Содержание
- При всей любви к Афону, есть еще понятие церковной дисциплины
- Великий православный раскол: можно ли ездить в Грецию и где запрещено молиться
- Что значит разрыв общения между церквями?
- В каких храмах нельзя молиться?
- Поездки в Грецию под запретом?
- — Отец Виталий, как прихожане отреагировали на известие о разрыве общения с КПЦ?
- — Но паломничество нечто большее, чем туризм. Это ведь религиозный акт.
- — Но для верующих поклонение сопровождается молитвой. Решение синода вообще запрещает молитву в храмах КПЦ?
- — То есть на поездку в греческие храмы и монастыри вы бы прихожан благословили?
- — А что делать людям, у которых возникнет потребность в религиозных обрядах, а никаких приходов РПЦ рядом не будет? Ведь человек может оказаться в критической ситуации.
- Смогут ли прихожане Русской Православной Церкви молиться на Афоне?
- Можно ли молиться на Афоне и привезут ли Благодатный огонь? Как на верующих отразится церковный раскол
При всей любви к Афону, есть еще понятие церковной дисциплины
Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко
Ситуацию с паломничеством на Афон после решения Синода Русской Православной Церкви от 15 октября о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом корреспонденту РИА Новости Сергею Стефанову прокомментировал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук:
— Отец Игорь, с Афона еще не было никакой реакции на действия Константинопольского патриархата на Украине? Реакции их руководящего органа, Священного Кинота, или каких-то отдельных монастырей?
— Православный мир не живет на тех скоростях, которые ему навязывает современность. На Афоне многие совершенно не пользуются Интернетом, сотовой связью, поэтому даже и не знают о тех решениях, которые были приняты в Стамбуле и в Минске. Но со временем, я думаю, узнают, и будет какая-то реакция. Паломники что-то рассказывают афонитам о том, что происходит.
Конечно, это решение создает совершенно понятные трудности и для русских насельников Афона, которые традиционно поминали и Константинопольского, и Московского патриархов. И все они являются выходцами из Русской Православной Церкви. Как в дальнейшем будет обустраиваться их бытие на Афоне — это вопрос, который подлежит решению.
Что касается простых паломников, я думаю, что они все должны понимать, что, при всей любви к Афону, при всем почтении, которое Русская Православная Церковь имеет издавна, испокон веков к Святой Горе, к «уделу Божией Матери», есть еще понятие церковной дисциплины. И если на что-то нет благословения, значит, его нет.
— По поводу конкретно Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря — он также относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. Получается, что мы сейчас и с ними разорвали общение, и туда тоже нельзя приходить и причащаться?
— Причащаться нельзя, но приходить, я думаю, можно, просто помолиться. Буквально на днях в нашем Русском Пантелеимоновом монастыре был престольный праздник, потому что один из храмов этого монастыря посвящен празднику Покрова Божией Матери, и в этих торжествах участвовали три иерарха Русской Православной Церкви. Они не служили, но молились за богослужением.
— А в свете последних решений Синода, теперь, когда идет богослужение, мирянам можно заходить в храм и со всеми молиться? Или можно только самому заходить помолиться, когда богослужения нет? Или можно молиться за богослужением, но просто не причащаться?
— Лучше сказать, что, учитывая все эти сложные обстоятельства, которые складываются, сейчас настало время воздержаться от паломничества на Афон и от участия в богослужениях в любой форме. Но если уж такое случилось, ну, по крайней мере, хотя бы не причащаться.
— Могут ли теперь какие-то святыни привозить в Россию с Афона, или из Турции и другой канонической территории Константинопольского патриархата, или все это сейчас тоже приостановлено?
— Как-то странно ожидать в период такого серьезного обострения наших отношений, что кто-то с территории Константинопольского патриархата повезет к нам святыни. Но если возникнет такая инициатива, мы будем ее рассматривать. Как это обычно и делается в каждом конкретном случае.
— А что будет с нашими соотечественниками — прихожанами православных храмов в Турции или в других местах, где нет иных храмов, кроме как относящихся к Константинопольскому патриархату?
— Это действительно проблема, которая перед нами встает начиная с 15 октября, поскольку де-факто Константинопольский патриархат ушел в раскол, приняв в общение раскольников. Получается, что наши соотечественники на территории Турции остаются без пастырского окормления. Это же касается выходцев из нашего Отечества, которые живут на островах Додеканеса, в том числе самом крупном из них – Родосе, на Крите, и, конечно, мы будем думать о том, как обеспечить для них пастырскую заботу. Времени еще прошло очень мало, но, во всяком случае, эта задача стоит, мы ею занимаемся.
