Что такое праздник Песах для евреев, и почему израильский народ будет торжественно отмечать Песах в течение целой недели? В 2019 году праздник Песах будет с 19 по 27 апреля.
О том, почему так сложилось, что это за праздник Песах, как принято его отмечать, и какой смысл вкладывают в него евреи, подробно рассказывается в статье.
Содержание
- Священное значение праздника Песах
- Сколько длится праздник Песах и почему
- Как рассчитать дату Песаха
- Одно торжество – и 4 названия в иудаизме
- Один праздник – два смысла
- Что евреи делают на Песах: традиции
- Что запрещено делать на Песах
- Песах и Пасха: 5 отличий
- Что такое Песах? Гид по еврейской Пасхе
- Взгляд на историю и законы Песаха (Еврейской Пасхи)
- Горькие травы, марор
- Пасха — Светлое Христово Воскресение. Значение и традиции праздника
- Христианская Пасха и языческий Велик-день.
- Мир
Священное значение праздника Песах
Пасху отмечают в честь величайшего события в жизни израильтян – вывода еврейского народа из египетского плена, который был осуществлен великим Моисеем (по-еврейски Моше). Жил этот без преувеличения легендарный человек в XIII веке до нашей эры.
Биография Моисея сама по себе заслуживает отдельной статьи. Если сказать коротко, то родился он от обычной бедной еврейской женщины в те времена, когда евреи почти 400 лет находились в рабстве у египтян. Опасаясь за то, что маленького мальчика убьют, мать положила его в плетеную корзину и отправила по Нилу.
На счастье Моисея заметила дочь египетского фараона. Вот и получилось, что мальчик, который должен был стать обычным евреем, вырос при дворе, как вельможа со всеми полагающимися почестями. Но знатное окружение не испортило кроткий нрав Моисея.
Однажды он увидел, как египтянин до смерти забивал еврея. Для Моше это стало чрезвычайно неприятным открытием. В порыве праведного гнева он убил угнетателя. Но, разумеется, продолжать свою прежнюю жизнь после этого события уже не мог.
А еще спустя несколько лет этот человек стал авторитетным вождем еврейского народа. Миссия Моше состояла в том, чтобы вывести израильтян из египетского рабства.
Интересно, что Бог, помогая иудеям, наслал на египтян 10 казней – всевозможных проклятий на весь народ. Однако только после 10 казни, когда Бог убил всех первенцев угнетателей, фараон сдался.
Кстати говоря, эта казнь случилась ночью, поэтому Господь повелел всем евреям заколоть ягненка и смазать его кровью косяки дверей. И когда он отправился карать египтян, то прошел мимо всех домов иудеев. А жилища угнетателей – погубил.
Именно после этого события Моисей и вывел евреев из рабства. Бегство их было долгим и полным опасностей, но сам факт освобождения считается своеобразной точкой отсчета, судьбоносным моментом иудейской истории. Теперь народ стал свободен и мог уверенно смотреть в свое светлое, независимое будущее.
Сколько длится праздник Песах и почему
Интересно, что эта история отвечает на тот вопрос, который часто задается вместе с тем, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 году: почему торжества идут в течение 7-8 дней? Считается, что ровно через неделю после начала бегства армия фараона догнала израильтян, которые на тот момент добрались до побережья Красного моря.
Но Бог сотворил великое чудо, которое спасло евреев: благодаря сильному ветру, дувшему всю ночь, воды расступились, и дно стало сухим. Израильтяне успели перебежать по нему на другой берег, а вот когда египтяне ринулись в погоню, то волны сошлись, как им и полагается. Армия погибла вместе со своим правителем, а евреи продолжили свое путешествие. Впереди их ожидали большие испытания, но это, как говорится, уже другая история.
СЛОВО – НАУКЕ
Спустя 3300, уже в 21 веке, американские ученые Натан Палдор и Дорон Ноф из National Center for Atmospheric Research (NCAR) сумели смоделировать события той эпохи. Они пришли к выводу, что описанная история действительно могла произойти!
