Религиозно-нравственный смысл христианского брака
Брак в Кане Галилейской Исходным пунктом для понимания смысла христианского учения о браке должно быть мистически богословское употребление этого слова в качестве символа единства Церкви со Христом. Этот смысл не изобретен христианством на голом месте, а является завершением древнееврейского понятия о завете избранного народа с Богом как некоего «брачного» союза. В Ветхом Завете не только много прямых мест, уподобляющих отношения Израиля с Яхве отношениям Невесты и Жениха, но и весь дух еврейской Библии пронизан этой образностью. Этот брак существует, прежде всего, не на индивидуальном уровне, а на уровне всего народа: Израиль в целом – «Невеста Господа». Именно в терминах брачной верности и прелюбодеяния описываются верность Израиля своему Богу и неоднократные его отступления от этой верности в поклонение языческим богам.
Если о браке Израиля с Господом говорится еще в основном в терминах телесной чистоты и телесной верности: служение истинному Богу есть честное супружество, а поклонение «камню и дереву», то есть языческим богам, есть супружеская измена, – то брак Христа и Церкви в Новом Завете описывается с большим акцентом на духовной его стороне, на тайне полного единства, достигаемого в этом союзе. Сами слова, которыми благословлен брак (Быт. 2, 24), апостол Павел относит, прежде всего, ко Христу и Церкви: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31–32).
Именно это уподобление наполняет глубоким смыслом предписания апостола о семейной жизни: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 22–25). В этих предписаниях нет ни хозяйственно-экономических, ни юридических мотивов, – не они составляют фундаментальное основание брака и семьи. Основанием является любовь, понимаемая как дар и жертва. Муж – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. А именно: муж может быть главой семьи, потому что любит жену так же, как Христос любит Церковь, – не по силе, может быть, но по способу, – он жертвует собой ради нее, он всю жизнь свою кладет без остатка на то, (продолжим прерванную цитату о предании Христом Себя за Церковь) «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 26–28).
Кроме образа священного брака, как завета с Богом, Библия и в Ветхом, и в Новом Завете использует образ богосыновства: верующие и верные Богу люди именуются «сынами Божьими» и это находит завершение в обращении к Богу «Отче наш». Эти два образа не только тесно переплетены, но они дополняют друг друга. Речь идет о двойственности, проистекающей из единства (образ творения жены от мужа, образ рождения ребенка от родителя), и о единстве, в которое сливается двойственность («будут двое в плоть едину» – о браке, «мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5) – о Церкви).
Точно так же, как и во многих других вопросах нравственной жизни человека, христианство в своем учении о браке, по существу, не изобретает ничего принципиально нового, но предельно ярким светом озаряет исконные нравственные понятия. Так, например, к числу ярких особенностей христианства относится то, что оно принципиально осуждает развод. Это осуждение вовсе не предполагает каких-то новых принципов понимания брака, а обосновывается ссылкой на изначальный порядок: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19, 4–8).
Еще одним весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. Несмотря на то, что речь идет как будто о внешних характеристиках того и другого, вытекающих из противоположности, именно через сопоставление этих противоположных и взаимоисключающих способов жизни выясняется их глубинная суть. Здесь необходимо сослаться на главу седьмую из Первого послания апостола Павла Коринфянам, поскольку этот текст относится к числу наиболее полно раскрывающих суть христианских понятий о браке и семье. За недостатком места, мы не приводим здесь его полностью, ограничиваясь комментарием.
Во-первых, в словах апостола им самим выделены некоторые «советы», которые дает он от своего имени, надеясь, что «и он имеет Духа Божия», и прямые «повеления Господни». Начинает апостол с того, что, отвечая на некие вопросы, утверждает идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому – «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. Такая трактовка является плодом полного непонимания того смысла, который имеет брак в рамках христианства. Этот смысл мы ниже попытаемся воспроизвести.
Запрет развода апостол Павел утверждает не в качестве собственных соображений, а в качестве прямого повеления Господня. Далее же, уже «от себя», советует не рассматривать как повод для развода неверие одного из супругов: если он (или она) не против продолжения семейной жизни, то верующий супруг не имеет повода разводиться, более того – может и должен надеяться спасти свою «половину». Другое дело, если неверующая «половина» хочет развестись, – пусть разводится, и этот развод освобождает верующего супруга от обязательств.
Далее апостол несколько отвлекается от вопросов семейно-брачной жизни и говорит в более общем плане, что никакое внешнее положение не может само по себе быть препятствием для христианской жизни: обрезан ты или нет, раб ты или свободный, – само по себе это не имеет значения. И то же апостол Павел говорит и о девстве, подчеркивая снова, что не имеет на этот счет повелений от Господа: «Хорошо человеку оставаться так» — то есть так, как он есть: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Впрочем, даже и это правило – не искать другого – не абсолютно: «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Те доводы, которые вслед за этим приводит апостол, относятся не к богословию и даже не к общим теоретическим нравственным основам жизни, а целиком к сфере практических удобств и выгод. Основное предостережение желающим жениться: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». А, кроме того, безбрачному легче отдавать всего себя на служение Богу, собственно, только безбрачному это и доступно в полной мере.
И, наконец, еще раз повторяются основные принципы брака: «Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету».
