Содержание
- В человеке всё должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и
- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
- Антон Павлович Чехов: афоризмы
- Человек
- Разум
- Жизнь, деятельность
- Намерения
- Любовь
- Счастье
- Одиночество
- Равнодушие
- Злость
- Ложь
- Нерешительность
- Свобода
- Убеждения
- Воспитание
- Природа
- Искусство, талант
- Литература
- Биография Антона Павловича Чехова
- LiveInternetLiveInternet
В человеке всё должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и
В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
А. П. Чехов
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- так сказал когда-то великий классик. Но неужели молодой франт, зажатый в суровые тиски придворного этикета, одетый в роскошное платье, и днями и ночами мечтающий об очередной успешной охоте и победе над свирепым зверем есть тот, чей образ прекрасного человека пытался донести до нас Чехов? Так ли он его себе представлял? Казалось бы, прекрасное лицо, роскошная одежда, храброе сердце и смелые мысли – вот именно то, что и описывается в мудром изречении. Отнюдь нет. Чувствуется, что писатель хотел донести до нас нечто иное. Да, приятная внешность и достойный вид значат очень много. Да, мудрые мысли, и свежие идеи украшают человека, показывают его с выгодной стороны. Да, всё это очень важно. Но какие могут быть мудрые решения и чистые помыслы, если человек не счастлив. Если он испытывает на себе принуждение и давление со стороны других людей, он пытается освободиться от этого давления, во что бы то ни стало, порой идя на нарушения всех правил, обман и даже преступления. Какие уж тут благородные помыслы! С уверенностью могу сказать, что такой жизни никому не хочется. Никому не нравится быть униженным, задавленным и ненужным. Никто не захочет всегда всем подчиняться и повиноваться. Никому не понравится оскорбление своей личности и умаление собственного мнения. Любой человек хочет быть значимым, уважаемым, любимым, нужным кому-то, наконец. У большинства людей такое желание возникает НЕ из-за денег и почёта, которые даёт высокий статус. Они просто хотят почувствовать свою необходимость.
Никто из нас не любит и не хочет давления. Однако, очень часто влиятельные для нас люди, будь то правительство, учителя, коллеги, в конце концов, одноклассники незаметно, но очень настойчиво навязывают нам свою точку зрения.
Выборы — наглядный пример. Вроде бы мы сами выбираем себе власть, будущее, жизнь, но сами ли мы выбираем? Вряд ли. Ведь мы не можем привести своего самого дорогого, близкого, надёжного, на наш взгляд, человека со словами: «Вот это мой выбор. Это такой-то, пусть он будет нашим президентом». Этого никогда не было, нет и не будет. Где же «полная свобода выбора», если мы выбираем тех, кому доверяем лишь из предложенного и заверенного кем-то списка? Вот вам и навязывание чужого мнения. Мы не выбираем, а лишь поддерживаем выдвинутых депутатов. Это не наш выбор, ведь депутаты выдвигаются сами, либо вышестоящими законодательными органами. Мы, повторяюсь, лишь выбираем из данного состава.
Современная телевизионная реклама – также яркое тому доказательство. Почему я должна покупать «Новый Супер-Блендакс» “всего за 19,5 рублей”, если он мне не нравится? Может быть, мне надоели эти “экстракты мёда и лимона”? Может, я хочу купить наш, обыкновенный, ну, например «Новый Жемчуг». Я не виновата, что он, будучи российской пастой и не имея таких серьезных спонсоров, занимает меньше место в эфире. И мне всё равно, что «Новый Блендакс» “стал на 20% дешевле”, я его не куплю. Но давление это настолько сильное, что трудно ему сопротивляться. Пройдёт эта реклама за день раз тридцать, надоест всем, но все запомнят, что есть такой «Блендакс». И при ближайшем походе в магазин вспомнят, может, и неприятное, но очень сильное впечатление, произведённое на них этой рекламой. Так подумают пятьдесят или более процентов людей, те, кто видели эту рекламу, может, не хотели её смотреть, но, в ожидании любимого фильма узнали много нового про этот «Блендакс». И купили его. Производитель своего добился. У него высокий спрос. А «Новый Жемчуг» сегодня купят 100 человек, завтра 10, а послезавтра о нём все забудут. И это не показатель плохого качества или высокой цены, так как по качеству он совсем не уступает зарубежным аналогам, а стоит дешевле. Просто очень сильным оказалось давление вездесущей рекламы. Это навязывание чужого мнения? Без сомненья!
