Устройство храма
О храме можно говорить очень много и долго, но мы сосредоточимся только
на той информации, которая может быть полезна вам практически.
Весь храм разделяется на 3 части. Самая «важная» часть храма, где
совершаются священнодействия – алтарь. Вход туда разрешен только
посвященным лицам – священнослужителям (т.е. лицам, имеющим священный
сан: диаконам, священникам и епископам) и церковнослужителям. Женщинам
(за исключением монахинь, имеющих особое благословение) вход в алтарь
строго воспрещен (не станем отвлекаться, и объяснять почему). Иногда
находятся люди, которые по незнанию пытаются проникнуть в алтарь, чтобы
поговорить со священником.
Делать этого не стоит, так как это обязательно будет чревато
неприятными последствиями: всегда найдется сотрудник храма или
постоянный прихожанин, который сориентируется мгновенно и преградит путь
незваному гостю. Делается это не всегда в вежливой форме, потому что
это тот случай, когда нужно действовать быстро, ведь никто не знает,
какие намерения у такого визитера. Особенно это актуально в наше очень,
очень неспокойное время (я имею в виду угрозу терроризма).
Средняя часть храма предназначена для молящихся. По древней
традиции, молящиеся мужского пола стоят на правой половине, а женщины –
на левой. В наше время это правило строго не соблюдается, но в некоторых
храмах, а также в монастырях стараются следить за соблюдением такого
порядка. Это не значит, что нельзя заходить на «чужую» половину. Можно
зайти, например, чтобы поставить свечу, приложиться к иконам.
Притвор в современной храмовой архитектуре не несет никакой
смысловой нагрузки и играет, в то время как в древности притвор имел
значительные размеры (сравнимые со средней частью храма) и
предназначался для кающихся, некоторым из которых вход в храм был
запрещен, а также для готовящихся ко крещению – оглашенных, которые
должны были покидать храм в определенные моменты службы. Помимо этого в
притворе совершались некоторые богослужебные действия.
Теперь скажем несколько слов о самых важных предметах, которые
находятся в этих частях храма, и объясним их значение. Для краткости не
станем углубляться в символику, а сосредоточимся, главным образом, на
практическом значении того, о чем пойдет речь. И в первую очередь,
конечно, поговорим о предметах самой важной части храма – алтаря.
Престол. Если алтарь самая главная часть храма, то Престол –
самая важная часть алтаря. Он находится в центре алтаря, сразу за
Царскими Вратами; когда они открыты, Престол хорошо виден из храма. На
Престоле совершается самое важное из всех таинств Церкви – таинство
Евхаристии (причащения). Именно здесь постоянно пребывает Христос в
своих Святых Тайнах. Также на Престоле в красивом металлическом окладе
лежит богослужебное Евангелие. Прикасаться к Престолу могут только
священнослужители. Во время совершения богослужения они стоят перед ним и
по бокам от него.
Семисвечник. Сразу за Престолом стоит большой подсвечник на 7
лампад – семисвечник. Его размеры настолько значительны, что его можно
хорошо разглядеть из храма. Иногда, если алтарь совсем маленький,
используется специальный напрестольный семисвечник.
Горнее место. За Престолом и семисвечником находится горнее
место. Горнее – значит находящееся на высоте. Это следует понимать как в
буквальном смысле – это самая передняя точка храма, так и в духовном –
Горнее место символизирует небо. На Горнем месте диакон или священник
произносит прокимны (особые краткие стихи из Священного Писания) и
некоторые другие богослужебные возгласы.
Жертвенник. В левой части алтаря находится специальный стол –
жертвенник. Он значительно меньше Престола. На нем готовят вещество для
совершения таинства Евхаристии – хлеб и вино, поэтому, как правило, к
нему, как и к Престолу могут прикасаться только священнослужители.
Обычно из храма жертвенник не виден.
