Содержание
- Московский Златоустовский монастырь
- Златоустовский монастырь
- Малый Златоустинский переулок, 5 – монастырские кельи Златоустова монастыря
- История Златоустова монастыря
- Монастырь после революции и сегодня
- «Церковные музеи нужны, чтобы сохранить церковные древности…»
- Фото
- В чем уникальность этого места?
- История вопроса о восстановлении святынь
- Аргументы противников восстановления святынь
- Комфорт для туристов против духовно-исторической памяти
Московский Златоустовский монастырь
Один из древнейших монастырей Москвы, находился между Покровкой и Мясницкой и существовал более пяти веков. Впервые упоминается в летописях в 1412 г. Его основали «московские гости», предположительно новгородские купцы, которые построили здесь первую деревянную церковь. Решающим моментом в судьбе обители стало посещение её великим князем Иоанном III. Когда государь узнал, что монастырь, уже начавший оскудевать, носит имя его небесного покровителя Иоанна Златоуста, он дал обет обновить его. В 1478 г. князь возвысил Златоустовского игумена в иерархии священнослужителей г. Москвы, а в 1479 г. заложил в монастыре каменный собор во имя святителя Иоанна Златоуста с приделом во имя апостола Тимофея, в день памяти которого он родился. Храм был построен псковскими зодчими. С тех пор Златоустовский монастырь стал называться великокняжеским. В дальнейшем он не раз привлекал внимание российских монархов:
▪ В 1706 г. царь Пётр I учредил здесь архимандрию.
▪ В 1737 г. на восстановление обители после пожара крупную сумму пожертвовала императрица Анна Иоанновна.
▪ В 1742 г. монастырь посетила императрица Елизавета Петровна и пожаловала средства на строительство храма во имя Захарии и Елисаветы.
Представители знатных российских родов почитали за честь быть похороненными в Златоустовской обители. В их числе сподвижники Петра I: генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, контр-адмиралы И.К. Муханов и И.А. Сенявин, генерал-аншефы А.И. Румянцев, М.А. Матюшкин и другие. Во многом благодаря их трудам в России появились армия и военно-морской флот, которые и сегодня стоят на страже суверенитета страны.
В 30-х гг. ХХ в. монастырь был разрушен. Единственное уцелевшее здание обители – келейный корпус, построенный в 1862 г. (М. Златоустинский пер. д. 5, стр.1). Сегодня здесь находится дом причта храма Космы и Дамиана на Маросейке. С 2011 г. при храме действует Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря, ежегодно проводятся «Златоустовские чтения», ведётся целенаправленная работа по возвращению в пространство столицы памяти о древней обители. 16 мая 2019 г. вышел приказ Департамента культурного наследия г. Москвы о включении выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место. Здесь с начала XV века до 1930-х гг. располагался Московский Златоустовский монастырь» в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации.
Разрушенный, но живой, монастырь открывает новую страницу своей истории.
Автор – Батурина Татьяна Николаевна, Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря.
Златоустовский монастырь
Златоустовскiй, третьеклассный мужскiй, въ Златоустенскомъ переулкЪ (между Покровкой и Мясницкой). Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг.
Во имя св. Иоанна Златоуста в старой Москве был освящен древний монастырь, стоявший между Мясницкой и Покровкой. Он дал старомосковское название двум прилегавшим к нему переулкам — Большой и Малый Златоустинские. В советское время они были переименованы в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Обитель была уничтожена после революции.
Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя св. Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шел от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, еще не было.
Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоаким.
И еще известно, что возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшую городскую территорию.
Эта его деятельность запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка между Покровкой и Солянкой — здесь повелением Ивана III были разбиты великолепные сады с фруктовыми деревьями, их свежие плоды подавались прямо на стол московскому правителю. Отсюда вся эта местность называлась в древности Старый Государев сад, или просто Старыми Садами, потому что Новый Государев сад был разбит немного позднее на Софийской набережной против Кремля.
И когда великий князь стал благоустраивать под жилище эту территорию, он обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель с обветшавшей деревянной церковкой, освященной во имя его небесного покровителя св. Иоанна Златоуста. Московский государь решил красиво обустроить ее на свои щедрые пожертвования и под личным патронажем.
По его приказу в 1478 году старая деревянная церковь была разобрана. Приглашенные псковские мастера всего за год возвели новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста, освященный по дню ангела великого князя, 27 января (старого стиля), и еще маленькую придельную церковь во имя св. апостола Тимофея, — по дню рождения Ивана III, 22 января.
Долго, более года стоял неосвященным главный собор, ибо великий князь и митрополит Геронтий спорили — как ходить на крестном ходу, посолонь или же против солнца. Когда в 1482 году митрополит наконец дозволил исполнить волю государя и освятил храм, то великий князь учредил здесь игуменство и дал настоятелю монастыря «право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских», как писал один старинный историк Москвы.
В 1571 году во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея Златоустовский монастырь был сожжен, а в 1611 году разграблен поляками. В середине XVII века он был восстановлен, а главный собор выстроен заново тщанием князя Федора Барятинского.
А затем монастырь обустраивали и украшали многие знаменитые люди русской истории и государи. Так, уже в 1713 году в монастыре появилась Благовещенская церковь, построенная старанием знаменитого сподвижника Петра I, генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина, и освященная самим Стефаном Яворским.
