Содержание
Биография Валерия Халилова
ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 2016 г. в авиакатастрофе самолета Министерства обороны РФ Ту-154 над Черным морем погиб начальник-художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Валерий Михайлович Халилов.
Валерий Михайлович Халилов родился 30 января 1952 г. в г. Термез Узбекской ССР (ныне — Узбекистан) в семье военного дирижера. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте.
Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне — Московское военно-музыкальное училище); в 1975 г. — Военно- дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
По окончании обучения был назначен военным дирижером оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.
В 1981 г., после того как оркестр под его управлением занял 1-е место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, Валерий Халилов был назначен преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
С 1984 г. — офицер, старший офицер военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР.
В 1992-2002 гг. — заместитель начальника военно- оркестровой службы Вооруженных сил РФ.
С 2002 г. по 2016 г. — начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ — главный военный дирижер.
В апреле 2016 г. приказом Министра обороны РФ Сергея Шойгу был назначен на должность начальника ансамбля — художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова.
Валерий Халилов был профессором кафедры оркестрового дирижирования для исполнительских специальностей Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва).
Член Союза композиторов России.
Генерал-лейтенант (2010).
Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Почета (2005).
Заслуженный деятель искусств РФ (1997).
Народный артист РФ (2014).
Лауреат премии правительства Российской Федерации 2016 г. в области туризма за «создание проекта по развитию внутреннего и въездного туризма «Международный военно- музыкальный фестиваль «Спасская башня».
Был женат, имел двоих дочерей.
Брат — Александр, полковник, старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета.
…Через полгода после гибели Валерия Халилова я увидел в соцсетях видео: молодой морской офицер дирижирует оркестром. Его жесты напомнили мне неповторимый почерк главного военного дирижера Минобороны, который в последние месяцы жизни возглавлял и Ансамбль имени Александрова.
— Это Михаил, папин племянник, — объяснила Мария, дочь Валерия Михайловича. — Служит в Севастополе.
Сакстайм , композитор — Валерий Халилов.
На днях я связался с Михаилом Халиловым. (Кстати, полностью его должность звучит так: военный дирижер оркестра штаба Черноморского флота.)
— Насчет особого «халиловского дирижирования», которое у вас заметно, — спрашиваю, — я не ошибся?
— Да, смотрю очень много концертов моего дяди. Хочется, конечно, как Валерий Михайлович, дирижировать. У меня же и отец — Александр Михайлович — военный дирижер, полковник. И дед — Михаил Николаевич Халилов — был военным дирижером. Меня, кстати, в честь дедушки и назвали… Я, как говорится, еще не родился, а уже знал, что буду военным музыкантом. Брал уроки музыки у дяди. И отец со мной занимался. И Суворовское военно-музыкальное училище окончил с отличием, и Институт военных дирижеров. По распределению еще в 2011-м попал в Севастополь.
Марш Кант , композитор — Валерий Халилов.
Валерия Халилова проводили в последний путь его музыканты — под его музыку…Фото: Александр Гамов
— Много раз видел, как дирижирует Валерий Халилов — и на Красной площади, и на базе Хмеймим в Сирии… Энергично.
— Во-первых, Валерий Михайлович сам по себе был человеком энергичным. У него не было жестов «неконкрентных», не было «размазанности»… Считаю, то, как генерал Халилов дирижировал, это — эталон. Он же и сам музыку сочинял — такую же энергичную. (Всего у Валерия Михайловича более 100 произведений, много маршей.) И любил повторять слова Суворова: «Музыка удваивает, утраивает армию…»
— Ну, военную мощь.
