Содержание
- Какие стихи написал Пушкин в лицее: список
- Жизнь — театр
- Иван Малиновский
- Страдал ли Пушкин в Лицее: строгий устав и нестрогая реальность
- Свобода или дух казармы
- Как нарушался Устав
- Как «роза» отменила запрет на стихи
- Махнуться вкусняшками
- Кто учил?
- Противоречия духовного воспитания
- Правила пишут люди
- Задание 21 по русскому языку ЕГЭ
- Лицейские годы Пушкина
Какие стихи написал Пушкин в лицее: список
Александр Сергеевич Пушкин пробыл в лицее 6 лет. За это время он успел написать около 130 стихотворений.
Представляем список всех ранних лицейских стихов по годам:
1813
- Монах
- Известно буди всем, кто только ходит к нам…
- К Наталье
- Несчастие Клита
1813-1814
- Вот Виля — он любовью дышит…
1813-1817
- Погреб
- К Делии
- Больны вы, дядюшка? Нет мочи…
- Делия
- И останешься с вопросом…
- Любопытный
- На Баболовский дворец
- На гр. А. К. Разумовского
- От всенощной вечор идя домой…
- Пожарский, Минин, Гермоген…
- Старик из Маро
- Твой и мой
- Тошней идиллии и холодней, чем ода…
- Эпиграмма на смерть стихотворца
- Я сам в себе уверен…
1814
- Mon portrait
- Stances
- Блаженство
- Бова
- Воспоминания в Царском селе
- Грааль и Гальвина
- Исповедь бедного стихотворца
- К Батюшкову
- К другу стихотворцу
- К Н. Г. Ломоносову
- К сестре
- Князю А. М. Горчакову
- Кольна (Подражание Осиану)
- Красавице, которая нюхала табак
- Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало
- Леда (Кантата)
- На Рыбушкина
- Опытность
- Осгар
- Пирующие студенты
- Рассудок и любовь
- Эвлега
- Эпиграмма (Подражание французскому)
- Эпиграмма (Арист нам обещал трагедию такую…)
1814-1815
- Тень Баркова
- На Пучкову (Пучкова, право, не смешна…)
1814-1816
- Фавн и Пастушка
1815
- К ней
- Слеза
- Александру
- Батюшкову
- Вода и вино
- Воспоминание (к Пущину)
- Городок (К***)
- Гроб Анакреона
- Измены
- Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался…
- К бар. М. А. Дельвиг
- К Галичу
- К Дельвигу (Послушай, муз невинных…)
- К живописцу
- К молодой актрисе
- К Наташе (Вянет, вянет лето красно…)
- К Пущину (4 мая)
- Лицинию
- Мое завещание друзьям
- Моему Аристарху
- Моя эпитафия
- На возвращения государя императора из Парижа в 1815 году
- Наполеон на Эльбе (1815)
- Послание к Галичу
- Послание к Юдину
- Сраженный рыцарь
- Тень Фонвизина
- Угрюмых тройка есть певцов…
1816
- К Морфею
- Пробуждение
- К Маше
- Амур и Гименеи
- Друзьям (Богами вам еще даны…)
- Дяде, назвавшего сочинителя братом
- Заздравный кубок
- Заутра с свечкой грошевою…
- Из письма к В. Л. Пушкину
- Из письма к кн. П. А. Вяземскому
- К Жуковскому (Благослови, поэт!.. В тиши парнасской сени…)
- Кж. В. М. Волконской
- Любовь одна — веселье жизни хладной…
- На Пучкову (Зачем кричишь ты, что ты дева…)
- На Пучкову (Пучкова, право, не смешна…)
- Наездники
- Наслажденье
- Окно (Недавно темною порою…)
- Осеннее утро
- Принцу Оранскому
- Разлука
- Слово милой
- Сон (отрывок)
- Усы (философическая ода)
- Фиал Анакреона
- Шишкову (Шалун, увенчанный Эратой и Венерой…)
- Экспромт на Огареву (В молчанье пред тобой сижу…)
- Элегия
- Элегия (Я видел смерть; она в молчанье села…)
- Элегия (Я думал, что любовь погасла навсегда…)
- Эпиграмма (на Карамзина)
- В альбом Илличевскому (Мой друг! Неславный я поэт)
По этим коридорам бегал лицеист Пушкин.Фото: Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ
В СПАРТАНСКИХ УСЛОВИЯХ
«Дней Александровых прекрасное начало», — писал Пушкин о первых годах царствования императора Александра I. Это было время надежд, что Россия освободится от крепостного права, начнет торжествовать справедливость. На исходе этих «дней» император подписал указ о создании учебного заведения нового типа — Царскосельского лицея. По замыслу Александра I здесь планировали воспитывать российскую элиту, которая должна была стать проводником реформ молодого государя. Предполагалось даже, что в лицее будут учиться младшие братья царя — Николай и Михаил. Но затем от этой идеи отказались.
— В лицей принимались юноши из дворянских, в том числе и обедневших родов, — говорит экскурсовод Ирина Белоус. — Обучение было бесплатным, деньги на нужды лицея поступали от императора. При приеме абитуриенты сдавали экзамены и проходили медицинскую комиссию. Времена меняются, нравы остаются. Некоторые попали потому, что за них замолвили словечко. В первый год на учебу приняли 31 лицеиста, среди них был и Александр Пушкин.
Лицей был открыт 19 октября 1811 года по старому стилю. Присутствовал император. Позже в этот день выпускники собрались на традиционный лицейский обед.
В этой комнате Александр Сергеевич начал писать первые стихи.Фото: Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ
Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, остальное время посвящалось предметам трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Лицеисты из дворянских семей жили в спартанских условиях. В маленькой комнатке стояли железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Зимой в комнатах по ночам частенько бывало холодно.
