Многие важные церковно-исторические события, отражающие подлинную сущность библейской мифологии, наглядно проиллюстрированы в старинных русских иконах. Воссоздание их уникальных священных образов на твердой поверхности, составляющие внутреннее убранство любого православного храма, производит на каждого человека неизгладимое впечатление, побуждая его к проявлению высших эстетических чувств, и благородных поступков.
Однако, среди огромного количество почитаемых святынь, которые являются частью национально-культурного достояния современного общества, особое внимание следует уделить иконе воздвижения Креста Господня. Её сюжет повествует о важном древнем сказании, которое было связано с распятием Иисуса Христа.
Содержание
- Историческая справка
- В чем помогает икона Воздвижения Креста Господня
- Молитва иконе
- В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?
- Икона обретения Креста Господня
- Помощь по молитвам верных
- Иконография
- Правила праздника
- Разгребаешь эту кучу, а на дне ее забытый Крест
- Установление праздника Воздвижения
- Икона Воздвижение Креста Господня
- Песнопения Кресту Господню
- Символика иконы Крестовоздвижения
- Как был обретен Крест
- Когда был найден Крест
- Что поется в день Крестовоздвижения
- Царица бросала рабочим золотые монеты
- Дата празднования Воздвижения Животворящего и Честного Креста
- Но почему-то мы в эту историю верим
- Значение образа Воздвижения Креста
- Воздвижение Креста Господня икона — в чем помогает
- Рубенс. «Снятие с креста» и «Воздвижение креста»
Историческая справка
Народное придание гласит, что в суровые воинственные времена, когда развитие любого государства знаменовалось захватом новых территориальных владений, полноправным властителем римской империи оказался Константин I. Во время его царствование, период которого продолжался с 306 — 337 годов, в Византии, были предприняты серьезные религиозные изменения, благодаря которым христианская вера стала самой распространенной и господствующей религией с начала IV века нашей эры. Первоначально, Константин Великий, как и его отец отрицал верование в единого бога Иисуса Христа, и с началом своего правления какое-то время продолжал оставаться подлинным язычником. Однако позднее его взгляды полностью изменились, когда в один прекрасный момент перед началом грядущего сражения, он посмотрел наверх и увидел небесный образ креста. Поговаривали, что он появился после долгой мольбы императора и обращению его к Богу с просьбой помочь одержать важную и очень значимую для государства победу. И в ночь того же самого дня, Константина I, во снах посещает сам Господь Бог, который соглашается помочь императору при условии, что на военное форме, оружие и знамении у солдат будет высечен тот самый символ, образ которого был отчетливо представлен на небе. Далее Константин, будучи впоследствии Святым Равноапостольным царём, выполняет данное Богу обещание, и сразу после этого становится непобедимым, одерживая с успехом одну победу за другой.
Сразу после грандиозного завершения военной кампании, римский император Константин возвращается к себе на Родину и поручает своей матери Елене отыскать и привести Животворящее Древо, на котором когда-то был распят Иисус. По прибытию в Иерусалим, княгине, совместно с сопровождающим отрядом войск, удаётся обнаружить три креста, которые изначально были закопаны прямо под языческим храмом. Как только мертвое тело покойника непонятным для всех образом смогло полностью исцелиться после приложения одного из них, люди сразу же поверили в чудотворные свойства данного символа, подойдя к нему как можно ближе. Этот судьбоносный для христианского народа исторический фрагмент, который как раз и продемонстрирован в иконе воздвижение креста.
На сегодняшний момент времени, в мире существует немалое количество священных полотен с аналогичным названием, образы которых имеют некоторые несущественные отличия. Однако основная сущность во всех их разновидностях проиллюстрирована одинаково. В центре данной композиции видно, что многие верующие люди, в том числе и священнослужители собрались возле животворящего креста. Те, кто ближе всего расположен к нему, стараются придерживать его руками для того, чтобы он не переставал находиться в неизменном вертикальном положении.
В чем помогает икона Воздвижения Креста Господня
Икона Воздвижение Креста Господня оказывает важное значение в современной жизни православных и католических христиан.
Её уникальная целительная сила способна навсегда избавить нуждающихся в помощи людей от целого ряда окружающих их болезнетворных напастей.
На протяжении многих лет, икона Воздвижения Креста Господня, при помощи своих сохранившихся чудотворных свойств эффективно помогает взрослым, а также больным детям раз и навсегда обрести покой, устраняя следующие опасные для жизни беспокойства:
- болезни костной ткани;
- частные головные мигрени;
- мучительные зубные боли;
- проблемы, связанные с деторождением;
- болезни, неподдающиеся лечению в местных медицинских учреждениях.
Рекомендуем прочитать: Икона «Сретение Господне»
Молитва иконе
Молитва, которую следует произнести перед иконой воздвижения креста, звучит следующим образом:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?
Многие из существующих икон посвящены важным событиям в жизни христиан. Икона «Воздвижение Креста Господня» описывает обретение царицей Еленой Святого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Есть праздник, который посвящен этому событию.
Что означает праздник Воздвижения Креста Господня?
