Содержание
- Вербное воскресенье
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- История праздника Вербное воскресенье
- Почему праздник называют Вербным воскресеньем
- Традиции Вербного воскресенья
- Праздничное богослужение
- Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля
- Проповеди на Вход Господень в Иерусалим
- Икона Входа Господня в Иерусалим
- Видео
- Проповеди в mp3
- Вход Господень в Иерусалим. Православный календарь на 21 апреля
- Вербная суббота
- Ветви вербы — это знак победы жизни над смерью
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.
В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.
Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.
История праздника Вербное воскресенье
Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».
Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.
Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…
Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.
Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.
Вербное воскресенье: какое торжество и какое горе в этом празднике!
Почему праздник называют Вербным воскресеньем
Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.
Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:
Их-то Господь — вон какой!
Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.
Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.
В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.
Традиции Вербного воскресенья
В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.
Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.
При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.
Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.
Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?
Праздничное богослужение
Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.
Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».
В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.
Вербное воскресенье в 2020 году — 12 апреля
Вербное воскресенье в 2021 году — 25 апреля
Богослужение на Вербное воскресенье
- Текст всенощного бдения и литургии с переводом и объяснениями
- На осленке против смерти, или Об особенностях служб Лазаревой и Вербного
Песнопения на Вербное воскресенье
- Тропарь
- Величание
- Кондак
- Антифоны
- Задостойник
Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение 2017)
- Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео
- Вербное воскресенье. День радостных ладошек
- Вербное воскресенье — детский праздник
Видео о Вербном воскресенье:
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.
Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
Митрополит Антоний Сурожский
Статья Марии Свешниковой: Вербное воскресенье – начало торжества безверия
Проповеди на Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, начинает Страстную седмицу
Митрополит Антоний Сурожский Жить достойно Тебя мне слишком трудно. Вход Господень в Иерусалим
Митрополит Антоний Сурожский На исходе сил на пороге Страстной Седмицы
Епископ Василий (Родзянко)Долгий вход в Иерусалим
Архимандрит Рафаил (Карелин) Строже всего Бог будет судить христиан. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Протоиерей Владислав Свешников Вход Господень в Иерусалим: Торжество служения
Священник Сергий Ганьковский Иерусалимские граждане тоже хотели простого человеческого счастья
Протоиерей Анатолий Малинин Ветви вербы – это знак победы жизни над смерью
Протоиерей Димитрий ДудкоЕсли бы Господь прошел сегодня по нашим улицам. Вербное воскресенье
Игумен Петр (Мещеринов)Грустный праздник
Протоиерей Андрей ЕфановКак жить, чтобы не стать предателями Господа?
Священник Феодор Людоговский»Грядый Господь на вольную страсть…»
Икона Входа Господня в Иерусалим
Протоиерей Николай Погребняк Вход Господень в Иерусалим: что изображено на иконе?
Видео
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (ФИЛЬМ телеканала «Неофит»)
Епископ Василий (Родзянко)Долгий вход в Иерусалим. ВИДЕО
Проповеди в mp3
Протоиерей Валериан Кречетов. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Протоиерей Александр Ильяшенко. Вербное воскресенье: Останемся ли мы у Креста Христовa?
Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Протоиерей Михаил Немнонов. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим. Православный календарь на 21 апреля
21 апреля (8 апреля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе значительно ослабляется пост – благословляется вкушение рыбы. Далее коротко расскажем о сегодняшнем празднике, а также о святых, чья память совершается 21 апреля.
* * *
Вход Господень в Иерусалим. Один из главных церковных праздников, в народе более известный как Вербное воскресенье. Его история связана с евангельским эпизодом кануна Страстной седмицы, когда за несколько дней до Крестных страданий Христа множество народа, услышав о том, что Спаситель идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу, восклицая:
Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!
Многие срезали ветви с пальм и устилали ими дорогу Мессии. Евреи были готовы признать во Христе Царя, который пришёл освободить их. Однако Спаситель принёс им иное освобождение и не даровал земного владычества над другими народами. А потому уже, несколько дней спустя, многие из тех, кто возглашал осанну, закричали:
Распни Его!