Иконостас. Без сомнения иконостас – самая объемная и заметная
часть храма. Иконостас – это то, что отделяет алтарь от основной части
храма, алтарная перегородка. На ней помещаются иконы, состав которых
четко регламентирован, и расположены они в строго определенном порядке.
На иконостасе помещаются иконы Христа, Божией Матери, апостолов,
пророков, двунадесятых праздников (это самые главные праздники
Православной Церкви; в 3-й главе о них рассказано подробно), а также
того святого или праздника, которому посвящен храм. Обычно иконостас
богато украшен, поэтому часто это еще и самая красивая часть храма.
Царские врата. Царские врата находятся в самом центре
иконостаса, сразу за ними в алтаре и располагается Престол. Называются
они Царскими потому, что через них выносятся для причащения верующих
Святые Дары, т.е. через них видимым образом проходит сам Царь Славы –
Христос. Царские врата открываются только во время богослужения и только
в определенные его моменты. Входить в них могут только
священнослужители, да и то, только для выполнения священнодействий,
предусмотренных чином богослужения.
Южные и северные (диаконские) врата. Так называются боковые
врата, ведущие из храма в алтарь. Почему южные и северные? Православные
храмы всегда строятся алтарем на восток, поэтому врата справа от Царских
называются южными, а слева – северными, называть же их просто правыми и
левыми не принято. Эти врата служат для прохода священнослужителей и
церковнослужителей в алтарь; обычно их называют диаконскими. Иногда в
храмах, кроме основного, центрального Престола, находятся один или два
(чаще – два) боковых, находящихся в одном алтаре. В этом случае перед
каждым из Престолов будут свои Царские врата. Они называются Царскими
вратами северного и южного приделов, и их не стоит путать с северными и
южными диаконскими вратами. Царские врата всегда двухстворчатые,
диаконские – одностворчатые.
Солея. Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое
возвышение – солея. По солее проходят священнослужители и
церковнослужители во время определенных моментов службы. Заходить на
солею прихожанам не разрешается. Иногда она даже отгораживается низкой
перегородкой.
Амвон. На солее, перед Царскими вратами имеется небольшой
выступ – амвон. С амвона совершается причащение, читается Священное
Писание, произносятся проповеди. Как и на солею, на амвон не заходят
миряне.
Клиросы. На клиросе поет хор. Обычно клиров два и расположены
они с левой правой и левой сторон храма. Место расположения клиросов
четко не регламентировано. Они могут располагаться даже на солее. Иногда
для клиросов пристраивают специальный балкон внутри храма.
Хоругви. У правой и левой стен храма, перед солеей обычно
стоят хоругви – особые церковные знамена, на которых изображаются иконы
воскресения Христова (знамя победы Христовой над смертью) и некоторые
другие. Хоругви носятся на Крестный ход.
Центральный аналой. В самом центре храма стоит специальная
подставка для иконы – аналой. Обычно на центральном аналое лежит икона
праздника или святого, память которого совершается. За аналоем находится
большой подсвечник, где можно поставить икону «празднику». В других
местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы. Также
аналои используются в качестве подставки для богослужебных книг.
Канон и Голгофа. В средней части храма, или ближе к входу, с
левой стороны, располагается большое изображение распятия (Голгофа) и
особый квадратный свечной стол (канон) за которым совершаются
заупокойные богослужения: литии, панихиды, отпевания. В этом месте (и
только здесь) можно поставить свечу за упокой.
Подсвечники. В любом храме есть множество подсвечников; на любом из них можно поставить свечу за здравие, а на каноне – за упокой.
Ст. преподаватель Православного Свято-Тихоновского
Гуманитарного Университета.
Венцель Олег Вадимович.
В православном храме нет ни одной вещи или действия, которые бы не несли смысловую духовную нагрузку. В том числе и иконостас, и завеса над царскими вратами являются полноправными участниками богослужения. В чем же состоит значение данных предметов в микрокосме православного храма?