Товарищ детских игр будущего российского императора, вместе с ним отправившись за границу, Апраксин изучал морское дело, и помогал Петру строить в России флот — речные и морские суда, верфи и гавани, а потом возглавил Адмиралтейский приказ.
Отличившись в Северной войне, Апраксин стал кавалером петровского ордена Андрея Первозванного, и одним из первых получил графский титул, также введенный Петром. Здесь, в Златоустовском монастыре до революции хранилось большое медное паникадило с надписями на шведском и латинском языке, подаренное им в память о своем участии в Северной войне.
Именно Апраксин испросил у царя разрешение учредить в полюбившейся ему обители архимандрию и погребать на монастырском погосте знатных людей. Петр в то время был в Киеве и велел Стефану Яворскому в своем присутствии в Киево-Печерской Лавре 15 августа 1706 года посвятить Златоустовского игумена Антония в архимандрита. И тогда же царь назначил монастырю жалование, так как, хотя пожертвования в него и были щедрыми, но постоянных средств к содержанию монастырь не имел.
На погосте Златоустовского монастыря Апраксин похоронил своего отца, убитого в 1667 году калмыками и башкирцами. А потом и сам обрел здесь последнее пристанище в 1728 году.
29 мая 1737 года «от копеечной свечки» монастырь сгорел, но был возобновлен, а потом его восстановлением занималась императрица Елизавета Петровна, посетившая Москву на свою коронацию. Тогда в 1742 году она пожертвовала 2000 рублей на постройку новой, надвратной церкви во имя Захария и Елизаветы — в воспоминание дня своего тезоименитства. Резной иконостас в ней был выполнен по рисунку архитектора И.Ф. Мичурина, будущего строителя знаменитой Андреевской церкви в Киеве. А уже в 1746 году императрица заказала Мичурину постройку красивой монастырской колокольни.
Вскоре, в 1757-1761 г.г. здесь была выстроена новая Троицкая церковь, основанная еще в конце XVI века думным дворянином Василием Зюзиным. Изначально ее придел был освящен во имя Нерукотворного Спаса. Однако при елизаветинской перестройке храмовый придел переосвятили во имя св. Димитрия Ростовского, незадолго до того канонизированного. Так что именно в московском Златоустовском монастыре появился первый престол, освященный во имя святителя.
В 1821 года сибирские купцы, торговавшие в Москве, устроили в монастырской Троицкой церкви придел во имя Иннокентия Иркутского — миссионера Сибири, который переводил для сибирских народов Библию и прививал им оспу.
При Елизавете Петровне на погосте Златоустовского монастыря в 1745 году был погребен генерал-аншеф Александр Иванович Румянцев, отец знаменитого полководца и дед основателя столь же знаменитого музея. Небогатый костромской дворянин, он стал ординарцем Петра Великого по личному желанию царя, любившего железную дисциплину и чувство ответственности: молодой Румянцев неукоснительно и точно исполнял все его приказы. Именно он вместе с Петром Толстым захватил и привез в Россию царевича Алексея. В 1743 году Румянцев получил графский титул, который перешел к его сыну и внуку.
А его сын, генерал-фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, герой Русско-турецкой войны, с 1793 года поселился близ Златоустовского монастыря, во дворце на Маросейке,17, о котором мы немного писали в публикации об истории церкви во имя свв. Косьмы и Дамиана. Ранее этот дворец принадлежал Хлебниковым, которые основали напротив своего дома Космодамиановскую церковь, но ходили слухи, будто дворец построили сами благодарные крепостные Румянцева для своего «хорошего барина».
Действительно, своды парадных комнат украсили живописные и лепные изображения побед Румянцева. В первой четверти XIX века во дворце поселился сын фельдмаршала — известный государственный деятель, канцлер при дворе Александра I и дипломат Николай Петрович Румянцев, переселившийся сюда из Петербурга.
Он был просвещенным человеком своего времени. С молодых лет собирал книги, покупая целые собрания по русской и славянской истории. На собственные средства он снарядил экспедицию И.Ф. Крузенштерна, совершившего первое русское кругосветное путешествие. Мореплаватели приобретали этнографические экспонаты для коллекции Румянцева. К концу жизни он собрал бесценную библиотеку, коллекции греческих, римских и восточных монет, редких рукописей, минералогический кабинет.
Все это Румянцев хотел сделать достоянием общества, русским национальным музеем, но не дожил до его открытия. Его брат передал коллекцию в Министерство народного Просвещения. 23 ноября 1831 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Румянцевского музея. Из-за финансовых трудностей в 1862 году его перевели в Москву, в дом Пашкова на Моховой. И в том же году император Александр II пожаловал в дар музею грандиозное полотно художника А.Иванова «Явление Христа народу».
Коллекция книг, собранная Румянцевым, стала основой для создания Румянцевской библиотеки, после революции переименованной в Ленинскую. Сейчас это Российская Государственная Библиотека — главная библиотека страны.
В 1812 году Златоустовский монастырь не пострадал от пожара, но был частично разграблен. Частично потому, что архимандрит Лаврентий перед нашествием Наполеона в Москву увез ценности и ризницу в Вологду, а монахи, отслужив литургию, скрылись из монастыря и скитались по разным приютам, пока не смогли вновь вернуться в стены родной обители.
В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря исцелился больной холерою — и с этого времени, наконец, началось процветание монастыря, длившееся до революции.
Зимой 1933 года Златоустовский монастырь закрыли и сломали. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведен жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кстати, кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, уцелевших до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.
