Содержание
- Деревянные храмы Архангельской области сверху
- Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера
- 1. Кижский погост
- 2. Церковь в Суздали
- 3. Церковь Всех Святых в Сургуте
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
- 4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере
- 5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль
- 6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах
- 7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
- 8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде
- 9. Церковь Преображения Господня в Пермском крае
- 10. Церковь Воскресения Христова из Патакино
- 11. Храм в Чухчерьме
- 12. Храм Владимирской иконы Божией , деревня Подпорожье
- 13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье
- 14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.
- 15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская
- Архангельская область. Церковь в деревне Пияла — самая высокая деревянная церковь в России
Деревянные храмы Архангельской области сверху
В этот светлый и теплый праздничный день продолжаю с вами путешествовать по храмам Архангелськой области. Сегодня небольшая подборка фотографий храмов «с высоты неба», сделанных во время последней экспедиции вдоль реки Онеги.
Дата фотографий: 6-8 марта 2018 года.
Собор Успения Пресвятой Богородицы — главный храм Александро-Ошевенского монастыря. В этом большом двухэтажном храме 1709 года шесть приделов и колокольня. В конце 1980-х в Ошевенск приезжали реставраторы, разобрали на храме текущую крышу, но уехали и оставили храм погибать без крыши вообще.
Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. Церковь построена в 1665 году и является классическим образцом шатрового зодчества — «восьмерика на четверике». Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо».
Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. От ансамбля Турчасовского «города» осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 года и колокольня 1793 года. В Преображенской церкви проводятся службы. Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии.
Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. Колокольня в Турчасово (1793 год) традиционна для нижней Онеги. Она отличается только очень большими размерами и простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.
Сырья. Церковь Николая Чудотворца. 1866-67 гг. повторяет формы прежней обветшавшей церкви 1667 года (есть упоминание, что купольное завершение со шпилем установлено взамен шатрового), и построена на ее месте в память существовавшего здесь монастыря.
Пияла. До недавнего времени комплекс представлял собой типичный для бассейна Онеги, так называемый «тройник», состоявший из трех зданий: двух церквей, шатровой и кубоватой, и отдельно стоящей колокольни. С утратой Климентовской церкви сохранившиеся сооружения погоста в значительной степени потеряли логическую композиционную взаимосвязь, столь характерную для подобных ансамблей деревянного зодчества Севера. Ведущей композиционной доминантой ансамбля является крещатая, типа «восьмерик на четверике», шатровая Вознесенская церковь. Она видна из любой точки села и ее шатер служит своеобразным ориентиром при движении по реке на лодке. Климентовская церковь, сгоревшая в 1967 году, располагалась в нескольких метрах на северо-восток, а двухъярусная, шестигранная в плане колокольня отодвинута на северо-запад ближе к реке. Подобный принцип размещения построек типичен для целого ряда аналогичных комплексов Каргополья XVII-XVIII веков.
Пияла. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. По-видимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями.
Поле (Есенская). Церковь Богоявления Господня (1853 год). Церковь находится на западной окраине деревни Поле на холме на южном берегу реки Кодина, правого притока Онеги. Состоит из четырёх основных срубов, рубленых «в обло» из брёвен диаметром 25—30 см, стоит на земле. Основной сруб церкви представляет собой двусветный четверик размерами 8,4×8,8 м, перекрытый кубоватой тёсовой кровлей с двумя поставленными друг на друга восьмериками в центре, поддерживающими шею и главку (последние не сохранились, восстановлены после 1990 года). Остальные три сруба — пятигранный алтарь, трапезная и притвор, над которым поставлена колокольня.
Подпорожье (Медведевская, Жеребцова Гора). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь достойно представляет блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества.
Лявля. Церковь Николая Чудотворца. Наиболее древняя из шатровых храмов – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. дДревний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый «восьмерик от пошвы». К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных брёвен «в обло» (с остатком), притвор рублен из бруса «в лапу». Восьмерик и прирубы в верхней части имеют повалы. Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Шатер является продолжением сруба, но брёвна рублены «в реж» (с просветами), так же «в реж» рублена и глава и барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле является цельной срубной конструкцией. Шатёр, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили гранёную форму. У основания шатра и бочек устроены «полицы», которые служили для отвода дождевой воды от стен церкви. Притвор покрыт на два ската тесом. Мощный, почти без окон, восьмерик с двумя прирубами выглядит очень монументально, декоративных деталей практически нет, только лемех покрытия и фигурные завершения «полиц». Первоначально эта суровость облика храма смягчалась более стройными пропорциями восьмерика и висячими галереями с крыльцом.
Красота уходящая: 15 деревянных храмов русского Севера
Деревянные храмы русского Севера.
Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.
На русском Севере можно увидеть невероятной красоты церкви.
Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).
Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии (XIX в.) до восстановительных работ
Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.
Сегодня многим деревянным церквям необходима реставрация.
Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.
1. Кижский погост
Кижский погост а Карелии.
Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.
Купола Преображенской церкви.
Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.
Одно из самых высоких деревянных строений в мире.
Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.
Архитектурный ансамбль Кижи.
В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.
2. Церковь в Суздали
ячсмчясмсчям
В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.
Один из куполов Суздальского храма.
Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.
г. Суздаль Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево.
3. Церковь Всех Святых в Сургуте
Историко-культурный центр «Старый Сургут». Церковь Всех Святых.
Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.
4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере
Разрушенная церковь Святого Елисея.
Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.
Церковь Елисея пророка — Сидозеро (Яковлевское) — Подпорожский район — Ленинградская область
Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.
Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.
Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину… Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством
5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль
Церковь Воскресения Христова из села Потакино.
Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.
6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах
Церковь Святого Георгия Победоносца.
Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.
Ни единого гвоздя!
Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.
Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.
В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.
8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде
Церковь Святого Николы в Великом Новгороде.
9. Церковь Преображения Господня в Пермском крае
Церковь Преображения Господня в Пермском крае.
10. Церковь Воскресения Христова из Патакино
Церковь Воскресения Христова
11. Храм в Чухчерьме
Храм в Чухчерьме
12. Храм Владимирской иконы Божией , деревня Подпорожье
Храм Владимирской иконы Божией
Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.
13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье
Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, 1665 г/
Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.
14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.
Храм Преображения Господня, деревня Нименьга, 1878 г.
Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.
15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская
Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Так выглядит часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких после восстановительных работ
Огромный интерес вызывает и храм Святого Духа в Талашкино под Смоленском, построенный Рерихом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Архангельская область. Церковь в деревне Пияла — самая высокая деревянная церковь в России
Если после Турчасово продолжить дальше путь вдоль реки Онеги к Белому морю, то через какое-то время вы очутитесь в деревне Пияла.
Место примечательно тем, что здесь сохранилась 45-метровая церковь Вознесения — на сегодняшний день самая высокая из сохранившихся деревянных церквей в России. Её мы и посмотрим.
1. Храм располагается на берегу Онеги. До 1 августа 1966 года ансамбль Пияльского погоста был типичным северным тройником, однако в тот день кубоватая Климентовская церковь 1685 года сгорела от попадания в алтарь шаровой молнии.
После пожара осталась шатровая Вознесенская церковь (1651 года) и отдельно стоящая колокольня постройки 1700 года
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
2. Сгоревшая церковь стояла за шатровой на месте нынешнего пустыря
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
3. Что еще интересно, церковь в Пияле вообще вторая по высоте из когда-либо существовавших.
Выше (50 метров) была лишь сгоревшая в начале 1970-х Вознесенская церковь в Типиницах (Карелия). Сгоревшая в 1962 году Владимирская церковь в Белой Слуде была примерно такой же (45 метров), а погибшая в прошлом году Успенская церковь в Кондопоге была лишь на пару метров ниже (42 метра).
Из ныне существующих к пияльской церкви по высоте приближаются церковь Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге (43 метра)
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
4. Состояние церкви не самое лучшее, но ей в целом-то очень повезло. Чуть ниже расскажу подробнее
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
5. Лодка идёт против течения. До сих пор высокая шатровая церковь служит ориентиром при движении по реке
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
6. С утратой зимнего храма ансамбль потерял архитектурную и зрительную целостность, однако всё же он интересен и притягателен даже в таком виде
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
7. Онега тут уже достаточно широка, на глаз раза в 2 больше, чем в Каргополе. Ну а что же, скоро уже её устье, Белое море.
А ещё именно в Пияле я поймал себя на мысли, что мы заехали уже достаточно далеко на Север. Почему-то именно в этой деревне стойко и чётко почувствовалось его дыхание, пришло его ощущение, хотя ничего особого не произошло.
Скорее такой вывод наступил наверное от морального состояния и мыслей о путешествии, когда уже было посещено множество мест и они, что называется, были переварены)
Фото Дмитрия Шилова ( инстаграм)
8. Кстати! А я один, наблюдая церковь в Пияле, не могу выбросить из головы церковь в московском Коломенском? Правда же они похожи?
9. Почти на кромке берега, напоминая сторожевую башню, стоит колокольня. Не так давно её капитально отремонтировали. Дверь была не заперта и мы поднялись наверх
10. С колокольни отлично просматривается Вознесенская церковь. Вид не хуже, чем с коптера)
И точно же — церковь из Коломенского, только в дереве!
11. Стены колокольни недавно поновили, однако за 20-й век они впитали в себя множество автографов разных времён. Они остались после ремонта как памятники своим эпохам.
Вот аж 1941-й год!
