Содержание
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Stephanya ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Церковь Преподобного Серафима Саровского
Церковь Преподобного Серафима Саровского неразрывно исторически связана с Благовещенской церковью — в 1903 году именно по ходатайству настоятеля Благовещенской церкви Санкт-Петербургской епархией были приобретены земли севернее полотна Приморской железной дороги для организации на них нового городского кладбища. Как всегда был заведено на Руси, на территории кладбища полагался храм, который был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. По названию храма и само кладбище получило название Серафимовского.
Закладка храма была произведена 25 июля 1906 года, а к концу октября деревянная церковь была уже построена; 1 марта 1907 года она была освящена во имя преподобного старца. Таким образом, данная церковь стала одной из первых, посвященных канонизированному летом 1903 года преподобному Серафиму Саровскому, по словам архиепископа Филарета, «самому великому подвижнику благочестия последних времен».
Серафимовская церковь.Внутри храма
В книге «Чудеса Преподобного Серафима» дается подробное описание жития святого Серафима. Преподобный Серафим, в миру — Прохор Мошнин (1759 – 1833), происходил из семьи курских купцов; в 19-летнем возрасте стал послушником, а позже — иеромонахом Саровской пустыни под Тамбовом. В 1794 году удалился на жительство в келью в лесу в пяти верстах от монастыря, где жил до своей смерти. При жизни прославился многими чудесами и крайне аскетическим образом жизни. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет и другие церковные книги. Сам себе добывая пропитание на огороде и в лесу, держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом».
Преподобный Серафим, в миру -Прохор Мошнин (1759 – 1833)
Серафимовская церковь сохранила много святынь. Главная из них — образ преподобного Серафима Саровского с частицами его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. Так же в церкви хранится образы Казанской Божьей Матери, Божьей Матери «Умиление», а также Смоленской Божьей Матери – иконы XVII века, привезенной в Петербург работными людьми, приехавшими на строительство города при Петре I. В правой части придела помещена икона преподобного Серафима, написанная, возможно, еще при его жизни и находившаяся позже у его ученика Иосифа, позднее игумена Павло-Обнорского монастыря Вологодской губернии. У главного алтаря на специальном столбе висит мемориальная латунная доска с образом Святителя Николая Чудотворца в память 136-и солдат и офицеров 36-го Орловского пехотного полка, погибших в октябре 1914 года в боях на реке Сан, с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».
Икона Преподобного Серафима Соровского
В послереволюционные годы Серафимовская церковь оставалась действующей. До 15 декабря 1923 года она была приписана к храму Благовещения, а затем стала самостоятельной. Церковь являлась одной из немногих в Ленинграде, которые были открыты и в годы блокады. Храм закрывался лишь однажды – в самые страшные дни блокады: с января по апрель 1942 года,- в нем складывали трупы умерших от голода жителей города. В послевоенные годы в храм были переданы образа из закрытой Благовещенской церкви, а в 1987 году над входом в Серафимовскую церковь были помещены три мозаичных образа преподобного Серафима Саровского. В настоящее время церковь Преподобного Серафима Саровского является одним из самых любимых и посещаемых верующими Петербурга храмов. Приход, который в настоящее время возглавляет отец Василий Ермаков, несмотря на очень малые размеры храма, насчитывает более тысячи человек.
Икона Божьей Матери Казанской
Волею судеб Серафимовское кладбище стало памятником воинской славы. В годы первой мировой войны здесь хоронили солдат и офицеров, погибших на фронте и умерших в госпиталях Петрограда.
Икона Святителя Николая Чудотворца
В период блокады на кладбище было погребено около 100 тысяч погибших горожан. На Серафимовском кладбище на месте соответствующих братских захоронений находятся мемориалы: жертв блокады (открыт 27 января 1965 года на 21-ую годовщину снятия блокады); воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане в 1979 — 1989 годах; пожарников, погибших при тушении пожара в гостинице «Ленинград» 23 февраля 1991 года; военных моряков-тихоокеанцев, погибших при выполнении служебного долга 7 февраля 1981 года; моряков теплохода «Механик Тарасов», погибших в Атлантическом океане 16 февраля 1982 года; альпинистов, погибших на Памире 13 июля 1990 года; моряков теплохода «Полесск», погибших 17 сентября 1993 года; моряков атомной подводной лодки «Курск», погибших 12 августа 2000 года. Не случайно это кладбище является неизменным местом встречи ветеранов разных войн, торжественных мероприятий в память о былых войнах.