Считается, что евреи прошли по дну одного из местных озер под названием Танис, а не Красного моря. Причем интересно такое открытие: если бы ветер со скоростью 101 км/ч дул на протяжении ночи (ровно 12 часов), он действительно смог бы разделить воды на 2 половины.
Суша могла бы «устоять» не более 4 часов, после чего она резко должна была скрыться. Что, впрочем, и произошло согласно библейскому описанию.
Как рассчитать дату Песаха
В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.
Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2019 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря.
годы | 2019 | 2020 | 2021 |
католическая | 21 апреля | 12 апреля | 4 апреля |
православная | 28 апреля | 19 апреля | 2 мая |
иудейская | 19-27 апреля | 9-17 апреля | 27 марта — 3 апреля |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.
Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.
Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение.
А вот празднование продолжается в течение:
- 40 дней по православной традиции;
- 50 дней согласно католическим представлениям.
Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.
Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».
Когда отмечают праздник Песах в Израиле
Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля.
А вот на территории страны Израиль праздник Песах отмечают ровно неделю. То есть иудейская Пасха в Израиле в 2019 году будет с вечера пятницы 19 до вечера пятницы 26 апреля — 7 дней подряд.
Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.
И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.
Одно торжество – и 4 названия в иудаизме
Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так:
- Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей – египтян, державших евреев в рабстве.
- Хаг а-Мацот — переводится как «праздник опресноков». Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, т.е. пресными лепешками (мацой), состоящими только из муки и воды.
- Хаг а-Херут – «праздник свободы». Комментарии излишни.
- Хаг а-Авив — означает «праздник весны». Кстати говоря, месяц «нисан» называют также «авив».
Не напоминает ли это слово кое-какое название? Действительно, столица Израиля город Тель-Авив – это наименование переводится как «холм весны» в значении «место возрождения, обновления». В мире найдется совсем немного столиц с таким поэтичным названием.
Один праздник – два смысла
Итак, Пасху и Песах отмечают примерно в одно и то же время. А вот смыслы, которые придаются разными народами одному торжеству, сильно отличаются:
- Пасха – это праздник христиан всех конфессий, который отмечается в ознаменование воскресения Христа. И в этом заключается важнейшая основа веры и великая духовная радость.
- Песах – это праздник именно еврейского народа (почитается она еще и самаритянами, а также караимами).
Однако, если вдуматься и помыслить вне контекста конкретной истории, случившейся в Египте более 3300 лет тому назад, никаких явных противоречий между этими смыслами мы не найдем.
Конечно, еврейский народ трактует Песах как освобождение от рабства. А что же христиане? Смерть и последовавшее воскресение Христа – это торжество жизни над смертью, получение свободы от греха.
И если вдобавок ко всему прочему вспомнить древние поверья, Пасха в понимании разных народов – это праздник весны, когда вся природа освобождается от власти зимы и долгих, темных ночей. Удивительным образом переплетаются многовековые, даже тысячелетние традиции разных культур, которые долгое время даже не подозревали о существовании друг друга.
И у этого своеобразного цивилизационного синтеза есть свое весомое, вполне твердое обоснование. Чтобы его почувствовать, достаточно знать только один факт: христианская Пасха почему-то празднуется практически одновременно с иудейским Песахом. Все дело в том, что Христос воскрес именно в тот день, когда евреи уже в который раз собирались отметить свой главный праздник.
Случайно это совпадение или нет, но так уж сложилось, что Пасха стала тем связующим звеном, которое наверняка объединяет религиозные представления большинства народов нашей планеты. И несмотря на разный исторический контекст, своеобразные традиции и символы, общая идея, несомненно, существуют:
- Песах – символ свободы.
- Пасха – символ возрождения.
Каждый народ и каждый конкретный человек вкладывает собственный смысл в понятие освобождения. Кто-то свободен в своих творческих талантах, кто-то счастлив в браке, а иной просто наслаждается своим делом и искренне благодарит судьбу.