Вообще, приходы Константинопольского патриархата есть по всему миру, кроме Африки и Антарктиды, но там для верующих есть альтернатива — есть храмы и других Поместных Церквей. Нет ее сейчас только в Турции и на тех греческих островах, которые я назвал.
— Секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон сказал, что Русская Православная Церковь будет вынуждена приостанавливать общение со всеми Церквями, которые поддержат решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии церкви на Украине. Можете прокомментировать это высказывание?
.
Фото: Facebook
Однако не исчезает ли Смысл дальней поездки на Афон для православных, если она не предусматривает участие в таинствах — причастии и исповеди у афонского духовника?
Мы поговорили с прихожанами УПЦ, чтобы узнать как они отнеслись к последним событиям.
«На Афоне и на простейшем вопросе можно заработать епитимию»
— Исповедоваться у монаха на Афоне, это не совсем то, что в Украине, — говорит народный депутат Украины IV — VI созывов Василий Горбаль. — Там более жесткие требования, и можно на «простейшем вопросе» заработать себе епитимию (духовное наказание, накладываемое на кающегося, — Прим.Ред.). Наши часто попадаются на невенчанном браке. Я видел и чиновников и представителей деловых кругов наших, которые на этом вопросе получали «негативный опыт» посещения Афона. Но потом устраивали свою жизнь в соответствии с теми советами.
— Какая, к примеру, епитимия за это полагалась?
— Отлучение от причастия на полгода.
Несмотря на эти строгости, количество украинских паломников увеличивается. В последние годы там всегда встречаешь украинские группы. Причем, они не обязательно выбирают традиционно «наш» Пантелеимонов монастырь (братия которого представлены выходцами из СНГ, — Прим.Ред.). Я уже не говорю, что среди монашествующих тоже есть всем известные украинцы, как, к примеру, отец Иосиф, который живет в ските монастыря Дохиар. Ему всегда передают приветы с родины.
Конечно, Афон, это не только таинства. Это и паломнические поездки к святыням. Говорят, если ты не был у трех икон — «Скоропослушница», «Достойно есть» и «Иверская», — ты не был на Афоне. К тому же, многие наши священнослужители и миряне нашли себе духовников на Афоне.
Я сам планировал поездку с 30 октября в Дохиар. Очень надеюсь, что мы ее не отменим. В любом случае, на Афон не ездят без благословения священноначалия.
Я как-то год-полтора не ездил на Афон, переживал. Мне тогда владыка Павел, наместник нашей Киево-Печерской лавры сказал: «А ты все в Украине посмотрел?». И, действительно, есть у нас такие «афониты», что на Святую гору как на работу ездят, а здесь даже в храм не ходят. Есть и такие, что раз в год съездил, и считает, что на год «зарядился духовностью» и тут в церковь ходить не надо.
— Это похоже на создание из Афона культа.
— Совершенно верно. Я противник этого. Поэтому стараемся в Дохиаре останавливаться. Потому что те, о которых вы говорите, любят как раз торжественные службы в величественном Пантелеимоновом (против которых я ничего не имею, конечно).
— А вы сталкивались, скажем так, с ВИП-персонами, для которых главное заскочить на денек на Афон — сделать сэлфи, чтобы повесить фото на стену своего кабинета за столом? Мол, я тоже из особо духовных.
— Знаете, как среди посещающих любой храм в Украине есть разные люди, так и среди паломников. Это я раньше считал, что если я человека встретил в церкви, он однозначно порядочен и честен. У всех разная дрога к храму. И на Афоне люди тоже разные встречаются.
Святая Гора как «политическая вершина»
Тему «религиозного туризма» поднял еще в 2016 году президент православного медиа-холдинга «Радонеж» Евгений Никифоров: «В последние годы мы наблюдаем нескончаемый поток жаждущих «духовных впечатлений». Святая Гора превращается в объект некого «православного альпинизма». Переполненные паромы идут и идут на Афон. Монастыри превращаются в гостиницы, не справляясь уже со стиркой даже (посему привлекая штат со стороны). Без конца плодятся «ВИП-келии». И закономерно теряется Главное, ради чего создавался Удел Богородицы».