Серафимовская церковь.Фреска над центральным входом
Санкт-Петербург и пригороды
Инженерный (или Михайловский) замок
Адмиралтейство. Санкт-Петербург
Смольный институт благородных девиц
Строгановский дворец
Гатчинский дворец.Часть 1.
Гатчинский дворец .Часть 2
Гатчинский дворец.Часть 3(1)
Гатчинский дворец.часть 3(2)
Гатчинский дворец.Часть 4.
Приоратский дворец
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОДВОРЕЦ
Готическая капелла. Петродворец.
Павловский дворец.Часть 1.
Павловский дворец .Часть 2.
Павловский дворец.Часть 3.
Павловский дворец.Часть 4.
Павловский дворец и парк. Часть 5.
Императорский Царскосельский лицей
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. часть 1
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 2.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 3.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 4.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 5.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 6.
Памятники Петербурга.Памятник Носу майора Ковалева
Памятники Петербурга.Памятник Чижику-Пыжику.
Памятник кошкам на Малой Садовой.
Памятник фонарщику
Памятник фотографу
Памятник городовому
Памятник водовозу
Памятник Охтинской молочнице.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ: Памятник Екатерине II . Санкт-Петербург.
Памятник Петру I. Медный всадник.
Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Дом «Пиковой дамы»
Дом Мурузи. Архитектура Санкт -Петербурга.
Дом Розенштейна .
Ботанический сад . Санкт-Петербург.
Дом Троекурова.
Дом Глуховского.
Сбитенщик
Басин Яков Иванович.Национальные изображения промышленников
Гравюры Санкт-Петербурга.1753г.
Музей-квартира А.С. Пушкина
Казанский собор
АНИЧКОВ ДВОРЕЦ.
Петербург начала XIX века
Питер пушкинской поры
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум».Часть 1.
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум».Часть 2.
Александр Данилович Меншиков.Часть 3.
Петр III.Часть 4.
Екатерина II.Часть 5.
Петр III.
Павел I
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ «ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ» . Санкт-Петербург
Рады видеть Вас на странице храма преподобного Серафима Саровского.
В храме ежедневно совершаются уставные богослужения:
- В будние дни в 10.00 — Божественная литургия; молебен и панихида, в 17.00 — вечерня;
- В воскресные дни, в двунадесятые, великие и престольный праздники служатся две Божественные литургии: ранняя в 7.00 с литией, поздняя — в 10.00 с панихидой, и в 13.00 заказные молебны;
- Накануне двунадесятых, великих, престольных праздников и воскресных дней в 17.00 совершается всенощное бдение.
- В воскресные дни вечером в 17.00 совершается вечерня с чтением Акафиста прп. Серафиму Саровскому;
- По средам вечером в 17.00 совершается вечерня с чтением Акафиста Святителю Николаю;
- Ежедневно течение дня совершаются таинства исповеди, крещения, венчания и церковные требы по желанию прихожан.
Храм одноэтажный, рубленый, деревянный. Расположен в глубине Серафимовского кладбища, восточнее центральной (бывш. Серафимовской) аллеи, пересекающей кладбище с севера на юг. Западным фасадом с главным входом церковь обращена на Березовую аллею.
Храм трехпрестольный. Правый придел освящен во имя св. мученицы царицы Александры (6 мая). Левый придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).
Престольный праздник отмечается дважды в году: 15 января (2 января по ст. стилю) — преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца; и 1 августа (19 июля по ст. стилю) — обретение мощей (1903) преподобного Серафима Саровского.
При храме работает церковно-приходская воскресная школа, включающая детскую и подростковую группы.
Особо чтимые святыни:
- Икона прп.Серафима Саровского с частичками мощей, мантии, камня и гроба Преподобного.
- Икона прп.Серафима Саровского во весь рост, являющаяся прижизненным изображением Преподобного одним из его учеников, о чем свидетельствует надпись на обороте холста.
- Икона Божьей Матери «Смоленская», привезенная мастеровыми людьми во время строительства Санкт-Петербурга из Смоленской губернии, в последствии переданная в дар храму.
Наш храм расположен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, Серебряков пер. д. 1.