Распорядок дня лицеиста
06.00 — подъем, молитва.
07.00 — начало занятий (продолжались семь часов, между занятиями — отдых и трехразовая прогулка на улице в любую погоду).
09.00 — легкий завтрак: стакан чая и кусок булки.
Вечер — ужин и подвижные игры. Молодых людей обучали гимнастическим упражнениям, танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию, а также изящным искусствам.
22.00 — молитва, отбой.
АЛГЕБРА НЕ ДАВАЛАСЬ
«Основное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие», — говорилось в лицейском уставе. В этом учебном заведении преподаватели не ругали воспитанников, если тем не был интересен предмет.
— Однажды на занятии по математике Пушкина вызвали к доске, чтобы он решил алгебраическую задачу, — говорит экскурсовод. — Лицеист долго переминался с ноги на ногу, писал какие-то формулы. «Так что же вышло? Чему равняется икс?» — спросил педагог. «Нулю», — улыбаясь ответил будущий гений. «У вас, Пушкин, в моем классе все заканчивается нулем. Идите на место и пишите свои стихи», — подвел итог преподаватель.
Лицеист Пушкин не отличался примерным поведением. Зато обладал чувством юмора, что частенько приводило к забавным ситуациям.
— Как-то Пушкин вместе с одним из друзей решил сбежать в Петербург, что категорически запрещалось, — говорит режиссер Юрий Мамин. — За воспитанниками зорко следил декан по фамилии Трико. На дороге находился пост, где нужно было отмечаться. «Как ваша фамилия?» — спросил жандарм, обращаясь к Пушкину, чтобы сделать запись в журнале. «Одноко», — ответил Александр. «А ваша?» «Двако», — сказал приятель. Вскоре на пост примчался бдительный декан. «Ваша фамилия», — спросил строгий жандарм. «Трико». «Вы что, издеваетесь?» — воскликнул возмущенный страж поста. И до выяснения обстоятельств задержал декана на посту. Сведений о том, как были наказаны остроумный лицеист и его приятель, не сохранилось.
Здесь поэт проучился шесть лет.Фото: Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ
…И КЮХЕЛЬБЕКЕРНО, И ТОШНО
В лицее у Александра Пушкина появились друзья, со многими из которых он общался почти до конца своих дней. Один из них — Вильгельм Кюхельбекер.
— В годы учебы это был долговязый, нескладный юноша, который после перенесенной в детстве болезни плохо слышал. Ко всему прочему Вильгельм писал, скажем так, не очень хорошие стихи, — говорит Ирина Белоус. — И неудивительно, что подвергался насмешкам со стороны однокашников, включая Пушкина. «Вильгельм, прочти свои стихи. Чтоб мне уснуть скорее», — написал Александр Сергеевич.
Не выдержав насмешек, Кюхельбекер пошел топиться. Но выяснилось, что вода в Царкосельском пруду была ему по колено. Вскоре в лицейском журнале появилась остроумная карикатура.
После окончания лицея между Пушкиным и Кюхельбекером произошла дуэль. Остроумный поэт написал эпиграмму:
«За ужином объелся я, А Яков запер дверь оплошно — Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно».
Вильгельм жутко обиделся и вызвал друга стреляться. К счастью, никто не пострадал. Вскоре дуэлянты помирились.
Полной противоположностью Кюхельбекеру был другой, менее известный лицейский друг Пушкина, лучший воспитанник первого выпуска Владимир Вольховский. Энергичный, целеустремленный человек, который с детских лет мечтал стать военным. В лицее он спал на кровати без матраса, вставал еще до подъема и в утренние часы различными упражнениями вырабатывал в себе военную осанку. За обедом и ужином пирожки и прочие вкусности отдавал другим лицеистам: так он воспитывал у себя силу воли.
К 100-летию учебного заведения Илья Репин написал картину о выпускном экзамене светила русской поэзии.
Владимир Дмитриевич Вольховский действительно стал военным и дослужился до звания генерал-майор. Ему посвящены строки Пушкина:
«Спартанскою душой пленяя нас, Воспитанный суровою Минервой, Пускай опять Вальховский сядет первый, Последним я, иль Брогльо, иль Данзас».
В 1814 году умер первый директор Царскосельского лицея Василий Федорович Малиновский. На его похороны в Петербург отпустили пятерых воспитанников, включая Пушкина и сына директора Ивана. У могилы они поклялись в вечной дружбе и клятву сдержали. За несколько часов до смерти Александр Сергеевич произнес: «Как жаль, что здесь нет ни Пущина, ни Малиновского. Мне было бы легче умирать».
СПРАВКА «КП»
6 сентября 1843 года учебное заведение перевели в Петербург, на Каменноостровский проспект. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.
29 мая 1918 года постановлением Совета народных комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся помещение занял Пролетарский политехникум. Спустя семь лет некоторые из бывших воспитанников лицея были репрессированы. Их обвинили в создании контрреволюционной монархической организации.
Во время Великой Отечественной войны здание лицея в Пушкине было разрушено. Реставрация и восстановление продолжались восемь лет. Первых посетителей музей-лицей принял в 1974 году.
Среди первых лицеистов восемнадцать были православными, остальные — лютеранами и католиками.
ФАКТ
Первым в 1820-м ушел из жизни поэт, композитор и дипломат Николай Корсаков. Последним, в 1883 году, скончался глава внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи, герой романа Валентина Пикуля «Битва железных канцлеров» Александр Горчаков
Жизнь — театр
Владимир Дмитриевич Вольховский Иван Пущин
Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».
Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.
11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил. Александр Пушкин, «19 октября», 1825 год
В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании. После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.
Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.
Адександр ГорчаковАлександр Сергеевич Пушкин и Александр Михайлович Горчаков – два великих имени, составившие славу первого выпуска императорского Царскосельского лицея. О том, как складывались отношения между ними, до сих пор ожесточённо спорят историки и исследователи литературы. Кем же были Француз (Пушкин) и Франт (Горчаков)? Лицейскими друзьями? Или завистливыми конкурентами? По словам лицеиста Модеста Корфа, Горчаков «в душе завидовал Пушкину за его гений и то и дело хвастался пред ним своей красотой и знатностью рода», а Пушкина привлекали в юном князе его незаурядные способности, но ближайшими друзьями лицеисты никогда не были.
Да, скорее всего, о тесной дружбе, подобной той, которая связывала Александра Пушкина с Большим Жанно (Иваном Пущиным), говорить нельзя, но всё же юноши были интересны друг другу, они чувствовали между собой некую духовную связь, определяющую их взаимоотношения. Один тот факт, что в Лицее Пушкин написал два стихотворения, обращённые к Горчакову, а ещё одно в 1819 году, говорит о многом: ведь больше никому из лицеистов Александр Сергеевич не посвящал столько стихов. Речь идёт о посланиях «Пускай, не знаясь с Аполлоном…» (1814 год), «Встречаюсь я с осьмнадцатой весной…» (1817 год) и «Питомец мод, большого света друг…» (1819 год). Александру Михайловичу посвящены также строфы в стихотворениях «Пирующие студенты» (1814 год) и «19 октября» (1825 года).
В первом послании «Князю А. М. Горчакову» 1814 года Пушкин, поздравляя друга с днем ангела, спрашивает его:
Что должен я, скажи, в сей час
Желать от чиста сердца другу?
Глубоку ль старость, милый князь,
Детей, любезную супругу,
Или богатства, громких дней,
Крестов, алмазных звёзд, честей?
Кажется, что юный поэт в этих строках как бы предрекает Горчакову всё, о чём пишет: Александр Михайлович проживёт дольше всех лицеистов первого выпуска и умрёт в почтенном возрасте восьмидесяти четырёх лет, он будет счастливо, хоть и недолго женат и иметь двух прекрасных сыновей, а уж о «громких днях», «крестах», «алмазных звёздах» и почестях и говорить не приходится – их великий дипломат заслужит большое количество.
Данзас Конастантин Карлович
Ещё на школьной скамье сблизился с А. С. Пушкиным, издавал рукописный школьный журнал «Лицейский Мудрец» и сам писал для него.
Был выпущен в 1817 году по низшему лицейскому стандарту — офицером в армию (не в гвардию); состоял на должности прапорщика Инженерного корпуса; с 1827 года штабс-капитан Отдельного Кавказского корпуса; участвовал в походах против «персиан» (1826, 1827, 1828); в 1828—1829 годы принимал участие в главных сражениях с турками на европейском театре, за отличие в Турецкой войне получил чин капитана. В 1828 году в бою под стенами Браилова был ранен в левое плечо с раздроблением кости; в июне того же года был награждён золотой полусаблей с надписью «за храбрость».
За секундантство на дуэли Пушкина, произошедшей 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки, на которой Пушкин получил смертельное ранение, был приговорён к виселице, но это наказание, по ходатайству военного и надзорного начальства, Высочайше, было заменено на 2 дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости. Был освобождён 19 мая 1837 года.
Семьи не имел.
Талантливым флотоводцем и полярным исследователем станет друг Пушкина Федор Федорович Матюшкин.
После лицея, Матюшкин с экспедицией В.М.Головина отправится в кругосветное путешествие. Двухгодичное плавание стало серьезной школой для новичка и укрепило в нем желание стать настоящим моряком.
Вскоре Матюшкин с экспедицией Ф.П.Врангеля отправляется по северным берегам Сибири и по Ледовитому океану, с целью произвести описание берегов Сибири и дальше по Ледовитому океану. Тогда еще бытовало мнение, что Азия и Америка «соединена». Поэтому, второй целью было разрешить эту гипотезу. Экспедиция Ф.П. Врангеля окончательно опровергла легенду о соединении американского материка с азиатским.
(Барон Пётр Николаевич Врангель — один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, является отдаленным родственником Ф.П.Врангеля).
С 1828 года Матюшкин служит в составе военного флота. Он участвовал в блокаде Дарданелл, где отличился и получил орден св. Владимира 4 ст., в сражении с идриотами острова Пароса, за что ему был пожалован бант к ордену св. Владимира. Матюшкин участвовал в битве против горцев и при взятии местечек Туапсе Шапсухо, за что был произведен в капитаны 2 ранга. В 1840 году ему присваивается звание капитана 1 ранга, а в 1949 году – контр-адмирала.
В общей сложности, за умелое командование и личную отвагу Матюшкин был награжден:
Орденом св. Владимира 4 ст. с бантом,
Орденом св. Георгия 4 ст.,
Орденом св. Владимира 3 ст.,
Орденом св. Станислава 1 ст.
Орденом св. Владимира 2 ст. с мечами.
Ему присвоено высшее воинское звание на флоте – АДМИРАЛ.
До конца жизни Пушкин переписывался со своим другом Матюшкиным. Он советовал ему написать книгу о Севере: «Ты очень много сделал в Сибири. И если сейчас… недостаточно ценят твои заслуги, то будет же когда-нибудь настоящая Россия, которая заставит мир почитать труды Русских. Потомство вернет им честь первооткрывателей» Матюшкин внес большой вклад в исследование Якутии и ему по праву принадлежит «честь первооткрывателя».