В Украине же процветает «политический туризм» на Афон. Кандидаты в президенты или в мэры непременно едут на Святую гору, дабы заручиться поддержкой самой многочисленной конфессии — УПЦ (МП). Там, чтобы быть допущенными к причастию, они обещают, что никогда более не появятся на службе у Киевского патриархата. Но как только усаживаются во властные кресла, забывают об обетах.
Виталий Кличко и сторонник автокефалии митрополит Александр Драбинко на Афоне (фото из Facebook Драбинко)
Или, к примеру, экс-депутат Игорь Лысов профинансировал в 2017 году поездку на Святую гору и исполнение на ее вершине гимна Украины митрополитом Александром Драбинко.
Тогда последнему (в свое время приписывавшему себе авторство концепции Русского мира) потребовалось изображать уже украинский патриотизм.
Что, кстати, так и не удалось. Оказалось, что Драбинко даже не знает, на каких строках заканчивается гимн, изрекая «Аминь», совсем не в финале песнопения.
Видео: facebook.com/Lysov.Igor
«На Афоне выпендриваться не перед кем»
Телепродюсер Юрий Молчанов, однако, считает, что Афон способен изменить любого человека.
— Паломничество на Афон, это паломничество из паломничеств. В том смысле, как мы употребляем словосочетания «Праздник праздников», «Книга книг», «Торжество из торжеств». В этом отношении на земле нет более удивительного места. Ты попадаешь в мир совершенной аскезы. Для меня Афон, это эталон аскезы. Я видел паломников — сильных мира сего — выстраивающихся в очередь к умывальникам в обыкновенных шлепанцах, в «трениках», небритых… Выпендриваться-то не перед кем. «Котлы» (часы, — Прим.Ред.), галстуки, костюмы от Бриони — все это остается где-то там — в другом мире. Люди начинают обретать свой исконный смысл.
Буквально через два часа начинает ощущаться полное отсутствие женщин. И, самое главное, это молитва. Постоянные длинные службы.
Хотя, конечно, я понимаю, что любой сельский храм обладает тем же «набором инструментов» для спасения моей души. И если бы я был не лентяем, я бы мог надлежащим образом спасаться и там.
— Значит, Афон просто своими порядками обязывает к «надлежащему образу»?
— Да. Я там был на богослужении длиной в восемь часов. С непривычки в какой-то момент тебя уже начинает «вырубать». Но потом наступает второе дыхание, третье… Вышел к колодцу (недалеко от Дохиара) освежился, вернулся в храм, и вот когда плоть абсолютно уже изнемогает, дух начинает просыпаться. Что-то в тебе необыкновенное начинает твориться.
Но кто-то туда ездит «зарисоваться», такие уходят со службы в келью поспать (никто ведь ни за кем не следит, и ни к чему не обязывает).
— А что для них Афон?
— Не хочу никого обсуждать. Но я режиссер, невольно замечаю. Ну, вижу «понт». Вот человек достает «лопатник», скупает сувенирной продукции на пару тысяч евро, выгребает полкиоска… Но я не знаю, что у него в душе. Понты, это внешне. А в душе может быть и доброе и злое.
Да, Афон, это некая православная Мекка (да простит меня Господь за такое сравнение), но для меня смирение и послушание Церкви важнее. И если Церковь говорит «старик, подожди, сейчас не лучшие времена, и вот мы пока не общаемся», я не восприму это очень уж болезненно.
Лишение нас Афона, это как лишение десерта в пище духовной. Умрем мы без тортов? Вряд ли.
— Ну, у нас еще в средние века не знали, что такое торт. И выживали как-то.
— Точно так же выживали без Афона Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И стали самыми великими нашими святыми.
У меня есть Голосеевский монастырь, я живу рядом с Покровским монастырем, так что трагедии вообще вижу. Ну не можем пока на Афоне спасаться, значит это толчок к паломничеству в Почаев, в Святогорскую лавру… Давайте, в конце концов, исследуем, что рядом с нами. Рядом — под Радомышлем — есть женский монастырь с такими же строгими восьмичасовыми службами…
А, вообще, если человек убежден, что без Афона он не спасет свою душу, это повод задуматься, а все ли у него в порядке с душевным здоровьем.
