Небольшая церковь Воздвижения Креста Господня расположилась в Москве неподалеку от набережной. В настоящее время возглавляет храм исполняющий обязанности настоятель иерей Димитрий Сорокин.
Содержание
- История
- Престолы
- Расписание богослужений
- Как добраться до Церкви Воздвижения Креста Господня
- «Крест — во спасение»
- ЛенспецСМУ достроило Крестовоздвиженскую церковь на Нижне-Каменской
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
- В Петербурге освятили храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
История
Храм на Чистом Вражке получил свое второе название от места, на котором он был построен. В царские времена в находившийся неподалеку от церкви овраг вывозили навоз из царских конюшен и поэтому его называли Помётный. Позднее его вычистили, и он получил новое название – Чистый Вражек.
В XVI веке на месте каменного храма стояла деревянная церковь. Когда она пришла в негодность, ее снесли и начали строительство нового здания из камня. Работы по возведению церкви длились 18 лет: с 1640 по 1658 год. Храм освятили в честь Воздвижения Креста Господня.
В своем первозданном облике церковь простояла недолго. В 1701 году приближенный Петра I князь Шереметьев решил послужить Господу и с разрешения царя значительно изменил внешний вид здания. Изначально храм имел двухсветный четверик, к которому была пристроена полукруглая апсида и трапезная. После реконструкции в здании остались прежними только некоторые стены. В 1708 году с северной стороны к храму был пристроен дополнительный придел, увенчанный куполом с крестом. Его освятили во имя «Божией матери».
На этом реконструкция здания не закончилась. С 1761 по 1782 годы в облике церкви опять произошли значительные изменения. Были расширены трапезная и северный придел, увеличен алтарь. Новые стены возводились рядом со старой кирпичной кладкой XVII века, благодаря чему она сохранилась до наших дней. В 1798 году на главном здании храма надстроили большой шестигранный барабан и обновили декор здания.
После чудовищного нашествия наполеоновских войск храм Воздвиженья Креста Господня в числе прочих церквей Москвы значительно пострадал от пожара. Местные прихожане быстро собрали средства и восстановили выгоревшее здание. В 1813 году состоялось его освящение.
В 1846 году почивший купец Г. И. Блохин оставил храму значительную сумму. На эти деньги было решено с западной стороны пристроить невысокую колокольню со шпилем. Недостающая сумма была пожертвована местным фабрикантом Ганешиным. Денег хватило еще и на обустройство второго придела во имя арх-ла Гавриила в трапезной. Освящение колокольни произошло 8 сентября 1852 года.
В XIX веке храм Воздвижения обнесли оградой из белого камня. Ее основание из гранита со стороны оврага было очень высоким и напоминало крепостное сооружение. В 1887 году местный купец И. С. Виноградов стал опасаться, что здание церкви, находящееся на краю оврага, с течением времени может начать сползать и рухнет. На собственные средства ктитор укрепил насыпь, построив каменную стену, удерживающую грунт.
На исходе XIX века была произведена последняя реконструкция здания. По проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе с двух сторон от главного алтаря пристроили южный и северный придел. 24 октября 1895 года состоялось их освящение.
В царские времена большую часть прихожан составляли солдаты, прислуга царского двора и рабочие люди. Но в числе паствы были и семьи дворянского происхождения, например Долгорукие и Мусины-Пушкины. 25 мая 1901 года в храме проходило венчание писателя А. П. Чехова.
К 1918 году церковь Воздвижение Креста Господня благодаря попечительству купцов стала одним из богатейших храмов Москвы. После революции храм был варварски разграблен большевиками. Вандалы вывезли более четырехсот пудов древней утвари из серебра.
В 1930 году церковь закрыли, устроив в здании общежитие. Настоятель Николай Сарыевский был арестован и отправлен в лагерь. Дом притча и богадельня были снесены, колокольня и купола сломаны. Внутреннюю роспись стен закрасили побелкой. Когда она проступала, ее просто сбивали. К счастью, 70% рисунков уцелело.