На нас оказывают давление? Да, и очень сильное. Но оно очень хорошо скрыто, замаскировано. Нам не говорят: “Купите Новый Блендакс!”, а лишь настойчиво о нём напоминают. Нам не говорят: “Голосуйте за него или за него “, но нам настойчиво рекламируют каждого кандидата, зачастую искажая информацию об его идеях и планах на будущее. И нам, разумеется, подают список, включающий его фамилию. Не правда ли, схожая ситуация? Мне кажется, очень. Но во втором случае давление происходит ещё более настойчиво. Ведь рекламы партий и кандидатов мы видим не только по телевидению, но и в прессе, на рекламных щитах, календарях и так далее.
Давление это очень ощутимо и заметно, однако всем хочется его избежать. Как избежать его? И как распознать, что нашим решением и выбором пытается управлять кто-то другой? И возможно ли это вообще? Да, возможно. Но непросто. Всем известно, что знания и информация – главные средства для решения любой проблемы. Это давно известный и доказанный многовековым человеческим опытом факт. Но, чтобы узнать или хотя бы найти нужную информацию для решения той или иной проблемы, нужно хорошо её понимать и уметь сформулировать. Как же сформулировать нашу проблему? Давайте, попробуем. Суть нашей проблемы в том, что нас лишают права свободного выбора. А такое право у нас, бесспорно, есть. Статья 32, пункт 2 Конституции Российской Федерации, гласит, что “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными”. Это право четко прописано в законе. Да, мы прочитали, что у нас есть права и по закону никто не должен их нарушать, но это нас не успокаивает, так как точно представленное в законе право нарушается. А ведь мы рассматривали конкретную, маленькую, частную проблему. Но она в нашей стране далеко не одна. Как говорится в известной пословице, “Беда одна не ходит”. Если мы с довольно-таки большим трудом докопались до истины в таком маленьком деле, то заметить глобальные проблемы и раскрыть серьёзные правонарушения без какой-либо подготовки мы не сможем. А какая нужна подготовка? Ну, хотя бы самая малая. Нужно знать, например, начала права, общую характеристику и историю возникновения государства и законов. Это только начальные сведения, найти их можно даже в школьном учебнике, но это тоже немало. Однако бывают очень сложные и запутанные дела, которые на уровне школьного учебника нельзя не то что раскрыть, но даже понять. Для этого нужно специальное образование. Этим-то и занимаются юристы, адвокаты и следователи. Цель их профессий – убедить или даже заставить людей жить в мире без лжи и обмана, чтобы в каждом доме, дворе, городе, стране и во всем мире царили любовь, сострадание и взаимопонимание.
Радость, любовь, простое человеческое счастье – вот основные составляющие духовной и душевной красоты. А ведь именно она ценилась превыше всего лет 500 – 600 назад. Но времена меняются, меняются нравы, вкусы и идеалы. Сегодня фотомодель с идеальной фигурой и высоким ростом, в сверкающем платье, но, может быть, ничего не имеющая внутри, не обладающая большими знаниями в той или иной области, занятая мыслями исключительно о сохранении и коррекции фигуры, пользуется большим уважением и известностью, чем живущая где-нибудь в глубинке старушка-знахарка, хорошо разбирающаяся в загадках человеческой души и тела, стремящаяся всегда и во всём помогать людям и, возможно, спасшая уже многие человеческие жизни. Внешняя красота сегодня ценится гораздо выше, чем красота внутренняя, духовная. А иначе не было бы у нас великолепного произведения французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Эта книга рассказывает о страданиях и душевных муках бедного парижского звонаря Квазимоды, не просто очень бедного, но и со страшными уродствами: он был с рождения горбат и кос, позже ещё и оглох, однако в нём билось очень большое и открытое сердце. Он тоже не был лишён таких человеческих чувств, как любовь, ревность, страдание и отчаяние. Книга эта была написана в тёмные и мрачные, но очень благородные времена средневековья. Ни один современный писатель, мне кажется, не смог бы создать ничего подобного не только потому, что для этого нужен был невероятный дар и талант, но и потому, что это суждение и восприятие жизни слишком далеко от сегодняшнего. Лично меня это очень даже огорчает. Я согласна, встречают- то по одёжке, но провожают ведь всё-таки, по уму. Не лучше ли сразу обращать внимание на душевные качества человека и его внутреннее духовное богатство, нежели на внешний вид? Это может быть очень сложно, но для правильного понимания и восприятия человека это необходимо.