«Для меня ослушаться Церкви было бы равносильно предательству»
Поэт и писатель Ян Таксюр рассказал «Стране», что «паломничество на Святую Гору Афон, как и другие виды паломничества к святыням, для православного человека — это особый вид общения с Богом. Это одновременно и молитва, и жертва. Человек оставляет на какое-то время дела, заботы, суету и как бы говорит Богу: «Это время только Тебе и только с Тобой». Святость Горы Афон (а одно из значений святости — отдельность, отделенность от мира земного) как раз и заключается в том, что здесь молятся, поют и служат Богу всегда. Это своего рода республика непрестанно молящихся. И, наверное, потому Небо, к которому стремится каждый православный христианин, на Афоне делается ближе. А те, к кому обращены эти молитвы — Господь, Богородица, святые — здесь принимают наши молитвы с особенной милостью.
— И как же теперь?
— Что касается невозможности участвовать в таинствах на Афоне, это, надеюсь, временное положение вызывает грусть. Однако гораздо большую грусть и тревогу вызывает причина, по которой возникла подобная проблема. Имею в виду незаконные, не церковные, а чисто рейдерские действия патриарха Варфоломея. Поэтому сегодня для меня ослушаться Церкви было бы равносильно предательству. Как в семье считалось бы предательством поддерживать брата, который оскорбляет общую мать. К тому же для нас, православных христиан, Бог не имеет пространственных и временных границ. Это я к тому, что общение с тем же Богом возможно и в храмах Украины. Что мы и будем делать, прося у Него исправления нынешней горькой, но вовсе не катастрофичной ситуации.
«Да, мы режем себя сами. Но священноначалию виднее»
Настоятель храма святого Михаила, благочинный больничных храмов Киева протоиерей Роман Барановский, духовник первого в Украине и последнего на сегодня подворья афонского Пантелеимонового монастыря считает, что случившееся «очень большая трагедия».
— На Афоне мы можем встретить эталон. Эталон чистоты, эталон отношения к людям. Там мы видим образцы людей, которые пронизаны благодатью Святого Духа. И священнику необходимо приезжать туда, где эталон. В Пантелеимоновом монастыре — где половина русских, половина украинцев — монахи даже по виду отличаются от наших батюшек: по манере разговаривать, по пластике. Когда человек долго ходит в подряснике, у него совершенно другая пластика. Форма сохраняет дух. У нас редко ходят в подряснике. Потому форма дух не хранит.
Там есть такой старец отец Исидор. На лавке всегда сидит в Пантелеимоновом монастыре. Когда к нему подходишь, он говорит: «Ну что, приехали зарядить свои духовные батарейки?». Афон является духовной зарядкой для каждого священника. И если мы потеряем этот образец, если я сейчас не поеду на туда Рождество, то какой я свет буду нести людям? Значит, это трагедия и для паствы. Потому что пастырь должен «обновляться».
У каждого священника есть там свой старец. У меня там отец Макарий (духовник Пантелеимонова монастыря, — Прим.Ред.). Он эти события предсказывал. Говорил, что будет очень трудно, но дойдет до некого апогея, а потом все станет на свои места. Говорит: «Потерпите». Будем терпеть. И надеяться, что все это ненадолго.
Да, у нас есть Иерусалим с Гробом Господним, есть Валаам, есть Почаев, но там очень много суеты. А на Афоне очень важно, что нет присутствия женщин. Афон пронизан мужским достоинством.
— Но ездить же туда можно. Молиться.
— Ну как же в такое место ехать и не причащаться? Тоже искушение… С другой стороны, какой еще может быть выход у Церкви, если не прерывать общение? Нужен был уже радикальный метод. Да, мы режем себя сами. Но священноначалию виднее, потому что у них соборный взгляд. Надо понимать, что из худших вариантов выбирается лучший.
Это испытание нашей церкви. Потому что, как говорил покойный схиархимандрит Иеремия (настоятель Пантелеимонового монастыря, умер в 2016 году в возрасте 101 год, — Прим. Ред.), сейчас такое время, что волки отходят от овец. Очень много волков было в последнее время в нашем стаде, которые маскировались под овец. А сейчас они себя проявляют, и стадо будет очищаться.
— Почему в прошлом году подворье Пантелеимонового монастыря закрылось в Киеве?
— По мудрости блаженнейшего (митрополита Киевского Онуфрия, — Прим.Ред.). Он за полтора года предвидел ситуацию. Мы ведь в нашем храме на службах поминали Константинопольского патриарха. Перестали поминать, когда деятельность афонского подворья при храме была приостановлена. А если бы не была приостановлена, и если бы продолжали поминать, сегодня наш храм стал бы воротами для Константинопольского патриарха сюда.