Смерть своего друга Пушкина Матюшкин переживал очень тяжело. В феврале 1837 года он писал из Севастополя лицейскому товарищу Яковлеву: «Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как мог ты это допустить? Наш круг редеет…»
В 1851 году Матюшкин сошел на берег – закончилась его служба на море. Он поселился в Петербурге. В Петербурге, в гостинице Демут Матюшкин и Яковлев вдвоем отпраздновали день лицея. Друзьям было уже больше пятидесяти лет.
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил,
И назначал свои закланья.
(А.С.Пушкин)
Матюшкин пережил почти всех, кого любил Пушкин
Скончался в Санкт-Петербурге 16 сентября 1872 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, в 1956 году перезахоронен на Некрополе мастеров искусств Лавры.
Яковлев Михаил Лукьянович
В стихотворении «19 октября» Пушкин написал, обращаясь к другу:
Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
Лицейский друг Пушкина Яковлев Михаил Лукьянович, к которому с упреком за то, что не спас Пушкина обращался Матюшкин, был разносторонне одаренным человеком. Писал стихи, сочинял музыку, прекрасно пел и играл на скрипке. Всего ему приписывают 21 опубликованное музыкальное произведение. Его романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова Пушкина исполняют и сегодня.
В лицее он еще прославился как пародист. Он умел, как никто, смешно имитировать, «передразнивать» людей, за что получил кличку «паяс». С ним всегда было весело. В стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин посвятил ему такие строчки:
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою…
Музыкой Яковлев занимался всю жизнь, сочетая это занятие со службой на высоких государственных постах. Он часто выступал с исполнением своих романсов на вечерах у М.Глинки («Вчера вакхических друзей», «Когда, душа, просилась ты», «Роза ль ты, розочка», «Зимний вечер» и песни «Кудри», «Пела, пела пташечка», «Сиротинушка девушка» и др.) На слова Пушкина он написал три романса: : «Слеза», «Признание» и часто исполняемый в наши дни романс «Зимний вечер».
Скончался М.Л.Яковлев через 30 лет после гибели Пушкина в 1868 году.
«К кому-то сердце мчится вдаль,
Кого-то нет, кого-то жаль!»
М.Л.Яковлев.
Иван Малиновский
Дольше всех из лицеистов, вхожих в пушкинский кружок, прожил Иван Малиновский — старший сын директора Лицея. В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак. «Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.
Однажды воспитанники, среди которых были Пушкин, Дельвиг, Малиновский и Пущин, решили устроить вечер с алкоголем — приготовить гоголь-моголь. Для этого смешали ром, сахар и яйца, после чего стали очень веселы (ромом подростков снабдил дядька Фома, которого за это потом с треском выгнали из лицея). Все шло хорошо, но на одного из участников пирушки гоголь-моголь подействовал особенно сильно — он начал шуметь, веселье вскрылось. Студентов чуть не исключили из Лицея, но обошлось.
Мы недавно от печали,
Пущин, Пушкин, я, барон,
По бокалу осушали.
И Фому прогнали вон. Александр Пушкин, 1814 год
Спустя 23 года, уже после роковой дуэли Пушкина с Дантесом, по воспоминаниям секунданта Константина Данзаса, поэт с сожалением произнес: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».
Малиновский дослужился до чина полковника и в этом звании вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства. Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.
В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:
Бакунин, Александр Павлович (1797—1862)
Броглио, Сильверий Францевич (1799 — между 1822 и 1825 годами)
Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключён из Лицея в 1813 году
Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)
Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)
После декабрьского восстания 1825 года Лицей был реорганизован. Был установлен контроль за подбором преподавателей и содержанием лекций. Указом Николая Первого от 23 февраля 1829 года Лицей переводился на подготовку чиновников только для статской службы. Военная кафедра была закрыта, вместо нее ввели курсы статистики, логики, психологии и географии.
6 ноября 1843 года вышел указ Николая Первого о переименовании Царскосельского Лицея в Императорский Александровский лицей с переводом его из Царского Села в Петербург. Некоторые фото из музея Лицея в Царском Селе.
Царскосельский Лицей. Знаменская церковь.
Царскосельский Лицей.
Герб Лицея на доме директора Лицея в Царском Селе.»Комната № 14 в Царскосельском лицее». Комната № 14, в которой жил Александр Сергеевич Пушкин во время учебы в Императорском Царскосельском лицее.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Царскосельский Лицей. Большой зал.
Высочайшая грамота,дарованная Императорскому Царскосельскому лицею Александром I
Царскосельский Лицей. Библиотека.
Царскосельский Лицей. Газетная комната.
Царскосельский Лицей. Комната для занятий после классов (Проходная).
Комната для занятий после классов(Длинная). Предметы фехтования.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Физический кабинет.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Учебный класс.
Царскосельский Лицей. Певческий класс.
Царскосельский Лицей. Певческий класс.
Царскосельский Лицей. Вид из окна на плац Екатерининского дворца.Царскосельский Лицей. Класс с рисунками воспитанников.Царскосельский Лицей. Парадная лестница.
Страдал ли Пушкин в Лицее: строгий устав и нестрогая реальность
Правила поведения лицеистов. Фото Николая Кузнецова
Свобода или дух казармы
Часть этих правил напоминает и современные школьные нормы: «Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно», «Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом».
Но пункты противоречат друг другу. К примеру, пункт пятый гласит: «Позволяется воспитанникам давать пользоваться другому своими вещами». И тут же пункт одиннадцатый: «Не только не меняться никакими вещами, но и не ссужать, без ведома надзирателя, никого ничем, ни книгою, ни бумагою».