Какой же итог можно всему этому подвести? Речь апостола Павла в данном случае, за исключением запрета разводов, восходящего к Самому Христу, состоит практически целиком из оговорок: «вообще-то лучше так, но это только мое мнение; это вот хорошо, впрочем, то еще лучше; поступающий так, не согрешает, но мне вас жаль, впрочем, каждому свое, но все-таки лучше вот так». Этот строй речи не случаен. Дело в том, что апостол говорит в этом случае о вещах непервостепенных. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути – брак и безбрачие – максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова.
Брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. В христианстве различие между браком и безбрачием отступает и делается в некотором смысле второстепенным перед лицом более важных вопросов. Причем то, что различие брака и безбрачия переходит в разряд второстепенных, не означает того, что брак делается малозначащим «делом плоти», к которому относятся снисходительно: дескать, делаешь – хорошо, а не делаешь – еще лучше. Напротив, именно необычайно высокое значение, придаваемое как браку, так и безбрачию, стирает грань между этими формами жизни, и именно через стирание этой грани высокое предназначение того и другого осуществляется.
Вот здесь-то мы подступаем к основному моменту в христианском понимании смысла брака, причем не только христианского брака, но и всякого брака вообще. Вся предшествующая история человечества в качестве первостепенной роли брака мыслила деторождение, продолжение рода. Брак существует для рождения детей — этот взгляд является господствующим и у непосредственных предшественников европейской культуры древних греков и римлян, и у ветхозаветного еврейства. Соответственно этому безбрачие – это, прежде всего, отказ от деторождения.
Такое понимание брака предопределяет всю систему семейных обычаев и права, которая существует у дохристианских народов. Во-первых, продолжение рода – это, совершенно очевидно, дело рода. Семья и брак, таким образом, существуют, прежде всего, на уровне коллективной жизни целостного рода. Даже когда возникает дом как обособленная структура жизни, семья продолжает рассматриваться с этой точки зрения. Продолжение рода это обязанность человека, у евреев священная обязанность, в античном мире – естественная обязанность, исполнением этого долга и является создание семьи. Соответственно, безбрачие рассматривается в этом контексте как уклонение от обязанности рождения потомства. Это могло быть допустимо и одобрено только неким исключительным служением, как правило, религиозным. Положительный смысл брака, таким образом, целиком определяется рождением потомства. Смысл же безбрачия и воздержания целиком заключается в отказе от деторождения, он целиком отрицателен, его суть в отказе, в некой жертве.
Христианство переносит центр тяжести в вопросе о смысле брака с деторождения на духовное совершенствование личности. Строго говоря, это не является новшеством, возникшим на голом месте. Дохристианские культуры тоже знают это значение брака, оно присутствует всюду. Мужчина и женщина – это одна плоть, они дополняют друг друга, восполняют недостатки и достоинства друг друга, образуя вместе гармоническую целостность. Это знали и древние китайцы, мыслившие отношения мужчины и женщины как один из видов всемирной двойственной гармонии Ян и Инь, это знали и древние греки, имевшие, как и многие другие народы, миф об андрогине, это, безусловно, знали и древние евреи, имевшие Откровение о «расщеплении» первозданного человека на мужчину и женщину. И именно Ветхий Завет устанавливает формулу таинства брака: «будут двое в плоть едину».
Интересно заметить, что в этом месте, где говорится об установлении брака, ничего не сказано о деторождении. Здесь Бог творит жену из ребра (из-под сердца взятой плоти), приводит ее к человеку (Сам приводит, – это подчеркивает не биологический, а духовно-религиозный смысл брака), человек, увидев свое alter ego, признает в жене свою плоть и кровь, свое восполнение, и Богом благословляется их единство: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», – добавляет священный писатель. Стыд возможен, когда ты находишься под чужим взглядом, когда происходит вторжение извне в сокровенные области. Адам и жена его были едины, всецело принадлежали друг другу, потому и не стыдились. И все, – о деторождении здесь не говорится. О нем говорится и раньше, и позже, но не здесь.
Повеление «Плодитесь и размножайтесь» звучит сначала в конце первой главы, где о человеке говорится еще в одном ряду с животным миром; здесь это повеление, обращенное к человеку, ничем не отличается от такого же повеления, обращенного к животному миру, более того, оно соседствует с повелением питаться, в котором человек также поставлен в один ряд с животными (Быт. 1, 29–30). Иначе говоря, размножение очевидным образом отнесено к животной природе человека, оно не имеет источником духовную личность, а совершается на уровне инстинкта. Когда о творении человека говорится в первой главе (Быт. 1, 27), то по-еврейски здесь стоят не слова «иш» и «иша» (муж и жена), а «закар» и «нэкба» (самец и самка, мужской пол и женский), что отражено во многих и древних, и современных переводах.
Вторично о деторождении сказано не при установлении брака, а уже после грехопадения, когда скорби и болезни беременности и родов даются жене в наказание за грех, как и мужу в наказание определены труды в поте лица. Иначе говоря, брак, по Библии, предполагал рождение детей, но установлен был не для этого.
Но дело-то в том, пишет православный мыслитель, что «Никакой «заповеди» размножаться, о чем любят говорить протестанты (вслед за евреями, заметим мы – С.А.), в Библии нет. Всякая заповедь может быть воспринята духовно свободным существом, и потому не может быть дана животным, тогда как благословение как односторонний божественный творческий акт одинаково приложим и к человеку, и к животным». Несмотря на сравнительно высокий уровень духовного развития, евреи все-таки остаются еще в рамках преимущественно натуралистического подхода к семье, основывая ее на животном инстинкте размножения, возведенном в нравственную заповедь.
