Содержание
- Икона «Собор трех святителей»
- Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого
- К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
- Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
- Икона Божией Матери «Трёх радостей»
- Икона Божией Матери «Трёх радостей»
- В чем помогает икона Икона Божией Матери «Трёх радостей»
- Молитвы образу Икона Божией Матери «Трёх радостей»
- Где поклониться образу
- Собор трёх святителей православные чтят 12 февраля
- Собор трёх святителей 12 февраля, история праздника
- Традиции в праздник Трех Святых
- Запреты в День трех святых
- Приметы в День трех святых
- СОБОР ТРЕХ ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА и ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
- Великие и Святые
- День трех святителей, 12 февраля 2019 года: что нельзя делать в праздник семейной святости
- Три святителя
Икона «Собор трех святителей»
Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.
Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.
История иконы
Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.
Эти святые оставили после себя огромное наследие. Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают. Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании. Конечно, этим людям не нужно было признание масс. Они действовали исходя из духовных побуждений, пытаясь сделать мир лучше. За это их увековечили в молитвах и иконах. Есть праздник, посвященный этим трем личностям, названный Собором трех святителей. Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.
До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.
Описание иконы
Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям. Священники считают, что именно так с духовной точки зрения и проходят любые службы — Матушка Заступница смотрит на нас вместе с Иисусом Христом, а слова и эмоции священника олицетворяют их любовь к нам, к прихожанам.
В чем помогает икона
«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то. Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.
Молитва перед иконой «Собор трех святителей»
«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».
Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других. Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.
Где находится икона
Если вы захотите посетить храм, где есть такая икона, то можно сделать это в Санкт -Петербурге. Там есть Храм Трех Святителей Вселенских, в котором есть этот образ. Такой же храм есть и в Москве. Он был построен в конце 17 века.
Несмотря на то, что 12 февраля — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого
Кондак 1
Избраннии светильницы Церкви Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам:
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Икос 1
Ангели земнии и человецы Небеснии, святителие Христовы и отцы треблаженнии, поборницы Живоначальныя Троицы, от Нея светом трисолнечным осияваемии и молящиися непрестанно у престола Триипостаснаго Божества о душах наших, услышите ны от сердца к вам взывающия:
Радуйтеся, имущии дерзновение вопити о нас ко Господу;
радуйтеся, велицыи угодницы Святыя Троицы.
Радуйтеся, дарованьми единочестнии;
радуйтеся, апостолом единонравнии.
Радуйтеся, яко вашими ученьми дивно просия благодать Христова;
радуйтеся, разум свой в послушание веры пленившии.
Радуйтеся, блазии делателие винограда Христова;
радуйтеся, от юности Богом благословеннии.
Радуйтеся, скорби жития сего добре претерпевшии и данный вам талант приумножившии;
радуйтеся, волю Божию сильным мира сего со многим дерзновением благовестившии.
Радуйтеся, тьму нечестия отгнавшии;
радуйтеся, всю подсолнечную зарями догматов просветившии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 2
Видя еретичествуюших лютая стремления, меч острейший противу сетей лжеучений и огнь, плевелы суемудрия поядаяй, святый Василии явися и, яко пастырь изряднейший, обличив лесть идольскую своим богодухновенным вещанием. Научи ны почитати Святую Троицу, разделену убо Ипостасьми, соединену же Существом, и вопити Ей: Аллилуиа.
Икос 2
Разум озарен благодатию Христовою имуще, яко апостолом единонравнии, православных догматов учения уяснисте и трие велицыи светильницы Триипостаснаго Божества явистеся; вашими бо вдохновенными писаньми озаряема, Церковь Христова светло красуется, и верная чада ея в меру возраста исполнения Христова восходят. Темже взирающе на богатство благодати Христовы, вам дарованныя, яко просветители наша восхваляем вы, вопиюще таковая:
Радуйтеся, богоноснии небеснии таинницы;
радуйтеся, покаяния немолчнии проповедницы.
Радуйтеся, сосуди избраннии;
радуйтеся, премудрии учителие вселенныя.
Радуйтеся, в Божественных учениих Христовых люди наставившии;
радуйтеся, в повелениих Господних всегда усердно ходившии.
Радуйтеся, многоразличных добродетелей обряды в вашем житии явившии;
радуйтеся, столпи непоколебимии, веру Христову Божественными догматы утвердившии.
Радуйтеся, словесное стадо Христово мудре упасшии;
радуйтеся, православия изряднейшии богослови.
