Содержание
- «Евхаристическое общение между церквями не прерывается»
- Евхаристическое общение
- Православие
- Католицизм
- Примечания
- Что такое литургия простыми словами?
- Суточный круг
- Божественная литургия
- Литургические каноны
- Божественная литургия с пояснениями
- Подача записок
- Проскомидия
- Литургия оглашенных
- Литургия верных
- Как правильно причащаться
- Что такое богослужение
- Значение и суть Божественной литургии
- Видео «Что такое богослужение?»
- Проведение богослужения в церкви
«Евхаристическое общение между церквями не прерывается»
Русская православная церковь прекращает поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея во время богослужения, приостанавливает сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и прекращает участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата. Такие решения были приняты в пятницу на внеочередном заседании Священного синода Русской православной церкви. Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от позиции поместных церквей — поддержат ли они РПЦ или встанут на сторону Константинопольского патриархата.
Внеочередное заседание Священного синода Русской православной церкви (РПЦ) прошло 14 сентября в Свято-Даниловом монастыре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий по состоянию здоровья не смог присутствовать на заседании, поэтому был организован сеанс видеосвязи. Митрополит Онуфрий сообщил членам синода о положении дел в связи с назначением на Украину иерархов Константинопольского патриархата.
Уже до начала заседания ожидалось принятие жестких решений в отношении Константинопольского патриархата. Связано это с намерением патриарха Варфоломея I дать автокефалию украинской церкви. Если это произойдет, Русская православная церковь теряет свою значительную самоуправляемую часть.
Украинская православная церковь Московского патриархата — это 12 069 приходов, 53 епархии, 251 монастырь и 12 283 священнослужителя.
Нынешние киевские власти стремятся к признанию неканонических религиозных структур и созданию на их основе единой поместной автокефальной церкви на Украине, вне рамок Украинской православной церкви. Президент Украины Петр Порошенко ранее заявлял, что власть не будет вмешиваться во внутренние церковные дела, но одновременно говорил о необходимости автокефалии для Украины.
В конце августа в Стамбуле состоялась встреча патриарха Кирилла и патриарха Варфоломея. По итогам беседы предстоятель Русской православной церкви заявил, что итоги его переговоров с патриархом Варфоломеем не несут ничего такого, что произвело бы «взрыв в сознании», разговор получился очень правильный.
— Мы обсуждали все вопросы, которые нас волнуют. Но еще раз хочу сказать, что это была братская беседа, и я без согласования с его святейшеством (патриархом Варфоломеем) не хотел бы посвящать вас в детали. Хотя ничего секретного там не было. И ничего такого, что произвело бы какой-то взрыв в сознании… ничего этого не было. Разговор был очень правильный, — сказал патриарх Кирилл.
А спустя неделю, 7 сентября, Константинопольский патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» назначил своих экзархов в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата. Ответным шагом синода РПЦ был «решительный протест и глубокое возмущение». Синод заявил, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов» и ответные шаги Московского патриархата последуют в ближайшее время.
Еще через неделю, 14 сентября, на внеочередном заседании Священного синода Русской православной церкви были приняты три жестких решения.
«В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата», — говорится в заявлении синода, который состоялся в пятницу в Москве.
— Кроме того, русская церковь прерывает участие в епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата, — заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион на брифинге после заседания синода в Москве.
Однако евхаристическое общение между церквями не прерывается, сказал пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.
— Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения, — уточнил Александр Волков.
А митрополит Иларион пояснил, что это решение, если брать пример из светской жизни, по сути, эквивалентно разрыву дипломатических отношений.
— То, что сейчас происходит в связи с направлением так называемых экзархов, является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский патриарх в 1920-е годы, когда наша церковь во главе со святейшим патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях, — сказал предстоятель Русской православной церкви на заседании Священного синода. — Патриарх испытывал тягчайшее давление со стороны властей, инспирируемая властями раскольничья организация — обновленческая «церковь» — набирала силы, и тогда патриарх Константинопольский Григорий VII принимает решение послать в Москву так называемую комиссию якобы по просьбе неких православных. Естественно, Русская православная церковь никаких просьб в адрес патриарха Григория VII не направляла, — видимо, их направляли раскольники-обновленцы. И патриарх Тихон написал очень ясное, канонически обоснованное письмо с протестом против того, чтобы на каноническую территорию Русской православной церкви, которую он возглавлял, неканоническим путем была направлена некая «комиссия» со стороны другой поместной церкви. Мы знаем, в каких тяжелейших условиях находился тогда патриарх Тихон. Но несмотря на то, что патриарх был практически лишен свободы, он мужественно и четко определил позицию.