Христианство осмысляет брак не только как основание здешнего земного бытия, но и как возможный путь духовной жизни, путь, ведущий в Царство Небесное. Речь здесь идет именно о понимании христианством смысла брака. То есть не только о том, чем является брак у самих христиан, но и о том, чем он является вообще у всех людей во все времена. Христианский брак может полнее это предназначение реализовывать, потому что он исходит из ясного понимания этого предназначения, но само это предназначение по мысли христианских мыслителей вовсе не чуждо и людям нехристианских культур.
Именно это предназначение имеет в виду апостол Павел, когда пишет свои наставления о браке. Без понимания этого духовного контекста его слова звучат не очень связно и не вполне вразумительно. Брак, как и безбрачие, осмысляются им в перспективе сотериологической, как некий путь спасения, и это-то является причиной, почему он, отдавая предпочтение безбрачию, вовсе не порицает брак. Потому он может в одном месте написать: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7, 8), и в другом: «Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5, 14).
Все дело в том, как именно этому вот человеку сподручнее трудиться для Царства Небесного, какой крест ему более подходит: монашеской ли жизни, или семейной. Тот вопрос, который на индивидуально жизненном уровне является стратегическим – жениться или не жениться, на уровне более общем и высоком является лишь вопросом тактики. Фундаментальное отличие безбрачия от брака – участвовать или не участвовать в продолжении рода, оказывается второстепенным перед более лицом высшего предназначения этих форм жизни – духовного совершенствования человека, возрастания его в полноту бытия, его обожения.
Каким же образом выполняет брак и основанная на нем семья это свое предназначение быть путем нравственного и духовного совершенствования? Во-первых, такое совершенствование невозможно без адекватного самопознания. В семье же человек непосредственно открывает свои чувства, семья в этом смысле есть некий «заповедник» частной жизни, закрепленный на уровне социального института: здесь для человека открывается возможность приблизиться к познанию того внутреннего мира своей личности, который он при посторонних скрывает и от них, и от самого себя. В обществе человек сдерживается, скрывает раздражение, действует по неким социально закрепленным шаблонам, зачастую напоказ, словом старается показаться иным, показывая свою лицевую сторону, а не внутреннюю, и забывая уже, наконец, о настоящем своем лице. В семье же он не прячет своего состояния, его действия максимально, насколько это возможно, искренны: то доброе, что он делает в семье, он делает «от души» и для себя, но зато и если есть что темное на душе, – он изольется, не постыдится выявить это свое темное греховное состояние в слове или действии.
Таким образом, первый важный аспект христианского понимания брака заключается в том, что брак и семейная жизнь являются путем глубокого самопознания человека через смирение. Брак, пожалуй, в не меньшей мере, чем монашество, способен во всей полноте открыть человеку глубину его личности – как сокровенные бесконечные глубины любви, так и всю скрытую меру греховной испорченности.
Однако самая главная суть христианского учения о браке заключается, конечно, не в этих его полезных свойствах. Смысл брака, как его понимает христианство, заключается не только в том, что этим путем продолжается род человеческий, не только в обозначенных выше душеполезных последствиях брака, но, прежде всего, в нем самом непосредственно. Как пишет Владимир Сергеевич Соловьев, «в нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не понять и не принять ее как нравственный подвиг. Недаром Православная Церковь в своем чине брака поминает святых мучеников и к их венцам приравнивает венцы супружеские». Брак, таким образом, есть подвиг веры, сопоставимый с подвигом людей, отдавших жизнь за верность Христу.
Более того, брак есть не просто нравственный подвиг, брак есть таинство. Таинством в христианском богословии называется непосредственное спасающее действие благодати, проявляющееся в рамках земного бытия и совершающееся через действия людей. Таинство в этом смысле есть сотрудничество человека и Бога, когда под некой видимой стороной человеческих действий, посредством этих действий душе человека сообщается невидимая благодать Божья.
Христианский брак является таинством, по словам апостола Павла: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31–32). Брак, таким образом, есть метафизическое единение мужчины и женщины и, как таковой, есть для христианской мысли таинство. Христианство утверждает, что сущность брачного соединения превышает категории нашего разума и может быть пояснено лишь сопоставлением этого таинства с таинством Троицы и догматом Церкви. Психологически же это единение является источником таких чувств брачующихся, которые по самому своему характеру исключают вопрос о целях брака вне его самого, ибо эти чувства есть чувства удовлетворенной любви, а потому полноты и блаженства.
Возвышение человеческого бытия в браке на степень бытия сверхиндивидуального выражается в том, что в браке человек становится образом сверхиндивидуального, единого по существу, но троичного в лицах Бога. Часто говорится – и в богословии, а в качестве красивого выражения – даже и в обыденной речи, что человек создан по образу Божию, но, рассматривая вопрос, в чем именно заключается образ Божий в человеке, говорят о разуме человека, о его свободе, о различении добра и зла, о творческой способности. Но при этом или совсем забывают о троичности Божества, или, сравнивают троичность Божества с тремя силами человеческой души – чувство, разум, воля, или ищут некие другие примеры трехсоставности человека. Однако при этом упускают из внимания, что троичность Божества состоит из троичности ЛИЦ, а не сил и не составных частей. А между тем и Библия, и вся традиция христианской мысли дают полное основание для более глубокой и верной концепции.
