Содержание
- Как обрести крепкую веру в Бога
- Крепкая вера от слышания слова Божьего
- Крепкая вера рождается в испытаниях
- Крепкая вера не может сложиться без чистой совести
- Жизнь с верой в Жизнь
- Смысл жизни в Боге
- Жизнь только в Боге имеет истинный смысл!
- Первый смысл жизни человека-христианина.
- Второй смысл жизни верующего.
- Смысл жизни — в Боге!
- Смысл жизни и христианство
- Смысл жизни человека в свете вечности
- Сколько людей – столько и смыслов жизни?
- Если ты сам не веришь в силу своей молитвы, то почему ждешь чуда?
- Верить – значит доверять. Верить в Бога – значит вручить себя Ему. Если, плавая в море, расслабиться, то тебя не будет тянуть вниз. Наоборот, ты будешь легко держаться на плаву.
- Телесное здоровье зависит от здоровья души. Если в твоей душе свет, то и в теле будет свет и здоровье.
- Иными словами, если сидеть и постоянно думать о болезнях, если повсюду находить микробы и тому подобное, то в конце концов начинаешь видеть всё это у себя. Таким образом мы словно нарочно «привлекаем» к себе болезни.
- Но если мы стараемся, а результата нет и во второй, и в третий раз – значит, Господь хочет, чтобы мы научились жить без того, о чём молимся.
- Соблазны неверия в Бога в современном обществе
Как обрести крепкую веру в Бога
-
Просто ли обрести веру в Бога? Вы когда-либо задумывались, как к людям приходит вера? Многие люди получили свою веру от своих родственников. В их семьях было принято говорить о Боге, молиться и посещать церковь. Некоторые обрели веру в Бога благодаря сложным жизненным ситуациям. Другие же поверили в Бога из-за своего осознанного поиска Бога. Как же обрести крепкую веру в Бога, чтобы она сохранилась до конца жизни?
Мы обратимся с этим вопросом к Библии и посмотрим, что само слово Божье говорит на этот счет. А после прочтения каждый из вас сможет принять самостоятельно решение, что ему делать, чтобы иметь крепкую веру.
Крепкая вера от слышания слова Божьего
«Но как же смогут они довериться Богу, если не признавали Его? И как смогут они уверовать в Него, если не слышали о Нём? И как смогут они услышать о Нём, если им никто не проповедует о Нём? И как же будут люди проповедовать, если не будут посланы на проповедь? Как сказано в Писании: «Прекрасны стопы приносящих благую весть» (Римлянам 10:14-15).
Человек с крепкой и сильной верой всегда доверяет Богу. Но доверие Богу не рождается сразу. Это похоже на взаимоотношение двух людей. Люди знакомятся, узнают друг друга, но доверие приходит не сразу. Доверие Богу есть процесс познания Бога и является путем к сильной вере. А сама вера, в свою очередь, рождается, когда кто-то проповедует об Иисусе Христе, как мы читали выше.
Что вы знаете об Иисусе Христе? Что вы знаете о Его жизни? Вы знаете, для чего Иисус отдал Свою жизнь? Вы знаете, что Иисус умер за грехи людей и лично за ваши грехи? Вы знаете, что ваши грехи могут быть прощены и Бог не хочет судить вас за вашу прежнюю жизнь? Вы знаете, что нам надо сделать, чтобы стать учеником Христа? Поиск ответов на эти вопросы дает вам возможность начать верить в Бога.
Вы можете найти человека, который поможет вам разобраться в этих вопросах, вы можете написать нам через раздел контакты на нашем сайте. Вы можете начать читать Новый Завет, чтобы узнать о жизни Иисуса Христа лично, дома. Это отличный шаг к начальным росткам веры, которая со временем укрепится и станет сильнее. Важно никогда не останавливаться «в слышании слова Бога». Для веры всегда нужно топливо. Этим топливом является проповедь о Христе и Его жизни. Читайте. Слушайте. Изучайте жизнь Иисуса Христа.
Крепкая вера рождается в испытаниях
В послании Евреям есть целая глава, которая посвящена героям веры. В 11 главе послания Евреям перечисляются многие люди, которые стали известны благодаря своей крепкой вере.
«Некоторым пришлось вытерпеть насмешки и битьё кнутом, другие же были закованы в цепи и брошены в тюрьмы. Их забрасывали камнями, распиливали надвое, убивали мечами. Они облекались в овечьи и козьи шкуры, были бедны, преследуемы и притесняемы. Мир не достоин был этих великих людей. Они скитались в горах и в пустынях, жили в пещерах и в земляных норах. Эти люди были всем известны благодаря своей вере» (Евреям 11:36-39).
Наверное, вы уже поняли по своей жизни, что любовь и дружба проверяются испытаниями. Точно так же проверяется и вера. Есть еще один сильный отрывок в Библии, который говорит о проверке веры, где вера сравнивается с проверкой подлинности золота:
«Вы радуетесь этому, хотя и неизбежно, что некоторое время вы будете опечалены различными испытаниями. Они необходимы, ибо ваша вера ценнее золота (которое тленно и неподдельность которого огнём проверяется), пройдя испытания, заслужит почёт, славу и похвалу, когда явится Иисус Христос» (1 Петра 1:6-7).
Вера — это как золото. И вера, и золото «огнем» проверяется. С одним лишь исключением: вера — она ценнее золота! Настоящая, вера проверяется испытаниями. Никогда и нигде вы не найдете человека, про которого можно сказать, что у него крепкая вера, если в его жизни не было испытаний, которые проверили бы эту веру. Библия говорит, что ОНИ НЕОБХОДИМЫ.
Как вы встречаете испытания своей веры? Вы паникуете? Вы смотрите назад или вовсе хотите сдаться? Или же вы стойко проходите свои испытания веры, зная, что они необходимы и что вера лишь станет сильнее, когда вы их пройдете? Испытания не будут длиться вечно, а вот вера — это навсегда.
Крепкая вера не может сложиться без чистой совести
Вы знаете, что ничто так не уничтожает сильную веру, как нечистая совесть? Если ваша совесть не чиста, в вас не может жить сильная вера.
«Сохраняй же свою веру и чистую совесть. Некоторые пренебрегли ими и погубили веру свою» (1 Тимофею 1:19).
Чистая совесть достигается двумя вещами: исповедью и покаянием. Исповедь помогает выходить на свет и выносить свои поступки на свет. А покаяние помогает изменить образ мыслей и образ жизни, что позволяет избегать многих грехов в будущем. Ведь именно грех и становится причиной нечистой совести. Видимо, Бог вложил в каждого человека частичку Себя, чтобы мы хоть в какой-то мере понимали, что совершаем неправильный поступок. Некоторые люди научились заглушать голоса своей совести, но этим самым они заглушают не только их, но и веру, которая, возможно, теплилась в их сердцах.
Иметь чистую совесть — это наш сознательный выбор. Мы не можем сказать, что это не мы такие, это мир такой. В мире всегда было зло и всегда будет. Никогда не будет идеальных условий для праведной жизни. Праведность рождается лишь через осознанный выбор и отказ от греха. Человек с сильной и крепкой верой — это всегда белая ворона среди остальных. Вспомните о жизни Иисуса Христа, апостола Павла, апостола Петра и других. Они все были с крепкой верой. Вера каждого из них была проверена. И каждому из них пришлось делать выбор между добром и злом. Именно благодаря тому, что они сделали правильный выбор, их вера стала примером для остальных, для тех, кто идет по их стопам.
«Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осуждён, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего. Вот почему они осуждены: свет воссиял в этом мире, но люди предпочли свету тьму, ибо дела их злы. Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу. Тот же, кто поступает по правде, выходит на свет, чтобы видно было, что его дела сделаны с помощью Божьей» (От Иоанна 3:18-21).