Радуйтеся, светила, вся концы земли просвещающая;
радуйтеся, свирель и цевнице сладкозвучная.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 3
Сила молений отчих понуди святаго Григория Понт оставити и в Назианз ко отцу своему, помощи ради ему, преселитися, идеже славу Божию ученьми и делы вещаше и ересь арианскую посрамляше. Темже и нас, великий святителю Григорие, Божественнаго рая нетленныя проходя пажити, поминай у престола Святыя Троицы, да со умилением взываем Ей: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще в сердцах светоносную благодать Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, трие богопроповедницы, разделеннии телесы и совокупленнии духом, благочестно яве проповедаша Троицу Едину непременную, Существо же и Божество, и сию проповедь страданьми запечатлеша. Темже и мы, подражающе вере их, вопием таковая:
Радуйтеся, сильнии и непреборимии Церкве Христовы споборницы;
радуйтеся, истины Христовы усерднии ревнители.
Радуйтеся, ко Пресвятей Троице молитвенницы теплии;
радуйтеся, Церкве Христовы пастырие добрии.
Радуйтеся, Ариа низложившии и православныя утвердившии;
радуйтеся, Троицу Едину Непременную, Существо и Божество, деяньми и ученьми прославившии.
Радуйтеся, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицы Ипостаси, дивно уяснившии;
радуйтеся, Трисиятельнаго ради и Единаго Божества величайшия скорби и гонения претерпевшии.
Радуйтеся, тяготу дневную до скончания своего жития неослабно понесшии;
радуйтеся, нощь мрачную злочестивых ересей лучами богомудрых догматов отгнавшии.
Радуйтеся, души верных благодатно напитавшии;
радуйтеся, Царствия Вечнаго наследницы быти сподобившиися.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 4
Бурю ярости и гнева воздвигоша, о Златоусте, безумнии людие, клевещуще на тя и изгнати от царствующего града повелевающе. Ты же, Златослове, на камени веры Христовы непоколебимо пребывая и благодатию Святаго Духа укрепляем, бурю гонений и мучений мужественно претерпел еси и страданьми венец нетленный на Небесех себе уготовал еси, научая всех в терпении нести Крест Христов и взывати Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще богодухновенная словеса ваша, запечатленная многими подвиги и страданьми, жаждущии глаголов жизни вечныя издалеча к вам прихождаху, и нетленную пищу от вас приемше и Божественнаго пития почерпше, взываху вам сицевая:
Радуйтеся, глубины слова Божия добре испытавшии;
радуйтеся, непрестанным рачением Бога взыскавшии.
Радуйтеся, алчущих правды питателие;
радуйтеся, нищих духом утешителие.
Радуйтеся, облацы, источающии росу учений благочестивых и напаяющии вселенную;
радуйтеся, приснотекущия реки духовныя, напаяющия верных чад Церкве Христовы.
Радуйтеся, Божественных Таин хранителие и словесные трубы Божия;
радуйтеся, правыя веры и благочестия христианскаго насадителие.
Радуйтеся, чудесы многими верныя озаряющии;
радуйтеся, реки врачеваний нам проливающии.
Радуйтеся, усердно притекающия к вам от искушений и напастей молитвами вашими охраняющии;
радуйтеся, всего рода христианскаго похвало.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 5
Боготечную звезду Христос миру показа тя, великий во иерарсех Василие; стяжав бо ведение Божественных Таин и озарение свыше от Престола благодати Божия, умы и сердца верных богодухновенными словесы дивно просветил еси, любовию же к Богу одушевляем, гонения и страдания за Христа добре претерпел еси и сего ради сподобился еси на Небесех молитвеннаго дерзновения у Престола Царя Славы, образ быв верным словом, житием, духом, любовию, верою и чистотою, да вси со умилением вопиют Пресвятей Троице: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще вас, святителие Христовы, Небесным ликостоянием присно спребывающия и Престолу Божию всегда предстоящия, со умилением воспеваем возвеличившую вас Живоначальную Троицу, Юже словом и житием вашим прославили есте, вам же, молитвенником изряднейшим, от любве сердечныя вопием:
Радуйтеся, горним ликом совокуплении и святых ангел сожителие;
радуйтеся, Престолу Царя славы предстоящии присно со всеми избранными.
Радуйтеся, славою небесною украшеннии;
радуйтеся, плоть и мир возненавидевшии.
