Содержание
- Причащение
- Смысл и значение
- Особенности в православии
- В лютеранстве
- Праздник Тела и Крови Христовых
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- Что такое причащение и в каких случаях нужно это делать?
- КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ КРЕЩЕНИЕМ и ПРИЧАСТИЕМ? ЗАЧЕМ ПРИЧАЩАТЬСЯ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ?
- ЗАЧЕМ НУЖНО ПРИЧАЩАТЬСЯ (что говорит Христос)?
- Причащение в церкви: что это такое, и как к нему готовиться?
- Обряд причащения. Что он подразумевает?
- Для чего нужен обряд причащения?
- Что делать, подготавливаясь к причащению?
- Кто не имеет права причащаться?
- причащение
Причащение
Причащение
(Сандро Боттичелли, 1495 год)
Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран и некоторых других церквей — Литургии.
Смысл и значение
По учению Православной, Католической и Армянской Апостольской церквей в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы. Кальвинисты не признают полностью пресуществления, а допускают только «соприсутствие» действительных Тела и Крови Христовых в Евхаристии с хлебом и вином; по их учению, однако, вкушающие хлеб и вино Евхаристии приобщаются в ней действительных Тела и Крови Христовых, сами же хлеб и вино служат лишь символами Тела и Крови, которые, по учению Цвингли, вкушают только духовно, мысленно, очами веры.
Христианские вероисповедания, возникшие в более поздний реформационный период церкви (анабаптисты, баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники и др.) не признают непосредственного пересуществления хлеба и вина в буквальные Плоть и Кровь Христа, но учат воспринимать в вине и хлебе во время причастия только символы и образы Тела и Крови Иисуса Христа, и, вкушая их, верою мысленно переживать голгофские страдания Иисуса Христа.
В католицизме пресуществление приходится на момент произнесения слов Иисуса Христа, которыми была установлена Евхаристия (Мф.26:26), которые трактуются как тайноустановительные, а не на эпиклезу, которая, впрочем, в латинском обряде фактически произносится, но в иной форме.
В православной святоотеческой традиции нет попыток определить точный момент преложения Святых Даров. Православная церковь считает, что благодать Святого Духа невидимо сходит на освящаемые Дары в течение всей Евхаристии, а эпиклезой (призыванием Духа Святого на предлежащие Дары) лишь завершается время преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (иногда это неверно понимается как определение Православной церковью момента преложения Святых Даров).
Таинство Евхаристии может быть совершаемо только епископами, или рядовыми иереями по их поручению. Таинство должно совершаться в храме, лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма. Согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников. В поместной традиции Русской Православной Церкви мощи с 1655 года зашиваются также в антиминсы, что даёт возможность служить Литургию вне храма. В Католической церкви после Второго Ватиканского собора положение мощей на алтарный камень является необязательным.
«Диспут» (спор о причастии). Станцы Рафаэля, 1509 год
Согласно учению св. отцов, Евхаристия — это «таинство таинств», ежедневное реальное присоединение к воплощению Логоса; при этом причащение есть реальное, конкретное обожение человека, реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний».
В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» свт. Геннадий Схоларий пишет:
Тело Христово питает телесно, чистотой же благодаря единению с Божественной природой очищает и освящает, доставляя нам достаточную духовную пищу; питаемые так, мы прекрасно восходим к духовному совершенству и здравию… О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения: тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности. |
Св. Иоанн Дамаскин пишет о том, что люди, в отличии от святых ангелов, благодаря Евхаристии причаствуются не просто энергии Божества, но Божественному естеству Троицы:
Ангелы стали участниками и сделались общниками не естества божественного, но — действия (энергии) и благодати; из людей же, те бывают участниками и делаются общниками божественного естества, которые принимают Святое Тело Христово и пьют Его Кровь. Ибо соединены с божеством по ипостаси; и два естества в принимаемом нами Теле Христовом соединены в ипостаси неразрывно; и мы бываем причастниками двух природ: Тела — телесно, Божества — духовно, скорее же, обеих обоюдно. Не по ипостаси мы — одно и то же (ибо сначала существуем ипостасно и потом вступаем в единение), но по соединению с Телом и Кровью |
Евхаристия — это жертва о всех и за вся, актуализация голгофского жертвоприношения, «таинственное жертвоприношение», по выражению патриарха Германа (VIII век) (PG, 98. 420 А). Это — благодарственная (отсюда и название — «благодарение») жертва Богу. Наконец, Евхаристия — это и «небесная Литургия», вечная евхаристическая жертва в недрах Святой Троицы (Предвечный Совет), длящаяся постоянно. Священник во время богослужения «мысленно созерцает небесную службу» (PG, 98,49 °C), а «мы,- указывает патриарх Герман,- уже не на земле, а на Небе предстоим царскому престолу Бога» (там же, 441 А). Земная литургия в Евхаристии перерастает в небесную и совершается одновременно «как горе, так и долу» (PG,155,АВ).
