Икона святого преподобного Никиты Столпника
Город Переславль-Залесский был основан князем Юрием Долгоруким еще в 1152 году. Сейчас это маленький провинциальный городок, но за свою многовековую историю он был свидетелем очень многих значимых для России событий и ярких личностей.
Именно здесь в XIII веке родился святой благоверный князь Александр Невский, позже другой святой благоверный князь, Димитрий Донской, в Переславле-Залесском организовал встречу русских князей и бояр, на которой поднялся вопрос об избавлении Руси от монголо-татарского ига. В 1354 году преподобный Сергий Радонежский именно в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского принял священнический сан и игуменство. Уже в XX веке, с 1911 по 1917 годы переславской земской больницей заведовал хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, впоследствии ставший святителем Лукой Крымским. Многие другие подвижники благочестия бывали в этом городе и внесли свой вклад в его духовную жизнь.
Содержание
- Святой источник преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца
- Источник святой великомученицы Варвары
- Ярославские источники исцеляют от рака
- Святые источники
- Источник Никиты Столпника
- Источник Святой Варвары
- Ключ Гремяч
- Вериги преподобного Никиты Столпника
- Преподобный Никита Столпник
- Кто еще носил вериги
- Вериги
- Веригоношение
- Вериги святого Петра
- Ссылки
- Преподобный Никита Столпник, Переяславский
- Преподобный Никита, столпник Переславский
- Жизнь Никиты до обращения к Богу
- Покаяние Никиты
- Подвиги святого Никиты Столпника
- Прославление святого
Святой источник преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца
Также в Переславле-Залесском родился еще один святой, с именем которого сейчас неразрывно связан этот город – преподобный Никита Столпник. В молодости он служил сборщиком податей и налогов у князя Долгорукого, отличаясь жестокостью к простым людям, угнетал бедняков, требуя с них большие суммы. Много зла он причинил людям. Но Милостивый Господь для каждого желает спасения. Так однажды Никита, проходя мимо церкви во время вечерни, услышал слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис 1, 16). Он ужаснулся от услышанного и всю ночь не мог сомкнуть глаз. Однако на утро, как обычно, Никита пригласил к себе друзей и попросил супругу приготовить для них угощение. Когда жена варила для них мясо в котле, она увидела, что кровь вскипела, а на поверхность стали всплывать части человеческого тела: руки, ноги, ступни. Испугавшись, она позвала мужа, и он, увидев то же самое, в ужасе воскликнул: «Увы мне, много я согрешил!»
Никитский монастырь в Переславле-Залесском
Со слезами он вышел из дома и бросился в монастырь святого великомученика Никиты, расположенный недалеко от города. Никита упал в ноги игумену монастыря и просил спасти его. Для того, чтобы испытать искренность покаяния, игумен дал ему послушание стоять возле монастырских ворот и всем входящим и выходящим исповедовать свои грехи, что Никита и выполнял. Потом он пропал, и монахи нашли его в болоте, всего изъеденного комарами и мошками до крови. Святой сам подверг себя такому испытанию для обретения смирения.
Вскоре Никита принял монашеский постриг, поселился к маленькой келье, непрестанно совершая молитву и всегда соблюдая пост. Преподобный Никита носил на себе власяницу и тяжелые вериги. По ночам тайком он трудился для обители: вырыл два глубоких колодца, а недалеко от церкви устроил столп-колодец, где подвизался, подражая столпникам древности. Из столпа к стене церкви вел узкий подземный ход – по нему преподобный ходил на Богослужения.
Святой источник преподобного Никиты Столпника в Переславле-Залесском
За столь трудные подвиги Господь наградил святого Никиту даром чудотворения и исцелений. Молва о нем распространялась по разным городам, и в монастырь к святому Никите стали приходить больные и немощные люди. Услышал про преподобного и боголюбивый князь Михаил Черниговский, который был тогда парализован. Он приказал привезти себя в Переславль. Святой Никита передал князю свой посох, и как только Михаил его коснулся, сразу исцелился от своей болезни.
Преподобный Никита Столпник завершил свою жизнь мученической кончиной. Однажды ночью дальние родственники святого, приходившие просить его молитв, прельстились веригами и крестами Никиты, думая, что они сделаны из серебра. Чтобы завладеть ими, они убили святого Никиту и украли цепи. Утром пономарь монастыря нашел бездыханное тело преподобного, источавшее сладостное благоухание. Иноки похоронили святого в храме возле алтаря (это было в 1186 или в 1189 году). Во время погребения святого подвижника произошло много чудес и исцелений.
Спуск к святому источнику преподобного Никиты
Убийцы преподобного Никиты, увидев, что украденные вериги не серебряные, а железные, бросили их в Волгу неподалеку от Ярославского Петровского монастыря. По Божественному откровению, цепи были найдены иноками той обители и явили много чудес. Позже преподобный Никита явился монаху, нашедшему эти вериги, и повелел отнести их в Переславль на его могилу.
Никитский монастырь Переславля-Залесского – один из самых древних монастырей города. Здесь и сейчас сохранился столп-колодец преподобного Никиты, который можно посетить. В храме монастыря находится рака с мощами святого преподобного Никиты Столпника, рядом с которой помещены вериги святого. Верующие покланяются преподобному Никите, прикладываясь к святым его мощам и веригам, и получают исцеления от недугов, о чем есть множество свидетельств, как древних, так и современных.
В километре от Никитского монастыря есть святой источник преподобного Никиты, который, согласно преданию, выкопал сам преподобный. Этот источник очень древний, но из века в век к нему тянутся люди, надеясь на Божию милость и помощь святого Никиты, которую и получают по своей вере. Источник находится в ложбине, и к нему вниз ведут ступени. На нем устроены закрытые купальни и часовня, отдельно можно набрать святой воды в бутылки.
