Содержание
Патриарх
- Десять вопросов о Патриархе
- Устав: глава IV. Патриарх Московский и всея Руси
- Выборы Патриарха в Русской Церкви в XX веке
- Хронологический список Константинопольских патриархов
- От Константина до Петра Тимур Щукин
- Русские патриархи 1589–1700 гг. А.П. Богданов
- Патриархи XX века прот. Георгий Митрофанов
- Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви свт. Афанасий (Сахаров)
- Хронологический список Русских патриархов
- Хронологический список Александрийских патриархов
- Хронологический список Антиохийских патриархов
- Хронологический список Иерусалимских патриархов
- Иаков – родоначальник 12-ти патриархов
- ВИДЕО о Патриархе
Патриа́рх (от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов);
– верховный иерарх, предстоятель Поместной Церкви;
– благочестивый родоначальник еврейского народа, см. патриархи ветхозаветные.
Патриарх в православии — почётный титул первенствующего епископа, а не некая высшая степень священства.
В качестве церковного титула слово Патриах стало использоваться в V веке. Сначала патриарший титул имели главы церквей Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Глава Русской Церкви стал именоваться Патриархом в 1589 году. Первым Патриархом Московским был святой Иов.
«Патриарх Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Он имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх управляет Церковью вместе со Священным Синодом: «Отношения между Патриархом и Священным Синодом, в соответствии с общепризнанной традицией, определяются 34 Правилом Святых Апостолов и 9 правилом Антиохийского Собора» – гласит ст. 5 (гл. IV) Устава.
Патриарх созывает Поместные и Архиерейские Соборы, назначает заседания Синода и председательствует на них. Он несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Синода, представляет Соборам отчеты о жизни Церкви в межсоборный период, осуществляет начальственное наблюдение за всеми синодальными учреждениями и духовными школами, обращается с посланиями к полноте Русской Церкви, вступает в сношения с Предстоятелями Православных Церквей и главами иных исповеданий, представляет Русскую Церковь перед государственной властью. Патриарх издает указы о назначении епархиальных и викарных архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных школ и других должностных лиц, назначаемых Синодом; заботится о своевременном замещении архиерейских кафедр, об исполнении архиереями своих архипастырских обязанностей, поручает архиереям временное управление епархиями, имеет право визитации всех епархий Русской Церкви, дает архиереям братские советы; принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход. Патриарх награждает архиереев титулами и высшими церковными отличиями, а клириков и мирян – церковными наградами, утверждает присуждение ученых степеней и званий, имеет попечение о своевременном изготовлении святого мира.
Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии. По его указанию Московской епархией управляет на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник, носящий титул митрополита Крутицкого и Коломенского. Сан Патриарха является пожизненным. Право суда над Патриархом принадлежит Поместному Собору.
В случае кончины Патриарха, а также его ухода на покой или оставления Патриаршего Престола по иной причине, Священный Синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола. В период междупатриаршества Русской Церковью управляет Священный Синод во главе с Местоблюстителем. «Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха» (Устав РПЦ).
Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1Тим. 3:7), быть не моложе 40 лет и являться гражданином России».
Титул установлен IV Вселенским Собором в 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено Петром I на коллегиальный орган – Синод, в 1918 г. восстановлено.
В настоящее время существуют следующие православные патриархаты:
Патриарх Русской Православной Церкви избирается Поместным собором. Всего в России было 15 патриархов, и 16-й осуществляет свое служение в наше время:
***
Чем папа римский отличается от патриарха?
«Папа — единовластный начальник всех епископов и священников, может всех их ставить и снимать с должности. Патриарх — единовластный начальник только для священников своей епархии (например, Москвы и области). Для епископов он первый среди равных, никого из них он снять и поставить единолично не может — только коллегиально (через Собор или Синод).
Папу никто не может судить и лишить должности. Патриарх подсуден собору епископов и может быть низложен. Папа — наместник Христа, не имеющий равных на земле. Патриарх — обычный епископ (хотя и с большими полномочиями), каких сотни».
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии
ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО
С праздником, дорогие братья и сестры!
