Содержание
- 25 реально существующих теорий сотворения мира
- 1. Теория австралийских аборигенов
- 2. Гелиопольский миф
- 3. Миф майя
- 4. Теория айнов
- 5. Ранги и Папа
- 6. Пангу
- 7. Праиндоевропейская теория
- 8. Миф индейцев чероки
- 9. История Ворона
- 10. Индуистская теория
- 11. Прорицание вельвы
- 12. Японский миф
- 13. Шумерские мифы
- 14. Пеласгианский миф
- 15. Энума элиш
- 16. Кумулипо
- 17. Джайнизм
- 18. Сотворение мира в Библии
- 19. История сотворения манде
- 20. Чондживанг Бонпули
- 21. Монгольский миф
- 22. Золотая цепь
- 23. Миф навахо
- 24. Ункулункулу
- 25. Вяйнямёйнен
- 5 известных теорий возникновения Вселенной, ставших частью поп-культуры
- 1Мифологическая космология
- 2Мультиверс
- 3Теория Большого Взрыва
- 4Эволюционная космология
- 5Теория струн
- Сотворение мира
25 реально существующих теорий сотворения мира
Вы когда-нибудь задумывались о том, что существует несколько разных теорий сотворения мира? А ведь так оно и есть. Каждый народ выдвигает свои версии и свято верит в их достоверность.
И в то время как некоторые из теорий кажутся смешными и совершенно неправдоподобными, отдельные мифы похожи на вполне реалистичные и смело могут претендовать на достоверность.
1. Теория австралийских аборигенов
Местные жители верят, что когда все живое на земле было окутано сном, Отец Духов проснулся сам и разбудил Матерь Солнце. Он приказал ей спуститься и разбудить планету. Матерь Солнце потрудилась на славу, и Отец Духов остался доволен. Со временем она родила двоих детей – Утреннюю Звезду и Луну. А они, в свою очередь, дали жизнь предкам человечества.
2. Гелиопольский миф
Древнеегипетский миф, согласно которому, сначала существовали только хаотично разливающиеся воды – Нун. Потом из цветка лотоса появился бог солнца Ра. Он создал Шу – бога воздуха, и Тефнут – богиню влаги. В этой паре родилась Нут – богиня неба и Геб, они и создали вселенную такой, какой мы ее знаем.
3. Миф майя
По версии майя, земля была поднята из водяной пучины богами-праотцами – Тепеу и Гукуматц. Они заселили ее растениями и животными, а потом решили создать из земли существ, которые могли бы почитать их. Увы, эти «люди» быстро вернулись к первозданному состоянию и превратились в грязь. Новая «версия» была создана из дерева, но оказалась глуповатой, и боги сами решили уничтожить ее. Следующая попытка была из мяса. Но и с «мясными людьми» не вышло – они оказались злыми, и их пришлось смыть с земли жутким ливнем. И наконец боги попробовали создать существ из кукурузной муки. Добрые и человечные они и стали предками майя.
4. Теория айнов
Представители этого нацменьшинства считают, что земля появилась после того как нефть из океана языком пламени поднялась к небесам. Из пара появилось двое богов, которые спустились на пятицветных облаках. Благодаря богам и облакам и появилась жизнь на земле, а также другие божественные существа.
5. Ранги и Папа
Полинезийский миф гласит о том, что мир появился из ракушки – когда створки ее приоткрылись. Сверху – небо Ранги, а снизу – Папа земля. Ранги и Папа очень любили друг друга и родили 70 могущественных богов, которые принимали непосредственное участие в создании мира.
6. Пангу
В китайской мифологии Пангу – первый человек с двумя рогами, парой клыков и волосатым телом, который возник из хаоса. Он разделил моря, распределил горные хребты и сделал землю такой, какой она нам известна и сегодня.
7. Праиндоевропейская теория
Согласно этой теории, первобытное существо было принесено в жертву – убито и расчленено. И из частей его тела была создана вселенная. В разных культурах имя жертвы отличается. В древнескандинавских мифах ее, например, называют Имиром.
