Содержание
- Собор Василия Блаженного в Москве
- Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
- Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного
- Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади
- Собор Василия Блаженного — зашифрованный образ погибшей мечети
- Где находится собор Василия Блаженного
- Как добраться до собора Василия Блаженного в Москве
- Посещение храма Василия Блаженного в Москве
- Расписание богослужений в храме Василия Блаженного
- Где остановиться неподалеку от собора
- История создания храма Василия Блаженного
- Архитектура собора
- Краткое описание святынь храма
- Интересные факты о храме Василия Блаженного
- Фото и видео храма Василия Блаженного в Москве
- Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
- Купола собора Василия Блаженного
- История собора
- Часы работы храма Василия Блаженного
- Богослужения в храме на Красной площади
- Как попасть в храм Василия Блаженного
- Экскурсии в храм Василия Блаженного
- Как добраться
- Предпосылки строительства собора
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Основание музея в XIX–XX веках
- Современное состояние храма
- Кто построил храм Василия Блаженного? Основные версии
- История храма Василия Блаженного
- Покушения на строение
- Убранство храма
Собор Василия Блаженного в Москве
Фото собора Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного: режим работы 2020 и цена билета, официальный сайт
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади — главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.
Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного
Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.
- Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
- Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь — во имя Николы Великорецкого.
- Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
- Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
- Юго-восточная церковь — во имя Александра Свирского.
- Юго-западная церковь — во имя Варлаама Хутынского.
- Северо-западная — во имя Григория Армянского.
Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.
Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади
Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.
Собор Василия Блаженного — зашифрованный образ погибшей мечети
Барма и Постник. Один или вдвоем?
До сих пор до конца неизвестно, кто же построил храм. Согласно легенде архитекторами были русские зодчие Барма и Постник, хотя некоторые историки склонны считать, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Отчасти свою популярность храм приобрел благодаря легенде, известной любому школьнику. Когда зодчий представил макет собора Ивану Грозному, тот был восхищен красотой здания, он спросил мастера: может ли он построить другой, подобный, или ещё более прекрасный храм? «Могу»‘, — ответил архитектор. «Ты лжешь!» — вскричал Иван Грозный и велел ослепить его, чтобы Храм Василия Блаженного остался единственным в Русском царстве.
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли,
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
1938г. Д.Кедрин.
Историки утверждают, что опровержение этой легенды может служить то, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.
Зашифрованный образ погибшей мечети
Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.
Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм (то есть построенный по данному обету), а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу.
Собор должен был стать храмом прославления победы Московской Руси, он должен был увековечить память о погибших «за други своя» под стенами Казани, и, наконец, собор знаменовал собой одновременно высшую награду «в царствии небесном», которую должны были получить, по учению церкви, убитые, и воплощал представление о Москве как о «новом Иерусалиме» (мировом центре, несущем спасение православному миру). То есть Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града — Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях.
Уникальная архитектура Храма
Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Первой построили деревянную модель, а потом «перевели» ее в камень. Эта особенность отразилась и на архитектуре храма, которая напоминает ярусными башнями, шатрами и переходами северные деревянные церковки в карельской, архангельской, вологодской и костромской сторонах.
Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов
Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.
Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.
Храм славен своими подземными ходами. Масштабное обследование храма произвели в 1924 году Д. П. Суховов и И. Я. Стеллецкий. Под приделом Иоанна Милостивого они обнаружили замурованную комнату, в полу которой виднелась глубокая яма (вскоре засыпанная).
Окна-бойницы найденной комнаты были заложены кирпичом. «В нижнем ярусе церкви вместо обычных окон — амбразуры, как со стороны реки, так и со стороны Красной площади . В лабиринте подвалов собора к амбразурам такие же подступы, как и для пушек в башнях Китай-города и любого из монастырей»,- писал И. Я. Стеллецкий.
Открытие это навело Стеллецкого на мысль о том, что в XVI веке нижняя часть собора Василия Блаженного была предназначена для ведения боя.
Десятая церковь — храм святого Василия — была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название — собор Василия Блаженного.
Василий Христа ради юродивый
Согласно легенде Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.
Василий родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, повествует житие, Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые прослужили бы несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось.
Василий, шестнадцати лет от роду, оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе. Житие Блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни.
С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Например, однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл «мертвого» своею шубой, но, видя обман, сказал при этом: «буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.
Говорят, что Блаженный летом 1547 г. пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.
Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал царь.
Сокровища Храма
Мощи Василия Блаженного — не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: «Знамение со святыми на полях», ее реплика и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными».
