Глава 10 О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ
1. О воскресении мертвых по верованию св. угодников Божиих.
Веру в воскресение мертвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресении мертвых воскреснет это тело нетленным. «Не боюся я смерти, говорит св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царева, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «Когда отрезают от виноградной лозы ветви ее, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плот, так и человек, насажденный в винограднике Бога Вышнего и присоединенный к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зеленея прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния». В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому. Сей святитель пришел в монастырь в то самое время, когда Иерас проповедовал свое лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал: да заградятся уста твои… Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живет в мире сем и умрет. А Иераксу сказал: «Слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины. Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своем заблуждении и исповедал слово истины».
Утверждая и возвещая истину воскресения мертвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение его из мертвых. Господь же в утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов еще в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком. Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мертвые воскреснут? – Ей, воскреснут, – отвечал мученик – если мертвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе его пришествие будет общее воскресение мертвых.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
Д
Сегодня — среда, 12 февраля 2020 г. | Сейчасъ на порталѣ посѣтителей — 15. |
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по , или нажмите Ctrl+Alt+E
Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>
Поученія
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.
Четвертый день.
I. Святые, нынѣ прославляемые седмочисленные мученики были дѣти знаменитыхъ гражданъ города Ефеса, воины юноши, жившіе во время гоненія на христіанъ отъ императора Декія. Это было ужасное гоненіе. Многіе христіане скрывались за городомъ, въ пещерахъ. Между ними были и воспоминаемы сегодня церковью семь отроковъ, которые, скрываясь отъ гоненія, ушли изъ города и поселились въ пещерѣ горы Охлонъ для приготовленія себя къ подвигамъ за вѣру постомъ и молитвою. Декій, узнавъ объ этомъ, велѣлъ завалить камнями входъ въ пещеру, при чемъ двое изъ придворныхъ, тайно исповѣдывавшихъ вѣру Христову, Ѳеодоръ и Руфинъ, среди камней положили оловянныя дощечки, написавъ на нихъ имена погребенныхъ заживо въ пещерѣ семи отроковъ. Между тѣмъ, по неисповѣдимымъ опредѣленіямъ Своимъ, Богъ, пославъ имъ сонъ смертный, сохранилъ ихъ нетлѣнными и неизмѣнными для чуднаго пробужденія ихъ во славу Его и въ свидѣтельство истины слова Его, черезъ два столѣтія послѣ того.
Чудное пробужденіе отроковъ, уснувшихъ во время гоненія Декіева (около 250 года), совершилось въ царствованіе Ѳеодосія младшаго (408-450 г.), когда возстали еретики, отвергавшіе воскресеніе мертвыхъ, не смотря на возвѣщенное въ евангеліи, что «мертвые услышатъ гласъ Сына Божія и, услышавши, оживутъ». Въ это время новаго смущенія въ церкви и проявилось наглядное свидѣтельство истины возвѣщеннаго Христомъ воскресенія мертвыхъ.
Владѣлецъ селенія на горѣ Охлонъ, гдѣ была заваленная пещера, въ которой упокоились семь отроковъ двѣсти лѣтъ тому назадъ, вздумалъ сдѣлать ограду для своихъ овецъ; рабы его, строя ограду, брали тѣ камни, которыми загромождена была когда-то пещера, о существованіи которой они не подозрѣвали. Выкапывая камни изъ горы, они случайно сдѣлали отверстіе во внутренность пещеры. Въ это время отроки ожили, не зная того, что они пробудились не отъ простого, но отъ смертнаго сна…
Когда одинъ изъ нихъ на разсвѣтѣ дня пошелъ купить пищу въ городѣ, то старинная монета, поданная имъ купцу, послужила поводомъ къ обнаруженію необычайнаго происшествія. Разговоръ съ отрокомъ, думавшимъ, что еще продолжается гоненіе отъ Декія, окончательно обратилъ на него общее вниманіе, и когда слухъ о немъ дошелъ до епископа, то, разспросивъ отрока, онъ уразумѣлъ во всемъ этомъ тайну Божію и, услышавъ отъ него о другихъ отрокахъ, оставшихся въ пещерѣ, пожелалъ видѣть ихъ и отправился туда съ намѣстникомъ, въ сопровожденіи множества народа. При входѣ въ пещеру епископъ, разсматривая внимательно ея обстановку, нашелъ среди камней мѣдный запечатанный ящикъ и, раскрывъ его въ присутствіи всѣхъ, увидѣлъ тамъ двѣ оловянныя дощечки, положенныя Ѳеодоромъ и Руфиномъ, которыя разъяснили всѣмъ загадочныя слова воскресшаго отрока. Всѣ были поражены и прославляли Бога, дивнаго въ чудесахъ Своихъ.
Императоръ Ѳеодосій былъ немедленно увѣдомленъ объ этомъ событіи.
Царь прибылъ самъ въ Ефесъ со множествомъ сопровождавшихъ его вѣрующихъ и «поклонился святымъ отрокамъ, которые, послѣ довольной бесѣды съ нимъ, уснули вѣчнымъ сномъ въ присутствіи царя, до всеобщаго воскресенія». Ѳеодосій велѣлъ сдѣлать семь серебряныхъ ковчеговъ и положить въ нихъ тѣла отроковъ, но они явились ему въ ту же ночь въ сонномъ видѣніи и просили его оставить ихъ почивать въ пещерѣ, какъ они почивали прежде.
Поразительность этого событія и потомъ соборъ въ Ефесѣ въ 431-мъ году были причиною того, что извѣстіе о немъ быстро распространилось по всему христіанскому міру. Достовѣрность же событія подтверждается сильными доказательствами со стороны многихъ уважаемыхъ писателей и свидѣтелей. Писателъ св. Іоаннъ Коловъ (пам. его 9 ноября), современникъ этого событія, говоритъ о немъ въ жизни Паисія великаго, 19-го іюня. Православный епископъ саругенскій Іаковъ изъ Месопотаміи, жившій въ VI вѣкѣ, сирскій писатель, оставилъ описаніе этого событія; переводъ его извѣстенъ былъ Григорію турскому въ томъ же вѣкѣ.
Пещера отроковъ донынѣ показывается близъ Ефеса, въ ребрахъ горы Пріона. Судьба мощей ихъ неизвѣстна съ XII вѣка, въ началѣ котораго игуменъ русскаго монастыря Даніилъ видѣлъ ихъ еще въ пещерѣ.
II. Свв. седмь отроковъ ефесскихъ, воскресшіе изъ мертвыхъ послѣ чуднаго сна, продолжавшагося около 200 лѣтъ, убѣждаютъ насъ, братіе, въ той истинѣ, что за смертію послѣдуетъ воскресеніе мертвыхъ, что смертію не кончается жизнь человѣка, а только начинается безконечная.