Традиционно одним из первых мест в ветхозаветной части Библии, где видят предвосхищение догмата Троицы, считается упоминание о некоем Божественном Совете, предшествующем творению человека, когда Бог говорит о себе во множественном числе: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), «сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18). Но этого прикровенного учения о Троице нет там, где говорится о творении всего остального мира, а встречается оно лишь там, где говорится о создании двуполого человека (Быт. 1, 26–27; 2, 18; 5, 2), об установлении брака созданием жены. И далее, когда как бы подводится итог первым главам, говорится: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину, сотворил их и благословил их и нарек им имя: «человек» (Быт. 5, 2).
Итак, «человек» в устах Божиих – это мужчина и женщина как одно целое, и только как такое целое, а не как самозамкнутая монада человек является образом говорящего о себе во множественном числе Бога, тогда как в одиночку человеку быть «нехорошо» (Быт 2, 18), в одиночку он вряд ли может быть образом Божиим.
Новый Завет выражает ясно то, о чем Ветхий говорит лишь намеками. Апостол Павел сравнивает взаимные отношения мужа и жены именно с отношениями лиц Святой Троицы. Как Бог-Отец есть глава Христа, так и муж — глава жены (1 Кор.11, 3). Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога-Отца (Евр. 1, 3), так и жена слава мужа (1 Кор. 1, 7). В этом заключается основание для утверждения христианством равного достоинства мужа и жены, утверждения совершенно уникального и по существу незнакомого другим религиозно-культурным традициям. Не формальное равенство (до которого, впрочем, тоже чаще всего не доходят нехристианские культуры), а равенство онтологическое, равенство в предельном, глубинном смысле утверждается в христианском благовестии, вплоть до того, что уже «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).
Единение во Христе предполагает не стирание личностей, не их нивелирование, а напротив – максимальное раскрытие их сущностных сил, максимальную полноту их самореализации. При этом нужно иметь в виду самореализацию в самом прямом смысле слова: не реализацию своих задумок и фантазий, а реализацию себя самого, каковая самореализацию образует личностный смысл жизни человека. Не о рецептах обустройства быта говорит христианское учение о браке и монашестве, а об обретении себя в жизненном подвиге, о предельной цели земного бытия.
Метка: смысл брака в религиозных системах состоит дайте два верных ответа
- Диалектика шизофренической свободы социума
- Пример реализации закона — «О профилактике семейно-бытового насилия» в Италии
- Андроцид — срытый сионистский режим
- Что не так с демократией?
- Действительно ли женщины любят детей?
- Куда исчезли настоящие женщины?
- Как вернуться к ПАТРИАРХАТУ?
- Чудовищность общества и Государства по отношению к мальчикам!
- Женское упрямство или упертость?
- Женский алкоголизм в России
- Радикальный Матриархат в России
- Где вы видели настоящих мужчин?
- Что хотят женщины?
- Современная женская ЗООФИЛИЯ
- Основная причина разрушения семьи в России
- Лень мужчины и его желание облегчить свой труд – вот первопричина разрушения семьи
- Страхи, жестокость и чудовищность женщин!
- Что такое Нужность?
- Предательство сына — матерью!
- Почему мужчине незачем создавать семью?
- Синдром благородного мужчины и свод правил в семье Настоящего мужчины
- Кто придумал «феминизм» и для чего?
- Фото и короткие истории которые шокируют и доказывают , что жизнь ничего не стоит!
- Видео о том кто создает мир вокруг нас
- Как остановить Хамство и вербальную агрессию женщины
- Для чего Масоны дали мужские права женщинам и теперь внедряют политику фашистского феминизма в России?
- Причины смертности мальчиков в России
- Защитите своих сыновей в семье!
- Невежество и стадность убивают любые надежды
- С мужчинами происходит что то тревожное!
- Откуда дует ветер?
- Кто действительно сильнее любит- Мужчина или Женщина?
- Что такое Сильная личность?
- Что такое Самодостаточность?
- Андроцид и дискриминация мужчин в России
- Почему и кому выгодно разрушать семью в России?
- Внедренная разлагающая женский мозг установка
- Что такое Чувство Одиночества?
- Так убейте белого гетеросексуального мужчину!
- Аарон Руссо про ФЕМИНИЗМ и Ника Рокфеллера
- Мужчина и женщина. Конфликт программ
- Фразеологический словарь форумной бабы-демагога
- Сокровенная тайна женщины — ее Страхи
- Что получает мужчина в современном официальном браке?
- Главная мечта всех женщин Клоун с деньгами
- Болезнь мужчин — «Синдром настоящести»
- Кто должен управлять в Семье?
- Кто такой бабораб?
- Синдром настоящести мужчин
- Кто такой Настоящий Мужчина?
- Куда исчезли настоящие женщины?
- Опасные женские Манипуляции о которых ты должен знать!
- Как беспричинный развод, сильно ..
- Что такое Счастье?
- Семь современных грехов и современные БАБЫ
- Женская алчность, как тренд настоящего времени
- Расплата мужчин за искренность
- О свадебных обрядах в матриархате
- С кем остается мужчина?
- Как Алименты уничтожают браки!
