Содержание
- Преподобный Дании́л Столпник
- Преподобный Даниил Столпник
- 24 декабря. Память преподобного Даниила Столпника
- Преподобный Никон Сухой
- Преподобный Лука Столпник
- Священное Писание
- Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла
- О целовании руки священника или епископа
- Молитвословия
- ДАНИИЛ СТОЛПНИК
- Даниил Столпник — история христианского праздника
- Молитва Преподобному Даниилу Столпнику
- Традиции и народные приметы на Даниила Столпника
- Рождественский пост
Преподобный Дании́л Столпник
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, преподобне столпниче и преславный чудотворче, возсиявый мирови, яко звезда многосветлая, подвиги и чудесы своими, восхваляем тя любовию, отче Данииле. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от бед и скорбных обстояний свободи нас, да благодарственно, со умилением, зовем тебе:
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Икос 1
Ангельскому житию от юности твоея поревновав, преподобне, восприял еси труды и подвиги иночества, в них же до кончины самыя пребыв, Богу угодил еси и славы небесныя сподобился еси. Сего ради похвальная восписуем тебе, вопиюще таковая:
Радуйся, Данииле, молитвами матери твоея испрошенный;
Радуйся, неплодою рожденный.
Радуйся, пророческим именем нареченный;
Радуйся, родители твоими на служение Богу обреченный.
Радуйся, от юности чистоту жития возлюбивый;
Радуйся, в отрочестве духу плоть свою покоривый.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 2
Видевши тебе отроча младо, в обитель иноков пришедшаго, старцы и братия отрицахуся пострижения сподобити, глаголюще, яко младость юности не может трудов иночества понести. Ты же, отвещав, рече: мне еже жити Христос и еже умрети приобретение. Сего ради вопием о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумея Божие в изволении твоем звание работати Господеви и слыша к тому моление отца твоего и матери твоея, да пред очима их пострижен будеши, преподобнии отцы ангельскаго образа сподобиша тебе, Данииле. Мы же, славяще таковое постоянство твое, взываем тебе таковая:
Радуйся, Богом избранный;
Радуйся, Господом призванный.
Радуйся, храм Святому Духу предуготованный.
Радуйся, алтарь на священнослужение Господу освященный.
Радуйся, плоть свою со страстьми от юности распинавый;
Радуйся, велия подвиги благочестия в иночестве показавый.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 3
Силою Вышняго осеняемый, растяще и крепляшеся духом, блаженне Данииле, и преизящнаго жития начаток уготовляя, воспевал еси устами и духом Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеюще зельное желание поклонитися святым местам, шел еси, блаженне Данииле, от Месопотамии в святый град Иерусалим и иныя грады и веси святыя земли и тамо поклонися Христу Богу нашему. Таковую ревность прославляюще, приносим тебе звания сицевая:
Радуйся, Данииле, яко всем сердцем Бога возлюбил еси;
Радуйся, яко от силы в силу восходил еси.
Радуйся, оставивый дольная;
Радуйся, взыскавый горняя.
Радуйся, яко светильник Духа Божия показался еси не угасающий;
Радуйся, яко дар Божий явил еси в себе возгревающий.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 4
Бурю страстей, одержащих мир, жезлом воздержания, отче Данииле, в себе укротив, на гору безстрастия вседушно устремился еси, да Богу и Ангелом чистотою ума безмятежно беседуеши, вопия: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавши, яко есть в Антиохии на столпе подвизающийся блаженный Симеон дивногорец, возбудился еси, отче, к подражанию подвигом того. Та же создав столп, взыде на него и нача жити Богу между небом и землею, сея устраняяся, к тому приближался, их ради бываемых, зовем к тебе таковая:
Радуйся, преподобне Данииле, в пламени благочестия неохладимый;
Радуйся, в трудех и подвизех неутомимый,
Радуйся, путем к небеси столп избравый;
Радуйся, на столпе, яко на кресте, плоть свою со страстьми распявый.
Радуйся, житием святого Дивногорца плененный;
Радуйся, ревностию к подвигам столпничества распаленный.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 5
Звезда многосветлая, блаженне, на столпе явился миру, тьму прелести отгнал еси. Темже молим тя: и ныне облистай в сердцах наших незаходящий свет разума, да вопием о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше людие, преподобне, на столпе возвышена тебе и сиянием чудес всех озаряющаго с верою притекающих, сердцем и усты любовию взываху к тебе сице:
Радуйся, отче, на столпе себе утвердивый;
Радуйся, всяцей жестокости жития столпнаго себе покоривый.
Радуйся, в лете зной солнечный претерпевый;
Радуйся, в зиме мраз лютый презревый.
Радуйся, яко дождем и ветрами пребыл еси обуреваемый;
Радуйся, яко и демоны был еси искушаемый.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 6
Проповедует мир весь тебе, преподобне Данииле, демонов прогонителя, болезней исцелителя и иных многих чудес совершителя. Мы же, Бога о тебе прославляюще, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси мирови светом пречудных твоих подвигов, преподобне Данииле. И, на столпе возвышен быв, из гонителя твоего соделал еси благодетеля, иже столп согради тебе вторый и славу имени и подвигов твоих преумножи, — во спасение с верою приходящих к тебе и помощи твоей просящих. Сего ради вопием тебе сицевая:
Радуйся, брани возставших противу тебе победителю;
Радуйся, злых помыслов искоренителю.
Радуйся, добрых пожеланий насадителю;
Радуйся, тайных козней обличителю.
