Святой апостол Андрей Андрей Первозванный встречает паломников Валаамского монастыря
Современные историки датируют первые упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы ненасытным кровавым богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание занесено на первые страницы «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).
Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола Андрея установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк, 8:34).
Первые Валаамские монахи – преподобные Сергий и Герман пришли сюда, предположительно, из Греции. Они же установили здесь общежительный устав. Их “любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие”, так читаем мы сейчас в службе преподобным святым.
Монахи проповедовали по берегам Ладожского озера, обращая в православную веру язычников и разрушая капища, повторяя подвиг апостола Андрея Первозванного. Частые набеги шведских войск, приносящие разорение и пожары, не оставили нам древнейшего жизнеописания первых иноков Валаама.
Вся история острова с XI по XVI вв. представляет собой сплошную череду войн со шведами. Терпевшие поражение в битве с русскими воинами они всю свою злобу вымещали на беззащитных монахах, разоряли и сжигали храмы, предавали смерти иноков и послушников. Несколько раз братия отстраивала свой монастырь практически с нуля, и каждый раз обитель воскресала из пепла. В 1617 году остров Валаам по Столбовому договору перешел во власть Швеции, и почти на сто лет попал под иго иноверцев.
«Претерпевший же до конца спасется» (Мф, 10:22).
Пережив гонения и разорения, в 1715 году по указу Петра I, Валаамская обитель начала свое очередное воскрешение. С этого времени начинается расцвет Валаамского монастыря и его всероссийская слава. Не все было просто и гладко, и только старанием простых монахов монастырь разрастался, строились и освящались новые храмы. Так, в 1896 году архиепископом Антонием (Вадковским) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича с супругой Великой Княгинею Марией Павловной, Великого Князя Кирилла Владимировича и Великой Княгиней Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской был освящен собор в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Новая колокольня собора поражала своей высотой, достигавшей 73 метров. Первый большой колокол, так называемый Андреевский, был отлит в 1873 году в честь святого апостола Андрея Первозванного, и весил 1000 пудов (более 16 тонн).
Красотой «северного Афона» пленился и известный благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков (в мантии Иоанн, в схиме дано прежнее имя – Иннокентий). Именно он предложил игумену Гавриилу на месте часовни в Никоновской бухте воздвигнуть храм и при нем несколько келейных корпусов. Летом 1902 года началось строительство храма, завершившееся в 1906 году освящением 30 июля верхнего храма в честь Воскресения Христова. Нижний храм был освящен в честь апостола Андрея Первозванного, т.к. считается, что именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.
«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф, 27:46).
В годы “безбожия” Валаамский монастырь был опустошен, прекрасные сады его вытоптаны, казалось, что разбитые апостолом Андреем идолы вернулись и мстят за свое посрамление. И сколько же сил потребовалось вновь прибывшим в 1989 году инокам, чтобы восстановить святую обитель, сколько пота и слез было пролито, сколько горячих молитв было вознесено ко Престолу Божию.
О своем прибытии на Валаам вспоминают первые валаамские насельники:
«В течение нескольких дней Ладогу штормило, кроме того стал усиливаться мороз, так что мы думали, что последний рейс корабля из Приозерска не состоится. Тогда иеромонах Геронтий, 13 декабря в день памяти апостола Андрея Первозванного, предложил отслужить молебен апостолу. Все усердно молились. На другой день ветер стал стихать. Мы погрузили на корабль иконы, церковную утварь, облачения, то есть все, что нужно будет для совершения первых богослужений. Корабль смог выплыть только к вечеру. Причалили в большой Никоновской бухте. Никого кругом. Лишь непроглядная темень и вьюга». Трудным было восстановление обители, но, несмотря на тяжкие бытовые условия, эти годы были для иноков, по их же словам, самыми благодатными.
4 июня 2003 года по инициативе игумена Валаамского монастыря архимандрита Панкратия (Жердева) и по благословению архимандрита Иеремии (Алехина), игумена Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря, ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного прибыл на Валаам. Первый молебен на острове Валааме был отслужен тогда именно в нижнем храме Воскресенского скита. Молебен служился с особыми прошениями о восстановлении находящегося в запустении храма. И буквально через несколько недель начались работы по полному восстановлению Воскресенского храма.