Праздник принято отмечать 27 сентября, и посвящен он возвращению Креста Христова верующим. Его считают двунадесятым днем, посвященным Иисусу, поэтому и называют Господским днем. В 326 году произошло обретение Креста возле горы Голгофы. В VII веке также произошло возвращение Креста из плена персов. В честь возвращения Креста император дал приказ построить на этом месте храм Воскресения Христова. В этот день рекомендуется придерживаться строгого поста, благодаря чему получится жить счастливо удачно. Запрещено в этот день начинать что-то новое и строить какие-то планы, поскольку они не будут успешными. Уборка дома в этот день помогает выгнать нечистую силу. Есть примета, что если человек в этот день увидит птиц и загадает желание, тогда можно рассчитывать на его осуществление.
Как выглядит икона «Воздвижение Креста Господня»?
В центре композиции находится Крест, который стоит на ступенчатом возвышении и его поддерживают несколько священнослужителей. Вокруг помоста находятся верующие, которые радуются возвращению святыни. На заднем плане изображен храм. На разных изображениях некоторые из указанных деталей могут отсутствовать, но только Крест остается неизменным.
В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?
Этот образ обладает огромной силой, поэтому он творит чудеса. Молиться перед иконой необходимо женщинам, которые страдают от бесплодия, а также людям с серьезными заболеваниями. Помогает икона верующим обрести покой и душевное равновесие, в период смятения и сомнений.
Есть специальная молитва «Воздвижение Креста Господня»:
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Крест — это великая святыня для православного люда, главный символ христиан, надежда, защита и опора. Икона Воздвижение Креста Господня рассказывает об обретении Святого Креста царицей Еленой. Именно на нем был мученически казнен Спаситель. Этому событию в Православной церкви посвящен праздник, который отмечается христианами всего мира 27 сентября, он так же называется Господским днем — Воздвижение Креста Господня. Великий смысл его состоит в том, чтобы напоминать верующим о том, что ценой Своей жизни Христос даровал грешным людям Спасение и Вечность.
Воздвижение Креста Господня. Русская икона XVIII века. Частное собрание
Икона обретения Креста Господня
Событие Воздвижения случилось по промыслу Божию, намного позже событий, описанных в Евангелие.
Равноапостольная царица Елена осуществила обретение того самого Креста — орудия казни, на котором принял мученическую смерть сам Спаситель Мира.
Еще об иконах Господа:
- Спас Нерукотворный
- Икона Пресвятой Троицы
- Икона Иисуса Христа Вседержителя
Ее сын, равноапостольный царь Константин, возжелал на местах рождения, страданий, воскресения Христа воздвигнуть храмы и найти Крест. Его мать с трепетом и великим желанием взялась исполнить царскую волю. Для этого в 326 году она направилась в Иерусалим.
Враги Иисуса тщательно сокрыли святыню, закопав ее глубоко под землей. Но горожане указали царице на пожилого еврея по имени Иуда. Именно он знал место тайника. Оказалось, что святыня была брошена в пещеру, ее завалили мусором и землей, а сверху был возведен идолопоклоннический храм.
Елена повелела своим помощникам уничтожить статуи идолов и капища, но поиски не увенчались успехом. Но позже ей указано было место, где возвышался храм Венеры. Вскоре он был разрушен и христиане, творя Иисусову молитву, начали копать землюа т
После того как гора Голгофа была раскопана практически до своего основания, люди увидели пещеру Гроба Господня. Именно в ней после Распятия было захоронено тело Творца, тут же лежало три одинаковых креста. Никто не знал, как понять то, какой из них есть Крест Иисуса. Но Елена и сопровождающий ее патриарх иерусалимский Макарий были уверены, что Господь Сам укажет на Свой Крест.
Патриарх посоветовал подносить каждый из них к тяжелобольной женщине, которая находилась рядом с ними. Когда к ней поднесли первый и второй, то ожидаемого чуда не случилось. Но когда на болящую возложили третий крест, она тотчас выздоровела. В это же время мимо собравшихся шествовала траурная процессия. Епископ возложил Крест на покойного, тот встал живым и возблагодарил Христа.
Важно! Таким образом, христиане узнали Крест Господень, через который Он сотворил видимые чудеса и показал его животворящую силу.
Елена, патриарх и окружавшие их православные христиане, во множестве собравшиеся, возрадовались обретению святыни, благоговейно преклонили колена пред Крестом и целовали его. Не каждый из желающих приложиться к святыне мог это сделать, ведь народу собралось бесчисленное множество. Поэтому патриарх взял в свои руки святыню и взобрался на возвышение так, чтобы всем был виден Крест, а народ восклицал «Господи, помилуй нас грешных».
Частицу Животворящего Креста Господня Елена привезла своему сын Константину, другую часть оставила в Иерусалимской земле. Этот величайший дар царицы до сих пор покоится в храме Воскресения Христова.
Воздвижение Креста Господня. Икона первой половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Помощь по молитвам верных
Образ Животворящего Креста творит чудеса. Пред ним можно молиться:
- об излечении от бесплодия;
- о помощи в трудных родах;
- об излечении от всевозможных недугов: болезни суставов и костей, мигрень, зубная боль, онкология;
- о даровании душевного покоя и равновесия.