В такой прекрасный день все люди могут почувствовать себя частью чего-то светлого, разделить неповторимую благодатную атмосферу праздника. И искренне поздравить друг друга со Светлой Пасхой, или с Песахом, как говорят иудеи.
Среди главных смыслов праздника можно выделить и такую идею, как жертвоприношение. Как израильтяне закалывали агнца (ягненка), так и Христос сам стал священной жертвой, благодаря которой каждый человек имеет право на прощение и помилование. Вот и получается, что если вдуматься, можно понять, что пасхальные торжества отличаются своими символами и историей, однако их фундаментальная основа едина.
Что евреи делают на Песах: традиции
Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.
Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.
Праздничный стол: седер
Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.
На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.
Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день?
Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор). Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.
Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).
Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.
А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:
- горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
- соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
- зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
- кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.
Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.
На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.
Дни после седера
Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.
Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера.
А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей. Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).
То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.
Что запрещено делать на Песах
Что касается запретов, то евреи весьма уважительно относятся к своим нормам. Поэтому все, что перечислено ниже, следует понимать буквально. К запрещенным действиям относятся:
- Стирка, выжимание белья.
- Стрижка, бритье.
- Написание любых текстов.
- Работа в поле, в саду.
- Включение и выключение любых электроприборов, телефона, автомобиля.
- Разведение огня.
Считается, что Песах – праздник, который посвящен всему еврейскому народу. Поэтому недопустимо рассуждать о личных проблемах, вести серьезные переговоры и даже загадывать личные желания во время торжественного ужина или в другие дни. Соответствующие разъяснения дают и раввины, например.
Песах и Пасха: 5 отличий
Найти их можно гораздо больше. И из картины описанных выше традиций, кулинарных особенностей и народных обычаев евреев все видно даже невооруженным глазом. Однако в чем состоят наиболее важные, существенные отличия? Назовем некоторые из них:
- Песах отмечают на протяжении 3300 лет, а Пасху – без малого 2000 лет.
- Даты праздников никогда не совпадают, хотя по времени они весьма близки – март и апрель.
- В основе праздников лежат разные события. Более того – большинство евреев считают Христа пророком, но не Сыном Бога.
- Разумеется, иудеи не приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
- Яйца хоть и присутствуют на еврейском столе, но не крашеные. Да и остальные блюда отличаются от христианских (куличи, крашеные яйца и другие).
В любом случае Пасха и Песах – основные, смыслообразующие праздники соответственно христианства и иудаизма. Они ассоциируются с ключевыми событиями, которые повлияли на историю и культурные традиции миллиардов людей.
Что такое Песах? Гид по еврейской Пасхе
Взгляд на историю и законы Песаха (Еврейской Пасхи)
Еврейский праздник Песах — хорошо известный «праздник свободы», отмечаемый в честь Исхода евреев из египетского рабства, которое длилось 210 лет. Песах — это и национальный праздник еврейского народа. Тора дана народу, когда он уже осознал себя, а это произошло после того, как потомки наших праотцев прошли через рабство в Египте.
Песах есть рождение еврейского народа; его уроки борьбы и самобытности продолжают формировать основу еврейского сознания спустя 3300 лет после свершившихся событий.
Песах в 2018 году
Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана); завершение — 22 нисана (с 30 марта по 7 апреля в 2018 году).
Название праздника “Песах” берёт своё начало от события последней казни, — поражение египетских первенцев — и напоминает про обещание Всевышнего: “…пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной” (Шмот, 12:23). Всевышний «прошёл мимо» (песах) еврейских домов, миновал их и не тронул.
Ночь Седер Песах
Этот вечер (после наступления темноты) на исходе 14-го числа месяца нисана, по еврейскому календарю, отмечается празднованием ритуальной семейной трапезы. За пределами Эрец-Исраэль принято проводить два седера — в этот вечер и следующий. В Израиле — Седер Песах проводится только в одну первую ночь. Сама идея седера основана на библейских стихах из книги Шмот, (главы 1-15):
«И скажи сыну твоему в тот день так: это ради того, что сделал со мною Г-сподь при выходе моем из Египта» – Шмот,13:8.