Адрес Никитского монастыря: Московская область, г. Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, д.20
Преподобне отче наш Никито, моли Бога о нас!
Источник святой великомученицы Варвары
В 12 км от Переславля-Залесского рядом с селом Купань расположен святой источник в честь великомученицы Варвары (в народе его называют «Варварин ключ» или «Варварин источник»).Онизвестен уже более 200 лет и связан с исцелением одного глухонемого юноши, который вдруг стал разговаривать. Он позвал с собой односельчан и в болотистой, сырой местности указал им на ямку, где лежала икона святой великомученицы Варвары и бил родник. В память об этом событии на возвышенности была поставлена часовня, но перенесенная туда икона святой вновь чудным образом оказалась рядом с родником, благословив это святое место. До 1930-х годов на святом источнике стояла часовня, которая в советское время была сожжена. Сейчас возведена новая часовня, построена купальня с неглубокой купелью. Паломники отмечают замечательное качество и чистоту воды. Этот святой источник находится в некотором отдалении от города, здесь обычно немноголюдно и тихо, но на праздники приезжает много паломников. Следует учитывать особенности дороги к этому святому источнику – в дождливую погоду и в межсезонье проехать к нему бывает непросто, особенно на машине с низкой посадкой.
Святой источник великомученицы Варвары зимой
Как проехать к источнику святой Варвары: нужно повернуть в Переславле-Залесском на указателе “Никитский монастырь”, далее ехать мимо монастыря прямо до Плещеева озера, потом по дороге вдоль озера, не сворачивая. Расстояние от города до Варвариного источника около 12 км.
Источник святой великомученицы Варвары
(на переднем плане – часовня, на заднем – купальня и сень над самим источником).
Ярославские источники исцеляют от рака
Существует еще одна легенда, связанная с этим источником. Сюда некогда привезли больного мусульманина, практически не ходящего. Вода из источника Иринарха подняла мужчину на ноги, он полностью забыл о болезни. Но через какое-то время мусульманин засомневался в чудодейственных свойствах православного источника. Через какое-то время мужчина снова заболел, а ровно через четыре месяца скончался.
Легенда:
30 лет своей монашеской жизни Иринарх провел в келье. Он приковал себя цепью, мало спал, а в разгар Смуты прибавлял на тело оковы: вериги, шейные и ножные путы, 142 кованых креста… За духовные подвиги прп. Иринарху был открыт дар исцеления людей от множества болезней. Источник, к которому идут за спасением и по сей день, Иринарх выкопал в молодости. Там он в одиночестве читал молитвы.
Переславль-Залесский
Родник преподобного Никиты Столпника
(рядом с Никитинским монастырем)
Источник с кристально чистой водой находится в километре от Никитского монастыря. Около источника стоит часовня, устроены две купели.
– У нас есть традиция: перед командировками в Чечню заезжать на родник Никиты Столпника, – рассказывает Константин Шиц, командир отряда милиции особо назначения УВД по Ярославской области. – У одного из наших сотрудников жил там духовный наставник, вот и родилась традиция. Ребята окунаются, я не возражаю. Все добровольно.
Легенда:
Никита Столпник был известен как большой корыстолюбец. Городское начальство он подкупал, а простой люд обижал, занимался постоянным вымогательством. Но однажды он услышал у церкви чтение книги пророка Исайи…и что-то в нем перевернулось. Он бросил мирскую жизнь и отправился в монастырь: часами читал молитвы, постился. Потом открылся у Никиты дар, он излечивал больных и одержимых. В 1186 году Никиту Столпника убили на столпе разбойники, приняв вериги преподобного за серебряные цепи.
Варваринский родник (рядом со старой дорогой Переславль – Заозерье – Углич)
Считается, что вода в роднике исцеляет от всех болезней. После купания в роднике нужно насухо вытереться чистым полотенцем и привязать ленточку к кресту. Развязывать ленточки нельзя, можно навлечь болезнь заново. Купаться лучше на заре, заранее прочитав молитву и попросив мученицу Варвару об исцелении.
Легенда:
Красавицу дочь Варвару отец собирался выдать за богатого жениха. Но у девушки был другой возлюбленный, поэтому отец решил сыграть свадьбу без согласия дочери. На ночь перед свадьбой он закрыл Варвару в бане, чтобы дочь никуда не делась. Но к утру девушка разобрала крышу и сбежала. Отец бросился в погоню с топором, а когда догнал – убил Варвару. Сбросил дочь в болото, а жениху сказал, что Варвару не догнал. Но когда он пришел к могиле, увидел: стоит чаша золотого песка и бьется чистая-чистая струйка воды. Не выдержал мужчина, рассказал всем правду да и бросился в болото, где похоронил дочку.
Родник в селе Покров, у часовни
– Действительно, – говорит Владимир Ляпин, – рассказывают, что в Покрове пили. Работы не было, а что делает русский народ, когда нет работы? И вот батюшка решил освятить родник в честь чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая чаша». К роднику не приводили пьяных мужиков, нет. Женщины брали оттуда воду, чтобы умываться и готовить. Говорят, и правда после обедов, сготовленных на той воде, мужиков от алкоголя отворачивало. Говорят, что родник лечит и от других болезней.
Ростовский район
Святой колодец (на окраине Петровска)
По преданиям, он выкопан Сергием Радонежским. Считается, что источник помогает одержать победу.
Легенда:
Ярославское ополчение, собранное на войну против нашествия татар, двинулось в помощь великому князю Дмитрию в Москву. На отдых ярославское войско остановилось на березовой опушке под Петровском. Там же в низине бил родник. Воины пригласили священника, который освятил место и отслужил панихиду по усопшим товарищам. Родник с тех пор считается добрым знаком для воинов, идущих на сражение.