Вербное воскресенье завершает Великий пост и предваряет самую скорбную для христиан неделю – Страстную. Но в сам этот праздник мы радуемся, подобно тем, кто встречал Спасителя пальмовыми ветвями в Иерусалиме. Наша храмовая архитектура очень сильно отличается от иерусалимской, как и русские вербы от пальмовых ветвей Палестины. Но вот уже более тысячелетия на Руси ежегодно с особой торжественностью празднуется Вербное воскресенье – день Входа Господня в Иерусалим.
Верейское Вербное: праздник Входа Господня в Иерусалим
А потому и сегодня, спустя два тысячелетия после событий евангельской истории, каждому православному христианину в Вербное воскресенье важно побывать на богослужении праздника Входа Господня в Иерусалим. Праздника, который является главными вратами Пасхи Господней.
* * *
Священномученик Сергий Родаковский. Всехсвятская церковь города Минска. В этом величественном храме-памятнике ежедневно совершаются молитвы к новомученикам, в земле Белорусской просиявшим. Людям, кто в годы богоборческих гонений сохранили верность Христу и Его Церкви, продолжая духовно окормлять и поддерживать своих духовных чад, отлично понимая, чем это грозит. Одним из этих святых был протоиерей Сергий Родаковский, простой сельский священник из-под Минска, о дореволюционной биографии которого из его Жития известно следующее:
Будущий священномученик родился в 1882 году в Минской губернии в семье псаломщика. После успешного окончания Духовной Семинарии он был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем церкви Успения Божией Матери деревни Лавришево Новогрудского уезда Минской губернии, где прослужил десять лет. Во время Первой мировой войны отец Сергий служил священником санитарного поезда, а в 1916-1917 годах проходил послушание полкового священника. После революции батюшка возглавил приход в деревне Таль Бобруйского уезда Минской губернии.
В 1930 году отца Сергия арестовали за неуплату непомерно высокого подоходного налога, который богоборческие власти установили за саму возможность служить в церкви. Но больше всего богоборцев обозлило бесстрашие батюшки. В особую вину отцу Сергию зачли его вопрос: «Почему советская власть не накладывает норм по заготовке на раввинов, а всё на священников?» Тем не менее шесть месяцев спустя батюшку освободили, он смог вернуться в свою деревню и даже продолжить служение в храме. Однако дом его был конфискован, а сам уже немолодой священник с семьёй был вынужден скитаться по соседям. Не прошло и трёх лет, как в марте 1933-го отца Сергия снова арестовали – по ложному обвинению, а уже 21 апреля того же года приговорили к расстрелу и сразу же привели этот страшный приговор в исполнение.
Священномученик Сергий пополнил скорбный список погибших за веру в годы гонений. Но, памятуя о том, что «кровь мучеников – семя Церкви», мы, православные христиане, не должны забывать, что за Голгофой неотвратимо следует Воскресение. И в сегодняшнем возрождении Русской Церкви есть вклад и новомучеников Белой Руси.
Ангелы Белой Руси: 21 апреля – память священномученика Сергия Родаковского
* * *
Апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм и иже с ними. Эти святые I (апостольского) столетия от Рождества Христова входят в число семидесяти апостолов, среди которых как несколько учеников Самого Спасителя, которых Он избрал вслед за первыми двенадцатью апостолами, так и целый ряд учеников других апостолов. Каждому из этих великих угодников Божиих посвящены отдельные дни памяти, в которые в рамках нашего «Православного календаря» коротко описаны обстоятельства их служения и кончины (зачастую мученической).
Мученик Павсилип. Раннехристианский страдалец, принявший за верность Господу и Его Церкви тяжелейшие истязания и мученический венец в период правления императора-язычника Адриана, царствовавшего в Римской империи в 117-161 годах от Рождества Христова.