- Что хотят Женщины?
- Обещание президента
- БРУТАЛЬНЫЕ, НО НЕДАЛЕКИЕ МАЧО, ГРУБЫЕ МУЖЛАНЫ — Именно это считают настоящим женщины ПЛЕБЕЙКИ!
- ЭТОТ ЧЕЛОВЕК проводит политику ГЕНДЕРНОГО ИСТРЕБЛЕНИЯ МУЖЧИН в России !
- Современная русская женщина
Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, «толстотрапезные», иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью «французского с нижегородским».
Большинство свадебных обрядов — это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук… Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.
На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.
Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.
Считается, что в XIII – XVI, даже в XVII веках в России женились рано — в 12-13 лет. Но источники говорят о другом: в 1714 году брачный возраст был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи, оснобенно в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными.
Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.
В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции «надгробным памятником» браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей «участи», так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:
«Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я».
Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.
Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.
Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась «половиной венца». В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.
Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.
У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.
В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.
После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «Божьего милосердия» — икон, которые вместе с приданным перевозили в дом жениха.
Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.
Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. После отбытия приданого невеста вместе с матерью молилась на образа. В среде зажиточных купцов, где приданому уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подводов. В первой подводе везли икону и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутый в шелк, с огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках она держала серебряную с позолотой солонку. На третей подводе перевозили постель, а на четвертой — мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье. Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.
Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.
В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.
Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.
В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.
Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…
Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой.
На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом мужа.
В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя — атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на розовом атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.
Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу.
Отвечает клирик храма в честь Рождества Христова священник Анатолий Коньков
Благословите. Воцерковляясь, мы чаще участвуем в таинствах, чаще посещаем богослужения, больше молимся дома, одним словом, очищаемся от прежних страстей и становимся на шаг ближе к Господу и, соответственно, становимся лучше тех, которые вообще в Бога не верят. Но святые отцы учат нас, что мы должны чувствовать себя «ниже всех», «грешник из грешников» и т.д. Как эти два понятия совместить вместе? Спаси Господи. Виктор
Несомненно, человек, вставший на путь исправления, желающий приблизиться к Богу, исполняет свое желание с Его помощью. Однако это вовсе не означает, что, приближаясь к Создателю, мы становимся чем-то лучше других. Святые отцы, если Вы заметили из их житий, трудов, никогда не просто не говорили, а даже не помышляли о том, что они в чем-то лучше. Напротив, практически все они считали себя ничтожнейшими из всех созданий на земле. И это не просто слова, но действительное видение себя таковыми. Это становится возможным благодаря близости к Богу: ведь Господь кающемуся открывает всё новые и новые страсти, с которыми предстоит вести борьбу. Следовательно, чем глубже мы познаём себя, тем больше видим то, от чего нужно еще избавиться, а значит, не просто «чувствовать» себя хуже всех, а действительно видеть себя таковым.
Добрый день! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: в Библии и Новом Завете много говорится о том, что убийство человека человеком есть страшный грех и это недопустимо, но как же тогда защищать свою родину, свою семью, близких людей; если другого выбора нет, как противостоять желающему убить тебя и близких твоих, это может привести к убийству того, кто этого желает. Но он тоже человек, хоть и враг. Либо принимать смерть от врага, не сопротивляясь, и смириться с ней и не защищать других людей от смерти? И смириться с их смертью? Кирилл
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — документе, регламентирующем взаимоотношения с государством и светским обществом, в частности говорится: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13)» (VIII.2).
Я православной веры и ни в коем случае не буду менять свою веру. Мой любимый человек — протестант-евангелист из очень религиозной семьи и тоже не будет менять свою веру. Он принимает мое мировоззрение, я принимаю его. Но мы очень сильно хотим повенчаться в церкви. Его семья хочет венчать нас в их церкви. Я не против, но хочу узнать: дозволено ли православной венчаться в протестантской церкви? Любимый мой всегда мне говорит, что Бог один, и Его Сын Иисус Христос один, мы верим в Них, но идем к Ним разными дорогами. Посоветуйте, пожалуйста, как быть в таких ситуациях. Раба Божья Мария
На ваш вопрос есть ответ в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». «Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии (принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения), Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».
Отвечает клирик Свято-Троицкого собора Саратова священник Виктор Тихонов
Добрый день! Недавно услышала, что дети, рожденные у невенчанных родителей, являются «незаконнорожденными» и несчастными в жизни. Это действительно так? Олеся
Уважаемая Олеся!
Среди многомиллионной паствы Русской Православной Церкви есть множество семей, члены которых связаны узами гражданского брака, и отказ от венчания которых, конечно же, не был их антихристианским выбором. Под гражданским браком Церковь понимает регистрацию супружеского союза в соответствующих государственных органах. Нельзя сказать, что дети, рожденные в таких невенчанных браках, считаются отверженными и несчастными по жизни. Святейшим Синодом Русской Православной Церкви по этому случаю указано: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью” (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога», при этом необходимость церковного брака остается обязательной для каждого православного христианина («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — http://www.patriarchia.ru).
Ко всем детям Церковь относится одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака, не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Несчастной жизнь ребенка может стать от нехватки в семье любви и взаимопонимания. Когда сами родители несчастны в браке, и в семье нет мира и спокойствия.
