Двенадцать лет назад я уже побывала в этом месте, а в этом году удалось посетить его снова, причем в середине сентября, как раз между датами празднования Рождества Богородицы по новому и старому стилям (8 и 21 сентября). Католики и православные в Элладской, Константинопольской и ряда других церквей уже встретили этот праздник, а православные в России отмечают его как раз сегодня (с праздником всех, кто!). Так что не стану откладывать эти фотографии.
Речь идет, конечно же, о месте, где, как считается, после отъезда из Иерусалима в 43 г. в связи с началом преследований христиан, жили апостол Иоанн и Дева Мария. Этот небольшой домик-часовня на вершине Соловьиной горы в районе города Сельджук и древних руин знаменитого Эфеса стал местом паломничества и почитания как христиан, так и мусульман. Православные греки, жившие в деревне Kirkince (она же Шириндже) неподалеку, издавна почитали это место, называя его «Панайя Капулу» — «Ворота Пресвятой», и приходили к святому источнику на горе.
В XIX веке на основании мистических видений этом есто описала немецкая монахиня Анна Катерина Эммерик, книгу на основе ее откровений прочитали сестры милосердия в Смирне (Измире), католический священник отправился на поиски… Это место, вроде бы, не признано официально, по крайней мере Католической церковью, но здесь регулярно проходят богослужения (15 августа, в праздник Успения Богородицы), трижды его посещали папы. Ну, и, конечно, туристы всех мастей — Дом Девы Марии, по-турецки известный как Meryem Ana Evi — пункт обязательной программы для экскурсии в Эфес.
Подробнее про историю открытия и обустройства этого места отлично написала marmara-calypso, так что мне остается только показать фотографии этого красивого и, несмотря на поток посетителей, очень светлого и умиротворенного места.
2. На гору ведет серпантин, а ближе к месту есть обзорная площадка у подножия большой статуи Девы Марии. Отсюда открываются прекрасные виды на окрестности, но хотя из машины мы не выходили, пришлось притормозить, т.к. статуя оказалась мега популярной для дамских фотосессий.
Как и античный Эфес, дом Марии под усиленной охраной — жандармы с автоматами, проверка документов. Вход на территорию платный (причем плату взимает не Общество Дома Девы Марии, обустроившего здесь все, а администрация города Сельчука), для местных жителей — по 10 лир с человека + 10 лир за парковку машины, для иностранцев это уже 25 лир с носа + парковка. Музейные карты не действуют 🙁
4. Посетителей встречает настоящий вертеп со сценой Рождества Христова. Он тоже пользуется популярностью для фотографий, у турецких туристов как минимум.
6. Бассейн для воды застали пустым, не считая множества монеток на дне.
7. Здесь братья-католики проводят мессы.
8. Кажется, алтарь поддерживают фрагменты античных колонн! Это очень по-эфесски 🙂
9. Кажется, св. Франциск?
10. Приветствие Пресвятой Деве Марии св. Франциска:
Радуйся Владычица, святая Царица,
святая Богородица Мария,
ты — Дева, ставшая Церковью,
избранная святейшим Отцом небесным,
которую Он освятил святейшим возлюбленным Сыном Своим
и Святым Духом Утешителем;
в тебе была и есть вся полнота благодати и все благо.
Радуйся, дворец Его;
радуйся, ковчег Его;
радуйся, дом Его.
Радуйся, наряд Его;
радуйся, раба Его;
радуйся, матерь Его;
и вы все, святые добродетели,
которые милостью и светом Духа Святого
изливаются в сердца верных,
чтобы из неверных делать верных Богу.
12. Вот и домик. Таким я его и запомнила — маленькое строение из камня и кирпича в византийском стиле, много зелени вокруг, и все залито солнцем, пробивающимся сквозь листву чинар.
Внутри нельзя фотографировать, но кое-что можно найти в интернете:
В нише слева (в кадре не видно) — очень красивая икона в православном стиле, жаль, что не нашла ее изображений (правда, может быть, там на месте продаются? не обратила внимания). В нижнем правом углу иконы написано Ephesus.
14. Внутри домика есть ящики для пожертвований (как я поняла из надписи, администрация Сельчука только плату за вход взимает, а не содержит весь этот комплекс), там же можно взять свечи, но зажечь их можно только на улице. По греческой традиции, свечи здесь ставят в песок.
15. Мы тоже поставили.
17. Память о папском визите.
18. Святой источник. Умылись и напились вкусной прохладной воды.
19. Ну и неизбежное в наших широтах в каждом культовом месте — завязывание веревочек и бумажек с «желаниями», просьбами и молитвами.
21. Преобладает католическая символика.
22. Красиво…
Напоследок — замечательные слова о. Дениса Костомарова:
Думая о празднике рождества Богородицы, вспоминаю множество событий:
Вот Иерусалим, город Бога, в котором прошло детство Марии.
Вот молодая девушка, почти ребенок, отвечающий вестнику Вечности: «Се раба Господня».
Вот Иосиф, поверивший, что его невеста несет в себе дитя «Духа Святаго».
Рождество в окрестностях Вифлиема.