Когда мы только открыли подворье и еще не сообразили, что нужно поминать Константинопольского патриарха, он сразу послал ноту протеста нашей церкви: как это так, на вверенном мне храме не поминают меня! Моментально среагировал. Значит, уже тогда сообразил, что заполучил вотчину в Киеве. И что он имеет право сюда приехать.
А я еще недоумевал, почему же такое решение принимают? Может, я нагрешил где-то? А теперь понимаю, что причина — в дальновидности Блаженнейшего.
— Теперь Варфоломей другие способы нашел, чтобы закрепиться здесь. Но одновременно он и открывает ворота на Афон для Филарета…
— Я уверен, что сейчас «капэшники» пойдут на Афон. Если их не будут пускать в монастыри, они будут жаловаться Константинопольскому патриарху, мол, «мы же теперь признаны». В тех монастырях, которые лояльны к патриарху Варфоломею, они будут служить. А там, где их не пустят (конечно, и в «наш» Пантелеимонов) — это значит, спровоцировать конфликт.
— Может ли все это вызвать протест Афона против действий Варфоломея?
— Думаю, нет. Большинство монастырей — греческие. А греки очень гордые. И они вообще «не понимают», что мы на их Афоне делаем.
Хотя они видят, что наши паломники больше всех денег им приносят, заказывая службы и покупая их рукоделия. Очень много спонсоров из России и Украины. И они содержат в т.ч. и греческие монастыри. Строят для них новые помещения.
Но греки есть греки. Национализм — их болезнь. Потому у них надменность к славянам. Наш брат не уважаем в греческих монастырях. Они не восстанут против патриарха из-за нас. Они нашу печаль не разделят. Их не будет волновать, что Варфоломей раскалывает нашу церковь. Даже наш монастырь не восстанет, потому что он очень зависим от греков, от Греции.
Варфоломей продумал все. Продумал, как отреагирует Афон. Понял, что не восстанут.
Голливудские страсти Афона
С рассуждениями о. Романа, правда, не согласуется сообщение архиепископа Ионы, который полагает, что Филарета на Афон не пустят:
Фото: Facebook
Но пессимизм в отношении афонских настроений в целом разделяет член украинской делегации на Международных рождественских чтениях «Русь и Афон: к 1000-летию русского монашества на Святой Горе» настоятель киевского храма в честь Феодора Освященного протоиерей Петр Семащук.
— Я очень переживаю за наших собратьев из России Украины, СНГ: на каком они теперь положении там будут? Им и в «мирное время» не очень-то сладко там жилось. Всегда было противостояние славянско-греческое. Даже на бытовом уровне. А сейчас греки получили «все основания» лишить всех прав наших монахов.
— Откуда такое отношение?
— Извечная греческая ревность, стремление к конкуренции за первенство в православном мире. Считают, что если они нам дали христианство, значит, они главные. Национализм в любых проявлениях, это плохо. И греческий национализм, и русский, и украинский. Мы должны стремиться быть Христовыми, а не Кирилловыми или Варфоломеевыми.
Общение продолжится?
И все же сигналы надежды на полное возобновление церковного общения Афона с РПЦ со Святой Горы поступают. Евгений Никифоров пишет в Facebook: «В ответ на выраженную «Радонежем» обеспокоенность по поводу евхаристического общения наших паломников на Святой Горе с афонитами, мы получили следующий комментарий от источника, близкого к Киноту (исполнительному органу власти монашеской республики Афон).
«Это решение Московской Патриархии никак не может относиться к Афону и живущим там представителям Русской Церкви: Афон в административном отношении не подчиняется Константинопольскому Патриарху, который не является правящим архиереем афонской автономии, а лишь ее духовным отцом».
«По уставному статуту Афона, который входит в Конституцию Греческой республики и Евросоюза, Афон — это самоуправляемая часть (автономия) Греции, управление которой осуществляется двадцатью афонскими монастырями, а именно собором игуменов, а в перерыве между соборами официальными представителями главенствующих монастырей, поясняет источник. — По этой причине православные храмы и монастыри Афона — афонские, а не Константинопольской патриархии и священнослужители афонские, а не клирики Константинопольской патриархии».