Святитель Келестин, папа Римский. Один из Предстоятелей Западной Церкви периода, когда она ещё не отступила от Православия. Святой Келестин, напротив, был ревностным борцом за чистоту Истинной веры, оберегавшим Церковь от ересей. В частности, он прославился своим противодействием несторианской ереси. Вот что мы знаем об этом из Жития святителя:
В то время возникла ересь Нестория. На Поместном Соборе в Риме в 430 году святитель Келестин изобличил эту ересь, и еретик Несторий был осуждён. После Собора святитель Келестин написал святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому, послание, в котором указал, что если Несторий через 10 дней не откажется от своего лжеучения, то будет низложен и отлучён. Святитель Келестин направил ряд посланий и другим Церквам, Константинопольской и Антиохийской, в которых разоблачал несторианскую ересь.
Папа Келестин мирно отошёл ко Господу в 432 году от Рождества Христова, вплоть до последних дней своей земной жизни ревностно отстаивая православное учение о Христе как об Истинном Боге и Истинном Человеке.
* * *
Святитель Нифонт Печерский, епископ Новгородский. Русский святой XII столетия, постриженик Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, за свои монашеские духовные подвиги и великие добродетели сподобившийся архипастырского рукоположения на епископскую кафедру Великого Новгорода. Мирно отошёл ко Господу в 1156 году от Рождества Христова.
Преподобный Руф, затворник Печерский. Русский святой XIV века, насельник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, прославившийся как образец постников и трудолюбцев. Погребён в лаврских Дальних пещерах.
* * *
Поздравляем православных христиан с высокоторжественным праздником Входа Господня в Иерусалим и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй нас!
Вербная суббота
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня одна сестра, которой я не позволил придти в храм по болезни, сказала мне: «Сегодня такая хорошая служба».
Плохой службы нет. Все хороши, ибо никакая служба неповторима, каждая своеобразна. Правда, в наше время мы сами, зачастую, делаем их похожими друг на друга, выкидывая некоторые места и вставляя совсем несоответствующие концертные песнопения.
Что же дает нам сегодняшнее богослужение? Ныне мы пришли не только для того, чтобы стоять со свечами и вербами. Мы пришли, чтобы встретить Господа, но не так, как встречали Его еврейские дети, которые кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних» (Мф. 21:9). Ибо мы знаем то, чего не знали они.
Господь зовет нас не для того, чтобы мы дали Ему ветви распустившихся деревьев, которые мы держим в руках, или одежды наши, подобно евреям. Он зовет нас дать Ему другие одежды и другие ветви.
Господь, совершив воскрешение Лазаря, идет в Иерусалим и первыми встречают Его те, кто чист сердцем, те, для кого установлено Царство Небесное. Только тот, кто умалился как дитя, войдет в него.
«Оставьте детей приходить ко Мне», – говорит Господь (Мф. 10:14), и дети первые почувствовали любовь Его к Ним и воспевают Ему «Осанна». А за ними и народ, воспламенившись от детских голосов. Тот народ, среди которого Он творил чудеса, изгоняя бесов, очищая от проказы. Этот самый народ вспоминает все это и в порыве радости приветствует Его, срезает ветви и расстилает их на Его пути, а кто не может срезать, тот кладет свои одежды.
Господь плакал, плакал о том, что не узнали времени посещения Его. Он плакал о людях Ветхого Завета, которые, хотя сами и проповедывали о Мессии и пели ныне «Осанну», но не были просвещены светом и не могли в своей гордости принять Того Света, который просветит всех человеков.
Как же мы будем встречать Господа, мы, которые знаем, зачем Он идет в Иерусалим? «Грядет Господь на вольную страсть». Этого они не знали, а мы ныне знаем. И собрались мы сегодня не для того, чтобы встречать Его как Царя, торжественно грядущего во Иерусалим, а как идущего на Крест.
«Днесь благодать Святого Духа нас собра, и вси вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в высших». Вот наша «Осанна», вот как мы должны Его ныне прославлять. А мы как?
А вот мы думаем, что собрались, чтобы петь Ему как отроки: «и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе Победителю смерти вопием»…
Но, братие и сестры, многие из нас и так не могут воспевать, многие и сейчас находятся в состоянии, в котором далеко отстоят от еврейских отроков.