Радуйся, бесов прогонителю;
Радуйся, болящих исцелителю.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 7
Хотяше муж некий премудр и словесен о подании дщери его здравия и спасения рукою а молитвами твоими, преподобне, благодарственная принести, написа на столпе твоем стихи сицевые: “зде стоит муж, стихиями неуязвимый; пищу имый безсмертную, а не земную, егоже жилище столпы двоезрачны, славящий Сына Матере неискусобрачны”. Мы же славим Бога, прославляющаго святыя Своя, и хвалебную песнь поем Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новый Иов явился еси миру, досточудне Данииле, множеством обдержим быв скорбей и искушений; но Давидову кротость, Иаковле беззлобие и целомудрие Иосифово, паче же терпение Иовле стяжав, вся победил еси. Сего ради вопием тебе сицевая:
Радуйся, преподобне Данииле, сосуде благодати избранный;
Радуйся, чудотворче изрядный.
Радуйся, милости Божией стяжателю;
Радуйся, к Богу ближний предстателю.
Радуйся, лучезарный светильниче;
Радуйся, Богом венчанный подвижниче.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 8
Странными чудесы прославлялся, преподобне отче Данииле, утвердил еси веру и упование в людех, яко много может молитва праведнаго. Мы же, веруя, яко аще по Бозе упование на тя возложим, такожде приимем молитвами твоими просимое, поем Богу о тебе: Аллилуиа.
Икос 8
Во вся оружия Божия облекийся, преподобне отче Данииле, возмогл еси стати противу всем кознем диавольским, на столпе третием, и превысочайшем, благодарственне тебе созданном, подвизался еси. И нас, преподобне, грехми обуреваемых, предстательствы твоими свободи, да зовем тебе сице:
Радуйся, ходатаю всем спасения;
Радуйся, приводяй грешных ко исправлению.
Радуйся, скорбящим подаяй утешение;
Радуйся, злых приводяй к постыждению.
Радуйся, духов искусителей прогонителю;
Радуйся, покаяния насадителю.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 9
Всякия скорби, болезни, искушения, на столпе подвизаяся, преподобне отче Данииле, претерпел еси. И всем сим, бываемым тебе, помощию Божиею, победитель явился еси. Сего ради вопием о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не довлеют изглаголати подвиги твоя и промышление о тебе Божие, преподобне отче Данииле, яко к различным чудесем и пророческаго дара не лишися и благодати священства сподобися. Мы же, любовию побеждаеми, дерзаем смиренномудренно звати тебе таковая:
Радуйся, верный рабе Владыки всеблагаго;
Радуйся, храме Духа Всесвятаго.
Радуйся, священниче, Богом избранный;
Радуйся, благодати цвет благоуханный.
Радуйся, орган псалмопения сладкостройный.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 10
Спасти хотя вся ближния и дальния столпа твоего, блаженне Данииле, Господь смотрением Своим привождаше к тебе многия люди, молитвы, благословения, освящения и наставления просящия у тебе. И сих зряще людие, следящия во тьме заблуждения, к свету истины обращахуся. Мы же, славяще Спаса всех, пришедшаго в мир грешных спасти, поем о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси всем, преподобне отче Данииле, с верою и упованием к заступлению твоему прибегающим. Темже и нам, в скорбех, болезнех и искушениях с надеянием к тебе приходящим, помощь твою и заступление милосердие яви, да любовию вопием тебе таковая:
Радуйся, пристанище обуреваемым;
Радуйся, заступление озлобляемых.
Радуйся, печальным утешение;
Радуйся, немощным укрепление.
Радуйся, унывающим ободрение;
Радуйся, молений скорое исполнение.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 11
Пение всеумиленное и благодарственное Господу Богу приносим, яко имамы тебе, преподобне отче Данииле, молебника о нас грешных и святыми молитвами твоими спасаемся. Сего ради, пред святою иконою твоею усердно припадающе и покровителем нашим тебе почитающе, всеблагоговейно вопием о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарную свещу благодати Божественныя зрим тебе, преподобне отче Данииле, просвещаемии благовестием о преславном житии твоем. Твоими бо молитвами от недуг своих мнози свобождахуся. К сим же во устах твоих обретеся благодать Божия, спасительная человеком, яко от словес твоих умилится послушающим тебе и житие свое исправля-ти. Сего ради зовем тебе таковая:
Радуйся, преподобне отче Данииле, веры утверждение;
Радуйся, церкве Христовы украшение.
Радуйся, разума духовнаго сокровище;
Радуйся, спасения изрядный наставниче.
Радуйся, звездо, на тверди церковной блистающая;
Радуйся, цевнице божественная, словесы и делы всех утешающая.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 12
Благодать Божественную, милующую нас, в тебе, преподобне отче Данииле, зряще, яко и немый от рождения проглаголати возможе, и хромый от рождения изцелися, радуемся и хвалим Бога и тебе, скораго молитвенника и помощника, вопиюще к Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще подвиги твоя, преподобне отче Данииле, ублажаем равноангельное житие твое, почитаем скончание жительства твоего, на неже снидошася не токмо священноначальницы и клир церкве земныя, но и церкве первородных, на небесех написанных. Ты же, радуяся, предал еси чистую и святую душу твою в руце Божия. Бог же прослави тебе по успении твоем чудеси многими. Приими убо, всеблаженне отче Данииле, и от нас приносимая тебе ублажения сицевая:
Радуйся, обитателю церкве торжествующих;
Радуйся, с Ангелами ликовствующий.