— Да! Мы вспоминаем его часто. При жизни, правда, редко с ним виделись, он всегда — с оркестром, все время куда-то летал… Буквально за месяц до гибели он мне свою дирижерскую палочку подарил — из вишневого дерева. Для меня это — как будто Валерий Михайлович со мной. Ею я дирижирую только тогда, когда мы с нашим оркестром даем такие большие концерты. Я ее берегу…
Марш «Александр» (М.Халилов)
ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО
Экипаж и пассажиры военного самолета Ту-154
25 декабря 2016 года военный самолет Ту-154 рухнул в Черное море недалеко от Сочи. На бору воздушного судна находились 92 человека — члены экипажа, артисты ансамбля имени Александрова, журналисты «Первого канала», «НТВ» и телеканала «Звезда» (подробности)
Вспоминая Черное горе
25 декабря 2016-го над Черным морем под Сочи разбился Ту-154 Минобороны России с 84 пассажирами и 8 членами экипажа
70 СЕКУНД ПОЛЕТА
Ночью 25 декабря самолет Ту-154 с бортовым номером RA-85572 поднялся с военного аэродрома «Чкаловский» под Москвой и взял курс на Сирию — на российскую авиабазу Хмеймим. Дозаправка планировалась на Северном Кавказе — в Моздоке, но из-за непогоды ее перенесли в сочинский аэропорт. Лайнер взлетел оттуда в 5.25 утра. И через 70 секунд… пропал с радаров. Никто не хотел верить, что самолет потерпел крушение. Его искали в горах, на побережье, но потом заметили фрагменты фюзеляжа в воде. В 1,5 километра от берега. (подробности)
Приемный сын доктора Лизы: Я только однажды видел, как мама плакала…
Илья Швец поделился с «Комсомолкой» воспоминаниями о женщине, только в Донбассе спасшей более 500 детей
Сегодня ровно год, как в небе над Черным морем потерпел крушение ТУ-154. Одной из 84 пассажиров, летевших в Сирию с гуманитарной помощью, была Елизавета Глинка. Всю жизнь она спасала больных и обездоленных, раненных на войне, стариков и детей. И в тот раз не осталась в стороне, хотя ради этой поездки она впервые нарушила традицию проводить выходные с семьей. У Елизаветы Петровны и ее мужа, адвоката Глеба Глинки, двое взрослых сыновей, живут в Америке. О том, что есть еще третий, приемный сын Илья Швец, мало кто знал. Сегодня он с семьей живет в Саратове, работает в кафе, учится на юриста. От общения с журналистами категорически отказывается, но для «КП» сделал исключение. (подробности)
Главный военный дирижер
Главный военный музыкант
По общепринятым представлениям, военная музыка — это парады, марши, гимны, духовой оркестр, хоровое пение под строевой шаг. Все это с детства былов жизни потомственного военного дирижера Халилова. И стало главным делом его жизни.
«Профессия военного музыканта должна быть востребована всегда, — говорил Халилов. — Оркестр в армии на первом месте. Когда я провожу репетицию с оркестром, то всегда говорю музыкантам: мы репетируем для того, чтобы выйти на сцену и сыграть. И хорошо сыграть! Нужно сделать так, чтобы у того, кто сидит в зале или стоит на плацу, наше выступление осталось в памяти как одно из лучших воспоминаний в его жизни. В первую очередь хотелось бы, чтобы ряды военных музыкантов пополнялись квалифицированными кадрами. Чтобы больше было молодежи. Но многие духовые отделения закрылись в 1990-е. Это повлияло на военную музыку.
И все-таки многое делается для ее возрождения. Получаем средства, статусные оркестры укомплектовали отличными инструментами. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент для военного музыканта — это такое же оружие».
В качестве музыкального руководителя и дирижера Халилов проводил парады на Красной площади. Дирижировал тысячеголосными сводными духовыми оркестрами. И впечатляющее звучание патриотической духоподъемной музыки, само это грандиозное зрелище, вкупе с движением боевой техники, многократно увеличивало ощущение мощи и могущества России и ее армии.
Халилов организовывал военно-музыкальные фестивали «Амурские волны» в Хабаровске, «Марш столетия» в Тамбове, Международный фестиваль в Южно-Сахалинске.
Главным его «фестивальным детищем» был уникальный форум «Спасская башня», который проводится в Москве, на Красной площади, с 2009: Халилов был его художественным руководителем (до этого, в 2007, также под руководством Халилова, прошел фестиваль «Кремлевская зоря»). Таких красочных и представительных форумов Москва до этого не знала. За 10 лет в фестивале участвовали военные оркестры более 40 стран. Со всего мира в Москву съезжаются те, кто хочет воочию увидеть это великолепное зрелище, ставшее возможным благодаря инициативе, креативным идеям и менеджерскому дару Валерия Халилова.
Валерий Халилов расширил, умножилсамо понятиепрофессии военного дирижера, ее функции, масштаб, сферу профессиональной деятельности. Он был новатором, первопроходцем в этой области. Халилов проявил себя и как дирижер симфонический. Он стоял во главе Симфонического оркестра Министерства обороны РФ, созданного в 1990 в системе Центрального военного оркестра МО. Под руководством Халилова этот коллектив занял достойное место среди московских коллективов, много лет участвует в абонементах Московской филармонии с классическими программами (в частности, стал постоянным партнером Жанны Дозорцевой в ее дневных абонементах). С В. Халиловым и оркестром сотрудничали известные исполнители: пианисты Б. Березовский, А. Диев, С. Тарасов, многие другие.
Каждая программа была тщательно выстроена и мастерски исполнена.
При этом Халилов обогащал репертуар и духового оркестра, и симфонического: песнями советской эпохи, джазовыми композициями, собственными сочинениями (маршами, лирическими пьесами, песнями).