Итак, крепкая вера в Бога — это вера от слышания и личного изучения Библии и познания жизни Иисуса Христа. Это вера, проверенная испытаниями. Это вера, которую поддерживает чистая совесть и смелость жить на свету.
Игорь Петров
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
Жизнь с верой в Жизнь
Размышление
0. ПОЯСНЕНИЯ
для читателя, незнакомого с предыдущими размышлениями по теме «На пути к думающей вере».
В них я обращён к людям порядочным, честным, умным, но… неверующим. Многие из них ДОСТОЙНО ЖИВУТ в окружающем нас мире. Иногда, даже более достойно, чем люди верующие «декларативно» или по привычке.
Задаёшься вопросом: а есть ли такой критерий оценки жизненного поведения человека, который был бы «независимым» от способа веры в Бога или даже неверия? И мне показалось, что такая оценка проявляется в ОТВЕТНОМ отношении Жизни и к каждому человеку, и к народам.
(Слово Жизнь я отождествляю с понятием Бог-Жизнь. Объяснение см. в размышлении о Святой Троице.)
1. Так вот. Об ОТВЕТНОМ отношении Жизни.
1.1 Пример из истории США
Сколько горя принесли белокожие завоеватели Америки чернокожему населению Африки?! А что произошло спустя столетия?
Что стало ответом Жизни на горе иной расы? Как бы хотелось американцам избавиться от негров! Их и свободными назвали, и уравняли в правах, и то, и сё… (с тайной надеждой: может, вернутся к себе в Африку?)
Но нет! Насильственно перемещённый народ остался частью Америки. Инородной и неотъемлемой одновременно. Неестественная внутренняя связь переродилась в естественную опухоль. Что делать – белая раса не знает. Даже название негроидных народов стало для американцев проблемой. Правда, никто не пытается дать чёткое название белым с очень тёмным прошлым!
1.2. Из истории Англии и Австрии.
Главное в их истории – это опора разума на стратегию с девизом: «Думай о завтрашнем дне!» И это действительно – установка, достойная высокого ума! Беда лишь в том, что в этом девизе сокрыта тайная недоговорённость: «Думай о завтрашнем дне с ВЫГОДОЙ только для себя!»
Как же так? Почему высокий разум допустил…
*) … лёгкую возможность обнаружения этой «тайны»? Впрочем, какая разница: трудно, или нет обнаружить обман? Главное – сам факт обмана.
*) … неужели допустил ошибку? Но тогда… какой же он «высокий ум»?
Что сегодня отвечает Жизнь на вопрос: «как же так?»
Высокий разум европейской цивилизации считал не нужным учёт запросов второй (духовной) составляющей человеческой сути. Причём, и своего и того народа, за счёт которого достигались цели стратегии (обмана). При учёте запросов души, надо было УЧИТЬ народы с несозревшим разумом (тот же народ Индии) так, чтобы Учитель мог видеть в Ученике – своё ПРОДОЛЖЕНИЕ!
А пока, вот она – ответная реакция Жизни: повзрослевший Ученик усвоил в своём ответном отношении к Учителю лишь то, что ВЫГОДНО СЕБЕ!
И даже если Ученик завтра сумеет взобраться умом на более высокую ступень в сравнении с Учителем, и простить ему обман, то… это будет не Продолжением, а ПРЕОДОЛЕНИЕМ ошибки-обмана «высокого разума»!
Недопонимание глубинного вреда хитрости, интриг, высокомерия – это серьёзнейшая, стратегическая ошибка развитого ума! Причём, не только у англичан. Бациллы интриг и хитрости проникли во многие народы европейской цивилизации, указывая на СИСТЕМНЫЕ ошибки развития ума без связи с чувством, совестью, с праведностью?
(В самом начале «Выводов думающей веры» вы найдёте полное объяснение понятия «двойственная суть человека»).
1.3 Пример из сегодняшней межрелигиозной жизни.
Необходимо уживаться народам, связывающим себя с разными мировыми религиями. Иначе ВНУТРЕННЯЯ непохожесть верующего сознания вступает в противоречие с главным законом Жизни, который требует ОБЩЕЙ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ. Возникает ЗАДАЧА поиска Общих Правил человеческого общежития, не противоречащих догматике любой мировой религии.
Но ведь у всего живого на земле есть общее Небо и общее желание ЖИТЬ ! Тогда для внешнего межрелигиозного общения народов жизненно необходимо ввести понятие Бог-Жизнь? (Оставляя для христиан – понятие Бог-Святой Дух). И сразу становится понятным самый страшный грех – самовольное лишение себя жизни. (У христиан – «хула на Святого Духа»).
Что ещё, кроме общего неба и общего желания жить есть у человека? Только у человека! Умение думать о жизни и преобразовывать её, то есть умение творить!! А потому… необходимо всем людям не только верить в Бога, но и думать о Нём! То есть все мировые религии должны стать ДУМАЮЩИМИ.
Да, разум человеческий на пути к по-знанию, может заумно грешить. Но! Осознавая в себе духовную составляющую – душу – человек верующий должен помнить о своём будущем «образе и подобии»! Так что добро и зло способно проявляться и в вере. Но думающая вера ОБЯЗАНА преодолеть зло! Именно для этого Бог создал человека!! Представляете? Бог надеется на нас! Какая у человечества (а, значит, и у живущих ныне) ОБЯЗАННОСТЬ !
2. Но! Опустимся на землю и зададим вопрос разуму: способен ли он соглашаться с догмой?
Категорическое «Нельзя!», обращённое к малышу-несмышлёнышу… это что, не догма? А правила безопасности в разных производствах и противопожарные? А правила дорожного движения? Наконец, воинский устав?
Так что догматика используется не только в религиозной жизни.
Значит, В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, когда думать некогда, и даже опасно – догмы, заповеди, законы, правила…– не только допустимы, но являются ЕСТЕСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ.
Да и сама вера тоже естественная необходимость. (В одной из мировых религий такое представление жизни, как испытание человека перед погружением в вечность – является основополагающим).
Резонно предположить, что человек (и народы) испытываются и на полноту чувственных движений души и на зрелость разума.
Народы с более зрелым разумом называют себя цивилизованными. Но с них, как с более развитого ребёнка и спрос у Жизни больший, потому что ошибки развитого разума имеют большие последствия. Особенно, если разум этот начнёт строить всё своё благополучие за счёт отсталого разума. Немного – можно. Ведь зависть – стимул для растущих собратьев. Но постоянно паразитировать – значит обречь себя на деградацию! Да и… на ненависть народов-изгоев.
Впрочем, эту тему мы уже затрагивали.
2.1. Теперь – пример испытания Жизнью каждого отдельного человека.
Что приходится делать родителям, у которых ребёнок достиг «переходного возраста»?
Нередко взрослый разум теряется в бессилии, видя непрошибаемое упрямство и буйство созревающей плоти. Что это – пример испытания Жизнью каждого родителя взрослеющим разумом его ребёнка?!
Разве это нормальная реакция разума? Нет, родитель чувствует, что чего-то важного он не додумал, выстраивая стратегию своей жизни совместно со своим ребёнком!
Это ли не экстремальная жизненная ситуация? Которая может быть разрешена только верой, опирающуюся на догму единых заповедей для всей семьи. (А ещё лучше – заповедей, общих для всего народа).
Уже потом «взрослеющее дитё» разберётся, что догма эта – «краткая формула мудрости». Бери её и пользуйся, не утруждаясь обоснованиями: почему так надо!