В 1992 году храм вернули Московской Епархии. 8 апреля возле ограды церкви состоялся первый молебен. С ноября в южном приделе регулярно стали проводиться всенощные бдения. Реставрационные работы по восстановлению полуразрушенного здания продолжались 18 лет и закончились в конце 2000 года. Храм приобрел прежний облик благодаря сохранившемуся проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе.
К храму на Чистом Вражке приписан домовый храм при центре хирургии. Два раза в неделю так проводятся божественные литургии.
Престолы
В церкви Воздвижения Креста Господня имеется три престола: центральный, северный и южный.
- Центральный престол освящен так же, как и сам храм: в честь Воздвижения Креста Господня.
Название престола имеет тесную связь с историей Руси. В середине XVII века над православной верой возникла угроза. Для Церкви наступили смутные времена. Крест, пришедший к нам из Византии, стал символом московского православия.
- Северный престол освящен в память о Божией Матери.
Престол получил свое название в память о чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», находящейся в Преображенском храме. О чудодейственной силе образа существует история, произошедшая в 1688 г. В Москве жила сестра патриарха Иоакима, болеющая страшным недугом. Во время утренней молитвы голос свыше посоветовал ей сходить к иконе «Всех скорбящих Радость». Она преклонилась пред чудодейственным образом и исцелилась.
- Южный престол освящен в честь Собора Архангела Гавриила. Этот святой был направлен к Деве Марии, чтобы сообщить ей и всем христианам о непорочном зачатии.
Расписание богослужений
Время работы церкви: 8.00 — 20.00.
- Каждый день в храме в 8.00 проводится исповедь, в 9.00 – литургия.
- В воскресенье в 7.40 служится молебен.
- В среду, субботу и воскресенье в 17.00 проводятся всенощные бдения.
- Со вторника по пятницу проводятся службы в больничном храме.
Как добраться до Церкви Воздвижения Креста Господня
Доехать до храма можно на метро, ближайшие станции: «Парк культуры», «Смоленская», «Фрунзеская» и «Киевская». Удобнее всего будет выйти на станции «Киевская». От нее нужно пройти на другую сторону Москвы-реки по пешеходному мосту. Здание храма будет находиться с правой стороны. Также можно доехать на автобусах №64 и 132, остановка «Ул. Бурденко».
Контактные данные
- Адрес: г. Москва, пер. 1-й Тружеников, 8.
- Адрес эл. почты: hramkresta@yandex.ru.
- Тел.: +7 (499) 248-44-36.
Из истории:
Здание, в котором освящен храм, входило в состав архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря. Дата основания обители не сохранилась. Первое, дошедшее до нас упоминание о ней относится ко второй половине 17 века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались.
В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен.
В начале 19 века по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте.
В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И.Семидетнова. Проект подготовил саратовский инженер Ю.Н.Терликов.
При обители на средства инокини Сусанны (Анны Александровны Рылеевой – родственницы известного русского поэта) в 1840 году была открыта первая в Саратове школа для девочек.
В годы Советской власти: монастырь закрыли, храмы разрушили. Сохранилась лишь часть стены монастыря с угловой башней, в которой впоследствии разместилась Областная глазная больница.
В наши дни: В 2005 году здание было передано Саратовской епархии. После проведения ремонтных работ, 22 августа 2006 года в помещении сохранившейся угловой башни монастыря была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начались богослужения.
В июле 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Мир Ликийского чудотворца, вмонтированную в обновленную после ремонта арку святых ворот Крестовоздвиженского монастыря.
С 2005 по 2019 года в здании действовало Межьепархиальное женское духовное училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы.
В сентябре 2019 года, Училище переехало в отреставрированное здание на Лермонтова, 14.
В декабре 2019 года в помещениях бывшего училища был открыт Епархиальный центр гуманитарной помощи «Добрый дом». Оборудование для склада было приобретено благодаря средствам гранта Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. В Епархиальном центре гуманитарной помощи «Добрый дом» организованы сбор и сортировка одежды, обуви, средств гигиены, детских колясок и кроваток, бытовой техники, а также приспособлений для инвалидов — костылей, ходунков, инвалидных кресел.