Рассказ об Исходе из Египта (магид) в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Цель Седера — дать ощутить каждому еврею опыт выхода «из рабства в свободу». Каждая семья в этот вечер и ночь чувствует себя так, как будто бы она выходит из Египта в режиме реального времени. Как написано в пасхальной Агаде, мы рассказываем историю Исхода и подробно излагаем 10 казней. Мы едим особенную пасхальную еду (символы рабства и свободы); кроме того, праздничная трапеза включает много вкусных блюд, которых люди ждут с нетерпением в течение года (подумайте о шариках из мацы!) Мы произносим хвалу Ѓаллель и заканчиваем Седер надеждой на встречу в «следующем году в Иерусалиме!»
Седер — особое таинство семейных уз как взрослых, так и детей, сосредоточенных на главной ночи праздника Песах. Дети с наслаждением поют пасхальные песни, например, Ма Нишатана, Дайейну, задают вопросы от имени «Четырех Сыновей», читают повествование об Исходе из Египта; пытаются «украсть» афикоман и открывают дверь пророку Элияѓу.
Маца — главный символ Седера
Главной особенностью и законом праздника Песах является заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но даже иметь в своем доме квасное (хамец). Маца есть главный символ Седера: наиболее распространённой причиной употребления мацы является то, что на утро Исхода евреи так спешили выйти из Египта, что хлеб не успел забродить и подняться. Маца — это тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкасались прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут. (В настоящее время распространена маца, изготовленная машинным способом, хотя многие по-прежнему предпочитают мацу, сделанную вручную. Современная техника не только дает возможность изготовить мацу требуемого стандарта, но и увеличивает скорость процесса, что уменьшает опасность брожения).
Маца может быть круглой и прямоугольной, форма мацот не имеет особого значения. Особая мицва Седера — вкушение мацот. Каждый должен съесть две трети квадратного кусочка мацы (или половину круглой мацы), облокотившись на левую руку в течение 4 минут. В конце праздничной трапезы подаётся особый «десерт» — кусочек мацы, называемый афикоман.
Четыре бокала
Вино — символ веселья и радости. В Седер мы пьём четыре бокала вина. Они символизируют четыре обещания свободы, данные Всевышним народу Израиля: “И выведу вас из-под ига египтян…”; “И избавлю вас…”; “И спасу вас…”; “И приму вас…” (Шмот, 6:6,7). Следующий стих начинается словами: “И введу вас в эту землю…”. Это пятое обещание, которое символизирует пятый бокал, называемый “бокалом Элияѓу” (кос Элияѓу). Его не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции, пророк Элияѓу считается провозвестником Машиаха, с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль. У каждого участника Седера должен быть свой бокал, объёмом не менее 98 мл. Попытайтесь выпить вино в бокале полностью (или большую её часть) в течение 4 минут; каждый из четырёх бокалов в знак выражения свободы пьют, наклоняясь слегка влево и назад, полулежа, опираясь на левую руку.
Карпас
Перед началом Седера мы едим карпас — овощи (например, сельдерей, петрушку, картофель), макая их в солёную воду в знак воспоминания о слезах и каторжном труде евреев. Глава Седера, а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса, съедают его, предварительно благословив: Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли. Это благословение выводит также и марор, который будет съеден позже.
Горькие травы, марор
— горькие травы. Хотя у многих есть обычай есть хрен; допускается в пищу и римский салат. («Красный хрен» в банках, купленный в магазинах, есть нельзя, ибо это смесь большего количества свёклы и меньшего количества хрена). Марор также макают в харосет, густое пюре из фиников, вина, орехов и яблок. Участники Седера, не облокачиваясь на левую руку, съедают по кусочку марора (минимальным объемом — кезайт), обмакнув его в харосет и произнеся прежде благословение:
Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.