Еще о важных молитвах:
- Молитва о вразумлении человека
- Молитва о духовном отце
- Молитва, чтобы найти потерянную вещь
Иконография
В центре композиции возвышается Крест, ассоциирующийся у православных христиан с самим Иисусом Христом и напоминающий о Его страданиях. Но каждый из нас понимает, что без Его мученической кончины не случилось бы Воскресение, не было бы Спасения.
На иконе изображено много людей — это жители Палестины, клирики, а вдалеке стоит царица Елена со своим сыном императором Константином. На возвышении стоит патриарх, в руках он удерживает крест, украшенный зелеными ветвями, что символизирует победу жизни над смертью.
Правила праздника
В дату памяти Воздвижения Креста верующие соблюдают строгий пост (запрещено употребление яиц, мяса, рыбы, молочных продуктов).
В предпраздничный день совершается всенощное бдение и Божественная литургия. Евангелие читается не на середине храма, как принято, а в алтаре. Затем первый священник, одетый в облачение фиолетового цвета, выносит в зал Крест. Прихожане прикладываются к нему, а клирос поет соответствующие событию тропари.
До дня отдания праздника (4 октября), Святой Крест покоится на аналое, после чего служители уносят его в алтарь.
Важно! Праздник Воздвижения Креста Господня имеет прямое отношение к грядущему Второму Пришествию Христа.
Ведь как сказал Сам Спаситель, страшное судилище будет предварять Крестное Знамение: оно возсияет на Небе и весь мир земной увидит Сына Божия, грядущего по облакам в славе великой.
Поэтому сейчас, пока еще есть время, каждый человек обязан задуматься о своей жизни и заняться покаянными размышлениями.
Посмотрите видео об иконе Воздвижения Креста Господня
(от греч. eikṓ n – изображение, образ и grá phō – пишу), в изобразительном искусстве строго установленная система вариантов изображения какого-либо персонажа, события, сюжета, связанных, как правило, с религиозной тематикой. Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо исторического лица (Петра I, В. И. Ленина и др.).
«Богоматерь Донская» («Умиление»). Кон. 14 – нач. 15 в. Сергиево-Посадский музей-заповедник
Ещё в древних цивилизациях существовали строгие предписания для художников, сложившиеся на основе религиозных представлений. В Византии и Древней Руси были созданы специальные руководства – своды иконописных подлинников, где содержались схемы изображения персонажей и событий Священной истории. Канонические (то есть единственно верные) правила изображения иконописных образов ограничивали фантазию художника лишь тем, что ему не дозволялось придумывать какие-либо дополнения и вариации, не соответствовавшие древнему церковному преданию. В рамках единого канона в разные эпохи и в разных областях создавались иконы, различные по цветовой гамме, линейному ритму и настроению. Это позволило историкам искусства выделить различные иконописные школы.
«Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Первая треть 13 в. Ярославль. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Самые строгие и незыблемые правила иконографии касались главных персонажей Священной истории – Христа, Богоматери, ангелов и святых. Центральным образом иконописи и монументальной живописи был Спаситель (Спас). Христа могли изображать одного или в окружении святых (в каждой местности для таких икон выбирали особенно чтимых – «избранных» святых). Образ Спасителя писали в евангельских сценах, которые включали в праздничный ряд иконостаса. Его облик соответствовал христианским преданиям: Христос представал величавым, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой. В любом изображении Спасителя по сторонам от его головы присутствовали буквы, обозначавшие в сокращении имя Иисус Христос, а также расчерченный крестом нимб, напоминавший о жертве, принесённой за людей. Изображения Христа могли быть оглавными (только голова), оплечными (по плечи), поясными и в полный рост. Самым распространённым в византийской и русской иконописи и монументальной живописи был тип поясного изображения Спасителя с Евангелием в руке, который называли «Христос Пантократор» (греч. Вседержитель). Фрески или мозаики с образом Пантократора обычно помещали в куполе храма (фреска купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде работы Феофана Грека, 1378). В полный рост Христа обычно писали сидящим на троне; такой иконографический тип называют «Спас на престоле» или «Спас в силах», когда он предстаёт Судиёй на Страшном суде в окружении ангелов – сил небесных. Правая рука Спасителя всегда приподнята в благословляющем жесте; сложение пальцев (перстосложение) также подчинялось строгим правилам. Было принято два варианта: в более раннем – пальцы обозначают инициалы Иисуса Христа (I, C, X), поэтому такое перстосложение называют именословным; во втором варианте три соединённых пальца обозначают Св. Троицу, два других символизируют Божественное и человеческое начала в Спасителе. Благословляющее перстосложение было также обязательным в образах священнослужителей – святителей и преподобных.