Патриарх Кирилл назвал сегодняшнюю ситуацию на Украине «зеркальным отображением того, что имело место в начале XX века». И добавил, что «мы должны следовать той линии, которую очень мужественно определил святейший патриарх Тихон в тяжелейшие для нашей церкви годы и которая является единственно правильной и канонически обоснованной».
Как будет дальше развиваться ситуация, во многом зависит от позиции поместных церквей, считает профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Осипов.
— Наступила трагическая ситуация, — сказал «Известиям» Алексей Осипов. — Теперь всё зависит от реакции других поместных церквей: если большинство из них поддержат нашу позицию, то, возможно, Константинополю придется все-таки отступить. Если нет, то произойдет тяжелейший раскол, которые уже, к сожалению, были в истории христианства.
Несмотря на то что ряд поместных церквей открыто заявили о своей поддержке Русской православной церкви (в частности, Антиохийская православная церковь, Элладская (Греческая) православная церковь, Грузинская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Польская православная церковь, Сербская православная церковь и др. — «Известия»), всё может измениться, считает профессор Осипов.
— Надо ждать. Это было в прошлом. Посмотрим, что будет в ближайшие дни, — сказал профессор Московской духовной академии. — А со стороны Константинополя пока будет упорство и обвинения.
Религиовед Вильям Шмидт также опасается раскола.
— То, что сейчас происходит, это не внутренняя проблема Украины или России. Это вопрос устройства будущего миропорядка: какие государства подтвердят свою суверенную сущность и как они будут легитимироваться. Украина пытается суверенизировать себя, — сказал «Известиям» профессор РАНХиГС, религиовед Вильям Шмидт. — Сегодня нас накрывают проблемы, которые начались в XVII веке. Когда мы присоединили Малороссию и Белороссию, которые входили ранее в Литовское государство и Западную митрополию, они принадлежали Константинополю. Москва имела возможность поставлять туда епископов, но только по согласованию с Матерью-Церковью. Затем Константинополь разрешил Москве (потому что она была ближе и уже была патриархатом) самостоятельно поставлять епископов. Но это было связано с периодом войн, настроений и общих обстоятельств. Сейчас он пытается указать Москве на эти обстоятельства. Эта ситуация может закончиться расколом — это самое трагичное, что уже бывало в нашей истории.
Важной датой для всего православного мира станет 17 октября. На Архиерейском соборе Константинопольской церкви, который прошел в первых числах сентября, богословы пришли к выводу, что Константинополь как Вселенский патриархат вправе учредить новую поместную церковь, не спрашивая разрешения глав других поместных церквей. Томос по вопросу автокефалии Украинской православной церкви может быть оглашен 17 октября, на ближайшем заседании синода Константинопольской церкви.
Евхаристическое общение
Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Интеркоммунион) — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях.
Православие
В православной экклезиологии этот термин обычно употребляется для обозначения принципа единства между автокефальными православными церквями в единой Вселенской православной церкви. Поскольку автокефальные церкви (а также автономные и с другими типами самоуправления) является административно, экономически, юридически независимыми, то единственным явным признаком единства православных церквей является наличие евхаристического общения между ними. То же касается единства между епархиями и, на ещё более низком уровне, между приходами. Евхаристическое общение также свидетельствует о реальных пределах Православной церкви как единого сообщества, достаточно чётко отделяя от церкви общины и организации, находящиеся вне её.
В светских источниках таким термином часто обозначают «признание» одной церковью другой. Такое название не совсем корректно, поскольку одна церковь может не признавать другую (её организацию, иерархию или иное) и при этом находиться с ней в евхаристическом общении, признавая её как часть Вселенской церкви. Например, Константинопольский патриархат не признает автокефальную Православную церковь в Америке (собственно, не признает её автокефалии), но при этом находится с ней в евхаристическом общении; Московский патриархат не признаёт автономную Эстонскую православную церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата, но находится в общении с последним, и, через него, с Эстонской церковью.