Бегство в Египет: дневной зной и ночная густая темнота, прохлада пустыни. Путь с младенцем на руках.
Вот Иерусалим в праздник, дева Мария ищет потерявшегося Сына.
Вот струящаяся радость брачного пира, счастья, превращающего воду в вино…
Образ, который несет церковь в своей памяти о Приснодеве, удивителен: Она та, кто рядом без просьб и слов. Она та, кто слышит, даже когда не зовешь. Та, кому каждый сын и каждый, — нужен.
Этот образ завершающие штрихи получит у Креста: в плавящей жаре и напряжении Голгофы рядом не те, кого Иисус звал бодрствовать с Ним, но Она.
И таинство образа Марии есть любовь. Та единственная нить, которая по-настоящему меняет мир. Та единственная нить, которая неразрывно связывает Бога и человека.
С праздником, друзья!
Рассказы об эгейских впечатлениях этого лета когда-нибудь скоро последуют 😉
Содержание
- В Турцию, за искуплением семилетних грехов
- Дом Богородицы в Эфесе и искупление грехов
- Дом Богородицы Девы Марии в Эфесе, Турция как добраться
- Купить билеты в Сельчук, Турция
- Дом Девы Марии и базилика святого Иоанна
- Домик Богородицы: удивительная история места, где всё началось
- Благая весть
- Дом стоит у скалы
- Дом летит на облаке
- Дом стоит на холме
- Дом доказывает, что он настоящий
- Дом плывет по морю
- К дому едут поезда
- Камень Пресвятой Богородицы
- Чудеса на Камне Богородицы в Серафимовичах
- Легенда о камне Богородицы
В Турцию, за искуплением семилетних грехов
Полуостров Чешме(Турция) и его небольшой посёлок Сельчук хранят очень важную христианскую тайну. Многие верующие христиане о ней даже и не догадываются. Речь идёт о святом месте, связанном с именем Богородицы и находящемся вблизи поселка Сельчук, а вернее, в легендарном античном Эфесе(лат. Ephesus), рядом с которым расположен Сельчук.
Согласно историческим сведениям, древний Эфес на западном побережье Малой Азии был заложен еще в XI до н.э. У него было прекрасное месторасположение — в точке впадения реки Каистр в Эгейское море, немного южнее Смирны и чуть западнее Сельчука. Так город получил ещё один козырь — он стал большим морским портом.
Но с тех пор утекло немало времени и море ушло от Эфеса на расстояние более 6 км. На сегодня во владениях древнего мегаполиса сохранилось одно из семи чудес света — Храм Артемиды, дополненный многочисленными артефактами античной эпохи. Познакомиться с некоторыми уникальными находками из эфесских античных храмов можно и в музее Сельчука. Но речь сейчас не об этих удивительных экспонатах.
Дом Богородицы в Эфесе и искупление грехов
Эфес хранит очень значимый артефакт истории христианской религии. Именно здесь расположен домик Девы Марии в Турции, в котором около семи последних лет своей жизни проживала Богородица, или, как её называют в здешних местах, — Досточтимая Марьям, мать пророка Исы. Чтобы побывать в этом святом месте, надо из Эфеса преодолеть расстояние около 9 км и подняться на гору Бюльбюль. Именно тут и находится дом Марьям ана.
Сведения о переселении Святой Марии в Эфес найдены в одном из сообщений третьего собора, проходившего в Константинополе(современный Стамбул).
Эфес: купить билеты на экскурсии и лучшие развлечения
Покинуть Иерусалим Богородице пришлось после распятия сына и вследствие начала гонений на христиан. Своё последнее пристанище Мария нашла в долине неподалёку от Эфеса, в окружении ароматных хвойных лесов. Домик святой Девы Марии в Эфесе(Сельчук, современная Турция) находился на возвышенности(в то время — гора Сольмиссос), но о месте проживания Святой Марии эфесцы — местные жители даже не догадывались. Раз в году они поднимались на Сольмиссос, чтобы почтить богиню Артемиду, при этом нахождение Марии так и не было обнаружено. Лишь апостолу Иоанну была известна тайна пребывания матери Иисуса на территории теперешней современной Турции.
Дом Богородицы (англ. House of Virgin Mary) в окрестностях Эфеса обнаружили благодаря видению, явившемуся немецкой монахине Анне Катерине Эммерих (1774 — 1824), за два года до её смерти. Так, благодаря верующей и раскопкам, проведённым в 1892 году по инициативе священника П. Юнга, дом и нашли археологи. Как предполагают учёные, жилище Богородицы позднее было церковью, построенной в её честь в IX столетии. В 1896 году папа Лев XIII тоже поддержал факт проживания в найденном доме Девы Марии.
Паломники активно посещают это святое место, начиная с XX века, отдавая дань Богородице. По значимости для христианина посещение этого жилища можно сравнить разве только с совершением хаджа мусульманином. Согласно официальной статистике, каждый год к дому приезжают поклониться более 2 млн. паломников и туристов. Бывали здесь и высшие церковные представители Ватикана — папа Павел VI(1967 год), папа Иоанн Павел II( в 1979 году) и Бенедикт XII — в 2006 году. Христианская святыня служит местом массового паломничества христиан.