Когда ты шагнёшь в свою зрелость (в том числе и разумом) – это станет понятным.
А пока подключи чувство: ведь кроме догмы-требования твоих родителей: «Так нельзя!» — в их сердце ещё и явная любовь к тебе, вместе с боязнью за тебя, бедолажка! А в основе твоего упрямства – всего лишь эгоизм бездумного инстинкта! Он что, выше твоей любви к родителям? Понимание несопоставимости этого сравнения сделает тебя взрослее!
… Погрузившись в проблемы «переходного возраста», мы несколько отвлеклись. Впрочем, тема эта настолько «жизне-ёмкая», что трудно отделить главное от частностей.
Всё-таки, вернёмся к основной теме: соотношения разума и догмы.
Если разум соглашается с естественной допустимостью догм в вере, то столь же ЕСТЕСТВЕННОЙ становится допустимость присутствия разума в любой вере. Разумеется, делать это надо спокойно, искренне, с добрыми намерениями, когда выводы разума можно обсудить с наставниками-праведниками.
Наконец, не лишне вспомнить и довод психологии, что ПРОЩЕ и здоровее – жить с верой. С верой в правоту родительских наставлений. А когда они освобождают внукам место на земле, с верой в Отца Небесного.
2.2. Почему праведникам можно доверяется без сомнения? Независимо от того, верующий ты человек, или просто совестливый, уважающий веру отцов.
Об этом см. в приложении.
3. ЕДИНАЯ ДОГМА веры в Жизнь.
Не претендуя на праведность своего разума, мы призываем, всего лишь, к совестливости во всех наших делах, поступках, помыслах… Это – посильная задача человека, верующего в Бога-Жизнь! (А о праведности сказано в приложении).
При вере в Бога-Жизнь нужно соблюдать лишь ОДНУ догму: вера, дела, разум и вся жизнь человека должны быть всегда связаны с совестью его души!
Связь совестливого разума с верой в Бога-Жизнь значима вдвойне! Она позволяет глазу Божьему быть не только в душе человека, но и в его разуме!!
И бывший (всего лишь!) порядочный, честный и умный человек обретает способность в самом начале своего приближения к Богу, не разбираясь в особенностях каждой мировой религии, о б р е с т и веру в Жизнь!
А можно сформулировать эту Единую Догму ещё проще: человек обязан ЖИТЬ ЦЕЛЬНО !
Как это понять? Прочтите о двойственной сущности человека (в самом начале «Выводов думающей веры»).
Сейчас, когда мы задались вопросами об ответном отношении Жизни к человеку и народам и, помня о главном законе Жизни – всеобщей взаимосвязанности – требование Её к человеку (жить цельно!) становится естественной необходимостью!
3.1 Зададимся ещё одним вопросом: когда мы вспоминаем Бога без подсказки?
Ответ в пословице: «гром не грянет – мужик не перекрестится!»
(Здесь слово «мужик» — синоним человека по горло занятого делом).
Значит, необходимость веры обостряется в экстремальных жизненных обстоятельствах. Но и риск грома над думающей головой уменьшится, если не лениться просто верить Небу?
Жизнь как ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА – самый мудрый Учитель.
А наша повседневная вера в Бога-Жизнь научит предвидеть неожиданности без громовых подсказок!
Заканчивая, сознаюсь, что писал это размышление где-то месяц. Иной раз «тонул» в желании отметить ещё и такой аспект ответного отношения Жизни, и такой …
Вспомнил, наконец, что нельзя объять необъятное (а Жизнь – именно необъятна!) и ставлю точку.
А вот если читатель ОТКЛИКНЕТСЯ, станет понятным, что надо добавить.
Не беда, если рецензий не будет. Значит, надо работать над собой, со своим умением делиться наблюдениями, умением жить!
Возможно, заметны поучения, которые связаны с моим возрастом. Они естественны. Обращайте внимание на те наблюдения жизни, которые сами вы раньше не замечали.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Почему праведникам можно доверяется без сомнения? Независимо от того, верующий ты человек, или просто совестливый, уважающий убеждения отцов.
Праведный разум – часто не способен отличить добро и зло в возникшей жизненной ситуации. Праведнику доверяет Небо и ему ОТКРЫВАЕТСЯ ЗНАНИЕ.
У познающего разума основа земная. Наполнение «сумы» разума зависит от способа прожитой человеком жизни. В чём-то достойной, но далеко не всегда. Тогда из сумы что-то выпадает, теряется. Иногда она становится дырявой!
А к праведно живущему человеку в особые моменты жизни приходят частицы ЗНАНИЯ (ОТКРОВЕНИЯ, ВИДЕНИЯ), которыми обладает духовный мир (Небо).
Из сумы может что-то выпасть. Достигшая связи с Небом вопрошающая мысль – возносится, приумножается.
Значит, разум человека земного может только приблизиться к истинности на основании такого устройства своей жизни, которое одобрено его совестью!
А взаимодействие Жизни с праведным разумом – это уже иной уровень.Смысл жизни в Боге
Жизнь только в Боге имеет истинный смысл!
В чем смысл жизни? Если бы мы спросили об этом первых христиан, то получили бы четко сформулированный ответ. Сегодня около 60% людей в нашей стране называют себя верующими христианами, подавляющее большинство из которых причисляют себя к православной церкви. Вдумайтесь в эти цифры – из 10 человек 6 называют себя верующими! Но сколько из них посещают церковь чаще, чем 2 раза в год (на Пасху и Рождество)? Сколько из них хотя бы раз держало в руках Библию или читало Евангелие, а ведь именно там написано то, как мы, называющие себя верующими, должны жить! Сколько человек сможет вспомнить, когда молились в последний раз или вообще хотя бы единожды делали это в своей жизни (не считая «Господи, помоги!» во время экзамена и т. п.) Знаете ли вы, какой должна быть жизнь настоящего христианина? В чем его смысл жизни?
Первый смысл жизни человека-христианина.
По мнению многих людей, быть верующим нужно для того, чтобы на том свете, после смерти, не пришлось гореть в аду. То есть смысл жизни христианина в том, чтобы дотянуть до конца и не попасть в преисподнюю, а для этого нужно вести жизнь, полную запретов и ограничений. Это ошибочное мнение!
Если бы это действительно было так – человеку можно было бы всю жизнь проводить в свое удовольствие, грешить и совершать зло, а в старости, или когда придет болезнь, быстренько покаяться перед Богом и все. Что ж, не будем оспаривать тот факт, что Бог настолько любящий, что примет и столь позднее раскаяние, подобно тому, как Христос простил разбойника, висящего возле Него на кресте. Но ведь у вас может и не быть шанса призвать Господа перед смертью – она может быть внезапной (автомобильная авария или во время сна), да и ведь Бог видит все! Для Него это оскорбление, Он с лукавым поступает по лукавству сердца его. Это сознательное отвержение человеком Бога и использование Его в своих целях. Но Бог – не марионетка и не добрый волшебник, исполняющий наши желания!
Приведу как пример одну историю. Парень много рассказывал девушке о Боге, но она все время отвечала: «Да ладно тебе, вот стану старенькой, тогда и буду молиться и в церковь ходить!» Однажды парень назначил ей встречу, а когда она пришла, то протянул ей завядший букет. «Ты что мне принес? Мне не нужны эти засохшие цветы!» На что парень ответил: «Так же и ты хочешь принести Богу только то, что останется от твоей жизни…»
Второй смысл жизни верующего.
Преображение в образ Христов, стяжание Духа Святого – или, если говорить не церковным, а обычным языком, становиться лучше, стремиться к совершенству характера и любви. И не просто для того, чтобы всем сказать: смотрите, какой я святоша! Нет! Чтобы угодить Богу, отвечая на Его любовь к нам, людям. Чтобы творить добро и делать этот мир лучше, бороться со злом. Вот в чем смысл жизни с Богом.