Как наследие Златоустовского монастыря уцелела его икона св. Димитрия Солунского: в 1935 году она была передана в Антирелигиозный музей в Донском монастыре, а оттуда — в Третьяковскую галерею.
И еще одна достопримечательность этой местности: в доме №4 по Большому Златоустинскому переулку в XIX столетии купец по фамилии Мазурин убил своего приятеля, художника-ювелира Калмыкова. Это громкое преступление прошумело тогда на всю страну, и попало на страницы романа Достоевского «Идиот», — вместе с точным описанием московского дома, где оно случилось.
Ныне сохранившаяся церковь во имя св. Иоанна Златоуста находится в Донском монастыре, построенная в 1888-1891 г.г. как усыпальница Первушиных и освященная по именинам главы семейства. В советское время в ней размещалась фототека и фонды Музея Архитектуры.
Есть церковь Иоанна Златоуста с трапезной и в Рождественском монастыре, где она появилась в XVII столетии.
Малый Златоустинский переулок, 5 – монастырские кельи Златоустова монастыря
Сегодня от одной из самых старейших обителей Москвы – Златоустовского (Златоустинского) монастыря – осталось лишь двухэтажное здание бывших монастырских келий по Малому Златоустинскому переулку, 5, стр.1.
Сегодня дом является приходским и относится к храму Космы и Дамиана «что на Маросейке».
История Златоустова монастыря
Точного года основания Златоустова монастыря в Первопрестольной исследователи до сегодняшнего дня точно не определили.
Одни утверждают, что обитель основали иноземные купцы еще в XIV столетии, другие придерживались мнения о ее появлении во времена правления Ивана III (1462-1505). Последнее совсем недавно опровергли, найдя древние документы, датированные еще 1412-м годом, где уже упоминается «… монастырь Ивана Златоусаго вне града Москвы».
Что касается эпохи Ивана III, то именно тогда – в 1479-м году – на территории монастыря начали возводить соборный храм из камня, где прежде стояла старенькая деревянная церквушка.
При Иоанне Грозном, в 1571-м году, полчища крымского хана Девлета обитель сожгли, а во времена Смутного времени, в 1611-м, она, к тому времени восстановленная, была разорена и поругана уже польскими интервентами.
С севера монастырские стены примыкали к владениям Апраксиных. На их средства в 1632-м здесь возвели каменную церквушку, разрушенную огнем в 1660-м. Место расчистили и на этом же месте к 1663-му году подняли храм Всемилостивого Спаса, но уже на пожертвования семейства Зюзиных.
Помимо этого храма на территории Златоустовского монастыря к 1679-му году стояли и другие возведенные из камня церкви – во имя Феодора Стратилата, Нерукотворного образа и Покрова Пресвятой Богородицы.
В комплекс зданий входили и монастырские кельи – игуменская, братские и для проживания работников.
Ансамбль зданий монастыря полностью сформировался к 1705-му году, после возведения Святых ворот и каменного ограждения обители по Малому Златоустинскому переулку. На тот момент монашеская братия, вместе с игуменом, насчитывала 25 человек.
В 1706-м в Злотоустовской обители учреждается архимандрия, а спустя непродолжительное время на пожертвования графа Федора Матвеевича Апраксина – сподвижника Петра Великого и одного из основателей Российского военного флота – была проведена перестройка Соборного храма.
К 1711-му были также перестроены дом настоятеля, часть братских келий, кухня и кузнечные мастерские. В этом же году над захоронениями Апраксиных, где некогда стояла Покровская церковь, подняли храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
В 1714-м году отстроили, вместо прежней, новую колокольню. Неподалеку от Святых Ворот, в северной части, возвели небольшой доходный дом, а в южной стороне появились больничные кельи.
В 1733-м на средства московского генерал-губернатора Ивана Федоровича Барятинского над Святыми вратами возвели Покровский храм.
Церковь во имя Иоанна Предтечи появилась на территории обители в 1736-м году благодаря пожертвованиям стольника Ивана Матюшкина.
Сильнейший пожар 1737 года нанес значительный урон и Златоустову монастырю, но благодаря благотворителям его быстро восстановили.
В 1742-м Покровскую надвратную церковь сменил храм во имя праведных Захария и Елисаветы.
В 1746-м была отстроена новая колокольня в три яруса, проект которой составил зодчий Иван Федорович Мичурин.
В период между 1757 и 1761 годами Спасский храм демонтировали, а на его месте возвели уже Троицкую церковь.
В 1764-м обитель испытывала денежные затруднения, а потому передала часть имевшегося огорода в аренду Марии Семёновне Голицыной – представительнице княжеского рода, чьи владения граничили с монастырем со стороны Большого Златоустинского проулка.
В 1771-м закрыли монастырский погост.
Во времена правления Павла I дела в обители значительно поправились. Именно тогда монастырские владения приросли мельницей, располагавшейся в Дмитровском уезде, немалым огородом за Симоновым монастырем, лугами во Владычном, а также Румянцевской пустошью под Подольском.
В 1809 и 1810-м годах провели значительный ремонт и реставрацию всех монастырских церквей.
Во время вторжения наполеоновских войск в 1812-м году обитель разграбили, но, к счастью, сильнейший тогдашний пожар, случившийся в Москве, ее не затронул.
В 1834-м году в Троицком храме появился новый иконостас, созданный по рисункам зодчего Осипа Ивановича Бове.
Нынешнее двухэтажное здание по красной линии Малого Златоустинского переулка, которое только и сохранилось до наших дней от Златоустова монастыря, построили в 1862-м году.