Недаром ведь написавший знаменитый роман «Война и мир» классик русской литературы Лев Николаевич Толстой сказал когда-то гениальную, на мой взгляд, фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу». Но я с ним отчасти не согласна. Действительно, душа – самое главное в человеке, внутренний мир – основа всей его личности, но в наше время внешний вид тоже немаловажен. Согласитесь, если человек неопрятен, неаккуратен, неряшлив, при всём его интеллекте, одарённости и душевной красоте, общаться с ним крайне неприятно. И соглашаться с ним, даже если он прав, часто не хочется. А человек, который опрятно одет и красиво причёсан, и при этом обладает незаурядными умственными способностями, талантами и душевными качествами – вот, если не идеальный, то очень приятный для самого себя и окружающих человек.
Как здесь не согласиться с Антоном Павловичем Чеховым и не закончить свою мысль теми же словами, с которых она начиналась: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
Смотреть что такое «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» в других словарях:
-
Одежда — получить на Академике действующий промокод Lacoste RU или выгодно одежда купить со скидкой на распродаже в Lacoste RU
-
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли — крыл. сл. Цитата из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897); эти слова произносит доктор Астров (д. 2). Часто цитируется только первая половина фразы … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
-
ДУША — , вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия
-
Антон Павлович Чехов — (1860 1904 гг.) писатель, драматург …Равнодушие это паралич души, преждевременная смерть. …Сделать из мрамора лицо это значит удалить из этого куска то, что не есть лицо. …что непонятно, то и чудо. Бди, копти и не траться на суету! Без труда не… … Сводная энциклопедия афоризмов
-
ЧЕХОВ А.П. — Писатель, драматург, театральный деятель. Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после… … Лингвострановедческий словарь
-
крылатые слова — , мн. Широко употребительные меткие речения, авторство и источник которых, как правило, известны говорящим. Любви все возрасты покорны (А. Пушкин). Рыцарь печального образа (М. Сервантес). Homo est animal sociale (Аристотель). В человеке… … Учебный словарь стилистических терминов
-
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ — — это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о… … Тематический философский словарь
-
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия
-
Биишева, Зайнаб Абдулловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия
-
Предпосылки Февральской революции 1917 года — в России сложный комплекс взаимосвязанных внутренних и внешних экономических, политических и социальных процессов, приведших к Февральской революции 1917 года в России. Некоторые из предпосылок были сформулированы еще до начала Первой… … Википедия
Антон Павлович Чехов: афоризмы
Рубрику «Мысли великих» в новом году продолжает небольшое собрание изречений Антона Чехова – одного из самых известных в мире русских писателей и драматургов.
Человек
Берегите в себе человека.
Человек — это то, во что он верит.
В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.
Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий – от самого себя.
Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей.
Что прикажете делать с человеком, который наделал всяких мерзостей, а потом рыдает.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Разум
Умный любит учиться, а дурак учить!
Человек говорит глупости, когда бывает неправ и неумен.
Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.
Есть люди, об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху.
Незаписанная мысль — потерянная мысль.
Жизнь, деятельность
Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.
Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
Праздная жизнь не может быть чистою.
Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.
Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.
Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай.
На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.
Намерения
Дела определяются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель.
Любовь
Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.
То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.
Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.
Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.
Счастье
Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима.
Если захочешь животного счастья, то жизнь всё равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.
Одиночество
Одинокому везде пустыня.
Равнодушие
Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.
Злость
Злость — это малодушие своего рода.
Грубость — это естественная реакция на боль.
Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.
Ложь
Ложь — тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.
Тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу.
Нерешительность
Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
Свобода
Нужно по капле выдавливать из себя раба.
Убеждения
Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.
Воспитание
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Природа
Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть.
Искусство, талант
Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину…
Критиканы — это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.
Краткость — сестра таланта.
Литература
Если можешь не писать — не пиши.
Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
Биография Антона Павловича Чехова
Антон Павлович Чехов — великий русский писатель, драматург. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.
Родился 17/29 января 1860 в Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой.
23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, которую окончил в 1879 году.
В том же 1879 году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого в 1884 году сначала работал уездным врачом в Чикинской больнице города Воскресенска), затем некоторое время заведовал больницей в Звенигороде.
Писать начал еще студентом в 1879 году. Он начинал с юморесок, фельетонов и небольших рассказов и творил под разными псевдонимами.
В 1884 году вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены»
1885—86 годы — период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» — автора коротких, в основном юмористических рассказов.
С 1887 года Чехов постепенно перешел от юмористических рассказов к серьезной прозе.
7(19) октября 1888 года он получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник — «В сумерках».
В 1890 году Чехов совершил путешествие по Сибири и Сахалину, по возвращении из которого написал книгу путевых заметок «Остров Сахалин».
С 1890 по 1892 год Чехов жил в Москве на Малой Дмитровке, а с 1892 по 1899 годы – в подмосковном имении Мелихово.
Писатель много путешествовал по Европе, а в последние годы жизни из-за обострившегося туберкулеза проживал постоянно в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена – артистка Ольга Леонардовна Книппер, выступала в составе труппы МХТ (Станиславского).
В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков.
Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Баденвайлер (Германия), где и скончался 2 (15) июля 1904 года из-за резкого обострения болезни. Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года после отпевания в Успенской церкви Новодевичьего монастыря он был погребен на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца.
За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений многие из которых стали классикой мировой литературы.
Разбирал сегодня, друзья мои, архив отца и наткнулся на тетрадочку в 96 листов, где собраны, записаны афоризмы, фразы, заметки и вообще умные выражения. Свои и чужие. Вспомнилось, что еще лет пятнадцать назад хотел даже издать шуточный рассказ, написанный отцом, но так и не случилось. Хочется поделиться с вами данным архивом, буду печатать потихоньку. Написано в период 1970 — 1990 гг
«Знание гордится тем, что так много узнало; мудрость стыдится того, что не узнала больше».
/Уильям Купер, 1760г./
«Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой».
/А.П. Чехов/
Мне стало так плохо, как в детстве, в школе, когда на контрольную по истории я принес шпору по алгебре.
Это как нормы ГТО- они мудры: не так сложны, чтобы их не смог сдать каждый, но и не так просты, чтобы каждый смог сдать их без подготовки.
Мы очень часто ворчим на отцов. Их мрачные предсказания колеблют наши планы. На самом деле они самые горячие наши болельщики. Полностью мы понимаем это, когда сами дорастаем до родительских лет.
Заваривать чай – большое искусство. Вот в Туле, например, вместо чая заваривают листья капусты. И делают это не в чайниках, а в обыкновенных кастрюлях. Но самое удивительное, что этот напиток у них называется «Щи».
Мода – это болезнь, которой болеют в основном женщины, а осложнения от которой появляются у мужчин.
Мода — это то, что смешно в самом начале и в самом конце.
Модели свадебных костюмов все время разрабатываются, а вот для разводящихся специальных костюмов нет. От себя могу предложить следующие ансамбли: Он в рубашке с дыркой от утюга на левой стороне груди. Она в свадебном белом платьес накрепко пришитым к нему кухонным фартуком; Или: Он и Она одеты абсолютно одинаково, чтобы всем было ясно – одноименное отталкивается.
Это было не пьеса а а оскорбление тремя действиями.
Мозг – это орган, которым человек только воображает, что мыслит.
Если не сегодня , то когда, если не я, то кто?
«И все-таки ничто не сможет полностью заменить человека»-утверждал людоед.
«Вот и еще один завхоз не вернулся на свою базу…»
Специалисты по вопросам… специалисты по вопросам… А где же специалисты по ответам?