8. Миф индейцев чероки
Представители этого племени считали, что земля ранее была просто островом в бескрайнем океане. Он висел на четырех тросах, и было небо, но все было погружено во мрак. Тогда появилось солнце, которое позволило животным увидеть свой путь. Семь дней и семь ночей звери должны были бодрствовать. Некоторые засыпали, тем же, кто выполнил все условия, Бог подарил возможность видеть в темноте.
9. История Ворона
Ворон встречается во многих мифах о создании человечества. На заре человечества ночью на небе не было ни звезд, ни луны, а Ворон был самым сильным существом во вселенной. Он и создал всех живых существ, в том числе и людей. Но все они продолжали жить в темноте. Тогда Ворон узнал, что у великого вождя есть дочь, которая хранит в коробках солнце, звезды и луну, похитил ее сокровища и передал человечеству.
10. Индуистская теория
По легенде, ради создания человечества боги пожертвовали тысячеголовым существом Пурушей.
11. Прорицание вельвы
Когда ничего не существовало, боги сыны Бера начали строить Мидгард. После встречи с великаншами из крови етуна были созданы карлики, а потом троица богов оживила пару вылепленных из глины фигурок. В этот же момент богини Ур, Верданди и Скульд нарезали на ясене руны, которые определяли судьбу человечества.
12. Японский миф
Несколько элементов смешались, чтобы создать жизнь на земле. Более тяжелая часть смеси создала твердыню, а легкая – небо. После сотворения океана стрела вылетела в небо, и появился бог. А потом появились другие божества. Самую же важную роль в сотворении миры сыграли боги Изанаги и Изанами.
13. Шумерские мифы
Сначала была только Намму – богиня-мать. Она и родила вселенную – Анки. Чуть позже она раскололась на две части, и появился бог неба Ан и богиня земли Ки. Когда же на земле начало назревать восстание, Энил придумал хитрый план. Было принято решение принести в жертву существо, обладающее высоким интеллектом. Богиня Нинма смешала его плоть с кровью, все боги плюнули на него, и тогда тело превратилось в глину, из которой было создано семь мужчин и семь женщин.
14. Пеласгианский миф
Эвринома была богиней всего во вселенной. Она вышла из хаоса, разделила море с небом и танцевала голой на волнах. Схватив поток северного ветра, она создала змея Офиона. Офион влюбился в богиню и воссоединился с ней, после чего на она родила солнце, луну, звезды и землю с горами и реками. Пара стала жить на Олимпе, но когда однажды Офион сказал, будто это он создал человечество, Эвринома стукнула его по голове и сбросила вниз.
15. Энума элиш
Изначально на земле царил водный хаос. Когда боги начали активно появляться, божество пресных вод Апсу решил устранять всех их, потому что его раздражал создаваемый ими шум. Энки удалось убить Апсу и потом он родил Мардука, который позже создал все небесные светила, двенадцать месяцев и людей, которые бы помогали богам и давали возможность им иногда отдыхать.
16. Кумулипо
Гавайская песнь, рассказывающая о том, что земля появилась из морской пучины. Темной безлунной ночью мужчина с женщиной дали начало морской жизни. Со временем появились летающие существа и живые существа на земле. В конце концов из союза Лайлай с Кии и Кейн появилось человечество.
17. Джайнизм
Эта теория сотворения мира не похожа ни на одну другую. Согласно ей, в мире ничто никогда не разрушалось и не создавалось. Все сущности просто меняют формы, а потому вселенная будет существовать вечно.
18. Сотворение мира в Библии
Это, пожалуй, самая известная теория, согласно которой, Бог создал небеса и землю и сказал «Да будет свет», и появился свет. Он создавал мир на протяжении шести дней, а на седьмой день отдыхал. Этот день до сих пор считается особым.
19. История сотворения манде
Сначала существовал только Мангала. Это большая энергетическая сущность, внутри которой было четыре элемента, четыре направления, четыре дня недели. Часть себя Мангала вложил в семя, рассчитывая, что оно даст жизнь новому миру. Но оно взорвалось, и Мангале пришлось создать еще пару семян, и этот опыт оказался более успешным.
20. Чондживанг Бонпули
Корейские шаманы часто обращаются к этому мифу, рассказывая о сотворении человечества. Чистая капля росы упала с небес, а темная – показалась из земли. Когда они смешались, появился мир, но в нем не было солнца, луны и звезд. Король Земли и Небес проснулся от пения петухов. Он знал, что птицы кричат, потому что они зовут солнце. И тогда Чондживанг создал два солнца и две луны.