Устав Лицея. Фото Николая Кузнецова
Большая часть пунктов выглядит слегка пугающе. Например:
«В двенадцать часов за обеденным столом и после стола в комнатах быть неотлучно со своим надзирателем; во время прогулок не отставать от дежурного надзирателя и не опережать его».
«В классах всегда садиться на том месте, которое назначено от учащего. С места не вставать и отнюдь не выходить из класса без дозволения господина учителя».
И это знаменитый Лицей, люди, про которых мы с детства помним:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз»?
«Денег при себе никому из воспитанников не держать; а если случается, то отдавать их под сохранение господину надзирателю или смотрителю за столом».
«Никто не должен скрывать пороки своих товарищей, коль скоро от него начальство требует в том свидетельства…»
«Всякая грубость противо начальника не останется без наказания».
«Запрещается близко подходить к незнакомым посетителям и начинать с ними разговор».
«Воспитанники не должны иметь никаких особенных отношений со служителями».
Комната Пушкина в Лицее. Фото Николая Кузнецова
Вкупе со спартанскими кельями все это производит впечатление казармы. Сразу возникает вопрос: неужели дотошное исполнение этих жестоких правил дало нам блестящее поколение выпускников-лицеистов: Пушкина и Кюхельбекера, Горчакова и Дельвига, Пущина и Корфа?
Как нарушался Устав
Есть известная фраза, что жестокость российских законов искупается небрежным их исполнением. Так же было и здесь. В реальности эти правила соблюдались не так уж ревностно. Вот взять, к примеру, самый безобидный пункт: «Запрещается воспитанникам давать друг другу прозвища». Но мы же знаем из Тынянова, что прозвища в Лицее были буквально у всех, включая учителей.
Действительно, правила соблюдались далеко не всегда. Записки Пушкина, его одноклассника Илличевского, а также прекрасная книга Марианны Яковлевны Басиной «В садах Лицея. На берегах Невы» говорят об этом весьма недвусмысленно.
К примеру, по поводу книг. В правилах поведения, пункт тринадцатый, ясно сказано: «Без позволения директора не читать никаких книг, кроме классных и тех, какие профессорами могут быть назначаемы».
Анатолий Зиновьевич Иткин. «Юный Пушкин в садах Лицея». 1966
Позвольте, а как же
«В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал…»
Или вот письмо Илличевского:
«Достигают ли нашего уединения вновь выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться? (…) Мы стараемся иметь все журналы и впрямь получаем: Пантеон, Вестник Европы, Русской Вестник и пр. Так, мой друг, и мы также хотим наслаждаться светлым днем нашей литературы, удивляться цветущим гениям Жуковского, Батюшкова, Крылова, Гнедича (…) Не худо иногда вопрошать певцов иноземных (у них учились предки наши), беседовать с умами Расина, Вольтера, Делиля…».
То есть никакой реальной слежки за чтением лицеистов не было. Вся «цензура» ограничивалась одним эпизодом, о котором будет сказано дальше. Пушкин в своем стихотворении лукавит: конечно же, читал он (как и все прочие лицеисты) и Цицерона, а не только фривольные романы — ведь Цицерон входил в учебную программу.
Как, с христианских позиций, относиться к такой свободе чтения? Чего от нее было больше для души — пользы или вреда? Это вопрос, не имеющий однозначного ответа. Но факт остается фактом: лицеисты, наряду с книгами обязательной программы, читали, что хотели.
Как «роза» отменила запрет на стихи
В дополнение к разговору о литературе в Лицее. Изначально там ученикам было запрещено сочинение стихов — вернее, сочинять их можно было только в классах и только в качестве учебного задания. Потом, в 1815 году, запрет был отменен, и причина тому — гений Пушкина. Процитирую книгу М. Я. Басиной:
«Однажды, в конце урока словесности, профессор Кошанский сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».
«Господа» призадумались. Лишь один только Пушкин вмиг сочинил и подал профессору четверостишие, которое всех восхитило.
Запрет на сочинительство был отменен».
Елена Шипицова. “На занятиях в лицее”
Стихи, кстати, очень неплохие, давайте их еще раз перечитаем.
Где наша роза,
Друзья мои.
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Махнуться вкусняшками
Или вот — в столовой полагалось сперва «с благоговением слушать молитву», а потом «сидя за определенным столом, пить чай и кушать завтрак со всей благопристойностью и тихостью». Молитвы перед едой действительно читались, это соблюдалось строго. А вот сами трапезы проводились шумно и весело. По праздникам «те из лицеистов, у кого водились деньги (!), договаривались с дядькой Леонтием Кемерским, и он вместо казенного чая ставил для всех кофе или шоколад». По понедельникам вывешивалась «Программа кушаний», и около нее договаривались, как будут меняться порциями — я тебе бланманже, а ты мне пирог.
Кстати, к чести Лицея, надо сказать, что там, и только там во всей Российской империи, не было тогда телесных наказаний (куда там Итону, самой престижной английской частной школе, основанной в 1440 году — там пороли за провинности почти до самого конца XX века).
Лицеисты возле булочной Родакса. Карикатура А. Илличевского. 1815
Зато было забавное поощрение: места за столом ближе к гувернеру, раздающему еду (они считались лучшими), занимали отличники по поведению и учебе. В классах «двоечники» также садились последними. Пушкин, кстати, в воспоминаниях часто шутил на эту тему, но на самом деле последним по поведению не был (были Брольо и Данзас). Хотя Александр Сергеевич тоже «плелся в хвосте». У него есть даже пара строчек того периода, посвященных этому вопросу:
Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе.
Слова «Блажен муж, иже…» — это начало 1-го псалма. Здесь мы видим, насколько органично у Пушкина знание Псалтири сочеталось с чувством юмора и высоким качеством стиха.
Кто учил?