Контрольный перечень необходимого для проведения Седера
Седер означает «порядок», поэтому нужно запомнить много важных подробностей. Не забывайте: ваш Седер должен включать:
Блюдо Седер Песах, (кеара) на которое выкладывается:
-
- маца, покрытая сверху салфеткой (три квадратных или круглых мацот (плюс дополнительная маца);
- вино и виноградный сок;
- Агадот шель Песах (пасхальная Агада для каждого участника Седера);
- бокал для Элияѓу;
- солёная вода;
- бокалы для кидуша;
- подушки для возлежания хозяина дома;
- призы за находку афикомана
Помещения без квасного (хамца)
Во время пасхальной недели евреям запрещено есть или держать у себя хамец (квасное). По этой причине мы уничтожаем (или продаём) весь хлеб, печенье, макароны, пиво и т. д., приобретая другие продукты со знаком «Кошер леПесах» (разрешено для праздника Песах). (Ашкеназские евреи воздерживаются от употребления в пищу китнийот — рис, бобы и прочее). Во избежание проблем соприкосновения с оставшимся квасным (хамец), у нас есть специальный набор посуды и кастрюль на Песах. С практической точки зрения, многие люди начинают уборку дома на Песах за неделю и раньше до начала праздника Песах.
Поиск и сожжение квасного (бдикат хамец)
Накануне праздника Песах, вечером, мы организовываем тщательный осмотр дома на предмет нахождения запретного квасного (бдикат хамец). Бдикат хамец совершается при помощи свечи и оставляет незабываемые впечатления у всей семьи. Любой оставшийся хамец сжигают на следующее утро (срифат хамец) или продают не еврею на передержку, пока не закончится Песах. Продажа должна быть серьёзной и юридически обоснованной; она осуществляется при помощи квалифицированного раввина. Любая проданная еда должна быть закрыта в шкафу и накрыта плёнкой.
Метки: еврейская пасхапесахчто такое песах
Пасха — Светлое Христово Воскресение. Значение и традиции праздника
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день нисана (по нашему счету март ‑ апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.
С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.
В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.
В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.
После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.
Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»
В преддверии этого грандиозного «православного» (как его сейчас называют) праздника, я не мог не написать о нем.
В современном мире считается, что Пасха — это праздник в честь Воскрешения Иесуса и схождения его с креста. В этот день, Распятый спаситель покинул лона своей усыпальницы и вновь возродился на радость всем. При этом на Пасху принято печь куличи и пасху, а так же красить яйца.
Лично меня еще в далеком детстве начал интересовать вопрос «почему?». А вы не задумывались? Пасха — языческий праздник или православный? И думаю, многие из вас его тоже задавали, и так и не получили вразумительного ответа. В последствии я даже имел обыкновение перед этим праздником интересоваться у священнослужителей и расспрашивать их об истоке традиции праздновать Пасху именно так, но опять же, я так и не получил ни одного связного ответа, который бы сам себе не противоречил или подтверждал бы символьность события. Вместо этого я просто слышал вольный пересказ нескольких легенд с весьма искаженным в свою пользу смыслом.
Теперь давайте же посмотрим правде в глаза. Хотя, если честно, скажи мне это кто-нибудь лет 5 назад, наверное, я и не поверил бы сам. Но доказательства на лицо, судите сами…
По сути у нас произошло 2 весьма кощунственных события. Первое — это беспочвенная кража исконно славянских праздников пришлой религией. Хотя они и раньше делали подобные вещи, хотябы даже тогда, когда переименовали свою «Правоверную церковь и религию Христа» в Православную, которая на тот момент являлась истинной верой Славян. И именно из-за подмены этих понятий считается, что все мы исконно православные. Да, мы исконно православные, но никак не рабы Иесуса Христа и его правоверной церкви.
Второе событие — это объединение двух весьма древних славянских праздников в один. Что привело к еще большей путанице в понятиях и смыслах.
