Содержание
БЕЛГОРОДСКИЙ СТАРЕЦ СХИАРХИМАНДРИТ ГРИГОРИЙ (ДАВЫДОВ)
БЕЛГОРОДСКИЙ СТАРЕЦ СХИАРХИМАНДРИТ ГРИГОРИЙ (ДАВЫДОВ)
ДЕТСТВО. МОНАСТЫРСКАЯ ЮНОСТЬ
Схиархимандрит Григорий родился в 1911 году (дата указана по паспорту, но она может быть неточной: односельчанка батюшки утверждала в его присутствии, что он с одного года с ее мужем, а тот родился в 1904 году) в селе Жихорево Орловской губернии в благочестивой семье Ивана Федоровича и Анастасии Никифоровны Давыдовых. В семье было десять детей. Первым появился на свет сын Михаил, потом рождались только девочки. Крестьянское хозяйство в прежние годы держалось в основном на плечах мужчин. Поэтому Иван и Анастасия, желавшие иметь помощников в тяжелом труде и опору в преклонные лета, молились о даровании им еще одного сына. Григорий, родившийся девятым, можно сказать, был плодом усердных родительских молитв.
Отец будущего старца был краснодеревщиком и с артелью ходил на заработки. Однажды, когда артельщики добирались до Одессы, в одной из деревень их застала ночь, но никто не хотел пустить путников на ночлег. Тогда они пошли на хитрость : придя в один дом, где был больной ребенок, сказали , что среди них есть усердный молитвенник, по молитвам которого дитя обязательно получит исцеление . Им разрешили переночевать . Артельщики помолились за болящего, покропили его святой водой и помазали маслом от лампады. Через несколько месяцев, на обратном пути, артельщики , проходя через ту же деревню , поинтересовались здоровьем ребенка. Им сказали, что он на третий день после их молитвы совершенно исцелился. Батюшка рассказывал этот случай как пример веры родителей и усердия артельщиков . Апостол Иаков, призывая молиться друг за друга (Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак.5,16), несомненно , обращался ко всем христианам, а не только к особым молитвенникам, так как именно вера может привлечь милость Божию к нашим нуждам.
Мать схиархимандрита Григория, глубоко религиозная женщина, была воспитана в добром патриархальном духе. Она вышла замуж по благословению родителей, почти не зная мужа, который после венчания увез ее в свою семью. В доме мужа всем управляла свекровь, женщина строгая, но справедливая. Бывали времена, когда под одной крышей проживало несколько семей (до 36 человек) – своеобразная крестьянская община. И при таком количестве людей жили довольно дружно. По обычаю, молодых отделяли не сразу после свадьбы, а только тогда, когда у них появлялись дети. Этот вопрос решался на семейном совете. Отделившимся сообща строили дом. Свекровь неоднократно говорила, что Анастасия стала для нее дороже собственных дочерей, которые не давали ей столько внимания и любви, сколько она получала от заботливой невестки.
Именно мать преподала будущему схимнику первые уроки трудолюбия и рассудительности. Эта простая малограмотная крестьянка могла бы послужить примером современным педагогам. Батюшка любил рассказывать о приемах ее воспитания. Лет в семь-восемь она взяла его с собой в поле. Узкая полоска ржи тянулась до самого леса. Жать поначалу было очень тяжело: Григорий посмотрит, сколько еще осталось, и руки опускаются. Мать же ему на это говорила: «Ты не туда смотришь! Смотри у себя под ногами, как жнешь, а там видно будет». Он послушался ее совета, а когда поднял глаза, лес был уже совсем рядом – и работе конец. Так и в духовной жизни мы как можно скорее хотим достичь много. Преподобный Иоанн Лествичник замечает, что новоначальные хотят сразу иметь полное безгневие, нерассеянную молитву, совершенный пост, но когда дело доходит до реального труда, они впадают в уныние. Писание свидетельствует, что верному в малом Господь дает большее (В малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф.25,21). За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов (Лк.19,17). Батюшка же часто говорил: «Лужу не перешагнул, а уже хочет море перепрыгнуть». В любом деле неполезно сразу браться за многое, во всем нужна постепенность. Мы не видим своих грехов, а уже богословствуем; не замечаем людей, которые окружают нас и нуждаются в нашей помощи, а хотим спасти все человечество.
Помимо того, что Григорий имел навык к крестьянскому труду, он умел готовить, шить, вышивать, ткать, вязать – словом, не боялся никакой работы. Более того, любое занятие вызывало у него интерес. Уже с высоты прожитых лет старец наставлял своих чад: в жизни нужно браться за все, ибо не знаешь, какие умения могут тебе пригодиться в будущем. Знание многих ремесел спасло ему жизнь, когда он оказался в ссылке на Колыме.
Мать старца, Анастасия, дожила до глубокой старости и перед кончиной самим сыном была пострижена в инокини с тем же именем. Когда в конце жизни она делила между детьми наследство, отец Геннадий спросил ее: «Мама, что ты оставляешь мне? «Тебе оставляю весь мир», — сказала она, тем самым указывая на краеугольный камень его будущего делания – молиться за весь мир.
