Крещение в Петербурге: не совсем христиане, но пока хотя бы не «православные атеисты»
Уже более полугода назад мой знакомый православный журналист (речь идет не обо мне; я не скромничаю – это действительно так) написал статью, вызвавшую широкий отклик среди верующих православных христиан. Вы можете ознакомиться с ней .
Эта статья-исследование касается одного из наиболее насущных церковных вопросов нашего времени – катехизации. Как заявил в ходе своего выступления на Рождественских чтениях 2011 года Святейший Патриарх Кирилл: «Катехизация в настоящее время — это не просто небольшое количество бесед перед Таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду… Необходимо выстраивание системы катехизической работы на всех уровнях от приходского до общецерковного. В каждой епархии, в каждом благочинии должна быть разработана программа развития катехизической деятельности…»
Спустя несколько месяцев Дмитрий Сергеев, автор упомянутой публикации «Крещение впопыхах, или христиане понаслышке. Как крестят в крупнейших храмах Петербурга?» вторично побеседовал с людьми, прибегающими к великому Таинству Крещения. Предлагаем Вашему вниманию его новую статью.
И пусть безбожники и неправоверные не радуются, узнав из этой публикации о наших проблемах: Бог найдет возможность осиять Светом Истины Своих детей, прибегших к спасительным водам Крещения, — даже если мы, сыны и дочери земной Церкви, не удосужились просветить их в должное время. Только путь их к Истине и спасению будет, наверное, более тернист и труден. И это уже наша вина.
Но жив Господь, и жива Церковь Его, «и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18).
Итак:
Крещение в Петербурге: не совсем христиане,
но пока хотя бы не «православные атеисты»
Люди стремятся к Богу, но плохо представляют, Кто Он. А им не рассказывают…
Недавно в СМИ появились интересные данные социологического опроса, проведённого «Левада-Центром». В ходе представительного опроса 1600 жителей нашей страны выяснилось, что с 2007 года количество православных в России увеличилось на 13% и в целом составило 69% от общего числа жителей. Число неверующих сократилось в целом с 33% до 22%. Между тем, большинство респондентов (47%) признались, что никогда не посещают религиозные службы. Делают это еженедельно лишь 3%. Важно, что среди респондентов, которые относят себя к одному из христианских вероисповеданий, стало больше прошедших Таинство Крещения (с 76% до 86%). При этом сократилось количество тех, кто никогда не ходит к Причастию: с 83% до 65%. По-прежнему делают это более или менее регулярно лишь 3% россиян.
Вырисовывается картина нашей церковной жизни: абсолютное меньшинство из считающих себя православными христианами ходят по воскресеньям в храм и причащаются. И это при том, что число православных растет стремительными темпами. Возникает закономерный вопрос: а где остальные? В чем причина того, что они по факту не в Церкви? (В Церкви нас объединяет Причастие, потому по факту они и не в Ней.)
В связи с этими данными вспоминается статья, которую я написал почти год назад. Её название «Крещение впопыхах, или христиане понаслышке. Как крестят в крупнейших храмах Петербурга?» Статья писалась с целью помочь Православной Церкви, и в частности, Санкт-Петербургской епархии, определиться с очень важным решением — об обязательной катехизации всех, кто готовится принять Крещение. Была надежда, что обсуждение моего небольшого исследования дойдёт и до священников, а через них — до священноначалия.
Судя по откликам, эта надежда оказалась не напрасной. В одной из епархий статью собираются издать в журнале, который выпускают семинаристы. Статья разошлась по блогам, и многие из тех, кто её разместил у себя, — священники. Но всё же главная цель не достигнута — в Санкт-Петербургской митрополии всё ещё нет обязательного научения крещаемых основам нашей веры. Так, может быть, и без этого административного решения ситуация налаживается? Это я решил проверить, вновь опросив несколько человек, только что принявших Крещение.