21. Монгольский миф
Согласно этой теории, мир был создан Удан-ламой. В свои 500 лет он жил в мире, которого не существовало, а когда ему исполнилась 1000 лет, он разделил землю и небеса, создал реки. В дополнение ко всему он сотворил человечество из глины.
22. Золотая цепь
По мифам Йоруба, сначала жизнь существовала на небесах. Высшим существом был Олорун, который жил на небесах вместе с оришами. Однажды Обтала попросил разрешения Олоруна создать твердую землю. Но еще до того как получить добро, он попросил ориш сделать ему золотую цепь, с помощью которой он мог бы спуститься вниз. Позже Олорун помог Обталу создать огонь и людей.
23. Миф навахо
Самый первый мир был очень маленьким, его окружали четыре моря, в котором был один остров с одной сосной. Над морями были облака – черное, белое, синее и желтое. После того как последняя пара объединилась, появилась женщина. Черное и белое облако дали жизнь мужчине. Позже к первым людям пришел Великий Койот, который поделился с ними всеми секретами бытия. А потом появился Злой Койот, который принес в мир колдовство.
24. Ункулункулу
Зулусы считали, что до появления людей и зверей на земле существовали только темнота и огромное семя. Попав в землю, семя дало камышовые ростки – так называемые Утланги. Один из них превратился в Ункулункулу – первого человека. Когда на камышах выросло больше людей – мужчин и женщин, – Ункулункулу сломал их, научил охотиться, стрелять и шить одежду, а потом создал реки, горы, озера, долины.
25. Вяйнямёйнен
Согласно финской мифологии, вселенную создал старый мудрец по имени Вяйнямёйнен. Плавая по морю, он сначала сотворил землю, а потом рассеял семена по ее поверхности, чтобы она не оставалась голой и пустой.
По материалам: List25
5 известных теорий возникновения Вселенной, ставших частью поп-культуры
Новость о том, что Вселенная, согласно свежей математической теории, может представлять собой голограмму, несколько дней назад взорвала сайт Nature — ведущего научного журнала мира. Как обычно, на расчёты, их методику и место в современной физической космологии обратили внимание немногие — но заголовок, будто материализовавшийся из книги Филипа Дика, разошёлся по всем соцсетям. Подобную судьбу в последние годы наследуют почти все термины такого рода, связанные с научными гипотезами о возникновении сущего, — от «сингулярности» до «тёмной материи». Будьте уверены, поп-культура переварит их и превратит значения слов в нечто максимально таинственное и непонятное — тем более что интерес массового зрителя и читателя к космологии в последние годы неуклонно растёт. В этом материале мы решили собрать другие известные теории возникновения Вселенной, превратившиеся в поп-культурные мемы.
1Мифологическая космология
Ничто не мило читателю или зрителю в постмодернистском мире так сильно, как синкретическое сочетание различных мифологий: на этом строится буквально любой супергеройский эпос (лучший пример из недавнего — «Мстители»: германские боги, лавкрафтианские инопланетяне, мессианская фигура жертвующего собой Тони Старка, индустриальный оборотень Халк и т. д., и т. п.). Какое это имеет отношение к научным теориям устройства мира, спросите вы? Самое прямое: истории о ясене Иггдрасиле и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира и формировали его. Эту хитрую наследственность в жанровом кинематографе любят демонстрировать в лоб — как в «Звёздных войнах», где обеспечивающая существование далёкой галактики Силы имеет двойную природу — мистическую и биологическую (все помнят слово «мидихлорианы»?), или в «Хижине в лесу», где высокотехнологичный центр поддерживает бесперебойное обеспечение древних богов человечиной.
Истории о ясене Иггдрасиле
и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира
и формировали его.