Радуйся, радости вечныя преисполняемый;
Радуйся, с пророками величаемый.
Радуйся, с апостолами прославляемый;
Радуйся, с святителями благословляемый.
Радуйся, с мучениками венчаемый;
Радуйся, с преподобными ублажаемый.
Радуйся, преподобне отче Данииле, теплый о мире к Богу молитвенниче.
Кондак 13
О пречудный и преславный угодниче Божий, преподобне и богоносне отче Данииле, телом на земли почивающий, душею на небеси обитающий, духом же от присных тебе не отлучающийся, приими моления наша. Призри милостиво с высоты небесныя славы твоея на нас, в умилении молебно предстоящих пред святою твоею иконою, и умоли Владыку Спаса всех спастися душам нашим и в сем и в будущем веце сердцем и усты пети Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва преподобному Даниилу Столпнику
О преподобне и богоносне отче наш Данииле, ублажаем велия подвиги жития твоего, — скорби лютыя, болезни, искушения, им же победоносец предивный показался еси. Величаем дарования благодати Господней, тобою многочестне и многообразне явленныя болящим и скорбящим, грешным и заблудшим во спасение их. Поминаем тебе наставника премудраго, иже глагола людем словеса учительная от слова Господня, души умиляющия и умы и сердца к Богу обращающия. Молимся тебе: не забуди, о, преблаженне отче, веры нашея к тебе и надежды упования нашего на тебе, пред святою иконою твоею присно предстоящих и тепле молящихся. Сподоби нас, умно взирающих на скончание жительства твоего, подражати вере и любви твоей. Поминай нас, недостойных, во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу, яко священник Божий, предстоя Престолу Вседержителеву. Молим тя, великий молебниче и чудотворче святый, буди нам всегда утешитель, целитель, помощник и заступник, и покровитель, и наставник верен. Не премолчи, вопия за ны ко Господу, да с терпением течем на предлежащий подвиг спасения душ наших, взирающе на тебе, святый учителю наш, и благочестно и праведно, в единении духа, в единомыслии веры и любве поживем в нынешнем веце; в будущем же да сподобимся славити благодать и человеколюбие Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобный Даниил Столпник
Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосады в Месопотамии. Мать его Марфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг, и наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила (память 17 декабря). Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь.
Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока. Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника (память 1 сентября), который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они построили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и больные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни.
Преподобный преставился 80-ти лет.
Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Mapфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из богослужебных книг и, наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила (память 17 декабря). Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь.
Преподобный Даниил Столпник
Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока.
Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника (память 1 сентября), который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они достроили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и вольные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни.
Преподобный преставился 80-ти лет (ок. 489–490 гг.).
24 декабря. Память преподобного Даниила Столпника
28-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 11 декабря по ст. ст.
В этот день совершается память:
Преподобного Даниила Столпника (493).
Преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мученика Миракса (VII). Мучеников Акепсия и Аифала. Преподобного Луки Столпника (ок. 970–980).
Священномученика Феофана, епископа Соликамского, и с ним двух священномучеников и 5-ти мучеников (1918); священномученика Николая Виноградова пресвитера (1937); священномученика Иоанна Богоявленского пресвитера (1941).
В 12 лет, никому ничего не сказав, Даниил ушел из дома в монастырь, где вёл суровую для подростка подвижническую жизнь. Однажды Даниил посетил святого Симеона Столпника, который предрёк молодому монаху, что он тоже будет нести подвиг столпничества. Позже праведнику во сне было указано место нового подвига — Фракийская пустынь. Там Даниил установил столб, на котором провёл 33 года. Он был удостоен от Господа дара исцеления болезней, а также прозорливости и чудотворений. К нему стали стекаться несчастные и больные люди, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Даже византийские императоры просили подвижника молиться за них. Святой отошел ко Господу в возрасте 80-ти лет.
Преподобный Никон Сухой
Сын богатых и знатных родителей, преподобный Никон Сухой ушел в Киево-Печерский монастырь. При нашествии половцев он был пленен. Хан ожидал большого выкупа, но, когда святой отказал ему, тот стал мучить его голодом. Однако святой за все благодарил Бога и сказал однажды хозяину, которому его отдал хан, что Господь по молитвам вернет его в монастырь. Тогда Никону подрезали сухожилия ног. Но на третий день узник исчез. Он был чудесно перенесен в обитель, прямо к Литургии. Никон хотел продолжать свои подвиги в кандалах узника, но игумен рек ему: «Если бы Господь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извел бы тебя из плена». Много позже половчанин, изувечивший святого, побывал в Киево-Печерской обители, где, признав бывшего узника, уверовал, крестился и, приняв постриг, стал послушником преподобного Никона.
Преподобный Лука Столпник
Преподобный Лука, новый Столпник, был воином при византийском императоре Константине Багрянородном (912–959 гг.). После войны с Болгарией он принял монашество и был возведен в сан пресвитера. Стремясь к высшим ступеням совершенства, прп. Лука возложил на себя вериги и встал на столп. Через три года стояния, по Божественному внушению, он пошел на гору Олимп, потом в Константинополь и, наконец, в Халкидон, где также избрал себе столп, на котором простоял 45 лет. Скончался около 980 года.