Икона «Знамение со святыми на полях» на восточной стороне церкви Троицы — самая ранняя, первой четверти XVIII в. По словам старосты собора В.Л.Белянкина, «изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных — составленных водою красок». У этой иконы есть предполагаемый автор — иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 г. у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.
Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х гг. XVIII в. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами — 2,84 х 2,84 м. Третья икона — «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» — имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.
Появление богородичных икон «Знамение» и «Покров» на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку — заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.
Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов — потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.
Чудесные спасения
Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах — храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.
После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 г., а в 1929 г. храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.
В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место»! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.
Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. «Известный всему свету этот памятник, — говорит историк И. Е. Забелин, — по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» («Черты самобытности в древнерусском зодчестве»).
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
Собор Василия Блаженного – это главный православный храм столицы, поражающий великолепием внутри и привлекающий внимание необычной архитектурой снаружи. Считается, что мастеров, которые его создали, ослепили по приказу царя, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Этот храм входит в список объектов ЮНЕСКО и для многих является одним из символов страны.
«Официальное» название храма – Покровский на Рву; долгое время его называли Троицким (именно Троице была посвящена деревянная церковь, стоявшая здесь первоначально) или Иерусалимским (по освящению одного из приделов).
Построили этот собор в знак благодарности за удачный поход на Казань – поскольку войска Ивана Грозного несколько раз терпели неудачу, он дал обет возвести каменный храм рядом с деревянной Троицкой церковью в случае победы. Таким образом, было решено снести восемь деревянных церквушек. Собор связан с именем московского юродивого по имени Василий, у которого был пророческий дар: в частности, он предсказал пожар, который уничтожил значительную часть столицы. Считается, что блаженного уважал и опасался сам Иван Грозный.
Где же находится храм Василия Блаженного, какие интересные факты связаны с собором, когда и как можно его посетить? Об этом говорим далее.
Где находится собор Василия Блаженного
- Расположен храм Василия Блаженного в Москве, на Красной площади. Это строение под номером два.
Собор находится в ведомстве Исторического музея; - Связаться с администратором можно по телефону 69-83-304, код – 495.
Как добраться до собора Василия Блаженного в Москве
Благодаря тому, что храм Василия Блаженного расположен в самом центре столицы России, на Красной площади, добраться до него не составит труда.
- Сделать это можно, доехав до станций метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд – в этом случае следует выйти к Историческому музею, за которым расположена Красная площадь и сам храм.
- Еще один способ добраться до собора Василия Блаженного и других достопримечательностей, расположенных на Красной площади, – доехать до станций Боровицкой, Арбатской, Библиотеки имени Ленина, Александровского сада. Выйдя на поверхность, идите вдоль кремлевской стены: за ее поворотом и будет площадь, по которой можно дойти до храма.
- Естественно, добраться до собора можно на такси или собственным автомобилем.
Посещение храма Василия Блаженного в Москве
Чтобы побывать в храме Василия Блаженного, необходимо знать часы его работы. Они отличаются в зависимости от времени года. Так, с сентября до конца мая он открыт ежедневно, а летом по средам здесь выходной.
Обратите внимание, что каждая первая среда месяца – это еще и санитарный день, поэтому попасть в храм не получится. Что касается таких аспектов посещения собора Василия Блаженного, как часы работы и цена билета, в первом случае играет роль сезон, а вот во втором – нет: стоимость входа одинакова круглый год.
Расписание работы храма таково:
- летом он открыт с 10.00 до 19.00;
- осенью (до 6 ноября) – с 11.00 до 18.00;
- с осени до конца апреля – с 11.00 до 17.00;
- в мае – 11.00 до 18.00.
Важно! В морозы ниже -15 градусов время работы может сократиться. Также график меняется в период проведения мероприятий на Красной площади. Стоимость билетов для взрослых посетителей составляет 500 рублей, для детей от 16 до 18 лет – 150 рублей (дети младше проходят бесплатно).
Есть скидки для студентов дневной формы обучения, пенсионеров, льготных категорий (для граждан России и СНГ). В этом случае при себе следует иметь документ, который подтверждает льготу.
Важно! Экскурсионное обслуживание платное для всех категорий посетителей.Обратите внимание, что кассы прекращают работать за час до закрытия. Тогда же на территорию храма перестают впускать туристов.
Расписание богослужений в храме Василия Блаженного
День недели | Богослужение | Время начала |
Воскресенье | Литургия, акафист Блаженному Василию | 10.00 |
Где остановиться неподалеку от собора
Если вы думаете, где можно остановиться туристам рядом с этим храмом, удобнее всего сделать это в таких гостиницах:
- Метрополь – этот отель модернового стиля является одним из наиболее известных в столице, поскольку над его оформлением работали Врубель, Коровин, другие известные художники; пятизвездочная гостиница предлагает одно- и двухместные номера;
- Акварель – небольшой отель в центре города, в котором есть одно- и двухместные номера; расположен в историческом здании, а на стенах размещены акварели современных столичных художников;
- Националь – еще одна знаменитая гостиница, которая в свое принимала известнейших гостей: Римского-Корсакова, Шаляпина; сегодня это строение также является памятником культуры и истории.