Приехав в предместье Сельчука (Эфеса), вы увидите на горе маленькую католическую часовню, которая была отреставрирована в 1950 году, а рядом с ней — родник, его название — Марьям ана. Как гласит легенда, именно живая вода родника помогает в искуплении семилетних грехов — по числу лет, прожитых здесь Святой Марией.
Адрес: Selçuk, 35920 İzmir, Турция, тел. +90 232 89 41 012.
Дом Богородицы Девы Марии в Эфесе, Турция как добраться
Проще всего воспользоваться поездом Стамбул- Измир (Istanbul — Izmir), а затем — купить билет еще на один поезд — Измир-Сельчук( Izmir — Selcuk). Ж.д. станция Сельчук (современный турецкий городок на месте античного Эфеса) расположена в 20 км от эгейского порта и пляжного курорта Кушадасы, что примерно в 20 минутах езды на микроавтобусе.
Любознательному читателю хотелось бы подсказать ещё одно святое место, где бьёт животворный источник Богородицы. Для этого надо посетить Святой Афон(Греция) и его знаменитый Иверский монастырь…
Бронировать отель в Сельчук: супер скидки
P.S. К сведению ценителей артефактов и почитателей сенсационных открытий: на сегодня археологические раскопки в античном Эфесе охватывают лишь десятую часть территории древнего города…
Интересные факты, связанные с образом Богородицы: 1. Апостол Андрей и Греция 2. Православные святыни, путешествие по святым местам 3. Кутлумуш
Купить билеты в Сельчук, Турция
Забронируйте прямо сейчас билеты в аэропорт Измира, ближайший к Сельчук, по лучшей цене!
Дом Девы Марии и базилика святого Иоанна
В пяти километрах к югу от Эфеса в живописных горах стоит скромный каменный домик, превращенный в христианскую церковь. В нем по преданию провела последние годы жизни и умерла мать Иисуса Христа — Дева Мария. Во время Своего распятия, Иисус Христос завещал своей Матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанну заботиться о Марии, как о родной матери. Через четыре года после распятия они, путешествуя по Азии, вместе с апостолом Иоанном прибыли в Эфес, где и поселились. Здесь прошли последние годы Девы Марии, а сейчас это место паломничества для многих христиан.
Дом Девы Марии нашли сравнительно недавно и совершенно случайно. В середине XIX века некая немецкая крестьянка по имени Анна Катерина Эммерик, прикованная к постели неизлечимой болезнью, увидела в своем видении, как Дева Мария поселилась вместе с Иоанном в 5-ти километрах от Эфеса на Соловьиной горе. Эти видения были записаны и опубликованы в виде книги, которая попалась некой монахине во французской больнице г.Измира. На Соловьиную гору 29 июля 1891 года была организована маленькая экспедиция, которая действительно в указанном месте обнаружила остатки домика, или точнее, маленькой церкви. Местные крестьяне, как оказалось, давно знали о святости этого места и о находящемся рядом с домиком чудотворном источнике.
Проведенные раскопки показали, что остатки византийской церкви датируются XIII веком н.э., но построены были на фундаменте I века н.э. Также были найдены закопченные мраморные плиты, использовавшиеся в качестве очага, угли и одно захоронение рядом с домиком – все I века нашей эры. Могила Девы Марии, умершей примерно в 48 году н.э., обнаружена не была, хотя, по видениям Эммерик, она должна была находиться в 500 метрах от домика. Но чье-то захоронение, датируемое I н.э., тем не менее, нашли.
Католическая церковь официально не признает это место домом и могилой Девы Марии, но все же сочла это место святыней. Домик был отреставрирован, и сейчас это небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан. Здесь были три римских папы: Павел VI — в 1967 г., Иоанн Павел II — в 1979 г. и Бенедикт в 2006 г. Мусульмане в этих местах также с глубоким уважением относятся к дому Девы Марии как к религиозной святыне.
Возле дома сохранился старый источник, вода из которого считается целительной. Здесь постоянно собираются очереди туристов с бутылочками. Мы воду набрали, но так и не пили. Слишком уж вид у нее непрезентабельный. Но для омовений сгодится.
Вход в церковь бесплатный, но чтобы попасть на территорию парка, где он находится, вы должны купить билет. При чем на билете черным по белому написано, что дескать «посещение храма абсолютно бесплатное, мы лишь собираем немного денег на уход за домом и прилегающей территорией». Так что вроде бы вход бесплатный, но платить все равно придется.
Прямо у входа рядом с источниками можно найти длинную стену желаний, на которой каждый может что-то загадать, завязав узелок из белой ткани.
Хотя вешают здесь не только узелки, а вообще все, что есть под рукой, даже посадочные талоны.
В базилику св.Иоанна, построенную рядом с остатками храма Артемиды, мы попали уже ближе к закату. Она была уже закрыта, но нас за небольшое вознаграждение какой-то турок провел окольными путями. Изрядно полазив по стенам, мы потайными ходами проникли на территорию церкви.