В период 1870-1880- годов монастырскую территорию разграничили внутренними оградками.
В 1871-м по Большому Златоустинскому возвели два доходных владения, принадлежавших обители.
Монастырь после революции и сегодня
Златоустовский монастырь упразднили пришедшие к власти большевики в 1918 году. Монашескую братию выселили отсюда, а в бывших кельях разместили коммуналки.
В 1925-м демонтировали доходный дом 1871 года постройки, а вместо него подняли новый, но уже в четыре этажа.
К 1933-му все строения обители были разрушены. Именно тогда были навсегда утеряны захоронения первых российских флотоводцев Федора Матвеевича Апраксина и Ипата Калиновича Муханова.
На бывших монастырских землях в тридцатые годы прошлого столетия возвели жилые дома в стиле конструктивизма по проекту архитектора Лазаря Зиновьевича Чериковера (Б. Златоустинский пер., №3а, строение 2 и №3/5, строение 1). Большая часть квартир досталась сотрудникам силового ведомства ОГПУ-НКВД.
В сохранившемся здании бывших келий сегодня работает Музей Златоустовского монастыря. Здесь располагаются православный центр «Открытие», благотворительный фонд «Православие и Мир», центр изучения истории Златоустовой обители.
- Официальный сайт «Центра изучения истории и наследия Московского Златоустова монастыря».
«Церковные музеи нужны, чтобы сохранить церковные древности…»
Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Успенского Далматовского мужского монастыря Шадринской епархии, епархиальный древлехранитель и председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых рассказал «Монастырскому вестнику», с какой целью создавался монастырский музей в его обители.
Отец Варнава, как епархиальный древлехранитель Вы регулярно бываете на проводимых Патриаршим советом по культуре курсах и конференциях. Чем полезны такие встречи для Вашей повседневной работы?
Прежде всего, тем, что расширяется кругозор – перестаешь «вариться в собственном соку», есть возможность узнать, как ведется аналогичная работа в других епархиях и регионах, перенять опыт, проверить правильность собственных идей. Ценно и то, что можно получить практические советы по организации охраны церковного культурного наследия, особенно от именитых специалистов – архитекторов, реставраторов, которые готовы поделиться своими знаниями и опытом. Также нельзя упускать возможность наладить контакты с участвующими в организации этих встреч представителями Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. У себя в епархии чувствуешь себя увереннее, когда знаешь, что в сложных вопросах можно получить необходимую консультацию или опереться на мнение членов Экспертного совета и руководства Патриаршего совета по культуре. Думаю, для всех нас эти курсы важны еще и возможностью обрести единомышленников, убедиться в том, что вопросы сохранения церковных памятников волнуют не тебя одного, но многих людей.
На последней конференции древлехранителей, состоявшейся в мае 2019 года, ключевой темой стала организация работы церковных музеев. Что особенно интересно было для Вас как наместника монастыря, где имеется такой музей?
Интерес вызвали прикладные аспекты, например, как экспонаты фиксировать, описывать, формировать информационную базу. Обратил также внимание на многообразие концепций церковных музеев и влияние личностного фактора на характер создаваемых экспозиций.
Как возник замысел создать музей в Успенском Далматовском мужском монастыре?
Воплощение любой идеи связано с человеком. Если есть энтузиаст, начинается работа. Так было и с нашим монастырским музеем – стал собирать экспонаты, поскольку мне самому интересна эта деятельность. Меня всегда привлекали подлинные предметы, соприкосновение с которыми позволяет ощутить непередаваемый «аромат» эпохи или события. Встречаясь в музеях с копиями или муляжами, которые, конечно, иногда не только допустимы, но и желательны, все равно испытываешь некое разочарование. Именно поэтому при создании монастырского музея, мне хотелось, чтобы человек там мог увидеть реальные вещи прошлого, необязательно раритеты.
Конечно, монастырский музей призван представить, прежде всего, историю самой обители. Но поскольку у нас, к сожалению, сохранилось очень мало артефактов, связанных с дореволюционной жизнью монастыря, возникла мысль вписать имеющиеся предметы монастырского быта в контекст не столько даже общецерковной, сколько общегражданской истории дореволюционной России. Тем самым появлялась возможность в рамках одной экспозиции представить материал, позволяющий раскрыть сразу несколько тем – историю Далматовского монастыря, жизнь в Царской России, в основном XIX–XX веков, а также подвиг святых Царственных страстотерпцев. Именно в таком виде монастырский музей и начал свое существование в 2012 году.
В дальнейшем создали еще три тематических зала, посвященных отдельным лицам: уроженцу Шадринского уезда, выпускнику Далматовского духовного училища и знаменитому начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину), новомученикам Шадринской епархии, а также зауральским подвижникам благочестия протоиерею Григорию и матушке Нине Пономаревым, пережившим гонения Советской власти и после шестидесяти лет совместной жизни отошедшим ко Господу в один день. Зал, посвященный священнической чете Пономаревых, появился благодаря тому, что в музей были переданы личные вещи и часть архива отца Григория. Экспозиции об отце Антонине и зауральских новомучениках пришлось формировать при почти полном отсутствии вещей им принадлежавших. В этом случае вновь пришлось идти по принципу воссоздания «духа события».