Священное Писание
2 Тим., 297 зач., III, 16 — IV, 4
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: 2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Мк., 34 зач., VIII, 22-26
22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Евр. 9, 8-10. 15-23; Мк. 8, 22-26
Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два святых Апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, — и благость Божия положит конец миру.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда священнослужители облачены в храме в соответствующие одежды, многие наши критики, показывая пальцем, говорят: только посмотрите, вся Церковь в золоте! Но это золото связывает нас с Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, с величайшей византийской традицией. Это внешний связующий фактор, но по сути мы все люди сегодняшнего дня. И если это так, то все наше мироощущение, все наше целеполагание там, где и должна быть сегодня Церковь. Церковь должна быть там, где сегодня идет братоубийственный конфликт, где погибают наши прихожане, наши братья и сестры. Мы должны быть там, где несправедливость, где еще очень много нищеты, где люди живут плохо. Именно на то, чтобы помогать тем, кто сегодня страдает, направлена социальная работа Церкви, и я не перестану говорить, что социальная работа в переводе на наш традиционный язык — это просто добрые дела, но хорошо организованные, приносящие максимальную отдачу от тех вложений, которые мы способны делать. Дай Бог, чтобы миссия Церкви — миссия миротворчества, миссия поддержки слабых и больных, миссия поддержки наших детей и молодежи, миссия поддержки наших семей, — развивалась не потому, что Патриарх так говорит, а потому что само время и Божественный промысл указывают нам этот путь.
О целовании руки священника или епископа
Традиция целовать руку священнику после благословения — благочестивый обычай. Если Вы пока чувствуете смущение — не целуйте или поцелуйте крест на поруче. Требовать целования священник не будет. Святитель Николай Сербский: «Если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми». Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое» (ср.: 1Кор.16: 20).
Молитвословия
Тропарь преподобного Даниила Столпника
глас 1
Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и Безплотных жительству/ сый в телеси, Данииле, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Даниила Столпника
глас 8
Якоже звезда многосветлая, ты, возшед, блаженне, на столп,/ мир просветил еси преподобными делы твоими/ и тьму прелести отгнал еси, отче./ Темже молим тя:/ и ныне облистай в сердцах раб твоих незаходящий свет разума.
Молитва преподобному Даниилу Столпнику
О преподобне и богоносне отче наш Данииле, ублажаем велия подвиги жития твоего, — скорби лютыя, болезни, искушения, им же победоносец предивный показался еси. Величаем дарования благодати Господней, тобою многочестне и многообразне явленныя болящим и скорбящим, грешным и заблудшим во спасение их. Поминаем тебе наставника премудраго, иже глагола людем словеса учительная от слова Господня, души умиляющия и умы и сердца к Богу обращающия. Молимся тебе: не забуди, о, преблаженне отче, веры нашея к тебе и надежды упования нашего на тебе, пред святою иконою твоею присно предстоящих и тепле молящихся. Сподоби нас, умно взирающих на скончание жительства твоего, подражати вере и любви твоей. Поминай нас, недостойных, во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу, яко священник Божий, предстоя Престолу Вседержителеву. Молим тя, великий молебниче и чудотворче святый, буди нам всегда утешитель, целитель, помощник и заступник, и покровитель, и наставник верен. Не премолчи, вопия за ны ко Господу, да с терпением течем на предлежащий подвиг спасения душ наших, взирающе на тебе, святый учителю наш, и благочестно и праведно, в единении духа, в единомыслии веры и любве поживем в нынешнем веце; в будущем же да сподобимся славити благодать и человеколюбие Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах
глас 8
Бога Благаго возлюбив,/ иноческое приял еси житие/ и, добре в нем подвизався, / пленен был еси половцы,/ имиже много мучим, крепкодушне Никоне,/ благодатию Христовою свободился еси от них невидимо,/ и ныне во Свете пребывая неприступном,/ моли спастися нам, твою память почитающим.
Кондак преподобного Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах
глас 6
Первомученику подобяся,/ о мучителе твоем молился еси/ и, избавив того от смерти, привел еси ко Христу,/ преподобномучениче Никоне славне,/ темже, с первострадальцем зря Христа одесную Отца,/ молися о нас, да не пребудем вне чертога Христова.
Теги: Преподобный Даниил Столпник преподобный Никон Сухой преподобный Лука Столпник православный календарь
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
ДАНИИЛ СТОЛПНИК
(409-493), прп. (пам. 11 дек.). В соответствии с 1-й редакцией Жития (BHG, N 489) Д. С. род. в дер. Мерафа (в др. источниках, Марафа, Мифара или Вифара) близ г. Самосата в Сирии (ныне г. Самсат на юго-востоке Турции). Его родители Илья и Марфа долгое время не имели детей. Марфа дала обет Богу, что, если Он пошлет ей дитя, она отдаст ребенка на служение в мон-рь. Через нек-рое время у нее родился сын. До 5 лет мальчику не давали имени, считая, что тот, кто был дарован Богом, должен и имя получить чудесным образом. Для наречения имени родители привели ребенка в некий монастырь. Настоятель взял книгу, лежащую в алтаре, и раскрыл ее на словах прор. Даниила. Посчитав это знаком Божиим, настоятель дал мальчику имя Даниил. Родители хотели оставить ребенка в этой обители, но настоятель возразил, что тот должен сам принять решение об уходе в мон-рь, когда вырастет. В 12 лет Даниил бежал из дома и пришел в одну из близлежащих обителей с просьбой постричь его в монахи. Настоятель долго отговаривал отрока, но, видя твердость его намерений, выполнил просьбу. Узнав о том, где находится их сын, родители обрадовались и присутствовали при его постриге.
Прп. Даниил Столпник. Фрагмент росписи ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории. Кон. XII в.
