Содержание
- ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 10. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания
- Прочитайте и составьте вопросный план текста. Абрамцево-одна из знаменитых подмосковных усадеб. В 1843 году известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) приобрел небольшое подмосковное имение Абрамцево, расположенное в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры. В Абрамцеве созданы основные литературные произведения Аксакова, в том числе его известные автобиографические повести, в которых он уходил, как говорил, «в свои младые годы»: «Семейная хроника»«Детские годы Багрова-внука»«Воспоминания».На протяжении пятнадцати лет «Абрамцево» являлось одним из очагов общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживлённых бесед и споров выдающихся людей того времени.В гостях у Аксаковых бывали И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев,М.С. Щепкин, М.П. Погодин и многие другие. Близкая дружба связывала хозяина усадьбы с Н. В. Гоголем. Впервые Гоголь приехал в Абрамцево 14 августа 1849 года и прожил здесь четыре дня.Во время этого посещения Гоголь читал хозяевам первую главу из второго тома «Мёртвых душ».Впоследствии он еще четырежды побывал в Абрамцеве. В мезонине абрамцевского дома есть комната, которая многие годы спустя продолжала именоваться Гоголевской.
- Усадьба Абрамцево как воспоминание о Савве Мамонтове: «Ухожу с сознанием, что никому зла намеренно не делал…»
- Наследие Врубеля: фасады флигеля усадьбы Саввы Мамонтова отреставрировали
- Где пила чай дочь Александра II: в «Царицыне» отреставрировали беседку «Миловида»
- Главный вход, главная аллея, главные фонтаны: что посмотреть на ВДНХ
- Музей-усадьба Абрамцево – место творческих людей
- Музей-усадьба Абрамцево, кратко
- Происхождение названия Абрамцево
- Усадьба Абрамцево при Аксаковых
- Усадьба Абрамцево при Мамонтовых
- Открытие музея-усадьбы Абрамцево
- Восстановление усадьбы Абрамцево
- Абрамцево в наше время
- Интересные факты
- Музей-усадьба Абрамцево, как доехать
- Новости
- Елизавета Мамонтова. Её жизнь была прекрасным подвигом
- Елизавета Мамонтова — благотворительница из среды фабрикантов
- Воспитанная на Тургеневе
- Благотворительница из Абрамцево
- Дело жизни
- ЕЛИЗАВЕТА ГРИГОРЬЕВНА МАМОНТОВА (САПОЖНИКОВА)
- 13 сентября
- жена Саввы Ивановича Мамонтова
ГДЗ, русский язык, 8 класс, Ладыженская, упр. 10. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания
Прочитайте и составьте вопросный план текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и графически обозначая синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.
Абрамцево одна из знаменитых подмосков-
ных усадеб. В 1843 году извес(?)ный русский
писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—
1859) приобрёл (не)большое подмосковное име-
ние Абрамцево расположе(н, нн)ое 2 в 12 верстах
от Троице-Сергиевой лавры.
В Абрамцев.. созда(н, нн)ы основные литературные произведения С. Аксакова, в том числе его извес(?)ные автобиографические пов..сти в которых он уходил, как говорил, «в свои младые годы» «Семейная хроника» «Детские годы Багрова-внука» «Воспоминания». На протяжении пятнадцати3 лет Абрамцево являясь одним из оч..- гов обществе(н, нн)ой и культурной жизни Росс., было местом встреч оживлё(н, нн)ых бесед и споров выдающихся людей того врем..ни. В гостях у Аксаковых бывали И. Тургенев Н. Гоголь Ф. Тютчев М. Щепкин М. Погодин и многие другие.
Близкая дружба связ..вала хозяина усадьбы с Н. Гоголем. (Впервые Гоголь пр..ехал в Абрамцево 14 августа 1849 года и прожил здесь четыре дня. (Во)время этого посещения усадьбы Гоголь читал хозяевам первую главу из второго тома «Мёртвых душ». (В)по- следств.. он ещё четырежды побывал в Абрамцев.. . В мезонине абрамцевского дома есть комната которая многие годы спустя продолжала именоват(?)ся Гоголевской.