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Мы совершаем память преподобной Марии Египетской. Как мы знаем из ее жизнеописания, с 12 лет и до 29-летнего возраста она жила во грехах. 17 лет она шла по широкой дороге жизни, можно сказать, вытворяла что хотела, как сама потом исповедовалась монаху-подвижнику Зосиме, которого она по Божьему усмотрению встретила в пустыне. 48 лет понадобилось этой женщине для искупления греха и для перестройки души на Божественный лад.
Вот что и нам с вами надо перестраивать — душу, сердце и совесть, а не экономику, финансы или уклад государственной жизни. Вот кто был великий перестройщик — Мария Египетская! Из греховной падшей женщины она преобразилась так, что поднималась от земли: ее видел молящейся на воздухе преп. Зосима и испугался, думая, что видит привидение. Вот где истинная перестройка, а не та, о которой нам говорили с трибун разные реформаторы. Перестройщики — это мы! Человек — кузнец своего счастья, т.е. сами люди всегда были творцами счастья или несчастья на земле. Хорошая жизнь будет тогда, когда будем исповедовать Православную веру, жить по-христиански, по тем правилам и законам, которые принес нам Господь с неба. И не только мы с вами, а вот если бы сейчас все 6 миллиардов людей, населяющих Земной шар, жили бы по христианским истинам, не нужны были бы никакие перестройки! Надо перестраивать не государственную жизнь, а жизнь каждого отдельно взятого человека на богоугодный лад. Будем хорошо делать — будет хорошая жизнь.
48 лет подвизалась преподобная в пустыне! Сколько она грешила, столько она и страдала, горько и тяжело. В житии описывается, что 17 лет она боролась со страстями, часто падала в обморочном состоянии, потому что на Ближнем Востоке (теперь это территория Иордании) жара летом достигает 50°С. Если у нас в России в умеренной зоне летом без одежды можно сгореть и умереть от солнечного удара, то каково людям без одежды в пустыне? А ночью резкие перепады температуры от + 50° до 0°С. Представьте себе. И есть нечего: трава — редкость в пустыне. Был бы это лес, тогда можно хоть какие-то ягодки пощипать: брусничку или черничку.
Эти 17 лет преп. Мария испытывала страшные муки, буквально проходила мытарства на земле, потом еще много лет билась со своей природой и уже в последние годы вышла как бы на финишную прямую — очистилась от страстей и тогда она стала ходить по воздуху: на глазах у старца Зосимы перекрестила и перешла реку Иордан, не касаясь воды. Вот как перестроиться надо!
Итак, сегодня мы совершаем память величайшей подвижницы, которая несла тяжелый мученический подвиг! Мы не чета этим подвижникам: у нас где-нибудь заболело, и все — поднимаем на ноги всех родственников, подключаем медицину. А как терпели мученики?! Представьте себе: их рубили мечами, терзали тело железными когтями, жгли на огне. Так они переносили страшные мучения день или два, от силы — неделю, а тут преп. Мария страдала 48 лет! Трудно сравнить, что легче, что тяжелее, не правда ли?
Когда мы малодушествуем, унываем, ропщем: «Я пропостилась, проболела, перетрудилась, не доспала», — то будем вспоминать себе в укор житие преп. Марии Египетской. Ведь никакой человеческий труд, никакие заточения в гулагах и концлагерях не сравнятся с ее подвигами, ибо она претерпела добровольные муки! Ее безпримерный подвиг, перемена ее жизни — это и есть истинное покаяние.
Великий пост нас призывает к такому, если выразиться на современном языке, генеральному покаянию, которое совершила преп. Мария Египетская, она показала нам образец, как надо каяться для того, чтобы встретиться с Богом, очиститься от греховной скверны, чтобы подготовиться к переходу в иной мир.
Великий пост — это время покаяния, преображения, изменения человека из греховного, бесоподобного, какими мы сегодня являемся, в ангелоподобного, как это сделала Мария Египетская. Вот пример для подражания. Она на себе показала, какой святости можно достичь с Божией помощью: Господь ей дал дар прозорливости, ибо она, не зная имени преп. Зосимы, сказала, как его зовут и что он священник; никогда не читая Священного Писания, она цитировала его по внушению Духа Святаго наизусть; стоя на молитве, поднималась в воздухе и творила другие чудеса.