Когда я только приступил к созданию музея, то предполагал собирать экспонаты через антикварные магазины или «блошиные» рынки. Для меня стало открытием, что сейчас почти все можно приобрести по интернету и за очень непродолжительное время, привлекая относительно скромные средства, создать целостную экспозицию. Благодаря такой возможности фонды нашего монастырского музея оформились довольно быстро.
Из предметов, имеющих непосредственное отношение к монастырю, в музее имеются литографии видов обители, несколько документов, брошюры и книги с печатью монастырской библиотеки. Часть из этих вещей в свое время передал в дар архимандрит Тихон (Затекин), наместник Вознесенского Печерского монастыря Нижегородской епархии, блестящий специалист по церковному краеведению. Мы с ним знакомы еще с тех времен, когда он был наместником Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, а Далматовский и Верхотурский монастыри издревле были связаны. Сейчас во многом упущено время: если в конце прошлого века старинные иконы и церковные книги люди безвозмездно приносили в храмы, то сейчас чаще несут уже в антикварные магазины. Хотя, вот относительно недавно местные жители принесли в наш музей двустороннюю икону на металле – вероятно, хоругвь или запрестольный образ, которую нашли, копая огород. В другой раз две молодые женщины специально приехали из Екатеринбурга, чтобы вернуть в монастырь небольшую деревянную икону мучеников Кирика и Иулитты народного письма, исполняя завещание своей почившей бабушки, спасшей образ из костра в 30-е годы. Эти иконы мы тоже поместили в экспозицию монастырского музея.
В прошлом году монастырю на временное хранение передали очень значимые для нас реликвии – кольчугу и шлем, подаренные, по преданию, основателю обители преподобному Далмату Исетскому татарином Илигеем в середине XVI века после видения иноверцу Божией Матери. Несколько столетий эти реликвии находились на гробнице преподобного Далмата, а после разорения обители в 30-х годах прошлого века попали в музеи Свердловской области. Передача музейных экспонатов для длительного экспонирования в стенах действующего храма стала возможной благодаря содействию Полномочного представителя Президента РФ в УрФО Н.Н. Цуканова и Губернатора Курганской области В.М. Шумкова и проведению большой подготовительной работы в монастыре. На средства благотворителей изготовили и установили соответствующую всем требованиям и украшенную снаружи резьбой с позолотой музейную витрину, позволяющую поддерживать необходимый температурно-влажностный режим.
До сих пор неизвестна участь главной святыни монастыря – чудотворной Далматской иконы Успения Божией Матери. Может быть, она была увезена при разорении обители в первой четверти XX века, но есть вероятность, что ее успели спрятать в одном из монастырских подземелий. О существовании подземных ходов в монастыре доподлинно известно, но для их обнаружения и исследования требуется дорогостоящее оборудование.
Как вышло, что Вы занялись музейной работой? Вы историк по образованию?
Я хотел быть историком, но, когда надо было выбирать, всё-таки больше увлекла философия, поэтому окончил философский факультет УрГУ. Конечно, образование накладывает определенный отпечаток на человека. Может быть, если бы я был профессиональным историком, то музей выглядел по-другому.
Примечательно, что первая попытка создания полноценного музея в нашем монастыре была предпринята еще в 1921–1922 годах. Этот замысел связан с именем Владимира Павловича Бирюкова, известного зауральского краеведа и лексикографа, музееведа, архивоведа, археолога, историка, фольклориста, человека очень разностороннего, происходившего из церковной среды. Его отец был псаломщиком в Покровском храме с. Першинского. Сейчас этот храм является приписным к нашему монастырю и признан объектом культурного наследия федерального значения.
Владимир Павлович, хоть и окончил Пермскую духовную семинарию, но вместо церковного служения избрал занятие историей. Будучи юношей, он еще в 1910 году в церковной сторожке организовал первый в Зауралье сельский музей, шокируя верующих односельчан собранием костей доисторических животных. Впоследствии, уже в советское время этот музей в составе учреждения, именуемого Научным хранилищем, был переведен в Шадринск. Сейчас его собрание входит в фонды Шадринского краеведческого музей им. В.П. Бирюкова и Государственного архива Шадринска. Владимир Павлович понимал, что после захвата власти большевиками уже невозможно сохранить церковное имущество – оно изымалось или уничтожалось, а потому предложил создать «музей-монастырь». Кроме того, ему удалось вывезти и спасти большую часть нашего архива: каждый раз приезжая из Шадринска в монастырь со студентами, он просил каждого из них захватить в обратный путь по пачке древних документов.
Мне кажется, иметь в церковном музее экспозицию, посвященную дореволюционной истории Отечества очень важно, поскольку целые поколения наших сограждан выросли с определенными стереотипными представлениями о России до 1917 года…
Безусловно! Когда музей начал функционировать, мы стали проводить экскурсии и ощутили это в полной мере. У нас в центре экспозиции расположены витрины, посвященные царственным страстотерпцам. На видном месте находится парадный портрет государя, присутствуют государственная символика и знамена Российской империи. И, как-то раз во время экскурсии, у одной из пожилых женщин-экскурсанток, как впоследствии выяснилось – школьной учительницы истории, произошел нервный срыв, когда она все это увидела. В принципе, такое поведение прогнозируемо, потому что до сих пор, старшее поколение неоднозначно относится к этой эпохе, и к царской теме. Мы специально делаем акцент на ней, поскольку невозможно представить прежнюю Россию без государя, без монархии.
А что представлено в разделе, посвященном деятельности архимандрита Антонина (Капустина)?
Личных вещей отца Антонина у нас нет. Из села Батурина, где он родился и где жили все его предки, а это был священнический род, мне привезли найденные в земле крестики и иконки. С большой долей вероятности можно предположить, что освящал их в XIX веке кто-то из рода отца Антонина. Но предметов, косвенно связанных с отцом Антонином и воссоздающих атмосферу его занятий и служения в разные периоды жизни, в том числе, на Востоке, как это ни странно, в нашем музее довольно много. Это разнообразные дореволюционные паломнические реликвии, включая письма, гербарии растений Святой Земли, стереофотографии и даже большие кипарисовые сундуки, а также предметы быта Османской империи времени отца Антонина – монеты, банкноты, почтовые марки, награды, фотографии, документы. Кроме того, имеются прижизненные публикации трудов Капустина и дореволюционные печатные издания о Святой Земле. Туда же мы отнесли семинарские учебные пособия, пуговицы, пряжки, фотографии преподавателей и учащихся духовных учебных заведений Российской империи.
Об уровне образованности обычного сельского духовенства, из среды которого вышел архимандрит Антонин (Капустин), говорит, например, такой интересный экспонат нашего музея – карманное Евангелие на греческом языке с дарственной надписью середины XIX века, принадлежавшее современнику и земляку отца Антонина иерею Иоанну Первушину. Отец Иоанн служил на сельских приходах в Шадринском уезде и известен как выдающийся математик, член Парижской, Неаполитанской и Санкт-Петербургской академий наук, специалист в области теории чисел, открывший второе по величине простое число, которое получило в его честь название – «число Первушина». Говорили, что в алтаре храмов, где он служил, стены были исписаны формулами.
Кто чаще посещает монастырский музей – паломники или туристы?
Полагаю, что и те, и другие. Ведь монастырский музей как раз и является средством привлечения внимания к церковной истории не только человека верующего, но и всякого, интересующегося прошлым. Очень отрадно, что приходят и приезжают учащиеся школ, дети. Их немудреные записи в книге отзывов считаю лучшей оценкой того, что удалось сделать: «Мне очень понравился этот музей, в нем много из прошлого предметов: книги, значки, монеты, документы и многое другое. Этот музей для меня чудо в городе Далматово. Спасибо за такой музей. С уважением, житель города Далматово Иван, 10 лет. 08.07.2012 г.»; «Спасибо за это. Степа, 8 лет, 1 класс. 22.03.15»; «06.03.2016 г. Хороший музей. Спасибо большое. Круто. С уважением, Андрей, 13 лет, п. Бобровский»; «Мне понравилось все, особенно медали, оружие, монеты. Еще мне понравились картины. Калашников Иван, 11 лет, г. Челябинск».
Насколько, на Ваш взгляд, сегодня нужны церковные музеи?
Они сегодня очень востребованы, прежде всего, для привлечения внимания, особенно молодежи, к великому прошлому нашего Отечества. Не случайно, мы поместили над входом в главную экспозицию табличку со словами знаменитого русского писателя Ивана Бунина: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».
Ну и, безусловно, церковные музеи нужны, чтобы сохранить церковные древности. Наш монастырский музей стал первым в епархии, позже возник небольшой музей в женском монастыре в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с. Боровского Катайского района. Инициатором его создания стала одна из насельниц монахиня Евфимия (Крейтор), тоже член епархиальной Комиссии по канонизации святых. А в прошлом году владыка поддержал мою инициативу и благословил заняться созданием епархиального музея. В ходе поездок по епархии в качестве древлехранителя я убедился, что во многих храмах, особенно в тех, которые в советское время не закрывались, есть довольно старинные и ценные образцы церковной утвари. Им, конечно, место в музее, поскольку будет очень жаль, если всё это пропадет.
Материал подготовила Ольга Кирьянова
Использованы снимки с сайта обители
Фото
Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства подземного археологического музея на базе остатков фундамента храма, обнаруженных под 14-м корпусом Кремля. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой сообщение ведомства. Еще один музей в Кремле – казалось бы, хорошая новость. Но что это за место? Именно здесь, в 1929 году были разрушены Чудов и Вознесенский монастыри – национальные святыни России. Вопрос восстановления этих великих монастырей уже много лет активно обсуждается общественностью, а инициатива их воссоздания принадлежит лично Владимиру Путину. Почему же вместо монастырей здесь появится музей? Что мы теряем в связи с этим решением? Попробуем разобраться.
В чем уникальность этого места?
Чудов или Алексеевский Архангело-Михайловский мужской монастырь – один из самых древних московских монастырей. Он находился на территории Кремля на так называемой Царской (или Ивановской) площади. С восточной стороны он граничил с девичьим Вознесенским монастырем, с южной – со Спасской, с северной – с Чудовской улицей.
Монастырь был основан митрополитом Московским Алексием. История появления этого монастыря такова. Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу. В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.
Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех, который был освящен в честь праздника Чуда архангела Михаила в Хонех (за что обитель была прозвана в народе Чудовской). В монастыре было четыре действующих храма: собор Чуда Михаила Архангела, Алексеевская каменная церковь, храм Благовещения и церковь Андрея Первозванного.
На протяжении веков Чудов монастырь был одним из важнейших московских культурных центров. Здесь трудился над переводами и исправлением богослужебных книг Максим Грек, в 1744-1833 годах находилась Московская духовная консистория, при патриархе Филарете работало греко-латинское училище. В библиотеке, которая считалась одной из самых больших в России, хранились множество древних редких книг.