Радуйтеся, вся сокровища мира и житейския сласти Христа ради во уметы вменившии;
радуйтеся, на светозарную добродетелей колесницу возшедшии и Небеснаго Царствия достигшии.
Радуйтеся, и нам, грешным, образ добродетелей словом и житием явившии;
радуйтеся, многими скорбьми вшедшии в радость Господа своего.
Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи;
радуйтеся, православнаго богословия светила изряднейшая.
Радуйтеся, веры христианския похвало;
радуйтеся, святителей славо и Церкве украшение.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 6
Проповедуя истину боговещанными твоими глаголы, сокрушил еси, богослове Григорие, еллинская суемудрия и ересей соблазны, вселенней же всей немолчно проповедал еси в Троице славимаго Бога Единосущнаго, Отца и Сына и Духа Святаго, научая всех вопити Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиясте светом добродетельнаго жития и православныя веры исповеданием во всю вселенную и всем языком свет истиннаго богопознания уяснисте, якоже быти вам пастырем и учителем всея Церкве Христовы. Темже и по смерти не престаете призирати на ны, тепле вам молящияся и взывающия:
Радуйтеся, три светила великая, путеводящая нас ко спасению;
радуйтеся, просветителие седящих во тьме неведения.
Радуйтеся, недомысленныя Тайны Триипостаснаго Божества нам уясняющии;
радуйтеся, струями мудрых учений паству свою напаяющии.
Радуйтеся, пастырие изряднейшии, житие свое всякими добродетельми благоукрасившии;
радуйтеся, стадо свое от волков хищных соблюдшии.
Радуйтеся, светильницы трисолнечнаго света, умы и сердца верных дивно озаряющии;
радуйтеся, образы целомудрия, ревновати о стяжании сея добродетели нас научающии.
Радуйтеся, церковная кормила, путь православнаго боговедения ясно показующая;
радуйтеся, дванадесяти апостолом единонравнии.
Радуйтеся, ангельских ликов сожителие;
радуйтеся, купно со всеми святыми непрестанно молящиися о нас.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 7
Хотя змий лукавый искусити тя, якоже Иова многострадальнаго, воздвиже бурю злобы нечестивых, изгнавших тя в заточение. Обаче благодатию Христовою укрепляем, всякая злострадания и болезни добре претерпел еси, отче Иоанне Златоусте, и блаженныя кончины сподобился еси. Ныне же пребывая в невечернем дни Царствия Христова, не престай молитися за ны у Престола Триипостаснаго Бога, да со умилением вопием: Аллилуиа.
Икос 7
Новии светильницы светозарнии и Церкве непоколебимии столпи явистеся, святителие велицыи: святостию бо жития вашего, еще во плоти суще на земли, бесте яко безплотни. Сего ради Церковь Христова, присно прославляющи вас, благодарственная пения восписует светодавцу Христу Богу, Егоже благодатию укрепляеми, велия болезни претерпесте и труды понесосте во благовестии Христове. Темже прославляюще Христа, непрестанно благодеющаго Церкви Своей Святей, восхваляем и вас, яко верных слуг Христовых и строителей Таин Божиих, вопиюще сицевая:
Радуйтеся, вернии Троицы поборницы;
радуйтеся, Православия непобедимии исповедницы.
Радуйтеся, иерархов священноначальницы;
радуйтеся, лучами богословия вашего ересей неистовство разрушившии.
Радуйтеся, пресветлии благочестия образи;
радуйтеся, верныя в боговедении утвердившии.
Радуйтеся, слова Божия богодухновеннии изъяснителие;
радуйтеся, Владыки Христа раби блазии и вернии.
Радуйтеся, кротость Моисееву и ревность Илиину в подвизех своих воплотившии;
радуйтеся, терпением скорбей и гонений древнему Иову подражавшии.
Радуйтеся, Иосифа целомудрием и чистотою украшеннии;
радуйтеся, Петрово исповедание и Иоанново богословие показавшии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 8
Странное чудо благодати дарованныя тебе, святителю Василие, уведе на себе Ефрем Сирианин, егда восхотевшу ему видети тя, отче, послал еси архидиакона своего привести его к тебе, и молитвою твоею Ефрем уразуме язык еллинский и, чудеси дивяся, прослави Бога, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Всю веру во Святую Троицу непорочну сохранисте и многи ко Христу приведосте, святителие Христовы, подвигом добрым подвизавшеся. Сего ради, взирающе на дивный подвиг ваш и на чистое житие ваше, со умилением вопием вам таковая:
Радуйтеся, Православия одеждою, свыше истканною, Церковь украсившии;
радуйтеся, еретическая суесловия ясно обличившии.