Церкви, не имеющие евхаристического общения со всем Вселенским православием (или хотя бы с несколькими поместными церквями) с точки зрения Православия считаются неправославными или канонически изолированными, находящимися за пределами Вселенской Православной Церкви. Подобные организации часто образуют параллельные Вселенскому православию объединения, за что часто называются «альтернативным православием». Эти сообщества обычно объединяются в группы, имеющие евхаристическое общение между собой, признают друг друга, или более или менее тесно сотрудничают. Выделяют, в частности: Украинская православная церковь Киевского патриархата, Черногорская Православная Церковь, Болгарский альтернативный синод, Итальянская православная церковь, часть греческих старостильников взаимно признают друг другу и находятся между собой в евхаристическом общении.
Наиболее значительными среди таких организаций является Киевский патриархат, Македонская православная церковь, некоторые старообрядческие юрисдикции. Все эти организации с точки зрения канонов Вселенской Церкви считаются расколами.
Католицизм
Римско-католическая церковь различает полное и частичное евхаристическое общение.
В полном евхаристическом общении Римско-католическая церковь находится с автономными католическими церквями александрийского обряда (Коптская католическая церковь и Эфиопская католическая церковь), антиохийского обряда (Маронитская католическая церковь, Сирийская католическая церковь, Сиро-маланкарская католическая церковь), с Армянской католической церковью, с католическими церквями византийского обряда (Албанская католическая церковь,Греческая католическая церковь, Итало-албанская католическая церковь, прочие грекокатолические церкви), с католическими церквями восточно-сирийского обряда (Халдейской, Сиро-Малабарской).
Что касается остальных христианских церквей, включая православные, то с ними Римско-католическая церковь находится в частичном евхаристическом общении. В Катехизисе католической церкви сказано:»С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в ее целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам». «Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью». С Православными Церквами это общение так глубоко, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней».
Примечания
- Евхаристическое общение
- Филоненко А. С. Богословие общения и евхаристическая антропология // Богослов.ру, 14.06.2010 г.
ГОТОВИМСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ. Не успели закончиться Святки, как начались подготовительные недели Великого поста. И вот уже в это воскресенье читают Евангелие о мытаре и фарисее… Церковью неспроста предусмотрены подготовительные недели, у нас есть возможность постепенно, взвешенно и обдуманно подойти к началу этого такого важного пути и осознанно на него вступить… Мы не знаем, сколько нам отмерено. Каждый день нашей жизни может быть последним. Мы слишком много откладываем на потом до лучших времен. Ждем, когда у нас появится время или будут более благоприятные обстоятельства. А текущий момент уже безвозвратно утерян – он уже никогда не повторится. Потом, вероятно, еще появится возможность, но это уже будет совсем другая возможность, а конкретно эту я уже упустил. А надо было воспользоваться обеими… Великий пост является своего рода встряской вечно полудремлющего человека. Некуда больше откладывать. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:1–2). Пора заглянуть в себя, пересмотреть свои отношения с близкими и коллегами, выполнить давно обещанное. Пост именно об этом. Он отнюдь не заключается в смене рациона. Соленый огурец меня не приближает к Богу, а котлета – не удаляет. Вопрос здесь скорее в самоограничении, переведении фокуса с материально-бытового на духовное. Если все мои мысли будут заняты составлением постного меню точно так же, как они до этого были озабочены скоромным столом, то это, братцы, не пост, а диета. Безусловно, здесь все равно присутствует элемент самоущемления, но, с другой стороны, чтобы приготовить из овощей что-то вкусное, нужно, как правило, больше усилий, чем из мясо-молочного. В итоге есть риск тратить на питание даже больше времени, чем в непостный период. Задача же в пост – вывести еду из зоны удовольствия в область поддержания жизнедеятельности, чтобы иметь возможность наконец-то заняться главными вещами. Мы ведь едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть, простите за банальность. К тому же от гречневой каши вас вряд ли разморит и добавки ее, как правило, тоже не хочется, в то время как наша обычная пища очень тяжелая и ею легче объесться. Таким образом, цель постного питания – создать более благоприятные условия для собранности и сосредоточенности, привести нас в определенный тонус. А уж как мы этим воспользуемся и воспользуемся ли – зависит от нас. До начала Великого поста еще почти месяц, но дни лукавы (Еф. 5:16). Не успеем оглянуться, а уже будет читаться во всех храмах Великий покаянный канон. У нас есть шанс прожить этот период времени не так, как обычно, а постараться на деле показать Ему свою любовь. А сделать это можно лишь исполнением Его заповедей (Ин. 14:21). И тогда Пасха не будет праздником кулича и крашеного яйца, а станет искренним переживанием радости о воскресшем Господе. Екатерина Выхованец.
