Содержание
Апостол Варфоломей
Художественно изображается в светлой одежде с золотым рисунком и ножом в руке, символом его мученичества: с него содрали кожу.
Новозаветная история
Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Имя «Варфоломей» возможно является арамейским патрономическим именем (отчеством) «bar talamai» — «сын Фалмая», где Фалмай — искажённое на арамейский лад греческое имя Птолемей.
Существует практически единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:45—50) Нафанаил — это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей — один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.
Евангелист сообщает, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). По-видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит о нём «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Более определённых сведений Священное Писание о Варфоломее не сообщает, большая часть его жизнеописания известна по апокрифическим источникам.
Предания
Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.
Смерть
Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане» Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении».
Существуют, при этом, различные версии по идентификации города Альбаны (Албанополь, Урбанополь):
- православная традиция отождествляет его с Баку в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола;
- по мнению Мишеля ван Эсбрука под Альбаной понимается понтийский город Никополь;
- по другой версии, апостол Варфоломей захоронен на территории иранской провинции Западный Азербайджан, где в XIV веке на месте предполагаемого захоронения был построен армянский монастырь св. Варфоломея.
Около 410 года мощи Варфоломея были перенесены из Ахбака в Мартирополь, а около 507 года в город Дара (Месопотамия). При нашествии персов в 574 году, по сообщению Григория Турского, раку с мощами бросили в море, и она чудесным образом приплыла к острову Липари. Около 838 года мощи перенесли в Беневенто, где они хранятся в настоящее время в Базилике Сан Бартоломео (Basilica di San Bartolomeo Apostolo). С X века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина (Рим) в церкви Сан-Бартоломео, посвящённой апостолу. Частицы мощей апостола Варфоломея также хранятся в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку (передана в 2003 году Константинопольским патриархом) и других местах.
Память апостола Варфоломея совершается:
- в Католической церкви — 24 августа,
- в Православной церкви — 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня (смерть), 30 июня (13 июля) (собор Двенадцати апостолов), 25 августа (7 сентября) (перенесение мощей),
- в Армянской апостольской церкви почитается как её основатель, к которому возводится апостольская преемственность её иерархии, дни памяти — 25 февраля и 8 декабря.
Апокрифы
С именем Варфоломея связан ряд апокрифических произведений:
- «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал на греческом.
- «Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на коптском языке.
- «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках.
- «Деяния апостола Варфоломея» на коптском.
- «Мученичество апостола Варфоломея» на латыни и армянском.
- «Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея»)
Память
- Церковь Святого Варфоломея
Житие и страдания святого апостола Варфоломея
Память 11 июня
Святой апостол Варфоломей был один из числа двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков (Деян.1:13, 2:1–4), святому Варфоломею выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились – то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в Иисуса Христа.
Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии3825. В это время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избиваемые камнями, но несмотря на все гонения, благодатью Божиею, оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой.
В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова, святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь3826, они проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна3827, для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.
В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное – от укушения змеи и душевное – от бесовского обольщения, ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахиев сжечь, – что и было исполнено. Собралось множество народа – и святых апостолов Филиппа, Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого, начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых: и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы, знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов!»
Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, – и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие.
Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступени ног его и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых – и верующие и язычники – пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его, и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с дерева тело его, и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа3828. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его.
После погребения Апостола Филиппа, святой Варфоломей с блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый в свой путь. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и здесь, среди успешного благовествования слова Божия, мирно преставилась ко Господу3829. А святой Апостол Варфоломей отправился в Индийские страны, где и пробыл довольно продолжительное время, трудясь в благовестии Иисуса Христа, проходя по городам и селениям и исцеляя болящих Его именем. Посветив своей проповедью многих из язычников и устроив церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, которое носил с собой и передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке, которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном, философом христианским3830. Из Индии святой Варфоломей отправился в Великую Армению3831. При его появлении здесь идолы или, лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах, умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро изгонит. И действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись нечистые духи при одном уже приближении апостола; и ради этого многие обращались ко Христу.
У царя той страны Полимия была бесноватая дочь, устами которой бес взывал: «Варфоломей и отсюда гонишь ты нас!»
Царь, услышав об этом, приказал немедленно найти Варфоломея; и когда апостол Христов пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее, и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Апостол же, исполненный нищеты духовной (ср. Мф.5:3), ничего из присланного не оставил у себя, отослав все обратно к царю со словами: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом».
Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцелевшейся дочерью своей и со множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение.
При виде этого идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, тяжко печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезало, и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя – Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святого апостола и в городе Альбане3832 распял его на кресте головой вниз. Святой же апостол с радостью страдал за Христа и, вися на кресте, не переставал возвещать слово Божие; верующих он утверждал в вере, неверующих же увещевал познать истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову. Этого не мог слышать мучитель и велел с апостола содрать кожу, святой же, с великим терпением перенося эти мучения, не умолкал, поучая всех о Боге и вознося славословия Ему. Наконец, мучитель повелел вместе с кожей усечь и главу святого Варфоломея. Тогда умолкли его богоглаголивые уста, тело же, когда была отнята от него голова, осталось висеть на кресте, имея ноги, обращенные кверху, как бы показывая тем шествие апостола к небу. Так скончался апостол Христов Варфоломей, после многих болезней и трудов перейдя в безболезненный покой, в радость Господа своего3833. Бывшие при кончине святого апостола верующие, сняв с креста его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении. И подавались от мощей апостольских чудесные исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обращались ко Христовой Церкви.
Спустя довольно продолжительное время жестокие гонители, овладевшие той страной, помраченные идолобесием, слыша от других и сами видя чудеса, совершавшиеся от мощей святого, не желая познать Божию силу, взяли те святые мощи в оловянной раке и ввергли их в море. Оловянная же рака, плывя по воде подобно легкой ладье, пристала к острову Липару.3834 Тамошний епископ Агафон, узнав по откровению во сне о том, что к их острову приплыли святые мощи, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Увидав мощи святого апостола, епископ и все пришедшие сильно удивились, как оловянная рака не потонула в воде, но легче лодки проплыла столь далекий морской путь. И все прославили Бога, творящего столь дивные и чудные дела Свои. Взяв раку со святыми мощами, они с великой радостью перенесли ее с псалмопениями в свою церковь3835.
Не подобает умолчать и о следующем, находящемся в житии преподобного Иосифа Песнописца, сказании о святом апостоле Варфоломее.
Будучи однажды в Фессалии, преподобный Иосиф получил от одного известного ему добродетельного мужа часть мощей святого апостола Варфоломея. Принеся ее в свою обитель, находившуюся близ Константинополя и построив там особую церковь во имя святого Апостола Варфоломея, Иосиф с честью положил в ней часть святых мощей его. Питая великую любовь и веру к святому апостолу, он часто сподоблялся видеть его в сновидениях и желал посему украсить праздник святого апостола хвалебными песнопениями; однако он не решался сделать этого, сомневаясь, будет ли угодно это дело святому апостолу, и усердно молил Бога и апостола Божия открыть ему это и даровать премудрость свыше для создания, достойных святого Варфоломея, хвалебных стихов. С постом и слезами молился преподобный Иосиф сорок дней, и когда приблизился день памяти апостола, в навечерие празднества увидел он, что в алтаре явился святой Варфоломей, облеченный в белые ризы, и открыл алтарную завесу, призывая его к себе. Когда же преподобный Иосиф подошел ближе, святой апостол взял с престола святое Евангелие и положил его на грудь Иосифу, со словами: «Да благословит тебя Десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную».
Так сказал святой Апостол Варфоломей и стал невидим, а преподобный Иосиф, ощутив в себе благодать премудрости, исполнился неизреченной радости и благодарения. С того времени начал он писать церковные гимны и каноны, которыми украсил праздник не только святого апостола Варфоломея, но и многих святых, по преимуществу же почтил он многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсил он святую Церковь песнопениями, за что и получил наименование песнописца. За все сие Христу Спасителю нашему слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Некоторые думают, что Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом, которого Филипп привел ко Христу (Ин.1:45). Именно считают, что имя этого апостола Христова было Нафанаил, по прозванию же, или лучше сказать – по отцу, он назывался Варфоломей, то есть сын Фоломеев. Ибо слово «вар» с еврейского переводится сын, как и в другом месте Христос Господь сказал Апостолу Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин» (Мф.16:17), то есть, сын Ионин. И слепец Иерихонский назывался Вартимей, то есть сын Тимеев. Так толкуют и о Варфоломее, что он по отцу назывался Варфоломей – сын Фоломеев; ибо Фоломей у евреев было имя древнее и часто употреблявшееся, настоящее же имя Варфоломея, полагают, было Нафанаил. Предполагают же это на таком основании. Прежде всего, в Евангелии нигде не говорится о призвании к апостольству Варфоломея, если только не считать вместо него имя Нафанаил. Затем, первые три евангелиста: Матвей, Марк и Лука, повествующие о Варфоломее, ничего не говорят о Нафанаиле, а евангелист Иоанн, повествующий о Нафанаиле, не говорит о Варфоломее и говоря о ловлении рыб при явлении воскресшего Спасителя называет Нафанаила в числе лиц, близких к апостолам, – именно, он говорит: «были вместе Симон Петр, и Фома, и Нафанаил, и сыновья Зеведеевы» (Ин.21:2). Но иные толкователи с этим не согласны и, согласно с Прологом полагают, что Симон Зилот – одно лицо с Нафанаилом, а некоторые полагают, что Нафанаил – один из числа 70 учеников Христовых.