История создания храма Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного имеет очень интересную историю создания. Считается, что храм был заложен по случаю военной победы – русским войскам удалось штурмом взять Казань. Заложили собор не на «ровном» месте – здесь возвышалась деревянная церковь Троицы. По преданию, именно здесь обычно ходил юродивый Василий, который собирал деньги на новый храм. Всю сумму он перед своей смертью передал Ивану Грозному. Василия похоронили рядом с Троицкой церковью, а после возведения нового собора могила оказалась как раз возле его стены.
Новое имя храм Покрова на Рву получил уже при Федоре Иоанновиче, когда у него появился новый придел, освященный в честь Василия Блаженного.
Знаете ли вы? Собор отличался не самыми большими размерами, поэтому в праздничные дни богослужения проводились перед ним – непосредственно на Красной площади.
В середине XVIII века храм пришлось восстанавливать после пожара. Облик, который привычен москвичам сегодня, собору придали через несколько десятилетий. По состоянию на первую треть XVIII столетия здесь было восемнадцать престолов (то есть церквей). В конце того же века у храма появилась усадьба на улице Пятницкой, где жил настоятель. В советские времена его расстреляли.
Собор был первым культурным памятником, который начал охраняться советским государством. Интересно, что для сохранения строения в нормальном состоянии его превратили в музей. На месте, где возведен храм Василия Блаженного, планировалась территория для рабочих демонстраций, однако собор все же сохранился. В конце 20-х годов его сделали одним из филиалов Исторического музея, а чуть позже здесь запретили богослужения и сняли колокола.
На сегодняшний день храмом пользуются как РПЦ, так и Исторический музей.
Архитектура собора
- Чтобы представить, как выглядит собор Василия Блаженного, прежде всего следует отметить, что его высота составляет более 55 м. При этом состоит он из восьми отдельных храмов, которые посвящены тем церковным праздникам, которые отмечали в период, когда русские войска брали Казань. В самом центре находится девятый престол, посвященный Покрову Богородицы.
- Четыре церкви осевые, еще четыре – поменьше. Все они имеют луковичные купола. Если смотреть на храм Василия Блаженного с птичьего полета, вид сверху поражает: десять куполов, каждый из которых имеет свою расцветку. Девять из них – церковные, одна глава – колокольни. Интересно, что возведена церковь из кирпича – строительного материала, который на тот момент являлся достаточно новым и даже в какой-то степени инновационным (традиционно строили из плинфа (тонких плиток, похожих на кирпич) или тесаного камня).
- Если смотреть на собор Василия Блаженного с высоты, то вид сверху подчеркнет, что отличается не только расцветка куполов, но и их отделка. Считается, что изначально они имели форму шлема, но позже стали луковичными. А вот сегодняшняя цветовая гамма появилась лишь в пятидесятых годах XIX века. Необходимо подчеркнуть, что ярко выраженного фасада у собора нет: он по-своему прекрасен и уникален с каждой стороны. По всему периметру расположены изразцы (на фризе), где изображена история храма. Знаете ли вы? Если вы посмотрите на фото храма Василия Блаженного сверху, то заметите, что главы собора составляют восьмиконечную звезду. Считается, что она символизирует Богородицу. Центральная церковь, которая объединяет все остальные, обозначает покровительство над Россией.
- Описывая храм Василия Блаженного, точнее его убранство внутри, следует отметить, что сегодня он является музеем. Интересны здесь прежде всего иконы, большинство которых датируют XVI-XIX веками, а также фрески того же периода, узоры, украшающие внутреннюю галерею, винтовая лестница. Здесь же выставлены картины, на которых изображены портреты и пейзажи, есть экспозиции, демонстрирующие древнюю церковную утварь.
Краткое описание святынь храма
Главной святыней этого храма являются мощи святого и давшего свое имя собору – Василия Блаженного. Изначально юродивый был похоронен возле Троицкой церкви, а после возведения каменного строения «оказался» под самой стеной нового храма. Позже на месте обретения его мощей разместили серебряную раку, однако она была утеряна в Смутные времена. Сегодня мощи находятся под спудом собора.
В храме также сохраняется икона Покрова Богородицы, которая является главной храмовой, а также относится к особо почитаемым.