Но вернемся в ранее детство Григория. В его семье неукоснительно соблюдались посты, не делали исключения и для грудных младенцев. С малых лет мать приучала детей к молитве. Дома, вставая перед иконами, она всегда ставила рядом с собой ребятишек и долго молилась. Быть может, она и не знала всех церковных молитв, но к Богу обращалась своими словами, от души. Так с малолетства у детей вырабатывалось огромное терпение, которое впоследствии помогало побеждать немощную плоть. Иногда ходили пешком на богомолье в монастырь, постоянно посещали богослужения в своем приходском храме.
Православные старцы: Жизнеописание, мудрость, молитвы (45 стр.)
Игнатий Брянчанинов говорит, что болезни – это напоминание нам от Господа, что смерть наша не за горами, и следует нам очистить все прошлое искренним сокрушением, покаянием, принятием Святых Тайн. Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов.
* * *
Мы потому остро воспринимаем скорби, что почти не верим словам Евангелия. Готовы поверить всякому человеку, более или менее порядочному, а вот Господу не верим и не доверяем. Это непонятно, пожалуй, рассудку, а внимание к себе показывает, что это именно так. Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни. Тем более что она – коротенькая подготовка к вечности.
* * *
Укоряйте себя за всякое нарушение малейшей заповеди Божией, не допуская никакого самооправдания… Опирайтесь на Евангелие и на пример Самого Господа Иисуса Христа в борьбе со тщеславием и в приобретении смирения.
* * *
Если по силе своей будете сопротивляться греху, а, согрешив, каяться, умолять Господа о прощении, то постепенно приобретете смирение, а со смирением и силу побеждать грехи. Чем больше будет смирения, тем большее количество и более упорные страсти будете иметь силу побеждать.
* * *
В своих скорбях не отчаивайтесь и не опускайте рук. Читайте чаще и больше Евангелие. Иисус Христос всех кающихся прощал, но и предупреждал: иди и впредь не греши. Прибегайте чаще к Нему, сознавайтесь в своих неправдах, просите помощи, понуждайте себя всегда, когда вслух, когда про себя, творить молитву Иисусову.
* * *
Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда к самоубийству. «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Поэтому надо просить прощения у Господа, не желающего гибели грешника, пришедшего спасать погибающих. Притом же верно слово Божие, что «любящим Господа все споспешествует ко спасению». Так зачем унывать, опускать руки?
* * *
Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него… Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте душевной… Надо просить у Господа: «Даруй ми зрети моя прегрешения».
* * *
Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем больше понуждает себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждения на делание заповедей; постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их. Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби. Да вразумит и сохранит Вас Господь от всякого зла.
Молитва
В утренней молитве преподобного Макария Великого говорится: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Если так чувствовали великие угодники Божии, то мы что должны чувствовать, на что мы можем надеяться? Единственно, только на милость Божию. Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что и мы должны веровать, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие. Никакая болезнь не помешает хоть несколько раз в сутки из глубины души обратиться с покаянием ко Господу.
Белгородский старец Григорий (Давыдов) (1911–1987)
Схиархимандрит Григорий родился в 1911 году в селе Жихорево Орловской губернии в благочестивой семье Ивана и Анастасии Давыдовых. С детства мать приучала детей ко всякому труду и ремеслу, что впоследствии облегчило им жизнь. В семье неукоснительно соблюдались посты, с малых лет мать приучала детей к молитве, все члены семьи постоянно посещали богослужения в своем приходском храме. Когда Григорию исполнилось пять лет, он сам пришел к священнику, отцу Василию, жившему по соседству, и попросил у него Библию. Читать Григорий научился рано, и все свободное время проводил с книгой.
Первое паломничество в монастырь Григорий совершил с родителями в семилетнем возрасте – в Площанскую пустынь . Уже в семилетием возрасте он четко знал, что будет жить один, посвятит всего себя Богу, и сознательно готовился к этому.
Одним из первых духовных наставников Григория стал старец отец Георгий Косов, обладавший даром прозорливости. Уже в шестнадцать лет Григорий был пострижен в Площанской пустыни в монашество с именем Геннадий в честь константинопольского патриарха. Когда начались гонения на Православную Церковь, Площанскую пустынь закрыли, всех монахов выслали. Монах Геннадий оказался в Полтавской губернии, где пробыл три года.
Потом он ушел в Орел, где епископ Иннокентий рукоположил его во иеродиакона и оставил служить в соборе.
Когда начались сталинские репрессии, отец Геннадий решил, что не покинет храм и будет служить столько, сколько даст Бог. Чекисты и обвинили в антисоветской деятельности, и он одиннадцать месяцев просидел в тюрьме.
Отца Геннадия осудили на десять лет лагерей. Там он познакомился со ссыльным кремлевским профессором Свешниковым, которому вскоре стал ассистировать на операциях. На Колыме он пробыл более 11 лет.