Телефон храма (812) 430-15-50
Храм Серафима Саровского на Серафимском кладбище – одна из самых почитаемых церквей Санкт-Петербурга. Насчитывая более 100 лет, святыня имеет интересную историю создания и развития.
История храма
Идея возникновения храма Серафима Саровского появилась весной 1905 года. Тогда же было получено благословение митрополита Антония на строительство. Предполагалось, что церковь будет трехпрестольной, названной именем Серафима преподобного. Рядом должно было располагаться кладбище для всеобщих захоронений.
Закладка церкви состоялась в июле 1906 протоиереем Николаем Травинским. Сооружением храма занимался крестьянин Васильев, принадлежащий к Псковской губернии. Строительство продолжалось 87 дней. Освящение Серафимовского храма состоялось в начале весны 1907 года протоиереем Николаем.
В 1923 храм получил самостоятельность (до этого он считался частью церкви Благовещенской). Первый настоятель церкви – Пашский Павел. Он же автор самого большого описания Серафимского кладбища с точки зрения истории.
Святыня прекратила свою работу лишь зимой 1942 года, когда помещение храма было обустроено под распределитель для приема раненых. Возрождение и возвращение церкви православной общине состоялось в апреле того же года. Колокола церкви звонили без остановки больше 2 суток после получения известия о прекращении блокады города.
В 1980 г. около храма было сооружено одноэтажное здание из кирпича. Сейчас оно служит помещением для трапезной, проведения занятий воскресной школы. В 2000 г. на средства пожертвований прихожан был проведен полный ремонт здания: замена пола, системы отопления, куполов с крестами.
В 2002 г. произведены ремонтные работы внешнего фасада, старые изображения заменены новыми мозаиками Серафима Саровского. Тогда же осуществлен ремонт часовни (ныне – церковная лавка). Начиная с 2007 года, отреставрировано большинство икон. Некоторые из них повторно покрылись позолотой. Святые изображения Казанской Божьей Матери и Николая Святителя помещены в новые киоты из дуба.
На сегодняшний день Серафимовский храм – одно из излюбленных прихожанами место. Несмотря на тяжелые времена, церковь почти не прекращала работу за всю свою историю, насчитывающую более века. С 2007 и по сей день настоятелем храма является протоиерей Николай, служащий в его стенах с 1984.
В июле 2009 в стенах храма побывал Патриарх Святейший Кирилл. Он наградил настоятеля орденом 3 степени Серафима Саровского преподобного. Патриарх также совершил праздничную литургию на могиле своего дедушки, захороненного на территории Серафимовского кладбища.
Серафимское кладбище
На территории кладбища Серафимовского в Санкт-Петербурге нашли свое последнее пристанище большое количество священников, церковных деятелей, внесших огромный вклад в развитие православия на Руси. Это, например, Раина Косьма, Сашин Виктор, Морозов Евгений, Пашский Павел, Ломакин Николай и многие другие.
Возле Березовой дороги почивают сестры монастыря Иоанновского. Первые могилы появились здесь до революции. В начале 1923 года все послушницы монастыря были отправлены в лагеря, сам монастырь попросту разорили и закрыли. Последние захоронения появились здесь после окончания Великой Отечественной, когда было принято решение о захоронении сестер монастыря на территории Серафимского кладбища Санкт-Петербурга.
В годы Великой Отечественной кладбище служило местом массового захоронения жителей города. После блокады в 4 общих траншеях было захоронено более 100 000 человек. В 2004 на месте, где почивают блокадники, было возведено Поклонный крест. Во время праздничных литургий возле креста совершаются памятные молебны.
В августе 2000 в водах Баренцева моря при выполнении учебных заданий затонул крейсер «Курск», на борту которого находилось 118 человек. Большинство погибших похоронены на территории братских могил кладбища.
Серафимское кладбище стало местом захоронения большого количества известных людей. Это и научные деятели, и люди искусства, и меценаты. Многие из них известны далеко за пределами государства.
Иконы
Около главного клироса храма находится основная святыня – икона Саровского Серафима. Здесь же лежат частички мощей, гроба и камня, где преподобный совершал свою молитву, длиною в тысячу дней и ночей. Легенда гласит, что святыни достались церкви как пожертвования супругов Ивановых, узнавших о строительстве храма.