Кондак, глас 4:
Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающыя тя, Варфоломее Господень Апостоле.
Святой с кожей в руках
Святой Варфоломей. Статуя в Миланском соборе. Фото: pikabu.ru
Факт 4. Чудеса святого Варфоломея после смерти
Страдания и скитания апостола Варфоломея не прекратились и после мученической кончины. Как говорится в житии святого, написанном святителем Дмитрием Ростовским, через много лет после смерти Варфоломея Армения вновь переживала расцвет язычества и идолопоклонства — и оловянная рака с мощами была выброшена в море, однако она не утонула, а уплыла к острову Липару, где епископ Агафон нашёл тело апостола. Епископ и множество взрослых мужчин не могли вытащить его из воды. Тогда Агафон послал за детьми. Они с легкостью вынесли тело на сушу.
Факт 5. Мощи святого Варфоломея
От 410 года мощи святого Варфоломея переносили с места на место, защищая их от арабов до тех пор, пока в 838 году они дошли до Беневенто в Италии. В настоящее время мощи находятся под верхней частью главного алтаря тамошнего собора святого Варфоломея, часть которых в Х веке была перенесена в Рим. Тут в честь апостола был построен собор святого Варфоломея в Исоло, на Тибре, где и сегодня хранится некоторая часть мощей. Одну его руку в XI веке жена короля Канута, королева Эмма, передала в Кентербери.
Церковь святого Варфоломея в Исоло. Фото: wikimapia.org
Факт 6. Бородатый мускулистый человек с книгой и ножом мясника
Согласно всем приданиям о мученической смерти, в искусстве Cвятого Варфоломея изображают иногда в виде бородатого человека среднего или пожилого возраста с книгой и ножом мясника, используемым для сдирания кожи, иногда с анатомической точностью, как мускулистого мужчину. Некоторые художники и скульпторы показывают апостола, который сам держит снятую с него кожу.
Маттео ди Джованни «Святой Варфоломей с содранной кожей», 1480. Источник: kovensky.ru
Факт 7. Святой Варфоломей — «евангелист»
Римский историк Евсевий писал, что Пантен Александрийский (II век) — христианский богослов — около 200-го года нашёл в Индии Евангелие от Матфея, приписываемое Варфоломею на еврейском языке. Евангелие от Варфоломея считается апокрифическим, то есть произведением не вошедшим в Библию. Подобную версию сообщает и Иероним, общехристианский святой, один из учителей церкви.
Факт 8. День памяти Святого Варфоломея
Католики святого Варфоломея вспоминают сегодня, 24 августа, так как в этот день мощи апостола из Албанаполя, что на территории Кавказа, в начале VI века были принесены в город Анастасиуполь в Месапотомии и находились там примерно одно столетие. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось к Христу.
Факт 9. Опекун в Налибоках
В Беларуси нет костёлов, названных в честь святого Варфоломея, но в Налибоках в Минско-Могилёвской диоцезии есть приход Успения Пресвятой Девы Марии, где одним из опекунов является апостол Варфоломей. 24 августа верующие, празднуя торжество в честь святого, просят его заступничества за них перед Богом.
Костёл Успения Девы Марии в деревне Налибоки. Источник: stolbtsy.minsk-region.by
А в Вильнюсе есть костёл святого Варфоломея, который передали белорусской общине в 1997 году. Но только с 13 марта 2016 года здесь богослужения проводятся исключительно на белорусском языке.
Костёл святого Варфоломея в Вильнюсе. Фото: kp.by
Факт 10. Кому покровительствует святой Варфоломей?
Главными атрибутами апостола Варфоломея являются книга, нож, свиток. Святой является покровителем переплётчиков книг, мясников, торговцев свечами, красильщиков, перчаточников, скорняков, штукатуров, обувщиков, портных, дубильщиков, виноградарей, торговцев флорентийской солью и сыром. А также его заступничества просят при нервных и кожных заболеваниях.