Тутаев
Источник на реке Ковать (по дороге Ярославль–Тутаев, не доезжая нескольких километров)
Считается, что родник исцеляет верующих людей от многих болезней.
– В сталинские времена источник собирались взорвать, сначала даже засыпали, – рассказывает жительница Тутаева Тамара Васильевна Кулакова. – Об этом мне рассказывала бабушка. Человек, который хотел уничтожить родник, буквально через год умер от рака. Считается, что вода в источнике исцеляет от кожных заболеваний, улучшает опорно-двигательную систему. Летом мы приезжаем сюда с канистрами. Набираем воды побольше, и каждое утро я начинаю с водных процедур. Спина перестает болеть.
Легенда:
Источник появился на месте иконы Спасителя. В XVIII веке митрополит Ростовский Арсений Мациевич посещал Воскресенский собор в Тутаеве. Там он увидел большую икону Спасителя и решил ее взять с собой в архиерейский дом в Ростове. Там она находилась почти сорок лет, а потом жители упросили уже другого архиепископа, Арсения Верещагина, вернуть икону в храм. Весь обратный путь икону несли на руках. А возле реки Ковать остановились, чтобы омыть от пыли икону и вымыться самим, а потом торжественно внести образ в город. Вдруг люди заметили, что под иконой появилась вода. А когда икону подняли, на этом месте забил ключ.
Наталья Колбина
Караван-Рос
Святые источники
Не только рукотворными чудесами славится Переславский край. Поистине, благословенна Залесская земля, ведь в окрестностях города бьет несколько ключей, которые считаются святыми и почитаются верующими людьми.
Дорога, уходящая вправо по берегу озера, приведет к небольшой деревянной часовне, сооруженной над бьющим из-под земли родником Святой Варвары. Название родника связано с явлением житийной иконы Варвары юродивому из села Купань. До сих пор праздник, посвященный имени святой, «Варварин день» (17 декабря), особо почитается и церковью, и местными жителями. Родник окружен зарослями самых разнообразных видов ив. Издавна считается, что вода родника имеет целительную силу. Вода в роднике чистая, вкусная и великолепно сохраняет свои качества долгое время.
На противоположном берегу озера, у подножия горы Гремячей, находится еще один уникальный источник — ключ Гремяч. Народное предание гласит, что во время страшной грозы молния попала в высокий дуб. В том месте, где огненная стрела ушла в землю, образовалась воронка, из нее потекла вода, и забил ключ. В конце XVII века на этом месте Петром I создавалась «Потешная флотилия», и родник бесперебойно снабжал первых кораблестроителей доброкачественной водой. Правда, есть одна особенность — ручей содержит большое количество гидроокиси железа, поэтому русло, берега и водные растения имеют своеобразный красный цвет из-за налета ржавчины. Ключ не замерзает даже в самые сильные морозы, а в летние дни на него падает тень от зарослей ольхи, калины, черной смородины. Ключ Гремяч и окружающая его территория очень живописны.
Говоря о местах, особенно почитаемых переславцами и гостями края, невозможно не упомянуть об источнике святого Никиты Переславского. Он расположен недалеко от Никитского монастыря. Дорога через поле протяженностью около одного километра ведет к небольшой часовне с купальней. По преданию, часовня стоит на том месте, где некогда Никита Столпник сам «ископал колодезь». В память о святом Никите многие годы каждое девятое воскресенье после Пасхи к источнику совершался крестный ход. До сих пор считается, что вода из родника обладает удивительной силой и исцеляет от различных болезней.
© Посохина Светлана
Источник Никиты Столпника
По преданию «ископал студенец» целитель, Преподобный Никита Столпник. Вода источника считается святой и избавляет от многих болезней.
На месте источника сегодня стоит часовня и две купальни.
Адрес: Переславский район, Никитская слобода
Источник Святой Варвары
Святой источник иконы Великомученицы Варвары является памятником природы и имеет лечебное, культовое и культурно-историческое назначение. Вода в роднике очень чистая, прозрачная, богата серебром и по народному поверью обладает целебными свойствами – помогает лечить зрение.
До наших дней сохранилось предание о явлении житийной иконы Варвары Великомученицы, которая связана с названием родника. Св.Варвара, жившая в Финикии (территория современного Ливана) почитается как на Востоке, так и на Западе. Житие Св.Варвары рассказывает о расправе жестокого отца над своей дочерью Варварой, принявшей христианство. За отказ отречься от новой веры она якобы подтверглась страшным пыткам, от которых и умерла. По народному поверью вода в роднике обладает целебными свойствами. Еще в 20-е годы нашего века жители близлежащих деревень устраивали в день Св.Варвары (17 декабря) праздники, несмотря на запреты властей и опасность быть арестованными.
Адрес: Переславский район, с. Купань
Ключ ГремячИсточник естественного происхождения. Вода ключа содержит большое количество гидроокиси железа, имеет своеобразный привкус и имеет лечебно-оздоровительное назначение. Адрес: Переславский район, местечко Ботик |
|
Вериги преподобного Никиты Столпника
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Вериги (старослав. верига — «цепь») — тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг — один из видов аскетического подвига.