Великий православный раскол: можно ли ездить в Грецию и где запрещено молиться
Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) прекратил общение с Константинопольской православной церковью (КПЦ). Это известие осталось бы в рамках взаимоотношений иерархов и священников, но, как выяснилось, раскол затронул несколько миллионов человек, которые относят себя к РПЦ.
Что значит разрыв общения между церквями?
Прерывание евхаристического общения означает, что духовенство РПЦ и миряне не имеют права участвовать в совместных богослужениях с представителями КПЦ. За нарушение этих условий руководство Русской православной церкви пригрозило наказывать священников. Мирянам отступление от правил вменяется в грех.
«В практическом плане это решение означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Об этом также сказано в заявлении», — пояснил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Следует отметить, что под юрисдикцией Московского патриархата формально находятся все, кто принял крещение в приходах РПЦ. В связи с этим заявлением уже появились различные толкования, что означает прерывание евхаристического общения. В ч частности, некоторые священнослужители истолковали это как прямой запрет на посещение и молитву в храмах, находящихся под юрисдикцией КПЦ. Вместе с тем Константинопольский патриархат никаких запретов на посещение храмов представителями РПЦ не издавал.
В каких храмах нельзя молиться?
Приходы Константинопольской православной церкви разбросаны практически по всем континентам, но для клириков и мирян из России интерес представляют в первую очередь приходы и монастыри, расположенные в Греции, на Кипре и на Крите.
Особняком стоит греческая гора Афон — крупнейшее в православном мире сосредоточение монастырей.
На Афоне находятся многие святыни, которые нередко привозят в Россию и на Урал. Одна из значимых реликвий — пояс Богородицы — в 2011 году вызвала ажиотаж по всей стране. В Екатеринбурге с 24 по 27 октября стояли огромные очереди для поклонения святыне. Мощи святого Спиридона Тримифунтского, которые пребывали в уральской столице в конце августа, были привезены с острова Корфу, который также находится под юрисдикцией КПЦ.
Вдобавок к этому представители афонских монастырей — достаточно частые гости Екатеринбургской митрополии, а сборники с высказываниями греческих монахов широко представлены в церковных лавках городских приходов.
В этой связи Греция, а в особенности Афон являются одним из самых популярных направлений для российских паломников (после Иерусалима). Греческий остров регулярно притягивает российских випов, которые причисляют себя к православным.
Так, за день до раскола на Афон отправились секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак и его заместитель, депутат госдумы Евгений Ревенко. 15 октября в Instagram появился совместный снимок Турчака и иеромонаха одного из монастырей. Через несколько часов Священный синод РПЦ объявил о разрыве общения с КПЦ. Примечательно, что Турчак планировал провести на Афоне не менее недели.
Поездки в Грецию под запретом?
Решение высших иерархов РПЦ, как можно судить по отзывам священнослужителей, взволновало верующих во многих приходах. О реакции людей ЕАН рассказал настоятель прихода в честь святой Параскевы в Нижнетагильской епархии, иерей Виталий Ярмулик (мнение священнослужителя не является официальной позицией РПЦ МП — прим. ЕАН).
— Отец Виталий, как прихожане отреагировали на известие о разрыве общения с КПЦ?
— На следующий день после объявления Священного синода ко мне подошли прихожане с вопросом, как быть с паломничеством в Грецию. С одной стороны, человек, как член поместной церкви, должен прислушиваться к ее голосу. Но, на мой взгляд, запрета на посещение храмов КПЦ не подразумевается. Христианам разрешается посещать для осмотра религиозные здания. Например, бывший храм святой Софии в Стамбуле преобразован в мечеть и музей. И христиане могут спокойно его посещать как туристы.
— Но паломничество нечто большее, чем туризм. Это ведь религиозный акт.
— Паломничество — это не только участие в богослужении, это поклонение святыням. Их благодать не зависит от того, кто ими владеет, какая церковь. Поэтому съездить для поклонения святыням верующим не возбраняется.
— Но для верующих поклонение сопровождается молитвой. Решение синода вообще запрещает молитву в храмах КПЦ?
— Индивидуально молиться в храмах Константинопольского патриархата не запрещается. В документе акцент сделан именно на участии в таинствах, поскольку они объединяют церкви. А прерывание евхаристического общения — это нечто большее, чем разрыв дипломатических отношений. Это значит, что теперь мы не признаем их как одну из 15 поместных церквей.
— То есть на поездку в греческие храмы и монастыри вы бы прихожан благословили?
— Да, если речь идет о поклонении святыням.