Память апостолов Варфоломея и Варнавы в Православной Церкви. Справка
Когда апостол Филипп был вознесён на крест вниз головой, началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась. Апостол Варфоломей отправился в Индию, где перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил в христианскую веру много язычников. Он посетил также Армению, где сотворил много чудес и исцелил дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их. Тогда Полимий с царицей и исцеленной царевной, а также многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Армении.
По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал проповедовать. Тогда, по приказу Астиага, с апостола содрали кожу и отсекли голову. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли.
Около 508 г. святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 г. городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря, но когда их стали настигать враги, они вынуждены были опустить раку с мощами в море. Рака чудом приплыла к острову Липару. В IХ веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа-песнописца. Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Как говорится в житие, в день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.
Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. Господь избрал его в числе 70-ти учеников и Иосиф получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения».
Вместе со святым апостолом Павлом Варнава долгое время проповедовал Евангелие в Малой Азии, затем на острове Кипр. Он первый из апостолов отправился для проповеди в Италию, был в Риме и основал епископский престол в Медиолане (Милане).
После возвращения на Кипр апостол Варнава продолжал проповедь о Христе Спасителе и этим возбудил против себя иудеев, которые после долгих мучений побили его камнями. Потом, разложив костер, бросили на него тело святого апостола для сожжения, чтобы уничтожить его бесследно. Но тело апостола чудесным образом огонь не повредил, и было тайно погребено христианами в пещере. Согласно завещанию апостола на грудь ему положили переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.
Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения апостола в пещере было забыто. Но на этом месте были явлены многочисленные знамения. Больные и возвращались домой здоровыми. Место это стали называть «Местом здравия».
В 448 г. апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. В том же году 11 июня кипрский архиепископ в указанном месте нашел нетленное тело апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. Император Зенон очень обрадовался этому великому событию. Он испросил у архиепископа Евангелие, обретенное на груди апостола Варнавы, и положил его в своей придворной церкви. На месте обретения святых мощей при содействии императора был сооружен храм.
С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Библейские проповеди и учение Иисуса Христа представляли собой не только теоретические принципы жизни, но включали в себя и ее практические нормы, на основе которых изначально появилось христианство в виде собирательного органа, и это соборное единение – собрание верующих, и составили Церковь Иисуса Христа. Таким образом, содержание христианства предстало в образе Церкви.
Сам Христос стал основателем Церкви и Главой не только вселенской, но и национальных местных церквей, которые были утверждены Его апостолами.
Вселенская проповедь Христа вышла за пределы Иудеи и распространилась по всему миру посредством Его двенадцати учеников или апостолов. Божественное провидение радело о спасении человечества, распространяя свет Христов по всему свету через апостолов.
По преданию, в ночь рождения Христа одним из трех волхвов, пришедших в Вифлеем для поклонения Господу, был Гаспар с земли Армянской, который стал очевидцем и вестником рождества Спасителя.
Другая удивительная легенда гласит о том, что когда армянский царь Абгар был неизлечимо болен, он прослышал о проповедовании Христа, о чудесах Его: когда хромые ходят, а слепые прозревают. Не видя всего этого царь верит в то, что это Господь и, послав своих делегатов к нему, приглашает жить у него и проповедовать, подальше от преследований иудеев.
Иисус отклоняет приглашение армянского царя, но обещает отправить к нему одного из своих учеников. Предание также гласит, что Христос посылает Абгару платок с Его Нерукотворным ликом, при помощи чудодейственной силы которого царь излечивается от болезни. Нерукотворный лик становится заветной святыней армянского народа.
После Вознесения Господа, в соответствии с Его обещанием, в Армению приходит апостол Фаддей, первой остановкой которого был город Эдесса – резиденция царя. Царь Абгар принимает апостола, как посланника Божия и целителя, с благоговением оказав ему всяческие почести.
Апостол Фаддей читает свою проповедь прямо во дворце, царь верит его словам и вновь чудом спасается. Апостол получает разрешение царя на проповедование среди народа и собирает большое количество последователей. Происходит формирование Церкви, которая проповедью Евангелия день ото дня становится все могущественнее и увеличивает число верующих.