Большие вериги — тяжелые цепи с крупными звеньями. Висят возле иконы преподобного Никиты. По традиции, чтобы приложиться к ней, нужно повесить цепи себе на шею. Фото Михаила Кудрявцева
Малые вериги — три металлических креста, соединенные цепью поменьше, лежат рядом на аналое (напольная подставка в храме для икон и святынь). Фото Михаила Кудрявцева
Преподобный Никита Столпник
Святой жил в XII веке в Переславле-Залесском и заведовал сбором налогов. В 1152 году по приказу князя Юрия Долгорукого начали колоссальную перестройку города и на Никиту возложили миссию собирать «усиленную дань» с жителей. Добывая деньги для государства и себя лично, он иногда доводил людей до разорения. Жизнь чиновника изменилась после услышанного в храме отрывка из книги пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис 1:16-17).
«Отец! Спаси погибающую душу»
Раскаявшись, Никита буквально бросился в монастырь к игумену со словами: «Отец! Спаси погибающую душу». По благословению настоятеля преподобный взял на себя сразу несколько подвигов: столпничество и ношение вериг. При этом столпничество было не вполне привычным: вместо столпа — возвышения, на котором подвижники проводили остаток своей жизни стоя, Никита вырыл глубокую яму и стоял в ней.
Смерть из-за вериг
Вериги стали причиной смерти святого. Железные цепи настолько отполировались о тело подвижника, что блестели как драгоценный металл, и люди, не верившие в покаяние Никиты, посчитали, что он тайком носит на себе сокровища. Подвижника убили, а тяжеленные цепи тащили до берега Волги, пока не поняли, что они железные. Вериги были выброшены разбойниками в реку. Через некоторое время инок Петропавловского Ярославского монастыря обрел их. По преданию, они плавали на поверхности воды, как будто были сделаны из дерева, и от них исходило дивное сияние.
Позже их опознали, как вериги Никиты, торжественно перенесли в Переславский Никитский монастырь и положили на гроб подвижника. Память преподобного Никиты Столпника Церковь празднует 23 и 24 мая.
Открыть на весь экран можно .
Фотопанорамы фотографа «Фомы» Владимира Ештокина — Россия 3D.
Где находятся: Никитский мужской монастырь
Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20.
Кто еще носил вериги
Вериги носили многие подвижники — всех перечислить невозможно. Рассказываем на примере троих известных святых Православной Церкви.
Евфросиния Полоцкая
Ее вериги хранятся в Полоцком Свято-Ефросиниевском монастыре в дубовой раке. Вес — 7 кг.
Преподобный Феодосий Печерский
«…Блаженный отправился в кузницу и поручил там кузнецу сковать себе железный пояс в виде цепи. Этот тесный и до крови врезавшийся в тело пояс он надел прямо на тело и с тех пор никогда уже его не снимал».
(«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского).
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский
В детстве он сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога». Так и случилось. «После старца Иринарха осталось праведных “трудов” его: сто сорок два креста медных, семь трудов плечных, железная цепь в двадцать сажен, которую он надевал на шею, железные пута ножные, восемнадцать медных и железных оковцев, которые он носил на руках и на груди, связки, которые носил на поясе, весом в один пуд, палка железная, которою он смирял свое тело». («Жития святых» святителя Димитрия Ростовского).
Вериги
Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского, 1911 г.
Вери́ги (ст.-слав. верига — «цепь») — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Вес вериг может достигать десятков килограммов.
Веригоношение
Вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Вот как писал о них Григорий Богослов: «Другие изнуряют себя железными веригами, и, истончевая плоть, истончевают вместе грех». Соответственно строгости аскетического идеала, иноки в самом подвиге не довольствовались уже обыкновенным аналавом, как только знаком своей борьбы с плотью; возникло желание, чтобы этот знак более чувствительно воздействовал на волю через воздействие на тело.
Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на некоторых словах Нового Завета:
- «Возмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11:28-30);
- «Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него» (Плач.3:27-28);
- «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу» (Гал.6:17).
Ношение вериг есть своего рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение телесное в непрерывном усилии совершенно, по слову апостола, распять плоть свою со страстями и похотями (Гал.5:124). Оно имеет по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, имевшее место для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви.
Вериги святого Петра
Вериги апостола Петра Основная статья: Вериги святого Петра
Вериги святого Петра — цепи, которыми по преданию был скован апостол Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.
В Православной церкви празднование поклонения честным веригам апостола Петра совершается 16 января (по юлианскому календарю).
Ссылки
- Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра на сайте Православие.Ru
Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».
Преподобный Никита Столпник, Переяславский
Кондак 1
Взбранный чудотворче и великий Христов угодниче! Восхваляем тя с любовию, чада твоя, тепла предстателя к Богу тебе стяжавше. Ты же моли прославившаго тя Господа от всяких нам бед свободитися, зовущим: радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Икос 1
Ангелов подобника и бесов противоборца провидя тя всея твари Зиждитель словесы пророческими: измыйтеся и чисти будите, на покаяние огласив тя, яко втораго Павла, человеколюбно к себе призва, нас же научи ублажати тебе сице:
Радуйся, сосуде избранный, свыше Богом предуведанный; радуйся, в храм Духа Всесвятаго предуставленный.
Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания.
Радуйся, благодать Божию, умягчающую сердце твое, получивый; радуйся, очистительнаго покаяния токи слез источивый.
Радуйся, веру в призвавшаго тя Господа несумненну восприявый; радуйся, всего себе водительству Божию предавый.
Радуйся, супружницу и клевретов твоих Господа ради оставивый; радуйся, невозвратное твое шествие к снисканию спасения направивый.
Радуйся, Царствия Небеснаго стяжателю; радуйся, о всех к тебе притекающих теплый ко Господу предстателю.
Радуйся, Никите преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 2
Видя супружницу твою, дивящуюся пременению снедных мяс якобы в человеческия члены и недоумевающую о неисповедимых судьбах Божиих, свыше озарен, исповедал еси, яко Господь на покаяние тя призывает, и абие познал еси спасающему тя Богу пети: Аллилуиа.