В столовой же директор объявлял новости. Его внимательно слушали — и не потому, что страшились. Первый директор, Василий Федорович Малиновский, ненавидел муштру, не кричал, не читал нотаций, и очень гордился тем, что в Лицее никого не секут. Он старался сделать так, чтобы, по собственному его выражению, «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие», а педагоги стали воспитанникам друзьями. «У нас по крайней мере царствует с одной стороны свобода (а свобода дело золотое), — писал из Лицея своему приятелю Илличевский. — С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся».
Материал по теме
Кто учил Пушкина?
Когда речь заходит об учителях Александра Пушкина, чаще всего на ум приходит имя Василия Жуковского – автора знаменитых строк, обращенных к молодому поэту: «Победителю ученику от побежденного учителя». Однако в жизни Пушкина и его товарищей-лицеистов была целая плеяда выдающихся преподавателей-наставников. «Фома» рассказывает об учителях первого, «золотого» выпуска Императорского Царскосельского лицея.
Самый первый биограф Пушкина, П. В. Анненков, писал о тогдашних учителях: «Можно сказать без всякого преувеличения, что все эти лица должны были считаться передовыми людьми эпохи на учебном поприще. Ни за ними, ни около них мы не видим, в 1811 году, ни одного русского имени, которое бы имело более прав на звание образцового преподавателя, чем эти, тогда еще молодые имена».
И действительно, почти весь педагогический состав был моложе тридцати лет.
Самым выдающимся и талантливым преподавателем (в том числе, по воспоминаниям Пушкина, да и остальных лицеистов, был Александр Петрович Куницын. Он преподавал логику и право. Был образован, умен и красноречив, не заискивал перед начальством и, кстати, оказался единственным, кто на торжественном открытии Лицея выдал речь «от себя». Причем речь, изобилующую словами «отечество», «народ», «граждане» и «общественная польза», в то время как остальные гости мероприятия в основном читали по бумажке про «благорастворенный воздух Царского села» ввиду императорского визита. Если говорить о его мировоззренческих и идеологических позициях, то Куницын был сторонником Руссо и Канта, он считал необходимым ограничивать всякую власть — не только государственную, но даже и родительскую, поскольку иначе она оборачивается тиранией и несправедливостью. Власть нужна только для обеспечения блага населения, а ради блага подданных и подчиненных. Эти свои идеи он, очевидно, внушал и ученикам, и это ими восторженно принималось.
Вспомним пушкинские строки:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Материал по теме
Царское Село: почему туда стоит съездить с детьми и что обязательно им показать
Если вы думаете, куда бы еще съездить с детьми, то отправляйтесь в Царское Село, в гости к Пушкину, чтобы узнать о том, как проходила учеба маленького Александра Сергеевича в лицее.
Другого любимого преподавателя звали Давид Иванович Будри. Секрет Полишинеля заключался в том, что Давид Иванович был никакой не Будри, а очень даже Марат, младший брат знаменитого «друга народа», Жана Поля Марата, имя которого приводило российскую знать в трепет. Судя по воспоминаниям, Пушкину очень нравилось, что учитель и не думал скрывать опасного родства, напротив, гордился и много хорошего рассказывал о революции и ее вождях.
В этом проявилось одно из противоречий, которые помогут нам разгадать загадку несостыковок лицейского устава: соприсутствие людей диаметрально противоположных взглядов, которые общались с лицеистами и каждый по-своему влияли на них. Рядом с Будри были и преподаватели, для который Французская революция означала лишь кровь, жестокость, гильотину и надругательство над христианскими святынями. Рядом с либералом Куницыным был, например, был жесткий консерватор Мартин Пилецкий, который буквально понимал пункты устава относительно запрета переписки и обмена бумагами между воспитанниками. Кстати, серия конфликтов между ним и лицеистами привела к бунту учеников, когда те предъявили ультиматум: или он, или они. И Пилецкий уехал в Петербург. Почему? О его мотивации мы можем лишь догадываться. Может, это было благородство («оставайтесь в Лицее, господа» — сказал он в ответ на мальчишеский ультиматум), а может, трезвое понимание, что в этом конфликте большинство учителей его не поддержит. Но и уехав в Петербург, он мог бы отомстить лицеистам, нажаловаться министру просвещения, однако не сделал этого. В дальнейшем он служил в полиции, где имел награды за службу. Вот такие разные люди находились в одно и то же время в одном и том же месте — и влияли на умы лицеистов.
Противоречия духовного воспитания
Может создаться впечатление, что Лицей был абсолютно светским островком в православной стране, что о религиозном воспитании учеников там не заботились. Особенно учитывая, что к тому времени в высших кругах общества безверие было в моде. Но, однако же, религиозное воспитание присутствовало — во всяком случае, на уровне внешних форм. Так, обязательными были утренние и вечерние молитвы в находившейся на территории Лицея Знаменской церкви. Кстати, окна комнаты Пушкина как раз на нее и выходили, и о главной тамошней святыне, чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» поэт впоследствии писал в стихотворении 1830 года «В начале жизни школу помню я»:
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров.
Обратим внимание: толковал превратно. То есть сам Пушкин, будучи уже зрелым человеком, который спустя несколько лет гениально переложит в стихах великопостную молитву святого Ефрема Сирина («Отцы-пустынники и жены непорочны»), трезво сознавал, что важнейшие духовные вещи прошли мимо него в лицейские времена.