В результате переписки царя Абгара и сына сестры царя Великого Айка Санатрука Фаддей отправляется в Армению, откуда и начинается история просвещения армянского народа. Проповедуя в различных областях Армении, апостол Фаддей добирается до провинции Артаз, где происходит его встреча с царем Санатруком. За проповедями Фаддея следят многочисленные верующие, многие из которых чудом излечиваются. В числе излечившихся и дочь Санатрука Сандухт.
Царь Санатрук, который прежде встречался с Фаддеем, испытал сильное сопротивление князей своего двора, поэтому ему не хватило смелости признаться в своей христианской вере. Он убеждает и свою дочь отказаться от веры, однако даже заточение не может сломить волю девушки, которая своим примером ободряет единоверцев не страшиться грядущей опасности. По приказу Санатрука в провинции Артаз села Шаваршаван был умерщвлен апостол Фаддей и дева Сандухт. На месте их убиения построен монастырь Святого Фаддея.
На пути освобождения от языческого мрака к свету Божию армянский народ удостоился проповедования еще одного ученика Христа – апостола Варфоломея, о котором в Евангелие Христос говорит: “Вот истинно израильтянин, в котором нет лукавства” (Иоанн. 1: 47), и который первым из товарищей признал Христа Господом: “Ты Сын Божий” (Иоанн 1:49), за что справедливо получил имя Нахадаван (первый исповедник). После проповедования в Иране апостол Варфоломей пересекает границу Армении в области Сюника провинции Гохтн, где и читает свою первую проповедь. Отсюда переходит в Араратскую область, где на одном из холмов Арташата встречает апостола Фаддея. На этом месте до сего дня стоит крест Отьяц (крест остановки) в память встречи первых просветителей армянского народа Фаддея и Варфоломея.
Отсюда апостол Варфоломей отправляется в провинции Гер и Зареванд, затем останавливается в местечке Агбак Андзевской провинции. Здесь Варфоломей встречает сестру царя Санатрука Вогуи, которая услышав проповедь Евангелия, обращается в христианство.
Санатрук посылает военачальника Терента к сестре с приказом отречься от новой веры, однако сам военачальник принимает христианство и крещение. Варфоломей, Терент и храбрая монахиня Вогуи предстают перед судом, где, не поддаваясь пыткам и преследованиям, открыто признают свою веру в Христа, за что подвергаются избиению камнями и принимают мученическую смерть, удостоившись святого венца.
На гробнице апостола Фаддея впоследствии сооружается монастырь и в провинции Агбак до сих пор стоит монастырь Святого Варфоломея. Две святыни стали известными местами непрекращающегося потока паломников, просящих и молящихся двум святым о заступничестве перед Господом.
Святые гробницы первых просветителей Армении являются лучшими свидетелями живой веры Христа и того, что Армянская Церковь была учреждена апостолами, так как святыня до той поры остается местом паломничества, пока к ней не прекращается поток верующих.
Как результат проповеди апостолов в Армении начинают формироваться христианские общины, епископские престолы, которые, впоследствии, после принятия христианства как государственной религии Армении, преобразовались в отдельные иерархические структуры Церкви.
Первым епископским престолом в Армении стал престол Артаза, основателем которого был апостол Фаддей, его именем позже и был наречен престол армянских патриархов – трон Фаддея, а армянские католикосы – престолонаследники Фаддея.
Престолы Фаддея были образованы также в областях Сюника и Арцаха, где епископов рукополагали Евстафий и Дади. На могиле Евстафия был построен известный монастырь Татев, а в Арцахе – Дадиванк.
Престол апостола Варфоломея находится в провинции Гохтн.
Придя в Армению с проповедями апостолы принесли с собой некоторые предметы, относящиеся к Господу, которые были приняты и хранимы армянским народом как святыни. Первым из них считается Нерукотворный лик Христа, принесенный св. Фаддем из Эдессы и чудом излечивший царя Абгара. Во время Крестовых походов он был перевезен в итальянский город Дженова в церковь Святого Фаддея.
Апостол Фаддей в средневековой армянском живописи изображается с копьем в руке, тем самым, которым был пронзен Иисус на кресте. Святой Гегард (копье) хранился в монастыре Айриванк, по этой причине монастырь был переименован в Гегард. Святой Гегард, Десница Григория Просветителя и Святой Крест – святыни, которыми благословляется Святой Миро. Святой Гегард сейчас хранится в музее Первопрестольного Св. Эчмиадзина.
Апостол Фаддей принес в Армению и благословенный Христом елей, из которого и был вначале приготовлен Святой миро, передаваемый из века в век.