Радуйтеся, писаньми и словесы вашими духовное сокровище Церкви Христове собравшии;
радуйтеся, мудрость земную и вся красная мира Христа ради отвергшии.
Радуйтеся, сокровищ Небесных паче всего взыскавшии;
радуйтеся, Пастыреначальника Христа, яко служителие вернии, живоносным стопам последовавшии.
Радуйтеся, высокий образ добродетелей в житии вашем явившии;
радуйтеся, душевныя страсти, вкупе же и телесныя, духовным мечем посекшии.
Радуйтеся, Живоначальней Троице в жертву живу, святу и благоугодну себе самих принесшии;
радуйтеся, грешников предстателие.
Радуйтеся, нищих заступницы;
радуйтеся, пастырей учителие и образы.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 9
Всею душею твоею возлюбив Бога, отче Григорие, боговидную чистоту и целомудрие паче всех избрал еси и богослов великий и таинник явился еси. Ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, испроси мирови мир, и спасение всем нам, восхваляющим тя и поющим Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийством богодухновенным триех вселенских святителей еретичестии соблазны престаша, православная же вера паче и паче превозможе. Сего ради от усердия нашего со умилением и любовию взываем к ним таковая:
Радуйтеся, любовию Православия все житие ваше озарившии;
радуйтеся, Единаго Бога в Триех Лицах чествовати научившии.
Радуйтеся, Ариево злочестие и хуления иных еретиков низложившии;
радуйтеся, лжеучителей пребеззаконная уста светлостию словес ваших заградившии.
Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшия мирови Христово Евангелие;
радуйтеся, во иерарсех светила три великая.
Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния;
радуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы.
Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы;
радуйтеся, в труды Апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии.
Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленныя от Пастыреначальника Христа приемшии;
радуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 10
Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Златоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам:
Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии;
радуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии.
Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие;
радуйтеся, всех человек предстательство и покрове.
Радуйтеся, сирых отцы и вдов заступницы;
радуйтеся, убогих богатство и болящих исцеление.
Радуйтеся, милосердия ко страждущим немолчнии проповедницы и юных наставницы;
радуйтеся, старец питателие.
Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие;
радуйтеся, странных сопутницы.
Радуйтеся, изнемогающим поможение;
радуйтеся, чтущим память вашу радость и спасение низпосылающии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 11
Пение Пресвятей Троице паче иных принесли есте, святителие Божии, умом, словом, делом и богословным витийством вашим сплетения риторская разрушили есте, наставляюще ны почитати Троицу во Единице и воспевати Ей: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарную троицу святых иерархов, Василиа, царствия тезоименитаго, Григориа, Богослова наименованнаго, Иоанна, Златоустаго учителя вселенныя, глубины Божия испытавших, восхваляюще и светлую память их благоговейно торжествующе, похвальная пения приносим таковая:
Радуйтеся, благознаменитыя трубы Божественных глаголов;
радуйтеся, цевницы богодухновенныя.
Радуйтеся, апостольских писаний богодухновеннии изъяснителие;
радуйтеся, апостольских преданий ревнителие.
Радуйтеся, дивная величия Божия всем земнородным поведающии;
радуйтеся, Славу Божию вашим житием и словом проповедавшии всей вселенней.
Радуйтеся, ко спасению добрии путеводителие и наставницы;
радуйтеся, растленных обычаев искоренителие, благих же нравов насадителие.
Радуйтеся, отрицатися плотских похотей и страстей научающии;
радуйтеся, врачеве премудрии недугов душевных и телесных.
Радуйтеся, церковная светила, от Трисолнечнаго Света возжженная;
радуйтеся, цветы благовоннии райскаго прозябения.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 12
Благодать Божия обильно излияся во устах ваших, треблаженнии: вера православная вами укрепися, и мгла еретических шатаний и лжеучений светом ваших богодухновенных писаний отгнася. Темже, святителие, молитеся ко Христу Богу, да дух ревности вашея о вере и благочестии почиет и на нас, да сподобимся купно с вами пети Святей Троице: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще и светло празднующе священную память вашу, треблаженнии Василие Великий, Богослове Григорие и Златоустый Иоанне, смиренно молим вас, не престайте молитися Христу о всех, верою призывающих вас и с любовию вопиющих таковая:
Радуйтеся, православных догматов хранителие;
радуйтеся, богословия живоноснии источницы.
