Содержание
Прыжок в развитии
Как найти работу или своё дело духовному человеку?
Или что делать, если ты не такой, как все.
С таким вопросом я столкнулся с самого начала своей взрослой жизни, когда понял, что я понимаю жизнь как-то не так, как те, кто работает с 8 до 17 всю свою жизнь, не задавая себе вопроса: зачем? Надо, значит надо! Жить то на что-то надо. На хлеб заработать.
Все стандартные мотивации вроде зарплаты, премии, штрафа, отпуска на меня не действовали. Ну не мотивируют и всё. Не пробуждается силушка богатырская, хоть заругайся на меня. Хоть кнутом меня, хоть пряником.
Бизнес-наше всё!
Я думал, что ситуация изменится, если я брошу наёмный труд и стану заниматься такой-же ерундой по зарабатыванию денег и производству отходов производства в качестве собственника бизнеса или индивидуального предпринимателя.
Здесь тоже меня ждал облом. Работаешь на себя — мотивируешь сам себя. Нужно знать, чем себя мотивировать, чтобы энергия пробудилась, пошла, превращаясь в нечто большое и красивое. И прибыльное (материальный мир то никуда не делся, потребности как были, так и остались).
Все теории о том, что бизнес должен приносить удовольствие, зарабатывай на том, что нравится, люби своё дело и оно отплатит тебе тем же очень расплывчаты. Они вроде правильные, но не о чём конкретном. Это как Масло — Масляное. Да, согласен. Что дальше?
Я искал себя в работе и в бизнесе методом тыка. Пробы и ошибки.
Пробовал и то, что «вроде бы нравится». Пробовал работу и бизнес-сферы, где другие достигали хороших результатов. Искал прибыльные ниши. И везде получал ситуацию, когда другие люди обретали успех, тогда как я погружался во фрустрацию, самосаботаж, а потом терпел крах.
Как найти себе работу и дело по душе при помощи Астрологии?
Скепсис дикаря.
Начну с того, что я по натуре скептик. В то, что день рождения хоть как-то может влиять на генетику человека я не верил и даже отрицал это. Ведь на самом деле, есть много людей, родившихся в один день и имеющих такие разные судьбы. Кто-то нашёл себя, а кто-то нет. В чём же дело?
Ответ на этот вопрос мне пришёл в виде понимания, как Луна, очень маленькое небесное тело, управляет жидкостями на Земле. Я увидел своими глазами, что такое приливы и отливы в море. Это когда огромные массы воды просто утекают за движением Луны по небосводу, обнажая берег. Иногда это происходит на сотни метров каждый день. Каждый!
Это Огромная, Огромная сила воздействия! А есть в Солнечной системе планеты очень намного больше Луны. Это гиганты, воздействие которых на Земные процессы заметно меньше только потому, что они движутся медленнее. Но оно глубже. Воздействует на природу и человека на многих уровнях, включая психологический и даже генетический!
Мимолётность влияния планет.
В Астрологии есть сферы жизни на карте. Называются Астрологическими Домами. Они меняются очень быстро. За несколько минут сетка Домов может измениться и человек будет проявлять свои глубинные качества совсем другим образом, чем другие рождённые в этот день. Время рождения очень важно.
А есть планеты «не логичные», подсознательные, психологические, духовные, размывающее логические шаблоны человеческого сознания. С ними невозможно работать шаблонами. Они раскрываются только при помощи интуиции и духовности. Если человеку не хватает этой самой непонятной духовности, то он не сможет найти себя в этой работе или бизнесе.
И вот, представьте, попадает такая «размытая» планета в области карты, которые отвечают за карьеру, работу, бизнес, умение логически мыслить, отстаивать своё мнение и имущество, считать деньги и копить имущество. А в голове у нас, как у всех, шаблоны «как надо» делать бизнес. Но в нашей природе всё должно быть основано на чуйке и интуиции вместо твёрдых (как у всех) программ.
Мы пробуем быть, как все, но мы уникальны. Мы не находим себя в стандартных рабочих условиях, пользуясь стратегическим мышлением.
Путеводный клубок в жизни
В нашем случае должна присутствовать доля интуитивного знания. Некий путеводный клубок из русских народных сказок, который указывает нам путь, определяя «путёвых» людей и «не путёвых». С кем нам по пути, а с кем — нет. Даже если это хороший, очень хороший человек.