Архитектура и внутреннее убранство православного храма – это, если можно так выразиться, небо на земле. Это модель духовного мира – царствия небесного – которую нам через святого пророка Моисея открыл Господь на горе Синай. Тогда Бог повелел создать ветхозаветную скинию по четкому образцу, данному Им Моисею вплоть до мельчайших деталей. Новозаветный православный храм имеет то же устройство, что и ветхозаветный, с той разницей, что Господь наш Иисус Христос вочеловечился и совершил дело спасения рода человеческого. Именно из-за этого грандиозного события произошли изменения в новозаветном храме относительно ветхозаветного.
Но неизменяемой осталась трехчастная структура храма. При святом пророке Моисее это были: двор, святилище и святое святых. В новозаветном храме это – притвор, средняя часть храма и алтарь.
Притвор и средняя часть храма символизирует собой церковь земную. Здесь могут находиться все верующие православные христиане. Средней части храма соответствует ветхозаветное святилище. Раньше в нем не мог находиться никто, кроме священников. Но сегодня, так как Господь пречистой Своею кровию очистил всех нас и соединил с Собою таинством крещения, то в средней части храма – этом новозаветном святилище – могут пребывать все православные христиане.
Святому святых Моисеева храма соответствует в новозаветной церкви алтарь. Он – символ царствия небесного. Недаром он строится на возвышении относительно средней части храма и притвора. Само слово «altus» в переводе с латыни обозначает «высокий». Центром алтаря является престол. Это трон, на котором незримо в храме восседает сам Бог. Главное место православного храма. Даже священнослужитель без особой нужды (богослужения, требы) и необходимой богослужебной одежды (например, подрясника) не должен прикасаться к нему – это земля святая, место Господа.
Обычно между алтарем и средней частью храма возводится специальная стена, украшенная иконами. Она называется иконостасом. Слово греческое, составное, образованное от слов «икона» и «стоять». Данная перегородка возведена, как иные неправильно думают, не для того, чтобы не было видно, чем батюшка занимался в алтаре. Конечно, нет. Иконостас имеет вполне определенную богослужебную и духовную нагрузку.
Практика возведения иконостасов очень древняя. По церковному преданию, первым, кто повелел закрыть алтарь завесой, был святитель Василий Великий во второй половине IV века. Но еще ранее известны перегородки между алтарем и средней частью храма. Например, в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.
Современный вид иконостаса был практически сформирован в церковном искусстве к началу XV столетия.
Итак, что же значит иконостас в духовном и богослужебном смысле? Он символизирует собой мир святых и ангелов – царствие небесное, еще недоступное нам. Это то место и состояние души, к которому нам нужно стремиться. Царствие небесное для нас – живущих на земле – еще отделено и недоступно. Но всякий православный христианин обязан к нему идти и стремиться с помощью тех спасительных средств, которые нам предлагает церковь и ее глава – Христос.
Визуальное отделение алтаря от средней части храма должно мотивировать нас стремиться туда – в горняя, и это стремление является стержнем жизни каждого православного христианина. Мы верим, что однажды милосердный Господь откроет нам двери в рай и введет в него, как любящий свое дитя отец…
С другой стороны, иконы иконостаса рассказывают нам историю спасения рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом. Например, иконостас может быть одно- и многоярусным. В первом ярусе посредине царские врата. Это также место Бога. Даже священник не имеет права сквозь них проходить: только в облачении и в строго определенное время службы.
Справа и слева находятся так называемые диаконские врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители и церковнослужители. Диаконскими они названы потому, что через них диаконы выходят из алтаря и заходят обратно во время произнесения специальных молитвословий (ектений) перед царскими вратами.
Справа от царских врат помещается икона Спасителя, а слева пресвятой Богородицы, на самих же диаконских вратах размещаются, как правило, иконы святых архангелов Михаила и Гавриила – этих небесных диаконов Бога, или святых диаконов первомученика и архидиакона Стефана и мученика Лаврентия. Реже – иные иконы. За диаконскими вратами справа помещается храмовая икона.
Если есть в иконостасе второй ярус, он называется деисисный чин. «Деисис» в переводе с греческого обозначает «моление, прошение». У нас часто распространена неправильная форма этого слова – «деисус».
В центре ряда изображается Христос-пантократор (вседержитель) на троне, справа от него (если смотреть со стороны храма, то слева) – пресвятая Богородица в молитвенной позе, а слева (если с храма – то справа) – святой пророк Предтеча и креститель Господень Иоанн также с молитвенно протянутыми руками. Далее находятся иконы различных святых также в молитвенных позах, обращенных к Спасителю. Изображены могут быть различные святые православной церкви, чаще всего это – 12 апостолов.
Непосредственно над царскими вратами размещается икона тайной вечери – ставшей первой литургией, совершенной самим Богом. Это символ главного служения церкви и храма в том числе – служение святой евхаристии – тела и крови Христовых.
Если есть в иконостасе третий ярус, то на нем размещаются иконы двунадесятых праздников. Именно они символизируют собой спасение Христом падшего человечества. Реже бывают (только в больших соборах) четвертый и пятый ярусы. В четвертом ряду изображаются святые пророки, в пятом – праотцы (святые прародители Адам и Ева, патриархи Авраам, Исаак и т. д.). В центре верхнего ряда иконостаса помещается икона святой троицы, а венчает его святой крест как главное орудие нашего спасения.
Завеса по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет царские врата со стороны алтаря от святого престола.
Все в храме: и царские врата, и завеса имеют строго определенное значение.
К примеру, царские врата – это, если можно так выразиться, двери Христа. Потому на них часто помещаются кругленькие иконы благовещения пресвятой Богородицы и четырех святых евангелистов – они благовествуют о Богочеловеке Христе. Открытие на богослужении царских врат и прохождение через них священнослужителей – символ того, что Господь присутствует в храме и благословляет молящихся.
Пример.
Начало всенощного бдения. После девятого часа открываются царские врата, и священник в тишине совершает каждение, далее он возглашает перед престолом славословие святой троице и прочие уставные молитвословия, затем через царские врата выходит из алтаря и кадит весь храм, иконы, молящихся. Все это символизирует начало священной истории, сотворение мира, человечества. Каждение священником алтаря и молящихся символизирует то, что Бог пребывал в раю с людьми, и они непосредственно зримо общались с Ним. После каждения царские врата закрываются. Совершилось грехопадение и изгнание людей из рая. Врата снова открываются на вечерне, совершается малый вход с кадилом – это обетование Бога не оставить согрешивших людей, но послать к ним сына Своего единородного для спасения.
Точно так же и на литургии. Царские врата открываются перед малым входом – символ выхода Христа на проповедь, потому вслед за этим и несколько позже читаются апостол и евангелие. Великий вход с чашей и дискосом – выход Спасителя на крестные страдания.
Закрытие катапетасмы перед возгласом «Вонмем. Святая святым» – символ смерти Христовой, положения Его тела во гроб и затворения гроба камнем.
К примеру, многие великопостные богослужения проводятся не только при закрытых царских вратах, но и при затворенной завесе. Это символ того, что человечество изгнано из рая, что мы должны теперь плакать и сокрушаться о своих грехах перед закрытым входом в царствие небесное.
Открытие и завесы, и царских врат во время пасхального богослужения – символ восстановления утраченного богообщения, победы Христовой над диаволом, смертью и грехом и открытие пути в царствие небесное для каждого из нас.
Это все говорит нам о том, что в православном богослужении, как и в устройстве храма, нет ничего лишнего, но все стройно, гармонично и призвано к тому, чтобы ввести православного христианина в райские чертоги.
Андрей Чиженко http://pravlife.org