19 декабря 2019 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин освящения Центра гуманитарной помощи.
«Крест — во спасение»
В четверг седмицы 20-й по Пятидесятнице, 11 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Приморском районе и возглавил в нем Божественную литургию.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель протоиерей Евгений Шогенов с клиром, протоиереи Александр Кудряшов, Владимир Сорокин, Михаил Терюшов, Андрей Щербан, Алексий Исаев и другие священнослужители.
В алтаре молился митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь).
Среди молящихся были спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, президент фонда «Созидающий мир», ктитор храма Вячеслав Заренков, глава Приморского района Николай Цед.
Чтец Константино-Еленинского монастыря Илия Семин был рукоположен во диакона.
За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Евгений Шогенов — крестом с украшениями, клирики храма иереи Игорь Лещинский и Борис Казаков — наперсными крестами.
Митрополит обратился к молящимся с проповедью.
«Мы молились сегодня, чтобы благодать Святого Духа сошла на этот дом Божий, освятила его, чтобы он стоял неколебимо до скончания века, — сказал владыка. — С этого момента храм становится домом Божиим. Господь говорил: «Дом Мой дом молитвы наречется» (Мф. 21:13). И мы, прихожане, должны следовать Его словам. Если будем молиться в этом доме, то он станет домом молитвы. А если не будем, останется пустым. Этот храм дан нам помощью Божией и трудами благотворителей, чтобы мы сделали его подлинным домом Божиим».
«Храм посвящен Кресту Господню, — продолжил архипастырь. — Крест — это наша сила. Господь Своим Распятием на Кресте даровал ему божественную и непостижимую силу. Мы венчаем крестом храмы, носим крест на груди — он все освящает. Господь говорил нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Наш крест должен уподобляться Кресту Христову. Иначе мы сломаемся под его тяжестью. Нужно следовать за Христом, исполняя Его заповедь о любви. Господь показал нам Свою любовь: пострадал за всех нас. И мы так же должны распинать свою плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24), жить по заповедям Божиим. Тогда крест будет нам во спасение. Если будем любить ближнего, то станем уподобляться Богу, который любит всех нас. Храм, который носит имя Воздвижения Честного Креста Господня, напоминает о нашем кресте, чтобы мы несли его постоянно, с благодарностью и покорностью воле Божией».
«Мы все постепенно перейдем в другой, вечный мир. Важно успеть сделать как можно больше добрых дел, забыть слово «для себя» — жить только для Бога и людей. Истинные христиане стараются все делать во славу Божию, понимая, что ценное в этой жизни — только наша душа. Все остальное проходит, к чему бы душа наша ни прилеплялась. Нужно прилепляться только к Богу и к людям. Душа должна не связывать себя привязанностью к преходящим вещам, а стремиться к свету. Достигается это причащением Святых Христовых Таин и молитвой. Душа питается молитвой, это показатель духовной жизни. Какова молитва — такова и духовная жизнь. Если молитвы нет, значит, и духовной жизни нет, мы просто именуемся христианами, но ими не являемся и ничего не совершаем для спасения души», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Он подарил храму Казанскую икону Божией Матери, владыке Исаии — крест и панагию, а настоятелю — наперсный крест.
Вячеслав Заренков был награжден патриаршим знаком храмостроителя. Медали святого апостола Петра удостоен кипрский промышленник Хризостомос Панаги: он подарил мрамор для храма и прислал рабочих, которые сделали облицовку. Александра Шогенова удостоена медали святого апостола Петра. Благотворителям храма и архитектору Кириллу Яковлеву вручены грамоты митрополита.
Владыка Исаия рассказал о храме на Кипре, построенном по тому же проекту. Он подарил храму напрестольный крест с частицей древа Креста Господня, а владыке Варсонофию — храмовую икону апостола Андрея и всех святых, в земле Русской просиявших; такую же икону он преподнес и храму.