Астрология может дать ответ, в каких сферах жизни как нам себя вести. Дать нам психологию понимания себя. Но не даёт этого самого путеводного клубочка. Умения пользоваться интуицией.
Как найти работу или своё дело через Дизайн Человека?
Этот самый путеводный клубочек оказался основой Дизайна Человека. Сочетание Астрологии, Книги перемен И-Дзын, Каббалы, Искусства недеяния У-Вэй с современной генетикой.
Дизайн Человека работает с генотипом человека и позволяет научиться чувствовать сигналы от своего тела. Начать доверять им.
- Какое дело мне «по душе», а какое нет?
- Какой человек мне подходит генетически?
- Какое питание подходит лично мне?
- Какие традиции для меня не работают?
- В чём я себя ограничиваю и стесняюсь, вместо признания этого своими достоинствами?
Дизайн Человека — это не просто учение, а практика проживания своей жизни, становления самим собой. Приём довольно простая в своих основах. При этом, при желании, можно получить очень много полезных сведений о себе и своей природе.
Сергей Добрый
Рядом с нами живут люди, в чьих трудовых книжках стоят не совсем привычные глазу кадровика записи: регент, псаломщик… Возрождается Церковь — возрождаются и церковные профессии. Познакомиться с одной из них нам помогла епархиальная ризничая Ольга Алексеевна Балезина.
…В ризнице — тишина и практически хирургическая чистота: ни пылинки, ни ворсинки. Городская суета осталась там, за стеной,— здесь же время ведет себя совсем по-другому, строго отмеряя вечность секундными порциями. В высоких шкафах ждут своего часа архиерейские и священнические облачения. Прихожане саратовских храмов видят их во время службы, остальное же время заботливым их хранителем является ризничая. Этой редкой профессии не обучают ни в вузах, ни в колледжах: в ризницу ведет одна дорога из многих тысяч.
— Есть люди, которые выбирают профессию один раз на всю жизнь,— Ольга Алексеевна отрывается от гладильной доски с бережно разложенной муаровой мантией, чтобы ловко заколоть портновской булавкой отутюженный участок ткани.— Но разве могла я, думая о будущем, предположить, что буду работать в ризнице? Конечно, нет! В те времена и слова такого я не слышала. А мечтала тогда стать художником-модельером…
Чтобы получить право называться художником, юная Оля поступила в Саратовское художественное училище; чтобы стать модельером — работала швеей на фабрике «Вышивка», закончила курсы в Куйбышеве. Шила все, в том числе — одежду на себя и своих детей. Причем шила так, что во времена дефицита ее останавливали на улицах, чтобы разузнать, где она «такую прелесть достала». Оказалось, все ее умения были, как говорится, в тему: и художественный вкус, и швейные навыки. Все пригодилось ризничей Ольге Алексеевне в ее работе. А главное, характер у нее оказался подходящий: спокойный, вдумчивый, ответственный, требовательный к качеству своей работы, а еще… очень творческий.
— Это только на первый взгляд кажется, что работа у меня простая да одинаковая: почистить, погладить, подшить,— улыбается моя собеседница.— А на самом деле — каждый день ставит новые задачи.
Как почистить серебряную бахрому на ткани, чтобы она не потускнела? Как пришить галун почти под прямым углом, чтобы не было складок? Чем отбелить белую тесьму, чтобы не полиняла основная ткань? Для каждой возникающей задачи Ольга Алексеевна ищет свое решение, экспериментирует на лоскутках, анализирует результаты… Учебников и руководств для ризничих не написано, ответ посмотреть негде. Так что пока главный «учебник» в таком ответственном деле, как подготовка и хранение церковного облачения,— многовековой опыт, который передается из уст в уста (с благодарностью вспоминает Ольга Алексеевна ризничую Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, которая приезжала в нашу епархию — поделилась своим опытом).
Есть ряд неписаных правил: облачение должно быть защищено от света; белое даже в шкафу должно храниться в отдельных чехлах (потому что «это только кажется, что пыли нет!»); парчу стирать нельзя ни при каких обстоятельствах; бархат ни в коем случае нельзя гладить… Кстати, как выяснилось, бархат — ткань самая капризная, требующая обращения «на вы»: облачения из него должны висеть свободно (от тесноты могут образоваться заломы), защищенные чехлами. А чистка бархата — это вообще ювелирная работа. Во время службы, бывает, и воск капнет, и уголек отлетит, после чистки каждую ворсинку аккуратно иголочкой расправлять приходится!