Апостол Варфоломей, который не присутствовал при кончине Богоматери, получает портрет Марии и приносит с собой в Армению чудотворное изображение Пресвятой Богородицы. Икона хранится в местечке Дарбноц Кар (камень кузнецов), где позже был построен монастырь Душ (Огьяц ванк).
Армянская Церковь отмечает два праздника, посвященные памяти апостолов: апостола Фаддея и девы Сандухт, первых просветителей Св. Фаддея и Св. Варфоломея.
Таким образом, еще до Григория Просветителя в Армении усилиями апостолов была основана Армянская Церковь – созданная Христом и учрежденная апостолами.
Апостол Варфоломей в Армении
Вы задавались вопросом, почему алтарь в армянском храме освящается во имя Богоматери и почему на нем устанавливается ее изображение с Богомладенцем? А ведь эта традиция связана с апостолом Варфоломеем, принесшим с собой в Армению лик Богородицы.
Основателю армянской историографии епископу Мовсесу Хоренаци (V в.) приписывается замечательный образец апокрифической литературы – «Сказание о преставлении святой Богородицы и ее образе, написанном евангелистом Иоанном». Согласно тексту апокрифа, в день, когда Богородица «получила призыв преставиться к Сыну своему, евангелист Иоанн, взяв кипарисное дерево, из которого был сделан животворящий крест, изобразил на нем образ Матери Господней, дабы он остался для нас, живущих на земле, воспоминанием…
Вы задавались вопросом, почему алтарь в армянском храме освящается во имя Богоматери и почему на нем устанавливается ее изображение с Богомладенцем? А ведь эта традиция связана с апостолом Варфоломеем, принесшим с собой в Армению лик Богородицы.
Основателю армянской историографии епископу Мовсесу Хоренаци (V в.) приписывается замечательный образец апокрифической литературы – «Сказание о преставлении святой Богородицы и ее образе, написанном евангелистом Иоанном». Согласно тексту апокрифа, в день, когда Богородица «получила призыв преставиться к Сыну своему, евангелист Иоанн, взяв кипарисное дерево, из которого был сделан животворящий крест, изобразил на нем образ Матери Господней, дабы он остался для нас, живущих на земле, воспоминанием… Затем Иоанн по совещании с прочими апостолами положили между собой просить Мать Господа своего приложить изображение на дереве к божественному своему лицу, благословить его, прося Господа сотворить через него благо земле по преставлении ее; ибо болезнь проказа сильно свирепствовала на земле и в особенности в Иерусалиме… Тогда преблагословенная Пресвятая Дева, взяв изображенный образ в святые свои руки, возвела богоприимные свои длани к небу» и обратилась с молитвою к Господу, прося помогать людям посредством этого образа. «И когда апостолы сказали «аминь», мгновенно световой свод стал над Пресвятой и свет облачный крестообразно капнул на святой образ. Пресвятая положила тогда святой образ на лицо свое и омочила его обильными слезами, проливаемыми ею перед Господом».
Когда апостолы обратились к Богоматери с просьбой молить Сына о том, чтобы этот образ «исцелял сынов человеческих, уповающих на твое заступничество», Богородица напомнила апостолам, что им самим, ученикам Христа, дана огромная сила и власть «изгонять бесов, исцелять недуги и болезни, попирать невидимого змия и уничтожать идолопоклонство на земле. О чем захотите вы можете просить Господа вашего и Бога – и дастся вам; ибо если вы на земле получили власть замыкать небо и назначены князьями по всем концам вселенной и если Господь назвал вас Своими друзьями и дивные через вас совершаются знамения, то не может быть ничего невозможного там, куда достигают стопы ваши».
Трудно понять, о какой иконе ведет речь автор «Сказания», – ведь авторство первого лика Богоматери давно и прочно закрепилось за евангелистом Лукой, и оспаривать общепринятое предание в данном случае бессмысленно. Живший в VIII веке Константинопольский патриарх Герман считал, что Лука написал эту икону при жизни Богоматери и послал в Рим тому самому «достопочтенному Феофилу», которому он адресовал свое Евангелие и Книгу Деяний Святых апостолов.
Традиционно считается, что Лука после Пятидесятницы написал три иконы с Марией. Первая относится к типу «Умиление», акцентирующему нежность и любовь Матери, которая скорбит о предстоящих страданиях Сына и безмолвно переживает предопределенную драму. Другой лик принадлежит к типу Одигитрии – Путеводительницы. Величественность, даже суровость взгляда Христа, глядящего прямо на зрителя, подчеркивает Его Божество. Исходя из существующих типов богородичных икон, искусствоведение предполагает, что на третьем лике Мария была изображена в молитвенном состоянии и без Богомладенца.