Радуйтеся, верных сердца Божественне веселящии;
радуйтеся, яко неослабными подвиги вашими Арий низложися.
Радуйтеся, яко огнем богодухновенных вещаний ваших Евномиева ересь попалися;
радуйтеся, яко вашими богодухновенными глаголы Савеллиа ересь отгнася.
Радуйтеся, яко мудрование Нестора вами упразднися;
радуйтеся, о мире молитвенницы изряднейшии.
Радуйтеся, к Царствию Небесному верныя возводящии;
радуйтеся, Божии гласи, пречудно нам возгремевшии.
Радуйтеся, пастырей Церкве достоподражательнии образи;
радуйтеся, по Апостолу всем вся бывшии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 13
О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче, небесным спребывающе ликом и ангельским совокупльшеся силам, нынешнее приемше малое моление наше, испросите нам у Всещедраго Бога вышняя мыслити и деяти, да вечныя муки избегше, небесную жизнь наследим с вами, вопиюще Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели земнии…» и 1-й кондак «Избраннии светильницы…».
Молитва
О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцем утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Икона трех святителей
Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма — плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.
Три святителя в византийских литературных источниках
Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X — н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» — Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г.
Три святителя на славянской почве
В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую — на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения — псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVв.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).
К происхождению праздника
В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св. Троице и верно учат о Св. Троице – «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси — дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом». Обращение к их троическому богословию, т.е. учению о Св. Троице, можно рассмотреть в контексте схизмы 1054 г., отделения от Вселенской Церкви Церкви западной (католической), одним из нововведений которой было Filioque (“и от Сына” – католическая прибавка к Символу Веры). Указания канонов и «Похвалы» на сохранении Церкви и прекращение святителями еретических движений, поминание их многочисленных «трудов и болезней», которые они претерпели за Церковь «с Востоком и Западом борящеся» т.о. можно понять как использование догматических сочинений святителей в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы. Ключ к разгадке, как кажется, можно найти в полемике Восточной Церкви с Западной, т.н. антилатинской полемике XI в. Авторы антилатинских полемических трактатов часто подтверждают сказанное цитатами из этих Святых Отцов; непочитание Трех Святителей является одним из обвинений, предъявляемых латинствующим. Так, Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский, в своем послании к Петру, патриарху Антиохийскому, так высказывается о латинствующих: «Святыя и великия отца наша и учителя Великаго Василия и богослова Григория, Иоанна Златоустаго не счиняют с святыми ни учения их приемлют». В «Стязании с Латиною» Георгия, митр. Киевского (1062-1079 гг.), в послании Никифора (1104-1121гг.), митр. Киевского, к Владимиру Мономаху латиняне также обвиняются в отсутствии уважения к Трем Святителям и пренебрежению к их церковным учениям. В «Повести Симеона суздальского о восьмом (флорентийском) соборе», на котором в 1439 г. была подписана Уния (объединение) Католической и Православной Церквей, святитель Марк, митр. Эфесский, отстаивавший ортодоксальную позицию, сравнивается автором Повести с Тремя Святителями: «Аще бы еси видал, что честный и святый Марко ефесьский митрополит глаголет к папе и ко всей латыне, и ты бы тако же, яко же и аз, плакался и веселился. Яко же ты видиши честнаго и святаго Марка ефесскаго, якоже был преже его святый Иоанн Златоустый и Василий кесарийский и Григорий Богослов, тако же и ныне святый Марко подобен им».
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.
Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Святители жили в IV–V веках — это было время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, но сразу же за оградой православной церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.
А в храмах святители изъясняли учение о Святой Троице, боролись с ересями, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность; они активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи.
Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма — плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. Эта дружба продолжалась всю жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского, и епископа Мелетия. Ко всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.
Жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Из университета — в пустыню
Василий, возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая Священное Писание по руководствам древнейших толкователей. Василий Великий по просьбе монахов составил в это время сборник поучений об иноческой жизни.
Иоанн Златоуст после Крещения стал предаваться аскетическим подвигам сначала дома, а потом в пустыне. После смерти матери он принял иночество, которое называл «истинной философией». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».
Из пустыни — на служение миру
Все три святителя были поставлены сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами. Василий Великий покинул пустыню в дни, когда распространилось лжеучение Ария, чтобы бороться с этой ересью.