В настоящей семье плодом любви и единства родителей становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Поэтому родителям необходимо прикладывать все усилия, чтобы их жизнь была благочестивой, воспитывая детей в истинах Православной Церкви, тогда и жизнь ребенка будет счастливой.
Здравствуйте! Как Церковь относится к супружеской близости во время беременности, если медицинских противопоказаний нет? Виктор
Уважаемый Виктор!
Сфера супружеских отношений и возникающие в ней недоумения подлежат обсуждению с тем священником, кому вы чаще всего исповедуетесь, чтобы учесть все обстоятельства вашей жизни. Поэтому отношения между ожидающими чада мужем и женой рассматриваются разными священниками по-разному, повторяю, учитывая жизнь и норму воздержания в каждой семье в отдельности.
Период беременности психологически очень сложный для обоих супругов. К сожалению, мы не всегда готовы к тем трудностям, с которыми приходится сталкиваться, особенно в отношениях между мужем и женой. Сам факт воздержания родителей, умения управлять своим телом, своими чувствами учит воздержанию самого ребенка, закладывая в его характер силу воли, умение подчинить себе страсти, не возбуждая раннего пробуждения страстности. Однако если этот вопрос становится слишком острым, то на первое место лучше будет поставить взаимоотношения в семье. Для малыша гораздо более важна полная, крепкая семья и любовь между родителями.
Нужно учитывать, что всякое воздержание в семье тогда будет добрым плодом, когда оно обоюдно и приносит такие же добрые плоды в их жизни. Но если супруги в период беременности жены, отказавшись от телесной близости, начинают ссориться и не понимать друг друга или совсем прекращают общение, такое воздержание только рушит семью. Но если в данный период они стараются пройти это время как можно более разумно, усиливая свое духовное и молитвенное общение друг с другом, это только укрепляет их семью и принесет свой плод. Иногда бывает очень нелегко обуздать свою страсть ради ребенка. Поэтому нужно больше разговаривать, внимательнее слушать другого, искать разные формы общения, и не только духовного, но и душевного, и интеллектуального, которое располагало бы супругов быть по возможности вместе.
Все же главным критерием данного вопроса являются слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Из этого следует, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Ему и следует с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Но если нет взаимного согласия, то лучше быть, по слову того же апостола, вместе, чем разжигаться.
В дополнение к этому слова свт. Иоанна Златоуста: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 Кор. 7, 2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9)» (48, часть 2, §19). Любовь к ребенку, к семье и теплая молитва к Богу помогут вам в этом нелегком труде.
Здравствуйте! Алкоголизм принял масштаб эпидемии в России. Деградировавших, ставших умственно отсталыми отцов, променявших семьи на алкоголь и подобных себе подруг, надо почитать как родителей? Я запретила своим детям общаться с отцом. Дочери 20 лет, а сыну 19. Два года назад рассталась с мужем. До этого два раза кодировали его и по святым местам возили, и «КамАЗ» купили ему, лишь бы не пил. Но он нашел себе женщину (и не одну), с которой можно пить. Естественно, материальное обеспечение семьи было и есть на мне. Он имеет право на сыновье почтение? Не будет ли это поощрением вседозволенности? После расставания он потребовал выписать детей из квартиры его родителей и выкрал документы на автомобили и все ценные вещи. Прошу прощения за сумбурность вопроса. С благодарностью за ответ, Лилия.
Уважаемая Лилия!
То, о чем Вы пишете, безусловно, очень печально. Но Вы должны понять, что человеком руководит страсть. Алкоголизм — одно из страшнейших заболеваний, калечащих не только организм, но и душу человека. Он становится одержимым, зависимым от алкоголя. Пьянство губительно тем, что истощает не только тело человека, но и его разум, его душу. А когда у человека болит душа, одними лекарствами не поможешь. Церковь рассматривает алкоголизм как бесовское, демоническое влияние на человека и считает, что помощь здесь нужна особая. Наверное, как и каждое другое заболевание, алкоголизм нужно лечить изнутри, из глубины души человека. Поэтому нужно обязательно молиться за него; чаще посещайте церковь, читайте Псалтирь. Не нужно относиться к этому с пессимизмом, даже если не видите результатов, главное здесь — вера.
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. Именно так. Именно таким, благоговейно-почтительным должно быть отношение каждого к своим родителям. Даже если они, по-Вашему, недостойны, если имеют многие недостатки и даже пороки. Во всем этом проявляется наша мера любви к ним, а следовательно, исполнение важнейшей заповеди: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 2–3).
В нашем духовном развитии любовь и почтение к родителям играет очень важную роль, которую нельзя сравнить более ни с чем. Все дело в том, что в зависимости от возраста наше отношение к родителям проявляется по-разному. В детстве — это проявление любви и привязанности, в юношестве — для нас жизненно необходимо послушание, в зрелости — мы оказываем им почтение, и ближе к старости — заботу. И все это не само собой происходящее, это труд родителей, правильный подход к воспитанию, даже на отрицательных моментах их жизни. Конечно, может, Вам и обидно, поскольку многие заботы о семье отец с Вами не разделял, а иногда и увеличивал их. Но дети должны оставаться детьми для своих родителей. Заповедь почитать родителей не основана на том, заслуживают они этого или нет.
Дай Вам Бог терпения и сил!
Добрый день! Помогите разобраться в ситуации: мой брат жил в гражданском браке с женщиной, она родила мальчика, мне предложили стать крестной. Точнее, поставили перед фактом, особенно не интересуясь моим желанием, я не очень-то хотела, так как не чувствовала себя готовой стать крестной, но все-таки в церковь поехала. В помещение, где проводилось Таинство, меня не пустили, священник сказал что для мальчика достаточно крестного, я в Таинстве не участвовала, даже не видела всего происходящего. Подскажите, являюсь ли я в этом случае крестной, я так думаю, что нет. И вторая ситуация: меня записали крестной заочно мальчику, опять мое согласие роли не играло, очень просили, чтобы была я, т.к. больше взять некого было (мама ребенка мусульманка, и родственники, соответственно, тоже), а с нашей стороны только я. В этом случае я крестная? Я читала, что нельзя быть крестной заочно. Волкова Наталья. Спасибо!
Добрый день, Наталья.
Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. А также крестный произносит от лица крещаемого Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Заочно этого никак сделать нельзя, следовательно, крестным его считать тоже нельзя. В Вашем случае так и произошло, крестной Вы не являетесь.
Вашей вины в обоих случаях нет. Но я бы посоветовал Вам не оставлять этих детей и стать им «крестной» не от купели, но дабы помочь возрасти им духовно. Лучше по сердцу своему постараться помочь им, чем вообще лишить детей общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.
Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы ребенку. При этом нельзя считать его крестным.
Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.
Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но в том, чтобы потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день Последнего Суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.
Рубрика «Вопросы священнику»
Надо хранить среды, пятницы, воскресные дни, религиозные праздники, посты – ложе супружеское раздельное. Чтобы не дай Бог не падало зачатие в неположенное время. Вот это выдерживайте. И внукам накажите, и детям передайте. Дети тогда не в радость родителям! Они с недостатками рождаются. Умственными и физическими. Они неуправляемые, они по дурдомам, по тюрьмам, наркоманы да пьяницы – они неблагополучные. Помните это.
Почему не устроены дети и внуки наши? Почему они не определены? Да потому что они в беззакониях зачатые, во грехах рожденные. Потому что вне венца семя когда зачинается, называется «от блуда зачатое». «От него род не пойдет, оно корня не даст», сказано, «не благоволит к нему Господь. Вот что такое венец! Это 20 минут на всю жизнь. Почему Русь Святая называлась? Да потому что ни одного не было как некрещеного, так и невенчанного. У кого есть возможность – поправляйте. Старики, которые невенчанные – завтра умирать, пусть сегодня венчаются. Узаконят детей – у детей пойдет дело по-иному. Потому у них не шло – потому что не было благословения Божия. А венец дает благословение Божие. И эти кольца – храните их и берегите! Они имеют большую силу. Если детей крестить на ночь, на день – они выздоравливают. Если нестроения у него в армии – крести туда обручальным кольцом. Если она в Америке – туда крестите. Крестное знамение везде достает.
У кого нет возможности повенчаться — читайте Благовещенский акафист Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная…» Ценен он тем: там в 10 икосе именно есть такие слова «Ты бо обновила еси зачатыя студно», то есть зачатых вне венца. Тогда Царица Небесная узаканивает. Пользуйтесь этим акафистом – он в каждом молитвослове есть.
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». И если Он сочетает – он посылает Благодать людям и располагает сердце друг другу – и люди тогда друг без друга никуда. Им жизни нет друг без друга. Родители тогда видят, что у них серьезно. Они дают благословение родительское. Оно должно быть доброхотное и непринужденное. Тогда венчаются, а потом увеличивают Благодать эту, которую Господь им дал. Приобретают и умножают: почитают праздники, воскресные дни и ходят в храм. Тогда Господь исправляет. Потому что без недостатков нет ни одного человека. У одного – одни, у другого – другие, у третьего – третьи. Потому и сказано «Друг друга тяготы носите – и так и исполните Закон Христов». А как исправляет? (чтобы вы знали) Что надо одному – то надо другому. Какого мнения один – такого мнения другой. Вот как исправляет. Живут по направлению к Богу и ставят на первом месте любовь! Ласку, мир, богоугодное согласие.
Нестроения, потому что поставили впереди не Бога, а плотское. А Бога назад. Отвергают. Как второстепенное. Когда оно должно быть первое. Плотское – оно прилагается. Потому и сказано «Где мир, любовь – там Бог. Где мира, любви нет – там Бога нет». Если вы будете много молиться, но досаждать друг другу – ничто ваша молитва! Если вы будете помогать друг другу, терпеть друг друга, сочувствовать друг другу, на благо наставлять человека, учить, как в горе каком-то или нестроении, «Любовь», сказано, «покрывает множество грехов!». Тогда Господь благословляет все входы и выходы, и чего ни начнет человек, во всем успеет.
Бездетные должны быть люди венчанные в первую очередь и причащаться до тех пор – часто, каждый день – пока Господь не даст просимое. От частого Причастия переменяется организм человека. Неживое семя становится живым. К зачатию утроба становится благоприятной. Мы же слышим в Писании: в преклонные годы люди детей имели. Нет Ему ничего невозможного. Ну это трудиться надо! А мы не хотим! Причастилась один раз – и ждет. Да что ты выждешь? В одном, третьем, пятом, двадцатом храме, чтоб не было нареканий, чтоб не мелькали. Чтобы вы незаметны были. И причащайтесь каждый день до тех пор, покуда не получите. А когда получите, тогда Полиевкта просите мученика. Он дает пол желанный. Причащайтесь после этого реже. Один раз в неделю или один раз в месяц. Крепкий ребенок будет от Причастия! 150 «Богородиц» читайте. На каждом десятке «Царица Небесная, прости жизнь мою и спаси семью мою». Отмаливайтесь. Будут легкие роды.