Бытует мнение, что христиане – это слабые люди. Мол, и то им нельзя, и это. Что за мужики такие, эти верующие, если им и пить, и курить нельзя, а с девушкой спать после ЗАГСа только? Да еще и правую щеку подставить надо, если по левой ударили…
Эта расхожая точка мнения не имеет под собой никакого основания. Как говорится, по течению плывет только слабая или мертвая рыба. Легко жить в толпе, быть как все. Намного тяжелее – иметь свое мнение, отличное от мнения большинства, отстаивать свои взгляды и жить в соответствии с ними. Именно это делают искренне верующие христиане, которых слабаками назвать никак нельзя.
Иметь силу жить праведно в этом развращенном мире, бороться с грехом, не бояться быть «белой вороной» дает верующим Дух Святой. Без него христианская жизнь была бы непомерным грузом – никто не может сам по себе быть 100 % праведным. Попробуйте сказать курильщику – «ну просто не кури и все!» или тому, кто ругается матом, предложите не делать это хотя бы неделю. Своими силами они это сделать не смогут! Только Дух Святой, сходящий на человека в момент покаяния, способен изменить его, дать силу и мудрость, показать смысл жизни.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» — эти слова Христа записаны в Евангелии от Матфея, 11 глава, 28-30 стихи.
Примирись с Богом, начни свой путь к правде, добру, изменениям, и Господь покажет тебе твой смысл жизни, ты увидишь свое предназначение в этом мире, а душа твоя обретет покой. Попробуй – ты ничего не теряешь. Отвергнув Бога – ты теряешь все: вечность, спасение…
Смысл жизни — в Боге!
Дорогой друг, если ты не видишь смысла в жизни, то хочу тебе сказать, что ты на правильном пути. Звучит странно, даже парадоксально, правда?
С одной стороны — человек, которому незачем жить, довольно часто долго и не живет, так как подвержен психическим расстройствам, болезням, склонностью к самоубийству. Что в этом хорошего? С другой стороны — еще хуже заблуждаться, ища смысл жизни в ложных или второстепенных целях (например, в стремлении к благосостоянию, удовольствиям и даже продолжению рода).
Это похоже на то, как если бы человек купил автомобиль и пользовался только кондиционером или подстаканником, находящимся внутри него. Да, эти опции тоже важны и хороши, но если автомобиль стоит на месте — он не выполняет свое предназначение. Ты можешь достичь множества второстепенных целей — посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Или ты можешь посвятить свои дни достижению ложных целей – удовольствий, богатства и т. п. Но итог обоих вариантов один – ты не исполнишь свое предназначение.
Может быть, ты уже пробовал строить карьеру, разбогатеть, прославиться, добиться успеха в спорте, а может жил праздно, просто пытаясь получить от жизни все? Некоторые, все перепробовав, начинают стремиться к более возвышенным целям: помогать нуждающимся, изменять мир к лучшему… Это прекрасно и здорово, но обычно после таких попыток человек быстро понимает, что бессилен и смысл жизни состоит не в этом – чего-то все равно не хватает!
Если ты тоже пришел к такому выводу, то хочу сказать, что с тобой согласен и самый мудрый человек, живший когда-либо на Земле — царь Соломон, притчи которого известны многим людям и обросли легендами. В Библии есть книга, написанная этим великим правителем – книга Екклесиаста (проповедника), где описан его поиск смысла жизни. Соломон перепробовал многое: он пытался наслаждаться жизнью, строить дома и насаждать сады, он был очень богат и приобрел все, что только можно… Какой же вывод он сделал? Все — суета, конец всему – смерть, и богатый умирает так же, как и бедный.
Смерть делает жизнь бессмысленной, перечеркивая все, что делал или не сделал человек. Если смерть — это конец, то и жизнь, в конечном счете, бессмысленна!
В результате размышлений Соломон определил смысл жизни человека так: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека.» (Еккл.12:13)
Вернемся к аналогии с автомобилем — когда он выполняет свою основную задачу, то и остальные его функции обретают значимость и смысл. Здорово, когда автомобиль везет туда, куда нужно, и при этом в нем есть кондиционер, аудио система и т. д. Также для поездки неплохо знать и выполнять правила дорожного движения, чтобы не случилась беда. Также и жизнь человека – если в сердце есть вера в Бога, если выполняются данные Им заповеди, то и все сопутствующее – вкусная еда, красивая одежда, дети и работа начнут приносить радость… Впереди у таких людей есть четкая цель жизни – дойти до своих последних дней, прожить так, чтобы не было стыдно перед Богом, чтобы исполнить Его волю.
Но мало просто поверить в Бога – это всего лишь первый шаг! Нужно еще и признать свою греховность, примириться с Богом через веру в Господа Иисуса Христа, умершего на кресте за наши грехи. Тогда ты получишь дар спасения и вечной жизни.
В Евангелии от Матфея, 22 главе, записан случай, когда к Иисусу подошли люди и спросили о том, какая заповедь – наибольшая. Христос ответил:
«В то время некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»
Когда Господь – главный в жизни человека, тогда и все остальное становится на свои места.
Смысл жизни и христианство
В чем смысл жизни? Это широкое понятие, которое вмещает в себя и оценку прошлого человека, и постановку целей на будущее, и определение своего места и роли в этом мире… Все это невозможно без наличия жизненных ценностей – именно они определяют наш смысл жизни и образ мыслей человека. Определите ценности, сформируйте свое мировоззрение – и вопрос будет решен!
Стоит также отметить, что ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» зависит еще и от того,в каких условиях, обстоятельствах, окружении и исторической эпохе живет человек. Понятное дело, что если вокруг голод и война, то основной жизненной целью будет одно – выжить, или наоборот – распрощаться с жалким существованием. Когда же все вокруг спокойно, большинство людей выбирают своим смыслом жизни достижение благополучия, успеха, материального достатка и т.д.
Пожалуй, единственной мировой религией, где есть полный ответ на вопрос «в чем смысл жизни?», является христианство. Почему? Потому что, в отличие от других религий, главной силой этой веры является не страх не достигнуть рая (как в мусульманстве), не жесткое исполнение закона (как в иудаизме), не бесцельное существование в ожидании следующей реинкарнации (как в буддизме), а ЛЮБОВЬ. Безусловная любовь Создателя к Своему Творению, и ответная любовь верующего к Богу. Это ключевой момент христианства, отличающий его от всех других религий. Вся суть этой веры – в любви Бога, Который спустился с небес, став человеком и отдав Свою жизнь на кресте и воскреснув для спасения человечества от греха, отравляющего жизнь. Многие люди хотели стать богом, но лишь один Бог захотел стать человеком – это Иисус Христос.
Только представьте, какие бы чувства вы испытывали к тому, кто пожертвовал своей жизнью, ради того, чтобы вы остались в живых? Наверное, величайшую благодарность… Тот, кто на самом деле поверит в жертву Христа и примет спасение, попросив у Бога прощение за содеянные грехи, найдет смысл жизни в Нем.
«Иисус сказал ему: Я есмь путь, истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна 14:6)
На самом деле без веры в Бога смысла жизни попросту нет. Да, вы можете жить ради работы, детей, любимого человека или какой-то идеи, однако, всему этому придет конец, когда вас настигнет смерть. Что потом? На этот вопрос каждый отвечает себе по-разному: кто-то не верит вовсе в существование загробного мира (тогда зачем жить?), кто-то придумывает себе блаженное место, где мы все отдохнем и встретимся умершими родными и близкими.