А святая Церковь через богослужение зовет нас не к этому, а к другому, и тропарь, который мы мало слышим, и который зачастую не поется, раскрывает наше истинное состояние:
«Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
Вот мы, люди Нового Завета, спогребаемся Тебе. И недаром те, которые нынче утром были в храме, слышали вместо Трисвятого: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Посему к этому времени всегда приурочивали Крещение взрослых, чтобы они могли встретить Христа, сподобившись крещения.
Мы все спогребаемся Христу и сподобляемся вечной жизни Его Воскресением. И не только мы знаем, что так должно быть, но многие и чувствовали, что это так.
Когда святая Церковь в последние дни Великого поста зовет нас поклониться Грядущему Господу, зовет нас, очистившихся от греха, пришедших со свечами и вайями; мы должны понять, Кого мы встречаем, и что мы должны дать Ему.
При крещении мы получаем одежду, Его одежду, а затем у нас есть ветви добродетелей, ибо душа дает плод добродетелей и потому св. Церковь воспевает:
«Вайя добродетелей, братие, принесем Христу Богу, грядущему нас ради человечески пострадати волею»…
Где же у нас наши добродетели, или, как говорят Св. Отцы, наше уподобление Богу?
У многих из нас нет этих ветвей, но они должны быть, ибо мы не только должны востановить в себе образ Божий, но и работать над уподоблением. Каждый должен иметь и имеет одежду крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Это одежда нетления, одежда Христова, она нами оскверняется, но она нами же может и очищаться в таинстве покаяния и причащения.
Итак, мы собрались ныне, чтобы проводить Господа на страдание, ибо Он не идет воцариться, как думали отроки еврейские, а идет «заклатися и датися в снедь верным».
И мы ныне должны предстоять, очистив душу, «ум очистив», как поется в тропаре Алексия человека Божия. А это зависит от того, как мы провели св. Четыредесятницу.
Где наши ветви, где наши ризы, которые мы должны были вновь получить через покаяние и причащение Тела Христова, где наша жизнь в Господе?
Вот ныне каждый из нас должен дать Господу не ветви вайя, не эти вещественные старые одежды, которые, как и одежда крещаемого, есть только символ.
Но можем ли мы дать Ему хотя бы одежду Адама, дать ту одежду, которую Он дал нам?
Мы плохо провели св. Четыредесятницу, и можем ли участвовать ныне в этой радости, ибо к радости зовет нас Церковь – радостно сораспяться и умереть с Господом?
Не поздно еще, не поздно идти, грядет Господь на вольную страсть. И настанет время, когда святая Церковь поведет нас от смоковницы, зачахшей за то, что она не приносила плода, на Тайную Вечерю, на предательство в Гефсимании, к Пилату и Ироду, затем на Голгофу, и, наконец, позовет нас соучаствовать погребению вместе с Иосифом и Никодимом.
Свечи, которые мы держим вместе с ветвями вайя, говорят нам о том, что мы должны иметь зажженными светильники веры. Потому и крещаемые стоят со свечами не только во время таинства; до и во время всей литургии.
Итак, ныне встречая Господа, будем иметь светильники наши зажженными, принесем Ему одежды наши нетленные, Боготканные; а затем мы, люди Нового Завета, должны были бы не только в радости встречать Господа и петь вместе с отроками, но и принести Ему плоды душ наших – ветви добродетелей.
Вот чему учит нас нынешний праздник, вот что значит жить со святой Церковью и встречать Господа, идущего на страсть, вот что значит:
«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземши крест Твой глаголем: «Благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних».
Аминь.
В последнее воскресенье перед Пасхой, люди спешат в церковь, держа в руках вербные веточки, с распустившимися на них листиками. С чем связано эта традиция, и почему именно верба стала символом Вербного воскресенья?