С Древних времен, как гласят Веды, существовал у славян великий праздник » ПАСХЕТ» (Путь Асами Ходяше Есть Твердо Сотворение), который праздновался в честь завершения 15-ти летнего исхода славяно-арийских родов из Даарии, прародины наших предков (примерная дата 5 апреля, 36 дайлетъ). Легенды и традиции Вед говорят нам об этом событии следующее. 111 812 лет назад Существа кощеи захватили один из спутников Мидгард-Земли (планеты Земля) Луну Лею и устроили на ней свое гнездо. С нее они спускались на Землю и терроризировали народы, населявшие ее. И тогда великий Тарх Даждьбог, покровитель родов Арийских, Уничтожил Луну, и пала она на Землю огненным дождем. Из-за падения обломков Луны на Землю и изменении магнитного воздействия произошло смещение оси вращения Земли, и она начала свои маятниковые колебания. В следствие всего этого и начался Великий потоп (описанный так же и в Библии, но с большим искажением), погрузивший великую Даарию в пучину океанов. Но многие из родов Арийских успели спастись и перейти по каменному перешейку (ерипейским горам) на континент. 15 лет длился этот исход и на 16-е лето был основан великий город Асгард Ирийский(нынешний Омск), и началось великое расселение Ариев по всей Мидгард-Земле.
В честь этого события и появился праздник Пасхет (Пасха), который несет в себе память о происшедшем. С тех пор на Пасхет принято красить яйца и при встрече бить их друг о друга, и тогда разбитое яйцо считалось яйцом кощея (разрушенной Луной Леей), а целое — Даждьбожьим (то есть силой Тарха Даждьбога, разрушившего пристанище кощеев). Само крашение яиц вызвано событиями падения обломков Луны Лейи на Землю, которая как огненный (метеоритный) дождь пролилась на землю и вызвала возмущение в атмосфере сродни северному сиянию (поистине красивое зрелище вызванное весьма трагичным событием. Небо в то время переливалось огнем и красками всего светового спектра). В последствии даже появились сказки про некого злого кощея, который воровал красавиц, жег города и земли и был почти бессмертен, так как истинная смерть его была спрятана в яйце.
Так, с одним праздником разобрались, теперь перейдем ко второму. К сожалению, боюсь без юмора по-крайней мере тех, кто помладше здесь не обойдется, но все же.
Примерно 16 апреля (если переводить на современный календарь) славяне праздновали завершение свадьбы неба и земли, наступление весны, праздник раскрытия земли и ее готовности к посеву, иными словами, Праздник Плодородия. Этот праздник символизировал начало новой Жизни, зачинание природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, чем энергетически помогали земле зарядиться положительной энергетикой и приносить большее количество урожая. На праздник этот так же было принято печь Куличи, как символ Мужской силы и плодородия (именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц) и творожный пирог который сейчас называют Пасхой, как символ женского плодородия. И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Хотя нам проще списать все это на чужеродные нам цивилизации востока, в которых фаллический культ и по сей день процветает, нежели поверить в то, что этот культ пришел к ним из нашей культуры. Но это именно так. И праздник плодородия — яркое тому подтверждение. Для Справки: Символ Мужской силы и плодородия у славян обозначается словом»Кол» (прямой перевод как стержень), женской силы — словом «Коло» (круг), отсюда и форма угощений.
Теперь зная истинный смысл того, что вы каждый год празднуете, вы уже в праве выбирать для себя сами. Либо продолжайте красить яйца в честь Убийства невинного человека….не вкладывая никакого смысла в ваши действия, либо прикоснувшись к корням наших древних предков, вложите истинную суть в это событие.
Христианская Пасха и языческий Велик-день.
Это очень интересный и многогранный по своей истории праздник. Если обратиться к самому названию, то узнаем, что Пасха (Песах) изначально у евреев праздновалась в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. Далее в христианской традиции Песах стал совпадать по времени с чудесным воскресением Иисуса Христа и об Исходе в этом праздновании уже совсем ничего не упоминается. Хотя многие ритуалы остаются теми же, но получают новое трактование — так жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира, спасение еврейских первенцев — как прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира. Особо толкуется ритуал совершения Пасхи — как агнец совершенный и без порока, так Христос незлобен, без греха и совершен по человеческому естеству; агнец может быть взят от коз, а не только от овец, так Христос умирает не столько за праведников, сколько за грешников.
Интересно, что одновременно с празднованием евреями своего Песаха (то есть до рождения Христа) древние язычники разных стран (греки, римляне, финикияне, египтяне и т.д.) праздновали так же после весеннего равноденствия свои языческие праздники, связанные с чествованием растительных божеств – египтяне Озириса, финикияне – Адониса, греки – Диониса и т.д. Все ритуалы у этих народов были похожи и таковы, что первые три дня мистерии изображалось увядание природы и скорбь по ней – мрачные песнопения и обряды, темные одежды.. А на третий день вдруг храмы заливались светом, танцами и смехом – природа в образе божества как бы воскресла, принося этим радость и веселие. Нетрудно заметить, что современная пасхальная неделя как раз напоминает эту мистерию – только вместо божества перед нами погибает и воскресает Христос. Я не зря говорю сейчас только о греках и римлянах, потому что это официальная открытая информация, которая о славянах ничего не говорит. Но зато она окрыто говорит и не отрицает того, что все пасхальные куличи и крашенные яйца – это «пришло к нам из язычества». Одно это утверждение позволяет сделать вывод о некоем празднестве, совпадающем по времени с Пасхой, но имеющим свои ритуалы — не ягнята там были, а яйца и куличи.
Так, к примеру, в книге «Русские легенды и предания» Ю.М, Медведев и Е.А. Грушко пишут — «Дажьбог — это сын Сварога, бог солнца и его олицетворение. В «Ипатьевской летописи» сказано: «И после Сварога царствовал сын его именем Солнце, его же нарицают Дажьбог… Солнце-царь, сын Сварогов, иже есть Дажьбог, был муж силен…» Идол его стоял на холме в Киеве при князе Владимире. Дажьбогов день, или Велик-день, праздновали весной (это время совпадает с христианской Пасхой). В этот день хоронили или сжигали Кострому-Кострубоньку, пекли сладкие хлебы, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет. Считалось, что первоначально под покровительством Дажьбога находились все божества плодородия, лесов, скотоводства, звероловства, растений и т.п., потому что он был подателем всех благ земных.» Христианство не отрицает Велик день, но в силу тесного смешения всех обрядов – христианских и языческих подает его чуть ли не как производным от празднования Пасхи. Мол, пришла Пасха на Русь и люди начали Велик день справлять от радости))) нескладушка в том, что при этом же духовенство само признает, что куличи и яйца были у нас и до Пасхи!))))
О средневековом Великом дне информации гораздо больше. «Велик день — народное название Пасхи у восточных и некоторых южных славян. На Пасху перешли обряды встречи весны в день весеннего равноденствия. Раньше, вероятно, считалось, что в этот день заканчивалась Великая Ночь (чеш. Velikonoce, польск. Wielkanoc, словен. Velika no) и наступал Великий День (укр. Великдень, белор. Вялікдзень, болг. Великден). В мифологии и обрядности дня присутствуют сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны и начала лета…
Считалось, что Красная неделя перед Пасхой (Русалья) была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.
С Великднём связано множество различных поверий. Крестьяне верили, что в этот день раскрываются небеса, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. В продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними; а скончавшиеся в эту седьмицу вступают, по народному поверью, в отверстые врата рая.
Великдень ассоциировался у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год.
К празднованию готовились всю Красную неделю — с понедельника по субботу. Главные приготовления были с четверга по субботу. Продолжением Великодня была Светлая неделя, длившаяся восемь дней, до Красной горки (Фомина воскресенья) включительно. На Радуницкую (Фомину) неделю, по пасхальному календарю, приходится Радуница — на 10 день начиная с Пасхи — во вторник.»