Комната сдается, но на слишком почетных условиях.
Играя в «Спортлото» ряд лет подряд, я лишь однажды отгадал отгадал шесть номеров, два из них были счастливыми.
Вопрос: Что бы вы сделали, если бы, проснувшись утром 1 апреля и глянув в зеркало, обнаружили, что похожи на картину Сурикова»Покорение Сибири Ермаком» — Наверное, повесился бы в Третьяковской галерее.
Готовность к юмору, к восприятию странного, неожиданного, выходящего за рамки повседневности, — одна из самых прекрасных человеческих черт.
В нашем доме друг другу – друг!
Чем глупее человек, тем легче его понимает лошадь.
Время не терпит — терплю я.
Что ты сделал для появления 300 000 жителя Урюпинска?
Счастливые номера 51, 57,62, 74, 86,95.
Любое путешествие обойдется дешевле, если его совершить мысленно.
(От себя -Вспомнился старый габровский анекдот, когда сын, придя из школы, рассказал отцу, чтоопоздал на трамвай и бежал за ним, сэкономив три копейки. На што отец ответил ему: — Дурак, надо было бежать за такси – сэкономил бы три рубля.)
Говорите – работать надо? А кто будет бороться с недостатками?
Как говорила моя бабушка: «В спорах рождаются дети.»
Зачем бросаться словами? Иногда бывает достаточно закинуть одно словечко.
Как говорил Евгений Сазонов: «После нас – хоть потомки».
«Кто тебе давал слово?» — спросил я свою совесть.
Смерть бессильна перечеркнуть то что сделал N.N. Но смерть оказалась всесильной, перечеркнув все то, что он мог еще сделать.
LiveInternetLiveInternet
ЧЕХОВ
Bo4kaMeda
В этом домике родился будущий писатель…
Вообще, семья Чеховых в нём жила совсем не долго, чуть больше года, но именно в это время в 1860 году и родился Антоша. В 1910 году на домик повесили мемориальную доску, но там продолжали жить люди…
И только приступили к созданию музея, как грянула революция, смута. О домике просто забыли. Реально забыли, он зарос кустарником, с улицы его не было видно, поскольку флигелёк находится в глубине двора.
Но, люди, поселившиеся во дворе и ни о чём не подозревающие, случайно заметили покосившуюся табличку на разваливающимся домике… Через лет 7 здесь заработал музей.
Из письма А. П. Чехова (1825):
Куда бы я ни поехал — за границу ли, в Крым или на Кавказ, — Таганрога я не миную.
Радуюсь Вашему избранию в гласные. Чем больше у Таганрога будет таких честных и бескорыстных хозяев, как Вы, тем он счастливее… Жалею, что не могу послужить крупно с Вами родному Таганрогу… Я уверен, что, служа в Таганроге, я был бы покойнее, веселее, здоровее, но такова уж моя «планида», чтобы навсегда остаться в Москве…
Именно так выглядела классическая гимназия, первая на юге России, когда в ней учился Антон…
7 апреля 1887 года:
Совсем Азия! Такая кругом Азия, что я просто глазам не верю. 60000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся, а других интересов — никаких… Куда ни явишься, всюду куличи, яйца, сантуринское, грудные ребята, но нигде ни газет, ни книг…
Так выглядела гимназия во времена позднейших посещений Чеховым Таганрога
Местоположение города прекрасное во всех отношениях, климат великолепный, плодов земных тьма, но жители инертны до чертиков… Все музыкальны, одарены фантазией и остроумием, нервны, чувствительны, но все это пропадает даром… Нет ни патриотов, ни дельцов, ни поэтов, ни даже приличных булочников.
5-й час. Видно море. Вот она, ростовская линия, красиво поворачивающаяся, вот острог, богадельня, дришпаки, товарные вагоны… гостиница Белова, Михайловская церковь с топорной архитектурой… Я в Таганроге… Впечатление Геркуланума и Помпеи: людей нет, а вместо мумий — сонные дришпаки и головы дынькой. Все дома приплюснуты, давно не штукатурены, крыши не крашены, ставни затворены… С Полицейской улицы начинается засыхающая, а потому вязкая и бугристая, грязь, по к<ото>рой можно ехать шагом, да и то с опаской.
