Содержание
Хоть святых вон выноси
ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ
Святые – это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении «образа, иконы» встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): «обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по
дпоясала и положила под святые». Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах.
На этом фоне легко объясняется фразеологизм хоть святых (вон) неси (выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном, безобразном» (БАС, 13, с. 469).
В словаре Даля под словом святой есть такое сообщение: Такой содом, что хоть святых вон неси, «образа, иконы». Наменял святых (cл. Даля 1909, 4, с. 94). Здесь указывается общий смысл фразеологического оборота и намечается общий экспрессивный контекст его употребления.
Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем однотипны:
«Уж какую он в последнее время ахинею городил, так хоть святых вон понеси» (Салтыков. Невинные рассказы, 12, 9); «Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется – святых вон выноси» (Бунин. Веселый двор).
О поговорке хоть святых вон уноси как выражении почтения к иконам писал С. В. Максимов: «…во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех. (…) Зато говорят также и надвое ”хоть святых вон выноси“: про тех, которые врут не в меру, ”и святых выноси и сам уходи“, и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного ”поднялся содом“: пусть св. иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова, с. 443–444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях.
Для понимания той бытовой древнерусской основы, на которой сложилась древнерусская поговорка «хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).
В «”Путешествии по России“ голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он приносит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив, 1880, кн. 1, с. 48).
Конечно, эти характеристики и описания русского быта XVI – XVII вв. со стороны иностранцев-путешественников односторонни и содержат много отрицательных преувеличений. Но для исторической оценки происхождения выражения хоть святых вон выноси (уноси, неси и т. п.) они дают важный материал.
Опубликовано вместе со статьями «Зодчий», «Поползновение», «Стих нашел», «Отпетый» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимология. 1968» (М., 1971). В архиве есть рукопись на 6 листках небольшого формата (текст написан в разное время). Сохранилась также машинописная копия заметки с авторской правкой. Здесь публикуется по оттиску, уточненному по машинописи, с восстановлением изъятых в публикации 1971 г. трех последних абзацев; в публикуемый текст внесен также ряд необходимых поправок и уточнений. – М. Л.
ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ
Иногда говорится так при случаях совершенно противоположного и непохожего смысла, а «святыми» в полное согласие весь русский народ называл те иконы, которые ставит на тябле (особой полочке) и держит в киотах, чтит и бережно охраняет. Староверы, несомненно по обычаю предков, почтение к этим живописным изображениям спасителя, богоматери и святых угодников довели даже до крайности, например прикрепляя занавеси и задергивая лики от всех приходящих православных. Впрочем, во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех.
Иконопочитание во всей Руси простирается с древнейших времен до того, что если и существовал (еще до Грозного) иконный ряд в Москве и ими «торговали», продавая на деньги, тем не менее этот термин к иконам неприменим, а заменен словом «менять», «выменивать». Когда в 1540 г. псковичи усомнились в приобретении принесенных на продажу «старцами-переходцами из иных земель» изображений Николы и Пятницы «на рези в храмцах» (изваянных из дерева в киотах), новгородский владыка сам молился на эти иконы, перед ними молебен пел, проводил до реки Волхова на судно, а псковичам наказал эти иконы у старцев «выменять» и встретить их соборно. Понятие о боге и купле, очевидно, не совмещается в уме нашего народа, как не совмещалось оно и во времена язычества. Исстари же ведутся и особые приветы и приспособлены разные приемы в соответствие почитанию икон, называемых и «святынею» и «божьим милосердием». «Честь да место — господь над нами — садись под святые!» — привечают гостя и «кладут» под святые умирающего, вживе обмытого и одетого в саван. Если таковой больной поправился, выздоравливает от тяжкой болезни, про него говорят, что он «из-под святых встал». Зато говорят также и надвое: «Хоть святых вон выноси» — про тех, которые врут не в меру, «и святых выноси и сам уходи», и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного «поднялся содом»: пусть святые иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома. И действительно, выносят прежде всего святые иконы на случай пожарного бедствия в деревнях и при переходе из старой избы во вновь построенную и т. д. Объединявшая Москва, забирая под свою высокую руку обессилевшие удельные города, этим же способом пользовалась как чрезвычайно ловким политическим приемом. Все нижнее тябло в иконостасе большого Успенского собора украшено таковыми иконами-палладиумами из разных русских стран, как победными трофеями. К числу таковых относятся также и колокола, о чем я уже имел случай упоминать в своем месте. Здесь, вероятно, и начало вышеприведенному и повсюду распространенному изречению.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Хоть святых (вон) выноси
- А все-таки она вертится!
- А король-то голый!