Последним концертом В. Халилова в Москве стал вечер в «Филармонии-2» 27 ноября в абонементе МГАФ «Симфонические шлягеры», с изысканной панорамой французской и испанской музыки (Три антракта из «Кармен» Бизе, «Павана» Форе, Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром Х. Родриго, «Вальс» и «Болеро» Равеля). до последних дней занимался спортом…».
Валерий Халилов награжден Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Орденом Почета, медалями СССР и России. В 2010 ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.
Актрисы вжились в роли до слез и истерик
В здании бывшего театра «Буфф» на Народной улице Петербурга премьера. Режиссер Ирма Комладзе и на этот раз удивляет публику. Хотя тема, на первый взгляд, многим может показаться избитой жизнь деревенских женщин, проводивших солдата на фронт.
Корреспондент НТВ Алексей Кобылков вышел с просмотра под впечатлением.
Где-то у Володарского моста в ноябрьский вечер в душной темноте плачут бабы. Новая постановка Ирмы Комладзе это даже не спектакль. Это именно что параллельная реальность: не то игры с подсознанием, не то поход в прошлое, не то поиски другого потерянного настоящего.
Динара Кобелева, актриса, исполнительница роли Бабушки: «Наверное, это именно так, как это могло быть в жизни. Мы в экспедициях часто сталкивались с бабушками, которые могли причитать и вся деревня как-то неадекватно на них реагировала. У нее сын умер, а она все причитает. Может быть, раньше как раз было по-другому».
Название «Ирмос» с греческого связь, сплетение. Пять женщин в деревне проводили на войну солдата, а, проводив, совершают обряды плач, опахивание, колядование. Все, что необходимо.
Все те обряды и ритуалы, которые есть в спектакле, многим могут показаться малознакомыми и старинными, из какой-то прошлой жизни. Но Ирма Комладзе, режиссер спектакля, полагает, что сегодня, в XXI веке в Петербурге все живут, руководствуясь приблизительно теми же принципами и теми же правилами.
Девушки, играющие в спектакле, как одна признаются: их роли за два года репетиций стали их жизнью. Образы матери, солдатки, бабушки, юродивой и вдовы так или иначе пришлось действительно примерять на себя.
Анна Венцковская, актриса, исполнительница роли Вдовы: «У меня был такой момент, что я шла по Благовещенскому мосту, был сильный ветер. И мне стало так страшно, что вот-вот и я в воду брошусь. Для меня это было ужасно. Я пришла не репетицию, у меня началась истерика. Я говорила, что больше не могу этого делать».
На проекционном экране военные фотографии. Впрочем, это не более чем страшный фон для жизни пяти женщин. «Человек в принципе не должен находиться на войне», говорит режиссер. Но спектакль, все же, не об этом.
Ирма Комладзе, режиссер: «Это не пацифистский спектакль, а женский. Это спектакль про то, что женщина всю жизнь терпит, ждет и любит. Если она этого не делает, Вселенная летит в тартарары».
Комладзе строит собственную Вселенную, играть в которой приходится другим людям. Удивительно, что, безропотно соглашаясь, они даже не просят ее что-то изменить в сценарии. Хотя, возможно, в какой-то момент от режиссера уже ничего и не зависит.
Свингер
Датский фильм о семейных ценностях и превратностях любви, неподвластной возрасту.
Сюжет фильма Свингер
Адаму (Мартин Бух) за сорок. У него есть жена и все, что можно пожелать для безмятежной семейной жизни: семнадцатилетний сын, дом, машина, достойный заработок. Но однажды он понимает, что его повседневность лишена оптимизма и жизнерадостности, наполнена лишь рутинными делами. Даже встречи в свинг-клубе для него превратились в рутину.
Все меняется, когда в клуб, где Адам любит проводить свободное время, приходит прекрасная молодая девушка по имени Патриция (Натали Мадуэньо) и главный герой влюбляется в нее.
Интересные факты о фильме Свингер
Картина является второй полнометражной работой в кинокопилке датского режиссера Миккеля Мунч-Фалса. Первый опыт режиссер получил в 2010 году, сняв комедию «Красивые люди» (Smukke mennesker, 2010). В этом же фильме, получившем снисходительные оценки как среди зрителей, так и кинокритиков, Миккель сыграл одну из главных ролей.
Мартин Бух, сыгравший в «Свингере» Адама, получил известность в 2010 году, снявшись в шведско-датской драме «Месть» (Hævnen, 2010) вместе с популярными датскими актерами Микаэлем Персбрандтом и Ульрихом Томсеном.