После освобождения он долго не мог получить паспорт, а когда получил, уехал сначала в Щекино, затем в Плавск Тульской области. Здесь он пел и читал на клиросе, выполнял пономарскую работу.
Вскоре у отца Геннадия появилось много духовных чад. Простота общения, которая всегда была для него характерна, привлекала к нему и простых людей, и ученых, и епископов. В 1953 году отец Геннадий перебрался в Ворошиловград, где служил иеродиаконом в соборе. Вскоре ему пришлось уехать в Одессу. Там архиепископ рукоположил его во пресвитера. В Одессе отец Геннадий служил на нескольких приходах.
…
В конце 1957 года отец Геннадий перешел в Курско-Белгород-скую епархию и стал восстанавливать полуразрушенный сельский храм, стоявший на месте самых ожесточенных боев на Курской дуге – вс. Покровка, недалеко от Белгорода. Отец Геннадий стал духовником клириков Курско-Белгородской епархии. В 1962 г. за усердные труды отец Геннадий был возведен в сан игумена.
С самого начала служения отца Геннадия в Покровке к нему потянулся народ. Он обладал особым даром слова: его проповеди были просты и одновременно глубоки. В личных беседах он разрешал все недоумения. Иных вразумлял убеждением, других страхом, кому-то сам открывал их грехи, в которых они не могли признаться даже самым близким людям. Старец обладал талантом общения с людьми, высказывания его были предельно точны, глубоки, остроумны, доходили до самого сердца. Если старец видел, что кто-либо не приносит искреннего покаяния, а просто автоматически говорит: «Простите», – то отвечал: «Бог простит и прохворостит». На исповеди батюшка часто говорил: » Каких грехов у нас нет? Только тех, которые не существуют. Но какие грехи Господь не прощает? Только нераскаянные»…
Говорил, что Господь попускает людям страдать от болезней до конца жизни, чтобы они искали помощи у Бога и каялись в своих грехах. Сам он никого не исцелял явно, но по его молитвам многие получали облегчение при самых тяжких недугах. Он всегда советовал: » Прежде чем обратиться к врачу, сначала покаяться в своих грехах с семилетнего возраста, причаститься, пособороваться, отслужить молебен о здравии, попросить, чтобы Господь умудрил врача , а тогда Небесный Врач поможет земному врачу , а тот сотворит чудо исцеления».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре. Киев
Многие из его духовных чад своим семейным благополучием обязаны именно ему. Старец смотрел на семью, прежде всего как на малую церковь и, благословляя выбор жениха или невесты, исходил не только из общности их интересов, положения, но и из того, что ожидает семью в будущем.
Отец Геннадий не уставал напоминать о самом главном в жизни верующего – о том, что без добрых дел, без любви к ближнему все тщетно.
В апреле 1985 года архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием (Тарасовым) отец Геннадий был пострижен в схиму с именем Григорий.
Схиархимандрит Григорий скончался 19 июля 1987 года – в День Радогнежских святых. Старца Григория погребли на том месте, где он сам определил, – перед алтарем Покровской церкви.
СЕРГИЙ (БУЛАТНИКОВ)
Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Булатников)
Сергий (Булатников) (род. 1950), епископ Великолукский и Невельский (Русская Православная Церковь)
В миру Владимир Леонидович Булатников, родился в Омске 16 апреля 1950 года.
Подвизался в числе братии Псково-Печерского монастыря при архимандрите Алипии (Воронове), но во время гонений был исключен из братии как не достигший 30-летия.
Служил псаломщиком в Псковской епархии.
В 1973 году окончил Московскую духовную семинарию.
21 апреля 1974 года был рукоположен во пресвитера архиепископом Смоленским Феодосием (Процюком).
23 ноября 1976 года был пострижен в монашество в Курской епархии схиархимандритом Григорием (Давыдовым). Окормлялся у архимандрита Серафима (Тяпочкина).
В 1990 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию и служил в Санкт-Петербургской епархии. Служил священником в Санкт-Петербургском Иоанновском монастыре.
С 1992 по 1994 годы был настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря.
Затем перешел в Брянскую епархию, где был назначен настоятелем Площанской Богородицкой пустыни, каковым состоял и на 2012 год.
29 мая 2013 года был избран епископом новообразованной Клинцовской епархии .
Сергий (Булатников), еп. Клинцовский
11 июня 2013 года наречен , а 13 июня того же года хиротонисан во епископа Клинцовского и Трубчевского. Хиротонию в храме Большого Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских Ворот совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили митрополиты: Крутицкий Ювеналий (Поярков), Саранский Варсонофий (Судаков), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), епископы — Брянский Александр (Агриков), Выборгский Игнатий (Пунин), Солнечногорский Сергий (Чашин), Подольский Тихон (Зайцев), Смоленский Исидор (Тупикин) .
25 декабря 2014 года переведён на возрождённую Великолукскую и Невельскую епархию
Труды
- Статьи в портале Русская народная линия:
Использованные материалы
- Статьи портала Русская народная линия:
«Журнал № 44,» Журналы заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года,