Содержание
- Беседа на Евангелие пятой недели по Пятидесятнице
- Хрюшки, свинюшки:)))Мудрая Свинья — один из постоянных персонажей притч Шоу-Дао — одного из течений даосизма.
- Психология евангельской притчи о стаде свиней
- Бесноватый
- Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»
- «Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть
- Проклятый клад
- Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?
- Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?
- Вопрос №3 Что сделал Иисус?
Беседа на Евангелие пятой недели по Пятидесятнице
Исцеление двух бесноватых (Наша привязанность к земному и телесному вместо небесного и духовного)
Что читалось сегодня из Евангелия?
О чуде изгнания бесов из двух бесноватых Иисус Христом (Мф. 8:28–34, 9:1. Зач. 28).
«Когда Иисус прибыл в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, пришедши в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город».
В Евангелии говорится, что когда однажды Иисус Христос прибыл в Гергесинскую страну, то там встретили Его два бесноватые, исшедшие из гробов. Увидев Иисуса, эти бесноватые начали кричать: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Ты пришел сюда мучить нас прежде времени».
Кто такие были бесноватые? Что значит, что бесноватые вышли из гробов? И что такое бесы называют преждевременным мучением для себя со стороны Иисуса Христа?
«Бесноватые» – это люди, одержимые злыми духами или бесами. Бесы, входя в людей, овладевали их душевными и телесными силами. Так, например, как видно из истории исцеления Иисусом Христом бесноватого, бесы могли говорить от себя, употребляя язык того человека, в котором они находились. Известно, что со времени греха Адама бесы получили некоторую силу и власть над людьми как бы над своими пленниками и рабами (Еф. 2:2) и поэтому они свободно могли входить в людей, жить в них и мучить их, повергая, например, в разные болезни глухоты, немоты и др. Бесноватых было особенно много до Христа, так как дьявол еще не был поражён Его крестною смертью. Со смертью же Иисуса Христа бесы потеряли эту свою силу. Но есть и могут быть бесноватые и теперь, по воле и попущению Божию.
Бесноватые «вышли из гробов», потому что там жили. «Гробы» – это погребальные пещеры у Иудеев. Известно, мы уже это говорили, у них погребали умерших не так, как у нас – не в могилах, а в горных пещерах, так как место, где жили Евреи, было гористое и каменистое, и потому неудобно было хоронить умерших по-нашему, в могилах. В эти-то погребальные пещеры обыкновенно и укрывались бесноватые, убегая человеческого общества.
Бесы называют мучением для себя со стороны Иисуса Христа прежде времени непозволение им мучить людей, так как мучить для них – радость и удовольствие. «Прежде времени» значит то, что демоны думали, что Иисус Христос не станет ждать конца мира и Страшного всеобщего Суда, чтобы уже тогда осудить их на вечные мучения, а сделает это прежде того времени. Свящ. Писание учит, что в настоящем веке, до времени Страшного Суда попущено злым духам искушать и иногда мучить людей, в день же Суда они окончательно будут осуждены на вечные мучения с злыми людьми (2Пет. 2:4; Иуд. 1:6). Духи знают это и как бы жалуются, что Иисус Христос преждевременно пришел мучить их, а потому в повествовании о сем же чуде евангелистом Лукою (Лк. 8:31) и просят не посылать их в бездну, т. е. в ад.
Далее в Евангелии говорится, что бесы, зная, что Иисус Христос выгонит их из людей, просили Его «послать их в стадо свиней», и Иисус Христос так и сделал. Тогда бесы, вошед в свиней, утопили всех их в море, а народ так был устрашен этим погублением свиней, что все просили Иисуса Христа удалиться из их страны, что Он и сделал.
Почему бесы просили Иисуса Христа послать их в стадо свиней? И почему Господь позволил бесам войти в свиней? Не повредило ли это проповеди Иисус Христа, так как устрашенные сим жители не приняли Его?
Бесы просили Иисус Христа послать их в свиней для того: чтобы погублением свиней огорчить хозяев их и, с другой стороны, навести на народ страх; чтобы Иисус Христос не сделал для них (бесов) еще чего, более страшного и гибельного. Иисус же Христос допустил погубить свиней в наказание их хозяев за привязанность к земным предметам и удовольствиям и нерадение о душах. Хотя жители Гергесинской страны и не приняли Иисуса Христа, потому что боялись, чтобы от Него не потерпеть еще больших потерь, но для проповеди Христовой не было вреда от сего, так как огорченные потерею свиней они не способны были внимать проповеди Христовой теперь. Евангелист Лука, повествуя о сем же чуде, прибавляет, что Иисус Христос вместо себя повелел самому исцеленному проповедывать о чуде. И это было так успешно, что когда Иисус Христос пришел в Гергесинскую страну в другой раз, то был принят охотно (Лк. 8:40) и многие уверовали в Него.