На ломаном английском наш турок пытался что-то показать и рассказать, но я практически ничего не понял) Как я уже писал, базилика построена на месте, где был захоронен св.Иоанн — самый молодой и самый любимый ученик Иисуса Христа, которому тот завещал заботиться о его матери после распятия. Базилика была построена в VI веке константинопольским императором Юстиниан I.
Развалины базилики говорят о том, что это была не просто церковь, а огромное и величественное сооружение, в центре которой находилась могила Иоанна. Строилась базилика из материалов, вывозимых с останков разрушенного храма Артемиды и увядающего Эфеса. Но сейчас и они, видимо, уже тоже разграблены. Может быть стоит у кого-то во дворе колонна из древнего храма или забор, украшенный мраморной табличкой из Эфеса.
Церковь была разрушена примерно в 1350 г., а раскопана в начале XX века греческими археологами. А сейчас ее облюбовали птицы)
А рядом на холме возвышается древняя сельчукская крепость, о которой я не знаю ровным счетом ничего)
Может быть когда-то я посещу это место более осознанно, тогда и напишу поподробнее, а пока что есть то и показал)
Интересно? — Подписывайтесь в ЖЖ или в Instagram
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
Домик Богородицы: удивительная история места, где всё началось
Девять веков назад русский игумен Даниил путешествовал по Святой Земле. Побывал он и в городе Назарете. Увидел там необыкновенный дом: «Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица со Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана». Древнее свидетельство нашего соотечественника говорит о том, что в начале XII века Святой Дом был еще цел и стоял на своем месте. Но всего через сто лет одна его часть оказалась за две тысячи километров от другой! Узнаем, как это случилось.
Благая весть
Небольшая комната — девять метров в длину, четыре в ширину. Покатая крыша. Три стены выложены из камня, вместо четвертой — скала. В ней — проём и вход в пещеру, выдолбленную в скале. В дальней комнатке, в прохладе хорошо сохраняются припасы, а в передней можно укрыться от палящего солнца и в тишине заниматься хозяйственными делами, рукоделием.
Вот сидит в светелке за работой Дева, прядет красную пряжу. Такое задание получила Она от иерусалимских священников — прясти червлень и багряницу для завесы Иерусалимского храма. Солнечный луч сквозь дверной проем падает на книгу. Дева откладывает работу, раскрывает страницу Святого Писания, читает: Се дева во чреве приимет… Это значит, что чистая девушка должна стать мамой Мессии. Задумалась Дева: кто же будет Та великая, Кому суждено родить Спасителя?
Вдруг каменные стены комнаты освещаются неземным светом. Деве является архангел Гавриил: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах! Она же, увидев его, смущается и размышляет: Что бы это было за приветствие?
В стенах маленького дома в маленьком городе Назарете в маленькой стране Палестине, на забытой окраине великой Римской империи более двух тысяч лет назад произошло одно из величайших событий в истории человечества: Дева дала согласие исполнить Волю Господа и обрела величайшую благодать — быть Матерью Сына Божия.
В этих же стенах, в этих крошечных комнатах проходила жизнь Святого Семейства — сюда Иосиф, Мария и Иисус вернулись из Египта, где скрывались от казней жестокого царя Ирода. Здесь тридцать лет рос, взрослел, готовился к будущему служению в окружении любящих близких Сам Спаситель.
Три стены дома Богородицы/www.santuarioloreto.it
С тех пор прошли века. Назарет пережил войны, катаклизмы, смену правителей… Мог ли в этой круговерти сохраниться какой-то маленький домик? «Конечно, нет!» — скажут многие. И ошибутся. Потому что святыня цела. Вернее, так: на Святой Земле осталось только второе помещение святого жилища — грот в скале. А вот стен передней комнаты в Назарете уже нет.
Где они? Разрушены? Разорены и разворованы? К счастью, древние камни целы! Правда, сейчас они далеко от мест, где жил Иисус. Величайшей реликвии, стенам, которых касались руки Богородицы и Самого Христа, можно поклониться… в Италии!
Но разве так бывает? Разве дома могут путешествовать? Плавать? Летать?.. Смотря какие дома. Дом Богородицы смог. Узнаем его историю.
Дом стоит у скалы
После того как Богородица завершила свой земной путь и Господь Взял Ее на Небо, дом Ее в Назарете бережно сохраняли апостолы. Он стал церковью. Но в 70 году от Рождества Христова Святую Землю разграбили римляне, не оставив здесь камня на камне.
Дом Богородицы чудом уцелел. Его не разрушили и не осквернили. Но испытания продолжались.
В первые века нашей эры в Римской империи повсюду шли гонения на христиан. Дом Богородицы переживал эти страшные годы, сокрытый под стенами… синагоги. Точнее — христианской церкви, выстроенной в стиле синагоги. Ведь первые христиане были выходцами из иудеев.
Грот
Позже на месте первой церкви возвели храм в греческом, византийском стиле. Сама комнатка Марии сохранялась внутри храма. В IV веке на Святую Землю прибыла мать императора Константина Великого равноапостольная царица Елена. Ей не составило труда найти Дом Богородицы в Назарете. Царица повелела построить над жилищем Пресвятой Девы базилику в форме креста.