Григорий Богослов был вызван из пустыни отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Григорий уклонялся от епископства, но через некоторое время по соглашению его отца и Василия Великого все же был рукоположен.
Иоанн Златоуст святой получил сан пресвитера в 386 году. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при стечении народа проповедовал в храме. За редкий дар боговдохновенного слова он получил от паствы наименование Златоуст. В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.
Из Царского града — в изгнание
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице Иоанна Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица Евдоксия затаила гнев на архипастыря. В первый раз собор иерархов, также справедливо обличавшихся Иоанном, низложил его и приговорил к казни, замененной на изгнание. Царица призвала его обратно, устрашенная землетрясением.
Ссылка не изменила святителя. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения. Через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн отправился в ссылку. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и настояли на ссылке в глухой Пициус, на кавказском берегу Черного моря. Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14 сентября 407 г. со словами на устах: «Слава Богу за все». Литературное наследство Златоуста почти полностью сохранилось; оно включает трактаты, письма и проповеди.
В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости.
Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.
Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами:
— Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святого Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.
Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви.
Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят, отошел в горные обители.
О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Аминь.
Икона Божией Матери «Трёх радостей»
Икона Божией Матери «Трёх радостей»
Память иконы празднуется 26 декабря (8 января).
История иконы Божией Матери «Трёх радостей» действительно удивительна. Этот прославленный и почитаемый на Руси образ Богородицы — список со «Светлого семейства» итальянского художника Рафаэля. В Россию копию знаменитого полотна привез один благочестивый художник, обучавшийся, как это было принято в то время, за границей.
Картина была подарена настоятелю храма Святой Троицы на Грязех в Москве и впоследствии помещена на паперти над входом в храм.
Свое же название икона получила после удивительного случая, произошедшего через 40 лет после этого. На одну женщину обрушилось сразу три несчастья. Ее муж был безвинно осужден и отправлен в ссылку. Все имущество отошло казне, а сын, участвуя в военных действиях, был взят в плен. Несчастная женщина непрестанно молилась о помощи своему семейству, и во сне ей было откровение. Пресвятая Богородица повелела найти в Москве икону Святого семейства и помолиться перед ней.
Женщина обошла множество храмов и, наконец, отыскала нужную икону в Троицкой Церкви. После горячей искренней молитвы она получила три радостных известия: ее муж был оправдан и вернулся из ссылки, сына вызволили из плена, и все ранее конфискованное имущество было возвращено владельцам.
После этого икона стала именоваться иконой «Трёх радостей». И к ней потянулись верующими с молитвами об избавлении от бед и скорбей. Икона стала почитаться, как чудотворная.
На иконе изображен Богомладенец на коленях у Пресвятой Богородицы с белым цветком в руках. Справа от центра находится Иосиф Обручник, а слева — Иоанн Предтеча в юном возрасте. Оба с любовью смотрят на Божественного младенца.
В чем помогает икона Икона Божией Матери «Трёх радостей»
Иконе Божией матери «Трёх радостей» молятся:
- О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
- О прощении совершенных грехов;
- Об укреплении в вере;
- О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
- Об освобождении из вражьего плена;
- О спасении от неприятелей;
- О разрешении важных дел;
- Об исцелении от болезней;
- Об удачном замужестве и женитьбе;
- О даровании детей бесплодным парам;
- О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.
Молитвы образу Икона Божией Матери «Трёх радостей»
О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Где поклониться образу
Один из списков иконы «Трёх радостей» принадлежал Александру II, а его жена Мария Александровна очень любила эту икону и часто молилась перед ней. Икона из Троицкого храма была утрачена после революции, когда храм был закрыт. Во вновь открывшейся церкви сейчас находится список середины XIX века. Именно перед этим образом однажды сама собой зажглась лампада.
- Казанская икона Божией Матери
- Иверская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
Собор трёх святителей православные чтят 12 февраля
12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение как учители для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Собор трёх святителей 12 февраля, история праздника
В Собор Трех Святителей принято почитать вселенских учителей, которые формально завершили догмат о Святой Троице, – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
История праздника относится к временам правления византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли дискуссии о первенстве между Отцами церкви.
Тогда митрополиту Иоанну во сне явились сразу три святителя и велели установить общий день празднования их памяти, потому что все они одинаково равны перед Богом:
«Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба других. Поэтому, повели тем, кто спорит из-за нас, прекратить споры, ибо как при жизни, так и после смерти, мы заботимся о том, чтобы привести к миру и единомыслию края Вселенной».