Никому из нас не заказано покаяние, кто бы ты ни был — разбойник, убийца или блудник. Все спаслись, кто хотел и кто не ленился. Помните, сказано в Священном Писании: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6; 37).
На фоне всего сказанного давайте посмотрим на наше сегодняшнее бытие. Мы настолько уже отупели, что не можем трезво оценить происходящее. Еще 20 лет назад никто и не подозревал, какая нам будет уготована западня в 90-е гг. Недавно по телевидению передавали, что в Ставрополе продают на экспорт детей из детского дома по цене 8 тыс. долларов. Интересно, какое будет возмездие тем, которые выступают с экранов телевидения и говорят: «Дети там попадут в хорошие семьи, будут всем обеспечены и не будут болеть». Дескать, будто бы в России дети находятся на мучении, а за границей они будут прекрасно жить и не будут болеть.
Да, они правы: дети, проданные за границу, болеть не будут. Почему? Потому, что их разрежут на запчасти, одному 80-летнему миллиардеру дадут почки, другому — печень, третьему — селезенку и т.д. Разберут по органам детский организм, как воры разбирают автомобиль на запчасти. Кто-то из вас, наверно, попадал в такую ситуацию: стукнулась машина, пока побежишь за гаишником, чтобы составить акт, возвращаешься, а там уже рожки да ножки от нее остались. Так и наших детей продают и воруют, чтобы разобрать на запчасти.
Сегодня весь мир, братья и сестры, ополчился на Россию, потому что мы с вами хоть с горем пополам, но православные, а все остальные, не исповедующие истинную веру, хотят того или нет, борются против нас! Но это явление не новое, это просто повторение старого, вы сами должны понимать. Сейчас в нашей стране ведется стерилизация малышей с помощью памперсов. Мы не открываем вам Америку, а только являемся проводниками тех открытий, которые сделали русские ученые-патриоты, православные по духу, разоблачающие козни наших врагов. В России раньше сами делали подгузники из марли или фланели, т.е. из мягкой ткани, а сегодня — в моде импортные одноразовые, неизвестно из какого материала.
У нас испокон веков и до революции боролись с космополитизмом, чтоб «не заглядывали за бугор», и Сталин боролся с этой мерзостью!
Тут дурной пример подавала интеллигенция, которую все время тянуло ко всему западному, иностранному. Какое-то больное воображение: думают, что все заграничное — лучше, чем наше отечественное. Дети носят памперсы фирмы «Procter&Gamble», которая связана с сатанинской церковью, и подгузнички эти наколдованы, а может быть, и пропитаны какой-то жидкостью, поэтому они стерилизуют малышей, и те вырастают неспособными к деторождению, дальнейшему воспроизводству нации.
Вот так без ядерной бомбы нас истребляют. Нельзя покупать и есть заграничные продукты. Знайте, что это — отрава! Не ешьте шоколад фабрики «Покров», не покупайте водку московского завода «Кристалл» — это кошерные продукты, которые закодированы раввинами. Такая продукция вместе с импортной направлена на истребление нашей нации, т.к. несет в себе заряд отрицательной энергии. Не будем же падкими на броские обертки и красочную рекламу, позаботимся о своем здоровье и о будущем наших детей.
Многие предприятия пищевой промышленности в России скупили враждебные нам люди и добавляют различные канцерогенные, ракообразущие вещества в продукты, чтобы снизить затраты на производство и получить больший доход. Если были бы русские директор и администрация, они бы не допустили нарушения правил и норм технологии, приносящих вред здоровью человека, а иностранец — пожалуйста, он хозяин, что хочет, то и делает. И это все скрывают от нас! Бегайте от этой иностранной заразы. Ни продовольствия не берите заграничного, ни одежды, и кинофильмов не смотрите — ничего зарубежного, если вы хотите быть здоровыми и телесно, и душевно!