Господь сохранял стены Дома Богородицы до конца XI века. А потом в Назарет пришли крестоносцы. Они хотели сделать город местом паломничества. Но уже к началу XIII века эти земли захватили арабы-мусульмане. Крестоносцы несколько раз отбивали город и возвращали себе, однако неприятель снова захватывал его. Наконец, в 1263 году воины султана Бейбарса полностью разграбили и разрушили Назарет. Храм над жилищем Пресвятой Девы захватчики подожгли. Руины храма оставались в плачевном состоянии до 1291 года, когда крестоносцы покинули Палестину.
Крестоносцы ушли, а что же Домик Богородицы? О его дальнейшей судьбе сохранилось чудесное предание…
Дом летит на облаке
По легенде, в мае 1291 года в Назарете явились четыре ангела. Они подхватили три каменные стены и подняли Дом Богородицы на облако. Четвертую стену в скале поднять было невозможно, не перемещая гору, поэтому грот — вторая часть святого жилища — остался в Назарете. Предание гласит, что облако со Святым Домом долго путешествовало. Ангелы перелетели через море, останавливались в Хорватии, где в честь этого события потом построили огромный храм — базилику Богоматери Трсатской. Были еще остановки в разных местах Италии, путешествие сопровождали разные чудеса, исцеления, явления святых и Самой Богородицы, пока, наконец, в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года Дом не приземлился на вершине холма в итальянском местечке Лорето.
Дом стоит на холме
Чтобы святыня на холме Лорето, которую итальянцы назвали Санта-Каза (по-итальянски — Святой Дом), не разрушилась, в начале XIV века древние каменные стены обложили кирпичами, а внутри устроили церковь. Вместо недостающей стены сделали алтарь, камни расписали фресками — фрагменты их сохранились до наших дней. Верхние части стен в 1536 году достроили, выложив из кирпича — сейчас общая высота Дома Богородицы составляет три метра, и за семь столетий не возникло в стенах ни одной трещины.
В начале XV века над домиком возвели церковь. Крышу в 1435 году заменили на сводчатую. А с 1468 года началось строительство огромного собора, в который встроили Святой Дом. Паломников в Лорето стало так много, что в 1520 году посещение местной церкви приравняли к паломничеству в Иерусалим.
В 1534 году папа Климент VII приказал опоясать Дом Богородицы резным мрамором — стены из Назарета заключили в великолепный мраморный ковчег, а спустя полвека лучшие мастера написали на камне краткую историю чудесного перенесения и вырезали барельефы — ангелов, переносящих на крыльях строение из Назарета. Здесь же, на стенах изображены восемь историй из жизни Девы Марии и в бронзе — эпизоды из жизни Иисуса. Мраморная облицовка Святого Дома считается одной из жемчужин искусства эпохи Возрождения.
Мраморный саркофаг. semiestrel.ru
Когда достроили огромную базилику, Дом Богородицы оказался под двойной защитой — поверх мраморного «ковчега» теперь возвышался храм-крепость. Эта гигантская постройка, настоящий замок, и сегодня поражает своим величием — она напоминает флорентийские храмы и римский собор. По форме базилика повторяет человеческое тело, а Санта-Каза является центром, «сердцем» храма. В храме стали проводиться таинства, литургии, тысячи и тысячи паломников съезжались сюда со всего света.
В Средневековье значимость церкви в Лорето особенно возросла ещё и потому, что после прихода мусульман в Палестину поклониться святыням в местах, где жил Спаситель, стало гораздо сложнее. Зато можно было приехать в Санта-Каза в Лорето. Со всех концов Европы в этот небольшой итальянский городок стали приезжать короли и королевы, высокопоставленные священнослужители… Они оставляли в городе богатые дары и приношения за чудеса, свершившиеся после моления перед Домом Богородицы. Следом за власть имущими к святыне потянулись художники, скульпторы, писатели, поэты, изобретатели, философы, будущие святые и блаженные, основатели религиозных Орденов…
В Лорето бывал Моцарт и положил потом на музыку знаменитую лоретанскую литанию — христианский молитвенный распев. Храм в Лорето украшали ученики Микеланджело. В Лорето находится великая Богоматерь Лоретская Рафаэля, здесь проводились работы по проектам гениального художника. Караваджо написал Лоретскую Мадонну, которая теперь находится в Риме. Все крупнейшие мастера итальянского Возрождения вдохновились святыней Лорето и поработали в этом удивительном месте.
Дом доказывает, что он настоящий
Короли, художники, композиторы — это, конечно, здорово, но все они люди впечатлительные и могут выдавать желаемое за действительное. А вдруг этот домик был не настоящим? А что, если его собрали местные крестьяне через двенадцать веков после распятия Христа и объявили фальшивку святыней? А все поверили? Что об этом говорит наука?