Съемочная группа фильма Свингер
Режиссер: Миккель Мунч-Фалс
Автор сценария: Миккель Мунч-Фалс
Продюсеры: Стайн Мелдгаард Мэдсен, Нина Бисгаард
Актеры: Мартин Бух, Милле Динесен, Расмус Ботофт, Тереза Дамсгаард, Дэн Зале, Лизбет Вульф, Джордж Кэт, Натали Мадуэньо, Бирте Нойманн
Валерий Халилов родился в семье военных — его отец и брат были военными дирижёрами. Отец музыканта окончил военную музыкальную школу в Ташкенте. Во время войны его отобрали в числе десяти лучших мальчиков и отправили учиться в Москву, где он окончил институт военных дирижёров. В столице он познакомился со своей будущей женой. Молодые переехали в Узбекистан, в приграничный с Афганистаном город Термез, где у них родился сын Валерий.
Когда мальчику было четыре года, семья переехала в Казахстан. Тогда начался и музыкальный путь Валерия Халилова — он обучался игре на фортепиано и довольно быстро начал выступать на сцене. Когда ему было 11 лет, семья переехала в Москву. Там Валерий поступил в московскую военно-музыкальную школу.
Позже, поступая в Московское суворовское военно-музыкальное училище, Халилов едва не «пролетел» — он получил двойку по математике, но благодаря авторитету отца мальчику всё-таки позволили пересдать экзамен.
Дирижёр с благодарностью вспоминал всех своих педагогов, говорил, что в училище был потрясающий преподавательский состав. Со своих педагогов курсанты всегда брали пример — вежливости, культуры и дисциплины.
Военная музыка — это не просто красиво. Она требует самоотдачи, высочайшей дисциплины, знаний и навыков. Если цель достигнута лёгким путём — будьте осторожны, что-то здесь не так Валерий Халилов
Полтора метра таланта
Когда юный Халилов поступал на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории, его рост был всего 156 сантиметров. В приёмной комиссии вопрошали: «Почему ты такой маленький? Тебе нужна будет высокая подставка на сцене!» Однако абитуриент блестяще сдал вступительные экзамены и был принят в консерваторию, где обучался дирижированию оркестром и параллельно играл на кларнете. Спустя всего один год Халилов резко вытянулся в росте и к концу обучения уже имел рост 176 сантиметров.
В 1974 году Халилов женился и вместе с молодой супругой отправился в Ленинградскую область — туда его отправили руководить оркестром Пушкинского военного училища радиоэлектроники. Кстати, во время Великой Отечественной войны училище имело забавную аббревиатуру — ВНОС: воздушного наблюдения, оповещения и связи. В этом же оркестре в 1940-е служил композитор Георгий Свиридов.
Спустя несколько лет, когда Халилов уже вернулся в Москву, он решил встретиться со Свиридовым — к юбилею военного училища был выпущена книга, и Халилов хотел подарить один экземпляр Свиридову, а другой подписать для себя.
– Я купил на Белорусском вокзале цветы для супруги Георгия Васильевича, очень волновался, курил тогда ещё. <…> Я спросил у него: «Почему вы военные марши не писали? Ведь во время войны служили». Он ответил: «Чтобы писать марши, надо много служить. Тогда поймёшь, что это такое». Он был прав.
Главный военный дирижёр России
Более 14 лет Валерий Халилов был главным военным дирижёром России — с 2002 по 2016 год возглавлял военно-оркестровую службу Вооружённых сил Российской Федерации (иначе это называли ансамбль, или оркестр, Минобороны России). В мае 2016 года он был назначен директором и художественным руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, оставаясь по-прежнему для многих главным военным дирижёром России.
Дирижёр должен быть диктатором. Хорошим диктатором. Он должен быть очень требовательным, иначе просто ничего не получится, ведь у нас колоссальное количество людей и минимальное количество времени. Если в этот период я буду проявлять мягкость, это приведёт к моральному расслаблению коллектива. И это всё-таки воинские подразделения, которые привыкли к командам. Так и нужно Валерий Халилов
Но Халилов был требователен и к себе. Он очень много работал, в том числе и ради популяризации военных оркестров. С 2007 года по его инициативе начали проводить фестиваль «Спасская башня». Халилов стал музыкальным руководителем фестиваля, на который ежегодно съезжаются лучшие военные музыканты из разных стран мира. Масштабные церемонии открытия и закрытия фестивалей проходили на Красной площади и привлекали десятки тысяч зрителей.
Начиная с 2009 года гостьей каждого фестиваля была знаменитая певица Мирей Матье, которая всегда с радостью принимала предложение Валерия Халилова выступить на «Спасской башне».
Сейчас трудно представить кого-то, кто сможет с такой же самоотдачей и с таким же азартом заниматься возрождением выступлений военных оркестров на открытых площадках. В 2017 году с 26 августа по 3 сентября Халилов планировал провести десятый, юбилейный фестиваль «Спасская башня», который должен был стать крупнейшим музыкальным событием в жизни Москвы и России. Теперь, судя по всему, фестиваль будет посвящён не только юбилею, но и памяти Валерия Халилова.