Вообще нужно питаться со своего огорода или дачи, сажайте картошку, овощи, делайте на зиму заготовки, еще лучше и скотинку свою иметь. Вот вам и будут экологически чистые продукты.
Мы попали в такое бедственное положение, потому что вскоре после войны, после того, как Господь надавал нам хорошенько по этому месту, мы забыли Бога, и в стадо залезли волки. Женщины стали заниматься чародейством, тем самым разрушали семьи и отбивали чужих мужей.
Во 2-й пол. XX века нами, родителями, было убито во чреве около миллиарда детей. Вот и расплата, мы убивали и нас убивают: кодированием через СМИ, насаждением пьянства и наркомании, отравляют продуктами, заражают неизлечимыми болезнями через прививки, делают безплодными при помощи пива, памперсов и др. И поделом нам, мы еще большего заслуживаем! Кричим на весь мир, что в Чечне за полгода погибло около 2 тыс. солдат и офицеров, а о том, сколько убито во чреве, никто не говорит!
И сейчас продолжается эта бойня русского народа. Идет беременная женщина рожать, а врачи насильно заставляют ее делать аборт, говорят, что у тебя урод родится, как будто они пророки и знают, что будет. Эти гинекологи сегодня — убийцы! Кроме того, через вакцину и уколы роженицам вводят такие импортные препараты, которые подавляют у них родительскую любовь к детям. Были случаи, когда женщина рожала, ей предлагали продать своего ребенка, и она соглашалась, а потом приходила в себя, но было поздно! Вот до чего оболванили наш народ!
Так сегодня мы пожинаем плоды нашего 60-летнего послевоенного бытия. Мы справедливо заслужили это за то, что потеряли веру! Потеряв веру, мы потеряли разум.
Исправить это бедственное положение можно только покаянием и молитвой. Нам всем сейчас нужно становиться на колени и просить, чтобы Господь помиловал и простил нас, наших родителей и предков, которые так грешили.
Даже Сталин в последние годы своей жизни многое осознал и раскаялся. Есть его завещание, которое прячется под сукном, где он сказал, что только Православная вера может спасти Русь и продлить жизнь всего человеческого рода, ибо мир существует благодаря Православной России.
Итак, дорогие братья и сестры, будем обращаться к Богу с молитвой, покаянием и добрыми делами! Мы уж как-то с пятого на десятое проходим свое земное поприще, но давайте подумаем о своих детях и об их будущем! Аминь.
Значение слова патриарх
патриарх
Патриарх Патриа́рх (; от — отец; — господство, начало, власть) — старейшина рода, глава и основоположник чего-либо.
патриарх
I м.
1.Старший член родового общества; родоначальник.
2.Старейший, самый уважаемый где-либо человек. отт. перен. Основоположник, глава в какой-либо области деятельности. II м.Высшее духовное лицо, глава православной церкви.
патриарх
( гр. patriarches)
1) глава рода в родовом обществе ( см. патриархат );
2) старейший, всеми уважаемый человек; основоположник, старейший представитель какой-л. области деятельности;
3) глава православной автокефальной церкви в ряде стран.
патриарх патриарх
муж. праотец, родоначальник, маститый и уваженный глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам. | Высший начальник духовенства в государстве, в области. До Петра, и еще при нем, были всероссийские патриархи, а ныне патриархи только остались в греческой церкви. Патриархов жезл. Патриарший приказ, бывшая у нас верховная расправа. Патриарший клей, высший разбор рыбьего клею. Патриаршеская власть. Патриархия цареградская, антюхпиская. Возвести кого на патриаршество. Патриархальные обычаи, простые, кроткие, семейно-домашние. Патриаршествовать, быть в сем сане.
патриарх
1. глава рода в родовом обществе (см. патриархат);
2. старейший, всеми уважаемый человек; основоположник, старейший представитель какой-л. области деятельности;
3. глава православной автокефальной церкви в ряде стран.
патриарх
патри`арх, -а
патриарх
Poet глава и основоположник чего-нибудь П. русского летописания. патриарх старейшина рода, родовой общины П. лесов (перен. : о могучем старом дереве). патриарх высшее духовное лицо, глава православной церкви N1 П. Московский и всея Руси.