«Богоматерь Одигитрия». Кон. 14 – нач. 15 в. Новгород. Государственный исторический музей. Москва
Иконографический канон в изображениях Богоматери был не так строг, и богородичные образы отличались большим многоообразием. На Руси им давали проникновенные и возвышенные названия: Богоматерь «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и др. Каждый вариант отличался характерными, узнаваемыми чертами. На всех изображениях Богоматери писали в сокращении греческие слова «Матерь Божия». Как и образы Спаса, они могли быть оплечными, поясными и в полный рост. Один из древнейших иконографических типов – поясной образ «Богоматери Одигитрии» (греч. Путеводительница). Поддерживая сидящего на её руке Младенца Христа, Дева Мария указывает на него другой рукой; её благоговейный молитвенный жест являет путь к Тому, кто стал Спасителем человечества, то есть путь веры, путь спасения души. Образ Одигитрии считался в Византии одним из государственных символов, олицетворением священной роли царской власти. На Руси особенно полюбили иконографический тип «Умиление». Так, не очень точно, но проникновенно, перевели греческое название «Елеуса» («Милостивая»). Богоматерь и Младенец нежно приникли друг к другу, часто они соприкасаются щеками («Богоматерь Владимирская», 12 в.). В трогательном образе нежной ласки Матери и Сына заключены глубокие символы: трепетная вера в Бога Спасителя, скорбное и кроткое осознание его жертвенного пути и безграничная любовь к человечеству, за которое эта жертва приносится. Ещё один распространённый на Руси тип изображения – «Богоматерь Знамение». Богородица изображается по пояс или в полный рост с молитвенно воздетыми руками и с образом Младенца Христа в медальоне на груди. Фигуру стоящей Богоматери Знамение называют также «Оранта» (греч. «Молящаяся»). Изображение Оранты часто помещали на стене апсиды храма (мозаика Софийского собора в Киеве, 11 в.). Собственно «Знамением» называют чаще всего поясной вариант.
А. И. Казанцев. «Царь Царем». 1690 г. Историко-художественный музей. Муром
В образах Св. Троицы языком живописи воплощается один из важнейших догматов православия – непостижимая тайна Божественного Триединства (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). В Ветхом завете повествуется о явлении Св. Троицы в облике трёх путников (ангелов) престарелой бездетной супружеской чете – Аврааму и Сарре, которые получили от них благую весть о скором рождении сына. Этот сюжет лёг в основу иконографического типа «Троица Ветхозаветная». Ещё в живописи раннехристианских катакомб и в ранневизантийских мозаиках появился сюжет «Явление трёх ангелов Аврааму»: композиция с равновеликими фигурами ангелов во фронтальных позах (этим зримо утверждалась идея единства трёх ликов Св. Троицы). В более позднее время чаще использовали композицию, в основе которой лежал треугольник (чем акцентировалась идея иерархии, соподчинения). Новым словом в осмыслении иконографии Троицы стала икона Андрея Рублёва (1420-е гг.). Отказавшись от изображения Авраама и Сарры, русский иконописец истолковал сюжет не исторически, а догматически, сделав его богословски законченным и цельным. Церковь признала изображение Рублёва каноническим, и иконописцы последующих эпох брали его за образец. В изображениях Св. Троицы запрещались указующие надписи и крестчатый нимб у Бога Сына (Иисуса Христа), так как эта икона – образ троичности единого, неразделимого Бога. Было запрещено писать Бога Отца, которого «не видел никто и никогда». Однако, вопреки запретам, его образ иногда встречается в иконографических типах «Отечество» и «Троица Новозаветная» (разрешалось писать Троицу Ветхозаветную, то есть описанное в Ветхом Завете явление Троицы в человеческом облике Аврааму и Сарре). В «Троице Новозаветной» образы наглядно персонифицировались: Бог Отец представал седобородым старцем, Бог Сын – отроком на коленях отца либо мужем средних лет с жертвенным крестом в руках, Святой Дух – белым голубем. Такая трактовка считалась неканонической и на протяжении веков подвергалась осуждению со стороны поборников догматической чистоты иконописных образов.
«Спас Нерукотворный». Вторая пол. 12 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Существовали также определённые правила в изображении одежд, фона, пейзажа – того, что в иконописи называют «доличным» (в то время как «личное» – это лики и открытые части тела). Одежду полагалось изображать плоскими яркими пятнами, повторяя изгибы тела лёгкими складками. По одежде можно было узнать святых царей, воинов, монахов (преподобных), священников (святителей), пророков, мучеников, блаженных. Элементы пейзажа на иконе называют горками – земля поднимается вверх небольшими ступенчатыми или волнистыми уступами, словно стремясь приблизиться к небу. Горки похожи на лестницы и символизируют молитвенное восхождение души, неразрывную связь земного и небесного миров. Если действие, запечатлённое на иконе, происходило в городе, на её фоне писали храмы, башни и дворцы-палаты. Со временем пейзажные фоны усложнялись, и на иконах 17 в. уже писали причудливые, сказочно прекрасные города, в которых словно парящие в воздухе постройки возвышались одна над другой. Иногда в верхней части икон изображали большое покрывало («велум»), переброшенное с одного здания на другое. Это означало, что действие происходит внутри дома или скрыто от посторонних глаз.