Икос 2
Разум недоразумеваемый, в дивном призвании твоем проявленный разумети ища, преподобне отче Никито, помышлял еси, како о Господе возмощи мир и диавола посрамити, к лавре святаго великомученика Никиты абие потекл еси, идеже и ангельский образ на ся восприим, добль воин Христов показался еси. Мы же, Господа спасшаго тя прославляюще, радостно вопием ти:
Радуйся, яко мытарь, ко Господу о помиловании вопиявый; радуйся, яко заблудший сын, Отца Небеснаго взыскавый.
Радуйся, яко хананея, от Христа не отступавый; радуйся, яко блудница, о гресех рыдавый.
Радуйся, яко Езекия, умильно моливыйся; радуйся, яко Манассия, в покаянии смиривыйся.
Радуйся, яко Иов, искушения крепко терпевый; радуйся, яко Даниил, премудрость Божию разумети вожделевый.
Радуйся, Давидово раскаяние явивый; радуйся, Петровы слезы источивый.
Радуйся, путь истинный к животу вечному обретый; радуйся, яко крин, любовию Божественною процветый.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 3
Сила Вышняго осени тя, преподобне отче Никито, егда в начале не был еси удостоен приятия в лавру великомученика Никиты, и трехдневным твоим пред враты оныя приседением и всенародным грехов твоих исповеданием победителя на диавола тя яви, научая нас дающему крепость людем Своим Богу пети: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй благоприятное стремление во святей лавре великомученика Никиты водворитися, но от сея быв отреваем, в тинное блато наг поверглся еси на терзание мшицем и гадом. Мы же толико крепкому твоему терпению дивящеся, вопием ти:
Радуйся, миру единожды навсегда умерый; радуйся, нераскаянно вся красная мира сего презревый.
Радуйся, тщеславныя помыслы смиривый; радуйся, мысль в Бозе утвердивый.
Радуйся, сребролюбие изсушивый; радуйся, сластолюбие умертвивый.
Радуйся, всякий гнев и избыток злобы отложивый; радуйся, смиренномудрие возлюбивый.
Радуйся, душу твою по слову Христа возненавидевый; радуйся, делы благими Велиара преобидевый.
Радуйся, плоть со страстьми и похотьми распный; радуйся, по обращении твоем не себе, но единому Богу живый.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 4
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, святыя лавры игумен смятеся, зря тебе, грехолюбива бывша, на подвиги иночествующих толико бодренно дерзающа, в месте тесне тя затвори во испытание благаго твоего произволения; ты же на диавола, яко Давид на Голиафа, единоборствовати радостно с каменем веры потекл еси, поя Господу Сил: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав сказания житий древних подвижников, преподобне, како от Господа наставляеми и укрепляеми, труды ко трудом прилагаху, тем подражати возревновал еси, и тяжкия вериги, по благословению игумена, на ся возложив, день и нощь в молитвах пребывал еси. Мы же, дивное твое подвижничество прославляя, зовем ти таковая:
Радуйся, житием отцев пустынных плененный; радуйся, любовию Божественною распаленный.
Радуйся, произвольное узничество возлюбивый; радуйся, во умерщвление плоти железа на себе возложивый.
Радуйся, в подвизех неутомимый; радуйся, во благочестии неохладимый.
Радуйся, во плоти безплотных Ангелов сожителю; радуйся, своего произволения воли Божией покорителю.
Радуйся, исправлении твоими безплотных удививый; радуйся, равноангельнаго жития образ истинный нам явивый.
Радуйся, в собеседование с Богом выну углубленный; радуйся, благодатию Божиею преобогащенный.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 5
Богопесненную Псалтирь к достижении Небеснаго Отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославлял еси Небеснаго Отца, воспевая: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше ближнии и дальнии, еже по Бозе житие твое, преподобне, чудному твоих нравов изменению удивляхуся, добродетели же и подвиги твоя прославляху, с ними же и мы сице вопием ти:
Радуйся, яко в старости крепость мужескую показал еси; радуйся, яко обет иночества делами оправдал еси.
Радуйся, в многострастней плоти подвизавыйся, яко безплотный; радуйся, благими помыслы и делы многоплодный.
Радуйся, твоими подвиги от обленения нас возставляяй; радуйся, твоею жизнию путь ко спасению всем изъявляяй.
Радуйся, любовь велию к Богу показавый; радуйся, многообразне помощь Божию испытавый.
Радуйся, Божией любви к кающимся зерцало; радуйся, подвизающимся на диавола крепкое забрало.
Радуйся, выну о нас с молитвою Богу предстоящий; радуйся, и поднесь обитель твою нерушиму хранящий.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 6
Проповедают тяжкия твоя вериги, смиренномудре Никито, труды и болезни, Бога ради тобою подъятыя, ихже ради дивно прослави тя Господь, обильныя исцелений струи тобою источая нам, да выну поем Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявшая в сокрушеннем сердце твоем благодать Всесвятаго Духа провидца будущих и скораго наветуемым от бесов свободителя показа тя, преподобне, научая всех вопити тебе сице:
Радуйся, предняя, яко настоящая прорекавый; радуйся, дальная, яко близ сущая прозиравый.
Радуйся, яко князю Михаилу вину разслабления его телеснаго объяснил еси; радуйся, яко мученическую кончину ему и болярину его быти предвестил еси.
Радуйся, со пророки прославленный; радуйся, чудотворцем сопричисленный.
Радуйся, гордыни диаволей низложителю; радуйся, бесов прогонителю.
Радуйся, силу вражию поправый; радуйся, в силе Божией преспевавый.