- Авгиевы конюшни
- Адвокат дьявола
- Акафист петь (читать)
- Аки тать в нощи
- Аллилуйю петь (затянуть)
- Альма-матер (alma mater)
- Альтер эго (alter ego)
- Альфа и омега
- Америка для американцев
- Американский дядюшка
- Ананасы в шампанском
- Анафема (анафеме предать)
- Аника-воин
- Антимонии разводить
- Апогей славы (достигнуть апогея)
- Аппетит не по росту
- Аппетит приходит во время еды
- Аредовы веки
- Аркадия (аркадская идиллия, аркадские пастушки)
- Архимедов рычаг
- Аршин проглотить
- Ахиллесова пята
- Баклуши бить
- Баню задать
- Бей, но выслушай
- Белая ворона
- Белены объесться
- Бирюком жить (бирюк, сущий бирюк)
- Бить в набат
- Блоху подковать
- Блудный сын
- Бобы разводить (на бобах гадать)
- Бочка данаид
- Бочку катить
- Бросить камень (в кого-либо)
- Бросить перчатку
- Буриданов осел
- Буря в стакане воды
- В бирюльки играть
- В бутылку загнать
- В долгий ящик отложить
- В зените (славы)
- В Каноссу идти
- В кильватере плыть (идти, следовать)
- В мутной воде рыбку ловить
- В ореоле славы
- В сорочке родиться
- В три погибели (согнуть)
- В цейтнот попасть
- В чужой монастырь со своим уставом (не суйся)
- В эмпиреях витать (носиться)
- Ва- банк
- Вавилонское столпотворение
- Валаамова ослица
- Валтасаров пир
- Вальпургиева ночь
- Варфоломеевская ночь
- Вдохнуть жизнь
- Век Астреи
- Вернуться к своим пенатам
- Вещая Кассандра
- Взгляд медузы
- Во все тяжкие (пуститься)
- Во главу угла (поставить, положить)
- Водить за нос
- Воды не замутит
- Волк в овечьей шкуре
- Волынку тянуть (завести)
- Ворона в павлиньих перьях
- Восьмое чудо света
- Вот где собака зарыта!
- Врачу, исцелился сам!
- Времён царя гороха
- Врет, как сивый мерин
- Всё в той же позиции
- Всё вверх дном
“ХОТЬ СВЯТЫХ ВЫНОСИ!”
«Хоть святых выноси!»
Должны ли у верующего человека
в каждой комнате висеть иконы?
Валерия
Фото Ксении Наумовой
Дорогая Валерия, в прежние времена на Руси была в ходу поговорка: «Хоть святых выноси!». Так говорили, если в помещении, где находились святые иконы, кто-либо начинал вести себя безобразно. Но вовсе не о том шла речь, чтобы вынести из комнаты иконы, а уж после этого спокойно продолжить в ней какие-то греховные дела. Слова «хоть святых выноси» были горькой констатацией того, что в присутствии Божием грех отвратителен вдвойне. Сегодня эта поговорка почти забыта, но — увы! — совсем не потому, что люди перестали грешить. Напротив, грех стал настолько привычным, что «выносить святых» при его совершении никому и в голову не придет.
Иметь иконы в каждой комнате — дело хорошее. Вопрос лишь в том, какую жизнь мы ведем под этими образами? Что делаем, говорим, думаем? Ведь главное назначение иконы — обращать ум человека к Богу. В повседневной суете мы часто забываем, что Бог всегда рядом с нами и видит все наши дела, слышит все наши слова, знает все наши мысли. А висящая на стене комнаты икона Спасителя помогает вспомнить о том, что мы постоянно живем в Его присутствии. Иногда человеку бывает достаточно одного лишь мимолетного взгляда на святой образ, чтобы остановиться, умерить свой гнев и раздражение, прекратить уже начавшуюся ссору, не произнести злых и обидных слов, которые уже вертелись на языке. Но если и перед иконой мы готовы ссориться и ругаться с близкими, обманывать, обижать друг друга, тогда эти иконы окажутся лишь поводом к еще большему нашему осуждению в очах Божиих.
Протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужская область
Как правильно понимать слова Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну»?
Речь здесь, конечно же, идет не о «благочестивом членовредительстве». Слова «правый глаз» являются в данном случае образным выражением, которое имеет тот же смысл, что и наше русское «…береги как зеницу ока», то есть обозначает что-то очень дорогое и близкое человеку. Вот как объясняет это святитель Иоанн Златоуст:
«…Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе — правом, но — об обоих. Потому что, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Потому, чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Итак, если ты кого-нибудь любишь так, что полагаешься на него, как на правый глаз, и признаешь его столь полезным, что считаешь его за правую руку свою, если он развращает твою душу, то и такого человека отсеки от себя».
В чем смысл почитания святых в православной Церкви?