— А что делать людям, у которых возникнет потребность в религиозных обрядах, а никаких приходов РПЦ рядом не будет? Ведь человек может оказаться в критической ситуации.
— Лучше будет перед поездкой проконсультироваться с правящим архиереем или приходским священником. За многовековую историю церкви подобное разделение происходит не в первый раз, и уже накоплен опыт, как выходить из сложных ситуаций, которые возникают у клириков и мирян.
Я думаю, что сейчас однозначные выводы делать преждевременно. Рано или поздно могут быть определены рекомендации.
Смогут ли прихожане Русской Православной Церкви молиться на Афоне?
Но исключает ли это поездки на Афон, паломничества к святыням – мощам и чудотворным иконам – некоторых «северных» греческих храмов и монастырей на греческих островах?
Конечно, нет.
Мы и раньше молились перед святынями «неразделенной Церкви» в Италии, Испании, Германии, Португалии и других стран, хотя они находятся в ведении католиков, с которыми у нас нет евхаристического общения.
Знаю многие семьи, которые до сих пор возят своих детей на причастие в соседние города, где есть храмы Московского Патриархата.
Некоторые пишут, что виноваты теперь во всех этих неудобствах церковные чиновники Русской Церкви, что «Христос бы их не одобрил», и как последний и многими признанный аргумент – что на Небе нет «церковных перегородок».
Но что тогда делать с историческими трагедиями, связанными с расколами, ересями и сектантством, которые в конечном счете приводили к войнам против Единства Церкви, против «Неба» и против Самого Христа?
Неужели не понятно, что сейчас разрывает Хитон Господень именно Константинопольская Церковь, разменявшая церковное благо на политические преференции?
И если возникают какие-либо претензии об «ущемлении прав», то они должны быть адресованы не к нам, а к тем, кто затеял эту бучу, нарушив десятки святых канонов Вселенских Соборов.
Протоиерей Владимир Вигилянский
Можно ли молиться на Афоне и привезут ли Благодатный огонь? Как на верующих отразится церковный раскол
Верующие Русской православной церкви не смогут молиться и причащаться в храмах Афона, подтвердил председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин.
Гора Афон в восточной Греции — сообщество православных монастырей, которым управляет Константинопольский патриархат. Это одно из самых почитаемых мест у православных верующих.
— А можно ли просто присутствовать на богослужениях там?
— Существуют правила, которые запрещают молиться с еретиками и раскольниками, но есть варианты их по применению. Некоторые считают обязательным не участвовать в таинствах раскольников и еретиков, а другие готовы запрещать даже посещение храмов, принадлежащих приходам, которые не состоят с нами в общении. Я пока оставлю этот вопрос открытым, думаю, мы получим разъяснения в ближайшее время. Но если решать этот вопрос ригористически, то да — если с раскольниками нельзя молиться, значит, нельзя молиться и с афонитами. Если они не перейдут на сторону Московской Патриархии в этом противостоянии, разумеется.
Позже глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион заявил, что поехать на Афон может любой человек, имеющий греческую визу и разрешение на въезд на Афон, а молиться можно в любом месте на планете.
«Для нас разрыв общения означает, что мы не можем сейчас совершать богослужения в Афонских монастырях, не можем причащаться, но мы можем посещать эти монастыри как верующие, как туристы. То есть никакого разрыва человеческих связей нет» , — сказал он в интервью Русской службе Би-би-си.
— БПЦ вела переговоры с Афоном, планировала привезти мощи святого Пантелеймона в Беларусь в 2019 году. Что теперь?
— Пока нет информации об этом, и мы не знаем, как афониты отреагируют на произошедшее в Минске. Технически возможно все, ведь некоторые мощи мы получали в дар от католиков, например. Почему нет?
С точки зрения РПЦ больше нельзя молиться не только на Афоне, но и в православных церквях Стамбула.
— Принцип локации тут неважен. Храмы Европы, Стамбула, Греции — той ее части, которая подчиняется Константинопольскому патриархату. Главный принцип: если храм является храмом Константинопольского патриархата, то в нем верующим Русской православной церкви нельзя участвовать в таинствах: исповедоваться, креститься, причащаться и так далее.
Звучат опасения, что из-за новой ситуации могут появиться проблемы с доставкой в Беларусь такой православной святыни, как Благодатный огонь.