Святые Дары (хлеб и вино) пресуществляются действием Святого Духа в Плоть и Кровь закланной голгофской Жертвы.
Преп. Анастасий Синаит пишет:
Евхаристия, таким образом, переносит во времени на Голгофу, где совершилось искупительное распятие не хлеба и вина, а обоженной Плоти и Крови Бога.
Константинопольский собор 1157 года анафематствует всех, кто толкует слова «сие творите в Моё воспоминание» как субъективный акт:
Согласно вере святых отцов, тело и душа всегда ипостасно едины, даже если и разлучаются физически. Ипостась не раздробляется ничем.
Св. Иоанн Дамаскин пишет в «Философских главах»:
Поскольку в момент Смерти Иисуса на Кресте Его ипостась (второе Лицо Троицы), согласно православному вероучению, не отделялась ни от тела, ни от души, то не отделялось и Его Божество, которое ипостасно соединено с Его человеческим естеством.
Особенности в православии
Одно из отличий от латинского понимания таинства — вопрос о времени пресуществления, каковым в православии традиционно принято считать не «тайноустановительные слова», а следующую за ними эпиклезу (греч. Έπίκλησις), то есть призывание Святого Духа на св.дары и на молящихся, заканчивающуюся троекратным «Аминь» диакона.
В православии считается, что христиане должны причащаться как можно чаще, с 8-го дня своей жизни (дня крещения, которое, в случае угрозы жизни младенца, может уже быть хоть в первый день), и до самого последнего дня (дня телесной смерти).
Георгиевский кавалер Шаталов. Скульптура Милосердие, вылеплена на фронте ПМВ. Иисус Христос причащает умирающего русского солдата. 1915
Преподобный Никодим Святогорец выступал за то, чтобы миряне, также, как и священники, причащались за каждой литургией, на которой они присутствуют. Он стремился возродить древнюю практику, при которой христиане причащались каждый день.
Ещё одно важное отличие существует в выборе вещества таинства: для Евхаристии используется квасной хлеб — просфоры, в то время как в католицизме — пресный, хостия.
Другое вещество таинства, вино, в Православной церкви обязательно разбавляется горячей водой, тем самым символизируя животворность и обо́женность мёртвого Тела Христа в момент Его смерти. Св. Симеон Солунский писал об этом:
В лютеранстве
Лютеране верят, что Евхаристия «это содержащиеся в хлебе и вине истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны есть и пить, по установлению Самого Христа «. Таким образом причастник принимает элементы как хлеба и вина так и истиных Тела и Крови Самого Христа. Причастие принимается всеми верующими в двух видах: Тела (хлеб) и Крови (вино). Большинство лютеран отрицают сохранения Тела и Крови в хлебе и вине после окончания Евхаристии. Однако некоторые церкви считают, что освященные хлеб и вино сохраняют элементы Тела и крови Христа.
В лютеранской литургии при отправления Таинства Святого Причастия особое внимание уделяется словам установления святого причастия. «Господь наш Иисус Христос в ту ночь, когда Его предали, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и, раздав ученикам, сказал: примите и ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие совершайте в мое воспоминание. Также взял Он чашу и возблагодарив, подал им и сказал: примите и пейте из нее все. Сия чаша есть новый завет в Крови Моей, за вас изливаемой во оставление грехов. Когда только будете пить сие, совершайте это в мое воспоминание». Поэтому лютеране верят, что именно тот принимает Причастие правильно и достойно, кто верует в эти слова: «за вас предаваемое» и «за вас изливаемое во оставление грехов».
В Евангелическо-лютеранской Церкви вслед за Католической традицией используется для причастия только пресный хлеб.
Праздник Тела и Крови Христовых
Основная статья: Праздник Тела и Крови Христовых
Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви — праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы. Иногда этот праздник называют также Корпус Кристи (лат. Corpus Christi — Тело Христово) от латинского имени праздника.