Что особенно поучительного в нынешнем евангельском чтении?
Мы, братие, конечно, удивляемся жителям Гергесинской страны и жалеем их, что они из-за привязанности своей к земному удалили от себя Спасителя душ Иисуса Христа. Но обратимся от этих жителей к самим себе и посмотрим, не привязаны ли и мы чрезвычайно к земному, мы – которые уже веруем во Христа Спасителя?
К стыду своему, должны сказать: «И мы в этом случае не лучше Гадаринцев». Конечно, мы, как жители земли носящие плоть, не можем жить подобно бесплотным Ангелам, не можем не нуждаться в земном и потому не можем не иметь привязанности к земному, но вместе с тем: мы – не то, что бессловесные животные, имеем душу; и наша жизнь – не то, что сих животных, не на земле только, но и на небе, вместе с Богом и св. Ангелами. Земная жизнь временна, много если длится она у нас 6 – 7 десятков лет, а небесная – бесконечна.
После сего кажется, о какой бы жизни нам больше всего заботиться, о какой думать и к какой стремиться, как не о небесной и к небесной? Но, увы! У нас по большей части бывает наоборот.
У нас с самого детства мало обращается внимания на духовную небесную жизнь. Малым детям совсем не говорят или мало говорят о небесной жизни: иные матери хорошо не могут, а другие – не хотят делать этого. Детей у нас больше забавляют сказочными рассказами и рассказами о животных, чем о Боге и небесной жизни. И привыкают они больше думать и потом читать все о земном и о земном, а о духовном, небесном – скучное для них чтение!
Когда дети учатся, учатся и закону Божию, но почему и как? Потому, что без него обойтись нельзя – он в числе других предметов. И учатся-то как-то не все охотно. Это доказывает, что и взрослых-то детей тоже мало приучают заниматься духовным, небесным, а больше земным вместе с земными науками.
А люди, уже начавшие жизнь, люди служащие, должностные, рабочие? О, как тоже мало думают о духовном и небесном и они! Например, что такое значит, что люди служащие, рабочие очень преданы службе и работе так, что и праздников-то не оставляют без службы и работы, думают о наживах, о богатстве так или иначе, и потому не думают и не заботятся в эти дни послужить Богу и спасению своей души? Люди же более свободные, как более обеспеченные, чрезвычайно привязаны к увеселениям и удовольствиям так, что тоже не думают и не заботятся о том, чтобы хотя под праздники оставить увеселения и послужить в эти дни Богу и спасению своей души. Что это значит? Не совершенное ли забвение о Боге, а полную привязанность к земле? Да, это верно!
Братие, рано ли, поздно ли, но придется нам умирать, придется оставить все земное и явиться в духовный мир и начать там жизнь вечную. Понятно, каково будет там тому, кто забывал о духовном, вечном мире, а был крепко привязан к земному, телесному!..
Почему некоторые утверждают, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из гадаринских (они же гергесинские) бесноватых, когда каждый раз отправлял бесов в свиней?
Мнение о том, что Иисус два раза выгонял по легиону бесов из бесноватых в стране Гадаринской или Гергесинской и каждый раз отправлял бесов в большое стадо свиней, которое утонуло, основано на том, что в Евангелии от Матфея 8: 28-34 упомянуты двое бесноватых, а в Евангелиях от Марка 5: 1-20 и Луки 8: 26-39 — по одному. Такой точки зрения о повторяемости действий вынуждены придерживаться те, кто, принципиально не желает признавать в Евангелиях никаких разночтений, а малейшие расхождения в текстах объясняет тем, что описанные события, вероятно, происходили несколько раз, даже если их описание во всём остальном сильно совпадает. У приверженцев такого подхода, большое стадо свиней утонуло два раза, и, в общей сложности, исцелено трое бесноватых.
Насколько были опасны один или двое бесноватых для окружающих?
Из Евангелия известно, что бесноватые характеризовались как весьма свирепые, видимо, они пугали людей, нападали на них и мешали им проходить мимо них. Но, нет сведений, что бесноватые убили кого-то, покалечили или напугали до смерти, т.е. пусть с трудом, но с ними справлялись местные жители самостоятельно. Если бы бесноватые представляли собой смертельную опасность для местных, наносили бы большой ущерб, то с ними расправились бы из мести родственники пострадавших или пожаловались бы на них властям, чтобы запереть в тюрьму или казнить.
Каковы рамки разумной платы, ущерба, расходов по исцелению бесноватых или избавление от них окружающих?
