспешил сместить его с кафедры. Епископский сан был возвращен ему лишь после смерти императора Валенса в 378 году. На следующий год умер его брат Василий, и Григорий остро чувствовал боль потери. Но, с другой стороны, теперь он, кажется, был свободен от прозябания в тени одного из поистине величайших иерархов в истории Церкви. Перед ним открывалась перспектива плодотворной деятельности.
На протяжении многих лет Григорий писал, и его слово имело отклик в сердцах людей. Одно из самых прекрасных его произведений — это житие его сестры, преподобной Макрины, скончавшейся через несколько месяцев после смерти святителя Василия. Это одно из самых волнующих произведений житийного жанра. Автор рассказывает о последних днях жизни святой Макрины, своих долгих разговорах с ней о жизни, смерти и грядущем воскресении. Еще одна из его известных работ называется теперь «Великий Катехизис или Разговор о Религиозном Воспитании» — запись его неформальной беседы с катехизаторами в Ниссе. Его перу также принадлежат два пространных опровержения ересей Евномия и Апполинария, произведение под названием «Жизнь пророка Моисея», проповеди, очерки в похвалу различных святых и множество писем — около двадцати из них дошли до нас. Несмотря на то, что жизнь его была исполнена печали и сомнений, в глубине его души всегда цвела надежда, и сам он был мистиком. В его произведениях неизменно возникают и повторяются мотивы общего для них со святителем Василием восхищения природой, любви к истинному, богоподобному образу человека до грехопадения и после всеобщего Воскресения, надежды на спасение любовью Божией и Его милосердием. Не имея, в отличие от Василия, систематического, строго классического образования, он черпал из более скромного источника самообразования, и нашел свой драгоценный родник. Его обвиняли в склонности к универсализму, вере в восстановление всего и вся во Христе в последний день. Однако его работы Церковь никогда не предавала анафеме, как в случае с Оригеном. Вероятно, причина в том, что уже после первого прочтения становится ясно: эта склонность проистекает не из рациональной философии, более всего озабоченной оправданием самой себя, а из сердца, преисполненного любовью к творению. Он не читает лекций, а уносит зачарованного собеседника на крыльях своего вдохновения. Чистота, вера, любовь к молитве, любовь к Богу — все его работы пронизаны жаждой Божественного Присутствия; пусть он и не стоял на земле так же твердо, как святитель Василий, он восполнил этот недостаток ощущением Неба, наполняющего каждое мгновение повседневной жизни.
Произведения Григория исполнены подлинной духовности, и его современники это понимали. Григорий присутствовал на Антиохийском Соборе, рассматривавшем ереси Мелетия, и по просьбе участников Собора ездил в Палестину и Аравию для умирения нестроений, возникших в связи с этой ересью. Участвовал он и в работе Второго Вселенского Собора, созванного в 381 году в Константинополе. Собравшиеся говорили о нем как о «великом столпе Церкви». В те времена быть на стороне Григория считалось достаточным для доказательства того, что ты являешься истинно православным, и именно на этом Соборе было окончательно ниспровергнуто арианство. Помимо этого, многие считают, что Григорий мог быть автором той части Символа Веры, в которой говорится о Святом Духе: эта часть была добавлена к основному тексту Символа Веры на Втором Вселенском Соборе. Он был близким другом многих великих мужей и жен того времени: свят. Мелетия Антиохийского, св. Иеронима и св. Олимпиады, дружившей со свят. Иоанном Златоустом. Он заслужил уважение к себе точными, прекрасно выраженными формулировками и объяснением Православной веры. Уважение это было так велико, что в 787 году участники Седьмого Вселенского Собора, оглядываясь на прошедшие с тех времен пять столетий жизни Церкви, восславили его и назвали «отцом Отцов». В каком-то смысле он оказался на месте Василия, а в чем-то и пошел дальше него.
Умер святитель Григорий примерно в 395 году.
Дионис – бог в греческой мифологии
Дионис – весёлый греческий бог – покровитель виноделия и плодоносных сил земли. Как и многие олимпийские божества, Дионис имеет двойственную природу. С одной стороны, это божество плодородия и изобилия, символизирующее энергию и любовь к жизни. Но с другой, «земная» стихия Диониса делает его божеством хтоническим, временами диким и кровожадным. Именно поэтому отправление культа Диониса в Древней Греции сопровождалось оргиастическими практиками и порой даже человеческими жертвоприношениями.