Мир
Пасха — это языческий праздник. Но если Пасха на самом деле не имеет отношения к Иисусу, тогда что же мы празднуем? Сегодня религиозная культура отмечает воскресение их мертвых. Между тем первые христиане совершили довольно прагматичный шаг и приняли древние языческие практики, большую часть которых мы в той или иной степени соблюдаем по сей день на Пасху. Символическая история о смерти сына (солнца) на кресте (созвездие Южного Креста) и его возрождении после победы над силами тьмы была широко распространена в древнем мире. В древней мифологии есть масса легенд о воскресении из мертвых.
Шумерская богиня Инанна — или Иштар — была повешена на столбе, но затем она возродилась и вернулась из подземного царства. Одним из древнейших мифов о воскресении является миф о Горе. Родившийся 25 декабря, Гор, который пожертвовал своим глазом ради воскресения отца, стал символом жизни и возрождения. Бог солнца Митра родился в тот день, который мы сегодня празднуем как Рождество, и его последователи отмечали день весеннего равноденствия. В 4 веке нашей эры культ Sol Invictus (Непобедимое Солнце), ассоциировавшийся с Митрой, стал последним мощным языческим культом, с которым церкви пришлось бороться. Дионис был сыном богов, которого воскресила его бабушка. А сам Дионис вернул к жизни свою мать, Семелу.
По иронии культ Кибелы когда-то процветал именно в том месте, где сейчас находится Ватиканский холм. Возлюбленный Кибелы Аттис был рожден девственницей, умер и воскрес. Этот весенний праздник начинался в черную пятницу и достигал своего апогея через три дня, когда люди отмечали его возрождение. В самом начале христианской эпохи на Ватинканском холме произошел жестокий конфликт между последователями Иисуса и язычниками, которые поспорили о том, чей бог был истинным, а чей — лишь имитацией. Здесь стоит отметить, что в древнем мире в тех местах, где были популярны мифы о воскресших богах, христианство обретало множество новых последователей. Таким образом, в конце концов, христианство нашло некий компромисс с языческим праздником весны. Хотя в Новом Завете мы не находим никаких упоминаний о Пасхе, первые отцы церкви праздновали ее, а сегодня во многих церквях на Пасху проходят «рассветные службы» — очевидный отголосок древнего языческого культа солнца. Дата Пасхи не фиксирована и определяется фазами Луны — разве это не показатель ее языческих корней?
Многие атрибуты Пасхи также имеют языческое происхождение. Кролики — это атрибут, доставшийся нам в наследство от языческого праздника в честь северной богини Эостре (тевтонская богиня рассвета, аналог греческой Эон и римской Авроры, — прим. ред.), чьими символами были кролик или заяц. Обмен яйцами — это тоже древняя традиция, которая присутствует во многих культурах. Горячие булочки с изображением креста тоже имеют древние корни. В Ветхом Завете мы читаем о том, что израильтяне пекли сладкие булочки для своего идола, а религиозные лидеры пытались положить этому конец. Первые священнослужители христианской церкви также пытались положить конец традиции печь священный хлеб на Пасху. В конце концов, им пришлось уступить женщинам, упрямо соблюдающим языческие традиции, и благословить этот хлеб.
Пасха — это, в сущности, языческий праздник, во время которого мы дарим открытки, подарки и окружаем себя пасхальной символикой, потому что это доставляет нам удовольствие и древние символы до сих пор не утратили своей актуальности. Меня всегда удивляло то, что сила природы и увеличение продолжительности дня острее всего ощущаются именно в городах, где мы вдруг перестаем включать ближний свет фар, отправляясь утром на работу, и где уличное освещение уже выключается к тому моменту, когда звонит будильник.
Я не знаю лучшего способа отметить этот праздник, чем откусить от пасхального кролика, сходить на «рассветную службу», обзавестись пушистым пасхальным цыпленком и прикрепить его на вашем телевизоре, отрезав себе солидный кусок языческого пасхального кулича. Счастливой вам Пасхи!
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.