Радуйся, яко Царствие Божие внутрь себе стяжал еси; радуйся, яко Христа навеки в тебе жити восприял еси.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 7
Хотящу диаволу явлением своим во образе дракона устрашити тя, стояща на молитве, оружием креста поражение бесконечное нанесл еси, победителю Богу воспевая: Аллилуиа.
Икос 7
Новую тварь показа тя Зиждитель, от миролюбия к толикому боголюбию сердце твое обратив, преподобне отче, яко ты на столп, аки Илия на огненную колесницу, возшед, бдение, пост и молитву, аки кони быстротечныя от земли к небеси стяжал еси, и тако ко Христу представ, выну ходатайствуеши о нас, вопиющих тебе:
Радуйся, яко еже по Бозе истинное житие познал еси; радуйся, яко тое ищущим делами показал еси.
Радуйся, велемудров века сего обуивый; радуйся, истинную мудрость в смиренномудрии быти явивый.
Радуйся, иго Христа восприявый: радуйся, благость онаго житием оправдавый.
Радуйся, язвы Господа Иисуса любезне на теле твоем понесый; радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.
Радуйся, земный странниче; радуйся, Божий избранниче.
Радуйся, монахов наставнице; радуйся, Богоприятный о нас молитвенниче.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 8
Странное и преславное чудо видится всем, притекающим к тебе, отче Никито, яко и вода от изрытых тобою кладенцев, черплемая с верою, телесныя и душевныя недуги исцеляет, научая чудодеющему Богу пети: Аллилуиа.
Икос 8
Весь от Всесвятаго Бога облагодатствован еси, преподобне отче, яко духом Престолу Божию предстоиши, телом же в недре земли почивая, от гроба твоего подаеши цельбы. Сего ради и взываем ти таковая:
Радуйся, верный рабе Владыки Всеблагаго; радуйся, храме преукрашенный Духа Всесвятаго.
Радуйся, Царя Небеснаго предстоятелю; радуйся, скорый прошений подателю.
Радуйся, источниче исцелений; радуйся, сокровищнице чудотворений.
Радуйся, видимыми чудесы невидимую благодать, в тебе сущую, являяй; радуйся, верных души знаменьми в вере утверждаяй.
Радуйся, чадам Церкве лучезарный светильниче; радуйся, дивный Христов угодниче.
Радуйся, увенчанный подвижниче; радуйся, Богу присный любимиче.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 9
Всякое естество ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, преподобне Никито, яко и древяный посох твой, страждущему телесным разслаблением Черниговскому князю Михаилу посланный от тебе и в руку им приятый, абие исцеление тому дарова и научи его пети чудодеющему тобою Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещаниии недоумеют по достоянию восхвалити тя, достославно отче, яко паче естества силу вражию преславно низлагаеши. Еще бо в телеси пребывая, беса, шествовавшу к тебе князю Михаилу явльшася во образе инока и благое княже предприятие воспящавша, видимо к столпу твоему именем Христа пригвоздил еси, и поднесь туюжде власть на бесы являеши, разрушая злокозненныя действа их на человеков. Сего ради и зовем ти сице:
Радуйся, лжи диаволей обличителю; радуйся, прелести бесовския посрамителю.
Радуйся, власть на духи нечистыя приявый; радуйся, туюжде и по смерти удержавый.
Радуйся, яко демони и гроба твоего трепещут; радуйся, яко на них и вериги твоя стрелы палящия мещут.
Радуйся, яко бесныя во обитель твою точию нуждею привлачаеми бывают; радуйся, яко они здравии и смыслящии тую оставляют.
Радуйся, яко демони зде и не хотяще себе открывают; радуйся, яко тобою гоними, из одержимых ими скоро убегают.
Радуйся, реко исцелений быстротечная; радуйся, стражо обители вечная.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 10
Спасти хотя душу твою, богомудре отче, в кротости и смиренномудрии Христове выну поучался и дивно преуспел еси. Темже и рабом твоим, хотящим нуждно изъяти душу твою, ничтоже пререкл, ниже возопил еси; но, яко агнец незлобивый, главу подклонив, смерть от тех приял еси, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси всем, воспевающим тя и притекающим с верою к заступлению твоему, Никито столпниче. Темже и нам, к тебе прибегающим, буди столп непоколебим, от всяких нас бед и напастей выну застеняя и ограждая, за еже и поем тебе таковая:
Радуйся, пристанище обуреваемых; радуйся, помоще озлобляемых.
Радуйся, скорбных утешителю; радуйся, немощных укрепителю.
Радуйся, грешных Бога умилостивляяй; радуйся, благих в добре утверждаяй.
Радуйся, кающихся своим примером ободряяй; радуйся, о спасении подвизающимся спобораяй.
Радуйся, мятущихся помыслами умирителю; радуйся, вражиих наветов отразителю.
Радуйся, наших царей державо и похвало; радуйся, града Переславля утверждение и красото.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 11
Пение благодарственное Господу приносят вси, приемлющии, видящии и слышащии многочисленная чудеса, от тяжких вериг и гроба твоего бывающая силою Божиею, юже ты выну на небесех прославляеши, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарное светило, на тверди церковней возсиявшее, преподобне отче Никито, показаша тя три огневидныя столпы, явльшияся над поверженными от убийц твоих и яко древо в водах волжских плававшими твоими веригами, яже и положити зде на гробе твоем, яко почесть трудов твоих, в нощнем видении повелел еси. Чесо ради твое водворение во светлостех святых быти уразумевше, тя воспеваем:
Радуйся, жителю Божественнаго селения; радуйся, достигший вечнаго упокоения.
Радуйся, благ неизреченных наслаждающийся; радуйся, лицезрения Божия насыщающийся.
Радуйся, со Ангелы присно ликующий; радуйся, Трисвятую песнь немолчно поющий.