С левой стороны церкви располагается икона «Умиление», изображающая Божью Матерь. Другое название образа – «Всех Радостей Радость». Как свидетельствуют очевидцы, зимой 1833 в кельи отца Серафима послушники обнаружили святого стоящего на коленях перед этой иконой.
Далее с правой стороны стоит икона Казанской Божьей Матери. Святыня явилась в 1579 в Казани. В 1811 специально для иконы был сооружен Казанский собор, где она находилась почти 100 лет. В 1904 в церковь забрались воры, похитившие святыню. Вскоре грабители были найдены, однако чудотворная икона бесследно исчезла.
С левой стороны возле северного входа располагается икона Николая Святителя, созданная маслом в начале 20 века. Святыня стоит на полу в специализированном киоте (резном в виде виноградной лозы).
Возле иконы Николая Спасителя стоит мемориальная доска, изготовленная из латуни. На ней изображен Николай Чудотворец. Доска создана в память погибших на реке Сан солдат и офицеров из пехотного Орловского полка.
С левой стороны при входе в храм – икона «Знамение», созданная в начале 20 века. На просторах Руси первоначальный вариант святыни носил название «Воплощение», при этом был известен еще с 11 века.
Сразу на предыдущей святыней располагается икона Божьей Матери Смоленской. Первоначально образ находился в стенах церкви Благовещенской. После закрытия последней икона перенесена в храм Серафима Саровского.
На противоположной стороне справа находится икона Матери Божьей Тихвинской. Образ написан маслом на дереве в конце 19 века. Первоначально икона создана по образу, явившемуся над водами озера Ладожского в 1383.
В храме находится икона «Взыскание погибших» Богородицы. Образ помогает людям, утратившим надежду на спасение, тем, кому кажется, что жизнь безвозвратно кончена. Божья Матерь помогает таким заблудшим душам найти правильную дорогу.
На противоположной стороне от Распятия размещается икона «Сретение». Святой образ является одним из самых древних в стенах храма. Он датируется серединой 18 века.
В стенах храма находится икона «Казанская – Романовская» Божьей Матери. Образ создан в 1888 в честь памяти чудесного спасения Александра 3, выжившего в железнодорожной катастрофе. При разгроме императорского дворца в начале 20 века икона была спасена Степаном Никитичем, работающим управляющим. В последующие годы святыня пряталась в его семье до момента передачи в храм Серафима Саровского.
Расписание богослужений
В стенах храма Серафима Саровского на Серафимском кладбище ежедневно проводятся богослужения:
- в будние дни есть утренняя литургия (10:00) и вечерняя молитва (17:00).
- по воскресеньям богослужения проводятся на 7, 10 и 13.
В большие православные праздники в стенах церкви проводятся особые литургии. Их расписание необходимо уточнять заранее, поскольку возможны изменения.
Как добраться до храма
Чтобы оказаться на Серафимском кладбище, необходимо выйти на станции метрополитена «Старая Деревня». Далее нужно пройтись по дороге Торфяной чуть больше 300 метров. Перед вашим взором будет расположена алея Березовая, где располагается кладбище.
Если пользоваться наземным общественным транспортом, в направлении храма едут:
- троллейбус №40;
- автобусы №172, 93;
- маршрутки №172, 229, 193, 93.
Контактные данные
Для связи с представителями храма наведены контактные данные:
- адрес – г. Санкт-Петербург, пер. Серебряков, дом №1 (Серафимское кладбище);
- телефон – 430-15-50, 430 14 32 (канцелярия).
Фотографии
«Серафимова радость»
В день памяти преподобного Серафима Саровского, 15 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме во имя святого на Серафимовском кладбище.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель протоиерей Николай Коньков с клиром и другие священнослужители.
Было совершено славление перед иконой преподобного Серафима.
«Поздравляю вас с престольным праздником — днем преставления преподобного Серафима Саровского и второго обретения его мощей, — сказал владыка в проповеди. — Сегодня исполняется 29 лет с тех пор, как были обретены его честные мощи в нашем Казанском соборе. Многие из вас были, наверное, свидетелями этого события. Я запомнил его, потому что встречал мощи в Москве на Ленинградском вокзале. Это был 1991 год. Мы все вышли к поезду и крестным ходом пронесли мощи до Богоявленского Елоховского собора. 7 февраля они были поставлены в соборе. В тот день состоялось мое наречение в сан епископа, а на следующий день — хиротония у мощей преподобного Серафима. Летом мощи были перенесены из Москвы в Дивеево. Это было еще советское время, но мощи торжественно встречали во Владимире, Нижнем Новгороде, Сарове и, наконец, они достигли Дивеева. Люди испытывали такую радость, что среди лета пели пасхальный тропарь. Эту радость принес нам батюшка Серафим вторым обретением своих мощей!»