Ученые очень долго и внимательно изучали древнюю реликвию, рассматривали каждый камушек и обнаружили много интересного! На камнях, из которых сложены стены Дома Богородицы, сохранились надписи — кресты, буквы еврейского алфавита… Одна строка составлена из греческих букв с вкраплением еврейских литер. С греческого слова переводятся как «Иисусе Христе, Сыне Божий». Насколько велика ценность этих древних граффити (это слово, которое кажется нам таким современным, означает ещё и «древние и средневековые рисунки и надписи… нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п.») стало понятно в наше время, когда понадобились доказательства, что святое жилище выстроили не позже начала I века. В Италии подобные граффити не встречаются ни в какой форме, а вот в Назарете похожая надпись есть —рядом с пещерой Девы Марии найдено то же молитвенное обращение ко Христу.
Граффити
На каменной кладке Дома обнаружены следы обработки в набатейском стиле. Кто такие набатеи? Это народ, который жил рядом с евреями в Палестине. Столица набатеев была в городе Петра. Представители этого народа умели искусно обрабатывать камень и распространили свою технику от Дамаска до Назарета. Вот еще одно доказательство, что Домик Богородицы — подлинник.
На некоторых камнях археологи нашли цифры, номера. Сами камни не характерны для Лорето, где даже не было каменоломни, но подобные камни часто использовались в Палестине. Вероятно, Дом разобрали в Назарете, камни пронумеровали, а в Италии сложили заново в том же порядке. Правда, остаётся загадкой одно обстоятельство: химический анализ строительного раствора, который соединяет кладку стен, показывает, что Домик Богородицы никогда не разбирали. Стены оставались целыми с момента их постройки. Древний «цемент» «сращен» с камнями и совершенно однороден во всех точках. Это раствор мела и золы, сделанный в точности по технике, которую использовали в Палестине 2000 лет назад. В Италии такая техника не применялась. Под стенами нашли даже остатки растений, кустов, которые росли у дороги. Грунт здесь, на холме, неплотный, скользкий, строительство противоречит всем строительным нормам и законам физики… Выходит, Домик просто «поставили» на старую общественную дорогу, ведущую в морской порт, без всякого фундамента? Одним словом — чудо!
Но кто же это чудо совершил, если не ангелы? Как Дом Богородицы мог переместиться через море, преодолеть две тысячи километров?
Оказывается, ангелы бывают не только небесными, но и земными.
Дом плывет по морю
Еще в XIX веке наш паломник епископ Порфирий Успенский предполагал, что под легендарными «ангелами» могут скрываться имена реальных людей, которые занимались перевозкой дома. Он оказался прав! Сто лет назад нашелся документ от сентября 1294 года. В нем говорится, что один греческий правитель, думая сделать подарок своей дочери на свадьбу, среди прочих предметов передает ей «камни Святого Дома нашей госпожи Девы Марии Божьей». Звали этого правителя… Ангел Ничефоро! Да, «Ангел» или «Ангелос» — это не только небесный посланник, это ещё и греческая фамилия! Вот представители греческого семейства Ангелосов, как утверждает наука, и были теми самыми «земными ангелами», которые занимались перевозом Дома Богородицы из Палестины в Италию. Впрочем, в спасении реликвии были заинтересованы и крестоносцы, которые в то самое время покидали Святую Землю, завоеванную мусульманами-сарацинами.
Итак, Дом из Назарета действительно переместился в Италию, в Лорето, в 1291-1296 годах, только не по воздуху, а по морю!
Конечно, дело это было непростое. Нужны были и корабль, и работники, и серьезные затраты. За такой проект могли взяться только состоятельные и влиятельные люди. Что ими двигало? Хотели спасти святыню от поругания, надеялись заработать или и то, и другое? В любом случае, спасибо им!
К дому едут поезда
Ежегодно в Лорето приезжают так называемые «белые поезда». Их пассажиры — больные, ищущие исцеления. Паломников сопровождают добровольцы со всей Италии. Тратят на это свое свободное время, свои выходные. Исцеления действительно происходят — немало чудес зафиксировано в Лорето. Случалось, что паломник приезжал сюда в инвалидном кресле, просил у Божией Матери избавления от страданий и недугов, и возвращался домой на своих ногах. Люди в благодарность оставляют многочисленные дары. Вера в помощь святыни жива и сильна. Богородица дает страждущим силу и надежду, успокаивает и поддерживает в болезни, учит благодарить за посланные испытания и переосмысливать свою жизнь.
Камень Пресвятой Богородицы
Сотни паломников ежедневно едут в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь под Серафимовичем, что на территории современной Волгоградской области, чтобы своими глазами увидеть чудесный камень Пресвятой Богородицы. Его ещё называют Монашкин камень или камень Арсении. Это очень твёрдая прямоугольная монолитная глыба, на которой, словно следы на снегу или на сыром бетоне, отпечатались узкие ладони и колени худенькой женщины.
По одной версии, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился, как кусок сливочного масла на солнцепёке.
По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.
Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ещё в 70-е годы прошлого века советские учёные проводили ультразвуковые исследования камня, чтобы «развенчать суеверия». Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких больше нет. Может, действительно с неба прилетел?
Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.
Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.
Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!