Истина же в том, что смерть – всего лишь продолжение жизни, только уже в другом, духовном измерении. И то, где мы будем продолжать существовать, зависит от того, как прожиты наши дни на Земле, в кого мы верили.Смысл жизни человека в свете вечности
«Ибо так возлюбил Бог этот мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, кто поверит в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 3-16)
Итак, первый смысл жизни верующего – в приобретении и сохранении спасения, в том, чтобы дойти до рая, сохранив в своем сердце веру до последних дней жизни. И если, например, в мусульманстве, человек до самой смерти не знает, куда попадет после кончины и в страхе, «на всякий случай» делает добрые дела, чтобы они перевесили его грехи, то в христианстве все абсолютно иначе!
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.» (Рим 5:1)
Более подробно об этом читайте в разделе «Примирение с Богом»
Сколько людей – столько и смыслов жизни?
Можно ли на вопрос о том, в чем смысл жизни, дать какой-то общий, подходящий для всех, без исключения людей, ответ? Неужели дело всей нашей жизни после того, как мы поверили в Него, будет только в исполнении заповедей и в том, чтобы не грешить? Разве для этого создал нас Бог? Конечно же, нет! Но почему же мы утверждаем, что узнать свое предназначение можно только в Нем?
Потому что без Него нам слишком многое мешает, у нас просто закрыты глаза. Грехи, привязанности, стремление к беззаботному существованию и развлечениям, богатству и власти, плохой характер и привычки… Когда вся эта «шелуха» спадает с нас под влиянием Божьей благодати и милости, и начинается процесс очищения нашего «Я» от всей этой мишуры и грязи, мы начинаем видеть этот мир по-другому. Бог открывает нам глаза на то, сколько вокруг проблем, скорбей. Он дает людям возможности и раскрывает их потенциал, дает желание трудиться, меняться…
У каждого человека свой смысл жизни, но дать его может только Создатель, вложивший в нас таланты и способности, открывающий обстоятельства и новые пути, дающий желание видеть цель и идти к ней.
Кто знает, может именно ты поможешь тысячам страдающих людей, изменишь жизнь своего города или целой страны, придумаешь лекарство от неизлечимой болезни или просто спасешь кого-то от самоубийства или гибели? Поверь в Бога и примирись с Ним, и Он откроет тебе то, для чего ты рожден.
Если ты сам не веришь в силу своей молитвы, то почему ждешь чуда?
Ты живешь, озаренный Божественным светом. А при свете не может быть мрака и страха. Есть только любовь, ощущение любви, уверенность, внутреннее тепло, мир на душе и сердце. Если так жить, то вся жизнь изменится, и ты будешь воспринимать все свои проблемы спокойно, а это, в свою очередь, отразится и на состоянии здоровья. Ведь, как тебе известно и как ты уже убедился на собственном опыте, свет в душе «переходит» и на тело.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Ты когда-нибудь замечал, как состояние души влияет на телесное состояние? Например, если сейчас тебе позвонят по телефону и сообщат какую-то очень приятную новость, то всё твое тело будто содрогнется, ты почувствуешь, что тебя словно накрывает теплая волна.
Верить – значит доверять. Верить в Бога – значит вручить себя Ему. Если, плавая в море, расслабиться, то тебя не будет тянуть вниз. Наоборот, ты будешь легко держаться на плаву.
Когда не сопротивляешься воде, расслабляешь мышцы, успокаиваешься – то не тонешь, а остаешься на поверхности. Но стоит только напрячься, зажаться, начать делать резкие движения – начинаешь захлебываться, погружаешься всё глубже и тонешь.
То же самое и с нашей верой. Если веришь в Бога – чувствуешь, как эта вера влияет и на состояние твоего тела. Каждая наша мысль, наполненная Божественным светом, влияет на организм и делает его еще крепче, здоровее.
Неслучайно в Своей земной жизни Господь, как и сейчас, даровал людям телесное здоровье. При этом сначала Он умиротворял сердце человека, успокаивал его совесть.
Так Он делает и сейчас – сперва успокаивает нас, делает биение нашего сердца ритмичным, нормализует давление. Когда мы со Христом, у нас нет высокого или низкого давления, нет никакой слабости. Мы пребываем в душевном равновесии и, как следствие, наше тело функционирует нормально. Вера в Бога, то есть доверие к Нему, восстанавливает душевное равновесие, а это отражается и на телесном состоянии.
Многие доктора говорят, что болезнь начинается с внутренних проблем и что серьезные душевные переживания могут привести к серьезным заболеваниям. Если человек никому не доверяет, если не может смотреть на жизнь с надеждой и оптимизмом, а постоянно думает о неприятностях, пребывает в дурном настроении и ждет чего-то плохого, это плохое в итоге и случается.
Помнишь, что спрашивал Господь у больных перед тем, как совершить то или иное чудо? Он спрашивал: «Веришь ли ты, что Я могу это сделать?» И каждого из нас Господь спрашивает: не сопротивляешься ли ты мысленно, можешь ли ты довериться Мне, отбросив логические доводы? Доверяешься ли ты Моей любви? Чувствуешь ли, как сильно Я люблю тебя? Исчез ли твой страх? Ощутил ли ты то прощение, которое Я дал тебе с таинством крещения, освободив от греха?
Вспомните: перед тем, как исцелить кого-либо, Господь сперва избавлял человека от чувства вины за совершённые грехи. Сначала он говорил: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Эти слова означали: «Я забираю у тебя огромный груз, который давит на твою душу. Я снимаю его с тебя и дарю тебе надежду и оптимизм, а после того, как ты освободился от своих страхов, Я дарую тебе и телесное исцеление».
Телесное здоровье зависит от здоровья души. Если в твоей душе свет, то и в теле будет свет и здоровье.
Об этом говорят многие врачи, работающие в реанимации. Они рассказывают, что когда больной верит в Бога, не имеет страхов и не теряет душевного мира, спокойствия и уверенности, то он выздоравливает быстрее остальных.
Состояние души влияет на состояние телесных органов. Например, ребенок отправляется на экзамен. А дома его не приободрили, не внушили ему надежду и оптимизм, не убедили в собственных способностях, не сказали: «Дитя, Господь тебя не оставит. Ты не глупый. Ты способный». И если ребенок отправляется на экзамен без всего этого, а напротив, заранее уверен, что ничего не получится, он действительно не сдаст экзамен.
Очень часто так бывает с детьми – еще даже не дойдя до экзамена, они уже представляют, как их «завалят» и они ничего не сдадут. А как сдать, если ты боишься, дрожишь и паникуешь?
Что вообще означает фраза «Мне страшно»? Подумаем над этим. Она означает следующее: я сразу начинаю думать о результате. И думаю, что не смогу, что меня оттолкнут. – Кто тебя оттолкнет? – Общество, родители, система. У меня не будет будущего, не будет денег, я навсегда останусь на задворках. И всего этого я очень боюсь.
Вся эта картина, это душевное состояние блокируют ум. Ребенок уже не может думать, не может вспомнить выученный материал.
А теперь представим, что в тот момент, когда Господь прикоснулся к глазам слепого, чтобы исцелить его, чтобы дать ему благодать, тот подумал: «Что это Он делает? Разве это возможно, чтобы я прозрел? Да ладно!» И о чём бы говорило такое состояние его души? О сопротивлении. И еще – это была бы огромная помеха для чуда. И Господь не смог бы его сотворить.