Радуйся, с преподобными ублажаемый; радуйся, с мучениками увенчаваемый.
Радуйся, радостию вечною преисполняемый; радуйся, любовию Божественною преуслаждаемый.
Радуйся, яко тобою Вышний на небеси и на земли славится; радуйся, яко и ты сего ради Вышним на небеси и на земли прославился еси.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 12
Благодать чудес твоих, преподобне отче Никито, в сердце первосвятителя Фотия велие ко отысканию многоцелебных мощей твоих желание возжже. Ты же, богомудре, аще и попустил еси откопати и видети нетленное и чудесы благоухающее тело твое; обаче якоже и прежде человеческия славы убегавший, всех из храма, аки бурею, изринув, паки себе в землю скрыл еси. Чесо ради дивному во святых Своих Богу Иаковлю воспеваем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще преславно действующаго тобою чудеса Царя Небеснаго, тя, отче достославне, восхваляем, аще и недостойными устами, обаче усердно ублажая тя сице:
Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление; радуйся, святыни Духа чистое и непорочное селение.
Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная: радуйся, мироварнице, на вся недуги врачеваниями преизобильная.
Радуйся, образе агнцем и пастырем; радуйся, преукрашенный всяким Божественным дарованием.
Радуйся, правило веры и образе кротости духовныя; радуйся, зрителю красоты Божественныя неизреченныя.
Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся, многоцветный крине райскаго прозябения.
Радуйся, яко Ангели о твоих исправлениих радуются; радуйся, яко мнози человецы по твоему примеру и предстательству спасаются.
Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.
Кондак 13
О, преславный чудотворче и великий Христов угодниче, Никите преподобномучениче! Нынешнее наше хвалебное приношение прием, не остави присно ходатайствовать о нас у Отца Небеснаго, да в житии сем сетей вражиих и прелести бесовския избывше, воздушных мытарств и геенны вси избегнем, и всельшеся в горний Иерусалим, сподобимся с тобою пети Всеблагому Богу нашему вечно немолчное: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу
О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Никита, столпник Переславский
Память 24 мая / 6 июня
Преподобный Никита, столпник Переславский
Святой Никита в молодости служил сборщиком податей и налогов у князя Долгорукого в Переславле-Залесском. Он был беспощаден, причинил много зла, угнетая бедняков, которые были не в силах платить подати, занимался поборами и бесчинствовал с такими же, как и он, друзьями. Как-то он проходил мимо церкви во время вечерни и услышал слова пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис 1, 16). Ужаснувшись, он пришел к себе домой и не сомкнул глаз всю ночь. На следующий день, как обычно, он пригласил друзей на обед и попросил супругу приготовить угощенье. Жена начала резать мясо и увидела, что кровь течет как-то необычно, а когда стала варить его в котле, кровь вскипела, а на поверхность всплыли части человеческого тела. Испугавшись, она позвала супруга, а тот, увидев то же самое, в ужасе воскликнул: «Увы мне, много я согрешил!»
Он со слезами выскочил из дома и бросился в монастырь Великомученика Никиты, расположенный в трех верстах от города. Пав в ноги игумену, он взмолился: «Спаси погибающую душу!» Чтобы испытать искренность покаяния, игумен дал Никите послушание стоять на пороге монастыря и исповедовать свои грехи всем входящим и выходящим, что тот и делал некоторое время. Затем, приметив неподалеку болото, заросшее камышом, над которым летали тучи мошек и комаров, он разделся, лег нагим в камыши и стал молиться. Посланные игуменом иноки не нашли его у ворот монастыря, бросились искать и обнаружили в камышах, всего искусанного и окровавленного. Игумен сам пришел на болото и спросил, почему он подвергает себя такому истязанию. Никита ответил: «Отче, спаси погибающую душу!»
Его привели в монастырь, постригли в монахи, после чего он удалился в крохотную келью, где жил в непрестанной молитве, всегда соблюдая пост. По ночам вместо отдыха он тайком отправлялся трудиться на пользу обители: так он вырыл два глубоких колодца в окрестностях монастыря. Его осаждали бесы, но он оборонялся от них крестным знамением и призыванием святого великомученика Никиты, однако никому не рассказывал о своих борениях. Потом подвижник устроил недалеко от церкви столп-колодец, в котором находился постоянно, подражая столпникам древности.
За трудные подвиги он был награжден даром чудотворения и исцеления тех, кто просил его заступничества. Боголюбивый князь Михаил Черниговский был тогда парализован. Наслышанный о святом Никите, он приказал боярам доставить себя в Переславль. По дороге бес, принявший обличье инока, сказал князю, что он из монастыря, где подвизается Никита, и что столпник – самозванец и лжец. Сильно опечаленный, князь, тем не менее, продолжил путь и, остановившись недалеко от монастыря, послал одного из бояр предупредить святого о своем прибытии. Бес, на этот раз принявший облик одноглазого инока с лопатой, подозвал посланца и сообщил ему, что Никита умер и что он только что похоронил его. Заподозрив обман, боярин прогнал беса именем святого, а затем подошел к столпу, где подвизался Никита. Подвижник передал ему свой посох. Как только боярин вложил посох в руки князю, тот исцелился и на своих ногах отправился к святому поблагодарить и получить благословение (1186).
Однажды ночью дальние родственники Никиты, приходившие просить его молитв, прельстились веригами и крестами святого, приняв их из-за блеска за серебряные. По диавольскому наущению они убили человека Божия и завладели веригами. Ранним утром пономарь, пришедший к святому за благословением начать службу, обнаружил его бездыханное тело, источавшее сладостное благоухание. Иноки похоронили его в храме Великомученика Никиты около алтаря. Во время погребения произошло много чудесных исцелений (1186 или 1189).