Церковь Св. Архангела Михаила
Не люблю таганрогских вкусов, не выношу и, кажется, бежал бы от них за тридевять земель.
Напиваюсь чаю и иду с Егором на Большую улицу. Вечереет. Улица прилична, мостовые лучше московских. Пахнет Европой. Налево гуляют аристократы, направо — демократы. Барышень чертова пропасть: белобрысые, черноморденькие, гречанки, русские, польки…
Мода: платья оливкового цвета и кофточки. Не только аристократия (т.е. паршивые греки), но даже вся Новостроенка носит этот оливковый цвет. Турнюры не велики. Только одни гречанки решаются носить большие турнюры, а у остальных не хватает на это смелости.
Идем в Михайловскую церковь. Темно. Извозчиков нет. По улицам мелькают силуэты дришпаков и драгилей, шатающихся по церквям. У многих фонарики. Митрофаньевская церковь освещена очень эффектно, снизу до верхушки креста. Дом Лободы резко выделяется в потемках своими освещенными окнами.
Приходим в церковь. Серо, мелко и скучно. На окнах торчат свечечки — это иллюминация; дядино лицо залито блаженнейшей улыбкой — это заменяет электрическое солнце. Убранство церкви не ахтительное, напоминающее воскресенскую церковь.
Церковь Св. Митрофания
Еду к Еремееву, не застаю и оставляю записку. Отсюда к m-me Зембулатовой. Пробираясь к ней через Новый базар, я мог убедиться, как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески, и есть даже «Трактир Расия»; улицы пустынны; рожи драгилей довольны; франты в длинных пальто и картузах, Новостроенка в оливковых платьях, кавалеры, баришни, облупившаяся штукатурка, всеобщая лень, уменье довольствоваться грошами и неопределенным будущим — все это тут воочию так противно, что мне Москва со своею грязью и сыпным тифом кажется симпатичной…
Жду соборного звона и иду к поздней обедне. В соборе очень мило, прилично и не скучно. Певчие поют хорошо, не по мещански, а публика всплошную состоит из баришень в оливковых платьях и шоколатных кофточках. Хорошеньких много, так много, что я жалею, что я не Мишка, которому так нужны хорошенькие… Большинство здешних девиц сложено хорошо, имеет прекрасные профили и не прочь поамурничать. Кавалеров здесь нет вовсе, если не считать греков-маклеров и подмоченных камбурят, а потому офицерам и пришельцам здесь раздолье.
Несмотря на холодный ветер, после обеда едем в Карантин. Тут, в Карантине, много дач дешевых и удобных; нанять к будущему году можно, но меня смущает изобилие дач; где изобилие, там многолюдство и шум. Есть дачи во дворе Компанейской мельницы, но мне не нравится место. Многие советуют съездить за 7 верст от Таганрога к Миусу, где тоже есть дачи. Когда съезжу, напишу. На Миусе продаются дачи очень дешево. Можно купить сносную дачу с садиком и с берегом за 500-1000 рублей. Дешевле грибов.
До гимназии Антон посещал начальную школу при Греческой церкви. Церковь разрушили в 30-е, а маленькое здание той школы сохранилось в глубине двора. Но, об этом многие и не знают…
Ночью чистое мучение: потемки, ветер, трудно отворяемые скрипучие двери, блуждание по темному двору, подозрительная тишина, отсутствие газетной бумаги… Купил гуниади, но здешний гуниади — бессовестная подделка, с полынной горечью. Каждую ночь приходилось жалеть и бранить себя за добровольное принятие мук, за выезд из Москвы в страну поддельного гуниади, потемок и подзаборных ватеров.
Был в саду. Играла музыка. Сад великолепный. Пахнет дамами, а не самоварным дымом, как в Сокольниках. Круг битком набит.
Кладбище красиво, но обокрадено. Памятник Котопули варварски ощипан.
Шехтелю, 11 апреля 1887 года:
Таганрог очень хороший город. Если бы я был таким талантливым архитектором, как Вы, то сломал бы его.