Бог не может всё сделать. И не я первый об этом говорю. Так написано в Библии, в Евангелии: «И не сотворил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58). В Капернауме Иисус не мог творить чудеса. То есть, получается, Господь не всемогущ в буквальном понимании этого слова – потому что для проявления Его всемогущества очень важно наше со-действие. Мы должны дать Ему возможность войти в нашу душу, должны сами схватиться за Его руку и оказаться в Его объятиях. Но если мы отталкиваем Его, не верим Ему и сопротивляемся, никакого чуда не произойдет.
Фото: Виктор Велин
Чудеса со слепорождённым и расслабленным (как и со всеми остальными, к кому приближался Иисус) потому и происходили, что их души «расслаблялись». Внутреннее противоборство, сопротивление исчезало, сердце утихало, душа предавалась воле Божией – и человек становился «проводником» Божественной благодати, Божественной энергии, которая проходила через его тело и давала исцеление – как телу, так и душе.
Подобное можно рассказать о многих людях. Я читал рассказ одного врача, к которому женщина привела свою мать, страдающую болезнью желчного пузыря.
– Доктор, я привела к вам свою мать. Пожалуйста, посмотрите ее и вылечите ей желчный пузырь!
А мать этой женщины была очень верующим человеком.
Доктор прооперировал ее, но во время операции обнаружилась опухоль с метастазами. Он понял, что женщину ему не вылечить, и так и сказал ее дочери:
– Простите, но я вынужден честно признать, что не смогу вылечить вашу мать. Ее желчный пузырь в порядке, но мы обнаружили опухоль с метастазами. Вылечить ее невозможно. Она умрет через несколько дней.
Это было в Америке.
Дочь больной ответила:
– Доктор, я прошу вас только об одном. Не говорите этого моей матери! Хватит и того, что я знаю. Не лишайте ее надежды. Пусть она думает, что у нее были проблемы с желчным и что операция прошла успешно. Всё равно она скоро умрет.
Врач согласился.
– Хорошо, можете забрать мать домой – под вашу ответственность.
А через несколько месяцев эта больная женщина снова пришла в больницу, чтобы пройти обследование. Доктор увидел ее и сначала подумал, что перед ним – привидение. Разве она не должна была уже умереть? Он поздоровался с женщиной и спросил ее:
– Как вы себя чувствуете? И что вы здесь делаете?
– Доктор, вы удивлены? Да, это я! Знаете, после того, как в прошлом году вы мне сделали операцию, у меня появился такой оптимизм, я почувствовала такую радость, что стала благодарить Бога. И после выписки уже больше не болела.
Этот случай был одним из немногих в практике врача, когда он был вынужден констатировать, что душевное состояние человека – в данном случае определенный ход мыслей при полном доверии к Богу – оказывает огромное влияние и на состояние организма.
Эта женщина выздоровела. При повторном обследовании у нее не нашли рак, хотя во время операции была обнаружена злокачественная опухоль.
Иными словами, если сидеть и постоянно думать о болезнях, если повсюду находить микробы и тому подобное, то в конце концов начинаешь видеть всё это у себя. Таким образом мы словно нарочно «привлекаем» к себе болезни.
А когда постоянно что-то к себе притягиваешь, оно на тебя и сваливается. Кто-то так и сказал мне: «Чем больше я боюсь заболеть, тем больше болею». А чем больше мы боимся ошибиться, тем чаще ошибаемся, потому что думаем о потенциальных ошибках в панике и страхе.
Вот почему в первую очередь необходимо очистить свой ум, чтобы его просветил Божественный Свет, о чём мы и говорили в начале. Господь, Который есть Истинный Свет, пусть просветит тебя. И ты станешь смотреть на всё с оптимизмом.
Есть люди, которые молятся о других, но не верят в силу своей молитвы. А когда молишься, нужно видеть каждого человека озаренным Божественным Светом, как говорил святой Симеон Новый Богослов, который видел, как этот Свет освещает всех в этом мире. Тогда твоя молитва будет сильной.
Одна женщина долго не могла забеременеть. Она молилась Богу о даровании ей ребенка, но при этом сомневалась, то есть была двоедушной. Она думала: «Я помолюсь, но вряд ли это случится». В ее сердце не было уверенности. В таких случаях Бог говорит: «Дитя мое! Раз ты сама не веришь в свою молитву, как чудо может произойти?» Сначала нужно поверить, и вера должна быть твердой, – в то, что Бог может это сделать и, если для нас это к лучшему, сделает. А если не сделает – значит, так лучше для нас, так должно было случиться, это – хороший жизненный урок, из которого мы должны усвоить определенные вещи. Какие? Может быть, что нужно попытаться еще раз, и постараться сделать это лучше.
Но если мы стараемся, а результата нет и во второй, и в третий раз – значит, Господь хочет, чтобы мы научились жить без того, о чём молимся.
Почему? Потому что Бог говорит: без получения просимого ты не теряешь своей самоценности, совсем нет. Ты представляешь собой великую ценность.
Большая ошибка, например, думать, что ты чего-то стóишь в этом мире только в том случае, если у тебя есть ребенок. Что только в этом случае ты достиг определенного успеха в жизни и являешься значимым человеком. Господь дает тебе понять, что, рассуждая так, ты недооцениваешь себя. «Если у тебя нет детей, то это не значит, что ты представляешь для Меня меньшую ценность и Я не люблю тебя».
Бог хочет научить нас чему-то и иногда не дает нам того, о чём мы Его просим, чтобы дать что-то лучшее, чего мы пока не осознаем и потому не можем желать. Господь хочет, чтобы мы почувствовали Его любовь, которая выше всех критериев – успеха, детей и т.д.
Это очень важно – полностью положиться на волю Божию и сказать: «Господь знает! Он знает, что это хорошо для меня, что это сделает меня сильнее и благодаря этому у меня появятся такие удивительные качества, о существовании которых я и не подозревал».
Фото: Надежда Князева / sreda.org
Когда в школе ребенок говорит мне: «Не давайте мне это упражнение, я не смогу его сделать!» – я понимаю, что он, по сути, недооценивает себя. И делаю наоборот, не как он просит. Я даю ему еще более трудное упражнение. Почему? Разве я хочу причинить ему зло?
Напротив! Я хочу оказать ему честь, говоря тем самым, что он недооценивает себя. Ведь у него есть способности и таланты, которые он никогда сам в себе не увидит, если сейчас я не причиню ему дискомфорт, задав упражнение, которое, как он думает, для него невыполнимо. И проходит какое-то время – упражнение сделано! Так поднимается самооценка и появляется вера в собственные силы.
Перевод: Елизавета Терентьева, старший преподаватель ПСТГУ,
Соблазны неверия в Бога в современном обществе
протоиерей Иоанн Кравченко
Самое страшное в жизни человека – потерять веру в Бога, общение со своим Творцом. На осуществление этой цели с древнейших времен человечества были направлены все силы ада. Грубейшим наследием в этой борьбе был атеизм.
В современном мире атеизм теряет былую привлекательность, и на его место в сознание людей все чаще вселяются безбожные идеи другого порядка.
Безумие атеизма всегда было слишком очевидно. Псалмопевец Давид с предельной откровенностью говорил: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс. 13:1). Святитель Григорий Нисский в том же духе обличал древнее неверие: «Кто в мысли своей не дает места бытию Божию, говоря, что Бога нет, тот, став вне Сущего, растлил собственное бытие»1.
Растление духа человеческого происходит там, где природа, как бытие, или общество, как коллективное сознание, ставятся выше Божественных свойств человеческой личности. Там, где «бытие» определяет сознание духа, душа становится рабой внешнего, теряет смысл духовного самоопределения. Центр жизни смещается с внутренних ценностей на внешние преобразования, с духовного на душевное и плотское. Так исчезает внутренняя энергия духа человеческого и теряется общение с Богом. Душа, находясь в забвении, забвению предает и Самого Бога.