Вербное воскресенье является церковным праздником, который называется «Вход Господень в Иерусалим». Когда Иисус входил в ворота города, люди ликовали, кричали «Осанна» (Спаси) и бросали ему под ноги пальмовые ветви. В нашей местности пальма не растет, а поэтому ее заменили веточками вербы. С тех пор они и стали главным атрибутом этого христианского праздника, который получил название Вербного воскресенья. Именно веточки вербы, с распущенными на них листочками, ассоциируются с теми пальмовыми ветвями, которые народ бросал под ноги входящему в Иерусалим Иисусу. Люди приходят с ними на ночную службу, святят, и затем несут домой. Согласно существующему поверью, если легонько побить человека этими веточками, то к нему не пристанут болезни, а старые недуги перестанут беспокоить.
Почему люди бросали к ногам Иисуса пальмовые ветви?
Все дело в том, что именно так было принято встречать царей, и именно таким образом люди выражали свое глубочайшее уважение к этому человеку.
У иудеев пальмовая ветвь является символом победы жизни над смертью, символом веры и божественности. Встречая входящего в город Иисуса, люди, приветствовали его как человека, победившего смерть. Да иначе и быть не могло, ведь перед своим визитом в Иерусалим, Иисус воскресил из мертвых Лазаря. По этой причине его и стали называть Царем Израилевым.
Что касается вербы, как символа Вербного Воскресенья, то она во все времена была глубоко почитаема на Руси. Славяне свято верили в магические свойства этого дерева. Они считали, что верба способна защитить их от дурного глаза и избавить от порчи. С этим чудесным деревом связаны многие славянские традиции и обряды. Теперь, я думаю, вам станет понятно, почему именно верба стала альтернативой пальмовым ветвям, а, следовательно, и символом Вербного Воскресенья.
В этот светлый праздник во всех церквах проходят службы. Люди приносят с собой веточки вербы, которые окропляются святой водой. Затем их несут домой, ставят возле икон, и хранят целый год. Освященная верба охраняет дом от злых духов. Люди верят в ее целебные свойства, и по этой причине всегда ставят веточки у изголовья больного человека. Таким образом, они желают ему здоровья и быстрейшего избавления от недуга. Веточками вербы принято легонечко стегать детей. Это является своего рода обрядом, цель которого состоит в том, чтобы дать детям здоровье.
Чтобы защититься от нечистой силы, освященные в церкви веточки вербы, вешали перед входом в дом, располагали по углам комнат, украшали ними иконы. Считалось, что с их помощью можно было защитить домашних животных. Именно поэтому после долгой зимы, скот всегда выгоняли из сараев с помощью тех же веточек. Ними стегали животных, желая им здоровья. Что же касается людей, то, прежде чем начать какое – нибудь новое дело, они съедали несколько почек, сорванных с освященной вербной веточки, свято веря в то, что только в этом случае оно будет удачным.
Вербу люди использовали и в начале весенних полевых работ. Веточки втыкали в первую борозду, веря в то, что это позволит получить высокий урожай.
Ветви вербы — это знак победы жизни над смерью
Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви — Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет.
Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.
В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок.
«Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке.
И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?»,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения».
Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.
Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников своих, сказав: «идите в селение, которое прямо перед вами, там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился, отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него, и торжественное шествие двинулось.
Христос едет не на боевом коне, а на животном, представляющем символ мiра.
Надменные язычники, если бы увидели это скромное шествие, крайне насмеялись бы над ним, как они и действительно издевались над повествованием о Нем, но апостолы вспоминали, что в Нем исполнилось пророчество Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9. 9).
Во время этого шествия народ своими верхними одеждами устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также в руках держа ветки дерев, воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм с пристройками особенно выделялся среди строений города своими золочеными кровлями и мраморными башенками. И все это представлялось дивным зрелищем.
Иерусалим в то время с своей «царственной мантией гордых башен» считался одним из чудес мира. Но Христос, посмотрев на город, исполнился глубокой печали, что даже заплакал. Странное шествие. Народ, сопровождавший Христа, ликовал от радости, а виновник торжества плакал. Христос оплакивал гибель города и поражение Израильского народа, о чем предсказал: «о, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук.19.42-44). Пророчество Иисуса спустя пятьдесят лет исполнилось со всей суровостью и со всем ужасом.