Прп. Даниил Столпник. Фрагмент росписи ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории. Кон. XII в.
С ранних лет Д. С. мечтал посетить Св. землю и прп. Симеона Столпника, однако настоятель не отпускал его. Вскоре игумен должен был отправиться в Антиохию по делам и взял Д. С. с собой. На обратном пути Д. С. видел прп. Симеона, к-рый разрешил ему подняться на столп и благословил его. Когда пришло время выбирать нового настоятеля, выбор пал на Д. С.; тот согласился, но вскоре оставил мон-рь на одного из своих учеников и отправился к прп. Симеону, у столпа к-рого провел 2 недели. Хотя Симеон и просил его задержаться, Д. С. покинул учителя ради паломничества по св. местам с намерением удалиться в пустыню. На пути он встретил некоего старца, похожего на Симеона, к-рый уговорил Д. С. отказаться от паломничества в Палестину, где в это время происходили вооруженные столкновения, а идти в К-поль и затем исчез. Д. С. последовал совету внезапно исчезнувшего старца. Он нашел пристанище в ц. архистратига Михаила в Анапле (недалеко от К-поля, европ. берег Босфора). Ему рассказали, что неподалеку находится заброшенное святилище, где обитают бесы и вредят проплывающим мимо кораблям. Д. С. затворился там, оставив только маленькое окошко, постом и молитвой противостоял бесам, а те пытались устрашить его, являясь в виде призраков с мечами или грозя утопить его. Через неск. ночей Д. С. удалось одолеть их, и они покинули святилище, вырвавшись из окна в виде стаи летучих мышей. Слухи о подвижнике распространились по городу, и недоброжелатели из окрестных селений пожаловались на него патриарху К-польскому свт. Анатолию, утверждая, что Д. С.- еретик. Побеседовав с Д. С., патриарх убедился, что перед ним не еретик, а святой. После того как Д. С. излечил патриарха от тяжелого недуга, свт. Анатолий просил Д. С. задержаться у него или остаться в к.-л. мон-ре в черте города, однако святой отказался и вернулся в затвор, где прожил 9 лет.
Прп. Даниил Столпник. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Нач. XVI в. (КБАМЗ)
Прп. Даниил Столпник. Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Нач. XVI в. (КБАМЗ)
Однажды ему явился прп. Симеон, призывая святого на подвиг столпничества. На следующий день в окрестностях храма, где жил Д. С., оказался Сергий, один из учеников Симеона, к-рому после смерти Симеона было поручено отнести имп. Льву куколь преподобного. Однако, разговорившись с Д. С., Сергий понял, что облачение по праву принадлежит Д. С., поскольку именно он должен стать духовным преемником Симеона. Сергий навсегда остался с Д. С., став его учеником. По просьбе святого он выбрал в пустыне место для столпа, к-рое ему было указано по знамению. Ученики святого построили столп высотой в 2 человеческих роста. В 461 г. Д. С. взошел на него.
За 32 года, к-рые Д. С. провел на столпе, им было совершено множество чудес: он исцелил сына бывш. префекта К-поля Кира, избавил от глухоты и немоты детей, изгнал беса из блудницы, к-рую еретики подговорили оклеветать святого, лечил прокаженных и хромых. Д. С., несмотря на язвы на ногах, являл чудеса долготерпения: во время сильного ненастья ученики нашли Д. С., покрытого коркой льда. С большим трудом они смогли отогреть его, и лишь после долгих уговоров Д. С. согласился, чтобы на столпе был сооружен железный навес. Отношения Д. С. с церковной и светской властью первое время были напряженными: владелец земли, где был поставлен столп, требовал, чтобы патриарх К-польский свт. Геннадий I, преемник свт. Анатолия, разрешил ему силой свести Д. С. со столпа, а столп разрушить, но потом раскаялся и сам стал помогать святому. Когда слава о Д. С. широко распространилась, мн. вельможи и члены имп. семьи (напр., имп. Евдокия, жена имп. Феодосия Младшего) считали за честь украшать столп или старались убедить святого поставить новый столп на их землях. В благодарность за исцеление жены от бесплодия имп. Лев I приказал заложить основание нового столпа для святого, построил рядом с ним мон-рь и часовню, куда по совету Д. С. поместил мощи прп. Симеона. Император считал нужным всегда советоваться с Д. С., посвящал его в свои дела и просил быть посредником в переговорах (напр., с царем лазов Губазом). Из благоговения император никогда не приближался к столпу верхом.