Из мифологии образ Диониса перекочевал в европейскую философию и стал олицетворением стихийного, иррационального и первобытного начала противостоящего аполлоническому началу – рациональному, структурированному и логичному.
Рождение Диониса
Все источники сообщают, что отцом Диониса был Зевс. А вот с матерью всё не так однозначно. Самые древние мифы указывают, что матерью Диониса могла быть Персефона или Деметра. Обе эти богини напрямую связаны со стихией земли и миром мёртвых. Однако в более позднем и распространённом варианте мифа матерью Диониса названа смертная женщина – дочь фиванского царя – Семела. Ревнивая богиня Гера, узнав об очередной измене мужа, решила покарать Семелу и внушила ей мысль потребовать от Зевса явиться на очередное свидание во всей его божественной мощи. Однако сила божественных громов и молний, объявших Зевса испепелили Семелу, владыка Олимпа лишь успел выхватить из пламени её нерождённого ребёнка. Поскольку младенец был недоношенным, Зевс зашил его в своё бедро и выносил до необходимого срока. Чтобы спрятать сына от Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание нимфам.
Однако гнев мстительной богини всё равно поразил Диониса. Гера наслала на Диониса безумие, которое и заставляло его мчаться по миру в окружении хмельных менад и сатиров, насылая такое же безумие на противников своего культа. В этом сюжете древние греки отразили саму двойственность природы: порой – ласковой и щедрой, а порой – жестокой и безжалостной. Но даже в самых диких своих проявлениях Дионис несёт людям определённое благо: он позволяет им скинуть с себя обыденность и скуку и отдаться первобытному огню, скрытому в каждом.
Значение Диониса в греческом пантеоне
Дионис был самым младшим из двенадцати богов-олимпийцев и наиболее близким к людям божеством: ведь он был рождён земной женщиной и воспитывался на земле. Появление в общественном сознании греков образа Диониса означало важную перемену в быту и социальном устройстве. Старшее поколение богов-олимпийцев, в целом, покровительствовало привилегированным слоям общества.
- Зевс, олицетворявший закон, порядок и традицию, ассоциировался с правителями;
- Арес и Афина – с воинским сословием;
- Аполлон – с философами, учёными, поэтами и родовой аристократией.
Простой люд тоже искал себе покровителей среди божеств. Купцы, моряки, ростовщики и воры стали почитать Гермеса. А крестьяне сделали своим богом Диониса. Поэтому можно сказать, что оппозиция «Аполлон-Дионис» возникла ещё в Древней Греции и тогда была связана с противостоянием двух социальных классов.
Основные мифологические сюжеты, связанные с Дионисом
Мстительная и жестокая природа Диониса прописана в тех сюжетах, где он сталкивается с противниками своего культа. Очевидно, в Греции действительно далеко не все приветствовали дионисийские гуляния, сопровождавшиеся пьянством, развратом и кровавыми жертвами. Известно, что греческие, а затем и римские власти старались превратить разгульные шествия в более нравственные и спокойные праздники урожая.
Борьба властей с культом Диониса отражена в мифах о царе Ликурге, на которого божество наслало безумие, из-за чего тот убил своего сына, думая, что разрубает виноградную лозу; и в сюжете о трёх дочерях царя Миния, проигнорировавших дионисийские гуляния и за это обращённых в летучих мышей. До наших дней дошёл переданный в мельчайших подробностях Гомером и Овидием миф о Дионисе и тирренских пиратах. Пираты приняли Диониса за простого смертного и похитили его, чтобы продать в рабство. Однако оковы падали с рук странного юноши. Только тогда разбойники поняли, что схватили бога. Но капитан корабля настаивал на том, чтобы поскорее достичь ближайшего из невольничьих рынков и продать пленника. Тогда воздух вокруг корабля внезапно наполнился запахом вина, вокруг мачт и снастей внезапно обвились виноградные лозы и плющ, а сам юноша стал превращаться в хищных зверей – то во льва, то в медведицу. Испуганные пираты стали прыгать за борт и уже в воде превращаться в дельфинов.