«Отечество с избранными святыми». 16 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Из сюжетных икон наиболее иконографически разработанным является цикл евангельских событий («Благовещение», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Воскресение» и др.), которые на Руси называли праздниками. Детально продуманная композиция подобных икон, символика цвета и линий призваны были не столько отразить события земного пути Спасителя, сколько напомнить о важнейших истинах христианского вероучения.
Разгребаешь эту кучу, а на дне ее забытый Крест
Даже меньше, чем развалины – это уже не Святой Иерусалим, а жеманная и совершенно чужая Элия Капитолина, ничего общего с ним не имеющая. Она населена страстями и блестящей и адски пылающей пустотой, причем эти страсти, этот дурман, наркотический кайф занимают место самое святое, где раньше было сосредоточено присутствие Христа – горькое от Его боли и смерти и сладкое от Его Воскресения и открытых дверей рая. Венера усаживается на Голгофу и занимает ложе Гроба Господня.
И когда ничто вроде бы не предвещает пробуждения, в разрушенный Иерусалим искалеченной души приходит настойчивая царица Елена – вера. Она призывающей благодатью начинает тормошить все живое, что еще осталось. Она трясет за шиворот, пинает, кричит в ухо самой сопротивляющейся части не желающего отказываться от «обезбоженной» жизни «Я» – такому вот иудею Иуде. И именно рядом с храмом страстной Венеры, храмом погони за удовольствиями, которыми никогда не насытишься (как там было? «всякий пьющий воду сию возжаждет опять» (Ин. 4:13), даже совершенно не христианин Будда знал, что все страдания – от жажды, от желаний, и только освободившись от них, можно перестать страдать – но главного-то Будда и не понял, потому что жил задолго до Христа и совсем в другой части света), обнаружится куча мусора. Ведь ничего, кроме мусора, удовлетворение страсти не оставляет. Выпил эту банку дешевого коктейля – выкинул; съел десяток пирожных – коробку выкинул.
Разгребаешь эту кучу, а на дне ее – уже совсем, казалось бы, забытый Крест. Спасение. Его нетрудно узнать – от его прикосновения в душе перестает болеть то, что болело, воскресает то, что умирало.
А вера-Елена не успокаивается – вместе со своей второй «ипостасью», Патриархом Макарием (можно сравнить его уже с осознанными шагами к воцерковлению), она воздвигает вновь обретенный крест, поднимает его выше и выше, чтобы каждый уголочек души его вспомнил. Душа и вспоминает. Она проникается Крестом вся – до последнего Иуды, который больше не иудей, а та часть души, которая отвечает за готовность пострадать за Христа даже до смерти. Сказочная «Золотая легенда» не зря говорит, что Иуда принял крещение и стал епископом Иерусалима Кириаком, принявшим мученическую кончину в царствование Юлиана Отступника.
Элия Капитолина снова становится Святым градом Иерусалимом.
Установление праздника Воздвижения
Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей .
Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.
Икона Воздвижение Креста Господня
Икона «Воздвижение Креста Господня» связана с обретением реликвии и одним из главных православных праздников. События, изображенные на иконе, описывают вечную борьбу добра и зла, где победитель всегда один — Господь.
Икона «Воздвижение Креста Господня» олицетворяет событие, произошедшее в IV веке нашей эры. Оно связано с обретением святыни, на которой был распят Спаситель. Священные апокрифы повествуют о том, как иноверцы бросили все силы на то, чтобы окончательно стереть с лица земли любые доказательства жизни Иисуса Христа.
Под храмом, возведенным язычниками на горе Голгофе в честь своего божества, был спрятан крест, на котором некогда распяли Спасителя. Христиане не утрачивали надежду обрести святыню, и спустя триста лет Животворящий Крест был найден.
А чудеса, которые произошли в этот день, были запечатлены на иконе как доказательства победы Господа над ложью и обманом бесчестных людей.
История иконы
После того, как Иисус Христос отдал жизнь свою за грехи всего народа земного, Святой Крест был утерян. Его спрятали иноверцы, а христиане долгое время не могли его найти. Они не утратили надежды, и в IV веке случилось чудо.
Недалеко от горы Голгофы в Иерусалиме царица Елена нашла Крест, на котором распяли Спасителя. Она многие годы искала его, но, по слухам, один еврей знал, где был спрятан врагами Животворящий Крест. Елена нашла его в пещере, заваленной мусором, камнями и землей.
Чтобы узнать о его подлинности, в разрушенный храм пригласили смертельно больную женщину.
Епископ местной церкви три раза поднял Крест во имя его обретения. Отсюда и пошло название «Воздвижение». Этот праздник считается одним из двенадцати главнейших православных праздников. А иконы, отражающие это событие, служат напоминанием о божественном покровительстве.
Где находится святой образ
Святыня «Воздвижение Креста Господня» хранится во многих церквях нашей страны. В московском храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке располагается икона с наиболее распространенным сюжетом. Более ранние списки можно встретить в Ватикане и Римском монастыре, в Капелле Сан-Сильвестр.