По желанию императора патриарх Геннадий должен был рукоположить Д. С. во пресвитера, однако преподобный отказался спустить для патриарха лестницу. Тогда Геннадий совершил таинство под столпом, провозгласил, что Д. С. теперь рукоположен, и только тогда сумел взойти на столп, чтобы причаститься вместе со святым. Авторитет Д. С. был настолько велик, что в период смуты в империи (475-476) его поддержкой стремились заручиться и буд. имп. Зинон, отец и соправитель скончавшегося в раннем детстве имп. Льва II, и соперник Зинона, монофизит, узурпатор Василиск, брат имп. Верины, жены Льва I. Д. С. не стал благословлять Василиска, возглавил правосл. оппозицию и вместе с патриархом Акакием заставил Василиска отказаться от ереси. По просьбе патриарха Д. С. вынужден был покинуть столп и пройти через весь город ко дворцу, где пребывал узурпатор. Святого, неспособного ходить из-за язв на ногах, несли благочестивые христиане. Во время каждой остановки Д. С. совершал исцеления и произносил проповеди. Он предсказал возвращение на трон имп. Зинона, его смерть и воцарение нового, праведного правителя Анастасия I. Д. C. знал время своей кончины, а также предвидел сложности, к-рые вызовет снятие его тела со столпа, и поручил организацию своих похорон одной знатной женщине, к-рую за неск. лет до этого излечил от бесплодия. Она заказала для Д. С. каменный гроб и построила вокруг столпа спиральный подъем, по которому можно было бы спустить тело святого. Д. С. отказался от каменного гроба и попросил положить его в землю вместе с мощами др. святых. За 7 дней до кончины Д. С. произнес последнюю проповедь. Его погребение сопровождалось знамениями. Патриарх Евфимий I, клир и чиновники простились с Д. С., поднявшись по спиральному подъему на столп, тело завернули в плащ, привязали к деревянному щиту и поставили вертикально, так что в течение неск. часов все могли его видеть. Над телом кружили 2 голубя, и в воздухе были видны 3 креста. При спуске тела священниками и патриархом произошла давка, т. к. многие хотели прикоснуться к телу святого, но чудесным образом никто не пострадал.
Х. Г. Бек считает Житие Д. С. поздним памятником (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 411), однако есть все основания полагать, что 1-я его редакция, где повествование ведется от 1-го лица, была создана учеником святого в нач. VI в. (см.: Delehaye. 1923. P. XXXV; Главы 1, 12, 91, 95, 96). В научной лит-ре Житие Д. С. традиционно рассматривается как важный источник по политической истории 2-й пол. V в.: агиограф подробно рассказывает о заговоре Аспара против Льва I, об узурпаторстве Василиска, об участии имп. Верины в заговоре против Зинона Исаврийского, об отношениях Льва I с Губазом. Кроме того, в Житии содержатся сведения по истории К-поля: описан пожар в сент. 465 г., приведена биография префекта К-поля Кира, к-рому автор приписывает содержащуюся в тексте Жития надпись на столпе Д. С. (Baynes. 1925. P. 397-398). Менее изучен лит. аспект памятника: Житие обычно рассматривается в отрыве от житий др. столпников. Такое сопоставление, особенно с Житием прп. Симеона Столпника, показывает, что одни сведения из Жития Д. С. дополняют Житие Симеона (напр., перенесение мощей преподобного в К-поль), другие противоречат ему (напр., куколь Симеона в соответствии с Житием Симеона не был отправлен в К-поль, а значит, не мог перейти к Д. С.), памятники сообщают различную информацию относительно времени создания построек, окружавших столп Симеона.
Помимо пространного Жития, сохранившегося в 2 редакциях (D и D’ — по классификации И. Делеэ), известны переработка текста, сделанная в XI в. прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 490; PG. 116. Col. 969-1037), и краткое Житие (BHG, N 490e), которое следует редакции D. Все они изданы Делеэ в 1923 г. в серии Subsidia hagiographica. По сведениям, содержащимся в Житии Луки Столпника, изданного Делеэ в том же томе (Delehaye. 1923. P. 195-237), столп Д. С. находился вблизи Сосфения (совр. Истинье, Турция). Однако точное местонахождение мон-ря и столпа не выявлено. В Сосфении, как и в Анапле, был крупный центр почитания арх. Михаила, упоминаемый в Житии, к тому же относительная близость этих центров часто приводила визант. авторов к путанице: нек-рые из них считали Анапл и Сосфений одним и тем же местом. Дальнейшая история монастыря, построенного рядом со столпом Д. С., прослеживается по Деяниям Соборов (см.: Mansi. Т. 8. Col. 882C; 907BE), последнее упоминание об этой обители относится к XIII в. Антоний, архиеп. Новгородский, в описании своего паломничества в К-поль (1200) сообщает о виденных им мощах Д. С. «на горе»; Жанен предполагает, что речь идет о ц. прп. Симеона Столпника. В наст. время часть мощей Д. С. находится в Греции: череп — в Большом Метеорском монастыре (Метеоры), нек-рые частицы — в Великой Лавре (Афон) и мон-ре Агия-Лавра (близ Калавриты).
Ист.: BHG, N 489-490; Delehaye H. Les Saints Stylites. Brux.; P., 1923. P. 1-147. (SH; 14); SynCP. P. 299-300; Festugière A. J. Les moines d’Orient. Vol. 2: Les moines de la région de Constantinople. P., 1961. P. 87-171; St. Daniel the Stylite // Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies of St. Daniel the Stylite, St. Theodore of Sykeon and St. John the Almsgiver / Transl. by E. Dawes; introd. and notes by N. H. Baynes. L., 1948. P. 1-84; The Life of St. Daniel the Stylite / Transl. by M. R. Vivian and T. Vivian / California State Univ., Bakersfield ; Книга Паломник. С. 36, 66, 92; ЖСв. Дек. С. 293-324.