Что такое литургия простыми словами?
В православной церкви существует немало богослужений. Каждое из них не только торжественно и красиво. За внешними обрядами скрывается глубокий смысл, который необходимо понимать верующему человеку. В этой статье мы расскажем простыми словами о литургии. Что это такое и почему именно литургия считается самым важным богослужением у христиан?
Суточный круг
Богослужение — это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.
Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:
- Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
- Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
- Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
- Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
- Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
- Всенощное бдение. «Бдение» означает «бодрствование». Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
- Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.
Божественная литургия
Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.
Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого «литургия» переводится как «совместное дело». Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.
Литургические каноны
Первыми служить литургию начали апостолы. Они делали это по примеру Иисуса Христа, добавив к таинству причащения молитвы и чтение Библии. Считается, что изначальный чин службы составил апостол Иаков, брат Спасителя, сын плотника Иосифа от первой жены. Передавался канон устно от священника к священнику.
Впервые текст литургии был записан в 4 веке святителем и архиепископом Василием Великим. Он канонизировал вариант, принятый на его родине (Каппадокия, Малая Азия). Однако предложенный им чин был продолжительным во времени, и не все прихожане выдерживали его. Святитель Иоанн Златоуст сократил службу, взяв за основу изначальную литургию апостола Иакова. В настоящее время канон Василия Великого служится десять раз в году, в особые дни. В остальное время предпочтение отдается литургии Златоуста.
Божественная литургия с пояснениями
На Руси ее называли «обедней», так как совершалась она до обеда. Литургия — необыкновенно красивая, богатая служба. Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии — не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала.
Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии.
Подача записок
Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.
Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: «За здравие» или «За упокой». Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.
Проскомидия
Это слово переводится как «принесение». Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.
Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется «Агнец» (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.
Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.
Литургия оглашенных
Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: «Благослови, Владыко!» Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.
Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие — символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.
Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: «Оглашенные, изыдите!» После этого в храме остаются только крещеные.
Литургия верных
В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют «Символ веры», где излагаются основы христианского учения, и «Отче Наш», подарок самого Иисуса Христа.
Кульминацией службы становится таинство причащения. После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: «Буде имя Господне благословенно отныне и до века». Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой.
Как правильно причащаться
Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.
Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и «теплоту» (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.
Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.
Суточный богослужебный круг включает в себя несколько богослужений. Часть из них служится вечером. Божественная литургия – важнейшее богослужение в Православии, совершается только утром. Во время литургии происходит пресуществление Святых Даров и причащение верующих.
Что такое богослужение
Первые богослужения люди поводили на открытых местах и возносили те молитвы, которые подсказывало им собственное сердце, не имея определенного чина. В общем понимании богослужением называется почитание Бога, угождение Ему через исполнение Его воли добрыми мыслями, словами и поступками. Первые люди в раю свободно славили Господа, и в этом заключалось богослужение того времени. После человеческого грехопадения люди стали больше молиться, просить милости и спасения.
В православии богослужение совершается только священником, получившим благодать священства через рукоположение. Оно представляет собой определенный чин, последовательное чтение и пение молитв, псалмов, песнопений, а также выполнение священнодействий в установленном порядке. Благодаря богослужению люди входят в общение с самим Спасителем через святые церковные Таинства, питают свои души.
Значение и суть Божественной литургии
Господь основал Церковь, так как без нее человек не может достичь Бога. Посредством церковных служб и Таинств люди получают благодать, приобщенность к Богу. Церковь – Тело Христово. Верующие, собираясь во Имя Господа, становятся Его Телом – Церковью, и тогда молитвы обретают особенное значение и силу. Через богослужение люди получают знания, наставления, духовное воспитание, духовную пищу для ума и сердца.