Но почему именно апостолу Иоанну выпало обладать ликом Богородицы?
Как явствует из евангельского текста, Иоанн был единственным из апостолов, присутствовавшим при казни Иисуса. Вспомним евангельский рассказ о том, как поднятый на крест Христос успел поручить Иоанну как любимому ученику заботу о Своей Матери: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
Последнее упоминание о Богородице в канонических текстах содержит Книга Деяний Святых апостолов. Лука описывает, как Мария после воскресения своего Сына пребывала в молитве вместе с Его учениками и ученицами до дня Пятидесятницы. Какова дальнейшая судьба Марии, Евангелия не сообщают. Из агиографических сборников можно почерпнуть, что архангел Гавриил явился Марии с вестью о том, что вскоре она усопнет и через три дня будет взята на небо. Мария «воспряла духом» и вместе с матерью Иоанна Евангелиста Саломией поднялась помолиться на Елеонскую гору, откуда вознесся в небо ее Сын. В третьем часу дня комнату Марии озарил ослепительный свет, и Христос в окружении сонма ангелов сошел с неба принять душу Матери. Богородица усопла и была погребена в Гефсимании – селении у склона Елеонской горы.
По преданию Армянской Церкви, апостол Варфоломей не успел к погребению Богородицы (предания других церквей называют Фому). «Глубокая его печаль вызвала сочувствие собратьев, которые, желая утешить брата своего, отдали ему образ Матери Господней, изображенный на дереве и одаренный силою чудесною».
Варфоломей не расставался с реликвией. Чудотворный образ был при нем и в Армении. Здесь в местечке Дарбноц Кар (Кузнечный Камень) в Андзевской области апостол построил церковь Пресвятой Богородицы и передал ей на хранение лик Богородицы. Впоследствии к церкви были пристроены кельи, и таким образом здесь возникла женская пустынь Огеванк (монастырь Св. Духа).
После провозглашения христианства государственной религией Армении Григор Просветитель построил здесь церковь Сурб Сион, а его прямой потомок католикос Нерсес I в середине того же IV века основал при обители больницу для нищих. Огеванк получил статус епархиального центра, главы которого титуловались как «предводители лика Богородицы». И это служит лучшим подтверждением того, что история с ликом – исторический факт, а не предание.
Восемь лет апостол Варфоломей излагал жителям армянских городов и селений смысл христианского вероучения и сердца многих обратил к Господу. Последний период его деятельности наши отечественные сказания связывают с поселком Кангуар неподалеку от города Адамакерт (ныне Башкале). Город стоял в верховьях реки Большой Заб и принадлежал провинции Большой Агбак (Албанополис) в Васпураканской области, расположенной между озерами Ван и Урмия. Зарубежные источники называют это место Albanus Albanudis. В Агбаке Варфоломей встретился с Вогуи – сестрой местного правителя Санатрука. До появления Варфоломея в этих краях Вогуи уже была наслышана о творимых им чудесах и исцелениях. Услышав же проповедь апостола, она уверовала во Христа и приняла крещение.
«Она сбросила с себя мирскую славу и, облекшись в монашескую одежду, следовала за ним всюду как ученица. Царь, узнав о произошедшем, отправил тысячного Теренция. Тот, придя к апостолу и увидав святого мужа, сжалился над ним; апостол же стал проповедовать ему Евангелие царствия, – и Господь открыл его ум для разумения слов его. Сам Теренций одержим был проказой: святой апостол взял и окрестил его ночью. И вот светлое облако осенило то место, и огненный свет объял освящающую купель. С выходом Теренция из воды спала с него кожа, отвердевшая как древесная кора или виноградный лист, и свет облек его как одежда. При виде свершившихся чудес многие уверовали в Господа», – рассказывается в Житии святого Варфоломея.
Когда об этом донесли Санатруку, он пришел в неописуемый гнев. Не так давно некий христианин Фаддей довел его до казни любимой дочери, а теперь другой христианин добрался и до родной сестры! Санатрук приказал немедленно покончить с «отступниками», чтобы их примеру не смели следовать другие. Чаша терпения двора была переполнена. В 68 г. под давлением князей казнили Теренция, Вогуи и Варфоломея, а вместе с ними еще 2000 христиан. Вогуи и Теренция предали мечу, а Варфоломея ждали страшные пытки, после которых его распяли, а по позднему преданию, с него содрали кожу живьем.