патриарх
(греч. patriarches — родоначальник),
1) глава, старейшина рода, родовой общины, семьи. В переносном смысле — долгожитель, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой-либо отрасли науки, искусства и т. п.).
2) Ветхозаветные родоначальники еврейского народа, жившие до Моисея. — в церковной иерархии высшее звание, присваивавшееся у евреев главе синедриона. В христианской церкви принадлежало сначала всем епископам, затем римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому. В современном православии высший духовный сан, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. Избирается церковным собором. В Русской православной церкви в 1589-1703, восстановлен 5(
18) ноября
патриарх патриарх
патриарха, м. (греч. patriarches – Родоначальник).
1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат в 1 знач.; этнол.).
2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников «колен» еврейского народа (церк.). «Заветы двенадцати патриархов» (название древнерусского апокрифа). Патриархом библейских времен он глядел, завернувшись в рогожу. Некрасов. Еще как патриарх не древен я. Баратынский.
3. В православной церкви – титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью.
патриарх
(греч. patriarches, от pater- отец и archo — управляю), высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви в ряде стран. Титул П. установлен Халкидонским церковным собором (
451); после разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) (
1054) (см. Разделение церквей ) он закрепляется за иерархами восточной церкви. В Византийской империи православную церковь возглавляли четыре П. (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) во главе их церквей также становились П. В России П. был избран собором русских церковных иерархов в
1589. Русские П. являлись в конце 16-17 вв. крупными феодалами-землевладельцами и активно участвовали в политической жизни государства. Наибольшего могущества власть П. в России достигла при Никоне . Постепенное подчинение П. светской власти завершилось при Петре I, который после смерти патриарха Адриана в 1700 назначил не П., а местоблюстителя патриаршего престола, а с 1721 ликвидировал звание П. Руководство церковными делами стал осуществлять Синод . Титул П. был восстановлен на соборе русской православной церкви 1917-
18. Помимо русской, имеются П. константинопольской, александрийской, антиохийской, грузинской (католикос-П.), сербской, болгарской и румынской церквей (см. Православная церковь ) . П. называются и главы некоторых епархий в католической церкви. Патриархи в России: Иов (1589-
1605), Игнатий (1605-
06); Гермоген (1606-
12); Филарет (1619-
33); Иоасаф I (1634-
40); Иосиф (1642-
52); Никон (1652-
67); Иоасаф II (1667-
72); Питирим (1672-
73); Иоаким (1674-
90); Адриан (1690-
1700); Стефан Яворский (1700-21-местоблюститель); Тихон (1917-
25); Сергий (1925-27 — заместитель, в 1927-43 — местоблюститель, 1943-44 — патриарх); Алексий (1945-
70); Пимен (с
1971). В. И. Буганов.
патриарх
патриарх, -а
патриарх
старейшина рода, общины сан предстоятеля некоторых поместных Церквей основоположник и глава какого-либо общественного течения, организации и т. п.
Патриарх: кто это, что означает титул
Кто такой Патриарх
Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.
Православные Патриархаты
Существует 9 православных Патриархатов:
- Вселенский Константинопольский Патриархат,
- Александрийский,
- Антиохийский,
- Иерусалимский,
- Московский,
- Сербский,
- Румынский,
- Болгарский,
- Грузинский.
Епископ-Апостол
Патриарх Московский и всея Руси
1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».
2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.
3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».
4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.
5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.
6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.
7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:
а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;
б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;
в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;
г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;
д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;
е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;
ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;
з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;
и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;
к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;
л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;
м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;
н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;
о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;
п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;
р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;
т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;
у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;
ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;
х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;
ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;
ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;
ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;
щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.
8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.
9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.
Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.
Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.
10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.
Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.
Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.
11. Сан Патриарха является пожизненным.
12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.
13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.
14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.
15. В период междупатриаршества:
а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;
б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;
в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;
г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.
16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.
17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:
а) быть архиереем Русской Православной Церкви;
б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;
в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;
г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);
д) иметь возраст не моложе 40 лет.
Устав Русской Православной Церкви