В 70-м году по Рождестве Христове израильтяне подняли восстание против римлян. Это восстание было жестоко подавлено. Тит, который руководил римскими войсками при взятии Иерусалима, не хотел губить храма, даже делал всевозможные попытки спасти его, но был вынужден оставить вместо него кучу пепла. Он не хотел быть жестоким к жителям, но смертельный фанатизм их сопротивления совершенно подавил в нем всякое желание щадить их. Римляне после жестокого подавления восстания сотнями распинали иудеев, тысячами выставляли в амфитеатрах и бесчисленными массами продавали в рабство.
Все это Христос предвидел, и потому плакал. Когда Иисус оплакивал город и произносил Свое пророчество над ним, шествие приостановилось. Многие жители Иерусалима, а также паломники, приехавшие из разных стран на праздник еврейской Пасхи, услышали, что великий Пророк и Чудотворец Иисус приближается к Иерусалиму, вышли навстречу также с ветками в руках. И когда встретились эти две народные волны, одна сопровождавшая Его из Вифании и другая, вышедшая навстречу к Иисусу из Иерусалима, то Он оказался в середине народной массы, которая шла впереди и сзади, крича «осанна» и приветствуя его ветвями до самых ворот Иерусалима.
Среди толпы было несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа и они обратились ко Христу, говоря: «Учитель, запрети ученикам Твоим» (Лук. 19. 39).
Фарисеи, не признавая в Иисусе Христе Мессию, были возмущены таким торжественным шествием Христа и такими приветствиями от народа, и они сетовали между собою: что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: «Если они (то есть, люди) умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19.40). Фарисеи чувствовали, что они бессильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, то весь город объят был необычайным волнением и тревогой. И как говорит предание. Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф. 21. 16). Жители города, видя это торжественное шествие, спрашивали: «Кто это?» Народ отвечал: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского» и рассказывали при этом, что Он воскресил Лазаря в Вифании.
Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, — а вы сделали его вертепом разбойников». Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанны Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3).
В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. «О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете «осанна», а через несколько дней вы будете кричать: «Распни, распни!» Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!»
В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: «Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня».
Знаки победы жизни над смертью — это, разумеется, ветки вербы, подобно иудеям, которые приветствовали Христа пальмовыми ветками. Во время богослужения ветки вербы освящаются святой водой и разносятся по домам, как освященные. Благочестивые христиане обыкновенно хранят освященные вербы в течение целого года, украшая ими в своих домах святые иконы. В некоторых местностях существует благочестивое обыкновение влагать освященные вербы в руки умерших, в знамения того, что они, по вере во Христа, победят смерть и, воскресши по зову трубы архангела, во время второго пришествия Христа, с освященными вербами изыдут из могил на встречу Спасителю.
Наш простой народ освященной вербе придавал особую силу: ею крестьянин наш старался оградить себя и своих домашних от болезней. Ею же он старался предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов. Когда в первый раз выгоняли скотину в поле, это обычно бывало в день празднования Великомученика и Победоносца Георгия, тогда в этот день крестьяне брали хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивали ее в святой воде и окропляли затем ею домашний скот, собранный во дворе. И с вербой в руках провожали скотину в поле на пастбище, а затем эту вербу втыкали в ворота или двери скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить его от всего плохого.
Таким образом, освященная верба в праздник Входа Господня в Иерусалим играла в жизни нашего народа весьма важную роль. Во всех этих обычаях и обрядах можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения. Наши предки в основу своей жизни полагали веру в Бога и в Его святые заповеди, а их жизнь была тесно связана с церковной жизнью. Наша Русская Православная Церковь создала святую Русь и воспитала наших лучших соотечественников. В настоящее время, когда в стране все не стабильно, происходит разброд умов и поиски духовности, нужно вернуться к вере наших отцов, познать Православие во всей его красоте и величии и положить его в основу своей жизни.