А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.
По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает… пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.
Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.
Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.
Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.
Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.
Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.
В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.
Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.
Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.
И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада…
А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.
Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».
Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.
Глыба с характером
Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи. Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.
Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.
Исцеляет ли он? Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нём освящают иконы и нательные кресты. Иногда камень мироточит. Я сама видела: он влажный, словно на нём выступила роса. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество.
Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть. Будучи в Усть-Медведицком монастыре, куда я приплыла по Медведице на байдарках с группой туристов-водников, я разговорилась с тридцатитрёхлетней Ириной. Женщина много лет лечилась от бесплодия. Врачи говорили: иметь наследника ей не суждено. Однако пару лет назад Ирина уже побывала в Усть-Медведицком монастыре. Спустилась в пещеры. Горячо помолилась у камня и поцеловала его. И её мечта сбылась: она родила здоровую девочку. В этот раз приехала помолиться и поблагодарить Богоматерь.
А священник Игорь из Палласовского района Волгоградской области так ответил на вопрос об исцеляющих свойствах камня: «Бог в силах даровать благодать через любой предмет. Тем более через иконы, перед которыми молятся, или через мощи угодников Божьих, или через камень, на котором молился святой. Известны случаи чудесного исцеления. Но причина их не в камне, не в иконе. Чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это неправильное, магическое представление. Чудо — это когда живой Бог встречается с живым человеком».
Монашки рассказывали мне, что в монастыре наблюдалось ещё одно необъяснимое с точки зрения науки явление. В советские годы в стенах монастыря был размещён пионерский лагерь, и юные ленинцы порядком изгадили стены храма и прилегающих построек нецензурными надписями.
Когда монастырь вернули Церкви, сёстры первым делом принялись наводить чистоту и порядок. Белить стены. Закрашивать надписи. Однако на колокольне ругательства стали исчезать сами. «Ой, как вы быстро и чисто всё побелили!» — похвалила как-то одна сестра другую. Но оказалось, за колокольню ещё никто и не принимался! По уверению монашек, её белоснежный облик вернулся сам собой. Некоторые из сестёр даже видели, как непристойные надписи блёкли и исчезали на глазах.
Разве не по праву Усть-Медведицкий монастырь считается не только самым красивым, но и самым чудесным в Волгоградской области?
Чудеса на Камне Богородицы в Серафимовичах
Православный туризм – неотъемлемая часть познавательных путешествий по России. Необязательно быть глубоко верующим и знающим религиозные обряды человеком, достаточно просто интересоваться историей и верить в чудеса – ведь с православными святынями зачастую связаны самые удивительные и необъяснимые явления.
Одна из таких загадок – камень Богородицы, который находится в монастыре города Серафимович Белгородской области и хранится в рукотворном пещерном храме, построенном настоятельницей монастыря матушкой Арсенией и ее соратницами в 1874 году. Тысячи туристов и паломников посещают святыню в течение многих лет. Камень представляет собой фрагмент до сих пор не идентифицированной горной породы – ученые не нашли аналога среди известных минералов. Прямоугольную каменную плиту с заметными отпечатками женских ладоней и коленей называют Монашкиным камнем, или камнем Арсении. Вокруг святыни немало легенд, так или иначе связанных с именем Богородицы. По одной версии, Пресвятая Дева велела монахине Арсении молиться на каменной плите, и молитва эта была столь искренна и полна веры, что расплавила камень, и на нем остались следы коленопреклоненной женщины. По другой – каменная плита сама спустилась с неба к молившейся монахине.
Камень обладает необычными чудесными свойствами – при попытках переместить его или вытащить из подземного храма, камень сам собой возвращается на место. Среди многочисленных паломников преобладают женщины, желающие стать матерями – известно, что искренняя молитва о ребенке у камня Богородицы помогает забеременеть и родить здоровых детей даже тем, кому врачи вынесли окончательный диагноз – бесплодие. Также камню приписывают свойства, позволяющие исцелиться от многих заболеваний: достаточно приложиться к плите губами и помолиться о здравии. Время от времени камень источает жидкость – мироточит, на нем освящают нательные крестики и другие предметы христианских обрядов.
Кроме чудесной каменной плиты в пещерном храме, Усть-Медведицкий монастырь по праву гордится живописным расположением и ухоженной территорией: красивый пруд, подстриженные газоны и хвойные растения, дорожки, по которым приятно погулять и подумать о вечном. Само здание монастыря также очень красиво и необычно – белоснежный храм с множеством куполов завораживает своим величием.
Монастырь в Серафимовичах ежегодно посещает множество людей, и каждый находит здесь что-то для себя – кто-то просто любуется красотой исторических храмов, а кто-то поверяет чудесному камню свои заботы и болезни и находит успокоение и исцеление. «Намоленные», полные положительной энергетики стены Усть-Медведицкого монастыря дарят покой и настрой на лучшее любому, кто к ним приходит.