Традиции в праздник Трех Святых
- Главные традиции 12 февраля — приготовление блюд из добытой дичи, запрещено прясть. По народному поверью, 12 февраля нельзя прясть, поэтому день называют также Днем трех святителей-непрядильщиков. В народе его ещё прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения между самцами. Люди отмечали этот «праздник» своеобразно — подавали на стол блюда из дичи и дикого зверя (например, вепря).
- По поведению диких животных судили также о погоде. Если зайцы приходят в сады — будет еще зима суровая. Если волки воют близко к жилью — тоже к морозу. Снегирь щебечет скрипучим голосом — значит, стоит ждать вьюгу. Зато мыши предсказывают оттепель: за сутки до повышения температуры выходят из-под лесной подстилки на снег. Тепло предвещают и покрытые инеем деревья. Красная луна на Трехсвятие сулит сильный ветер; а ветер, в свою очередь, обещает сырой год.
- Родившиеся в этот день заботятся о всяком лесном звере и птице. Про таких людей говорили: «Станет по утру, по раннему, выйдет на сильный ветер, на крепкий мороз, к лесной чаще и замкнёт он путь к норам, логовам, гнёздам, к урочищам благословенного зверья и благословенной птицы, чтоб никакой ненасытный глаз не зрел бы звериного потомства».
Запреты в День трех святых
Также существуют строгие запреты, которые с годами стали неотъемлемой частью этого праздника. Давай узнаем, что же это за запреты.
На самом деле этих запретов не так много, но есть один, который ни в коем случае нельзя нарушать. Святители гневаются на людей, которые затевают ссоры и спорят, поэтому в этот день нельзя злиться, ревновать и кричать. Особенно под запретом ссоры в семье.
Считается, что в этот день необходимо помириться с тем, с кем ты в ссоре, иначе будешь враждовать целый год. Это день, который примирил многих, поэтому нужно забыть о разногласиях и помириться.
Наши предки верили, что, если в этот день выставить за порог старую обувь, можно избежать ссор в семье на весь будущий год. Говорят, что в этот день мужчинам хорошо бы заняться домашней работой, всё хорошо получится. Также сбываются все планы на будущее, намеченные в этот праздник.
Приметы в День трех святых
В этот день наши предки по приметам определяли погоду и урожай на следующий год.
- Поющие снегири — к снегопаду и оттепели.
- Если дует северный ветер, а небо ясное, будет сильный мороз.
- Если звенит в правом ухе, то скоро тепло, а в левом — к холоду.
- Громко каркают вороны — к метели.
- Если деревья покрылись инеем, скоро быть теплу.
Вот такой праздник отмечаем мы 12 февраля. Приметы приметами, а важнее всего в этот день не забыть помолиться, сходить в церковь и провести день спокойно и без ссор. Хорошего тебе праздника!
СОБОР ТРЕХ ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА и ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Праздник был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина. В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого — архиепископа Кесарии ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих; Иоанна Златоуста, устроителя благолепного Богослужения, автора знаменитой Литургии Иоанна Златоустого (нередко говорят Златоуста, что по-гречески звучит как Хризостан); и Григория Богослова.
Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, и тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия, а рядом с ней — религия гедонизма — плотского наслаждения без границ. Это была эпоха, во многом схожая с современной.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи.
Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения, и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного; ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние и в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова. Почитатели же святого Григория Богослова утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему.
По церковному преданию, чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти.
После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.
Так три великих столпа Церкви преподали нам необходимый урок любви и единомыслия в вере при возможном наличии у каждого из нас своих особых даров, талантов, способностей. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.
Великие и Святые
Великие святители прославились своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Все трое велики, и велики по-разному.
Святой Василий Великий оставил множество богословских трудов, в числе которых — беседы на Шестоднев, на псалмы, на различные богословские темы, книги в защиту православного учения о Святой Троице, аскетические трактаты, правила монашеские, устав подвижнический, книги о Крещении, о Святом Духе, проповеди и 366 писем разным лицам.
За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».
Григорий Богослов — это более всех созерцатель, молитвенник, взгляд которого обращён на небеса — автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно поэтому его вещания Церковь называет «пастырской свирелью». Проповеди Григория Богослова стали на долгое время образцовым чтением в византийских риторских школах.