См. также
- Прасада — причастие в Индуизме
Примечания
- Профессор Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия
- Преложение Святых даров в Евхаристии
- PG, 155, 300 В
- О таинственном Теле Господа нашего Иисуса Христа // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. СПб., 2007. С. 279
- Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893, рСТСЛ, 1993. С. 108
- Путеводитель, 23 // PG. 89. Col. 297
- Константинопольский собор 1157 года
- Иоанн Дамаскин. Философские главы
- Цит. по Аверкий (Таушев). Литургика
- Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера, Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. СПБ: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,2
- Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера, Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. СПБ: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,4
Ссылки
- Архимандрит Киприан (Керн), «Евхаристия».
- О таинстве Евхаристии в Катехизисе Католической Церкви
- Сеть евхаристического поклонения
- Круглый стол о подготовке к Причастию
- Причастие — радостная весть для плоти. Статья диакона Андрея Кураева
- Прот.М.Козлов Понимание Таинства Евхаристии в Католицизме. Мнение православного священника. Аудиолекции в формате mp3.
- В Комиссии по церковной социальной деятельности состоялось собрание больничных священников.
- Дж.Дж.Фрэзер. Золотая ветвь. Гл.50. Причащение телом бога (этнографические параллели евхаристии)
Крещение • Причащение • Священство • Покаяние • Миропомазание • Венчание • Елеосвящение
Что такое причащение и в каких случаях нужно это делать?
Вопрос читателя:
Скажите, пожалуйста, что такое причащение и в каких случаях нужно это делать?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Причастие – это самое главное Таинство, которое Бог оставил людям. Его суть в том, что, вкушая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы человек соединяется с Самим Богом.
“Святое Причащение дает возможность быть в единстве с Богом, причем не только духовно или идеально, но и в том числе телесно. А это и подразумевает полное причастие, реальная принадлежность чему-либо – когда человек принадлежит ему не только в идеальном смысле, но и телесно, физически, то есть — полностью. Так что есть большой смысл в известном афоризме «Человек есть то, что он ест»”
“Евхаристия — это самое тесное, какое только возможно здесь, на земле, соединение человека с Богом, причем соединение не только интеллектуальное и эмоциональное, но даже физическое. Господь дал нам его через привычный для человека способ — трапезу. И как в обычной трапезе употребляемая нами пища в процессе ее усвоения преобразуется в ткани нашего организма, так что природа человека соединяется с природой пищи, так и в Евхаристии: мы незримо соединяемся со Христом, приобщаемся Ему” продолжить чтение
Причастие – это естественная составляющая церковной жизни христианина, но все причащаются с разной частотой, это зависит от общего устройства духовной жизни. В первое время лучше обсудить этот вопрос с духовником. Теоретически, причащаться можно хоть каждый день, на практике же это случается реже. Добрая традиция – причащаться на все Двунадесятые праздники, в день рождения и именин, потому что главное церковное содержание “отмечания” праздника – это быть с Богом. Ну а дальше могу Вам посоветовать только прийти в храм и поговорить со священником. И в добрый путь, ко причастию!
В некоторых семьях дети воспитываются в вере с младенчества. В других же – детей только крестят, по обычаю культурному и этническому, и дальше ни они, ни их родители не участвуют в Службах и не причащаются. Соответственно, зачем причащаться после крещения, такие люди не знают.
Чаще всего только после каких-то затруднений в жизни человек начинает задумываться, не сходить ли ему в церковь. Как гласит одна замечательная пословица, «пока гром не загремит – баба не перекрестится».
Этот пост – ответ одной подруге, которая имеет очень сильное стремление поисповедоваться и причаститься, но, думаю, не имеет четкого представления, что это такое, зачем человеку причащаться, и что потом? Может, собранная мной информация еще кому-то пригодится.
***
Хоть Литургия и переводится с греческого как «общее дело», то есть дело всей церкви и каждого христианина, статистика говорит, что в реальности, большинство из тех, кто считает себя христианином, в церковь не ходят, и тем более не причащаются. За данными «Левада-центра», 60-70% русских считают себя православными, но только 14% причащаются раз в год и чаще. Опрос ФОМ насчитал всего 1,4% регулярно причащающихся.
Эта картина мне очень напоминает момент из университета, когда преподаватель истории поздравил преподавателей из кафедры религиоведения с праздником, а те не поняли, с чем он их поздравляет. В тот день было Крещение Господне.