Знаменская церковь. Фото Николая Кузнецова
В чем здесь парадокс? В том, что Закон Божий в Лицее вели лучшие духовники и священники того времени. Так, например, при Пушкине законоучителем был протоиерей Николай Музовский, духовник императора Александра I, замечательный проповедник. В 1816 году его сменил недолго прослуживший в Лицее отец Гавриил Полянский, а затем законоучителем стал известный священник Герасим Павский, церковный ученый, основатель российской библеистики. Кстати сказать, и первый директор гимназии, В. Ф. Малиновский, перевел с древнееврейского несколько книг Ветхого Завета.
Еще один уникальный факт: на выпускном экзамене по Закону Божиему в 1817 году присутствовал тогда еще архимандрит, а впоследствии митрополит Московский Филарет (Дроздов) — святой, прославленный Церковью, который много лет спустя вступит с Пушкиным в духовно-поэтическую полемику, откликнувшись своими стихами на «Дар напрасный, дар случайный…» Впервые же они увидели друг друга на этом экзамене.
Тем не менее, как писал известный литературовед и биограф Пушкина Г. И. Чулков, «Что касается батюшек-законоучителей, то они, по-видимому, не имели серьезного влияния на лицеистов». Почему? Это можно объяснить особенностями Синодального периода в истории нашей Церкви, можно вспомнить об особенностях подростковой психологии (подросткам свойственно отрицать ценности взрослых), можно открыть для себя простую истину о расцерковленности тогдашнего высшего света. Но самое главное — это результат воздействия на лицеистов очень разных людей, разных и в личностном плане, и в мировоззренческом.
Правила пишут люди
Как же так вышло, что лицейский Устав был настолько противоречив и почему не соответствовал реалиям тамошней жизни?
Разгадка в той борьбе идей, в которой Устав создавался, в столкновении мировоззрений, которое предопределит и дальнейшую судьбу выпускников Лицея.
Михаил Михайлович Сперанский, художник – А. Г. Варнек
Правила для лицеистов писал не один человек, а четверо, имевшие совершенно разные взгляды. Изначальная концепция принадлежала Михаилу Михайловичу Сперанскому. На уровне идеи это была «особая школа для мальчиков из разных сословий» — и такая подача очень не понравилась императрице Марии Федоровне, не желавшей воспитывать своих детей вместе с детьми купцов.
Портрет А.К. Разумовского. Гуттенбрунн Людвиг. 1801
Другим противником идеи был уже упоминавшийся министр просвещения Разумовский, который, во-первых, ненавидел Сперанского со всеми его идеями, а, во-вторых, дружил с посланником низложенного сардинского короля Жозефом Де Местром, который в то время проживал в Петербурге. Жозеф отметился высказываниями о том, что неизвестно, созданы ли русские для науки, и вообще «наука в России будет не только бесполезна, но даже опасна для государства». Вот ему и отдали на рассмотрение проект устава Лицея.
Жозеф де Местр
О мнении Де Местра (негативном, конечно) Разумовский доложил царю, который, кстати, тоже не планировал обучать в Лицее «молодых людей разных сословий». Но сама идея «особенной школы» ему понравилась. Александр подумывал отдать туда младших братьев. Поэтому проект Устава пошел дальше, впитав оба подхода — и Сперанского с «самостоятельностью мышления», и Де Местра с «безоговорочным послушанием».
Александр I
Следующим человеком, через чьи руки проходили бумаги перед воплощением в жизнь, стал Иван Иванович Мартынов, директор департамента народного просвещения (не путать с министерством), человек не чуждый гуманистической педагогики, который постарался вернуть в проект максимум заложенного Сперанским. Окончательные же заслуги по созданию документа, регламентирующего лицейскую жизнь, придворные льстецы приписали в итоге Александру I и назвали Лицей «собственным творением императора».
Иван Мартынов
Вот это коллективное творчество и висит сейчас в музее на почетном месте, как портрет борьбы идей. Борьбы, сформировавший мировоззрение лицеистов и предопределившей всю их дальнейшую жизнь. Тот же Пушкин пройдет через колоссальную перемену взглядов, через тяжелейшие жизненные драмы и погибнет на дуэли совсем еще нестарым человеком. Ту же противоречивость можно проследить и в судьбе других лицеистов.
Лицеисты. Рисунок Надежды Рушевой
Опыт Лицея не может быть принят с наивным восторгом, это вовсе не образец идеальной педагогики. Само русское общество той поры было по-своему расколото, раскол этот повлиял и на формирование лицеистов. Эти дети, многие из которых были гениальными, подверглись впоследствии тяжелейшим испытаниям на разрыв — в том числе и в духовных поисках.
Задание 21 по русскому языку ЕГЭ
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Для любого человека нет ничего понятнее и ближе, чем слово «дом». 2) Для ребёнка дом — это прежде всего мама, папа, бабушка, дедушка. 3) Для взрослого домом является его семья. 4) » Будьте, как дома», — говорим мы. 5) А народная мудрость гласит: «Дом вести — не лапти плести». 6) И всегда, произнося слово «дом», мы имеем в виду не фундамент, стены и кровлю, а всё человеческое, что помещается в этих стенах. 7) Дом — крепость, защита, обитель семьи, и доступ туда имеет только тот, кому позволяют его обитатели.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Белая лошадь с развевающейся гривой, прискакавшая к нам из незапамятных времён, − символ удачи и надежды. 2) Когда-то древнегреческий герой, победив жестокого царя в гонке на колеснице, в благодарность богам основал Олимпийские игры — традиция эта живёт сотни веков. 3) Одним из самых популярных сюжетов русской иконы был всадник на белом коне. 4) Говорят, что белых лошадей в природе не существует. 5) А рождение белого жеребёнка — событие крайней редкости. 6) Может, поэтому люди верят, что встретившаяся им на пути редкая белая лошадь принесёт им редкую удачу. 7) Может, поэтому наивный ребёнок и умудрённый опытом старик, молодая девушка и бесстрашный воин — все замирают при виде белогривой лошади.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Наука о камнях — интересная наука. 2) Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться минералогией — наукой о камнях. 3) Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней. 4) Недалеко от дома на каменной горушке мы – весёлая детвора – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке. 5) Однажды нам удалось добыть пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. 6) В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов. 7) Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» − десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. 2) Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). 3) При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.