Описание иконы «Воздвижение Креста Господня»
Каждый иконописец видел важные детали события по-своему, поэтому святыни различаются по сюжету и исполнению. В основном на иконе изображена толпа народа, а позади них — церковь.
В середине иконы изображен Святитель, воздвигающий Крест над головой своей.
Впереди святыни — люди, пришедшие увидеть своими глазами чудо, а справа — правители Константин и Елена, которые помогли верующим вновь обрести Крест Господень.
В чем помогает икона
Перед иконой молятся об исцелении от тяжких недугов, в том числе неизлечимых. Святыня оказывает поддержку женщинам в борьбе с бесплодием. Люди в мольбах просят возле иконы об излечении от боли в зубах, костях, суставах, от хронических болезней. Сила данной святыни оберегает веру, не допускает ее ослабления и направляет на путь истинного счастья и благодати.
Дни празднования
На 27 сентября приходится праздник Воздвижения Святого Креста. Это торжество для всех православных людей считается важным днем. Народ вспоминает о великой жертве Спасителя и о дне обретения Креста.
Молитва перед иконой
«О, Крест Святой! Ты хранитель тела моего и души моей! Ты заступник мой и защитник! Святые, дайте сил мне пройти мой путь до конца! Подарите мне исцеление и уберегите меня от болезней и недугов! Защитите от врагов и духов злых! Да вознесем мы Крест, дабы все ощутили силу его! Укрепите волю мою и сердце мое, подарите благословение да умолите Господа, дабы простил мне грехи мои! Да восславлю я величие Креста Животворящего, ведь пригвожденный Спаситель на нем претерпел страдания за души наши грешные! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».
Икона «Воздвижение Креста Господня» помогает нам в полной мере проникнуться событиями того дня, понять значимость великой реликвии. Ведь враги Христа делали все возможное, чтобы осквернить память Его и поселить в сердцах верующих обман и мысль о том, что Спасителя не было.
Но в течение трехсот лет вера в Господа была непоколебима, и Бог указал путь. Не забудьте встретить православный праздник, соблюдая все церковные традиции этого дня, и тогда Всевышней озарит и ваш путь светом надежды и счастья. Мы желаем вам мира в душе.
Песнопения Кресту Господню
Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.
Тропарь Кресту
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную Скачать
Кондак Кресту
Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.
Кресту Твоему
Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА
Радуйся Живоносный Kресте .Скачать
Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.
Символика иконы Крестовоздвижения
Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся. Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.
С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.
В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.
Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.
Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню. По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.
Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.
И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного). Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства
Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл. Они символизируют собою Небесный Иерусалим — нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя
Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.
Как был обретен Крест
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.
По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»
Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
Когда был найден Крест
Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в или г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Что поется в день Крестовоздвижения
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. |
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой. |
Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу. | Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу. |
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Припевы
Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.
Ирмос 9-й песни
Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. | Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем. |
Царица бросала рабочим золотые монеты
Инокиня Евгения (Сеньчукова)
В первой половине IV века не было ничего, кроме приказа царицы. И вполне серьезные церковные историки, вроде Евсевия Кесарийского, и авторы апокрифов, той же «Золотой легенды», приводят несколько эпизодов, которые у скептиков только смех вызовут.
Во-первых, рассказывают, что царица Елена стояла над рабочими и бросала им золотые монеты, чтобы они усерднее копали. Да уж, за вознаграждение можно найти не только нужный крест и табличку с надписанием «Иисус Назорей, Царь Иудейский», но даже и кости того плотника, который этот крест выпилил.
Во-вторых, свидетельство об иудее с симптоматичным именем Иуда, который долго не «кололся», где же тут кресты сохранились, но под пытками признался. Под пытками тоже можно в чем угодно признаться.
Да и вообще – Иерусалим со времени Распятия Христова пережил как минимум два разрушения. Первое – в годы Первой иудейской войны второй половины 60-х годов, когда город превратился в руины, а от евреев, живших в Палестине, осталось едва ли чуть больше половины. Люди гибли в ходе военных действий, от голода при осаде Иерусалима, многие были казнены, кто-то погиб в рабстве… Иерусалимский Храм был разрушен, на его месте построили храм верховного римского божества Юпитера.
Второй раз Иерусалим был разрушен в 135 году, после неудачного восстания Шимона Бар-Кохбы. Не совсем, правда, неудачного – воодушевленные иудеи удерживали свою столицу целых три года, а многие даже поверили, что их предводитель и есть обещанный Мессия. (Есть небезосновательное предположение, что вот здесь-то дороги иудаизма и христианства разошлись окончательно – до этого момента христианство воспринималось как одна из мессианских иудейских сект.)
Римский император Адриан такой наглости не потерпел, город в очередной раз разрушил, иудеям, да и христианам, запретил к нему даже приближаться, а на почитаемых местах установил языческие храмы. Между христианами и иудеями он разницы особой не видел – все одно варвары – так что осквернил не только место Иерусалимского Храма, где последователи Бар-Кохбы попытались восстановить свою святыню, но и христианские «ориентиры» – холм Голгофы и кладбище рядом с ним, где, очевидно, и находился Гроб Господень. Мстительный император установил там капище Венеры.