В монастыре похоронены митрополиты Московские Алексий, Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, представители многих княжеских и боярских фамилий: боярин Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В обители крестили великокняжеских и царских детей. Так, здесь были крещены будущий царь Алексей Михайлович, первый российский император Петр I и император Александр II.
Вознесенский монастырь был основан несколько позднее – в 1390-е годы. Княгиня Ефросинья вдова Дмитрия Донского, основывает его рядом со Спасской башней. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.
Екатерининская Церковь Вознесенского монастыря
Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.
После Октябрьской революции 1917 года монахи из монастыря были изгнаны, а в кельях были размещены различные учреждения: детские ясли и жилые помещения для советских служащих, лечебно-санитарное управление Кремля, пулемётные курсы и кооператив «Коммунист».
В 1929 году было решено снести Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри. 17 декабря 1929 года собор Чуда Михаила Архангела был разрушен, остальные постройки сносились до 1932 года. Через два года на их месте был построен административный 14-й корпус Кремля. Здесь в разные годы располагались: Первая Советская объединенная военная школа РККА имени ВЦИК, Верховный Совет СССР, различные административные службы комендатуры Кремля и др.
В 2014 году было принято решение демонтировать 14-й корпус и восстановить исторический облик этого места с возможным воссозданием уничтоженных Чудова и Вознесенского монастырей.
История вопроса о восстановлении святынь
В 2015 году Чудову монастырю, свидетелю великих и славных страниц истории России, исполнилось бы 650 лет. Незадолго до этой даты, в июле 2014 года, президент России Владимир Путин предложил, после согласования этого вопроса с ЮНЕСКО и одобрения его московской архитектурной общественностью, восстановить эти кремлевские святыни. Эта инициатива президента приятно поразила и воодушевила православную общественность, началась общественная экспертная и общественная работа.
Осенью 2015 года по указанию главы государства был начат демонтаж 14-го корпуса Московского Кремля — административного здания, не представлявшего исторической ценности и не входящего в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Параллельно с этим Институт археологии провел раскопки по поиску фундаментов Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца, которые стояли на этом месте, но были снесены в 1929 году.
Ученым удалось обнаружить сохранившиеся части фундаментов Малого Николаевского дворца и церкви Алексея Митрополита Чудова монастыря, в частности, основание южной стены Алексеевской церкви, часть кладки перехода между монастырем и дворцом, датируемой 1851-1855 годами, остатки белокаменного контрфорса.
Демонтаж 14-го корпуса Кремля, © Валерий Шарифулин/ТАСС
Стоит отметить, что в этом году исполняется не только пять лет инициативе Президента России восстановить разрушенные в безбожное время исторические святыни России, но и сто лет закрытию обителей. Именно в 1919 году монастыри прекратили свое существование как православные обители. 90 лет исполняется варварскому разрушению этих исторических памятников. Напомним, что именно в 1929 году был взорван Вознесенский монастырь и часть Чудова монастыря.
Общественная активность по возрождению монастырей активно ведется последние 5 лет. В основном, это православные патриотические объединения, в частности общественное движение «Народный собор» и Женское Православно-Патриотическое Общество во главе с ее председателем Галиной Васильевной Ананьиной.
Галина Ананьина
По ее словам, сегодня место этих святынь, исторических памятников, представляет собой площадку, покрытую стеклом, по которой гуляют, а иногда и пляшут туристы, посещающие Кремль. В то время как под стеклом видны надгробия похороненных здесь православных подвижников.
Видя это, Галина Ананьина в 2017 году направила письмо в Администрацию Президента с предложением оградить это место, чтобы люди не ходили по могилам. В ответ она получила издевательскую и безграмотную отписку сотрудника Администрации, в которой почему-то речь шла о том, что не представляется возможным ограждать памятник Патриарху Гермогену. То есть сотрудник Администрации даже не понял, о каком месте идёт речь.
Памятник Патриарху Гермогену, как известно, находится в Александровском саду близ стен Кремля, а Чудов монастырь, в котором принял мученическую кончину наш национальный герой, один из величайших русских святых, Патриарх Гермоген, как раз находится в Кремле и представляет собой археологический артефакт, как это модно сегодня говорить в «прогрессивной Европе». Как с горечью отметила Ананьина,
«глядя на все это, понимаешь, что у людей, которые отвечают за сохранение наших исторических памятников, нет великой истории, а есть только археология».
К сожалению, даже не все экскурсоводы, которые проводят экскурсии по этому месту, говорят о его духовном значении. То ли они не знают, что здесь был замучен Патриарх Гермоген, то ли их так научили вышестоящие товарищи.
Памятник патриарху Гермогену у стен Кремля
В прошлом году один молодой архитектор на молодежном форуме «Таврида» напомнил Президенту Владимиру Путину о его инициативе. В ответ Президент сказал, что он выступал и выступает «за», но представители старшего поколения его убедили, что этого делать не нужно. Президент подчеркнул, что нужна общественная дискуссия.
Как отметила Ананьина на прошедшем в июне круглом столе, посвященном восстановлению святынь, вина православно-патриотической общественности в том, что она не оказала помощь Президенту, не организовала общественную дискуссию. В связи с этим, было инициировано обращение к Презинденту на прямую линию. Однако, как мы видим, это не возымело должного эффекта.