«Преподобный Серафим повторил подвиги великих святых древности. Какие были подвижники, отшельники, столпники! — продолжил архипастырь. — Так вот, преподобный, оставив Курскую землю, пришел в саровские леса, чтобы там предстать перед лицом Божиим и совершить подвиг спасения души. И когда он спас себя, вокруг него стали тысячи спасаться. К нему приходили люди со всей округи за советами, которыми мы и сегодня пользуемся. Издаются книги о батюшке Серафиме, мы читаем его наставления — они полезны всем, их темы всегда актуальны. Например, сейчас много говорят о том, как важна молитва для верующего, это прямой путь к Богу. Совершающий молитву уже находится на пути к Богу, говорил преподобный. В то время редко причащались — батюшка утверждал: тот, кто часто причащается, не только себя спасает — причащение действует на весь его род. Но, по его словам, причащаться надо благоговейно — тогда человек всегда будет с Богом. Преподобный говорил, что тело наше подобно свече: она постепенно сгорает и умирает, как и наше тело. Поэтому нужно заботиться в первую очередь о бессмертной душе и меньше — о теле. Вот чему он учил — стяжать спасение души, искать прежде всего Царствие Божие — это главная цель жизни! Если будем так жить, то все остальное, земное, нам приложится. Господь даст все необходимое: пищу, питие, жилище и все, что потребуется».
«Святой стяжал особую духовную радость, душевное умиление. Он говорил, что Бог создал нас не для того, чтобы мы были в скорбях и напастях — это грех нас вводит в такое состояние. Господь создал нас для радости. Для этого нам дана заповедь о любви к Богу и к ближнему. Когда человек один — ему тяжело. Даже горе, если оно с кем-то разделено, — это полгоря. Будем любить друг друга и помогать друг другу, тогда скорби легче переносить. И апостол Павел говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Этому же учил преподобный Серафим, у него всегда была радость в душе, и он просил никогда не унывать. Матушка Александра, когда строила собор в Дивеевском монастыре, жаловалась: «Батюшка, стройка-то не идет, все заглохло!» Он отвечал: «Матушка, зачем ты расстраиваешься? Ты не представляешь, какой здесь будет чудесный, могучий собор!» Она вдохновлялась, и стройка продолжалась. Поезжайте в Дивеево, посмотрите, какие там великолепные соборы! Батюшка все это провидел. Поэтому никогда не нужно расстраиваться, нужно уповать на помощь Божию и всегда иметь в душе радость. Надо всегда встречать друг друга с радостью, любовью — тогда нам легче проходить наше земное поприще. Мы сегодня молились святому Серафиму, чтобы он даровал нам добродетели, которые сам имеет, — смирение, кротость и любовь. Желаю, чтобы молитвами преподобного Серафима у нас всегда была на душе пасхальная радость. Христос воскресе!» — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму было подарено Евангелие.
В ответном слове протоиерей Николай Коньков поблагодарил владыку за молитву, отметив, что также был в 1991 году участником перенесения мощей преподобного Серафима Саровского: из Казанского собора в Александро-Невскую лавру, а из монастыря — на Московский вокзал. «Я не чувствовал вес раки с мощами, была какая-то особая легкость, чувствовалась благодать Божия». Он также напомнил, что в храме находится икона преподобного Серафима с частицей его мощей.
Серафимовский храм был построен в 1906 году, через год освящен. Архитектор — Александр Барановский при участии Николая Никонова. Один из немногих сохранившихся образцов деревянного храмового зодчества в Санкт-Петербурге. Храм закрывался только в период с января по апрель 1942 года, когда в нем складывали трупы умерших от голода ленинградцев. С 1981-го по 2007-й год настоятелем был протоиерей Василий Ермаков (1927-2007), опытный духовник, за советом к которому приезжали люди со всей страны и из-за рубежа.
ИА «Вода живая»,