Конечно, тому, кто не ходил в церковь, будет трудно узнать обо всем сразу. Но по-моему, подруга интуитивно выбрала правильный ориентир – сразу приступить ко Причастию, поскольку это без преувеличения — ЦЕНТР религиозной жизни.
КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ КРЕЩЕНИЕМ и ПРИЧАСТИЕМ? ЗАЧЕМ ПРИЧАЩАТЬСЯ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ?
Крещение – это необходимое условие вхождения в Церковь. Другими словами, человек становится официально членом Церкви. А для того, чтобы из этого что-то получилось, есть Литургия и ее центральное предназначение – Причастие. Через Крещение человек входит в Церковь, через Литургию – воспитывается, растет, укрепляется и приближается к Богу.
Молитвы всех Таинств – очень глубоки по смыслу и очень красивые по своей образности. Вот, на мой взгляд, отрывки из молитв Таинства Крещения, которые наилучшим образом объясняют, ЗАЧЕМ крестят.
- .. и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися… и назидай его на основании Апостол и пророк Твоих, и да не низложиши, но насади его насаждение истины, во святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и да не восторгнеши: яко да преуспевающу ему во благочестии.
(я, конечно, могу пересказать своими словами, но не рискну 🙂
- …общник и воскресения будет: и сохранив дар Святаго Твоего Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания, и сопричтется перворожденным написанным на Небеси, в Тебе Бозе и Господе нашем Иисусе Христе.
Они так быстро прочитываются, что на слух и при быстром темпе ничего не понятно! А жаль. Единственный выход – прочитать дома самому.
Лично мне, даже если бы я ничего не знала из того, что здесь пишу, нравится щедрость пожеланий в любом Таинстве, будь то Венчание, Елеосвящение, Рукоположение… Так же и здесь: когда помазывают миром грудь (перси 🙂, уши и ноги, говорят: «Во исцеление души и тела», «В слышание веры», «Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих».
ЗАЧЕМ НУЖНО ПРИЧАЩАТЬСЯ (что говорит Христос)?
Причастие – всем Таинством Таинство. Даже Максим Исповедник говорил, что никакое таинство не бывает совершено без Евхаристии. То есть – если люди собираются вступить в брак, они перед этим причащаются. Тот, кто рукополагается во священника, причащается. Таинство соборование тоже идет неразрывно в Причастием.
Что о нем сказано в ЕВАНГЕЛИИ?
- «Иисус сказал: Я Сам и есть хлеб жизни. Кто приходит ко Мне, тот никогда не останется голодным, и кто верит Мне, тот не будет испытывать жажды (Св. Евангелие от Иоанна 6:35)
- » Я лоза, а вы ветви. Кто находится во Мне, а Я в нем, приносит много плода. Без Меня вы не можете делать ничего. 6. Кто не пребывает во Мне, тот подобен ветке, что выброшена вон и засыхает. Такие ветки подбирают, бросают в огонь, и они сгорают.» (Св. Евангелие от Иоанна 15:5,6)
В боткинскую больнице в Москве, где я лежала на первом курсе химиотерапии, приходил время от времени священник, чтобы попричащать того, кто желает. Однажды, я пошла причащаться в палату, где лежали уже безнадежно больные люди. Отец Иоанн был очень деликатным, добрым и внимательным. Но в то утро он наклонился над сухонькой женщиной, недвижимо лежавшей в своей кровати, погладил ее по лысой голове и тихо, но твердо и повелительно, сказал: «Ничего не бойся. Ничего не бойся».
Все вокруг еще спали. Кто немного двигался, тот, хоть со стоном, но переворачивался. У всех на лице было выражение страдания.
Женщина, которую пришел причащать батюшка, от немощи ничего не могла говорить. Из всех своих соседей ей, казалось мне, осталось меньше всего жить. Но была одна черта, которая отличала ее от всех соседей: она светилась. Да, она была очень худой, ее тело почти просвечивалось. Но от ее лица, казалось, было светлее вокруг. Она в тот день приняла «лекарство бессмертия».