Довелось Ольге Алексеевне выступить и в роли художника-реставратора, ведь в ризнице есть и раритетные старинные облачения, они требуют не только особо бережного ухода, но и подчас квалифицированной «скорой помощи». Недавно, например, на бархатном гобелене протодиаконского стихаря она так мастерски привела в порядок обветшавший кусок ткани, что все только диву дались: хоть под лупой приглядывайся — никаких изъянов не заметно! Как же это удалось? «Господь умудрил,— отвечает ризничая.— Я и штуковку освоила, и художественное училище вспомнила, чтобы цвет подобрать, и швейные навыки пригодились. Получилось!».
Труд ризничей — работа нелегкая. Весь день на ногах. Раскроить, отутюжить, подчистить, отпарить… Сидя ничего не получится! А еще требуется предельная внимательность: архиерейское облачение, стихари для протодиаконов и иподиаконов, закладки, ленты — всё должно быть одного цвета, причем готовятся сразу два комплекта (на вечернюю службу и утреннюю).
Самое горячее время в ризнице — Пасха и Рождество. В переводе на цифры — это километры ткани, которую нужно привести в порядок. Тяжело, наверное, одному человеку с такой задачей справиться…
— Да разве я одна? — говорит ризничая.— Когда много работы, мы с семинаристами-иподиаконами всё четко распределяем: кто что делает, кто за что отвечает. Ребята они ответственные, серьезные, всегда советуются, узнают, как и что сделать лучше!
Ольге Алексеевне часто звонят из многих приходов. Тоже советуются: чем лучше вывести пятно от лампадного масла, как убрать след от свечного воска. Все эти и многие другие премудрости она постигла в совершенстве. Иначе и быть не может, ведь церковное облачение должно быть в безупречном состоянии. Если честно, сама я во время службы (да, наверное, и не я одна!) принимаю это как данность. Теперь знаю, что за этим стоит немалый труд. Большая работа, сделанная с любовью и молитвой.
Маргарита Крючкова
Проект документа «Профессии, совместимые и не совместимые со священством»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Проект «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года.
Профессии, совместимые и не совместимые со священством
В течение длительного исторического периода состояние в клире не предполагало необходимость несения иных профессиональных обязанностей. Несмотря на то, что такой подход сохраняется в большинстве стран православной традиции, условия современной жизни порой ставят вопрос о совмещении священнослужения и светской профессии.
* * *
I. Апостол Павел писал Коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 13-14). Тем самым Апостол указал на обязанность христиан содержать своих пастырей, чтобы освободить их от изыскания средств на содержания себя и своих близких от иных видов деятельности. В то же время его собственный пример, о чем он пишет далее: «Но я не пользовался ничем таковым» (1 Кор. 9, 15), – а из книги Деяний Святых Апостолов известно, что он занимался плетением палаток (Деян. 18, 3) – указывает и на иную возможность, когда служение Богу и Церкви оказывается совместимым с содержанием себя за счет оплачиваемого труда вне церковной организации.
Со времени обретения Церковью свободы в Римской империи и затем усвоения ей привилегированного статуса, когда христианство стало исповеданием значительного большинства граждан Римской империи, а позже также других государств, преобладает практика, когда священнослужители «питаются от благовествования» (ср. 1 Кор. 9, 14). Эта практика преобладает и в тех современных государствах, где христианство утратило былой статус господствующей, государственной или официальной религии, но где оно остается национальным вероисповеданием, к которому принадлежит преобладающая или значительная часть населения, и где поэтому прихожане в состоянии содержать и храм и служащих в нем лиц.
II. Во все времена существовала и другая практика, которая в наше время особенно распространена в странах, где православная паства пребывает в диаспоре. В этих странах верующие, принадлежащие одному приходу, по своей малочисленности оказываются не в состоянии содержать духовенство прихода и других церковных работников. В связи с этим клирики изыскивают средства на содержание самих себя и своих семей иной оплачиваемой деятельностью. Подобная ситуация существует и в ряде епархий канонической территории Русской Православной Церкви.