В прошлый раз в выборке не был представлен один из красивейших соборов северной столицы России — Князь-Владимирский близ станции метро «Спортивная». Я решил исправить это упущение.
Крещение в Князь-Владимирском соборе начинается утром, почти одновременно с началом Божественной литургии. День был будний, среда, и крестили лишь одну девочку, совсем недавно появившуюся на свет. Её мама охотно согласилась ответить на вопросы.
— Меня зовут Екатерина, мне 40 лет, — представилась женщина.
— А как зовут малышку?
— Вера.
— Екатерина, а Вы сами давно приняли Крещение?
— Да, давно. Лет двадцать назад.
— Хорошо. Ну, вот и Вас 20 лет назад, и Вашу дочку только что крестили во Имя Отца и Сына и Святого Духа. А Вы можете рассказать подробнее о Святой Троице?
— «Бог любит Троицу»… Что ещё сказать?.. — произнесла Екатерина в некотором замешательстве.
— Например, есть ли в Троице «главный»?
— Конечно, Отец главный, — уверенно сказала собеседница.
— А в каких отношениях Бог-Отец со Святым Духом и Богом-Сыном?
— Такие детали я ещё не успела выяснить.
— Екатерина, а что вам известно о постах? Для чего нужен пост, и какие посты у православных в течение года.
— Среда — постный день. Это я точно знаю…
— А как, по-Вашему: допустим ли для христианки аборт?
— Это сложный вопрос… Пока ещё не родишь вот такое маленькое чудо, — Екатерина приподняла девочку на руках, — вот до этого момента, наверное, можно. А уже когда родишь, вот после этого уже как-то рука не поднимется. (С глаз Екатерины скатились слёзы.) — Думаю, что, когда есть уже дети, тогда нельзя, — заключила она.
— Скажите, а Вы верите в переселение душ?
— Я хотела бы в это верить, но что там, за гробом, никто ведь не знает…
Немного шокированный таким поворотом событий, завершаю интервью и говорю своей собеседнице, что аборты недопустимы. Она тут же соглашается, говорит, что, конечно же, нельзя их совершать.
Сразу после этого интервью я поехал в Казанский собор. Всё таки — кафедральный, и поэтому особенно интересно, изменилось ли что-то в нём в плане катехизации за последний год. Крещение в Казанском соборе начинается в полдень, и, приехав в нарядный, справляющий 200-летний юбилей собор к началу совершения Таинства, я прождал около полутора часов. Как выяснилось, перед Крещением проходит обязательная получасовая беседа.
В этот день здесь также крестили только младенцев. Я побеседовал с крестной одной из девочек.
— Женя, — представилась она.
— Женя, а сколько вам лет?
— Двадцать четыре.
— А вы сами давно крестились?
— Нет, пару лет назад.
— Ясно. А как зовут Вашу крестницу?
— Алёна.
— В Крещении, наверное, Елена?
— Ну да.
— Женя, цель интервью — выяснить, насколько крестившиеся люди знают о православной вере. Начинаем: что Вы можете рассказать о Святой Троице?
— Ничего не могу, — улыбается собеседница.
— Можете рассказать, из каких частей состоит Библия?
— Не убий… Это части, семь Заповедей которые?
— Нет, сама книга Библия состоит из нескольких частей.
— Я не знаю, — опустив глаза, произнесла Женя.
— Скажите, а какая цель жизни у христианина?
Собеседница задумалась и ничего не отвечала. Я уточнил:
— Что нужно делать, чтобы спастись?
— Жить.
— А как жить?
— Правильно.
— А как-то можете пояснить?
— Не знаю я. Каждый по-разному живет.
— А Вы знаете что-нибудь о постах?
— Я слышала, но я не постилась.
— Может быть, знаете названия постов и сколько они длятся?
— Нет.
— Можете рассказать о дьяволе: кто он, как появился?
— Нет, я с ним незнакома, — смеется Евгения.