Видимо, такое количество свиней, потерю которых жители могли бы пережить как плату за свои грехи, если посчитают, что бесноватые им справедливо докучали по их грехам. В таких случаях исходят из принципа соразмерности наносимого ущерба и платы за избежание или исправление ущерба, т.е. исцеление не должно быть чрезмерно дорогим. Иначе, теряется польза и практический смысл действий. Из текста следует, что когда местные жители узнали об исцелении бесноватых Иисусом, они, с одной стороны, наверняка, обрадовались такому чуду, но с другой, поняв, что в результате исцеления лишились такого огромного количества своих свиней, огорчились. По реакции жителей видно, что они огорчились потере огромного стада больше, чем обрадовались чуду исцеления. Потому и просили Иисуса удалиться, просили вежливо, но настойчиво, совсем не желая слушать проповедей Иисуса.
Почему Иисус просто не выгнал бесов, запретив им губить стадо свиней?
Религия тем и отличается, что любая болезнь, включая и одержимость у душевнобольных, рассматривается не с современной медицинской точки зрения, а как проявление вселения в человека нечистого духа или бесов.
Для исцеления одержимого злым духом больного изгоняют злого духа разными методами, например, заставляют покинуть больного, лишив оснований там находиться. Причиной вселения бесов считаются грехи больного или окружающих, из-за которых бесы получают право или попустительство Бога на такое вселение, чтобы вредить больному и окружающим его людям. Считается, что страдание больного и окружающих направлено на искупление грехов и совершенствование их духовных качеств, а грехи исцеляются молитвами, добрыми делами и добровольными пожертвованиями, т.е. принесениями различных жертв.
В данном эпизоде, стадо свиней выступило как пожертвование жителей с целью исцеления больного от власти бесов, получивших власть над больным по грехам самого больного или грехам окружавших его жителей. Подразумевается, что бесы имели право получить такое пожертвование, чтобы покинуть больного, о чём и просили Иисуса.
У евреев свинья считается нечистым животным, они не едят свинину, тогда для чего свиней разводили в таком количестве?
Некоторые народы, живущие среди евреев считают возможным есть свинину и содержать свиней. Возможно, после этого случая исцеления бесноватых, почти вылившегося в конфликт, Иисус и заявил, пытаясь отказать хананеянке в просьбе исцелить её дочь, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева (описано в Мф. 15: 21-28), что так шокирует многих читателей Евангелия.
Хрюшки, свинюшки:)))Мудрая Свинья — один из постоянных персонажей притч Шоу-Дао — одного из течений даосизма.
Каждая свинья должна построить хлев, вырастить поросёнка и посадить дуб.:)))
3
4
5
Идет пьяный вдоль забора, держась за него. Видит — свинья в луже лежит.
— Ну ты, свинья! Как тебе не стыдно! Вся грязная в луже валяешься!..
— Посмотрю я на тебя, когда забор кончится!
6
Мудрая Свинья — один из постоянных персонажей притч Шоу-Дао — одного из течений даосизма.
Мудрая Свинья о мудрости
Когда Мудрую Свинью спросили, что она думает о мудрости, та, не задумываясь, ответила:
— Истинная мудрость предполагает не наличие знаний, а правильность действий; не свершение великих дел большого ума, но избежание глупостей; не изучение обстоятельств собственными усилиями, но память о чужих неудачах… Истинная мудрость не терпит излишеств и бахвальства, что всегда у людей в почете, оттого и мало мудрых: труд большой, а славы мало…
— Ответь-ка, Свинья, — спросили ее, — в чем заключается труд избежать ошибок?
— В борьбе с желаниями сделать глупость, а в случае удачи — в противоборстве с собственной гордыней, ведущей к бедам и позору, — ответила Мудрая Свинья.
— А почему гордыня ведет к беде? — спросили Свинью, но та прервала беседу, так как наступило Время Еды, и не может быть ничего глупее, чем упускать бесплатную кормежку
7
Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных.
Уинстон Черчиль
8
Об относительности ценностей
.
Скупой крестьянин построил отхожее место так, чтобы нечистоты, сливались на скотный двор, частично попадали в кормушку к свиньям.
Однажды коза, пасущаяся за изгородью на сочной, зеленой траве, не выдержала отвратительного зрелища насыщающихся свиней и с презрением обратилась к ним со следующей речью:
— Как вы можете терять свое лицо и поедать эту мерзкую жижу, от одного запаха которой может умереть птица в полете?
В ту пору в этом стаде свиней гостила у своей тетушки Мудрая Свинья, которая совершала паломничество в Индию и остановилась здесь, чтобы отдохнуть и набраться сил перед дальней дорогой. Она и ответила козе следующими словами:
— Кажущаяся тебе отвратительной пища не противоречит нашей природе, а укрепляет ее.