Лит.: Delehaye H. Une épigramme de l’Anthologie // REG. 1896. Vol. 9. P. 216-224; Cергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 500-501; Baynes N . H. The Vita S. Danielis Stylitae // EHR. 1925. Vol. 40. P. 397-402; idem // Byzantine Studies and Other Essays. L., 1955; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 167-168; Miller D. The Emperor and the Stylite: a Note on the Imperial Office // GOTR. 1970. Vol. 15. P. 207-212; Janin R. Δανιὴλ ὁ Στυλίτης // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 952-954; idem. Églises et monastères. P. 86-87, 338-340 ; Laurent V. Daniel le Stylite // DHGE. T. 14. Col. 73; Becquet Th. Daniele di Costantinopoli // BiblSS. Vol. 4. P. 470-471; Kazhdan A., Ševchenko N. P. Daniel the Stylite // ODB. Vol. 2. P. 582; Mango C. Bosporos // Ibid. P. 312-313; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 107; Fox R. L. The Life of Daniel // Portraits: Biogr. Representation in the Greek and Latin Literature of the Roman Empire / Ed. M. J. Edwards, S. Swain. Oxf., 1997. P. 175-225.
Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова
Гимнография
Память Д. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 128), без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 302) устав на 11 дек. описан кратко: служба совершается как обычно, на вечерней стиховне указан самогласен святого. В слав. студийских Минеях также приводится этот самогласен, др. праздничных элементов служба не имеет и включает седален, 3 стихиры-подобна и канон (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 36). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 336) служба в день памяти Д. С. имеет ряд черт, характерных для праздничного богослужения: на утрене поется «Бог Господь» и тропарь святого ῾Υπομονῆς στύλος γέγονας̇ ( ), стихиры Д. С. на «Господи, воззвах» и канон Д. С. на утрене поются на 6 гласов, на стиховне после 2 стихир Октоиха — самогласен Д. С., указаны прокимен, аллилуиарий и причастен литургии. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 69) дано лишь краткое описание службы, на утрене поется Аллилуия одновременно с тропарем Д. С. (того же, что и по Евергетидскому Типикону; т. о., тропарь святого заменяют обычные для службы с Аллилуией троичны).
После смены Студийского устава на Иерусалимский состав службы Д. С. не изменился. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) на память Д. С. 11 дек. указано пение тропаря святого, а также самогласного славника на «Господи, воззвах», на литургии — общая служба преподобным. Такой же устав выписан в слав. списках Иерусалимского устава XV в. (обычно без указания литургийных чтений). В списках XVI в. устав 11 дек. меняется в зависимости от дня недели: если 11 дек. попадает на понедельник, среду или пятницу, на утрене поется Аллилуия с троичнами, а тропарь и самогласен на вечерне Д. С. отменяются; в др. дни на утрене поется «Бог Господь», последование включает тропарь и самогласен. Такой же устав сохраняется в дониконовских печатных изданиях. Первопечатный рус. Типикон (М., 1610) указывает еще один самогласен Д. С., на утренней стиховне. В исправленном издании 1682 г. и последующих указывается: «Аллилуия или тропарь» — и нет предписания петь службу с Аллилуией в понедельник, среду и пятницу.
А . А . Лукашевич
Иконография
Д. С. обычно изображается седовласым старцем с длинной остроконечной или окладистой (реже) бородой, в монашеских одеждах, с куколем на голове или на плечах, с молитвенно сложенными у груди или с воздетыми (как орант) руками, иногда со свитком в руках, погрудно, на столпе. Изображение столпа может варьироваться от колонны с резной капителью и легкой витой оградой до напоминающего столп архитектурного сооружения, изукрашенного резьбой, с входом в виде портала, с ведущими вверх ступенями и венчающим сооружение навершием в виде чаши, в которой помещено изображение Д. С.; столп мог осенять киворий (что противоречит указанию рус. иконописных подлинников XVIII в.: «…стоит на столпе непокрытом» — Большаков. Подлинник иконописный. С. 56).
Икона с образом Д. С. могла входить в состав расширенного Деисуса (напр., иконы из иконостаса Богородице-Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, нач. XVI в., КБМЗ, и Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК).
Лит.: Ерминия ДФ. С. 174; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 210; Myslivec J. // LCI. Bd. 6. Sp. 33; Миjовић. Менолог. С. 349, 350, 367, 381; Евсеева. Афонская книга. С. 258.
24 декабре православная церковь празднует один из основных праздников — день памяти Преподобного Даниила Столпника. Как гласит предание, на протяжении всей своей жизни Преподобный верой и правдой служил Господу, после чего скончался в глубокой старости.
Помимо этого 24 декабря довольно насыщенные на праздники день. В народе сегодня отмечают «Никонов день», а во всем мире — Всемирный день оптимизма. Также сегодня множество праздников отмечаются в отдельных странах мира. Не стоит забывать, что сейчас также продолжается Рождественский пост, который продлится вплоть до Сочельника.
Даниил Столпник — история христианского праздника
История гласит, что Преподобный Даниил Столпник появился на свет в Месопотамии. Его мать Марфа на протяжении долгого времени не могла забеременеть, хотя очень стремилась воспроизвести потомство. На протяжении долгих лет женщина усердно молилась Господу и обещала, что отдаст своего ребенка на служение Господа, лишь бы только он у нее появился. Господь решил смилостивиться над женщиной, и вскоре она забеременела. После родов Марфа долгое время никак не называла своего сына.
Так как Даниил был единственным сыном Марфы и ее супруга, родители хотели, чтобы у него было особенное имя, которое принесет ему счастье. В один из дней, они привели парня к игумену одного из соседних монастырей. Игумен приказал дать богослужебную книгу, развернул ее и нашел слова пророка Даниила. Тогда родители решили назвать своего сына Даниилом. До 12 лет Преподобный жил со своими родителями, а после тайно ушел в монастырь.