а) Эта великая и отрадная истина прямо и ясно возвѣщается въ словѣ Божіемъ. Да не скорбите, братіе, якоже и прочіи не имущіе упованія, писалъ когда-то св. ап. Павелъ солунскимъ христіанамъ относительно умершихъ. Сіе бо глаголемъ вамъ словомъ Господнимъ…, яко Самъ Господь въ повелѣніи, во гласѣ архангеловѣ и въ трубѣ Божіи снидетъ съ небесе, и мертвіи о Христѣ воскреснутъ первѣе (1 Сол. 4, 13. 16. 18). Аминь, аминь глаголю вамъ, яко грядетъ часъ и нынѣ есть, егда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25), говоритъ и Самъ Спаситель нашъ въ Своемъ святомъ евангеліи. Но речетъ нѣкто: како востанутъ мертвіи? Коимъ же тѣломъ прійдутъ? предупреждаетъ апостолъ сомнѣніе съ чьей бы то ни было стороны и отвѣчаетъ твердо и рѣзко: безумне, ты еже сѣеши, не оживетъ аще не умретъ: и еже сѣеши, не тѣло будущее сѣеши (не стебель съ колосомъ), но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного отъ прочихъ: Богъ же даетъ ему тѣло, якоже восхощетъ, и коемуждо сѣмени свое тѣло (1 Кор. 15, 35-39).
б) Вообще, въ видимой нами природѣ есть много-много образовъ, или подобій воскресенія мертвыхъ. Обновленіе природы съ открытіемъ весны, оживленіе растеній, пробужденіе отъ спячки замершихъ на зиму животныхъ, преобразованіе нѣкоторыхъ животныхъ послѣ замиранія въ другіе виды, напр., гусеницы въ бабочку и пр., развѣ все это не указываетъ на возможность воскресенія мертвыхъ, при концѣ этого видимаго міра, при воздѣйствіи на нихъ могущественной силы Божіей?
в) Еще въ ветхомъ завѣтѣ одинъ пророкъ Божій удостоился предзрѣть дивное явленіе воскресенія мертвыхъ дѣйствіемъ могущественнаго слова Божія. «Была на мнѣ рука Господня, говоритъ пророкъ Божій Іезекіиль, и поставила меня среди поля, и это поле было полно мертвыхъ костей человѣческихъ, и кости сухи очень. И сказалъ мнѣ Господь: сыне человѣчь! прорцы на эти кости и скажи имъ: кости сухія, слышите слово Господне… И я сказалъ, какъ заповѣдалъ мнѣ Господь, и когда я говорилъ, сдѣлался трусъ и соединились кость къ кости, каждая къ своему составу, и на нихъ явились жилы и росла на нихъ плоть и явилась кожа, но еще духа въ нихъ не было. И сказалъ мнѣ Господь: прорцы, сыне человѣчь, о духѣ и вдуни на мертвыя сія и да оживутъ. И я сказалъ такъ, какъ было мнѣ повелѣно, и ожили мертвые и стали на ногахъ своихъ, и былъ великій, великій соборъ» (Іез. 37, 1-11).
г) Что всѣ мертвые воскреснутъ, для этого мы имѣемъ ручательство и въ томъ, что І. Христосъ воскресъ. Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть, т.-е. положилъ начало нашему воскресенію, говоритъ св. ап. Павелъ (1 Кор. 15, 20). Послѣ сего не безумно ли сомнѣваться въ истинѣ воскресенія мертвыхъ? Воскресъ Христосъ, первенецъ изъ умершихъ: воскреснемъ и мы.
д) Затѣмъ, ручательствомъ тому служатъ неоднократно совершавшіяся воскресенія силою Христовою: такъ І. Христосъ во время Своей земной жизни, воскресилъ дочь князя Іаира, — сына вдовы наинской, — четырехдневнаго мертвеца Лазаря; во время крестной смерти Іисуса Христа, по свидѣтельству евангелиста Матѳея, гробы отверзошася и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа и изшедше изъ гробъ, по воскресеніи Его внидоша во святый градъ и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52-53). И святые апостолы, облеченные силою Христовою, воскрешали мертвыхъ; такъ, ап. Петръ воскресилъ въ Іоппіи (Яффѣ нынѣшней) дѣвицу Тавиѳу.
III. Сотни, тысячи, а можетъ быть и много болѣе того лѣтъ будемъ и мы лежать въ нашихъ могилахъ, какъ и наши присные почившіе; но настанетъ часъ, когда всѣ сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія, и изыдутъ изъ гробовъ. Потому на наши кладбища мы должны смотрѣть, какъ на засѣянныя нивы Божіи; опуская нашихъ покойниковъ въ могилы, мы должны думать о нихъ, какъ о зернахъ пшеничныхъ, бросаемыхъ нами въ землю, въ надеждѣ, что Господь дастъ въ свое время каждому сѣмени свое тѣло. Но каковы будутъ наши воскресшія тѣла? Это будетъ зависѣть отъ того, каковы будутъ погребенные. Отъ добрыхъ зеренъ восходятъ роскошные, многоплодные стебли, а отъ тощихъ зеренъ стебли слабые, безплодные. Подобное будетъ и съ нами, братіе, въ воскресеніе мертвыхъ. Аминь. (Сост. по проп., прилож. къ «Руков. для с. паст.» за 1885 г., августъ).
Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 128-130.
Воскресение мертвых
- Слово о воскресении мертвых свт. Иаков Низибийский
- Беседа о всеобщем воскресении мертвых прот. Серафим Слободской
- Второе пришествие Христово митр. Иерофей (Влахос)
- О Боге Завершителе судеб мира протопр. Михаил Помазанский
- О воскресении мертвых прот. Георгий Флоровский
- Воскресение мертвых свт. Тихон Задонский
- О воскресении мертвых прот. Григорий Дьяченко
- Беседы о страшном суде свт. Иоанн (Максимович)
- Воскресение Христово – победа над смертью еп. Александр (Милеант)
- О воскресении мертвых блаж. Аврелий Августин
- Беседа о воскресении мертвых свт. Иоанн Златоуст
- Случаи воскресения из мертвых А. Сороковиков
- О воскресении мертвых Афинагор Афинский
- Воскрешения из мертвых в Св. Писании
Воскресе́ние мёртвых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока (1Кор. 15:52).
Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.
В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом. Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь (Ин. 5:24-29; 8:51). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» (Ин. 5:29).
Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник.
Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3:20-21).
«Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. Ириней Лионский. – Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св. Ефрему Сирину, истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» (Мф. 13:43). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3:20-21), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1Кор. 15:43)». Св. Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».
По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».
***
Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — освобождение от грехов; а второе воскресение — воскресение тела».»Воскресение души — это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», — пишет прп. Симеон Новый Богослов — «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».
***
См. ИИСУС ХРИСТОС, ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО, СТРАШНЫЙ СУД, АД, РАЙ, ВЕЧНОСТЬ
Воскресение в христианской традиции есть возвращение умерших к жизни в их восстановленных телесных оболочках, это событие должно произойти в конце времен, в день, когда свершится второе пришествие Мессии. Подобная развязка все сущего стала доступна после крестного подвига Сына Божьего, его кончины на Голгофе и воскресения. Через Смерть Христа Всевышний Творец преобразил людское естество и открыл путь физического и духовного восстановления всему человечеству.
Что такое воскресение мертвых
Искупление, совершенное Богочеловеком, не отменяет личной свободы. Каждый из нас вправе добровольно принять жертву Господа или же категорично отвергнуть её, следовать путем веры, исповеди, покаяния, духовного очищения, или же продолжать поддаваться страстям, отстраняясь от Небесного Отца и вступая в откровенную с Ним вражду.
Икона «Воскресение Христово»
Если человек принимает великий подвиг Христа, он добровольно призывается к частичному повторению жития Сына Божьего, то есть христианин стремится разделить кончину вместе с Мессией, распять собственную греховность на кресте, преобразить свое естество через наставление Евангелия.
Читайте о Христе:
- Крестные страдания Иисуса Христа
- Смерть Иисуса Христа
- Воскрешение Иисуса Христа
Таким образом, для православного верующего духовное восстание в конце времен становится «воскресением жизни». Очищенные смирением люди не привлекаются к Страшному Суду, так как уже перешли от смерти к истинной жизни, то есть Богу. Души и тела отступников от веры также восстанавливаются, но призываются они к осуждению самим Творцом Вселенной.
- Когда настанет время второго пришествия, чистая человеческая природа восстановится в своей безупречной полноте. Однако это не коснется грешников, потому что они самолично отвернулись от воли к добродетели. Отступники испытают явные страдания, которые будут применены ради их вразумления, в святых же людях Бог будет пребывать милостиво и гармонично.
- Восстановленные тела станут нетленными и бессмертными, они не будут нуждаться в материальной пище и воде. Апостол Павел говорит: «Людская телесная оболочка из немощной и уничиженной преобразуется в сообразную с божественной, потому что так желает Господь, и Он может это осуществить». Наше обычное тело называется земным, оно есть только плоть, но преображенное оно — уже вечная чистота.
- Смиренные, святые и праведные будут светить ярче солнца. Это сияние подобно тому, что апостолы видели на Фаворской горе, где Христос в собственном преображении с помощью молитвы к Отцу прибавил к естеству человеческому природу божественного. Так и святые воссияют внутренней славой и восстанут духовно, получая благодать от Бога, который распространит собственное могущество на всех живых существ. Только праведные христиане обретут подобную награду, ибо знают Бога и идут к Нему с чистой совестью, отступники же осуждаются и продолжают страдать.
- Тела грешников не примут божественной славы по своей воле, эти оболочки будут продолжать служить вместилищем для плотских наваждений. Отступников не перестанут тревожить демоны эгоизма, они примут формы, соответствующие желаниям и помыслам.
Важно! Воскресение произойдет одновременно, оно будет всеобщим. Тела свои праведные и грешные люди получат подобно таким, какие имели во время своего существования на земле, но качество их будет разное — все будут иметь оболочки нетленные и бессмертные.
Высказывания о вопросе
Ортодоксальная Церковь по-богословски обосновывает необходимость восстания тел во время второго пришествия. По её мнению, тело невозможно отделить от полноценного «абсолютного» человека, поэтому совершенно справедливо, что блаженство святых и мучения грешников ощущаются не только душами, но и телесными оболочками.
Воскресение мертвых — это возобновление жизни в теле после смерти
Как первое (душа), так и второе (тело) одинаково участвовали в делании греха (или правды), оттого и наказание (награда) достается обеим категориям человеческого существа.
Учение протестантизма о воскресении существенно не разнится с мнением ортодоксальной конфессии. Однако некоторые ответвления протестантизма, например, Свидетели Иеговы верят, что до духовного восстановления умершие будут пребывать в состоянии комы, полного бездействия, сна, ожидая пробуждения Господом и следующего за этим вечного бытия.
Для ислама этот вопрос также чрезвычайно важен и является одним из ключевых во всем учении. Адепты религии утверждают, что восстановление коснется как души, так и телесной оболочки.
Мнение пророков
Древнейшие упоминания о вере в воскресение можно найти в сказании об Аврааме и Исааке. Отец, не колеблясь ни минуты, повел своего сына на жертвенный алтарь по приказу Господа, так как боялся Бога, знал Его наставления и верил в восстановление тел. Когда Авраам уже собирался убить Исаака, а потом сжечь, Ангел Небесный остановил его и оповестил, что тот доказал свое смирение перед волей Всевышнего. В награду за искреннее верование Господь пообещал Аврааму великое потомство.
- О воскресении из мертвых также знал Иов, который был лишен богатства, семьи и здоровья. Будучи наедине со своими суровыми страданиями, он молился Господу и утешался словами о том, что в конце времен это плотское тело преобразится в вечное и одухотворенное.
- Пророк Исайя говорил: «Господь, оживут мертвецы, верные Твоей воле, восстановятся их разрушенные тела. Они воспрянут и восторжествуют, ранее поверженные в прахе. Земля отдаст мертвецов после того, как ощутит на себе оживляющую росу Твою».
В Священном Писании неоднократно говорится о воскрешении мертвых
- Пророк Даниил предсказывал: «Мертвые восстанут: одни, чтобы обрести вечную славу, блаженство и покой, другие же воспримут своим естеством осуждение за грехи, посрамление и великие страдания, соответствующие их личному выбору. Праведные и разумные воссияют словно солнца, неразумные — погрязнут во мраке».
- Сам Спаситель неоднократно высказывался об этом, он пророчествовал о наступлении того времени, когда мертвые услышат голос Господа, призывающего их к Себе. Через божественную силу останки воссоединятся, примут соответствующую форму и обретут жизнь. Воскресшие разделятся: одни пойдут к Богу, другие — на осуждение адскими муками.
- Христос также советует совершать Таинство Причащения, потребляя хлеб (плоть Сына) и вино (кровь). Эти люди будут восстановлены в вечном торжестве единства с Богом. Спаситель отвечал саддукеям: «Заблуждаетесь, если не знаете могущества Бога и Священных Писаний, для мертвых (то есть отступников) нет Господа, Он есть для живых (праведных).
Цель первого пришествия Христа состояла в том, чтобы указать человечеству на вечную жизнь. Бог настолько любит свое творение, что не пожалел отдать Своего Сына для того, чтобы всякий узнал о вечности и не погиб в грехе.
Важно! Истина воскресения для апостолов никогда не ставилась под сомнения, они доказывали её посредством тесной связи с восстанием из гроба самого Спасителя. Сын Божий, по словам его учеников, стал первенцем воскресения. Они добавляли: «Все умирают через Адама (грехопадение), оживают во Христе (вера в Бога)».
Мнения святителей
Преподобный Иоанн отмечал: «Существа восстанут во плоти, с костями, с мышцами, волосами и пребудут такими всегда, только озаряться они будут ярким светом, которого раньше не было. Воскресшие праведники совершенно освободятся от изнеможений, всяческих болезней, материальных потребностей. В подобных телах станет преобладать духовность, небесное блаженство, жизнь в этих оболочках будет похожа на бытие бесплотных ангелов.
Святитель И. Златоуст отмечает, что смерть должно рассматривать с двоякой позиции, поэтому и восстание из мертвых становится двояким. Изначально человек воскресает от греховности, ибо восстанавливается вместе с Господом посредством Крещения. Соединяясь с Богом, мы приходим в истинную жизнь. Второе же воскресение есть возвращение нам физического тела.
Надежда христианина на вечную жизнь основана на вере в воскресение Иисуса Христа
Преподобный Симеон делает познавательное сравнение, он говорит: «Как тело без души нельзя назвать живым, так и душа до того времени будет мертвой, пока не войдет в неизреченное единение с бесконечно могущественным, милосердным и блаженным Единым Господом, которого только и можно назвать Истиной, Жизнью, Всем Сущим.
Мнение И. Дамаскина
Великий христианский богослов не сомневается в наступлении дня, когда мертвые восстанут из своих могил. Он называет воскресение вторичным восстановление падшего. Однако душа никогда не умирает, смерть — только разделение её с телесной оболочкой. Бог имеет силу как оживить изначальное семя при зачатии, так и восстановить уже сформировавшуюся оболочку, разложившуюся во прах.
И. Дамаскин утверждает: если отрицать воскресение, приходится отказываться и от Бога, и от Его Промысла, но ссылаться на случайность и беспорядок. Господь наглядно продемонстрировал могущество: изначально он воскресил Лазаря, тело которого пролежало четыре дня и начало тлеть. Всевышний восстановил телесную оболочку праведника вместе с душой. Так Бог доказал, что воскресение возможно.
Интересно! Преподобный настаивает, что восстание Христа является воссоединением души и телесной оболочки, которые неразлучны.
Спаситель просил апостолов, думающих, что они лицезреют духа, дотронуться до Его. Об этом говорится в Священном Писании, поэтому идея воскрешения мертвецов считается достоверной.
Во время второго пришествия случится восстановление, оживление умерших. Господь дарует всем существам тела и души, праведников Он восстановить ради жизни истинной, а грешников — для осуждения и страдания. Цель восстания из мертвых — демонстрация истинного пути к Царствию Божьему. В Священных Писаниях этот факт не подвергается сомнению и рассматривается как необходимый.
Воскресение мертвых и будущая жизнь
ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ
Тема В. м. для св. отцов и учителей Церкви была настолько значима, что многие из них посвящали ей специальные сочинения (Афинагор; Тертуллиан; Климент Александрийский; Ориген; свт. Мефодий, еп. Патарский; прп. Ефрем Сирин и др.). Эта тема появляется уже в Дидахе, где первые христиане исповедуют бессмертие, открывшееся через Иисуса Христа (ср.: Didache. 10), и В. м. Последнее, согласно этому памятнику, не будет всеобщим; его автор утверждает, что оно совершится, «но не для всех, а как сказано: придет Господь и все святые с Ним» (Ibid. 16), по-видимому полагая, что воскресшими и будут только «все святые».
Для свт. Климента, еп. Римского, признание В. м. это не только проявление веры в Божественное чудо, но и результат наблюдений над окружающим миром, в к-ром имеет место «воскресение, совершающееся во всякое время». «День и ночь представляют нам воскресение; …великая сила Промысла Господня воскрешает» в виде нового урожая посеянные семена (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 24); «посредством птицы» (имеется в виду легендарная птица феникс, воскресающая через каждые 500 лет) Господь «открывает» Свое обещание о В. м. (Idem. 25-26). Из слов свт. Климента «Творец всего воскресит тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему» (Ibidem), трудно сделать заключение, отрицал ли рим. епископ всеобщее В. м. или же говорил в данном случае только о «воскресении жизни», не упоминая о «воскресении осуждения» (Ин 5. 29). Во 2-м Послании к Коринфянам, приписываемом свт. Клименту, всеобщее В. м. признается. «Никто из вас,- замечает автор послания,- не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет» (Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 9).
Защищая христ. учение о В. м., древние апологеты прежде всего обращали внимание на природу души человека. Душа сотворена Богом, указывали они, и как таковая не может иметь природное бессмертие. «Не следует называть (ее.- М. И.)… бессмертной,- говорит мч. Иустину Философу встретившийся ему христианин,- ибо если она бессмертна, то и безначальна» (Iust. Martyr. Dial. 5). Христианин рассуждает в категориях эллинской философии, для к-рой бессмертие души означало ее вечность, несотворенность и даже божественность. Существовать бесконечно, вечно «предсуществовать» способно только то, что не имеет ни начала, ни конца. Креационистское понимание происхождения мира входило в противоречие с умозаключением языческой философии, поэтому христианство в лице апологетов отказалось от такого понимания бессмертия. Душа не имеет источника жизни в самой себе, она несамодостаточна. «Сама по себе», замечает Татиан, «душа… не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем, она может и не умирать» (Tat. Contr. graec. 13). Последнее замечание Татиана показывает, что христиане отвергают лишь «эллинское бессмертие», т. е. бессмертие по природе, и признают бессмертие по благодати, даруемое Источником жизни, т. е. Богом. Душа не обладает свойством бессмертия; она, по мысли сщмч. Иринея Лионского, участвует в жизни, к-рую дарует ей Бог (Iren. Adv. haer. II 34). Эллинистическое понимание бессмертия настолько далеко отстоит от христ. учения о В. м., что находящиеся под его влиянием, согласно св. Иустину, не могут даже называться христианами. «Если,- пишет он,- вы встретитесь с такими людьми, которые… не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами» (Iust. Martyr. Dial. 80). О бессмертии и воскресении человека вообще нельзя говорить, имея в виду только его душу или только его тело. «Если же ни та (душа.- М. И.), ни другое (тело.- М. И.) в отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее из соединения той и другого, называется человеком, а Бог призвал человека к жизни и воскресению, то,- как замечает неизвестный автор трактата «О воскресении», приписываемого св. Иустину,- Он призвал не часть, но целое, т. е. душу и тело. Ибо не нелепо ли, тогда как та и другое в бытии своем связаны воедино, сохранять одну, а другое — нет» (Iust. Martyr. De resurrect. 8). Поскольку Бог, по мысли Афинагора Афинского, «самостоятельное бытие и жизнь» даровал целому человеку, а не «природе души самой по себе (и не) природе тела отдельно», то после смерти человек прекращает свое существование как личность, «а таким пребывать ему невозможно, если не воскреснет» (Athenag. De resurrect. 15).
Автор трактата «О воскресении» выделяет 3 основных аргумента совр. ему противников телесного В. м.: 1) невозможно ни собрать, ни вернуть к жизни тело умершего человека, превратившееся в прах и развеянное по лицу земли; 2) к тому же в этом нет никакой необходимости, т. к. это тело всего лишь земная персть, оскверненная и запятнанная грехами, и восстанавливать ее было бы недостойно для Бога; 3) учение о телесном В. м. противоречит Евангелию, в к-ром состояние воскресших описывается как состояние ангельское. Последовательно опровергая эти аргументы, автор трактата прежде всего указывает на Божественное всемогущество, благодаря к-рому человек сотворен «из ничего». При этом он обличает своих оппонентов, используя даже языческие представления о «величии силы богов» (Iust. Martyr. De resurrect. 5). Несостоятельность 2-го аргумента он доказывает посредством учения о творении и искуплении. Достоинство человеческого тела весьма высоко, т. к. последнее появляется в Божественном творческом акте и для его создания Сам Бог использует «прах земной». При этом Творец уподобляется автором трактата художнику, «произведение» к-рого если и разрушится, то может быть им снова восстановлено из того же вещества, из к-рого было сделано первое «изображение» (Iust. Martyr. De resurrect. 6-9). Что же касается ангельского состояния воскресшей природы, пребывая в к-ром люди «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф 22. 30), то его не следует считать неестественным или неосуществимым. В подобном состоянии пребывал Сам Христос и все те, кто вели девственную жизнь (Iust. Martyr. De resurrect. 3). В ходе дискуссии со своими оппонентами автор трактата с гневом отвергает их иронические реплики: «Значит если восстанет плоть, то восстанет такою же, какою умрет: если умрет кто с одним глазом, то и восстанет одноглазым; хромой хромым… О, поистине ослепшие очами сердца! Разве не видели они, что на земле слепые прозревали, хромые ходили по Его (Иисуса Христа.- М. И.) слову? Все это делал Спаситель, во-первых, для того, чтобы исполнилось сказанное о Нем чрез пророков: «Слепые прозирают, глухие слышат» и проч. (Ис 35. 5); во-вторых, для удостоверения, что при воскресении плоть восстанет всецелою…» (Iust. Martyr. De resurrect. 4). Одну из причин неверия в В. м. автор трактата усматривает в том, что его оппоненты «еще не видели воскресшего мертвеца» (Iust. Martyr. De resurrect. 18). Он пытается рассеять это неверие следующим способом: предположим, рассуждает он, что «мы не существовали бы в теле и кто-нибудь стал бы говорить нам, что из малой капли человеческого семени могут образоваться» новые тела. Разве, вопрошает он, мы могли бы этому поверить? Нечто подобное происходит и с человеческими телами, погребенными в землю, «подобно семенам»; они «могут по Божьему повелению в свое время воскреснуть и облечься в нетление» (Ibidem).
Свою веру в телесное В. м. апологет Татиан противопоставляет вере стоиков в периодическое возвращение мира и человека к их первоначальному состоянию. Для него не существует никаких препятствий к В. м. Если тело даже сгорит в огне, или погибнет в морской пучине, или его растерзают звери, оно сохраняется «в сокровищнице богатого Господа». «Царь Бог, когда захочет, восстановит в прежнем состоянии сущность, которая видима для Него Одного»,- заключает Татиан (Tat. Contr. graec. 6), хотя и не объясняет, что представляет собой «сущность» умершего тела и как он понимает восстановление этого тела «в прежнем состоянии».
Как бы продолжая рассуждения Татиана, Афинагор Афинский задается более сложным, чем Татиан, вопросом: если звери, растерзавшие человека и съевшие его, сами впосл. будут употреблены в пищу др. людьми или если имеют место случаи людоедства, какими будут воскресшие тела этих людей? Ответ Афинагора представляется спорным. Апологет считает, что тело человека, непосредственно или посредством употребленных в пищу животных попадающее в организм др. человека, с последним никогда субстанциально не соединяется, не усваивается и отторгается тем или иным образом (Athenag. De resurrect. 4-7), потому что Творцом человеческие тела «не назначены в пищу ни одному животному», а тем более — человеку. Им «по достоинству природы определена могила только на земле», а не в организмах живых существ (Ibid. 8). «Тела людей,- заключает Афинагор,- никогда не могут соединиться с подобными им телами, для к-рых эта пища противоестественна, хотя нередко проходит чрез их чрево по какому-нибудь ужасному несчастью» (Ibidem). Афинский апологет, так же как и автор трактата «О воскресении», опровергает доводы тех, кто считал, что Бог не сможет или не захочет воскрешать тела умерших людей, подчеркивая при этом, что человек создан для вечности и что смерть не может стать для нее препятствием (Ibid. 2-3, 10, 13). Рассматривая человеческие деяния через призму Божественной справедливости, Афинагор отмечает, что при жизни людей этим деяниям не всегда соответствует адекватное воздаяние. Наблюдения приводят его к выводу о необходимости В. м., всеобщего суда и последующей вечной жизни, в к-рой человек пожнет то, что посеял в своей земной жизни (Ibid. 19). Еще одним доводом в пользу В. м. для Афинагора служит единство духовно-телесной природы человека. Он много рассуждает о том, как состояние и проявление тела человека влияют на его душу, а его духовное состояние сказывается на его внешнем поведении (Ibid. 18, 21-23); поэтому было бы несправедливо возлагать ответственность за прожитую человеком жизнь и совершенные им поступки только на его душу. «Если будут награждены добрые дела,- пишет Афинагор,- то, очевидно, будет оказана несправедливость в отношении к телу, которое участвовало с душой в трудах при совершении добра и не участвует в награде за добрые дела… Когда (же) будут судимы согрешения, не соблюдется правосудие в отношении к душе, если она одна подвергнется наказанию за те грехи, которые она совершила, подвигнутая телом и увлеченная его стремлениями или движениями…» (Ibid. 21). Следов., заключает апологет, человек должен воскреснуть и предстать на суд как духовно-телесное существо.
Свт. Феофил Антиохийский сравнивает человека с сосудом, в к-ром обнаружен «какой-либо недостаток»; такой сосуд «отливается заново или переделывается». «Так бывает и с человеком чрез смерть; ибо он некоторым образом разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, т. е. чистым, праведным и бессмертным» (Theoph. Antioch. Ad Autol. II 26).
Не следует думать, отмечает Минуций Феликс, что тело, после смерти человека обращающееся «в пыль или влагу, в пепел или пар, исчезает» бесследно, «Бог сохраняет его элементы». Продолжая эту тему, автор «Октавия» одним из первых в христ. лит-ре затрагивает проблему кремации человеческих тел. Христиане, верящие в силу Божию, сохраняющую «элементы» этих тел до всеобщего В. м., не боятся «какого-либо вреда от сожигания покойников». Против кремации они выступают по др. причине — потому что придерживаются «древнего и лучшего обычая погребать умерших в землю» (Min. Fel. Octavius. 34). Минуций Феликс, продолжая апологетическую традицию, отмечает, что «вся природа, к нашему утешению, внушает мысль о будущем воскресении». Что же касается признания факта В. м., то здесь он приводит удивительное свидетельство тому, что в его время «очень многие» проявляли не столько неверие в воскресение, сколько нежелание личного участия в нем, ибо по причине их безнравственной жизни «им приятнее совершенно уничтожиться, чем воскреснуть для мучений» (Ibidem).
Аналогичные случаи были известны и свт. Иринею Лионскому. Он знал еретиков, к-рые не хотели бы воскресать. Однако, «хотя (они) и не желают, они воскреснут во плоти, чтобы признать силу Того, Кто воздвигает их из мертвых. Но они не причтутся с праведными…» (Iren. Adv. haer. I 22. 1). Во 2-й кн. «Против ересей» свт. Ириней показывает несостоятельность античной идеи «вечного возвращения», исключающей возможность буд. телесного В. м. (Ibid. II 14. 4). Такую возможность открывает второй Адам, возглавивший человеческий род и соделавший «в Себе Самом начатки воскресения человека» (Ibid. III 19. 3), потому что человеческое тело не обладает способностью к самовоскрешению. «Тела наши восстают не по существу своему, но силою Божиею» (Ibid. V 6. 2). Эта сила проявляет себя как жизнь, к-рая, согласно свт. Иринею, несомненно сильнее смерти: «Ибо если смерть умертвила, то почему жизнь своим пришествием не оживотворит человека?» (Ibid. V 12. 1). Доводом в пользу телесного В. м. для свт. Иринея служит и сам факт телесного воскресения Иисуса Христа. Если бы христианство с презрением относилось к человеческому телу и исповедовало, как язычество, лишь бессмертие души, то Христос «не воскрес бы в третий день, но умершим на Кресте, тотчас вознесся бы, оставив тело земле» (Ibid. V 31. 1). Признавая всеобщее В. м., свт. Ириней, однако, полагал, что оно не будет одновременным. Сначала воскреснут праведники, к-рые будут царствовать на земле со Христом; когда этот период закончится, воскреснут все остальные (Ibid. V 34. 2; 35. 1).
Детальное изложение рассматриваемой темы содержится в полемическом сочинении Тертуллиана «О воскресении плоти». Его автор не оставляет без внимания ни одной проблемы, связанной с В. м., делая при этом целый ряд выводов, совпадающих с выводами предшествующих отцов. Во время одной из полемических дискуссий Тертуллиан воспользовался распространенным в его время доказательством в пользу В. м., основанным на высоком достоинстве человека, сотворенного Самим Богом. В ответ он услышал возражение: «И мир есть дело Бога, и однако «образ мира сего», по свидетельству апостола, «проходит» (ср.: 1 Кор 7. 31), а восстановление мира не обещано» (Tertull. De resurr. 5). «Если вселенная… не будет восстановлена», то восстановление человека как части вселенной теряет всякий смысл (Ibidem). Это возражение Тертуллиан пытается опровергнуть с помощью учения о человеке, хотя и части вселенной, однако такой, к-рая не «одинакова с целым». Вселенная лишь «служанка» человека; последний же, «как ее владыка, создан Господом (a Domino) так, чтобы мог быть ее господином (dominus)» (Ibidem). Трудно сказать, почему в своем опровержении Тертуллиан не использовал и христ. учение о мире, в к-ром живет человек. Утверждая, что «восстановление мира не обещано», его оппонент был не прав. Такое обещание в христианстве имеется. Ап. Павел свидетельствует, «что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8. 21). Тогда, по кн. Откровение, появятся «новое небо и новая земля» (Откр 21. 1), к-рые, согласно терминологии оппонента Тертуллиана, как раз и будут представлять собой «восстановленную вселенную». Оригинальным является представление Тертуллиана о человеческом теле как о «якоре спасения», достойном и воскресения, и всяческого прославления. Антропология Тертуллиана определяет для тела не только служебную роль: оно само по себе «счастливо и достославно», если «борется», «томится», «истребляется смертельными муками, горя желанием умереть за Христа, как и Он умер за него», если по воскресении «может явиться пред лицом Христа Господа» (Tertull. De resurr. 8). Этому не противоречат слова ап. Павла: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», «ибо у плоти и крови отрицается не воскресение, а Царство Божие», причем у таких «плоти и крови», к-рые при жизни не облеклись во Христа (1 Кор 15. 50-51). В трактате Тертуллиан выступает также против тех, кто выражение «воскреснуть из мертвых» понимал как иносказание, с помощью к-рого описывается состояние человека, познавшего Бога или истину (Tertull. De resurr. 19, 22).
Позиция, занятая в вопросе о В. м. Оригеном, спорна и неоднозначна. Признавая фактическую сторону этого события и отстаивая ее в полемике с язычниками, он ссылается на повествования языческих философов Платона об Эре, ожившем через 12 дней после смерти и рассказавшем о том, что он видел в преисподней, и Гераклида «о бездыханной женщине», также вернувшейся к жизни (Orig. Contra Cels. II 16). Одновременно александрийский учитель выступает против тех, кто в Свящ. Писании ошибочно усматривал свидетельства против воскресения порочных людей (Orig. In Ps. 1).
Высказывания Оригена о природе воскресших тел нелегко поддаются обобщению. С одной стороны, он признает, «что смерть производит только изменение тела; субстанция же его, конечно, продолжает существовать и по воле Творца в свое время снова будет восстановлена к жизни» (Orig. De princip. III 6. 5). В др. месте он пишет: «Если нам необходимо (после воскресения.- М. И.) быть в телах (а это, конечно, необходимо), то мы должны находиться не в иных телах, но именно в наших» (Ibid. II 10. 1). При этом Ориген выступает с резкой критикой сторонников буквального понимания Свящ. Писания, полагавших, что воскресшие тела не будут «лишены способности есть, пить и делать все, что свойственно плоти и крови», и даже вступать в брак и рожать детей (Ibid. II 11. 2). С др. стороны, он высказывает предположение, согласно к-рому воскресшие тела должны претерпеть существенную трансформацию. Необходимость в ней будет вызвана тем, что эти тела окажутся в принципиально новых условиях существования. В земной жизни, рассуждает Ориген, тела полностью соответствовали тем условиям, в к-рых они находились. Если бы у людей возникла необходимость стать водными существами, то у них появились бы тела, «свойственные рыбам». Точно так же «и намеревающиеся наследовать небесное царство и жить в отличных от нынешнего местах необходимо должны пользоваться духовными телами (ἀναγκαῖον χρῆσθαι σώμασι πνευματικοῖς)» (Orig. In Ps. 1 // PG. 12. Col. 1093).
В трактате «Против Цельса» эти тела Ориген называет «небесными» (Orig. Contra Cels. VII 32). Субстанция этих тел «не исчезает и не уничтожается, хотя она уже никогда не станет тем, чем была раньше» (Orig. De resurrect. // PG. 11. Col. 97). Для объяснения того, как смертное тело трансформируется в тело воскресшее, Ориген прибегает к понятию, выражаемому греч. термином εἶδος. Этим словом он обозначает некий облик, благодаря к-рому сохраняется индивидуальное тождество тела как при жизни, когда в теле происходит непрерывный обмен веществ, постоянно его изменяющий, так и после смерти, когда тело распадается на составные части. Εἶδος устойчив в потоке происходящего в организме вещественного обмена; порожденный живительной силой, заключенной в человеческом семени (как и в любом др. семени), он сохраняется и после смерти, чтобы в момент В. м. проявить свое зиждительное действие. В результате этого действия появится тело, подобное эфирным телам небесных ангелов, излучающим яркий свет (ὁποῖά ἐστι τὰ τῶν ἀγγέλων σώματα, αἰθέρια καὶ αὐγοειδὲς φῶς — Orig. In Matth. XVII 30). При этом оно уже не будет зримо, осязаемо и даже приобретет способность «изменяться в соответствии с местом, в котором будет пребывать» (Orig. De resurrect. // PG. 11. Col. 98).
Главным оппонентом Оригена в обсуждаемом вопросе выступил сщмч. Мефодий Патарский. Он подверг критике как само понятие эйдоса, так и его способность сохранять индивидуальное тождество человека и непрерывность его существования. Попытка Оригена усмотреть «облик» воскресших тел в явившихся на Фаворе Моисее и Илии для сщмч. Мефодия неубедительна, т. к. «и Моисей, и Илия являлись апостолам, имея не плоть, а только вид» (Method. Olymp. De resurrect.). Кроме того, явление этих пророков имело место до их воскресения и до воскресения Иисуса Христа, «преобразившего» «уничиженное тело» человека в «тело славы» (ср.: Флп 3. 21). Поскольку «нумерическое тождество материального состава» (Флоровский. 1998. С. 429) после воскресения, как полагал Ориген, не сохраняется, «необходимо следует,- заключает сщмч. Мефодий,- что воскресение будет состоять только (в воскресении) одного вида… имеющего отпечатлеться в духовном теле» (Method. Olymp. De resurrect.). Но как в таком случае может воскреснуть вид, риторически вопрошает святитель Патарский, «который никогда не отпадает»? (Ibidem). Самым сильным аргументом против взглядов Оригена для сщмч. Мефодия является Воплощение и Воскресение Иисуса Христа. Христос для того и воплотился, «и носил плоть», чтобы ее спасти и воскресить, а не избавиться от нее. Объясняя апостольский текст «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 15. 49), сщмч. Мефодий замечает: «Если же кто вздумает назвать перстным образом самую плоть, а небесным образом другое духовное тело кроме плоти, тот пусть наперед подумает, что Христос, небесный человек… носил члены того же вида, одинаковый образ и одинаковую плоть с нашею… Если бы Он принял плоть не для освобождения и воскресения плоти, то для чего Он напрасно и носил плоть, которой не намеревался ни спасти, ни воскресить? Но Сын Божий не делает ничего напрасно» (Ibidem).
Свт. Василий Великий в сочинениях неоднократно упоминает о В. м. При этом он в основном обобщает и повторяет то, что было высказано на эту тему предшествующими отцами Церкви. На вопрос о природе «тела воскресения» Каппадокийский святитель отвечает: «Во время воскресения мы воспримем плоть, ни смерти подлежащую, ни греху подверженную» (μήτε ὑπόδικον Θανάτω, μήτε ὑπεύθυνον ἁμαρτία — Basil. Magn. Ep. 261. 3).
Свт. Григорий Богослов, специально не занимавшийся вопросами эсхатологии, о всеобщем В. м. пишет мало, прежде всего критикуя сторонников учения о переселении душ, отрицавших всеобщее В. м. Для свт. Григория их учение — «пустая книжная забава», а его адепты — недалекие люди, потому что «они то облачают душу, как человека в одежды, то неприлично разоблачают ее, напрасно утруждая себя, вертя колесо злочестивого Иксиона, и заставляют ее быть то зверем, то растением, то человеком, то птицей, то змеей, то собакой, то рыбой, а иногда тем и другим дважды, если так повернется колесо» (Greg. Nazianz. Carm. dogm. // PG. 37. Col. 449A). В. м., по свт. Григорию, будет «мгновенным» (πᾶν τὸ πλάσμα συνάγουσα ἐν βραχεῖ τῷ πλάστῃ — Idem. Or. 40 // PG. 36. Col. 361А); «последний день по Божественному мановению соберет всех вместе от концов земли, даже если кто-то был обращен в прах или лишился членов в болезни» (εἴ που καὶ σποδιή τις, ὀλωλότα θ᾿ἅψεα νούσῳ — Idem. Carm. De se ipso. // PG. 37. Col. 1А). Свт. Григорий не объясняет, каким образом душа соединится с телом, потому что, как он отмечает, это известно только Богу, их соединившему и разлучившему (τρόπον ὃν οἶδεν ὁ ταῦτα συνδήσας καὶ διαλύσας Θεός — Or. 7. 21 // PG. 35. Col. 784А).
Позиция, занятая в вопросе о В. м. свт. Григорием Нисским, учитывает все многообразие взглядов по этому вопросу и является, по выражению прот. Георгия Флоровского, «эсхатологическим синтезом». Основное внимание в этом «синтезе» обращено на анастасические взгляды Оригена и его оппонента сщмч. Мефодия Олимпийского. Свт. Григорий, как отмечает Флоровский, «старается соединить оба воззрения, совместить «правду» Оригена с «правдой» Мефодия» (Флоровский. 1998. С. 430-431). Как и Ориген, он пользуется понятием эйдоса, однако в отличие от александрийского учителя признает тождество элементов, входящих в состав смертного и воскресшего тел. В противном случае, замечает свт. Григорий, пришлось бы говорить не о воскресении, а о создании нового человека. После смерти тело не уничтожается, а разлагается. Его уничтожение означало бы превращение в ничто, а разложение есть разрешение опять на те стихии мира, из к-рых оно состояло (ср.: Greg. Nyss. Or. catech. 8; idem. Dial. de anima et resurr. // PG. 46. Col. 76). Смешиваясь со стихиями, элементы разложившегося тела не «обезличиваются», но несут в себе знаки своей прежней принадлежности к телу. Аналогичное явление наблюдается и при жизни человека, когда его «тело изменяется возрастанием и умалением… Остается же при всякой перемене непреложным в самом себе отличительный вид, не утрачивающий однажды навсегда положенных на него природой знаков, но при всех переменах в теле показывающий в себе собственные свои признаки» (Greg. Nyss. De hom. opif. 27). Нечто подобное можно наблюдать и в окружающей действительности. Так «привычка животного к дому» позволяет ему возвратиться из стада к своему хозяину, а «ртуть, пролитая из сосуда… разделившись на мелкие шарики, рассыпается по земле, не смешиваясь ни с чем», благодаря чему может быть легко снова собрана в сосуд. В свою очередь и в душе, «подобно оттиску печати», сохраняется «отличительный вид» «и по отрешении от тела остаются некоторые знаки нашего соединения», т. е. соединения души и тела, к-рое имело место при жизни человека. Благодаря этому, напр., евангельские Лазарь и богач узнали друг друга после своей смерти, хотя тела их были погребены в могиле (Ibidem). В момент В. м. по «знакам соединения» душа распознает элементы своего тела и соединится с ними. Однако это соединение не будет возвращением человека к своей прежней духовно-телесной природе. Тогда произойдет восстановление человека «в первоначальное состояние» (ср.: Μηδὲν ἕτερον εἶναι ἀνάστασιν, ἢ τὴν εἰς τὸ ἀρχαῖον τῆς φύσεως ἡμῶν ἀποκατάστασιν — Greg. Nyss. Dial. de anima et resurr. // PG. 46. Col. 156) и возведение его «в первоначальную благодать» (πρὸς τὴν ἐξ ἀρχῆς ἐπανάγοντος χάριν — Greg. Nyss. Or. catech. 8). Интерпретируя текст Быт 3. 21, свт. Григорий замечает: «Мы совлечемся этого мертвенного и гнусного хитона, наложенного на нас из кож бессловесных животных (а слыша о коже, думаю разуметь наружность бессловесного естества, в к-рую облеклись мы, освоившись со страстью); тогда все, что было на нас из кожи бессловесных, свергнем с себя при совлечении хитона. А воспринятое нами от кожи бессловесных — это плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное прихождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть» (Greg. Nyss. Dial. de anima et resurr. // PG. 46. Col. 148). Используя традиц. апостольский и святоотеческий образ зерна и колоса, Нисский святитель отмечает, что «первым колосом был первый человек Адам», однако впосл. он, а вместе с ним и мы были «засушены зноем порока» и рассыпались на отдельные «голые» зерна. Однако «земля, приняв нас, разложенных смертью, в весну воскресения, это голое зерно тела снова покажет колосом добророслым, ветвистым, прямым и простирающимся в небесную высоту… украшенным нетлением и прочими боголепными признаками» (Ibid. // PG. 46. Col. 157). К этим признакам свт. Григорий относит также «славу», «честь», «силу», указывая при этом, что тело само по себе не обладает ими; они «принадлежат собственно Божию естеству» и были дарованы человеку как носителю Божественного образа в акте творения (Ibidem).
Эсхатологические беседы свт. Иоанна Златоуста, в т. ч. и его проповеди о Втором пришествии Иисуса Христа и всеобщем В. м., носят пастырский характер. Значение веры в В. м., по мнению святителя, трудно переоценить: она делает осмысленной по существу всю земную жизнь человека; она наполняет ее «спокойствием и миром», воспитывает у человека ответственное отношение к его делам, совершаемым под знаком вечности, помогает побеждать чувство безысходности, порождаемое суетностью и тленностью окружающего мира. Отсутствие же такой веры лишает человека побудительных причин к нравственному образу жизни и к борьбе со злом (Ioan. Chrysost. De resurrect. 1; ср.: Idem. In Ep. 1 ad Cor. 17. 3).
Аналогичные взгляды высказывает и блж. Августин. В отличие от свт. Григория Нисского, усматривавшего в воскресших телах их «первоначальное состояние», он верит в бóльшую духовность этих тел, к-рые уже не будут нуждаться в вещественной пище, поскольку воскресшая плоть «не будет не только такою, какою бывает теперь даже при самом лучшем состоянии здоровья, но даже и такою, какою была в первых людях до грехопадения. Хотя они и не умерли бы, если бы не согрешили, тем не менее как люди, они пользовались пищею, потому что имели пока не духовные, а одушевленные земные тела» (Aug. De civ. Dei. XIII 20). Продолжая мысль блж. Иеронима о сохранении воскресшими телами половых признаков, блж. Августин отмечает, что эти тела освободятся лишь от «недостатков», порожденных грехом. Само же различие полов «есть не недостаток, а природа» (Ibid. XXII 17). Как «недостаток» будет преодолена похоть, так что половые признаки будут служить поводом не к «соитию и рождению», а к прославлению «новой красоты» человеческого тела (Ibidem). Относительно возраста воскресших тел блж. Августин допускал разные предположения. Он не оспаривал ни мнения о том, что возраст воскресших людей будет таким же, как у Иисуса Христа, ни то, что все люди воскреснут в том же возрасте, в каком они умерли (Ibid. XXII 15-20).