12. А вот 1961-й!
13. С высоты можно полюбоваться и Онегой. Символично, что ещё именно здесь, на колокольне, ловит связь и частенько местные поднимаются сюда, чтобы позвонить и выйти в интернет
14. Церковь до сих пор является доминантой села
15. В котором сохранились старые дома
16. В одном из таких живёт уникальная женщина, смотрительница храма, Любовь Николаевна Сусьева.
Познакомились с ней случайно — храм был закрыт и мы пошли узнать, у кого хранятся ключи. Оказалось, у Любови Николаевны. Женщина с радостью согласилась открыть нам церковь и всё показать.
И оказалось, что она не просто смотрительница, а настоящая поклонница храма и своей деревни: ремонт церкви и колокольни провели по её инициативе. Чтобы не бросить ансамбль на произвол судьбы и чтобы не погибли памятники деревянного зодчества, она в письмах дошла аж до Владимира Путина!
17. Внутри есть, на что поглядеть — здесь тоже «небеса». Да, как в часовнях Кенозерья, только больше
18. Ничего подобного прежде не видел! Поднимаешь голову вверх, а там древние произведения искусства!
Что ещё поражает, большинство подобных шедевров было изготовлено совсем не известными местными мастерами-самоучками. Сколько же талантов было в северных селениях! А что они могли бы сотворить, если бы всё ещё и учились, развивали свои таланты и навыки, создали бы школы и завели бы учеников! Представляю всё и аж до мурашек
19. В пияльском храме в иконостасах есть иконы, он не смотрится совсем мёртвым
20. Любовь Николаевна организовала в храме небольшую выставку с фотографиями прошлого и настоящего храма.
Кстати, она помнит тот день, когда сгорела церковь святого Климента. Тогда она с односельчанами возвращалась с покоса и ещё издали селяне заметили пламя.
«Церковь горит!» «Горит церковь!», — кричали в Пияле
21. А вот так выглядел погост до пожара
22. Потерянная Климентовская церковь напоминает ту, что мы видели в Архангело. Очень мне нравится такая контрукция, что-то определённо в такой конструкции есть
Душевно пообщавшись, едем дальше.
Проект «Открывая Серебряное ожерелье», Архангельский выезд:
Новое путешествие! Едем в Архангельскую область!
Вернулся!
Вологодская область. Чистый Дор
Вологодская область. Саминский Погост
Архангельская область. Каргопольское Кенозерье
Архангельская область. Печка и калитки
Архангельская область. Праздник лошади на Кенозерье
Архангельская область. Гужовская водяная мельница на Кенозерье
Архангельская область. Красная Ляга
Архангельская область. Каргополь
Архангельская область. «Сахарные кончики» Каргополя
Архангельская область. Где находится дневник Колумба?
Архангельская область. Река Онега
Архангельская область. Каргопольская игрушка
Архангельская область. Ошевенск. Часть 1: путешествие в прошлое и исчезающая река
Архангельская область. Ошевенск. Часть 2: монастырь и деревни
Архангельская область. Село Архангело
Архангельская область. Танцующий мост в деревне Измайловская на Кене
Архангельская область. Здравствуй, волшебное Кенозерье!
Архангельская область. Вершинино — сердце Кенозерья. Часть 1
Архангельская область. Вершинино — сердце Кенозерья. Часть 2
Архангельская область. Труднодоступная деревня Глазово на Кенозерье
Архангельская область. Усть-Поча: деревня и часовня
Архангельская область. Деревня Рыжково: расписные наличники и часовня с исписанными дверьми
Архангельская область. Несколько фоток из кенозерского посёлка Поча
Архангельская область. Спасённый Почезерский погост
Архангельская область. Посёлок Поча с высоты
Архангельская область. Мысли и впечатления о Кенозерье
Архангельская область. Деревня Нёрмуша — место, откуда хочется побыстрее уехать
Архангельская область. Турчасово
Архангельск. Леон и Матильда на набережной
Архангельск. Веном во дворах
Сайт проекта
Инстаграм проекта
Организаторы проекта «Открывая Серебряное Ожерелье»: Сообщество Питерских блогеров
При поддержке АНО «Серебряное ожерелье России»
Инновационный партнер: Технопарк «Политехнический» и Motionpix
Цифровой партнер: компания Мегафон
Автомобильный партнер: концерн Subaru
Официальные партнеры: Компания TVIL.RU, web-студия PetrogradWeb, Broomer, Navitel, компания Storytel и Проект 111
Информационные партнеры: Сбербанк,социальная сеть Одноклассники, Радио АВТОРАДИО, ИД Комсомольская Правда, Телеканал Город+, Bigpikcha.Ru, Журнал «ШколаЖизни.ру», Сообщество путешественников travel_russia, журнал «Линия полета»