Легенда о камне Богородицы
«Камень Богородицы», «монашкин камень», «камень Арсении» – так часто называют это чудо, представляющее собой монолитную глыбу, на которой, словно следы на снегу, отпечатались ладони и колени худенькой женщины. По одной из версий, они принадлежат игуменье Арсении – ей явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне, а когда монашка начала это делать, то камень от горячих, проникновенных слов размягчился. Другое объяснение – это отпечатки самой Девы Марии. Посмотреть на это чудо приехала и корреспондент «ВП» Ольга ПОПЛАВСКАЯ.
Катакомбы матушки Арсении
Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ультразвуковые исследования камня, которые проводились еще в 70?х годах прошлого столетия советскими учеными с целью развенчать «суеверия», дали неожиданные результаты.
Во-первых, камень в районе следов якобы оказался «спекшимся». И тонкие слои минерала под следами ладоней и колен – тоже плотнее, чем порода по краям глыбы. Во-вторых, природу камня так и не смогли определить. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких камней больше нет. Может, он прилетел с неба?
Но главное – камень Пресвятой Богородицы находится в не менее чудесном месте: в рукотворных пещерах под монастырем. Пещерный комплекс молва накрепко связывает с именем легендарной подвижницы и настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.
Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, красавица и умница, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Она не гнушалась грязной работы и прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря сама, без связей. Так, словно была рождена не в богатой дворянской, а в бедной крестьянской семье.
Игуменья по просьбам сестер обители возглавила монастырь в 1863 году. Прославилась как замечательная художница и иконописец.
Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сел и неграмотных монашек, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона.
Колонны для храма везли из самой Венеции! А в 1874 году Арсения решила устроить под ним еще один храм… пещерный.
Ходы копали руками
По преданию, в один прекрасный день сестры, жившие в монастыре, заметили недалеко от храма свежевырытую землю. Каждое утро земли становилось все больше и больше. Вскоре выяснилось, что это матушка Арсения копает… пещеры. Руками!
Узнав про это, все монахини, а их тогда в обители было 600 человек, напросились к матушке в помощницы. Но она отобрала только троих. Помогали ей ее духовные дочери Никодима, Агния и Викторина.
Длина вырытых ходов впечатляет – около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены.
Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9 °С. Но, говорят, около 300 лет назад, во времена Арсении, ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город.
«Убегающий камень»
Камень Пресвятой Богородицы с отпечатками ладоней и колен нашли в подземной келье игуменьи. Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись калеки и люди, страдающие от различных недугов.
Однако камень «проявил характер». Только его передвинули поближе ко входу, он за ночь, оставленный без присмотра, взял и вернулся на прежнее место. А потом его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам этот чудесный камень гуляет сам по себе.
Мироточит и лечит
Исцеляет ли камень Пресвятой Богородицы? Считается, что, помолившись у него и приложившись губами, можно избавиться от болезней. Здесь освящают иконы и нательные крестики.
Иногда камень мироточит. Я сама видела: он влажный, словно на нем роса. И случаев исцеления здесь зафиксировано много.
– Бог в силах даровать Благодать через любой предмет, тем более через иконы, перед которыми молятся, или через мощи угодников Божьих, или через камень, на котором молился святой, – объясняют священники. – Но причина исцеления не в камне, не в иконе и не в предмете. Чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это – неправильное, магическое представление о чуде. Чудо – это когда живой Бог встречается с живым человеком.
«Храм, как будто живой»
Монахини рассказывали мне, что в монастыре наблюдалось еще одно необъяснимое с точки зрения науки явление. В те годы, когда в этих стенах в советское время был размещен пионерский лагерь, юные ленинцы испортили храм и прилегающие постройки надписями.
Когда монастырь вернули церкви, сестры первым делом стали наводить чистоту и порядок. Белить стены. Закрашивать надписи. Однако ругательства на колокольне стали исчезать сами.
«Ой, как вы быстро и чисто все побелили!» – сказала как?то одна из сестер другой. Но оказалось, никто за колокольню еще и не принимался…. Храм, по уверению монашек, будто живой организм, сам возвращал себе свой прежний белоснежный облик. Некоторые рассказывают, что видели, как надписи блекли и исчезали буквально на глазах.
Так что Усть-Медведицкий монастырь по праву считается не только самым красивым, но и самым чудесным в Волгоградской области.
Знаменитые Усть-медведицкие пещеры находятся здесь
Рассказывают, что в 30?е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы пещер. Сохранились свидетельства людей, закрывавших монастырь в 1928?м. В советские годы там чего только не было: и тюрьму там располагали, и пионерский лагерь. Так вот, свидетели утверждали, что действительно обнаружили ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили…
Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монашки, и то редко.
Игуменью причислят к лику святых?
Как стало известно «ВП», на рассмотрении Священного синода Русской православной церкви находятся документы на канонизацию игуменьи Арсении.
По словам действующей настоятельницы монастыря игуменьи Георгии, документы, необходимые для канонизации, монастырь собирал более 10 лет. Между тем ряд историков сомневаются, что пещерный комплекс под монастырем был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями. Слишком уж титанический труд для четырех женщин!
И еще один вопрос: почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 г. она уже 11 лет была настоятельницей монастыря. К слову, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трехостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжелую плиту, замуровав себя заживо.