Третьего Великого Святителя Церковь называет «Златоустом». В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту. Из имеющихся свидетельств известно о том, как в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали красоте и силе слова Иоанна.
Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир.
В Греции праздник Трех Святителей почитается как день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.
Тропарь, глас 4
Яко апостолов единонравнии, и вселенныя Учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2
Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.
Молитва Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вши и мече́м сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию, с ве́рою и любо́вию из глубины́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием, и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, всегда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высоты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Свою́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во всем благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми всегда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ссылки по теме:
Святитель Василий Великий
Святитель Григорий Богослов
Святитель Иоанн Златоуст
День трех святителей, 12 февраля 2019 года: что нельзя делать в праздник семейной святости
12 февраля 2019 года христиане отмечают большой праздник — День трех святых. Посвящен этот светлый день памяти Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Этих святых принято почитать как вселенских учителей, которые несли слово Божие и завершили догмат о Святой Троице.
Сегодня редакция «Так Просто!» рассказывает историю трех святых и о том, как установился великий праздник.
Три святителя
История праздника начинается в эпоху правления византийского императора Алексея I Комнина. Тогда в Константинополе шли споры о том, кто среди трех великих святителей прав и чьи учения верны. Каждый из святителей казался своим последователям лучшим, из-за чего произошел церковный раздор.
Одни называли себя василианами, другие — григорианами, а третьи — иоаннитами. Этим противоречиям не было конца. Чем дольше всё это продолжалось, тем больше людей принимали ту или иную сторону, и пререкания продолжались.
По церковному поверью, в 1084 году митрополиту Иоанну Мавроподу явились три святителя и сказали в один голос: «Скажи нашей пастве, что мы у Бога все одинаковы у нас нет соперничества. Каждый из нас, обладая той или иной благодатью Святого Духа, творил необходимое для спасения людей. У нас нет первого, второго, третьего. Если призывают в молитве имя одного святителя, двое других также присутствуют».
Святители повелели митрополиту прекратить раскол церкви и объединить людей, назначив один праздник для всех троих. Они сказали, что если люди начнут почитать их в один день, вознося равную молитву каждому из них, то они будут разом просить Господа о спасении.
Митрополит Иоанн составил службу в память о святителях. С тех пор их память чтят в один день, вознося молитвы каждому. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны каждому верующему как великие богословы и отцы Церкви. Жизнь каждого из них — пример для любого христианина.
Их память чтят до сих пор, а их высказывания стали постулатом для многих христиан. Со временем праздник трех святых наполнился особыми народными традициями и запретами, о которых мы сегодня и поговорим.
В народе этот день еще называют праздником семейной святости. Дело в том, что все три святителя были верующими, как и их семьи. Детей они воспитывали в любви и уважении к вере. Именно поэтому в этот день принято не только вспоминать святых, но и подумать о том, как ты воспитываешь детей, и о семейных ценностях.
Также существуют строгие запреты, которые с годами стали неотъемлемой частью этого праздника. Давай узнаем, что же это за запреты.
На самом деле этих запретов не так много, но есть один, который ни в коем случае нельзя нарушать. Святители гневаются на людей, которые затевают ссоры и спорят, поэтому в этот день нельзя злиться, ревновать и кричать. Особенно под запретом ссоры в семье.
Считается, что в этот день необходимо помириться с тем, с кем ты в ссоре, иначе будешь враждовать целый год. Это день, который примирил многих, поэтому нужно забыть о разногласиях и помириться.
Наши предки верили, что, если в этот день выставить за порог старую обувь, можно избежать ссор в семье на весь будущий год. Говорят, что в этот день мужчинам хорошо бы заняться домашней работой, всё хорошо получится. Также сбываются все планы на будущее, намеченные в этот праздник.
В этот день наши предки по приметам определяли погоду и урожай на следующий год.
Вот такой праздник отмечаем мы 12 февраля. Приметы приметами, а важнее всего в этот день не забыть помолиться, сходить в церковь и провести день спокойно и без ссор. Хорошего тебе праздника!
Совсем скоро мы будем отмечать светлый весенний праздник Масленицы. Узнай, что нельзя делать в масленичную неделю.
Не все православные праздники приходятся на одно и то же число каждый год. Хочешь знать даты всех праздников? Тогда воспользуйся православным церковным календарем на 2019 год, который мы для тебя подготовили.
Понравилась статья? Обязательно поделись с друзьями!