По другой версии, апостола жестоко избивали и, сочтя умершим, потащили за городскую черту и бросили там. Но апостол был жив. Он пролежал в бессознательном состоянии три часа, а вокруг толпились его последователи со всей округи. Наконец он шевельнул рукой, люди бросились к нему, приподняли и посадили на месте. Варфоломей, воздев руки к небу, прошептал:
«Господи Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Да не будет страна эта попрана врагом; но даруй ей благодать Твоей милости, дабы она отвратилась от поклонения суетным идолам и от неведения своего неверия. Меня же прими, Господи! И сохрани сих верующих в Тебя!»
После его слов, рассказывает Житие, «задрожало место и светлая дуга раскинулась над святым; он же, взглянув на небо, отдал душу. И распространилось благоухание. Показалось, что святой апостол Фаддей в образе телесном шел ему навстречу: и оба они обратно пошли туда, откуда шел святой Фаддей. И ужас объял всех, и в тот день уверовали около двух тысяч душ. Все прославляли Бога за все свершившееся».
В IV веке над могилой св. Варфоломея на холме близ Адамакерта была основана обитель его имени, существующая поныне и лишь частично разрушенная землетрясением в 1966 году. Сохранилось предание, будто монастырь основал казнивший его Санатрук, когда исцелился от проказы, отпив воды из ударившего здесь чудотворного источника. В средние века монастырь служил кафедрой предводителя Агбакской епархии. В притворе монастырской церкви, возведенной в ХIII веке на месте древнейшей базилики, есть надгробие, под которым погребен сам апостол, о чем сообщает эпитафия: «Сие есть место упокоения Варфоломея святого апостола, первого просветителя Армянской страны».
Автор созданной в 197 г. книги «Против иудеев», римский писатель Тертуллиан, повествуя о странах, где христианство успело принять массовый характер, пишет, что оно уже в апостольский период стало распространенной религией среди парфян, лидийцев, фригийцев, каппадокийцев и армян. Наряду со странами, на языке которых прозвучала проповедь в день Св. Троицы, он упоминает Армению. Факт раннего распространения христианства в нашей стране подтверждает и Августин Блаженный (V в.) в сочинении «Против манихеев». Чтобы христианская религия укоренилась на новой почве, следовало проделать колоссальную работу. Апостолы Фаддей и Варфоломей рукополагали в Армении священников и назначали своих наместников – епископов, которым вверяли управление новосозданными христианскими общинами.
После апостолов новорожденную Армянскую Церковь предстояло возглавить Закарии, с которого начинается так называемый епископский период. Он возглавлял церковь до 72 года. Сохранился относящийся к 649 году манускрипт духовной кафедры, основанной Фаддеем в Артазе, где сообщается, что апостол «рукоположил своего ученика Закарию городским епископом, а сам пошел проповедовать язычникам в других местах страны». Из нее же следует, что Закария принял мученичество «спустя 42 года после вознесения Спасителя».
Вторым после Закарии епископом Армянским был Зементос (72-76), также ученик одного из апостолов – Фаддея или Варфоломея. Подробностями его биографии мы не располагаем, известно лишь, что он умер своей смертью. Третьим стал Атрнерсех (77-92), принявший смерть от руки язычников. При нем центр Армянской Церкви находился в Сюникском крае. Вслед за ним церковь возглавил выходец из Парфии Мушэ (93-123), который вновь перенес кафедру в Артаз. За ними следуют епископы Шаген (124-150) и Шаварш (151-171), уроженец Агванка (Кавказской Албании). Епископа Гевондиоса (172-190) казнили в васпураканском Шаваршане во времена небывалых гонений на христиан.
Последний, восьмой предстоятель епископского периода, Меружан (240-270) возглавил церковь через пятьдесят лет после гибели Гевондиоса. По датам его правления можно предположить, что духовная кафедра начиная с последнего десятилетия II века и почти до середины следующего пустовала. (Либо до нас не дошли сведения о епископах данного периода.) Такой интервал мог быть связан с волной массового преследования христиан, которая поднялась в Риме и захлестнула страны, входившие в сферу влияния империи. Евсевий Памфил в «Церковной истории» пишет: во времена правления Меружана епископ Александрии Дионисий в 254 г. отправил послание «о покаянии к братьям в Армении, где епископом был Мерузан». Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что в Армении, невзирая ни на какие гонения, продолжала действовать основанная апостолами Фаддеем и Варфоломеем церковная организация.
Армен Меружанян
Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 28 человек