- «Говорю вам истину: если вы не будете есть тела Сына Человеческого и не будете пить Его крови, то в вас не будет и жизни… 54. Каждый, кто ест тело Мое и пьет кровь Мою, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний День, 55. потому что тело Мое – это истинная пища, и кровь Моя – это истинное питье. 56. Тот, кто ест тело Мое и кто пьет кровь Мою, тот находится во Мне, и Я в нем. 57. Как живой Отец послал Меня и как Я живу благодаря Отцу, так и тот, кто питается Мной, будет жить благодаря Мне. 58. Хлеб этот пришел с небес, и он не таков, как тот, который ели ваши праотцы, которые умерли. Но тот, кто питается этим хлебом, будет жить вечно». (Св. Евангелие от Иоанна 6:48-58)
После этих слов многие его ученики оставили Его, эти слова показались им дикими. Так и некоторым людям сегодня это все кажется нелепым, абсурдным, они перестают причащаться и покидают храм. Но на самом деле, все, что надо – это готовность принять тот дар, который нам дает Бог – есть его Тело и тем самым, становиться БЛИЖЕ К НЕМУ, и освящать свою жизнь.
***
Для меня в период «религиозного упадка» стала очень полезной книга Никодима Святогорца «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», которую мне подарил незнакомый мне человек, когда я лежала в больнице. Вот очень хорошие отрывки, на мой взгляд, из этой книги о том, зачем причащаются:
- Для удаляющихся от Бога — возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви — более горячыми, в знании — более утонченными, к послушании — более готовными, к благодати — восприимчивыми.
- Лучшая подготовка состоит не в том, чтобы отсчитывать дни, а в том, чтобы очищать совесть.
- Промедление в причащении становится причиной того, что он впадает в нерадение, и тепло благоговения и Божественной любви охлаждается.
- Следовало бы нам с великой радостью часто прибегать ко Священной Трапезе и приобщаться нашего Сладчайшего Иисуса Христа, Который есть вся наша жизнь, дыхание, бытие наше и вся надежда и спасение наше, дабы быть всегда с Ним соединенными и неразлучными и в этой жизни, и в иной.
- Божественные отцы не требуют от причащающихся совершенства, но исправление жизни через покаяние.
***
Есть такое сравнение, что все люди в Церкви – один организм. Поскольку в рамках вечности нет ни живых ни мертвых, то причащаясь, мы соединяемся не только со Христом, но с живыми и мертвыми христианами. Это я услышала на подкасте протоиерея Александра Глебова, где он говорит о Литургии. Для меня это был нонсенс нонсенович. Вы представляете? Мы соединяемся с мертвыми?!
Кто хочет больше узнать о Таинстве Причастия, почитайте эти книги:
- Преподобный Никодим Святогорец «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин»
- прот.Александр Шмеман «Евхаристия.Таинство Царства» (аудио)
- Профессор Архимандрит Киприан Керн «Евхаристия»
Это список книг для тех, кто хочет больше узнать о ЛИТУРГИИ:
- Митрополит Вениамин Федченков «Небо на земле»
- Сергей Фудель «Записки о Литургии и Церкви»
- Епископ Александр Буэносс-Айресский и Южно-Американский «Изъяснение Божественной Литургии»
- Священномучение Серафим Звездинский «Хлеб Небесный. Проповеи о Божественной Литургии»
- Протоиерей Алексей Звездинский «Божественная Литургия: объяснение смысла, значения, содержания»
- Протоиерей Аретмий Владимиров «О Божеественной Литургии» (аудио)
- Священник Феодор Людоговский «Как нам теперь причащаться? Традиция против здравого смысла» (аудио)
- Сергей Рахманинов «Литургия Иоанна Златоуста»
- Хор КДА «Божественная Литургия»
- Значение Предметов на Иконах
- Эффективное Общение: Чему Поучиться у Христа?
- Псалом 30: Некоторые Аспекты
- Почему нельзя говорить «Бог ему Судья»?
Причащение в церкви: что это такое, и как к нему готовиться?
Миряне, которые недавно присоединились к миру, где рассказывается о жизни Иисуса Христа, многое не знают. Любая церковная традиция несет за собой глубокий религиозный смысл. Но как разобраться в большом потоке информации. Например, причащение в церкви. Что это такое? Как правильно к нему подготовиться и какие правила следует выполнять неукоснительно?
Обряд причащения. Что он подразумевает?
Если прислушаться в звучание словоформы, то можно понять, что каждый причащающийся человек становится причастным к великому таинству. Во время этого обряда мирянин, вкушая хлеб и вино, соединяется с Господом, и стремиться получить подарок от Бога – вечную жизнь. Совершая правильные поступки и причащаясь не менее одного раза в год, истинный христианин, знает, что под видом хлеба и воды подразумевается Тело и Кровь Иисуса.