Вера материалистов в сомнительное происхождение человечества ослабила и растлила нравы многих народов. Однако причины этого растления надо искать не только в атеизме, но и в отступлении многих христиан от основ православной веры, в их неспособности стать «солью» общества (Мф. 5:13).
У верующих в Бога есть свои болезни «атеизма». Это прежде всего неверие в сотрудничество Бога с человеком во имя спасения человека. Святитель Игнатий Брянчанинов уже во второй половине XIX века советовал стать на путь спасения не только материалистам, но и верующим. Он писал: «…для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим»2. Верующим он напоминал: «По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель»3.
К особенным грехам следует отнести суетную веру в Бога, ограниченную признанием бытия Бога на уровне рационального суждения. Это желание войти в общение с Богом только одной частью человеческого духа – силой интеллектуального развития. Такая вера неприемлема уже потому, что душа, сотворенная по «образу и подобию Бога» (Быт. 1:26), должна любить Бога и умом, и сердцем, и всей силой духа человеческого. Мы веруем в Бога, которого называем Жизнью, и в вере нашей исповедуем жизнь с Богом.
Человечество с древнейших времен искушалось желанием освободиться от общения с Богом. Уйти от Бога в религиозном обществе Англии, а столетием позже и в Европе пытались многие вольнодумцы XVIII века. Они в буквальном смысле приветствовали «религию» деизма на философском уровне, признавая бытие Бога, и при этом отрицали Его промыслительное попечение о мире. От общения с Богом отошли и представители пантеистического учения, которые верили в Бога, но отождествляли Его в своем учении с природой космоса.
Для православного христианина учение о Боге – Творце неба и земли – является основой мировоззрения. По учению Святителя Григория Нисского,»истина есть несомненное понятие о сущем»4. В современном обществе, со всеми его «западными ценностями», стремительно гибнет интерес к Божественной Истине как смыслу жизни. Человек нашей эпохи в вопросах веры все чаще занимает прагматическую позицию и все больше смотрит на мир и общество глазами скептика, для которого субъективное восприятие мира ограничивается прежде всего «полезными» ценностями. Утилитарный подход к вере в Бога – болезнь и знамение страшной лжи нашей эпохи. Такая скептическая вера все чаще порабощает сознание многих православных христиан, и она, как мы понимаем, далека от Евангельского учения о спасении человека.
Потому и не удивительно, что новейшая философия экзистенциализма не имеет завершенного учения о Сущем (Исх. 3:14) и обращена по преимуществу к человеку как субъекту и объекту познания. Это философия существования и переживания человеком своего «бытия», непознаваемой экзистенции и, как учили Хайдеггер и Сартр, обращенной к «ничто».
Христианин, напротив, в общении с Богом, свои познавательные способности ставит в полную зависимость от Откровения Бога о человеке. Эти познавательные способности определяются соотношением знаний по вере и естеству человеческому, на что мы находим указание у преподобного Марка Подвижника: «Не знающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру»5. Бог, как Истина, открывается человеку чрез Откровение Бога в меру доверия Богу. Современным людям все труднее осознавать, что вера – дар Божий и этот дар человек должен искать и испрашивать всеми силами души. Чрез веру в Бога христианин входит в доверительное общение с Богом. «…Вера есть свыше от Бога и имеет великую силу», – писал св. Ерм6. Вера от Бога – знак любви и милосердия Творца к роду человеческому, но этот дар Господь ниспосылает только ищущим правды Его. Святитель Иоанн Златоуст указывал: «…В начале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения; а после того как вера уже внедрена, мы имеем нужду в помощи Святаго Духа для того, чтобы она пребывала постоянно непоколебимою и неизменною»7. «Уверовать и покориться» Богу способен только тот, кто имеет трезвый ум и подвижнически заботится о стяжании веры и жизни в Духе Святом. Это особенное умонастроение. Если Бог есть «Истина и Жизнь» (Ин. 14:6), то и человек, как существо, познающее Истину, должен войти в Жизнь Христа. Он не может быть внешним наблюдателем по отношению к Богу. Почему? Да потому что по причине грехопадения человека его духовное состояние, а следовательно, и познавательные способности не соответствуют подобию Творца. Тем более невозможно познание Истины Жизни на уровне отвлеченных человеческих умозаключений. Говоря иными словами, познание Бога на уровне интеллектуального развития – невозможно.
Необходимо признать, что самое высокое развитие ума человеческого ограничено условиями нашего земного бытия и это «развитие», как правило, входит в противоречие с верой в Бога. На это замечательно указывал святитель Иоанн Златоуст: «Вера укрепляет, а разум колеблет, потому что вера противна разуму <земному>»8. По мысли святителя, для веры в Бога надо иметь дарование свыше: «…веровать во <Христа> – дело немаловажное, и для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше, и душа, с благодарностью принимающая откровение»9. Ум христианина просвещается Светом Христовой веры и Духом Отца Небесного. Христианин знает, что вера в Бога приводит человека в особенную область знаний, которые лежат за пределами рационального опыта. Это область духовного, спасительного, и она отличается от материального. «Вера – не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения», – писал святитель Феофан Затворник10. «Бог есть Дух» (Ин. 4:24), и знание о Боге и душе человеческой постигается чрез веру духовным разумом. «Вера не принимает заключений не потому, что они безрассудны, — писал святитель Иоанн Златоуст, – но потому, что она превосходит всякое размышление»11. Здравый подход в определении веры в Бога на уровне человеческого ума – явление положительное, но общение с Богом должно простираться по вере до жизни в Боге. На философском языке это состояние человека определяется как духовный опыт за пределами нашего сознания, которое имеет метафизическую природу бытия. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Утверждение… веры в Бога не то, что здравое исповедание, хотя оно и матерь веры; напротив того, душа видит истину Божию по силе жития»12. По определению святителя Игнатия Брянчанинова, духовный разум рождается от веры в Бога. «Доколе действует вера, доколе человек руководствуется Евангельскими заповедями, дотоле сияет в нем духовный разум», – писал святитель13. Как только человек оставляет Евангельские заповеди, у него растлевается ум и, по слову святителя Игнатия,»растленному умом, никак не возможно быть причастником веры: у него место веры уже занято лжеименным разумом»14.
Дух веры во Христа таков, что Он определяет достоинство и спасительность добрых дел христианина, учит жизни праведной. Святитель Игнатий Брянчанинов напоминал о том, что «Богом даны два учения о Боге: учение словом, приемлемое верою, и учение жизнию, приемлемое деятельностью по заповедям Евангелия»15. Правильное исполнение Евангельских заповедей в святоотеческом понимании, по мысли святителя Игнатия, составляет «деятельную веру христианина»16. Именно такая вера, которая становится образом и нормой жизни человека во Христе, приводит христианина к Богу.
Святитель Игнатий указывал на непосредственную связь веры и добродетельной жизни по вере. По мысли святителя, «вера является в человеке от исполнения Евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими»17. Это свидетельство многовекового святоотеческого опыта общения с Богом.»Не старайся в горсти своей удерживать ветер, то есть веру без дел», – говорил преподобный Исаак Сирин (ст. 345). По слову Апостола Иакова,»вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). Преподобный Симеон Новый Богослов в согласии с Апостолом говорит: «…если вера без добрых дел мертва, то явно, что когда вера с худыми делами, тогда она не называется и не есть более вера»18. Вера в Бога Живаго требует и жизни деятельной. Святитель Иоанн Златоуст основательно заявлял: «…нет пользы от здравой веры при развращенной жизни»19.