Литургия – важнейшая служба Церкви. Во время ее проведения происходит пресуществление Святых Даров и Таинство Евхаристии (причастие), заповеданное людям самим Спасителем. В течение года в храмах служится литургия святителя Иоанна Златоуста. В определенные дни Великого поста совершается литургия св. Василия Великого. Во время Литургии вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа начиная от Его Рождества и до Вознесения.
Видео «Что такое богослужение?»
В этом видеосюжете рассказывается об особенностях литургии в церкви.
Проведение богослужения в церкви
Литургия начинается утром. В монастырях проходит поздняя литургия, которая совершается позже обычного, но в первой половине дня. Служба проводится исключительно на церковнославянском языке, который является богослужебным, в отличие от русского. Если человек не понимает смысла читаемого и хочет получить пояснения на простом и понятном языке, нужно обратиться за разъяснения к священнику или изучать «Закон Божий».
Установка в храмах телеэкранов с пояснениями является недопустимым обновлением.
С греческого «проскомидия» переводится как принесение. Это первая часть литургии, во время которой «закалается Агнец» – приносится бескровная жертва. Для совершения службы используется пять особых просфор. Священник готовит Святые Дары: вырезает из специальной просфоры куб – Агнца – и готовит в чаше вино. Его смешивают с водой. Кроме этого, вынимаются частицы из других просфор:
- в честь Богородицы;
- в честь девяти чинов;
- за живых;
- за усопших.
Имена живых и усопших подают люди на записках до начала службы. При этом Царские врата остаются пока закрытыми, клирос читает часы. Все частицы из разных просфор и разного назначения соединяются определенным образом на дискосе – небольшом блюде с подставкой. Это символично изображает всю Церковь Христову.
Проскомидия – первая часть литургии
Начинается после завершения проскомидии и чтения часов. Ее название говорит о том, что во время этой части службы в храме могут присутствовать оглашенные – люди, которые готовятся принять православие, а также крещеные люди, но отлученные от Причастия за грехи.
С началом второй части литургии Царские врата открываются, священник произносит возглас. В течение всего богослужения в определенных местах следуют возгласы священника, ектении, в некоторые моменты врата закрывают, затем снова открывают.
С начала литургии оглашенных начинаются антифоны. Первыми двумя являются псалмы 102 и 145, которые поет клирос. После особой молитвы поется третий антифон – Блаженны. В них перечисляются заповеди блаженства, данные Господом. После этого следует чтение Апостола и Евангелия. Все происходит по особому чину в определенном порядке.
После чтения Писания произносится сугубая ектения. По завершении поминовения живых и усопших произносится ектения об оглашенных, чтобы Бог даровал им помилование. В это время священник готовит антиминс, разворачивает его на престоле. После возгласа «Елицы оглашении изыдите» они должны выйти из храма.
После Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и Папой Римским Франциском в 2016 году, в православных храмах стали появляться католики, в частности, кардиналы. Они еретики и не должны присутствовать в православном храме вообще, тем более они должны покинуть его стены после возгласа «…изыдите…».
Во время этой части службы совершается пресуществление Святых Даров. Хлеб и вино становятся честною плотью и кровью Спасителя Иисуса Христа. В целом ход службы можно разделить на следующие основные части:
- перенесение Святых Даров с жертвенника на престол;
- подготовка верующих к пресуществлению Даров;
- непосредственное пресуществление Святых Даров;
- подготовка людей к причастию;
- причастие верных;
- благодарение за причастие, отпуст.
Перенесение Святых Даров с жертвенника на престолПокаяниеПричастие верных
После Великого входа – перенесения Даров – происходит подготовка к пресуществлению. Звучит возглас «Двери! Двери! Премудростию вонмем!», который:
- призывает придверника следить, чтобы оглашенные не вошли в храм;
- указывает людям, что теперь верным нельзя выходить из храма до окончания службы;
- напоминает, чтобы верующие закрыли двери своих душ от праздных мыслей.
После пресуществления перед причастием верующих возможна некая пауза для исповеди. Полезная информация
Божественная литургия – важнейшая служба в Церкви. В ходе нее происходит пресуществление Даров и заповеданное самим Господом причастие верующих. Все православные должны стараться не пропускать литургию в храме, регулярно исповедоваться и причащаться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.