Условием осуществления клириком светской профессии, является её безупречность с религиозной и нравственной точки зрения. Кроме того, светская работа не должна наносить ущерб пастырскому или диаконскому служению. Для священнослужителя долг перед Богом и Церковью в любых обстоятельствах должен быть безусловным приоритетом.
III. Не всякая профессиональная деятельность совместима со священством. На этот счет имеются известные канонические запреты: так, согласно 81-му Апост. прав., не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления», а 83-е Апост. прав. гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови».
Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и предпринимательством. Отцы Халкидонского Собора в 3-м прав. изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступити сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию». Правило определяет, по толкованию Зонары, чтобы все принадлежащие к клиру занимались исключительно делами своей службы, и никоим образом, из «гнусной страсти к наживе», из сребролюбия, не занимались бы мирскими делами, в ущерб служению Богу, Которому себя посвятили.
Любое, даже непредосудительное, занятие хозяйственной деятельностью, особенно в условиях рыночной экономики, несет в себе риск – как репутационный, так и собственно материальный — через нанесение ущерба участникам экономического процесса. Предпринимательская деятельность в классическом понимании предполагает в качестве базовой цели извлечение прибыли путем совершения гражданско-правовых сделок и заключения иных договоров, неисполнение которых может повлечь различные виды ответственности, вплоть до уголовной.
В 6-м Апост. прав. говорится: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина». Правило это выражает в виде законного предписания мысль апостола Павла, высказанную им во втором послании к Тимофею (2, 4). Это предписание выражено и во многих других канонических правилах (Апост. 20, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11). Так, прав. 20 святых апостолов гласит: «Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен», то есть должно быть извержено из сана всякое духовное лицо, выступающее чьим-либо поручителем в делах мирских, судебных, торговых или тому подобных, имея в виду материальную выгоду. Неоднократно устанавливается для клириков и запрет на ростовщическую деятельность. В частности, прав. 10 Трулл. Соб. гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы или так именуемыя сотыя, или да перестанет, или да будет извержен». (см. также 4 прав. Лаод. Соб., 14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.).
Вместе с тем, каноны осуждают не само предпринимательство как таковое, а совмещение этого рода занятий с духовным служением клирика в ущерб последнему. Исходя из этого возможно, в частности, сделать вывод, что клирик может владеть на правах собственности тем или иным видом непредосудительного бизнеса, непосредственно не участвуя в управлении им – например, передав дело иному светскому лицу в доверительное управление, либо передав имущество в аренду. Вальсамон, толкуя 9 правило Трулльского Собора, запрещающее клирику ведение корчемной торговли, указывает, что клирикам не запрещается «иметь корчемницу на правах собственности и отдавать ее в наем другим, ибо это делают и монастыри и разные церкви».
Вместе с тем, занятие частным бизнесом следует четко отличать от собственно хозяйственной деятельности самой Церкви, участие в которой для многих клириков является прямой обязанностью и видом служения. Современное светское законодательство разрешает религиозным организациям вести предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и в качестве учредителя или участника хозяйственных обществ. В этом случае речь не идет о прямом участии клириков в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли ради личного обогащения, а о приумножении приходского или монастырского имущества для общей пользы всей Церкви. Такая деятельность должна осуществляться высокопрофессиональными людьми, которые могут назначаться, в том числе, из клириков, что следует из 26 прав. IV Всел. Собора: «Поскольку в некоторых церквах, как нам сделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без экономов, того ради рассуждено: всякой церкви, имеющей епископа, иметь из собственного клира эконома, который бы распоряжался церковным имуществом, по воле своего епископа, дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ее имущество, и дабы не падало нарекание на священство. Если же кто сего не учинит, то таковой повинен Божественным правилам».
Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст.132). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Широко известно, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) совмещал архипастырское служение с преподаванием медицины и хирургической практикой, и эта его деятельность приносила благие плоды. Это исключение, связанное с обстоятельствами времени, в которое он подвизался, не следует возводить в правило. Правящий архиерей может санкционировать врачебную или фельдшерскую деятельность клирика, если таковая способна принести благие плоды.
Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, также возбраняется охота и другие виды деятельности, неизбежно связанные с пролитием крови, хотя бы и животной (Номоканон, правило 135).