Протоиерей Сергей Лепин полагает, что «вероятно, даже все те, кто вчера присутствовал на Синоде, сейчас не могут ответить на все технические вопросы, которые логически возникают из принятого решения».
— Я думаю, что такие вопросы будут решаться в процессе, по мере приближения каких-то дат и событий.
Добавим, что сегодня пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил российским журналистам, что Благодатный огонь смогут приносить в Россию. «Он приносится из Иерусалима, от патриарха Иерусалимского».
В Украине православные белорусы смогут молиться только в храмах, которые находятся в подчинении митрополита Онуфрия (Украинская православная церковь Московского патриархата). Впрочем, так было и до вчерашнего дня, уточняет представитель Белорусской православной церкви Сергей Лепин.
— И раньше верующие Московской патриархии и всех других поместных церквей, в том числе и Константинопольской, не могли участвовать в таинствах и богослужениях украинских расколов.
Напомним, что православие в Украине разделено на три части: помимо Украинской православной церкви Московского патриархата, там есть Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь.
Киево-Печерская лавра, например, находится в оперативном управлении Православной церкви Московского патриархата, уточняет Сергей Лепин.
В Европе есть архиепископия православных русских церквей, где молятся потомки российских беженцев. Центр архиепископии находится в Париже — можно ли молиться там?
— Если речь идет о верующих нашей церкви и о храмах Константинополя, то где бы они ни находились и какого бы местного уровня подчинения они ни были, они на данный момент являются закрытыми для верующих Русской православной церкви. Для участия в таинствах — однозначно. Это относится и к русскому экзархату Константинопольской православной церкви, который находится в Европе.
— Как обычному человеку понять, где чья церковь?
— Как правило, церкви имеют опознавательные таблички. Вы можете прочитать, что это за церковь и в чьем подчинении она находится. Можно просто спросить, чей это храм, у его обитателей. Пока я просто просил бы не путать Константинопольский патриархат с Элладской Церковью, с Кипрской, да и с другими греческими церквями. В Европе предостаточно церквей, которые относятся и к Русской православной церкви, и к другим церквям, с которыми на данный момент РПЦ находится в каноническом общении. Но главная рекомендация — сохранять спокойствие, любовь и молиться, чтобы эта печальная ситуация, которую мы имеем сегодня, разрешилась благополучно и чтобы все было, как раньше, чтобы между Константинополем и Москвой ничего не стояло. Паникеры только усугубляют последствия этого разделения.
— Есть люди, которые в комментариях в соцсетях пишут: как вообще можно запретить молиться в каких-то церквях? И сообщают, что будут молиться там, где хотят.
— Церковь делает свои предписания только для тех, для кого они актуальны: для своих чад. Если нет — тут я ничего не могу сказать, и приводить канонические основания для таких людей бессмысленно. Как говорил поэт, «Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу»… Но если это для кого-то действительно важно, то такие запреты основываются на 10-м, 45-м и 65-м правилах Святых апостолов, а также на 33-м правиле Лаодикийского собора.
С точки зрения Русской православной церкви люди, которые принимают таинства Константинопольского патриархата, будут считаться раскольниками.
А люди, соучаствующие в расколе, несут на себе то бремя канонической ответственности, которое возложено на раскольников.
— Правда, что человек, который примет причастие в церкви Константинопольского патриархата, должен будет покаяться?
— Формально это так, да. Раскол всегда раскол. С точки зрения канонической дисциплины это вменяется верующим во грех, и они должны в этом каяться. Константинополь в этом смысле для Русской православной церкви, в данном случае, не исключение — раз уж было заявлено, что это раскол.
Протоиерей Сергей Лепин отмечает, что большинство православных верующих Беларуси изменения не сильно затронут.
— 99,9% наших верующих, наверное, и так в своей жизни не видели ни одного константинопольского прихода и ни одного константинопольского священнослужителя. Многие и собственные храмы-то не часто видят. Прежде всего ощутят изменения люди, которые были задействованы в богословских диалогах, церковной дипломатии, международных конференциях, организации экскурсий и паломничеств. Разрыв евхаристического общения с церквями Константинопольского патриархата определенным образом повлияет на научно-богословскую жизнь нашей страны, поскольку она была плотно вовлечена в некоторые международные богословские проекты. Но есть и просто люди, которые переживают за жизнь церкви, за ее строй и благополучие: неважно, путешествуя или ведя оседлый образ жизни.
Читать полностью: https://news.tut.by/society/611892.html