Однако Дионис бывал и в хорошем настроении и часто помогал людям. Например, он вывел свою мать Семелу из царства Аида и вознёс её на небо. Желая помочь людям, Дионис подарил Икарию виноградную лозу и научил её возделывать. Именно Дионис даровал царю Мидасу способность обращать всё, к чему бы тот не прикоснулся, в золото. А когда царь понял, что умрёт от голода и жажды, если не избавится от божественного дара, Дионис омыл его в водах Патокла, смыв с Мидаса его новую способность.
Как и любое божество плодородия, Дионис имел связи с множеством женщин и стал отцом множества порой довольно причудливых детей. Его возлюбленной была Афродита, родившая Дионису Приапа – бога садов и полей – и Гименея – божество брака. От связи Диониса и нимфы Дриопы родился козлоногий бог Пан. Также Дионис был отцом Иакха – бога мистерий, рождённого Аврой (позже образы Диониса и Иакха слились в единое целое, отсюда и римское имя бога виноделия – «Вакх»). Почти все дети Диониса, так или иначе, были связаны с хтоническими силами земли и сельскохозяйственными культами.
Законной женой Диониса стала Ариадна, отвергнутая героем Тесеем. Зевс сделал Ариадну бессмертной и вознёс её на небо. Считается, что в браке с Дионисом Ариадна родила аргонавта Фоанта.
Имя Дионисий
Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени Дионисий:
Дионисий — имя древнегреческого происхождения, переводится как «Дионису принадлежащий». В античной мифологии Дионис — бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. В современном русском языке имя звучит как Денис.
Именины Дениса:
16 октября — день памяти священномученика Дионисия Ареопагита
17 января — Собор 70-ти апостолов
Священномученик Дионисий Ареопагит (I век)
Священномученик Дионисий Ареопагит Афон. Монастырь Протат, около 1290.
Сложно найти святого такой необыкновенной судьбы в истории христианства. Один из 70-ти апостолов, он стал первым епископом города Афины, общался почти со всеми апостолами, а по некоторым свидетельствам — и с самой Богородицей. С его именем связывают целый корпус богословских текстов, так называемые «Ареопагитики», который оказал громадное влияние на средневековый интеллектуальный климат. О достоверности биографических данных священномученика Дионисия, как и о том, были ли «Ареопагитики…» написаны самим святым, в науке ведутся споры. Но Церковь из глубокой древности донесла до нас свое предание о его жизни.
Священномученик Дионисий происходил из аристократического греческого рода. Он жил в Афинах и получил классическое образование. Подобно древним философам ездил в Египет в город Гелиополь (находился северо-восточнее современного Каира) для изучения астрономии. Здесь, согласно житию, вместе со своим другом он наблюдал таинственное солнечное затмение во время распятия Иисуса Христа. Потрясенный Дионисий воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается».
Вернувшись в Афины, будущий святой был избран членом Ареопага — главного судебного института Эллады. Попасть в его состав человек мог только в том случае, если обладал безупречной нравственной репутацией и прекрасным образованием.
Обращение Дионисия в христианство описано в новозаветной книге «Деяния». Когда апостол Павел прибыл в Афины и произнес свою первую проповедь перед членами Ареопага, то будущий святой, присутствовавший на ней, уверовал во Христа и вскоре принял Крещение (Деян 17:34). После этого он провел вместе с апостолом три года, а затем был рукоположен в епископа Афинского. Согласно церковному преданию, святой однажды лично встретился с Пресвятой Богородицей, о чем оставил такое воспоминание: «Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы». Позднее он вместе с остальными апостолами участвовал в погребении Богородицы.
Афины. Греция. Руины Ареопага и других строений
Узнав о том, что Петр и Павел оказались в заточении в Риме (во время гонений на христиан при императоре Нероне), Дионисий Ареопагит, оставив вместо себя в Афинах преемника, приезжает в столицу, чтобы посетить их. После казни первоверховных апостолов он отправляется проповедовать на территории современной Германии, Испании и Франции.
В Лютеции Галлийской (современный Париж) святой Дионисий вместе со своими сподвижниками (пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием) был схвачен и заточен в темницу. Местный правитель долгими уговорами, а затем и пытками пытался заставить их отречься, однако мученики остались непреклонны. Тогда он приказал отрубить им головы. Так закончился жизненный путь священномученика Дионисия Ареопагита.