Аргументы противников восстановления святынь
Новодел
Владимир Киприн
Главным аргументом противников звучит то, что эти монастыри будут новоделом. Ряд экспертов утверждают, что подробных обмеров и фотоматериалов, которые могли помочь восстановить монастыри, не существует. В частности, историк Владимир Киприн уверяет, что на нынешнем этапе мы имеем не более 20% материала, необходимого для достоверного воссоздания комплекса.
«Дело в том, что для адекватного восстановления полностью утраченного здания необходим один документ – архитектурно-археологические обмеры (они называются археологическими условно, поскольку их точность близка к точности обмеров археологического памятника). Фотофиксация служит лишь дополнительным материалом, поскольку не отражает характер профилировки деталей. При сносе кремлевских монастырей не было осуществлено ни полноценной фотофиксации, ни археологических обмеров», – отмечает эксперт.
Но есть и заявления других экспертов, которые считают, что есть большое количество изображений и фотографий, которые были сделаны перед сносом объектов. Об этом, например, говорит Константин Михайлов, координатор движения «Архнадзор», которое следит за сохранением исторического облика Москвы.
Отметим, что аналогичная ситуация была и с Храмом Христа Спасителя, который, несмотря на недостаточное количество фотофиксаций до сноса, все же был восстановлен, Казанским собором на Красной площади, историческими дворцами в парке Царицыно и Коломенское.
Да, у нас нет возможности построить точную копию утраченного памятника, но можно постараться максимально приблизиться к его образу, тем более, что речь идет прежде всего о возвращении святыни, а не только архитектурного памятника.
Андрей Печерский
Вот, что говорит об этом главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский:
«Разговоры о том, что это будут новоделы, не являются убедительными аргументами. Храм Христа Спасителя тоже является новоделом. Ведь тогда стоял вопрос –поставить здесь какое-нибудь памятное место или вырыть котлован. Тогда этому решительно воспротивился Святейший Патриарх Алексий и его поддержал мэр Москвы Юрий Лужков. Ныне Храм Христа Спасителя восстановлен, и никому уже в голову не приходит заявлять, что он является новоделом. Точно такая же история с Казанским собором на Красной площади, где в советские времена был общественный туалет. Казанский собор восстановлен, в нём молятся, и это главное».
Контроль ЮНЕСКО и Архнадзора
В 1990 году ансамбль “Московский Кремль и Красная площадь” был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, при этом одним из главных критериев была историческая подлинность, определяющая его “выдающуюся универсальную ценность”.
Претензия ЮНЕСКО и Архнадзора состоит в том, что «условные реплики, не обладающие качеством исторического документа, будут диссонировать с общим окружением».
Рекомендации ЮНЕСКО были обнародованы официально. Эксперты ЮНЕСКО «настоятельно рекомендуют отказаться от идеи восстановления исторических зданий, разрушенных в 1929-1930 гг., поскольку это окажет серьезное влияние на выдающуюся универсальную ценность объекта, в частности, на его целостность и аутентичность».
ЮНЕСКО вторит Архназдор. Именно специалисты этого ведомства убедили музейщиков не поддерживать инициативу президента. Так считает Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев. Он называет позицию противников восстановления монастырей антинаучной и антиисторичной.
«Везде во всех странах идут реконструкции. В Санкт-Петербурге восстановлены разрушенные во время Великой Отечественной войны дворцы. Немецкий город Дрезден, уничтоженный англо-американской авиацией во время войны, восстановлен, и никому в голову не приходит упрекать в этом местные власти», – отмечает Валентин Лебедев.
-
Комфорт для туристов против духовно-исторической памяти
На сегодняшний день уже завершена музеефикация археологических шурфов на месте утраченных монастырей. Согласно проекту нового музея, на минус первом этаже разместят вестибюль, гардероб, пост охраны и служебные помещения, на минус втором – холл, зал музея, аппаратную мультимедийного оборудования и технические зоны. Общая площадь комплекса составит более 1,5 тысячи квадратных метров.
Экспозицию музея составят подлинные археологические раскопы, предметы, найденные во время археологических исследований, сохраненные фрагменты собора Чудова монастыря и мультимедийные инсталляции. Посещать музей можно будет небольшими группами до 20 человек в сопровождении экскурсовода.
В итоге, вместо воссоздания духовно-исторических объектов мы получили лишь «объект экспонирования археологического наследия высокого класса».
Сергей Девятов
Кроме того, по словам советника директора Федеральной службы охраны, д.и.н., профессором МГУ Сергея Девятова, на ближайшей повестке стоит вопрос оптимизации входных комплексов Кремля, то есть «создания более комфортной, с точки зрения туристов, зоны».
«Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля. Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади. Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО», – отмечает Девятов.
Кремль – это не только удивительный памятник архитектуры и национальный символ. Московский Кремль – это еще и духовная святыня. С этим согласится, пожалуй, каждый житель нашей страны. Почему же инициатива президента по восстановлению историко-культурных объектов национальной памяти первой величины – Чудова и Вознесенского монастырей не получила поддержку, а напротив, встретила такое сопротивление? Может быть, потому что православная общественность в лице мирян, представителей патриотических организаций недостаточно активна?
Молчанием, как известно, предается Бог. Мы молчим, когда нужно защитить наши святыни, восстановить историческую и национальную память, а в это время, другие силы, активно действуют, заявляя о необходимости создания «удобных туристических объектов»…
Хочется верить, что точка в этом вопросе еще не поставлена. И сам факт создания на этом месте подземного музея еще не говорит о том, что монастыри не будут восстановлены никогда. Это вопрос нашей с вами поддержки, активности и неравнодушия.