И всего через десять лет в Валаамский монастырь теперь уже на вечное хранение, был доставлен святой ковчег с частицей мощей апостола Андрея Первозванного.
«Яко апостолов первозванный, и Верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир Вселенней даровати, и душам нашим велию милость» (тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4).
За двадцать пять лет Валаам постепенно достигает прежнего величия, на острове строятся храмы, часовни, ведутся реставрационные работы. Вновь сюда со всего света съезжаются православные люди, и сегодня на Центральной усадьбе близ Святых врат, окончательно закончены работы по установке скульптуры апостола Андрея Первозванного. 10 июля 2014 года, после храма «Живоначальной Троицы», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника святому апостолу Андрею Первозванному.
Вот так, спустя почти две тысячи лет апостол Андрей Первозванный возвращается на остров Валаам. Возвращается, чтобы благословлять каждого, кто приезжает в Валаамскую обитель.
Краткая справка:
идея установки памятника появилась в преддверии 1025-летия Крещения Руси. Памятник изготовлен известным российским скульптором Андреем Вячеславовичем Клыковым в мастерской народного художника России Вячеслава Михайловича Клыкова (1939-2006 г.г.). Необходимо отметить, что Вячеслав Михайлович являлся Лауреат национальной премии Андрея Первозванного.
Памятник установлен при поддержке Фонда Андрея Первозванного, Центра национальной славы и украинской компании АО «Мотор Сич». Все проекты и программы Фонда Андрея Первозванного ориентированы на единую цель – сохранение православной веры и верности благословению, данному нашей земле святым апостолом Андреем Первозванным.
Подход к памятнику выполнен в форме креста Андрея Первозванного: двух пересекающихся дорожек. Памятник установлен на мраморном постаменте. Ширина основания 2 метра 20 см, высота — 3 м 10 см. Скульптура выполнена из бронзы. Высота 3 метра 60см (с учетом креста 4 метра).
Фотографии предоставлены фотослужбой Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, фотограф — иерей Игорь Палкин.
В ноябре 2014 года закладку нового скита, посвященного святому апостолу Андрею Первозванному, совершил наместник Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря епископ Троицкий Панкратий. 13 декабря 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, посетивший Валаамский архипелаг, заложил капсулу с грамотой в отверстие в стене алтарной части строящегося храма, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
«Для нас большая честь соорудить здесь скит и храм святого апостола Андрея Первозванного, куда люди могли бы приезжать за духовной поддержкой. Вырываясь из мирской суеты, они смогут возносить здесь молитвы, собираться мыслями, подкрепляться духовно, чтобы потом решать дела, на которые всех нас Господь поставил», – приводит слова митрополита Варсонофия епархиальный сайт.
Строительство Андреевского скита предпринято в рамках реализации программы развития скитской и пустыннической жизни Валаамского монастыря, которая получила одобрение Святейшего патриарха Кирилла.
Строительство скита осуществляется совместно с Санкт-Петербургской митрополией и при поддержке региональной общественной организации «Русское Афонское общество», Попечительский совет которой возглавляет губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко.
Скиты Валаамского монастыря
Андреевский скит станет 14-м скитом, расположенным на Валаамском архипелаге. На сегодняшний день здесь действуют 12 монастырских скитов:
-
Скит Всех Святых. Самый первый и самый большой из монастырских скитов. В 1789–1796 годах были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году – в первое воскресенье после дня Святой Троицы.
-
Никольский скит. Включает церковь свт. Николая Чудотворца (построена в 1853 году) и церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году). Архитектор А. М. Горностаев.
-
Скит св. Иоанна Предтечи на Предтеченском острове. Устав скита отличается особой строгостью, посещение скита посторонними не разрешается.
-
Коневский скит. Освящен в 1870 году, разобран в 50-х годах XX века, восстановлен в 2004 году и заново освящен во имя Коневской иконы Божией Матери.
-
Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, Красный скит). Расположен на горе Сион, где, по преданию, св. апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.
-
Гефсиманский скит. Освящен в 1911 году, включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню в честь иконы «Моление о чаше».
-
Смоленский скит. Устроен в 1917 году по проекту великого князя Петра Николаевича, восстановлен в 2005 году.
-
Свято-Владимирский скит. Построен в 2007 году.
-
Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит). Расположен на острове Святой, где в XV веке около семи лет жил в пещере прп. Александр Свирский. Восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года.
-
Ильинский скит на острове Лембос. В 1867 году была возведена деревянная часовня во имя пророка Илии с колокольней и кельями, уничтожена в 50-е годы XX века, заново отстроена в 2006 году.
-
Скит в честь прп. Германа Аляскинского на острове Байонный. Основан в 2010 году.
-
Сергиевский скит на острове Путсаари. Основан во второй половине XIX века. Расположен на о. Путсаари в 18 километрах к северу от центральных островов архипелага. Включает церковь прп. Сергия Валаамского, построенную по проекту архитектора Баранкеева, монастырские кельи и хозяйственные постройки.
Еще один, Аврааамиевский скит (скит в честь прп. Авраамия Ростовского), расположенный на Емельяновском (Авраамиевском) острове и разрушенный в советское время, восстанавливается с 2014 года.
В полуразрушенном состоянии сохраняется Германовский скит, расположенный на ладожском берегу, в Питкярантском районе Карелии.
Тихвинский скит на острове Воссинансаари до наших дней не сохранился.
Остров Оборонный
Оборонный (Сухой, Келисаари, фин. Kelisaari – «путевой остров») – остров в Ладожском озере; один из Оборонных (Емельяновых) островов Валаамского архипелага. Расположен южнее острова Валаам. Административно относится к Сортавальскому району Карелии.
Остров Сухой отделен от соседнего острова Емельяновский узким проходом, глубина которого составляет 2,4 м.
После получения Финляндией независимости в 1917 году на архипелаг прибыли первые военные. На островах, получивших название Оборонных и в зданиях рыбацкого поселка, разместились сторожевой флот и станция морского дозора.
Во время Советско-финской войны 1939–1940 годов здесь находилась береговая артиллерия, но боевых действий на Оборонном не велось. В межвоенный период финскими военными строителями на Ладоге было сооружено большое количество различных связанных с обороной построек, но фортификационные сооружения на Оборонном острове отличаются высокой концентрацией и разнообразием.
Все они являлись частью линии Маннергейма – комплекса оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданного в 1920–1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. Общая длина комплекса составляла 132–135 км.
Укрепления включают двухъярусные подземные казематы, орудийные позиции, прорубленный в толще скалы тайный спуск к Ладоге, а также артиллерийскую вышку.
4 сентября 1944 года СССР и Финляндия заключили перемирие, а 19 сентября – временный мир, граница установилась по рубежам 1940 года. Финны эвакуировали сначала местное население, а затем и войска. 1 октября граница закрылась.
В последние десятилетия хорошо сохранившиеся оборонные сооружения привлекают на остров большое количество туристов.
Обмеление Ладоги и проблемы организации паломничества
Сегодня на встрече с первым вице-президентом Русского географического общества Артуром Чилингаровым наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий отметил, что, согласно наблюдениям, которые постоянно ведутся в монастыре, уровень воды в Ладоге упал. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу монастыря.
«На футштоке пришлось сделать новую, самую низкую отметку. Мы очень обеспокоены, потому что если вода опустится еще ниже, то возникнут серьезные проблемы для судоходства, причем не только на Валааме», – заявил епископ.
По предварительным данным, уровень воды в Ладоге опустился более чем на полтора метра. Как сообщил иерарх, понижение уровня воды также наблюдается в Онежском озере, озере Ильмень и в Сайминских озерах в Финляндии.
Для монастыря обмеление Ладоги может стать серьезной проблемой, поскольку сообщение обители с Большой землей осуществляется преимущественно водным путем. Теплоходами на остров завозятся строительные материалы, топливо и некоторые виды продуктов.
Паломничество на Валаам также почти целиком обеспечивается за счет водного транспорта: круизные теплоходы ходят по маршруту Санкт-Петербург – Валаам, а теплоходы на подводных крыльях типа «Метеор» доставляют паломников на остров из порта Сортавала.
Незначительный процент в общем объеме занимают вертолетные перевозки.
Рублев.com