Читайте такжеВсе церковные праздник сегодня 24 декабря: история, традиции
Родители Даниила никогда не были против воли своего сына и наоборот обрадовались тому, что он сам решил стать ближе к Богу. Тогда родители пришли навестить своего сына и попросили игумена постричь Даниила в монахи. Тот выполнил их просьбу, но запретил родителям часто навещать сына, чтобы не отворачивать его от Господа.
Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил навестил святого Симеона Столпника, который предсказал, что однажды Даниил также будет нести столпничества. После этого Даниил начал жить отшельником и усердно молился Господу, пока ему не пришло видение, согласно которому пришло время для нового подвига.
Вскоре он покинул обитель и ушел во Фригийскую пустыню вместе с двумя учениками. Там монахи возвели стол, на котором Даниил прожил 33 года. При этом люди никогда не забывали о нем и часто навещали, чтобы получить исцеление от различных заболеваний. После Преподобный скончался.
Молитва Преподобному Даниилу Столпнику
О преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Дании́ле, ублажа́ем ве́лия по́двиги жития́ твоего́, — ско́рби лю́тыя, боле́зни, искуше́ния, им же победоно́сец преди́вный показа́лся еси́. Велича́ем дарова́ния благода́ти Госпо́дней, тобо́ю многоче́стне и многообра́зне явле́нныя боля́щим и скорбя́щим, гре́шным и заблу́дшим во спасе́ние их. Помина́ем тебе́ наста́вника прему́драго, и́же глаго́ла лю́дем словеса́ учи́тельная от сло́ва Госпо́дня, ду́ши умиля́ющия и умы́ и сердца́ к Бо́гу обраща́ющия. Мо́лимся тебе́: не забу́ди, о, преблаже́нне о́тче, ве́ры на́шея к тебе́ и наде́жды упова́ния на́шего на тебе́, пред свято́ю ико́ною твое́ю при́сно предстоя́щих и те́пле моля́щихся. Сподо́би нас, у́мно взира́ющих на сконча́ние жи́тельства твоего́, подража́ти ве́ре и любви́ твое́й. Помина́й нас, недосто́йных, во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу, я́ко свяще́нник Бо́жий, предстоя́ Престо́лу Вседержи́телеву. Мо́лим тя, вели́кий моле́бниче и чудотво́рче святы́й, бу́ди нам всегда́ уте́шитель, цели́тель, помо́щник и засту́пник, и покрови́тель, и наста́вник ве́рен. Не премолчи́, вопия́ за ны ко Го́споду, да с терпе́нием тече́м на предлежа́щий по́двиг спасе́ния душ на́ших, взира́юще на тебе́, святы́й учи́телю наш, и благоче́стно и пра́ведно, в едине́нии ду́ха, в единомы́слии ве́ры и любве́ поживе́м в ны́нешнем ве́це; в бу́дущем же да сподо́бимся сла́вити благода́ть и человеколю́бие Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читайте такжеОткрытки с католическим Рождеством: анимация поздравление с Рождеством, картинки, открытки гифки
Традиции и народные приметы на Даниила Столпника
Сегодня у православных людей принято молится Даниилу Столпнику и просить его о здравии. Так как еще при жизни Преподобный занимался исцелением людей, сейчас к нему также можно обратиться с подобными просьбами. Также принято ходить в церковь и слушать службы, посвященные Даниилу. Не стоит забывать, что все верующие люди должны продолжать придерживаться поста.
Наши предки в этот день зажигали лампады и просили солнце сойти на землю. Считало, что именно солнце может помочь защититься от злых ведьм, которые правят балом в ночное время суток. Также считалось, что солнце может заставить ведьм творить зло. В народе считали, что зимние метели появляются именно из-за ведьм, которые хотят загубить мирных путников.
Рождественский пост
27-й день
Многодневный пост. Его цель – духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Продолжительность поста – 40 дней.
Рождественский пост является не самым строгим из существующих. Однако некоторые продукты запрещается есть категорически: это мясная пища, яйца и молочная продукция. Некоторые блюда разрешается есть только по определенным дням, например, рыбу (можно есть в выходные и во время великих церковных праздников), постное масло (разрешается добавлять в еду во вторник, четверг, субботу и воскресенье). Иногда разрешается выпивать немного сухого вина.
Отказ от скоромной пищи — это самая незначительная часть того, что человек должен сделать в период подготовки к великому празднику. Пост превратится в обычную очищающую организм диету и не выполнит своей духовной функции, если не совмещать его с постоянной внутренней работой над собой, своими помыслами, отношением к ближнему, ежедневным поведением. Церковью даже осуждается тот, кто постится физически, но не затрагивает духовный аспект воздержания.
Читайте такжеКак не болеть утром 1 января — советы врачей
Во время поста необходимо воздерживаться от бурных проявлений чувств, негативных эмоций, особенно — гнева и зависти. Следует свести к минимуму посещение развлекательных мероприятий. Каждый день нужно проводить некоторое время наедине с собой, чтобы проанализировать свое поведение, обдумать свои проступки и попросить за них прощения у небесных сил. Чаще прибегайте к молитве — обращение к высшим силам поможет настроиться на духовное очищение и противостоять искушениям окружающего мира.
Проявляйте больше внимания к ближним: окажите помощь, если вас о ней просят, подайте милостыню, дайте совет. Но делать это нужно из самых искренних побуждений: тщеславие и желание возвыситься в собственных глазах полностью лишит хороший поступок его духовной ценности.
Суть Рождественского поста сводится к тому, чтобы очистить свою душу и встретить день, в который Спаситель появился на свет, с открытым сердцем.