Интересные факты о храме Василия Блаженного
- Зодчими этого строения считаются Бортник и Барма. По легенде, Иван Грозный велел их ослепить, чтобы они не смогли построить еще один подобный шедевр. Однако сохранились исторические подтверждения, что уже после возведения собора Постник принимал участие в создании кремля в Казани.
- По одной из версий над проектом храма трудились не русские, а итальянские мастера.
- Что обозначает причудливая расцветка колоколов, ученые спорят до сих пор. Одна из версий утверждает, что она воспроизводит сон Андрея Юродивого, которому привиделся Небесный Иерусалим.
- Долгое время собор был самым высоким кремлевским строением. Лишь после возведения Ивановской звонницы он потерял это звание.
- Считается, что именно в этом храме Наполеон держал своих лошадей. Это строение ему так понравилось, что он хотел забрать его с собой в Париж. Это оказалось невозможным, и император приказал поджечь сооружение. Внезапно начался дождь, который потушил факелы поджигателей.
- В советские времена храм тоже хотели уничтожить. Считается, что Каганович смахнул фигурку собора с карты Красной площади, однако Сталин приказал поставить его на место.
- Закрывался собор лишь однажды – в период Великой Отечественной. В 1947 году его вновь открыли (в качестве музея).
Фото и видео храма Василия Блаженного в Москве
- Поскольку храм Василия Блаженного находится непосредственно на Красной площади, на фото можно полюбоваться и собором, и главной площадью страны.
- Любоваться собором стоит, обходя его со всех сторон.
- Не менее прекрасен храм и ночью.
- В зимнее время снег словно оттеняет красоту собора.
- Рядом с храмом установлен памятник Пожарскому и Минину (ранее находился в стороне от собора).
- Каждый купол по-своему прекрасен.
- Посмотрев на собор Василия Блаженного с высоты (именно вид сверху изображен на фото), возникают ассоциации с прекрасными цветами.
- Изнутри храм поражает роскошной росписью.
- Сегодня в этом соборе сохранился филиал Исторического музея.
- Купольная роспись храма удивляет тонкостью работы.
- В церквях сохранились полные иконостасы.
- Внутреннее убранство каждой церкви неповторимо.
Собор Василия Блаженного называют одним из главных российских храмов, который удивляет своим оригинальным обликом, интересной историей. Сегодня здесь действуют и экспозиции Исторического музея. Приятного просмотра!
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
- Для взрослых — 500 руб.;
- Студентам-очникам; лицам 16–18 лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 200 руб.;
- Семейный билет для граждан РФ и СНГ (2 родителя + 1 или 2 ребенка до 16 лет) — 600 руб.
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.
Также узнать много нового об истории этого архитектурного памятника можно в рамках обзорных прогулок по Красной площади в сопровождении гида проекта Эксперты.Туристер.Ру.
Как добраться
Храм входит в ансамбль Красной площади с южной стороны, поэтому добираться до него удобно не только классическим способом, на метро, но и наземным транспортом — на автобусах № 158, м5 до остановки «Красная площадь» по улице Варварка. От остановки останется совсем немного пройти к храму через Васильевский Спуск.
От московских вокзалов удобнее сесть на метро и выйти на одной из многочисленных станций в пешей доступности от Красной площади (в зависимости от выбранной ветки метро): «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».
Вход с Красной площади. Панорама от Google Maps
Панорама собора Василия Блаженного со стороны Васильевского Спуска
Видео «Храм Василия Блаженного». Обзор и история
Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.
Предпосылки строительства собора
Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.
На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.
По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.
Причины основания храма
Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.
Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.
Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.
В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.
Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:
- Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
- Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.
Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.
Как строился собор: версии
О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.
Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.
- Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
- Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
- Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.
Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Основание музея в XIX–XX веках
Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.
В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.
В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.
До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.
С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.
Современное состояние храма
Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.
В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.
Кто построил храм Василия Блаженного? Основные версии
Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является храм Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.
История храма Василия Блаженного
Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.
История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.
Легенда первая
Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.
Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.
Легенда вторая
Над возведением собора колдовали сразу два мастера — Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.
Легенда третья
Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.
Покушения на строение
За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.
В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.
В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.
Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».
В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».
Убранство храма
По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.
Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.
- В честь праздника Троицы.
- Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
- Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
- Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
- Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
- Александра Свирского.
- Варлаама Хутынского;
- Григория Армянского.
Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.
Каждый купол имеет свои разнообразные украшения — кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.
Внутри храма можно насчитать 9 иконостасов и около 400 икон, многие из которых относятся к 16-му веку и принадлежат кисти знаменитых иконописцев. Стены расписаны масляными красками и украшены старинными фресками.
Особое место в церкви отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.
В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.
Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.