Известные люди и святые с именем Дионисий
Святые с именем Дионисий
Преподобный Дионисий Олимпийский
(90-е гг. XV в.—1541)
Основатель одного из старейших монастырей в Македонии. Долгое время он подвизался иноком на Афоне. Строгая подвижническая жизнь привлекала к нему множество людей. Преподобный особенно прославился тем, что умел найти общий язык с самыми настоящими уголовниками. Однажды он тихой и мудрой беседой склонил преступника, который думал ограбить его келию, к покаянию и полной перемене жизни. Получив разрешение турецких властей, преподобный Дионисий основал на горе Олимп монастырь. День его памяти 24 января.
Преподобный Дионисий Радонежский
(ок. 1570–1633)
после страшной жизненной трагедии — смерти жены и детей — он стал настоятелем Старицкого монастыря. В 1605 году, после воцарения Лжедмитрия I в Москве, в обитель под конвоем был доставлен Патриарх Иов. Преподобному Дионисию было велено держать Предстоятеля «в озлоблении скорбном», однако настоятель указ проигнорировал и тайно обеспечивал узника всем необходимым. В период 1610–1612 годов он рассылал грамоты, в которых призывал собрать ополчение и выступить против иноземных захватчиков. В этот же период святой стал игуменом Троице-Сергиевой лавры и принял активное участие в обороне монастыря во время его осады войсками Лжедмитрия II. После окончания Смуты он много потрудился для восстановления обители. День памяти совершается 25 мая.
Известные люди с именем Дионисий:
Денис Фонвизин (1745–1792)
В начале своей литературной карьеры активно занимался переводами. Через некоторое время Фонвизин начинает писать собственные сатирические произведения. Особым успехом пользовалась его комедия «Бригадир», которую он читал императрице Екатерине II. В 1782 году он достиг пика своей литературной карьеры, написав комедию «Недоросль».
Денис Мацуев (род. 1975)
Пианист Денис Мацуев во время выступления на концерте в честь 150-летия Московской консерватории в Большом зале консерватории, 2015. Вячеслав Прокофьев/ТАСС
известный российский пианист. С самого детства воспитывался в обстановке классической музыки, с отличием окончил Московскую государственную консерваторию. В 1998 году, когда ему было 23 года, победил на престижном Международном конкурсе Чайковского, после чего начались гастроли по всему миру. На сегодняшний день Мацуев — единственный, кто сумел за один вечер сыграть сразу три концерта Чайковского.
Интересные факты
- По преданию, священномученику Дионисию Арепагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах — «О божественной иерархии». Дионисий пишет о девяти ангельских чинах и об их отношении к миру и человеку.
- Имя Денис до начала XX века было народной формой церковного имени Дионисий, и только впоследствии утвердилось как официальное.
Поэт Денис Давыдов в своем «Дневнике партизанских действий 1812 года» пишет: «Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена святой Анны повесил образ святого Николая и заговорил с ними языком народным».
- «Умри, Денис, лучше не напишешь» — эти слова приписывают князю Григорию Потемкину, сказанные им Денису Фонвизину после премьеры пьесы «Недоросль».
Д. И. Фонвизин. Бригадир. Недоросль. 1954
- «Денискины рассказы» — цикл рассказов советского писателя Виктора Драгунского о приключениях мальчика Дениса Кораблева. Этот сборник стал классическим в советской литературе.
- Денисовский переулок — улица в Москве в Басманном районе. По одной из версий, такое название переулок получил в честь Дениса Фонвизина, который жил здесь в 1791–1792 гг.
Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии
Дионис — в древнегреческой мифологии бог вина и виноделия. В Риме Диониса почитали под именами Бахус или Вакх. Отсюда происходят слова «вакханалия» и «вакханки». Бахус — символ шумного веселья, пьянства и безудержного разврата.
Вакх. Микеланджело Меризи де Караваджо. 1593-1594
Дионис — воплощение жизненной силы земли, бог плодородия. Его символами были плющ и виноградная гроздь. Иногда Дионис представал в виде быка или козла. Еще один символ Диониса как бога плодоносящей силы — фаллос.