Понять такое сопоставление невозможно, но прихожане знают о многих чудесах, происходящих в церквах после обряда. Поэтому верят внутреннему желанию наполниться удивительной чистотой после осознание греховных поступков. Без предварительного согласия к покаянию человек не очистится. Необходимо признать свои ошибки и рассказать духовному отцу, чтобы впредь не повторять их.
Таинство причащения еще называют Таинством Евхаристии (с греческого языка это благодарение). Люди благодарят Бога за то, что получают от него. Чувство признательности за невероятную помощь и поддержку, за судьбоносные решения в пользу здравого смысла – это лишь малая доля огромной радости в жизненном согласии души и разума. Истинный прихожанин верит и принимает сказанные Господом слова.
Для чего нужен обряд причащения?
Иисус Христос, разговаривая на Тайной вечере с апостолами, установил Таинство причащения. Он знал о предстоящих страданиях. Чтобы остаться вместе с верующими и помогать им, в дальнейшем, преодолевать жизненные препятствия, сын Божий разломил хлеб и благословенный продукт раздал ученикам. Вино также было роздано. Спаситель дал наказ совершать обряд для избавления от грехов.
Получить вечную жизнь непросто. Мирянин должен постоянно совершенствоваться, оценивать свои намерения, анализировать поступки, очищаться от злых помыслов. Причащаясь, он завоевывает себе шанс вхождения в Царство Небесное для получения вечной жизни. Исповедь и святое причастие исцеляет душу, заживляет раны. Вера прихожанина укрепляется и происходит душевное развитие: уменьшается негатив, а вместо него приходит желание выполнять Божьи заповеди.
Покаяние очищает душу, заставляет мирянина признаться в содеянных грехах. Причащение помогает наполнить освобожденное место благодатью. После испытанной радости и блаженства не хочется думать о плохих делах. Поэтому, вкушая тело и кровь сына Божьего, настоящий верующий стремится стать безукоризненным, правильным, открытым. Конечно, маленькие проступки будут проявляться, ведь дьявол постоянно искушает, но чем честнее человек перед Господом, тем больше прощается ему.
Что делать, подготавливаясь к причащению?
- Подготовительный этап займет несколько дней: усиленная молитва, пост
- Искренно признать свои ошибки и рассказать о них духовному отцу.
- Беречь душу от наполнения злости, обиды, избегать пустых бесед.
- Отказаться от посещения шумных вечеринок.
- Читать духовные книги.
- Примириться с врагами.
- Накануне причастия отстоять вечернюю службу и исповедаться.
- После полуночи не кушать и не пить.
В молитвословах размещены специальные молитвы, которые используются для чтения перед причастием. Это четыре канона. Первый – канон покаянный (к Господу Иисусу Христу), второй – молебный (к Пресвятой Богородице), третий к Ангелу Хранителю, последний, посвященный Святому причастию. Их читают вечером, после вечерних молитв.
Утром проговариваются утренние молитвы и молитвы из канона Святого причастия. Обратившись к духовному отцу, вы обсуждаете количество произнесенных канонов и молитв. Они могут быть уменьшены и заменены другими. Все зависит от того, что мирянин ожидает от таинства Причащения.
Духовный отец подскажет, как часто необходимо причащаться. Количество в году может варьироваться от одного раза до двенадцати. Самый приемлемый вариант – четыре причащения. Совершается во время многодневных постов и больших праздников, в дни венчания и торжественных дат.
Кто не имеет права причащаться?
- Мирянин, не принявший обряд крещения в Православной церкви.
- Представители других конфессий.
- Человек, не носящий нательного крестика.
- Женщины в период критических дней.
- Человек, который получил запрет от священного отца.
Причащение – великая благодать. Находясь в церкви, вы узнаете, что это такое и увидите, как совершается обряд, познакомитесь с более подробными правилами и станете участником таинства.
