В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?
Содержание
- Что такое двунадесятый праздник?
- Какие православные праздники относятся к двунадесятым?
- Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?
- Переходящие и непереходящие праздники
- Господские и Богородичные праздники
- Смысл и значение двунадесятых праздников
- 1. Рождество Пресвятой Богородицы
- 2. Воздвижение Креста Господня
- 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
- 4. Рождество Христово
- 5. Крещение Господне
- 6. Сретение Господне
- 7. Благовещение Пресвятой Богородицы
- 8. Вход Господень в Иерусалим
- 9. Вознесение Господне
- 10. День Святой Троицы
- 11. Преображение Господне
- 12. Успение Пресвятой Богородицы
- Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?
- ДВУНАДЕСЯТЬ
- Значимость двунадесятых праздников в православии
- Двунадесятые непереходящие праздники
- Двунадесятые переходящие праздники
- Православный календарь
- Двунадесятые праздники по хронологии церковного года
- Что такое двунадесятый праздник?
Что такое двунадесятый праздник?
Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.
Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.
Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.
Какие православные праздники относятся к двунадесятым?
Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Рождество Христово
- Крещение Господне
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень в Иерусалим
- Вознесение Господне
- День Святой Троицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы.
Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?
Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.
Икона с изображением двунадесятых праздников
Переходящие и непереходящие праздники
В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).
К переходящим праздникам относятся:
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
- Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
- День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.
Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):
- Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
- Крещение Господне — 6 (19) января
- Сретение Господне — 2 (15) февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
- Преображение Господне — 6 (19) августа;
- Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.
Господские и Богородичные праздники
Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.
Господские праздники:
- Воздвижение Креста Господня;
- Рождество Христово;
- Крещение Господне;
- Преображение Господне;
- Вход Господень в Иерусалим;
- Вознесение Господне;
- День Святой Троицы.
Богородичные праздники:
- Рождество Пресвятой Богородицы;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы;
- Благовещение Пресвятой Богородицы;
- Успение Пресвятой богородицы;
- Сретение Господне.
Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.
Смысл и значение двунадесятых праздников
Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.
1. Рождество Пресвятой Богородицы
Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.
Икона Рождества Пресвятой Богородицы
2. Воздвижение Креста Господня
В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.
Икона Воздвижения Креста Господня
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
4. Рождество Христово
Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.
Икона Рождества Христова
5. Крещение Господне
Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).
Икона Крещения Господня
6. Сретение Господне
Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил праведного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.
Икона Сретения Господня
7. Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
8. Вход Господень в Иерусалим
Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.
Икона Входа Господня в Иерусалим
9. Вознесение Господне
Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.
Икона Вознесения Господня
10. День Святой Троицы
Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.
Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева
11. Преображение Господне
В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.
Икона Преображения Господня
12. Успение Пресвятой Богородицы
Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.
Икона Успения Пресвятой Богородицы
Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?
Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.
Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.
Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.
От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.
Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.
Двунадесятые праздники делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.
Господских двунадесятых праздников 7: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.
Богородичных двунадесятых праздников 4: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.
И один двунадесятый праздник — Сретенье Господне — в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.
Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.
Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника.
Предпразднство — это дни, подготавливающие праздник, попразднство — продолжение праздника и отдание — это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.
В структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник — тем более развернутой бывает эта структура.
Престольный праздник: клирос на Богослужении
В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.
В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.
Клирос храма
Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов, которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения «Достойно есть» поется особый Задостойник (т.е. «за» (вместо) «Достойно…»), который также, как и «Достойно есть» прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.
Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания, которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.
На все двунадесятые праздники имеются так называемые
На детском утреннике в храме — будущий клирос
«Запричастные концерты» — это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Эти запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.
Клирос храма
На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.
В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.
Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ она опускается.
ТРОПАРИ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ
(тропарь — краткое песнопение, посвященное празднику или святому)
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 сент.)
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,
и, разруши́в клятву, даде́ благословение,
и упразднив смерть, дарова́ нам живот вечный.
Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах.
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО
КРЕСТА ГОСПОДНЯ (27 сент.)
Спаси, Господи, люди Твоя,
И благослови достояние Твое,
Победы на сопроти́вныя да́руя,
И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (4 дек.)
Днесь благоволения Божия предображе́ние
и человеков спасения пропове́дание;
в храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зижди́телева исполнение.
Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.
Рождество Христово
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (7 янв.)
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащии звездою уча́хуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе.
Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир истиной, потому что тогда волхвы, кланявшиеся звездам, со звездой пришли к Тебе, как к настоящему солнцу, и узнали Тебя, как настоящий восход. Господи, Слава Тебе.
БОГОЯВЛЕНИЕ ИЛИ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (19 янв.)
Во Иордане креща́ющуся Тебе, Господи,
тро́ическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя Сына именуя,
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение.
Явле́йся, Христе Боже,
и мир просвеще́й, слава Тебе.
Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, люди узнали Святую Троицу, потому что голос Бога Отца называл Тебя любимым Сыном, а Дух Святой, в виде голубя, эти слова подтверждал. Ты, Господи, пришел на землю и дал людям свет, слава Тебе.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (15 февр.)
Радуйся, благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия́ Солнце правды Христос Бог наш,
просвеща́яй сущия во тьме;
веселися и ты, старче праведный,
прие́мый во объятия Свободителя душ наших,
да́рующаго нам воскресение.
Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (7 апреля)
Благовещение Пресвятой Богородицы
Днесь спасения нашего глави́зна,
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовеству́ет.
Тем же и мы с ним Богородице возопии́м:
радуйся, благодатная,
Господь с Тобою.
Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (воскресенье перед Пасхой)
Общее воскресение
Вход Господень в Иерусалим
прежде Твоея́ страсти уверяя,
из ме́ртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
Тем же и мы, яко о́троцы, победы зна́мение носяще,
Тебе, Победителю смерти, вопие́м:
осанна в вышних,
благословен гряды́й во имя Господне.
Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (40-й день по Пасхе, четверг)
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извеще́нным им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Изба́витель мира.
Ты, Христе Боже, обрадовал своих учеников, когда вознесся на небо и обещал послать им Святого Духа, Ты их благословил, и они верно узнали, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.
Троица
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (50-й день после Пасхи)
Благословен еси, Христе Боже наш,
иже премудры ловцы явле́й,
ниспослав им Духа Святаго,
и теми уловле́й вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.
Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (19 августа)
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показа́вый учеником Твоим славу Твою,
якоже можа́ху; да возсияет и нам грешным
свет Твой присносу́щный,
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.
Ты, Христе Боже, преобразился на горе и показал апостолам Твою Божию славу. По молитвам Богородицы и нам грешным покажи Свой свет вечный. Слава Тебе.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (28 августа)
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преста́вилася еси к животу, Мати су́щи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Ты, Богородица, девой родила Христа и после смерти не забыла людей. Ты опять стала жить, потому что Ты Мать самой Жизни; Ты молишься за нас и спасаешь нас от смерти
Тропари Великих недвунадесятых праздников
(тропарь — краткое песнопение, посвященное празднику или святому)
Тропарь Обрезанию Господню, глас 1
На Престоле огнезрачнем /
в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, /
сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. /
Слава всеблагому Твоему совету, /
слава смотрению Твоему, /
слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы
Днесь благовернии людие /
светло празднуем, /
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, /
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: /
покрый нас честным Твоим Покровом/
и избави нас от всякаго зла, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
спасти души наша.
Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4:
Пророче и Предтече пришествия Христова, /
достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /
неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися /
славным и честным твоим рождеством, /
и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:
Память праведнаго с похвалами, /
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, /
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
Темже за истину пострадав, радуяся, /
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
вземлющаго грех мира /
и подающего нам велию милость.