Канонический запрет рукополагать актеров (55 прав. Карф. Соб.) безусловно исключает занятие клириков актерской профессией, включая профессиональное занятие танцами (балетом) или сценическим пением. Кроме того, в условиях, когда работа в сфере развлекательного шоу-бизнеса влечет за собой усиленные соблазны, недопустимо осуществление клириком профессий в этой области.
IV. Суммируя канонические запреты и церковную практику разных эпох, можно составить следующий перечень профессий, несовместимых со священством.
1) Воинская служба и всякая вообще служба, хотя бы и в частных корпорациях, предполагающая ношение и применение оружия. Исключение, если в этом есть необходимость, может составлять преподавательская деятельность в военных или правоохранительных школах, не предусматривающая ни ношение, ни употребления оружия; очевидно, что данный запрет не имеет отношения к служению военного духовенства, также не предполагающее употребление или ношение оружия (полковые, армейские священники, капелланы), даже если капелланам присваиваются воинские чины или звания.
2) Государственная служба в органах исполнительной власти, исполнение судейских обязанностей и всякое вообще профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях, а также служба в муниципальных органах власти. Возможность для клирика участвовать в органах законодательных и представительных на государственном, региональном и муниципальном уровне оговаривается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления» (III.11). В документе Архиерейского Собора 2011 года «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» также подтверждается, что «иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные)». В указанном документе предусмотрены исключения из этого правила, «в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью». В каждом подобном случае «Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии».
Не является государственной службой в собственном смысле слова, запретной для клириков, преподавание в государственных или муниципальных учебных заведениях, работа на государственных предприятиях или в государственных учреждениях в качестве рабочих, инженеров, технических работников и подобных должностях. Клирикам запрещена государственная служба, предполагающая повышенные, в сравнении с общегражданскими, обязательства, например, относительно секретности, служебной тайны, которые могут вступать в конфликт интересов с исполнением пастырского долга. В исключительных случаях ввиду высших интересах церковной пользы и служения пастве могут быть допущены исключения, но не иначе как по благословению правящего епископа;
3) Клирики не должны быть практикующими врачами, в особенности хирургами, или занимать должности иных медицинских работников. Врачебная или иная медицинская деятельность может быть в порядке исключения письменно разрешена клирику епархиальным архиереем. Безусловно возбраняется клирику деятельность, сопряженная с пролитием животной крови: работа ветеринаром, егерем или иная.
4) Клирикам запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым и подобным. Работа по найму на руководящих или рядовых должностях в подобных учреждениях допускается, если характер деятельности в этих учреждениях не носит элементов ростовщичества. Клирикам канонами дозволяется продажа изделий собственных рук, но иные виды торговли представляются несовместимыми со священством, равно как и адвокатская защита частных интересов в судах и в иных правоотношениях.
5) Недопустимо клирикам быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения: в игорных домах, казино, барах и иных.
6) Запретным для клирика является профессиональное занятие спортом.
7) Служение в клире несовместимо с актерством, с профессией танцора или сценического певца.
Когда-то очень давно Сократ сказал, что все профессии от людей, и только три от Бога: Учитель, Судья и Врач. Испокон веков профессия учителя сочетала в себе мудрость и молодость души, духовность и огромную энергию, доброту и справедливость. Чем больше сил учитель вкладывает в свое дело, тем больше получает благословения от Бога в виде успехов своих учеников. Ведь Иисус Христос был тоже великим учителем!
Учитель — это высокое звание для самых достойных людей, формирующих багаж знаний в жизни наших детей. Воистину этим даром могут обладать лишь мастера своего дела, призванные служить Богу через профессию. Встретить в своей жизни Учителя с большой буквы – это самый лучший подарок судьбы для каждого человека!
Дорогие, уважаемые учителя! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Пусть ваши нелегкие будни приносят вам только радость и будут плодотворными для вас. Пусть ваши ученики будут усердными, старательными, чтобы вы могли ими гордиться! Спасибо вам за ваш благородный и великий труд. Терпения вам и жизненных сил. Пусть вас окружают уважение и любовь, доброжелательность и милосердие, жизнерадостность и Божья благодать!
Президент «Телеканала Благих Новостей» Виктория Никитина-Шин