Что касается безбожников-злодеев, они, увидев, что похищенные цепи были железными, бросили их в Волгу недалеко от Ярославского Петровского монастыря. По откровению они были обнаружены иноками этой обители и явили много чудес. Впоследствии святой Никита предстал перед монахом, нашедшим цепи, и велел отнести их в Переславль на свою могилу. С тех пор эти святые реликвии исцеляют всех, кто поклоняется им с верой.
В XV веке митрополит Фотий благословил открыть мощи святого. Они оказались нетленными, и почитание прп. Никиты Столпника стало стихийно распространяться по всей Руси .
Он был официально канонизирован Церковным Собором в Москве в 1549 г.
Этот святой стал примером покаяния для всех православных христиан. Он из порочной жизни смог обратиться к Богу и стать великим подвижником. Святой прославился особым подвигом – несения вериг и пребыванием в молитве на столпе.
Жизнь Никиты до обращения к Богу
Никита жил в двенадцатом веке в Переяславле-Залесском. Он в юности женился и стал очень богатым благодаря своему роду деятельности. Никита был, как бы сейчас сказали, начальником налоговой службы. По его приказу собирались подати и налоги с населения. Он был грешен, пользуясь служебным положением, и собрал себе, таким образом, неправедное богатство.
Его не любили люди, по причине его безжалостного характера. Он со многими был во вражде, может быть, даже распускал руки. Когда князь отдал повеление – повысить сумму налогов, по причине строительства каменного храма, Никита еще суровее стал собирать налоги и подати с несчастных жителей. Имя его наводило ужас на местное население.
Однажды Никита случайно зашел в храм, где как раз в это время читались слова Исайи пророка: «измыйтеся и чисти будете…избавите обидимого…». Он был потрясен этими словами, они словно дошли до его сердца. Безжалостный воевода вдруг почувствовал всю тяжесть своих грехов, до него дошло, скольких людей он обидел.
Когда он пришел домой, то решил развеять тоску, позвав друзей на пир. Жене же велел приготовить богатое угощение. Когда она стала варить мясо, Никита подошел к котлу и вдруг увидел в нем человеческие кости, конечности, головы. В ужасе он бежал из дома.
Покаяние Никиты
В глубоком чувстве осознания своих преступлений, благодаря явлению ему чуда Свыше, он прибежал в монастырь. Игумен и братья испугались, увидев, какой гость к ним пожаловал. Ведь одно его имя наводило ужас на всю округу. Но, увидев, что Никита кается, они перестали бояться. Игумен решил проверить, насколько сильно его намерение. И дал ему послушание – стоять при входе в монастырь и каяться прилюдно в своих грехах в течение трех суток.
Но когда один монах пошел в лес за грибами, то увидел там на болоте человека, раздетого по пояс и покрытого стаями мошек. От их укусов тело подвижника было все распухшее и в крови. От страха монах чуть не выронил корзинку. В подвижнике он узнал того самого Никиту.
В ужасе он прибежал в монастырь и поведал обо всем игумену. Тот отправился сам на болото и спросил у Никиты, зачем он это делает. Тот ответил, что такова сила его покаяния, и просил простить его и принять в число братии.
Тогда у игумена не оставалось сомнений насчет истинности намерения Никиты. Он привел его в монастырь и постриг в монашество.
Подвиги святого Никиты Столпника
С тех пор кающийся грешник начал вести суровую подвижническую жизнь. Он по благословлению духовника выкопал себе колодец, который превратился в его столп. Днем и ночью стоял подвижник в нем и творил молитву. В столпе было так тесно, что ему не то чтобы нельзя было сесть или лечь, но даже и повернуться.
Кроме того он изготовил себе тяжелые железные вериги. Одни он носил на голое тело, а другие — поверх одежды.
Слух о подвижнике — раскаявшемся грешнике начал распространяться по всей Руси. К нему начали приходить люди и получать исцеление от болезней. Даже князь Михаил Черниговский, который тяжело заболел, решил отправиться к подвижнику. Как только он дотронулся до святого железа, то сразу получил исцеление от недуга.
Никита предсказывал свою насильственную кончину, говоря: «кто возьмет меч, от меча и погибнет». Так и произошло. Однажды знакомые миряне пошли к нему за благословением, но диавол смутил их. Они приняли его вериги, светившиеся при лунном свете, за серебряные. Решив его ограбить, они убили святого, сняли вериги и убежали. Но каково было их отчаяние, когда они узнали, что вериги – простые, железные.
Убийцы бросили вериги в Волгу и убежали. Один старец заметил чудо – по реке плыли тяжелые железные вериги и не тонули, словно они были деревянные. Так Господь прославил святого.
Тело святого Никиты Столпника нашли монахи и похоронили с честью в монастыре. Сразу после его кончины от мощей стали происходить чудеса исцеления. Одного диакона прикосновение к веригам исцелило от сумасшествия. Тогда братия решила открыть мощи, но они по велению святого сами ушли под землю.
Прославление святого
Мощи преподробного Никиты Столпника были обретены в 2000 году. Они хранятся в монастыре в Переяславле-Залесском. В годы Советской власти монастырь был заброшен, в 90-е годы началось его восстановление. Появились первые насельники. Сейчас множество паломников спешит в монастырь, чтобы приложиться к столпу, мощам и веригам святого.
Дни памяти святого преподобного Никиты Столпника:
- 5 июня
- 6 июня;
- 6 июля.
Святой помогает при различных болезнях, заболеваниях суставов, бесновании, сумасшествии. Также ему молятся, когда больной долго страдает, чтобы Господь забрал его к Себе и прекратил мучения.
прот. Александр Бойко о преподобном Никите Столпнике
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!