Смотреть что такое «Причащение» в других словарях:
-
ПРИЧАЩЕНИЕ — ПРИЧАЩЕНИЕ, причащения, мн. нет, ср. (церк.). Один из обрядов (т.н. таинств) христианской церкви питье верующими церковного вина с кусочками просфоры или облатками. || Действие по гл. причастить в 1 знач. причащать и причаститься в 1 знач.… … Толковый словарь Ушакова
-
ПРИЧАЩЕНИЕ — (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, в которых мистически претворяются его тело и кровь … Современная энциклопедия
-
ПРИЧАЩЕНИЕ — (евхаристия) в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся верующие приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь … Большой Энциклопедический словарь
-
ПРИЧАЩЕНИЕ — ПРИЧАЩЕНИЕ, я, ср. Христианское таинство принятия причастия 2 (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
причащение — сущ., кол во синонимов: 4 • евхаристия (7) • приобщение (14) • причастие (6) • … Словарь синонимов
-
Причащение — главнейшее из христианских таинств, установленное самимИ. Хр. (Иоан. VI, 31; Матф. XXVI, 26 28; Map. XlV, 22 24; Луки XXII,19 20 и 1 Кор. XI, 23 25). К П. допускаются в церкви православнойвсе ее члены, после должного приготовления постом и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Причащение — больных особый вид преподания таинства евхаристии людям,по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме при совершениитаинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В такихслучаях уже древняя церковь посылала болящим св. дары на дом … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Причащение — (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, в которых мистически претворяются его тело и кровь. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
причащение — я; ср. Одно из семи таинств христианской церкви, состоящее в том, что верующие вкушают освящённые хлеб и вино, в которых воплощены тело и кровь Иисуса Христа, и тем самым приобщаются к нему; евхаристия. Первое п. Совершить обряд причащения. П.… … Энциклопедический словарь
-
причащение — я, с., церк. В христианстве: обряд вкушения причастия, состоящего из хлеба (просвиры) и вина. Принять причащение. Синонимы: евхари/стия (церк.), прича/стие (церк.) Этимология: Происхождение связано с часть, которое развилось из общеславянского *… … Популярный словарь русского языка
-
Причащение — Евхаристия (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч. ευχαριστία благодарение), Святое Причастие главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран Таинство, при котором верующие… … Википедия
причащение
— главнейшее из христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан., VI, 31; Матф., XXVI, 26—28; Марк., XIV, 22—24; Луки, XXII, 19—20 и 1 Кор., XI, 23—26). О значении его см. Евхаристия и Пресуществление. К П. допускаются в церкви православной все ее члены, после должного приготовления постом и покаянием. Православная церковь преподает таинство и младенцам (причащая их одной кровью И. Христа), чего не делает церковь католическая, которая, кроме того, не удостоивает мирян чаши. П., по учению церкви, делает причастников «стелесниками» И. Христа, скровными ему, христоносцами, участниками божеского естества; оно споспешествует укреплению и преуспеянию христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает, соделывает твердыми в подвигах добра. Православная церковь учит, что тело и кровь Христовы, вкушаемые верными, — в то же время умилостивительная жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Эта жертва совершенно тождественна с жертвой крестной, отличаясь от нее лишь по образу и обстоятельствам жертвоприношения. Относительно совершения таинства П. существует обширное законодательство древней церкви и новое (полный обзор его см. в «Правосл. собеседнике» 1859 г.). В каждой церкви должны постоянно иметься запасные св. дары для П. больных (см. Дары Святые). Во весь апостольский век литургия совершалась ежедневно, и все присутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией (см. Постановления апостольские и правило 2 Антиохийского собора 841 г.). Ныне христиане не считают себя достойными приступать к П. часто, а особенно — ежедневно. Поэтому церковью установлено в случае нежелания или невозможности причащаться чаще приступать к таинству не менее одного раза в год. По 50-му правилу Карфагенского собора П. должно быть до принятия пищи. В древности причащались отдельно тела Христова, которое священник давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и св. крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. Неизвестно с точностью, с какого времени стали причащать лжицей вместо тела и крови Христовых. Во времена Трулльского собора было еще раздельное П. За П. брать плату запрещено 23 прав. VI вселенского собора. В древнейшие времена причащению предшествовало преломление евхаристийного хлеба по примеру преломления хлеба, данному И. Христом на тайной вечере. В одних церквах преломление следовало непосредственно за освящением даров (у греков), в других — совершалось непосредственно перед раздаянием их причащающимся. У латинян каждый хлеб делили на три части, у греков — на четыре. В других местах на Востоке дважды преломлялся хлеб: сразу после освящения даров — на три части и перед причащением — каждая из трех частей разделялась на мельчайшие части. У мозарабов хлеб делили на девять частей, из которых каждая знаменовала одно из событий жизни И. Христа. После «святая святым» подходили к П. епископ, за ним — пресвитеры, остальной клир, аскеты, женщины — диаконисы, девы, вдовы — дети, наконец, все прочие присутствовавшие. Из «Постановлений апостольских» видно, что раздавал П. сам епископ, но, по словам Иустина, в его время епископ совершал лишь освящение даров, а раздаяние даров было делом диаконов. В последующее время епископ и пресвитеры раздавали св. хлеб, а чашу с вином подавали причащающимся диаконы (Киприан, «De lapsis»). С разрешения епископа диаконы преподавали иногда и то, и другое мирянам, под надзором пресвитера. Что касается части храма, в которой происходило П., то в этом отношении порядок в древних церквах был неодинаковый. В Испании к алтарю допускались только священники и диаконы; прочие клирики приобщались на клиросе, миряне — на амвоне (собор Толедский IV). У греков в алтаре причащались священники и диаконы; это право их было утверждено собором Трулльским. В Галлии мирянам дозволено было причащаться на клиросе, куда после слов «святая святых» впускались даже женщины. Причащались миряне стоя или коленопреклоненные, пресвитеры — стоя, но перед самым П. простираясь ниц перед алтарем (Златоуст). От второго или третьего века в 1837 г. найдена надпись: Έσδίε, πίνε λαβών, ίχδυν έκων παλαμαϊς, т. е. яждь, пей, держа руками рыбу (символ, представлявший начальные буквы слов: Ιησούς Χριστός υιος Θεοΰ). Женщины принимали тело Христово в особый белый плат, названный от своего употребления dominicale, после чего уже клали его себе в рот. Этот обычай продолжался (на Западе) до VII в. Брать голой рукой тело Христово женщине запрещено было собором Оксерским (прав. XXXVI). Св. кровь всасывали из чаши посредством особого рода трубки, золотой или серебряной (colamus, syphon). Обстоятельства происхождения этой трубки неизвестны. Думают, что сначала причащающиеся вкушали кровь Христову прямо из подаваемой диаконом большой чаши, приставляя уста к ее краям. Секки думает, что большая часть чаш, найденных в катакомбах, — евхаристийные чаши, в которых диаконы подавали причащавшимся кровь Христову. В века гонений верные, совершавшие таинства в катакомбах и других потаенных местах, после П. уносили с собой в дома оставшиеся освященные частицы св. хлеба, которыми причащались дома сами, когда имели нужду в подкреплении своей веры или когда готовились к мученичеству. Об этом свидетельствуют Иустин, Тертуллиан, Киприан, св. Василий Великий. Последний категорически говорит, что в его время «в Александрии и в Египте вообще всякий даже мирянин имеет сосуд (κοινονία) специально для домашнего П. и причащается когда хочет». Домашнее П. жены-христианки совершалось иногда тайно от мужа-язычника, П. мужа-христианина — от жены-язычницы, о чем говорит Тертуллиан. В случае болезни или других обстоятельств, мешавших причащаться в храме, св. причастие к больному приносили на дом или диакон, или низший клирик, как это видно из примера аколуфа Тарсиция, замученного язычниками за то, что не хотел выдать им тело Христово, которое нес. Иногда это поручалось и мирянину. Верные, по свидетельству Григория Великого, могли брать П. с собой в путешествие. Клирики и миряне, когда несли св. дары, имели их в чистом полотенце, которое св. Амвросий называет oraria, или в сумке, повешенной через шею на ленте, иногда — в чаше золотой, серебряной или глиняной. Вероятно также, что для этой цели употреблялись енколпии (см.). Сосуды, в которых держалось причастие в домах (arca), иногда были очень изящны. Такова, например, arca, имеющая вид маленькой башни с голубем наверху и с изображением молящегося сбоку, на одном саркофаге в усыпальнице ватиканской. Собор Карфагенский 397 г. (прав. 43) постановил, чтобы П. совершалось до принятия пищи, собор Маконский (прав. VI) в 585 г. определил подвергать отлучению тех пресвитеров, которые нарушили бы это правило.
Н. Б—в.
Причащение больных — особый вид преподания таинства евхаристии людям, по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме при совершении таинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В таких случаях уже древняя церковь посылала болящим св. дары на дом. Так же поступает церковь и теперь. По обычаю православной церкви, св. дары для больных приготавливаются в великий четверток, но могут быть приготовлены и во всякое другое время. Для этой цели приготавливается второй агнец, а в тех храмах, где литургия совершается ежедневно, отлагается только часть литургийного же агнца. Целый агнец или часть агнца приготавливается для преподания больным так же, как и для литургии преждеосвященных даров. См. П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); П. Нечаев, «Практическое руководство для священнослужителей» (СПб., 1892); П. Забелин, «Права и обязанности пресвитеров» (Киев, 1888).