Содержание
Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 15-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 97 зач., 24, 1–13
Тогда приступили к Иисусу ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
«Приступили к Иисусу ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». Этот стих Евангелия следует сразу же после обличения Господом религиозных вождей Израиля, Его плача над Иерусалимом и уходом из Храма, в который Он больше никогда не возвратится. Его гневный, восьмикратно произнесенный приговор: «Горе вам» был как раскаты грома и «се, оставляется дом ваш пуст» – как удар молнии. Но, выйдя, ученики не могли сдержать восхищения перед великолепием Храма. Господь обращается к ним со словами, которые ясно показывают, что то, что Он говорил в Храме, не должно быть забыто. «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».
Иерусалимский Храм был выдающимся явлением зодчества в древнем мире. Он был построен из белого мрамора и обложен золотом. Он так сиял на солнце, что на него с трудом можно было смотреть. У паломников, восходящих на Сионскую гору, он вызывал священный трепет и благоговение. Как были высечены и подняты на высоту эти колоссальных размеров камни, каждый весом в сто тонн, – остается загадкой для современных исследователей. И ученики – в большинстве своем простые галилейские рыбаки – не могли не быть потрясены величием Храма.
Но Господь говорит им о скором и полном его разрушении, ибо наступает конец всему, что освящается этим Храмом. Время созидаться новому Храму из живых камней. Народ Божий будет Храмом Божия присутствия в мире, где бы он ни собирался. И ученики, естественно, задают вопрос: «Когда это будет?» Вернее, на горе Елеонской они приступают ко Господу с тремя вопросами: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»
Господь отвечает, но в Евангелии не сказано, в каком порядке. По всей видимости, Он начинает с последнего вопроса. Христос дает новое видение глубинного смысла истории. Трудность для учеников заключается в том, что Господь говорит одновременно о самых близких и о самых далеких событиях – о скором разрушении Иерусалима и о конце мира. Еще труднее для них увидеть будущее пришествие Сына Человеческого как завершение Его искупительного служения, которое должно совершиться уже через несколько дней в Распятии и Воскресении. Нам раскрывается непостижимое вечное присутствие со Своей Церковью Бога, ведущего человечество ко спасению. Потому нельзя смешивать скорое разрушение Иерусалима с Последним Судом в далеком будущем. Грозные катаклизмы, такие как войны, землетрясения и голод, ученики так же не должны принимать за признаки конца мира. Эти события – только родовые муки близящегося Царства Небесного.
Христос начинает с предупреждения: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Они ждут, что Он скажет им, когда это будет, – откроет им этот секрет, но Господь сдерживает их любопытство: «Что вам до этого?» Исполняйте свой долг, следуйте за Мной и не поддавайтесь соблазнам уклониться от истины. Соблазнители – более опасные враги, чем гонители. Трижды в этом Своем ответе Господь говорит о появлении лжепророков. Праведно будет со стороны милостивого Бога попустить уловление в сети лжепророков тех, кто убивал истинных пророков. А те, кто распинал истинного Мессию, будут обмануты и погублены лжехристами и антихристами. Эти соблазны станут испытанием для учеников Христовых в верности своему Господу, с тем, чтобы явились достойнейшие.
Сатана действует большей частью обманом, являясь под видом ангела света. Под прикрытием величайшего добра часто действует величайшее зло. Лжепророки будут изображать, что говорят по божественному вдохновению, но это все будет ложь. Такими обманщиками явятся ересиархи. Соблазнители в Церкви – опасней всего, потому что они менее всего подозреваемы. Один предатель в осаждаемой крепости может причинить больше вреда, чем тысячи заклятых врагов. В наше время мы все стали свидетелями, каким грандиозным может быть предательство, и какую разрушительную работу оно может производить. Господь говорит, что многие лжехристы придут под именем Христовым, присваивая себе это единственное Имя и говоря: «Я Христос». Это произойдет, когда бедствия будут столь велики, что люди будут искать избавления от них любой ценой. А сатана воспользуется этим для обмана. Врагу будет попущено преуспеть: «и многих прельстят». Диавол и его слуги зайдут далеко в обмане душ человеческих. Немногие найдут узкие врата, но многие предпочтут широкий путь.
Господь говорит о гонениях на Церковь, об общем отступничестве от веры, и как следствие этого – нравственном распаде в мире. Крестный путь Церкви обозначится с невиданной силой. Узы и темницы ждут учеников Христовых, их будут предавать на мучения и убивать. И они будут «ненавидимы всеми народами» за имя Христово, как и раньше Он говорил им. Мир, отвергающий Бога, замешан на квасе вражды и злобы по отношению к христианам. Что мы можем ждать от этого мира, когда к лучшим из людей он нередко относится наихудшим образом? Сколько мучеников и исповедников Христовых произвел недавно этот мир, и какие еще испытания ждут Церковь в будущем! Но кровь мучеников – семя и крепость Церкви. Для них не может большего утешения, чем сознание, что они ненавидимы за имя Христово.
И Господь говорит о соблазне Креста для многих. Когда исповедание истины начинает дорого стоить, «тогда соблазнятся многие» и отпадут от веры. Нет ничего нового в том (хотя это никогда невозможно понять), что однажды познавшие путь правды оставляют его. Времена испытаний отсеивают многих, и среди бури нередко падают те, кто твердо стоял среди ясной погоды. И Господь снова говорит о предательстве. Те, кто отступит от верности Христу, будут предавать тех, кто хранит ее. Из числа отступников обыкновенно выходят самые жестокие гонители. Времена гонений обнажают все. Волки в овечьих шкурах сбрасывают маски, и являются перед всеми как волки.
«И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Хотя мир всегда лежит во зле, но бывают времена, когда беззаконие умножается. Так было во времена безбожного коммунизма, но атеизм на наших глазах сменяется сатанизмом. Охлаждение любви – следствие умножения беззакония. Подлинное благочестие, сутью которого является любовь ко Христу, будет встречаться крайне редко. И многие, именующие себя христианами, охладеют в своей вере – в то время как враги Церкви покажут, насколько они горячи в своем нечестии. Там, где нет любви ко Христу, не может быть и братской любви друг ко другу. Когда нечестие умножается – соблазняющее других, гонящее истину нечестие – благодать любви друг ко другу во многих охладевает.
Однако Господь не говорит, что любовь охладеет во всех, но только во многих. В худшие времена Бог сохраняет остаток верных, ревнующих по истине, как это было во дни Илии, когда пророку казалось, что он остался один. И хотя эта любовь охладеет во многих, она не умрет. Пройдет зима, и жизнь, таящаяся в корнях, явит себя.
«Претерпевший же до конца спасется», – говорит Христос. В этих словах – великое утешение для нас. Хотя многие соблазнятся, но всегда будут те, кто претерпит до конца. В этих словах – утешение для тех, кто не отступает от верности Господу, претерпевая страдания, – они спасутся. Эти слова созвучны с тем, что Господь говорит в Откровении Ангелу Лаодикийской церкви: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3, 21). И Ангелу Пергамской Церкви: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И Ангелу Фиатирской церкви: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» (Откр. 2, 21). И Ангелу Сардийской церкви: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Откр. 3, 5). И Ангелу Филадельфийской церкви: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3, 12).
Грех: беззаконие как отсутствие любви
Как известно, в Новом Завете для обозначения слова «грех» использовано сразу шесть разных слов. Какие-то употреблялись чаще, какие-то реже. Мы уже писали про грех как непопадание в цель – ἡ ἁμαρτία (hamartia), потом про грех как падение – τό παράπτωμα (paraptōma). Также в нашей рубрике вышли статьи про грех как непослушание и неправильный слух – ἡ παρακοή (parakoē), и про грех как преступление — ἡ παράβασις (parabasis).
Другое слово из этого же ряда слов, каждое из которых обозначает грех и вскрывает новые смысловые грани в этом понятии – это ἡ ἀνομία (anomia), которое на русский язык переводится как беззаконие. Образовано оно от приставки ἀ-, которая в данном случае означает не-, отрицание, и существительного ὁ νόμος (nomos) – закон.
Конечно, закон здесь не следует понимать юридическим образом или как неизменный естественный закон природы. Законом Божиим принято называть заповеди духовно-нравственной жизни, которые дал людям Бог. Что главное в этом Законе? Когда к Христу подошел один «законник» из фарисеев, и искушая, спросил его, какая заповедь является большей, Христос ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37– 40).
И получается, что все заповеди и все добродетели свой первоисточник имеют в любви – к Богу и к ближнему. Грех, который есть беззаконие, происходит на самом деле от того, что в человеке охладела любовь. Охладела любовь к ближнему, и теперь его можно, например, обворовать, можно ему завидовать, а иногда получается, что его можно даже предать или убить. Интересно, что в Новом Завете Христос несколько раз говорит о грехе как беззаконии именно фарисеям и книжникам, которые внешне исполнены вроде бы всяческих достоинств, но не имеют главного – любви и того Божественного огня, который Христос пришел принести на Землю (Лк. 12.49). Он сравнивает их с поваленными гробами, «которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всяческой нечистоты. Так и вы снаружи кажитесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23. 27–28).
Можно ведь и пророчествовать, и совершать чудеса, и отдать на сожжение свое тело, но все это будет напрасно, если нет любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13. 1–3).
Вот что, например, также говорил Серафим Саровский: «Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа: Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника».
Так что по большому счету именно оскудение любви порождает грех и заставляет человека преступать Закон, причинять несчастья себе и своим близким.
ГРЕХ ЕСТЬ БЕЗЗАКОНИЕ
Грех есть преступление, или нарушение закона. Но закон сам в себе остается неизменным. Он разоряется только и нарушается в лице грешащего.
Святитель Феофан Затворник
Апостол Иоанн Богослов
Делающий грех, делает беззаконие, и грех есть беззаконие
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает, всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего‑то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1Ин.3:1-10).
Евфимий Зигабен
Толковая псалтирь
Пс.31:5. Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых
Чтобы не оказались многие жалобы Давида ропотом, он изменяет здесь слово и повествует о том, какого он удостоился человеколюбия Божия. Так как пророк Нафан изобразил противозаконное действие Давида, как бы в ни котором третьем лице, а потом сказал ему, что это ты тот, который сделал сие: то посему Давид говорит здесь, что как только Нафан сказал это, я познал грех мой и не отрекся, ибо это означает – не скрыл. Под беззаконием должно здесь разуметь то противозаконное действие, которое впоследствии он назвал грехом, поколику он есть преступление божественного закона. Некто говорит: Я не скрыл, т. е. объявил и обвинил самого себя. Доколе желает грешить, дотоле скрывает грех, стараясь утаить его, а когда ненавидит его кто либо, тогда объявляет чрез исповедание, пред могущим уврачевать его. Ибо за изречением греха последует разрешение учинившим оный, как и сказано: говори ты первый беззакония свои, чтоб оправдаться (Ис.43:26).
Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви
Почувствовав, говорит, что я подвергся строгому суду Божий, я сказал в самом себе: исповедую грех мой. За сим, сознавшись тотчас и возложив вину на самого себя, я сказал: согрешил пред Господом (2Цар. 12:13).
И Ты оставил еси нечестие сердца моего
Ты, говорит, Господи, простил чрез пророка Нафана грех мой, ибо исповедавшемуся Давиду Нафан сказал: Господь отнял грех твой: не умрешь (2Цар.12:13). Нечестием сердца он называет грех, так как сердце его не чествовало законов Божиих, определяющих: не прелюбодействуй, не убий (Исх.20:13). При сем некоторые вопрошают: если грех Давида прощен, то почему он говорит выше: тяготела на мне казнящая сила, или наказание Божие? В разрешение сего вопроса отвечаем, что – поелику Давид, выслушав представленное на суд его дело, которое Нафан сказал в третьем лице, решил, что учинивший грех сей заслужил смерть и взыск (ибо он так сказал: жив Господь – сын смерти муж, учинившие сие и за агницу возвратить седмикратно, за то что учинил сие, и за такое безжалостное дело) (2Цар.12:5); поелику, говорю, сам Давид произнес на себя суд: то хотя и прощена ему смерть тотчас (то есть, не попущено ему умереть, как он сам сделал приговор) по причине пламенного и сердечного исповедания его, но взысканию он должен был подвергнуться посредством тех бедствий, которые постигли его после, согласно с его приговором, с тою целью, чтобы, освободясь совершенно и скоро, он не забыл удобно греха, учиненного им, и не попал в оный во второй раз. Слова Феодорита: Надобно заметить, что не сказал: Ты оставил мне грех, но – нечестие греха, т.е. что не по соразмерности преступления Ты меня наказал, но проставь чрезмерность греха, Ты приложим, врачевство посредством умеренного наказания… надлежало, говорит, по закону, тотчас предать смерти дерзнувшего на сие, но, употребив человеколюбие, Ты не предал смерти, но уврачевал умеренными наказаниями.
Святитель Феофан Затворник
Грех есть беззаконие
Что есть грех? Грешное дело есть преступление повелевающей или запрещающей заповеди Божией или, как говорит апостол, грех есть беззаконие (1 Ин. 3:4). Две особенно черты тотчас отражаются в грехе от слов: преступление и заповедь. Там он есть злоупотребление свободы, здесь презрение закона. Грех имеет место только в существах разумных бестелесных и соединенных с телом. Как особенное преимущество Господь даровал им свободу. Но вблизи сего преимущества на одну черту и бездна. Свобода не связана: можем обращаться к Богу и можем отвращаться от Него. Но сия возможность есть в свободе не для того, чтобы тварь отвращалась от Творца, но потому что составляет природу свободы. Цель и назначение свободы непринужденное служение Богу, Творцу своему, чтобы тварь, свободно служа Богу и исполняя волю Его, тем больших сподоблялась благ, становилась пространнейшим вместилищем блаженства. Очевидно, что тварь, уклоняющаяся от воли Божией, злоупотребляет свободою. Это говорится с тем, чтобы показать, что она злоупотребляет сама, не по какой-нибудь необходимости или року, а самовольно, имея, то есть полную возможность и исполнить волю Божию в то мгновение, когда не исполняет ее. В сем смысле в «Православном Исповедании» говорится, что грех есть необузданная воля человека и диавола. Никто не принуждал диавола восстать против Бога: он это сделал сам собою. Прародителей наших, хотя соблазнял сатана, но не связывал свободы, а только обольщал, потому и они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собою. И ныне, пусть восстает на нас многообразная похоть, воюют мир и диавол, но все самый грех есть наше вольное дело, непринужденное, плод необузданной воли.
Грех есть преступление, или нарушение закона. Но закон сам в себе остается неизменным. Он разоряется только и нарушается в лице грешащего. Например, неверие есть нарушение закона веры в Бога, но и Бог, и вера сами по себе остаются неприкосновенными. То и другое онечествовал только в себе самом сам нечествующий тем именно, что не принимает, отвергает, презирает, попирает сей закон. Отсюда презрение закона есть неотъемлемая черта греха, презрение закона, следовательно, презрение воли Божией и противление Богу. Далее, так как закон нравственный напечатлен в существе человека и внутренно соображен и сочетается с его устройством, то, преступая его, человек идет против себя, себя самого разоряет и губит, ибо непреложное условие благосостояния и здравия всякого существа есть невоспящаемое развитие положенных в нем начал. Посему, можно сказать, грех есть яд и разрушение человека через самовольное нарушение закона. От противления закону неминуемо рождается смерть и возгорается гнев Божий.
Посему вообще характеризуется грех этою необузданностию воли, этим презорством к закону, этою силою разрушительною, коею он возвратно действует на грешника.
Отсюда следует, что нельзя говорить, будто грех состоит в недостатках и несовершенствах наших сил, есть неминуемое следствие нашей ограниченности. Не всеведущ и не всемогущ, потому и святым быть не может. Правда, наши силы ограниченны, но ведь и обязательства, на нас лежащие, не бесконечны, а в точности соответствуют нашей природе. Если б от нас стали требовать ангельской жизни, мы могли бы извиняться, не успевая в ней. А если, будучи человеками, живем не по-человечески, чем извинимся? Равным образом неправда, будто грех есть следствие недальновидности ума, неблагоразумия: цель не ту назначил, средства не те прибрал. Все это бывает и в грехе, но грех, собственно, в развращении воли, по коему и знаем, что должно делать, но не делаем, потому что не хотим. Ведущему добро творити и не творящему, грех ему есть (Иак. 4:17).
Блаженны милостивые: великодушие
В рамках этого выступления сегодня, я хочу осветить, раскрыть три тезиса:
- грех есть беззаконие
- закон не для нас, а для греха
- все нуждаются в благодати
Грех есть беззаконие
Всякий, кто совершает грех, творит беззаконие; ведь грех — это беззаконие. (1 Иоан 3:4)
Итак, ἡ ἀνομία значит: не одно из беззаконий, не беззаконие вообще, а беззаконие κατ’ ἐξοχήν, — беззаконие, по преимуществу заслуживающее это название, — то, что несет в себе самое начало беззаконности, беззаконие в чистейшем и полнейшем виде и смысле, деяние в высшей степени совокупляющее в себе все то, за что отдельные беззакония называются беззакониями, само беззаконие или, одним словом Беззаконие.
Грех есть Беззаконие, есть извращение Закона, т. е. того Порядка, который дан творению Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того Устроения недр творения, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой — смысл мира. Вне Закона, Грех — ничто, имеет лишь мнимое существование, ибо, — позволяю себе применить слова Апостола, хотя, быть может, в несколько свободном толковании, — «законом познается грех».
Грех — момент разлада, распада и развала духовной жизни.
Самоутверждение личности, противопоставление ее Богу — источник дробления, распадения личности, обеднения ее внутренней жизни; и лишь любовь, до известной степени, снова приводит личность в единство.
В «бывании всего по чину» и состоит красота твари, и добро ее и истина. Наоборот, отступление от чина — это и безобразие, и зло, и ложь. Все прекрасно, и благо, и истинно, но — когда «по чину»; все безобразно, зло и ложно, — когда самочинно, самовольно, самоуправно, «по-своему». Грех и есть «по-своему», а Сатана — «По-своему». Имя дьявола!
Несколько мест в Новом завете, в которых приводятся достаточно подробные списки грехов — это и Рим.1, Марк.7, Галат. 5, 1Кор.6, Откр.21 и т.д. Но нас сегодня интересует грех вообще как отступление, искажение Божьей воли, Его совершенного плана, замысла.
Издали увидев Иисуса, он подбежал к Нему, упал перед Ним ниц и громким голосом крикнул: «Что Тебе надо от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Богом Тебя заклинаю, не мучь меня!» Он говорил так потому, что Иисус сказал: «Выйди, нечистый дух, из этого человека!» «Как твое имя?» — спросил его Иисус. «Меня зовут Легион, потому что нас много», — отвечает тот. Он стал умолять Иисуса не высылать их из этой земли. (Мар. 5:6-10)
Эта нечистая сила — один нечистый дух, который и является одним и говорит о себе, как об одном. Но, лишь только Господь вопросил об имени, лишь только захотел, чтобы эта нечисть открыла подлинную свою суть, как она рассыпалась на неопределенное множество нечистых духов же, ибо «легион» текста означает именно «бесконечно много», «неисчислимо много», «неопределенно много».
Грех как болезнь. Раковая опухоль. И если таблетки не помогают, облучение, то нужен скальпель, а в духовном смысле — меч Слова Бога обоюдоострый!
Мы не говорим: «Ты кашель. Ты головная боль. Ты грипп.» Но ты и болезнь — не одно и тоже!
Грех несет смерть, он сам смерть, что-то мертвое, лишенное жизни — всего лишь распадается на части, разлагается… Это что происходит с душой человека. не рожденного свыше! Необновленного, не спасенного, без Святого Духа.
Закон не для нас, а для греха
Мы свободны во Христе — от чего? Для чего? Чтобы угодит Богу! Без Христа у тебя нет выбора — ты не можешь жить такой жизнью, но во Христе он есть!
Зло это отсутствие, искажения добра, как тьма это отсутствие света.
Зло не существует. Зло не существовало вечно. Его создали, сотворили, оно пришло в мир и жизнь людей. Сатана восстал против Бога вместе с ангелами и был сброшен с небес на землю, но мы сегодня делаем выбор и кто бы нас не искушал, мы ответственны за свои поступки!
О каком законе идет речь? В Писании это слово употребляется в разных значениях, с разным смыслом, и понять это возможно только из контекста. Мы можем читать о силе закона, его положительном влиянии и действии. а также о рабстве закону и осуждению им, Закон Бога хорош, но мы не под законом, и не без закона Христова.
Я хочу говорить не о законе Моисея, не о пятикнижии или ветхом завете вообще, а конкретно о законе как своде морально-этических правил и установлений, как списке того, что можно и что нельзя, что хорошо, а что плохо.
У закона в этом смысле есть три цели — определить грех, обличить или выявить его и осудить грех. Послания Римлянам, Галатам и Евреем много раз и подробно об этом говорят.
А вы знаете, что Он был явлен, чтобы унести грехи, и в Нем самом нет греха. … Кто совершает грех, тот — порождение дьявола, потому что дьявол грешит изначально. Для того и явлен был Сын Бога, чтобы уничтожить дела дьявола. (1Ин. 3:5,8)
Он не пришел всех наказать, Он пришел спасти, разделить с нами свою вечность, а для этого простить, принять всех, искоренить дела дьявола.
А там на горе паслось большое стадо свиней. «Пошли нас в свиней, мы в них войдем!» — просили Его бесы. Он позволил. Нечистые духи, вышедшие из человека, вошли в свиней. И стадо ринулось с кручи в море — а их было около двух тысяч — и в море утонуло.(Мар. 5:11-13)
Жители пришли посмотреть, что случилось. Приходят они к Иисусу и видят: бывший одержимый, тот, в ком было целое полчище бесов, сидит одетый и в здравом уме. Им стало страшно.
Бог навел порядок в его жизни, он стал нормальным, мирным, чистый, одетый, причесанный, способный спокойно сидеть на одном месте, внимательный.
Закон не может сделать нас совершеннее, нам нужна любовь Бога, которая вдохновит на это! Закон хорош, но он ослаблен нашей греховной натурой! Без милости у нас нет никаких шансов. Даже лучшие из нас ужасны!
Что важно — у нас бывают грехи, это печально, но факт. Но это не значит, что ты и есть сам грех. Ты не грех! Мы грешники, но мы не грех! Надо каяться, исповедоваться, решить что ты не будешь делать и что начнешь делать — это покаяние, и жить дальше радостно с Господом!
И здесь мы подходим к последнему утверждению
Все нуждаются в благодати
Благодать — незаслуженный дар, подарок от Бога — прощение наших грехов и место вечности на небесах! Ну кто бы в здравом уме не хотел этого!
Подражать Богу как дети возлюбленные!
Когда Иисус садился в лодку, одержимый просил взять его с собой. Но Он не разрешил. «Ступай домой, к своим. Расскажи им, как сжалился над тобой Господь и что Он для тебя сделал», — сказал Иисус. Тот ушел и стал рассказывать в Десятиградии, что сделал для него Иисус. И все поражались. (Мар. 5:18-20)
Сердце Бога — безграничная щедрость и безусловная любовь! Пример отца из притчи о блудном сыне — он увидел его издалека, пожалел его, побежал навстречу, бросился на шею, поцеловал его, дал лучшую одежду, надел перстень на руку и обувь на ноги, восстановил в правах, приготовил пир — теленка, веселился вместе со всеми!
Он, Бог, Иисус Его сын, вечный пример для нас какими мы должны быть друг для друга!
Вот в чем проявляется разница между детьми Бога и детьми дьявола: всякий, кто не поступает справедливо, тот не от Бога, как и тот, кто не любит своего брата. Потому что вот та Весть, которую вы услышали изначально: мы должны любить друг друга! (1Иоан. 3:10-11)
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф. 5:7)
Милосердие торжествует над судом, оно важнее, чем справедливость!
Как понять благодать? Любой пример будет неполным, но сегодня автомобильные примеры. Зачем масло в двигателе и соединениях? Трение, износ, нагрев, выход из строя. Почему? Как бы ты не шлифовал или не полировал, все равно есть неровности, расширение, давление друг на друга, зазоры, которые создают трение. Снизить силу трения, уменьшить ее, избавиться от нее. Милость и любовь Бога вдохновляет все двигаться без скрипа и аварий.
Милость Бога нужна нам, чтобы покрыть наше несовершенство в отношениях с Ним. И друг с другом!
Еще пример. Мы такие маленькие, а Бог такой большой, что Ему, чтобы нас разглядеть, нужны очки. Есть радужные, а есть черные. Иисус принес Ему очки. Очки — очки суда, закона или очки милости и оправдания. Через какие очки мы хотим, чтобы Бог смотрел на нас?
Скрупулезность — это хорошее или нет качество?
Скурпулос — маленький камешек. Все ходили в сандалиях, и вот камешек, который попадал при ходьбе в сандалию, между стопой и подошвой сандалии.
Излишнее внимание к деталям — оно только мешает двигаться вперед. Не будь таким камешком!
Это помогает нам праведно, без осуждения и лицеприятия относиться друг к другу!
У нас много может что не получаться, но хотим ли мы меняться? Принимать друг друга? Быть в мире со всеми?
Ты больше себя заставляешь следовать за Иисусом или ты хочешь следовать за Ним?
Если Бог тебя простил, если ты помнишь это, не забыл за что, если ты благодарен — то как ты не можешь простить брата своего, за которого тоже умер Христос? За его грехи против тебя с тобой рассчитался Иисус своей смертью.
Это дает силы самому покаяться — «понять и простить».
Юрий Соколкин
Опубликовано 14 апреля 2018 г.
Другие библейские уроки
Глава двадцать четвертая
Мф.24:1. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
Мф.24:2. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
Выходом из храма Господь показал, что удаляется от иудеев. И как сказал: «оставляется вам дом ваш пуст», так и поступает. Ученикам же предсказывает разрушение храма. Когда они, мысля о земном, дивились красоте зданий и показывали Христу, как бы так говоря: «посмотри, какое прекрасное здание оставляешь Ты пустым», Он отклоняет их от привязанности к земному и направляет к горнему Иерусалиму, говоря: «не останется здесь камня на камне». Усиленным образом выражения предуказывает совершенную гибель здания.
Мф.24:3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
Ученики подходят наедине, намереваясь спросить о чем-то великом. Они предлагают два вопроса; первый «когда это будет?», то есть разрушение храма и взятие Иерусалима, и другой: «какой признак Твоего пришествия?».
Мф.24:4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
Мф.24:5. ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.
Появится много таких, которые будут выдавать себя за Христа. И действительно, Досифей-самарянин говорил о себе: я – Христос, которого под именем пророка предсказал Моисей; а Симон-самарянин называл себя великой силой Божией.
Мф.24:6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец:
Мф.24:7. ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
Мф.24:8. всё же это – начало болезней.
Господь говорит о военных действиях римлян около Иерусалима. Говорит: не только будет война, но и голод, и язва, – показывая этим, что будет возбужден гнев Божий на иудеев. О войнах можно бы еще сказать, что виновники их люди, но голод и язва могут произойти только от Бога. Потом, чтобы ученики не подумали, что не успеют они проповедать Евангелие, как мир уже прекратит свое существование, Господь продолжает: «не ужасайтесь… это еще не конец», то есть всеобщий конец последует не в одно время с разрушением Иерусалима. «Восстанет народ на народ и царство на царство»; это «начало болезней», то есть бедствий, грядущих на иудеев. Как бывают у рождающей сперва муки, а потом уже она рождает, так и этот век породит будущий только после смятений и войн.
Мф.24:9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
Мф.24:10. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
Мф.24:11. и многие лжепророки восстанут и прельстят многих;
Мф.24:12. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
Мф.24:13. претерпевший же до конца спасется.
Предсказывает Спаситель будущие бедствия, чтобы подкрепить учеников. Обычно неожиданность нас более всего устрашает и смущает. Потому Христос заранее смягчает страх чрез то, что предсказывает будущие бедствия: зависть, вражду, соблазны, лжепророков, предтеч антихриста, которые будут вводить народ в заблуждение и во всякий вид беззакония. По причине умножения беззакония по обольщению антихриста, люди станут звероподобными, так что ослабеют узы всякой любви даже между самыми близкими; люди будут предавать друг друга. Претерпевший же до конца, то есть мужественно перенесший, не уступивший искушению, спасется, как воин, испытанный на брани.
Мф.24:14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Дерзайте, вы не встретите препятствия для проповеди! Евангелие будет проповедано среди всех народов «во свидетельство», то есть для обличения, для обвинения тех, которые не уверуют, «и тогда придет конец» не мира, но Иерусалима. Действительно, до взятия Иерусалима Евангелие было всюду проповедано, как говорит апостол Павел: «возвещено всей твари поднебесной» (Кол.1, 23). Что речь идет о конце Иерусалима, ясно из дальнейших слов Господа.
Мф.24:15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».
Мф.24:16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
Мф.24:17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
Мф.24:18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
Предуказывая неизбежность бедствий, Господь повелевает бежать, не обращаясь назад, не заботясь об имуществе, одежде или иной утвари, остающейся в доме. Но некоторые толкователи под «мерзостью запустения» разумеют антихриста, который явится ко времени опустошения вселенной, разрушения церквей и к тому же сядет в храме; а сообразно этому и заповедь о бегстве понимают так восшедшие наверх дома, то есть на высоту добродетелей, да не сходят с этой высоты взять телесное (ибо тело – дом души). Должно удаляться с поля, то есть от земного, ибо поле – жизнь; не должно брать и одежды, то есть древней злобы, которой мы совлеклись
Мф.24:19. Го́ре же беременным и питающим сосцами в те дни!
Беременные, отягощаемые бременем чрева, не в силах будут бежать, а питающие сосцами не будут в силах ни покинуть детей по жалости к ним, ни взять их с собой и спастись с ними вместе; они также не избегнут гибели. А может быть, Христос намекает здесь на ужасное поедание собственных детей. Иосиф Флавий рассказывает, что во время осады Иерусалима, вследствие ужасного голода, одна женщина изжарила и съела свое собственное дитя.
Мф.24:20. Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу,
В лице апостолов Господь говорит это иудеям, так как сами апостолы заблаговременно удалились из Иерусалима. Посему иудеям заповедует молиться, чтобы бегство их не случилось зимой, когда по неудобству времени они не смогут убежать, а равно и в субботу, потому что в этот день иудеи по закону бездействуют, и никто из них не осмелится бежать. А ты понимай это и так: нам должно молиться, чтобы бегство наше из сей жизни, то есть кончина, не произошло «в субботу», то есть когда мы не творим добрых дел, и «зимой», то есть при бесплодии в добре, но чтобы кончина наша наступила при тишине и невозмутимости душевной.
Мф.24:21.ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет.
Мф.24:22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Тогда была скорбь невыносимая. Римским воинам было дано приказание – никого не щадить. Но Бог ради тех, которые уже уверовали или еще имели уверовать, не допустил полного истребления всего народа, сократил войну и смягчил скорби. Если же война продолжилась бы еще, то все, кто был в городе, погибли бы от голода. Иные относят это ко дням антихриста, но здесь речь не об антихристе, а о взятии Иерусалима. Пророчество же об антихристе начинается дальше. Вот оно:
Мф.24:23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
Мф.24:24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Мф.24:25. Вот, Я наперед сказал вам.
Так как ученики предложили два вопроса – о взятии Иерусалима и о пришествии Господа, то и Господь, сказав о разорении Иерусалима, потом начинает пророчество о Своем пришествии и кончине мира. Слово «тогда» имеет не тот смысл, что «тотчас по взятии Иерусалима, если кто скажет вам» и т.д., нет, «тогда» и относится к тому времени, когда должно это произойти. Смысл такой: «тогда», то есть когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые будут очаровывать очи зрителей явлениями чудными по демонской силе и многих обманут. Если и праведники не будут всегда бодрственны, то и они могут подпасть обольщению. Но вот Я вам предсказал, и вы не будете иметь извинения; вы можете избегнуть обмана.
Мф.24:26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
Мф.24:27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
Мф.24:28. Ибо где будет труп, там соберутся орлы.
Если придут, говорит Христос, обманщики, говоря: Христос пришел, но он скрывается в пустыне или в каком-нибудь жилище, в потаенных, внутренних местах, то не поддавайтесь обману. При пришествии Христа не будет нужды в указателе: оно будет явно для всех, как молния. Как молния появляется вдруг и для всех бывает видима, так и пришествие Христово будет видимо для всех, живущих в мире. Во второе пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место: тогда Он явится во мгновение. И как на труп тотчас слетаются хищные орлы, так туда, где будет Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетели; они, подобно орлам, вознесутся на облака. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер. И Симеон о Нем говорит: «Сей лежит на падение».
Мф.24:29. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
Вслед за пришествием антихриста, власть которого скоро будет упразднена (это выражено словом «вдруг»), «солнце померкнет», то есть помрачится, не будет заметно в сравнении с более превосходным светом Христова пришествия; равно и луна, и звезды. Действительно, какая нужда в чувственных светилах, когда не будет ночи, когда явится Солнце правды? Но и «силы небесные поколеблются», то есть изумятся и содрогнутся, когда увидят, что тварь изменяется и все люди, от Адама до того времени жившие, должны будут дать отчет.
Мф.24:30. тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
Тогда явится в обличение иудеев на небе крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. «Тогда восплачутся все племена» иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с крестом, то, значит, и с великой силой, и славой.
Мф.24:31. и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Пошлет ангелов собрать святых, живущих еще и воскресших из мертвых, чтобы они встретили Его на облаках. Созыванием при посредстве ангелов воздает им честь. Нет противоречия этому в словах апостола Павла: «восхищены будем на облаках» (1Сол.4:17): тех, которых сначала соберут ангелы, потом восхитят облака. При сем труба – для большего изумления.
Мф.24:32. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
Мф.24:33. так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
Когда всё сие произойдет, то не много уже времени останется до конца мира и Моего пришествия. «Летом» называет грядущий век, когда для праведников будет спокойствие от бурь; для грешников же – это буря и смятение. Как, говорит Спаситель, смотря на ветви и листья смоковницы, вы ожидаете лета, так ожидайте и Моего пришествия, когда увидите предсказанные Мною признаки – изменение солнца и луны.
Мф.24:34. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
Мф.24:35. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Под «родом сим» разумеет не поколение тогдашних людей, а род верных, выражая такую мысль: «не прейдет род сей» до того времени, как все это произойдет. Когда услышите о голоде и язве, то не думайте, что от таких бедствий погибнет род верных; нет, он пребудет, и никакие ужасы не преодолеют его. Другие относят «все сие» только к взятию Иерусалима, а не ко второму пришествию, и толкуют так: «не прейдет род сей», то есть поколение, современное апостолам, уже увидит все происшествия с Иерусалимом. Подтверждая же сказанное, говорит: легче уничтожиться небу и земле, твердым и неподвижным стихиям, чем хоть одному из Моих слов не оправдаться.
Мф.24:36. О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один;
Здесь наставляет учеников не допытываться о том, что выше человеческого разума. Говоря: «ни ангелы», удерживает учеников от стремления узнать теперь, чего и ангелы не знают, а словами: «Отец Мой один» удерживает от стремления узнать и потом. Если бы Он сказал: «и Я знаю, но не скажу вам», они опечалились бы, видя в этом презрение к себе. Но вот, сказав, что не знает и Сын, а только Отец один, Господь не позволяет им разведывать. Иногда родители держат что-нибудь в руках. Когда же дети просят у них, родители не хотят дать, утаивают и говорят: «у нас нет, чего вы ищете», и тогда дети перестают плакать. Так и Господь, чтобы успокоить апостолов, желавших знать день и час, говорит: «и Я не знаю, а знает только один Отец». Но что и Он знает день и час, видно из других соображений. Все, что имеет Отец, имеет и Сын; если Отец имеет знание дня, то, конечно, имеет таковое и Сын. Это еще очевиднее из такого рассуждения. Можно ли допустить, чтобы самого дня не знал Сын, которому так ведомо все, предшествующее сему дню? Тот, кто привел к преддверию, конечно, знает и дверь. Не открыл же Он дверь знания дня для нашей пользы. Для нас вредно знать, когда будет конец, потому что в таком случае мы стали бы беспечны. Неизвестность же делает нас бодрствующими.
Мф.24:37. Но ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
Мф.24:38. Ибо ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
Мф.24:39. и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и пришествие Сына Человеческого;
Для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Как тогда иные делали предметом своих насмешек строение ковчега, пока не пришло бедствие и не уничтожило всех, так и теперь иные осмеивают проповедь о кончине мира; но внезапно придет гибель. Господь предсказывает, что около времени пришествия антихриста страсть к наслаждениям охватит людей, и они особенно охотно будут вступать в брак, предаваться роскоши.
Мф.24:40. тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
Мф.24:41. две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
«Тогда», говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению.
Мф.24:42. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Мф.24:43. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
Мф.24:44. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий.
Господь заповедует бодрствовать и готовиться, то есть обогащаться добрыми делами, чтобы, когда придет Господь, мы могли представить Ему, что Ему угодно. Обрати внимание: Спаситель не сказал «Я не знаю, в какой час придет вор», но сказал «вы не знаете». Под вором разумеется конец и смерть каждого. Как незаметно, говорит, приходит вор, так неожиданно будет Мое пришествие: не будьте же беспечны, но бодрствуйте. Если бы мы знали, когда наступит наша кончина, то мы бы только в тот день постарались угождать Богу. А теперь, так как не знаем, то всегда бодрствуем для дел добродетели.
Мф.24:45. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
Мф.24:46–47. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
Господь недоумевает в своем вопросе: «Кто верный и благоразумный раб, которого господин его поставил на службу ему?», давая понять, что таковых рабов редко можно сыскать. От всякого управителя требуются два качества: верность и благоразумие. Если раб – управитель и верен, то есть сам ничего не похищает, но не благоразумен и даром теряет имение, то он бесполезен. Равно, если он благоразумен, но сам крадет, он недостоин. Но кто окажется тогда и верным, и благоразумным, тот получит нечто высшее, – именно Царство Небесное. Святые будут наследниками всего, что принадлежит Богу. Верный и разумный раб – это такой учитель, который вовремя дает пасомым надлежащую духовную пищу. Таков был Павел, бывший прежде хулителем, а потом ставший верным служителем. То он напоил молоком одного, то возвещал премудрость другому; он был и разумен, зная замыслы врага. Таков должен быть и всякий, что-либо получивший от Бога, – имение, власть или начальство. Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет.
Мф.24:48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
Мф.24:49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, –
Мф.24:50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
Мф.24:51. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Сказав, какой почести удостоится верный раб, Господь говорит потом, какое наказание понесет злой. Если человек, которому вверено распоряжение каким-либо даром, станет пренебрегать своим служением и скажет: медлит господин мой, то есть не тотчас наказывает; если он таким образом «долготерпение Божие делает поводом к распутству», станет бить своих товарищей рабов, то есть, истолкую я, станет их соблазнять, поражать их совесть (потому что подначальные, при виде злоупотребления со стороны начальников, данных им, впадают в соблазн, несут вред), – то раб таковой будет рассечен, то есть лишен дарования; тогда и обнаружится, каков он. Он будет брошен во тьму. Прежде он своим саном обманывал других. Так, многие архиереи кажутся святыми только благодаря своему сану. Тогда же благодать у них отнимается, и они будут наказаны, как лицемеры, потому что казались не такими, какими действительно были.