ДВУНАДЕСЯТЬ
Смотреть что такое «ДВУНАДЕСЯТЬ» в других словарях:
-
двунадесять — двенадцать Словарь русских синонимов. двунадесять сущ., кол во синонимов: 2 • дванадесять (2) • … Словарь синонимов
-
Дванадесять (двунадесять) язык — Устар. Экспрес. О многонациональной по составу армии Наполеона во время его войны с Россией в 1812 г. По изгнании двухнадесяти языков, хотели меня снова везти в Москву посмотреть, не возвратился ли Карл Иванович на прежнее пепелище, или, в… … Фразеологический словарь русского литературного языка
-
двенадцать — дюжина, двунадесять Словарь русских синонимов. двенадцать / людей, предметов: дюжина ) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
-
Праздники и посты — Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым). К двунадесятым праздникам относятся: Вход… … Энциклопедия русского быта XIX века
-
Донские казаки — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её … Википедия
-
Ковальджи, Кирилл Владимирович — Кирилл Владимирович Ковальджи (род. 14 марта 1930) русский поэт, прозаик, критик и переводчик. Содержание 1 Биография 2 Литературная студия Кирилла Ковальджи … Википедия
-
Гото Предестинация — «Гото Предестинация» … Википедия
-
Азов (линейный корабль, 1736) — У этого термина существуют и другие значения, см. Азов (значения). Азов Служба … Википедия
-
Азов (линейный корабль, 1826) — «Азов» … Википедия
-
Архангел Михаил (линейный корабль, 1713) — У этого термина существуют и другие значения, см. Архангел Михаил (значения). «Архангел Михаил» Служба … Википедия
Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.
Икона Двунадесятые праздники
По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.
Значимость двунадесятых праздников в православии
Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.
Двунадесятые непереходящие праздники
Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.
Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.
Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.
Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.
Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.
Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.
Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.
Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.
Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.
Двунадесятые переходящие праздники
За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.
Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.
Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.
Православный календарь
Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.
Двунадесятые праздники по хронологии церковного года
- Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября (8 сентября по старому стилю);
- Воздвижение Креста Господня — 27 сентября (14 сентября по старому стилю);
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря (21 ноября по старому стилю);
- Рождество Христово — 7 января (25 декабря по старому стилю);
- Крещение Господне — 19 января (6 января по старому стилю);
- Сретение Господне — 15 февраля (2 февраля по старому стилю);
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля (25 марта по старому стилю);
- Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;
- Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
- Преображение Господне — 19 августа (6 августа по старому стилю);
- Успение Богородицы — 28 августа (15 августа по старому стилю).
Что такое двунадесятый праздник?
Что такое двунадесятый праздник? Почему их двенадцать? В чем отличие от великих? Почему именно эти праздники были так названы, что их объединяет? Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл — именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам. Скажу словами Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.
Чтобы лучше понять, что такое двунадесятые праздники, поищем аналог им в светском календаре. День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла. Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом, а на утро подмести с пола посуду, которую побили гости. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Перечислим их:
- Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
- Крещение Господне — 6 (19) января;
- Сретение Господне — 2 (15) февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
- Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
- Преображение Господне — 6 (19) августа;
- Успение Богородицы — 15 (28) августа.
Догматически эти праздники тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа, нравственно нас настраивают на позитивный лад, воспитывают. И, главное, через содержание свое приводят нас ко Христу.
Вообще в церковном календаре есть своя иерархия памятных дат. Праздников Праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.
Кроме того, сами двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.
Для нас эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу, нашего спасения. Мы празднуем то, что на нас обратил внимание Господь. То, что Божия Матерь, такая же, как и мы, будучи человеком, стала в Царствии Небесном той, к кому мы обращаемся «Спаси нас», а не просим о молитве перед престолом Божиим, как других святых.
Мы празднуем в двунадесятые праздники то, что человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом, обожиться. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру. Ну, а о мудрости — софии — я и не говорю: в каждом церковном празднике сокрыта чрезвычайная глубина премудрости.
Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru