Икономия
Икономи́я (от греч. οἰκονομία (икономиа) — домостроительство):
1) принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия имеет определенные границы – см. Акривия;
2) икономия Божия, Божественное Домостроительство – а) Промысл Божий; б) учение о действиях Бога в отношении созданного Им мира и человека (учение о Промысле Божьем).
В древней Церкви было принято разделять богословие и икономию. Это разделение восходит уже к IV веку. При этом под богословием понималось учение о Триедином Боге в Самом Себе (св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов), а областью икономии – познание внешних действий Бога в тварном мире – учение о творении, промысле, искуплении, спасении.
Но это вовсе не означает, что икономия не затрагивает богословских вопросов. С икономической точки зрения, учение о Триипостасном Боге, Божественных энергиях также подлежит рассмотрению. Однако рассматриваются оно исключительно во внешнем аспекте, применительно к Божественным действиям в тварном мире.
Исходным моментом икономии является учение о нетварной Божественной благодати, сообщающейся человеку в целях его спасения. Подчеркнем, что только через Божественную благодать человек постигает действия Бога в истории, только через Божественную благодать человек воспринимает само Божественное откровение.
Учение о Божественной благодати или Божественных энергиях, нисходящих к человеку, ведет к учению о домостроительстве (икономии) Святого Духа. При этом в икономическом аспекте рассматривается не вопрос об исхождении Святого Духа, а Его миссия в мире.
Благодатью Святого Духа пророчествовали пророки. От действия Святого Духа рождается Сын Божий Иисус Христос. Силой Святого Духа апостолы получают дар проповеди по всей вселенной. Святым Духом образована Церковь. «Где Церковь – там и Дух Божий, где Дух Божий – там и Церковь», – учит святой Ириней Лионский.
Домостроительство Святого Духа неразрывно связано с домостроительством Сына, поскольку Дух Святой приходит в мир как ниспосланный Сыном: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).
Домостроительство Сына – это преодоление бесконечного расстояния между тварным и нетварным бытием в опыте человеческой истории. Его Воплощение осуществляется в связи с исторической случайностью грехопадения Адама. Рождаясь от Девы, Он приемлет «зрак раба», добровольно берет на Себя все немощи искаженной грехом человеческой природы: голод, жажду, скорбь, страдания и, наконец, смерть. Его земная жизнь – непрестанное уничижение. Став пророческим «мужем скорбей» (Ис. 53:3), Он нисходит до распятия, превращается в Жертву за все человечество: «Немногие капли крови воссоздают целый мир» (святой Григорий Богослов). По Воскресении Он уже Глава новой духовной реальности, присутствующей в опыте истории – Церкви. Таким образом, в созидании Церкви проявляется единство домостроительства Сына и Святого Духа – двух Ипостасей Пресвятой Троицы, Каждая из Которых имеет Свою миссию в мире.
Домостроительство Бога открывает человечеству путь Богопознания. Этот путь идет от благодати Святого Духа, без которой никто не может познать Сына, и ведет через Сына к Отцу. «Путь боговедения – от единого Духа, чрез Единородного Сына к единому Отцу, – учит святой Василий Великий. – И обратно, естественная благость, природная святость, царское достоинство от Отца, через Единородного, простираются на Духа». Таким путем трансцендентный и запредельный Бог раскрывает Свое пребывание в созданном Им мире, предстает как имманентный тварному бытию. На этом пути Каждое Лицо Пресвятой Троицы исполняет общую волю трех Лиц, ибо Святая Троица «нераздельна по естеству, существу и хотению» (святой Симеон Новый Богослов).
Экономика и икономия: управление хозяйством и управление спасением человека
Очередная статья в рубрике “Толковый словарь” ищет сходства между управлением хозяйством и спасением людей.
Разумеется, сегодня никому не нужно объяснять значение слова «экономика» или «экономия». Это древнегреческое по своему происхождению слово состоит из слов ὁ οἶκος (oikos) – дом, жилище, имущество, и ὁ νόμος (nomos) – установление, закон. Соответственно, древнегреческое ἡ οἰκονομία (oikonomia) дословно значит управление или руководство домом или хозяйством, имуществом.
Впервые это слово появляется у древнегреческих авторов IV в. до Р.Х. Ксенофонта и Аристотеля. Любопытно, что Аристотель отделяет экономику как искусство управления хозяйством от так называемой хрематистики – умения извлекать выгоду, наживать имущество и деньги. То есть, ведение хозяйства для Аристотеля – это одно, а прибыль или нажива – другое. Это лишний раз ярко демонстрирует, насколько классические древние греки не были заинтересованы в погоне за имущественными приобретениями или денежной выгодой – за тем, что становится основным смыслом хозяйственной и прочей деятельности при капитализме. Античных греков больше интересовали занятия политикой, искусствами и науками: вот где и как они преимущественно искали себе славу и смысл жизни.
Сегодня за словом «экономика» прочнее некуда закрепилось значение хозяйственной деятельности и совокупности отношений в процессе производства, распределения и потребления имущественных благ. Однако интересно, что это слово богаче, чем принято думать. В Православии, в его богословии и церковном праве оно приобрело свое, совершенно особое значение (хотя отчасти и напоминающее исходное).
«Икономия» («и» вместо «э» появилось как следствие средневекового византийского произношения) стали называть принцип решения церковных вопросов и душепопечения с позиций снисхождения и практической пользы. Бывают ситуации, когда следует отступить от строгого исполнения канона или дисциплинарного правила там, где его применение с высокой вероятностью может породить грех или соблазн (с другой стороны, в Православии икономия часто соотносится и дополняется понятием акривии как неукоснительной точности и тщания в «делах»).
Икономическое целесообразное снисхождение к конкретным немощам человека или учет каких-либо реальных обстоятельств осуществляется в интересах спасения самого этого человека и в интересах Церкви как целого. Скажем, супруг-христианин, живущий в честном браке и любви с тем, кто не хочет переходить в его веру и венчаться, не обвиняется в грехе. Или солдату, уходящему на войну, согласно принципу икономии можно разрешить обвенчаться во время Великого поста. Или вспомним те же отступления от поста с разрешения Церкви, когда человек болеет или путешествует – ведь это тот же принцип икономии в действии.
Впрочем, у церковного снисхождении есть свои четкие пределы. Никакая икономия не может разрешить или оправдать смертный грех. Также икономия ни в коем случае не затрагивает вопросы догматического порядка: «Икономия только тогда используется правильным образом, когда не повреждается учение благочестия» (свт. Евлогий Александрийский).
В таком целесообразном, обусловленном теми или иными конкретными обстоятельствами отступлении от церковных правил есть глубокий смысл. Еще тот же Аристотель говорил, что любой закон формулируется в общем виде, но он не может предусмотреть абсолютно все конкретные обстоятельства своего применения в будущем, и поэтому те или иные отступления от абстрактных формул будут неизбежны. Как позже определил Афанасий Великий в обоснование принципа икономии, «одно и то же в известном отношении и не вовремя непозволительно, а в другом отношении и благовременно – не воспрещается и дозволяется». Или, как заметил патриарх Феодор Вальсамон, «законы нужно толковать в том смысле, какого требует человеколюбие».
В принципе, икономию можно понимать шире, как искусство управления в деле спасения человека. В качестве некоторой аналогии можно вспомнить популярное в 1970-е годы в Советском Союзе суждение «экономика должна быть экономной». Кстати, прообраз мудрого и милосердного отношения к делам спасения содержится в притче из Евангелия от Луки о рассудительном домоправителе (φρόνιμος οἰκονόμος), совершавшем свое хозяйствование (οἰκονομίαν) в духе снисхождения и прощавшем заемщикам своего хозяина их долги (Лк 16. 1-8).
Стоит также оговорить, что иногда в истории христианского богословия «икономия» понималась вообще предельно широко, как Божественное управление своим домом, Божественное домостроительство и замысел в отношении мира и человека. В этом значении слово «икономия» употреблялось в Новом Завете, а также у некоторых учителей и Отцов Церкви. Например, апостол Павел пишет в Послании к Ефесянам: «…открыв нам тайну воли Своей по благоволению Своему, которое Он прежде положил в Нём для устроения (греч. εις οικονομιαν) полноты времён, чтобы соединить всё небесное и земное под главою Христа, в Нем» (Еф. 1.9-10).
О связи человеческого спасения и экономики читайте тему номера журнала “Фома” “Христианство и курсы валют”
Фото анонса Nickolas Titkov