Вячеславу Заренкову были подарены нательный крест и икона праведного Лазаря.
Настоятель преподнес архиереям резные деревянные панно с изображением храма.
Был освящен поклонный крест на территории храма, посвященный новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Крестовоздвиженский приход был образован в 2009 году с целью строительства храма в квартале 74А Каменка Приморского района. В 2010 году для совершения богослужений на арендованном участке Нижне-Каменской улицы возвели временный храм-часовню иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм Воздвижения Креста Господня был заложен в престольный праздник 2016 года, через год на купол строящегося храма был водружен крест. На Кипре близ Никосии есть храм апостола Андрея Первозванного, возведенный по идентичному проекту, он открыл двери для прихожан в 2017 году. Ктитор обоих храмов — глава фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков. Первая Божественная литургия в Крестовоздвиженском храме была совершена в престольный праздник, 27 сентября 2018 года.
ИА «Вода живая»,
ЛенспецСМУ достроило Крестовоздвиженскую церковь на Нижне-Каменской
ЛенспецСМУ достроило Крестовоздвиженскую церковь на Нижне-Каменской улице, которую приход именует Спасом на Каменке. Ради храма было вырублено 0,3 гектара лесного массива.
Прежде в квартале между проспектом Авиаконструкторов, Глухарской и Нижне-Каменской улицами оставляли почти 14 гектаров леса, определенных для создания сквера (ему год назад присвоили название Изотовский). Но ради православного храма из зеленого массива вырезали 0,3 гектара вдоль Нижне-Каменской улицы.
Церковь решили назвать в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Еще до начала работ создатели придумали народное именование — Спас на Каменке. Финансирование взял на себя основной владелец АО «Эталон ЛенспецСМУ» Вячеслав Заренков, говорил ранее «Канонеру» сам предприниматель. Его же ООО «Эталон-проект» числось генпроектировщиком (фактически фасадами и интерьером занималось ООО «Архитектурная мастерская „Тектоника“»). Работы начались осенью 2016 года с вырубки леса.
На прошлой неделе, как стало известно «Канонеру», здание ввели в эксплуатацию. Ему присвоили адрес: Нижне-Каменская улица, 6. Торжественное освящение состоится 11 октября, гласит информация на заборе. В мероприятии ожидается участие Вячеслава Заренкова.
Рядом, в границах Изотовского сквера, стоит еще одна церковь — Живоносного Источника. По всех параметрам это самострой. Будет ли здание снесено после открытия Спаса на Каменке, пока не уточнялось.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 — 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 — 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 — 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 — 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.
Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя, и благословение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Святаго Духа, и честными Пречистыя мольбами.
По материалам сайта Православие.ру
В Петербурге освятили храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
11 октября 2018 года в северной столице состоялось великое освящение храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Чин освящения и Божественную литургию в новоосвященном храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Идея строительства церкви появилась в 2009 году. 27 сентября 2016 года был освящен закладной камень будущего храма, а через год на главный купол храма был установлен крест. 27 сентября 2018 в храме Спаса на Каменке была совершена первая Божественная литургия. Храм выполнен по проекту архитектора Кирилла Яковлева (архитектурная мастерская «Тектоника»).
Новый храм уже получил в народе настоящее русское имя – Спас на Каменке.
Фасад Спаса на Каменке украшают мозаики и скульптурное изображение святой равноапостольной Елены и святителя Макария Иерусалимского. Внутреннее убранство храма сочетает в себе каноническую живопись и неоклассические детали, древнерусское искусство и искусство Ренессанса. Спас на Каменке – первый храм в Петербурге, построенный по монолитному методу.
На Кипре близ Никосии (Эпископио, Тамасосская митрополия Кипрской Православной Церкви) по идентичному проекту возведен храм святого Апостола Андрея Первозванного и Всех святых, в земле Русской просиявших. Храм открыл двери для прихожан в 2017 году и стал одной из достопримечательностей Кипра. Генеральный ктитор обоих храмов – заслуженный строитель России, президент фонда “Созидающий мир” Вячеслав Заренков.