Дата празднования Воздвижения Животворящего и Честного Креста
Праздник Воздвижения Животворящего и Четного Креста является Святым днем для православной церкви, празднование которой у верующих приходится на 27 сентября. В этот день верующим дано вспомнить о чудесном обретении Креста во время распятия Иисуса.
Этот праздник считается двунадесятым днем, который посвящен Иисусу, поэтому называется Господским днем.
Праздник Воздвижения обладает глубоким значением в христианских судьбах по всему миру. В связи с тем, что крест был дарован перед Праздником Святой Пасхи, то празднество его припадало на второй день Пасхи.
Этот день является празднованием двух событий:
- Обретением Креста около горы Голгофы (в Иерусалиме) в 326 году на месте святого распятия.
- Возвращением Животворящего Креста из перского плена в VII веке – святые знамена вернул в Иерусалим Ираклий, греческий император.
Приход святого дня христиане встречают строгим постом – нельзя есть пищу из мяса, рыбы, яиц или молочных продуктов. В качестве приправы к пище рекомендовано пользоваться только растительными маслами – оливковым или подсолнечным.
Молитва Воздвижения Креста Господня является короткой и искренней:
Но почему-то мы в эту историю верим
Иерусалима не стало. На его месте возникла римская колония Элия Капитолина, с которой у нынешнего Старого города Иерусалима общего гораздо больше, чем у Святого града времен Иисуса Христа.
Сложно предположить, что почти двести лет спустя от даже самой крепкой человеческой памяти хоть что-то осталось. Где уж было сохраниться деревянным крестам, выброшенным на помойку? И тем паче какой-то особый хранитель преданий старины иудей Иуда, чьи бабушки и дедушки не могли входить в город больше одного раза в год, а в редкие посещения вряд ли интересовались Голгофой и свалкой с крестами – фигура совсем фантастическая.
Предание об исцелении тяжелобольного и воскрешении умершего с помощью обретенного креста скептик даже не будет рассматривать.
Обретение Креста святой Еленой. Художник Cola dell’Amatrice
Но почему-то мы в эту историю верим. Сердцем верим. Что-то в душе на нее отзывается. Наверное, потому, что эта история – она про душу как раз и есть.
Когда-то мы отворачиваемся от веры. Когда-то мы бунтуем, когда-то погружаемся в быт и проблемы и не хотим думать ни о чем, кроме себя и своих удовольствий. Иными словами, когда-то мы более или менее сознательно погружаемся в грех. И от Святого Иерусалима в душе – того самого Иерусалима, в котором когда-то с радостью встречали Христа – остаются его жалкие развалины.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.
Значение образа Воздвижения Креста
Самым распространенным сюжетом иконы Воздвижения русские иконописцы обеспечили церкви в XV веке. На святом полотне можно ознакомиться с большим скоплением людей на фоне храма одноглавого. на амвоне видно Патриарха с Крестом, над головой поднятым. На первом плане иконы видно святителей и всех верующих. Справа можно увидеть царицу Елену с царем Константином.
Икону Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня можно увидеть в:
- Алуфьевском Храме Воздвижения Креста Господня
- Московском Храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
- Ватикане – в Церковном государстве можно увидеть Миниатюру Менологию императора Василия II, написанную в 11 веке.
- Римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати – в Капелле Сан-Сильвестро XIII века можно узреть полотно, на котором отображена находка Животворящего Креста царицей Еленой.
Воздвижение Креста Господня икона — в чем помогает
Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.
В 2012 году у приехавшего из Рославля электрика сильно воспалились десна. И ночью, и днем, не мог несчастный найти себе покоя и выполнить возложенную на него работу. Он не считал себя человеком церковным, и сама икона мало его интересовала. Ему предложили взять неугасимую лампаду, смазать ее маслом полость рта и попросить исцеления у иконы.
С глубокой верой в свое излечение электрик выполнил указанное – и хворь отступила. Следующим утром он на коленях со слезами читал молитву перед чудотворным образом.
Помогает икона Воздвижение в искренних молитвах, их произносят перед образом, чтобы:
- Справиться с бесплодием.
- Избавиться от неизлечимых болезней.
- Вылечить больные кости и суставы.
- Справиться с хроническими мигренями.
- Вылечить зубную боль.
Икона Воздвижение Креста Господня является отображением находки святого Креста царицей Еленой. Это святое полотно помогает нужденным вылечиться даже от хронических или неизлечимых болезней.
Храни Вас Господь!
Рубенс. «Снятие с креста» и «Воздвижение креста»
Оригинал взят у M_3713 в Рубенс. «Снятие с креста» и «Воздвижение креста».