При этом надо заметить, что вера утверждается не всяким добрым делом, а только таким, которое совершается ради Христа и во имя Христа, и, с другой стороны, только такое дело может считаться добрым. Ведь никто из нас не сомневается в том, что жить благочестиво можно ради человеческой славы и воспитывать в себе изощренную гордыню. Именно так живет человек ради имени своего, и такая жизнь ничего общего с верой в Бога не имеет. Она заражена духом «атеизма» – противления и недоверия Богу. В ней легко усматриваются черты не философского, а религиозного дуализма. Святитель Василий Великий советовал «ничего не делать по рвению и тщеславию, но ради Бога и в угодность Ему…»20.
В духовной жизни, как и во всяком деле, важно определить цель и средства, приемлемые для достижения поставленной задачи. Святитель Иоанн Златоуст на первостепенное значение духовных дел указывал так: «Потому-то у нас и в общественных, и в частных делах многое выходит вопреки ожиданию, что мы не о духовных делах сначала заботимся, а о житейских»21. Успехи в житейских делах многих людей приводили к самонадеянности, убивали в их душах способность верить в Бога, видеть Его Божественный промысл в человеческой жизни. «Чем выше и блестящее бывает успех в делах человеческих, – говорил Иоанн Златоуст, – тем большее готовит он падение»22.
Святитель указывает здесь на духовное падение, когда человек начинает жить во «имя свое» до отвержения помощи и надежды на Бога. В этом невидимом для человеческого взгляда падении совершается подмена духовных ценностей, и человек теряет общение с Богом.
Христиане прежде всего должны знать, что верят они в Христа кроткого и смиренного. Который пришел от Отца и засвидетельствовал всему миру послушание Отцу в Духе величайшего смирения. Вот почему верующий в Сына Божия обязан исполнять всякое дело, во-первых, как мы уже отмечали, ради Христа, а во-вторых, что не менее важно, – в Духе Христовой кротости.
Следует заметить, что на уровне человеческой морали исповедовать Христа кроткого и смиренного – невозможно. В силу этой морали верить грешно. Ее дела таковы, что она от человека, и во имя человека, и к человеку обращена. Святитель Иоанн Златоуст на ценности такой морали указывал так: «…хотя дела прекрасны, но мертвы, <если> не имеют веры…»23
Деятельная вера христианина во всем направлена к Богу. В этой вере субъективное начало в духе человеческом обретает объективную истину в Духе Божественном. Святитель Игнатий Брянчанинов указывал на этот таинственный путь познания так: «Уверовавшие в Бога вступают в усвоение Ему и, вознесшись благодатию превыше всего временного, получают таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо и возносит туда с Собою истинно верующих в Него»24. Так должны преодолеваться в современном обществе соблазны и заблуждения экзистенциальной философии, познания мира в человеческом существовании, как грех против веры и общения с Богом.
Верить в самодостаточность человеческой личности и ее автономное развитие на уровне моральных ценностей – грех не только против веры, но и против самой морали, ибо душевное в человеке преодолевается только в Духе Божественном. На это указывал преп. Макарий Египетский: «…кто старается уверовать и прийти ко Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь еще принять ему Духа Божия, потому что Он есть жизнь души…»25.
Еще раз отметим, вера в Бога имеет особенный духовный настрой. Православное учение Церкви для христианина не внешние предписания, не культура поведения, а духовная жизнь во Христе, которая находит свое завершение не в букве, а в Духе. Вера в Бога имеет особенное основание и только на нем может утверждаться. По мысли преп. Макария Великого,»основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу»26.
Нищету духовную обретает тот, кто по милости Бога видит свои грехи и приносит Творцу покаяние, как исправление жизни. По мысли святителя Игнатия Брянчанинова, «покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа, – оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния во Христе, оно необходимо для живой веры во Христа»27. Истинно верующие во Христа живут в духе покаяния и смирения и в этом духе смирения побеждают со Христом дух гордыни и всякую самонадеянность. Святитель Игнатий в духе святоотеческого опыта цитировал преподобного Симеона Нового Богослова, который утверждал, что только»тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»28. Вот почему христианские подвижники оплакивали свои добродетели как грехи. По учению преподобного Симеона Богослова, духовную силу верить в Бога дает только Бог, и без этой силы вера бесплодна:»…если Христос говорит, что даст Духа верующим в Него, то никакого нет сомнения, что не имеющие Духа не суть верующие в Него от чистого сердца»29.
Дух Христов имеет только тот, кто любит своих врагов и терпит обличения ради борьбы с духом гордыни. Православие немыслимо без любви к врагам. Господь наш Иисус Христос Своих последователей на все времена предупредил: «…если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).
Вера, как дар Божий, дается человеку ради спасения души от греха и смерти, ради вечной жизни будущего века. Этот дар христианин должен испросить у Бога добровольно по призыву Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7:7). На уровне естественных греховных способностей человеку свойственно себя переоценивать и больше доверять себе, нежели Богу. И только тот, кто победил духа лести, может согласиться с мыслью преподобного Марка Подвижника: «…делающий <дела в духе веры> мерою своей деятельности показывает меру веры, приемля и благодать в такой мере, в какой поверовал»30.
В конце этого краткого размышления о свойствах спасительной Христовой веры и основных отступлениях от ее основ еще раз отметим: вера не только дар Божий, но и великая тайна Откровения Бога роду человеческому. В наше время особенно актуально звучат слова святителя Иоанна Златоуста: «Вера… недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас»31.
В современном мире учение о вере искажено в такой мере, что мы сами довольно часто являемся и свидетелями, и исполнителями пророческих слов Спасителя: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). И все это случится, по слову Христа, когда «…проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).
Несомненно, конец наступит, если человечество самой жизнью не ответит на вопрос: «Какую же веру в Отца Небесного принес в мир Христос и в каком духе верует во Христа христианский мир?»
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Творения святого Григория Нисского. М., 1861. Ч. 2. С. 145.
2 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Аскетическая проповедь. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 4. С. 206.
3 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Аскетические опыты. 2-е изд. СПб., 1905. Т. 1. С. 504.
4 Творения святого Григория Нисского. М., 1861. Ч. 2. С. 266.
5 Добротолюбие. 2-е изд. М., 1883. Т. 1; преп. Марк Подвижник, 530.
6 Писание мужей апостольских Ерм. Пастырь; Пер. прот. Петра Преображенского. 2-е изд. СПб., 1897. С. 192.
10 Собрание писем свят. Феофана. Вып. 7. М., 1900. С. 111.
12 Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С. 139.
13 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Аскетическая проповедь. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 4. С. 192.
14 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Приношения современному монашеству. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 5. С. 362.
15 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Аскетические опыты. 2-е изд. СПб., 1905. С. 462–463.
16 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Приношения современному монашеству. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 5. С. 84.
17 Там же.
18 Слова преп. Симеона Нового Богослова: Вып. 2. 2-е изд. М., 1890. С. 356.
20 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, 55.
24 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Аскетические опыты. 2-е изд. Т. 2. СПб., 1886. С. 139.
25 Добротолюбие. 2-е изд. М., 1883. Т. 1.; преп. Макарий Египетский. С. 197.
26 Преп. Отца нашего Макария Египетского: Духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904. С. 330.
27 Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова: Аскетическая проповедь. 3-е изд. СПб., 1905. Т. 4. С. 10.
28 Творения еп. Игнатия (Брянчанинова). СПб., 1905. Т. 4. С. 9.
29 Слова преп. Симеона Нового Богослова: Вып. 2. 2-е изд. М., 1890. С. 47.
30 Добротолюбие. 2-е изд. М., 1888. Т. 3.; преп. Марк Подвижник. С. 294.