— Последний вопрос. Вы верите в переселение душ?
— Да.
— Из человека в человека?
— Да.
На следующий день взял последнее интервью. На этот раз — у крестившихся в Александро-Невской Лавре, одном из духовных центров России. И здесь — тоже крестили только младенца. По пути из храма беседуем с мужчиной, крестным отцом ребёнка.
— Сергей, тридцать три года, — представился собеседник.
— Это мальчик, девочка? — спрашиваю, глядя на завернутого в одеяло ребёнка.
— Мальчик.
— А как зовут мальчика?
— Петр.
— А Вы сами давно приняли Крещение?
— Давно, в семь лет.
— И Крещение как-то изменило Вашу жизнь?
— Ну да. Вера появилась.
— Таинство было каким-то рубежом в Вашей жизни? Вы можете сказать, что оно кардинально всю жизнь изменило?
— Нет, так не могу сказать.
Далее я объяснил смысл интервью и задал свой традиционный первый вопрос — о Святой Троице.
— Затрудняюсь, — произнес Сергей.
— Иисус Христос — это Бог или человек?
— Философский вопрос какой-то.
— Вы верите в переселение душ?
— Я верю, что после смерти есть жизнь. Вот в это я верю.
— А какая это жизнь? Что происходит с душой после смерти тела?
Сергей пожал плечами.
— Из каких частей состоит Библия? — задал я очередной вопрос.
— Я как бы… С вопросами всё, я больше не отвечаю.
— Ну что же, спасибо!
Сергей ускорил шаг, и догнал отца ребёнка, который нёс малыша на руках. «Достал он тебя своими вопросами, да?» — с пониманием спросил отец крестившегося младенца у его крестного.
Три интервью в крупных соборах и крупнейшем монастыре Санкт-Петербурга — это серьёзный показатель, и навряд ли нужно ещё кого-то опрашивать. Очевидно, что этим людям неизвестно, что в Церковь их объединяет Причастие. Да и о самом Таинстве, как и самой Церкви, у них весьма смутные представления. Вот и ответ на вопрос, почему подавляющее большинство людей, называющих себя православными, не ходит в храм и не причащается. Им вовремя не объяснили, не рассказали об этом. Конечно, это не всегда их вина. Скорее, это их беда…
Безразличие к принимающим святое Крещение — вот реальность нашей церковной повседневности. Люди приходят в Церковь и хотят узнать о Боге, о Его замысле о мире и человеке. Но выйдя из храма после Крещения, человек остается всё тем же. А должен быть уже иной человек, начавший сложный, но обязательный для христианина путь борьбы с грехом. Несколько интервью с теми, кто только что принял Крещение, показали, что эти люди не знают как нужно менять свою жизнь в соответствии с Евангелием. Им говорили в храме, что для Крещения нужны «500 рублей и полотенце», но для них отчетливо так и не прозвучали слова о том, от чего придётся отказаться и как же нужно правильно верить. В итоге, приняв Крещение, новый член Церкви живет так же, как и ранее: в «гражданском» браке, с неизменной надеждой на переселение своей души в посмертном будущем, читая гороскопы по пути на работу и «лечась» у экстрасенсов.
Невольно приходит на память воспоминание об одном социологическом опросе, подобном тому, о котором уже упоминалось, только проведён он был несколько лет назад. В нем были в том числе и такие вопросы: «Считаете ли Вы себя приверженцем какой-либо религии?», «Верите ли Вы в Бога или иную высшую силу?» В разных городах России независимо друг от друга нашлись люди, которые ответили: «Да, я православный (православная); Нет, я не верю в Бога». «Православные атеисты», — ёрничали тогда посетители Интернет-форумов. К счастью, среди опрошенных мною таковых не оказалось. Но я не удивлюсь, если они появятся при проведении следующего интервью. Ведь требования для принимающих Крещения пока всё те же: «500 рублей и полотенце».
Дмитрий Сергеев