Многие говорят «Антверпен», но многие говорят также «родина Рубенса». В конце Зеленой площади виден собор Богоматери. Башенные часы только что пробили три. Церковь пуста. Только пономарь несколько нарушает тишину молчаливых, чистых и светлых приделов, какими изобразил их Питер Нефе, неподражаемо передав чувство уединения и величия. Идет дождь, погода переменчивая. Блики света и мрак сменяют друг друга на двух триптихах в узких простых рамах из темного дерева, прикрепленных к холодным, гладким стенам трансептов. Эта гордая живопись кажется здесь еще более впечатляющей среди кричащего света и мрака, как бы борющихся за обладание ею. Какие-то немецкие копиисты поставили свои мольберты перед «Снятием с креста». Перед «Воздвижением креста» нет никого. Этот простой факт достаточно красноречиво выражает общее мнение об этих двух произведениях. Ими безмерно восторгаются, почти без оговорок — факт, редкий по отношению к Рубенсу. Однако восторги раскололись. Широкая публика облюбовала «Снятие с креста», «Воздвижение» же способно трогать скорее пламенных или самых убежденных друзей Рубенса. Действительно, нет ничего более несходного между собой, чем эти два произведения. Написанные с перерывом в два года, вдохновленные единым усилием творческой мысли, они, однако, таят в себе зачатки двух различных направлений. «Снятие с креста» относится к 1612, «Воздвижение» — к 1610 году. Я подчеркиваю эти даты, так как они имеют значение: Рубенс вернулся в Антверпен и написал их, если можно так выразиться, едва сойдя на берег. Его художественное образование было закончено.
Между центральной частью триптиха «Снятие с креста» и «Воздвижением креста» разница во всем: в точке зрения, в тенденции, в значимости, даже в методе — вплоть до влияний, различно проявившихся в этих двух произведениях. Достаточно беглого взгляда, чтобы убедиться в этом. Переносясь ко времени появления этих знаменательных созданий, понимаешь, что если одна картина больше удовлетворила и убедила, то другая скорее должна была удивить и, следовательно, заставила видеть в ней нечто более новое.
Менее совершенное, хотя бы потому, что оно более взволнованно и не имеет ни одной фигуры, столь же совершенной и привлекательной для глаза, как Магдалина, «Воздвижение» гораздо больше говорит о самобытности Рубенса, о его порывах, дерзаниях, удачах, — словом, о брожении ума, охваченного страстью ко всему новому и неведомому. Оно открывает более широкую дорогу художнику. Возможно, что картина исполнена менее мастерски, но она предвещает куда более оригинального, смелого и сильного мастера. Рисунок более напряжен, менее выдержан, форма более необузданна, моделировка менее проста и более притязательна. Но в колорите уже чувствуются глубокий жар и звучность, которые явятся могучими ресурсами Рубенса, когда он предпочтет лучистость красок их яркости. Предположите у него краски более пламенные, контур менее жесткий, линию менее резкую, отнимите у него крупицу итальянской чопорности, являющейся, так сказать, выражением житейской мудрости и важных манер, усвоенных им за время путешествия, смотрите лишь на то, что присуще самому художнику — молодость, пыл, уже зрелые убеждения, — и перед вашими глазами предстанет Рубенс великих дней его творчества, то есть первое и последнее слово пламенной и стремительной манеры его живописи. Достаточно малейшей несдержанности кисти, чтобы эту относительно строгую картину превратить в одну из наиболее бурных, какие он когда-либо писал. А такая, как она есть, с темными янтарными тонами, густыми тенями, приглушенными раскатами грозовых гармоний, она принадлежит к числу тех, где огонь вспыхивает с особой яркостью, поддерживаемый мужественными усилиями, и достигает предельной силы благодаря неослабному напряжению воли.
Эта картина написана в один прием и построена на очень смелом узоре линий. В нагромождении ее раскрытых и замкнутых форм, изогнутых тел, воздетых рук, повторяющихся изгибов и твердых линий она до конца сохранила характер наброска, в котором запечатлелось мгновенно нахлынувшее чувство художника. Первоначальный замысел, расположение частей, общий эффект, жесты, физиономии, причудливость пятен, техника — все кажется вылившимся сразу по непреодолимому вдохновению, яркому и мгновенному. Трактовка этой, казалось бы, неожиданной страницы его творчества осуществлена с необычной для Рубенса настойчивостью. Теперь, как и в 1610 году, можно расходиться в мнениях относительно этого произведения, несомненно индивидуального если не по манере исполнения, то по духу. Но вопрос, вероятно, обсуждавшийся еще при жизни художника, остается открытым и до сих пор: надо решить, которая из двух картин лучше представляет Рубенса в своей стране и в истории — та ли, в которой Рубенс еще не определился, или та, где он выступает таким, каким стал навсегда.
«Воздвижением», этой оригинальной и мужественной картиной, молодой художник, бывший в отсутствии с 1600 года, возвестил о своем возвращении из Италии. Теперь все узнали, что он приобрел за время своих путешествий, узнали характер и род его занятий, а более всего тот гуманный дух, которым была проникнута его живопись. Никто не сомневался в ожидающей его судьбе: ни те, кого поразила его живопись как откровение, ни те, кого она возмутила как скандал, чьи теории она ниспровергла и кто нападал на нее, ни те, кого она убедила и увлекла. С этого дня имя Рубенса становится священным.
«Старые мастера» Эжен Фромантен.