4) С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. 5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.
6) Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. 7) Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе. 8) Они как молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Онежское озеро — самое популярное у посещающих Карелию туристов место. (2)Здесь находятся знаменитые петроглифы — неолитические наскальные рисунки на мысах Бесов нос, Пери нос и Карецкий нос. (3)Кроме того, здесь расположен известный на весь мир заповедник Кижи, а также окрестности Медвежьегорска, печально знаменитые захоронениями жертв политических репрессий. (4)В свою очередь, Приладожье — ещё один южный район Карелии — привлекает туристов мягким климатом, карельскими лесами и скалами. (5)Сюда приезжают посмотреть старинный городок Сортавалу, Валаамский архипелаг и монастырь, древний Олонец. (6)Именно в Приладожье расположен горный парк «Рускеала» — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Я любил русскую классическую поэзию: Кольцова, Некрасова, Никитина, Пушкина, Лермонтова, впоследствии Бунина — и в то же время не мог не завидовать моему новому другу, романтической манере его декламации, даже его претенциозному псевдониму.
(2)Птицелов, мой новый друг, ютился вместе со всеми своими книгами приключений, а также толстым томом «Жизни животных» Брема — его любимой книгой — на антресолях двухкомнатной квартирки.
(3)— Там, где выступ холодный и серый водопадом свергается вниз, я кричу у безмолвной пещеры… — декламировал он на бис своё коронное стихотворение.
(4)Птицелов выглядел силачом, атлетом, но впоследствии я узнал, что с детства он страдает бронхиальной астмой и вся его как бы гладиаторская внешность — не что иное, как не без труда давшаяся поза. (5)Даже небольшой шрам на его мускулисто напряжённой щеке — след детского пореза осколком оконного стекла — воспринимался как зарубцевавшаяся рана от удара пиратской шпаги.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Уральские горы — уникальный для нашей страны природный объект — пересекают Россию с севера на юг и являются границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями страны. (2)Уральские горы имеют длинную и сложную историю. (3)Она начинается ещё в протерозойскую эру — настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. (4)Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал — примерно на 300–400 метров. (5)В настоящее время Уральские горы стабилизировались — крупных движений земной коры здесь не наблюдается. (6)Уральский хребет составляют средние и низкие по высоте горы, наивысшая точка — гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. (7)Любопытно, что вторая по высоте вершина Ямантау находится на Южном Урале. (8)Вообще, в профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. (2)Если учесть, как сложна даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы её тайны. (З)Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (4)Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (5)У каждого вида — свой образ жизни, свои особенности, привычки. (6)Но экология — понятие более широкое. (7)Эта наука — перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру. (8)Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (9)Ведь тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Севернее города Одинцово раскинулся Подушкинский лесопарк — живописная лесная территория. (2)Этот лес получил своё название благодаря селу Подушкино и лично Ивану Владимировичу Подушке — помещику, которому принадлежали эти земли в XV веке.
(3)Село Подушкино и прилегающие к нему леса не раз меняли хозяев: так, одно время этими угодьями владел Илья Данилович Милославский, дед царевны Софьи и двух царей — Фёдора III и Ивана V. (4)А в XIX веке в Подушкино провели железную дорогу — здесь появились дачники.
(5)Сейчас, прогуливаясь по парку, можно увидеть двухсотлетние дубы, однако бóльшая часть сохранившихся на сегодня деревьев появилась 50−80 лет назад. (6)По оценкам биологов, в Подушкинском лесу обитает 73 вида животных, причём помимо привычных белок и зайцев в лесной глуши можно увидеть норы барсука и встретить орешниковую соню — небольшого грызуна, занесённого в Красную книгу. (7)Зелёные дятлы, глухари, рябчики, чёрные коршуны и сапсаны — эти редкие птицы также обитают на территории Подушкинского лесопарка.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, — родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных — всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край — территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство — люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)»Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» — призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.
Лицейские годы Пушкина
Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.
Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.
Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.
С преподавателями у воспитанников сложились дружеские отношения. Лицеистам была предоставлена максимальная свобода действий. В некоторых мемуарах встречаются заметки о том, что профессор А. Галич частенько принимал участие в пирушках вместе со своими учениками. В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Это были подборки эпиграмм и памфлетов. Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.
Его отношения в лицеистами складывались по- разному. Одни его любили и боготворили, другие обзывали » французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате. Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.
Отечественная война 1812 года отозвалась в душах лицеистов болью, гневом и бунтарством. На первый план выходят патриотические чувства и настроения. И молодой человек, который даже думал по-французски, начинает сочинять стихи о российских просторах, народной жизни.
Незабываемым стал для Пушкина день переходного экзамена- 8 января 1815 года. Молодой поэт спать не мог от волнения, ведь сам Державин должен был слушать его выступление. Александр прочитал «Воспоминания в Царском Селе» собственного сочинения. Написано оно было в высокопарном стиле (по совету Галича) и до слез растрогало старого поэта. В порыве Державин хотел прижать Пушкина к груди, но тот стремительно сбежал и долго еще не мог прийти в себя от волнения.
Так, год от года в Царском Селе креп талант поэта. В 1816 он уже настолько знаменит, что члены императорской семьи заказывают ему оды и пьесы, а признанные писатели рассыпаются перед молодым лицеистом в комплиментах.
В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви » К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.