Так и ты, с удовольствием питаясь травой, не станешь есть землю, служащую пищей растениям, а стая голодных собак всегда предпочтет твое мясо самой сочной и вкусной зелени… Так и в мире людей, что не годится одному, может принести неоценимую пользу другому.
9
— Джон, чем закончилась твоя вчеpашняя ссоpа с женой?
— Ха! Она пpиползла ко мне на коленях!
— И что дальше?
— Сказала: «Вылезай из-под кpовати, свинья!»
10
Мудрая Свинья о морали
.
Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:
— У каждого племени, клана и даже семьи, если на ее подворье живут хотя бы три курицы, — своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке.
Перечисление сих противоречий можно продолжить до бесконечности, но главное, из этого следует, что если ты в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, ты должен поступать в соответствии с его взглядами.
Высказав все это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина…
11
12
13
14
15
Что делать с бабочкой
.
Однажды к Мудрой Свинье, плача, прибежал сын пастуха.
— Я нечаянно убил бабочку, — всхлипывая, запричитал ребенок, — а моя мама говорила, что отнимать чужую жизнь — большой грех.
— Это действительно так, — важно ответила Свинья, — но грех засчитывается лишь тогда, когда ты убиваешь без надобности и получаешь от этого удовольствие. Тысячи тысяч бабочек на нашей земле гибнут каждый день от непогоды и в клювах прожорливых птиц, но мало кому приходит в голову пожалеть о них, ибо это естественный ход вещей.
— Но голос моей матери как бы живет во мне и все время корит меня за мой поступок, — возразил мальчик.
— Ну что ж, объясни ему все и скажи, что он не прав, — посоветовала Мудрая Свинья. Озадаченный мальчик что-то прошептал себе под нос, лицо его озарилось улыбкой, и он тут же убежал куда-то по своим делам, даже забыв на радостях поблагодарить Мудрую Свинью за совет.
— Поистине, люди — мастера создавать себе трудности, зато сколько радости им приносит освобождение от них, — проворчала Свинья и, подумав, добавила: — А все же жаль бабочку, ведь она тоже была чьим-то другом.
Психология евангельской притчи о стаде свиней
В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии – все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.
Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.
Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.
Начнём с самой евангельской истории
Бесноватый
Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.
Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и… пучина сия поглотила их без остатка.
Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.
Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.
Вот и всё.
Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»
Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.
Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».
Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.
Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.
А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.
Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома… И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год…
«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть
А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент… Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.
Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?
То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или… от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.
Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.
Свинья была для него надеждой – надеждой на получение наличных денег к зиме или хотя бы на пропитание всю зиму. Если волк не съест и если самим чем поделиться со свиньёй будет…
Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами… как свиньи!».
Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.
И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:
«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».
Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.
Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!
Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.
В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.
Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.
И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса…
Проклятый клад
Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.
Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая…
Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.
Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет… Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.
Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.
Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.
Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса… уйти. Странно, что не убили.
А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.
Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?
А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»
Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?
Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.
Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?
Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры… Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.
Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел…
Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома…
А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..
Вопрос №3 Что сделал Иисус?
Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.
Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».
И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».
И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».
И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».
Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.
А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.
Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?
В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.
И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.
Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?
Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.
Елена Назаренко
То, что я наблюдаю сегодня в соцсетях и форумах напоминает мне один анекдот.
Едят как-то три свиньи из одного корыта. Едят жадно, лишь изредка посматривая друг на друга, кто уже сколько успел съесть. Одну стошнило и она изрыгнула из своего чрева прямо в корыто.
Другие две приостановились, переглянулись и продолжили наперегонки кушать лакомства. Через короткое время другую стошнило и она изрыгнула из чрева все, что только что съела. Свиньи посмотрели вновь друг на друга и на блевотину в корыте и продолжили жадно пожирать смесь, аппетитно причмокивая, похрюкивая и с удовольствием пуская пузырьки из своих дырочек в розовых пятачках. Спустя мгновение уже третью свинью стошнило и она опустошила свой желудок в общее корыто. Свиньи вновь переглянулись и одна из них говорит:
— не подливай больше, а то не съедим.
Так вот, особенно я обращаюсь к служителям Божьим, перестаньте быть бабками базарными, торгующими грязными сплетнями, непроверенной информацией и желтой прессой. Перестаньте изрыгать и тут же обсасывать политическую свалку и мусорку. Перестаньте изрыгать друг на друга гадкие и низкие вещи и потом вновь питаться ими.
Ведите себя достойно звания, в которое вы призваны. (Еф 4:1) «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью…» (Кол 4:6а)