И детям накажите это, что слышали, и внукам передайте. Вот так предки наши делали, вот так и вы делайте. Она родила — через два часа она уже занимается делом. А мы? Четверо под руки ведут ее родить. Ну что это? Потому что мы не в Боге. Потому что мы живем неправильно и оправдываем себя. «Не сошлись характерами!» Еще не успели узнать друг друга, как расходятся. Да потому что психопаты да психопатки. Психотропные добавки мешают в пищу, да эти яды Е, всякие добавки – это которые мы знаем, а еще больше тех, которые мы не знаем – отравляют организм человека. Вот мы такими стали. Почему надо стол крестить, читать «Отче наш» и «Богородице» — очищается и освящается пища. Святая вода под рукой на кухне должна быть, кто готовит. Будьте в Боге – и Господь будет с вами. Ложитесь с Ним и поднимайтесь с Ним. Он будет хранить вас на всякий час. Вот так жили наши предки, так и вы живите.
Почему тяжело человеку стоять в храме? Да потому что не отмолен. Потому что в беззакониях многие зачаты, во грехах рождены – вне венца. Это семя называется «рожденное от блуда». «От него род ней пойдет, оно корня не даст, не благоволит к нему Господь» – такие слова. У кого есть возможность поправить – поправьте. Повенчайтесь. У кого нет возможности – читайте Благовещенский акафист Божией Матери один раз в среду. Там в 10 икосе есть такие слова: «Ты бо обновила еси зачатыя студно». В этом акафисте узаканивает Царица Небесная тогда в беззакониях зачатых.
И вам говорю: завтра умирать – а сегодня успей повенчаться, узаконить детей и снять грехи с себя – все блудные снимутся за один раз. И те, которые принимают венец – это таинство венчания – ограждается дом венцом, и ощущают необыкновенную радость и легкость. И те, которые это делают, все как один свидетельствуют: «Почему мы не сделали это раньше? Мы бы жили с Божией помощью очень легко». Вот что они говорят. Так наши предки не дураки были. Ни одного человека не было невенчанного. А мы сегодня умные. Еще с древности было предсказано: «Четырехмесячные будут выживать в последние дни». Ну конечно, это не вкладывалось, как это так? А сейчас мы видим свидетельство этого: под колпаками четырехмесячные выживают. Предсказание сейчас сбывается. Почему Богу неугодны мы? Потому что нет любви ни семейной, ни родственной, ни любви между людьми. Собак позаводили – на них стали похожи нравом. Кусаемся да лаем. Если кошку в алтарь можно пускать, так собака если зайдет в дом случайно – его надо освящать. Европа потому что пришла на Русь. То и слышишь «Окей», которого никогда не было на Руси. Оно духу русскому чуждо. А где же родина? А где же отечество? Так его и не слышно. Этих слов даже в лексиконе нет. Как вроде бы их и не было. Вот так нас переделали. Так вот и говорю вам: держитесь примеров предыдущих поколений, наших предков! Путь испытан и проверен веками. Они ставили Бога впереди. А потом начинали дело. И во всем успевали. Потому что были в Боге.
Из проповедей схиархимандрита Иоанникия (Чихачёво)
Святые отцы: О разводе и втором браке
Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!
Излишне будет говорить о том, какой высокий процент разводов приходиться на наш 21 век… И все потому, что слишком легкомысленное и несерьезное отношение к такому важному жизненному шагу, каким является брак. Мол, женюсь, поживу семейной жизнью, а чуть что, сразу и разведусь. И никто меня в этом и не упрекнет, так как большинство людей так и поступают.
На самом же деле, брак — это священная жизнь, благословленная Самим Богом!
Святые Отцы пишут о нарушителях сего брака следующее:
Развод
Из собрания Юрия Максимова
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Разводиться дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». Он же советует терпеть и стараться исправить недостатки супруга, вместо того чтобы спешить разрушать брак: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».
Сходный совет дает и святитель Филарет Московский: «Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность».
Из этих слов видно, что «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует” (Мф. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи…
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа»
Если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по снисхождению также допускается церковный развод, который по сути является не отменой таинства брака со стороны Церкви, а лишь констатацией того факта, что этого брака больше не существует, он разрушен одним или обоими бывшими супругами.
Далее мы приводим главу, посвященную второму браку, который является ни чем иным, как послаблением Церкви немощи человеческой.
Второй брак
«Поскольку брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту – Церковь, и Церковь – только единого жениха, Христа… Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным признает один брак. Второй брак допускает она по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло – любодеяние вне брака».
«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Православная Церковь никогда не считала второй брак полноценным браком, и для того чтобы отделить его от первого брака, возникает чин венчания второбрачных, который имеет существенные отличия. Если венчальные молитвы торжественные и радостные, то молитвы о второбрачных имеют всегда покаянный смысл.
Можно привести слова, касающиеся этого вопроса, из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».
Святые отцы: Об отношениях в браке
Возможна ли любовь во втором браке?
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.