Каменные фаллосы у входа в храм Диониса в Делосе. Фото: Wikimedia / Zde
Одно из прозваний Диониса — Лиэй, то есть освободитель. Он освобождает людей от мирских забот так же, как рвет оковы, которыми его самого пытаются сковать враги.
Динос — божество восточного происхождения. Он младший из 12 олимпийцев. Культ Диониса распространился в Греции относительно поздно — в VIII-VII веках до нашей эры, указывал видный советский антиковед Алексей Лосев. «Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии», — отмечал профессор Лосев.
Дважды рожденный. Миф о Дионисе
Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Когда Семела ждала ребенка, супруга громовержца Гера решила сжить соперницу со света. По ее наущению Семела попросила Зевса показаться во всем божественном величии. Когда же Зевс явился в сверкании молний, его возлюбленная погибла в огне.
Зевс успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его в свое бедро. В положенное время мальчик родился на свет из бедра отца. За это Диониса называют Дигоном — дважды рожденным.
Сатир угощает маленького Диониса виноградом. Изображение I века нашей эры. Фото: Wikimedia
Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.
Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.
При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.
Дионис превращает тирренцев в дельфинов. Мозаика II века н.э. Фото: Wikimedia
Женой Диониса стала Ариадна, покинутая Тесеем — победителем Минотавра. Зевс из любви к сыну даровал и ей бессмертие, сделав богиней. Также Дионис спустился в царство Аида и вывел из мира мертвых свою мать Семелу — она тоже стала богиней.
Вакх и Ариадна. Тициан. 1520-1523
Вино и оргии. Вакханки и вакханалии
Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.
В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.
Поют неистовые девы;
Их сладострастные напевы
В сердца вливают жар любви;
Их перси дышат вожделеньем;
Их очи, полные безумством и томленьем,
Сказали: счастие лови!
А.С. Пушкин. «Торжество Вакха» (1818)
Дионис — бог веселья и радости. Но в гневе он страшен. Так, фиванский царь Пенфей, двоюродный брат Диониса, пытался запретить вакханалии и за это был растерзан вакханками. На царя эдонов Ликурга, противившегося культу Диониса, бог наслал безумие: Ликурга растерзали свои же лошади.
Петер Пауль Рубенс. Вакханалия. Около 1615 г.
Вы думаете, что козлоногие сатиры перевелись, когда бог Дионис перестал показываться людям? Нет. Последнего сатира поймали римские солдаты, когда их полководец Сулла, трезвый, жестокий и ни в каких сатиров не веривший, воевал в Греции с царем Митридатом Понтийским. Сатира связали, притащили в лагерь и стали допрашивать через переводчиков на всех языках, но он, большой, лохматый и грязный, только испуганно озирался и жалобно блеял по-козлиному. Сулле стало страшно, и он приказал отпустить сатира.
М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».
Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии
В Дельфах Диониса почитали наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивали оргии в честь бога виноделия с участием фиад — вакханок из Аттики. В Афинах устраивали торжественные процессии в честь Диониса.
Дионис считался также покровителем театра. Представления выросли из обрядов, посвященных этому богу. Греческое слово «трагедия» дословно означает «песнь козлов» — то есть козлоногих сатиров, спутников Диониса.
В Древнем Риме празднества в честь Диониса-Вакха назывались вакханалии. В 186 до нашей эры они были запрещены сенатом из-за бесчинств, к которым вели подобные праздники.
Посвящение Вакху. Лоуренс Альма-Тадема. 1889
В переносном смысле вакханалией называют дикий разгул, шумные пиры, бесчинства, оргии.
Например: «Вакханалия восторгов и изъяснений в любви и преданности длилась часами» (Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»).
Дионис в искусстве
Дионис — излюбленный персонаж скульпторов и художников. В античности были популярны сцены вакханалий, шествий Диониса и его спутников: ими украшали даже погребальные саркофаги.
Свадьба Диониса и Ариадны. Римский саркофаг III века. Фото: Wikimedia
В средневековье Диониса изображали как олицетворение осени — времени сбора урожая. А в эпоху Возрождения Дионис стал символизировать радость бытия и торжество жизни.
Бахус. Микеланджело. 1497
В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»
Венера, Амур, Вакх и Церера. Питер Пауль Рубенс. 1612-1613
На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus (Без Вакха и Цереры в Венере жару нет).
Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».