Первоначально почитание святых во многом было схоже с той честью, которую мы отдаем героям, павшим на войне. Никого ведь не удивляет, что им ставят памятники, слагают о них песни, пишут книги об их подвиге. Всем понятно, что так мы выражаем свою любовь и благодарность к тем, кто пожертвовал своей жизнью ради нашего Отечества. Но и о почитании святых можно сказать ровным счетом то же самое. Дело в том, что первыми почитаемыми святыми в истории Церкви оказались мученики за веру, пострадавшие во время гонений на христианство в Римской империи. Это были обыкновенные, законопослушные люди, не сделавшие ничего дурного. Вся их «вина» заключалась лишь в том, что они верили в единого Бога и отказывались признавать богами обитателей многочисленного римского пантеона (в число которых входил также император Рима). За этот отказ христиан бросали в тюрьмы и подвергали жесточайшим пыткам, которые должны были сломить их волю и заставить отказаться от своих убеждений. Когда палачи видели, что все их старания бесполезны, они убивали мучеников. Их истерзанные тела местные христиане тайно выкупали у стражи, хоронили, а на их гробницах совершали Литургию. Так Церковь чтила тех, кто предпочел мучительную смерть предательству своего Небесного Отечества. Этот обычай сохранился в Церкви и по сей день: при освящении каждого православного храма под престол обязательно закладывается частица мощей мученика за веру.
Мученик на арене цирка. Федор Бронников, 1869
В числе святых Церковь почитает не только мучеников, но также и преподобных (подвижников веры монашеского образа жизни), святителей (епископов, достигших святости попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов) и другие чины святых. Но смысл этого почитания всегда один и тот же: верность Небесному Отечеству, верность словам Христа, верность заповедям Евангелия, которые стали для святых главным содержанием и смыслом их жизни. Таким образом, почитание святых неразрывно связано с почитанием Бога, просиявшего в Своих верных служителях. Вот как пишет об этом преподобный Иоанн Дамаскин: «…Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга». n
ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ
Святые — это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении `образа, иконы’ встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой .
У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): «обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по дпоясала и положила под святые». Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах.
На этом фоне легко объясняется фразеологизм хоть святых (вон) неси (выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном, безобразном» (БАС, 13, с. 469).
В словаре Даля под словом святой есть такое сообщение: Такой содом, что хоть святых вон неси, `образа, иконы’. Наменял святых (cл. Даля 1909, 4, с. 94). Здесь указывается общий смысл фразеологического оборота и намечается общий экспрессивный контекст его употребления.
Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем одноти пны:
«Уж какую он в последнее время ахинею городил, так хоть святых вон понеси» (Салтыков. Невинные рассказы, 12, 9); «Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется — святых вон выноси» (Бунин. Веселый двор).
О поговорке хоть святых вон уноси как выражении почтения к иконам писал С. В. Максимов: «…во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех. (…) Зато говорят также и надвое ”хоть святых вон выноси“: про тех, которые врут не в меру, ”и святых выноси и сам уходи“, и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного ”поднялся содом“: пусть св. иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова, с. 443—444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях.
Для понимания той бытовой древнерусской основы, на кот орой сложилась древнерусская поговорка «хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).
В «”Путешествии по России“ голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он прин осит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив, 1880, кн. 1, с. 48).
Конечно, эти характеристики и описания русского быта XVI — XVII вв. со стороны иностранцев-путешественников одност оронни и содержат много отрицательных преувеличений. Но для исторической оценки происхождения выражения хоть святых вон выноси (уноси, неси и т. п.) они дают важный материал.
Опубликовано вместе со статьями «Зодчий», «Поползновение», «Стих нашел», «Отпетый» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимология. 1968» (М., 1971). В архиве есть рукопись на 6 листках небольшого формата (текст написан в разное время). Сохранилась также машинописная копия заметки с авторской правкой. Здесь публикуется по оттиску, уточненному по машинописи, с восстановлением изъятых в публикации 1971 г. трех последних абзацев; в публикуемый текст внесен также ряд необходимых поправок и уточнений. — М. Л.
Поделитесь на страничке
хоть святых выноси
Русский
Тип и синтаксические свойства сочетания
хо-ть свя-ты́х вы-но-си́
Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве наречной глагольной группы.
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- разг., экспр., неодобр. о чём-либо ужасном, безобразном, невыносимом, нестерпимом для зрения или слуха ◆ Да, таков уже неизъяснимый закон суде́б: умный человек либо пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси. Н. В. Гоголь, «Ревизор», 1836 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- ужас, ужас что такое, ужас что творится, ужасно, непристойно, Содом и Гоморра; святых вон выноси, хоть святых неси, хоть святых уноси, святых выноси и сам уходи, хоть святых вон выноси, хоть святых вон неси, хоть святых вон понеси, хоть святых вон уноси (разг., экспр., неодобр.)
Антонимы
- —
Гиперонимы
- —
Гипонимы
- хоть топор вешай?
Этимология
Святые — это иконы в древнерусском обиходе. Слово святые в значении «образа́, иконы» встречается ещё в языке Пушкина. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»: ◆ Дверь тихонько отворилась, // И царевна очутилась // В светлой горнице; кругом // Лавки, крытые ковром, // Под святыми стол дубовый, // Печь с лежанкой изразцовой. <…> Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах. <…> Для понимания той бытовой древнерусской основы, на которой сложилась эта древнерусская поговорка характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы». Использованы данные словаря В. В. Виноградова. История слов; см. Список литературы.
Перевод
Список переводов
Библиография
- семантике
Статья нуждается в доработке.
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. (См. Общепринятые правила). |