Несомненно, что то пришлось сломать для здания библиотеки, построенного по проекту Шехтеля спустя годы
Городской шлагбаум, таким его видел Антон в детстве
Как ни скучна и ни томительна таганрогская жизнь, но она заметно втягивает; привыкнуть к ней не трудно. За все время пребывания в Т<аганро>ге я мог отдать справедливость только следующим предметам: замечательно вкусным базарным бубликам, сантуринскому, зернистой икре, прекрасным извозчикам и неподдельному радушию дяди.
Остальное все плохо и незавидно. Барышни здесь, правда, недурны, но к ним нужно привыкнуть. Они резки в движениях, легкомысленны в отношениях к мужчинам, бегают от родителей с актерами, громко хохочут, влюбчивы, собак зовут свистом, пьют вино и проч.
Что отвратительно в Т<аганро>ге, так это вечно запираемые ставни. Впрочем, утром, когда открывается ставня и в комнату врывается масса света, на душе делается празднично.
В греческом монастыре Чехов с братьями пел будучи гимназистом
11 мая 1887 года:
Теперь я в Таганроге. Опять «ета…ета…ета…», опять короткий диванчик, Коатс, вонючая вода в рукомойнике… Езжу в Дубки, в Карантин и гуляю в садах. Много оркестров и миллион девиц. Изучаю местную жизнь. Был на почте, в купальнях, на Касперовке… Открытие: в Таганроге есть Мясницкая улица. На Большой улице есть вывеска: «Продажа искусминных фруктовых вод». Значит, слыхал, стерва, слово «искусственный», но не расслышал как следует и написал «искусминных»
А в этом домике по большей части прошли детские годы Антона. Сейчас здесь музей
10 сентября 1888:
Всей душой хотел я повидаться с вами, пожить в Таганроге, погулять по саду, мечтал об этом еще зимою, но беда в том, что когда я проезжал через Таганрог и с вокзала глядел на Михайловскую церковь (это было 6 августа, в день Преображения), то чувствовал себя не в своей тарелке и решительно не был в состоянии исполнить свое и твое желание, т. е. остаться в Таганроге.
Дом Варваци
В этом доме торчали английские ядра после бомбардировки города за пять лет до рождения Антона
3 мая 1890 года:
Мой дядя Митрофан Георгиевич писал мне, что в разговоре с ним Вам угодно было выразить желание, чтобы я прислал свои книги в Таганрогскую городскую библиотеку. Такое Ваше внимание ко мне, мною не заслуженное, слишком лестно для моего авторского самолюбия, и я не нахожу слов, чтобы благодарить Вас. Я счастлив, что могу хотя чем-нибудь быть полезен родному городу, которому я многим обязан и к которому продолжаю питать теплое чувство.
Нет сомнения, что по этой лестнице не раз и не два бегал мальчик Антоша…
11 июля 1894 года:
20-22 июля я поеду в Таганрог лечить дядю, который серьезно заболел и хочет непременно моей помощи. Это отличнейший человек, и отказать ему было бы неловко, хотя, я знаю, помощь моя бесполезна. В Таганроге пробуду 1-2-3 дня, выкупаюсь в море, побываю на здешнем кладбище — и назад в Москву…
Если поедете со мной в Таганрог — очень милый город, то поедемте.
Приглашаю Вас в сей город на основании Вашего заявления, что Вам будто бы все равно куда ни ехать, лишь бы не за границу. А я стал мечтать о том, чтобы опять проехаться по степи и пожить там под открытым небом хотя одни сутки.
Дворец Александра первого, где умер Император
6 сентября 1894:
В Таганроге я застал солнце, но все-таки температура была понижена, с моря веяло холодом и по вечерам приходилось надевать теплое пальто. В Таганроге прожил я 6 дней. В последние 2-3 дня шел дождь и дул ветер, пришлось отказаться от удовольствия — плыть по Азовскому морю на пароходе.
Театр, где пропадал Чехов-гимназист. Снимок того самого времени
1895 года:
Я кашляю. Если серьезно заболею, то придется 1/2-1 год прожить на родине, т. е. в Таганроге, ибо воздух родины — самый здоровый воздух. Если бы я был богат, то непременно купил бы тот дом, где жил Ипполит Чайковский.