2Мультиверс
Представлению о множественности миров гораздо больше лет, чем вы, скорее всего, думаете — и мы сейчас не имеем в виду индуистскую концепцию перерождения. Еще в XII веке мусульманский философ Фахруддин ар-Рази предположил, что за пределами нашего мира существует пустота, заполненная другими вселенными — а в начале XXI века такая точка зрения является крайне популярной частью персонализированной метафизики. Кстати говоря, личностные квазирелигиозные воззрения, сочетающие в себе христианскую мораль, представления о карме и параллельных мирах раньше любил описывать Дуглас Коупленд — в «Поколении X» для этого даже вводится специальный термин, «селф-изм». Что касается мультиверса, то он стал общим местом в научной фантастике и комиксах как таковых: именно так компания DC, скажем, объясняет одновременное существование полудюжины версий Бэтмена. С другой стороны, в данном случае интерпретация понятия довольно далеко ушла от его современной дефиниции: там, где в нынешней квантовой механике продолжается активная дискуссия о правомерности «многомировой» гипотезы, делающей реальными абсолютно все исходы и события (в том случае если они принципиально возможны), в научной фантастике (от «Эффекта бабочки» Брэдбери до трилогии «Назад в будущее») части мультиверса почти всегда так или иначе влияют друг на друга.
3Теория Большого Взрыва
Наиболее часто встречающееся в современной поп-культуре космологическое понятие — соответствующее словосочетание можно найти в текстах песен (между прочим, групп с таким названием существует как минимум три: норвежская металлическая, британская синтипоповая и корейский бойз-бэнд), в бесчисленных сценариях комиксов и, разумеется, в названии популярного ситкома о гиперболизированной жизни молодых учёных. Как ни странно, суть события при пересказе почти не перевирают: действительно, Большой Взрыв — это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя. Именно поэтому, например, бессмысленно задаваться вопросом «что было до Большого Взрыва?» — поскольку само время появилось ровно с началом этого события! (Этот момент хорошо проясняется в «Краткой истории времени», классическом нон-фикшне Стивена Хокинга.) Не зря к этой теории тепло относился Иоанн Павел II: действительно, она довольно неплохо стыкуется с космологией авраамических религий.
Большой Взрыв — это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя.
4Эволюционная космология
Строго говоря, эволюция — что в исходном понимании гениального Чарльза Дарвина, что в современной версии, рассматривающей эволюцию в применении к популяциям, — не является космологической теорией и описывает лишь развитие жизни. Но в расширительном смысле идея и философия бесконечного изменения находит очень большой отклик у людей творческих профессий — в том числе её переносят на такие метафизические материи как этика и эстетика. Ярчайшим примером работы на эту тему является «Древо жизни» Терренса Малика: даже если не рассматривать те моменты, где режиссёр обращается к космологии напрямую (речь о вызвавших противоречивые отзывы зрителей моментах с древней Землёй, населённой динозаврами), идея эволюционного изменения — это смысловой стержень фильма.
5Теория струн
Попыток модификации Теории Большого Взрыва за те почти уже 100 лет, что она существует, было предпринято довольно много. Теорию струн часто называют очередной «теорией всего» или наследницей теории расширяющейся Вселенной, возникнувшей в результате Большого Взрыва, — но, строго говоря, это не совсем так. Хороших объяснений теории струн «на пальцах» почти нет и по сей день (притом что её история насчитывает несколько десятилетий). Главное, что вам нужно знать о ней, — это то, что в её рамках мир представляется не четырёхмерным, как в эйнштейновском варианте общей теории относительности (три пространственных измерения + время), а вовсе даже 11-мерным: такая интерпретация позволяет получить определённые математические преимущества и снять ряд противоречий между экспериментом и теорией. Несмотря на строгую математичность, за теорией сохраняется эзотерический флёр: именно в таком ключе её использовали режиссер Ридли Скотт и автор сценария Кормак Маккарти в недавнем философском экшене «Советник». Вибрация многомерных струн здесь воспринимается как в метафорическом, так и в совершенно буквальном смысле: струны нарушают структуру мироздания — и разрушают жизни.
Сотворение мира
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою
(Быт 1, 1–2).
Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.
Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».
Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).
Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.
Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости».
Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.
Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.
Первый день творения
По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.
Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева
Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).
При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.
Второй день творения
Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).
При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.
Третий день творения
И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).
В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).
В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.
Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).
В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.
И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.
Четвертый день творения
И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).
В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).
Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева
Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).
Пятый день творения
В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).
В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.
В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.
Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.
Шестой день творения
В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).
Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет… Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).
Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).
Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).
Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.
На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).
Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.
Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино
С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.
В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).
Седьмой день
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).
Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.