Прочитайте и составьте вопросный план текста. Абрамцево-одна из знаменитых подмосковных усадеб. В 1843 году известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) приобрел небольшое подмосковное имение Абрамцево, расположенное в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры. В Абрамцеве созданы основные литературные произведения Аксакова, в том числе его известные автобиографические повести, в которых он уходил, как говорил, «в свои младые годы»: «Семейная хроника»«Детские годы Багрова-внука»«Воспоминания».На протяжении пятнадцати лет «Абрамцево» являлось одним из очагов общественной и культурной жизни России, местом встреч, оживлённых бесед и споров выдающихся людей того времени.В гостях у Аксаковых бывали И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев,М.С. Щепкин, М.П. Погодин и многие другие. Близкая дружба связывала хозяина усадьбы с Н. В. Гоголем. Впервые Гоголь приехал в Абрамцево 14 августа 1849 года и прожил здесь четыре дня.Во время этого посещения Гоголь читал хозяевам первую главу из второго тома «Мёртвых душ».Впоследствии он еще четырежды побывал в Абрамцеве. В мезонине абрамцевского дома есть комната, которая многие годы спустя продолжала именоваться Гоголевской.
небогатые дворяне, отправили своего сына на учёбу в Навига́ цкую школу – учебное заведение, в котором готовили офицеров молодого российского флота. Став морским офицером, Челюскин нёс службу на Балтийском флоте, где отлично зарекомендовал себя. В 1733 году Челюскин был произведён в штурманы и направлен в Великую Северную экспедицию. На исследование новых земель было послано несколько кораблей. Командиром одного из кораблей экспедиции стал лейтенант Васи́ лий Васи́ льевич Про́ нчищев. Своим заместителем он назначил старого друга – шту́ рмана Семёна Ивановича Челюскина. Челюскин вёл корабе́ льные дневниковые записи экспедиции, составлял описание арктического побережья. Вскоре после смерти Прончищева он принял командование кораблём и настоял на продолжении экспедиции. Когда из-за льда плавание становилось невозможным, Челюскин на собачьих упряжках и пешком продолжал исследовать береговую линию Северного Ледовитого океана. Так им была открыта самая северная точка материка Евразии. Впоследствии её назвали в честь первооткрывателя – мыс Челюскин. Сейчас там установлен памятный знак. Кроме того, память о бесстрашном полярном исследователе хранят названия улиц российских городов, его имя носят корабли. Куда следует включить в пересказ слова академика Алекса́ндра Фёдоровича Ми́ддендорфа: «Челюскин – венец наших моряков, действовавших на глубоком Севере». » ???
Усадьба Абрамцево как воспоминание о Савве Мамонтове: «Ухожу с сознанием, что никому зла намеренно не делал…»
Выходец из старинной купеческой семьи производит настоящую культурную революцию и в сфере театральных декораций. Вместо прежних ремесленных макетов, зритель впервые видит на сцене произведения лучших русских художников того времени, многие из которых своим талантом обязаны семье и дому Мамонтова, где они фактически дневали и ночевали.
М. А. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова. 1897
«Театр Мамонтова и декоративные работы для опер дали мне возможность заниматься личной живописью, хотя театр много отнимал времени. В то же время я имел возможность писать с натуры, не подчиняясь времени и никаким влияниям.»
(Коровин Константин Алексеевич о Савве Мамонтове)
Участники Мамонтовского художественного кружка подолгу жили в Абрамцеве.
«Была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других.»
(Виктор Михайлович Васнецов о Савве Мамонтове)
Изобретательности и оригинальности Мамонтову было не занимать. Абрамцево он намеревается превратить в центр современного искусства. Сам — талант, он как магнит притягивает к себе и не менее талантливых сподвижников. В усадьбе были написаны – «Демон» Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова, «Не ждали» Репина.
Илья Репин. «Не ждали». 1884—1888
А также «Аленушка» и «Три богатыря» Васнецова (прототипом Алеши Поповича послужил сын Мамонтова – Андрей, а в коне Ильи Муромца признали мамонтовского рысака).
Виктор Васнецов. «Богатыри». 1881—1898
И, конечно, знаменитая «Девочка с персиками» Серова. На картине изображена дочь Мамонтова – непоседливая, обаятельная и любимая всеми Веруша в столовой Абрамцевского дома.
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887
«Твой дом, как и сердце Твое, был открыт для всех нас.
И мы тянулись туда, как растение к теплу.
Не Твое богатство манило нас…, а то,
что в Твоем доме мы, художники,
чувствовали себя объединенными,
отогретыми, бодрыми духом…»
(из воспоминаний скульптора Марка Матвеевича Антокольского).
Его супруга Елизавета Григорьевна вместе с художницей Еленой Дмитриевной Поленовой начинает собирать уникальную даже по сегодняшним меркам коллекцию народных промыслов. По ее инициативе в Абрамцево строят мост, больницу, школу, появляются мастерские для художников – столярно-резчицкая, гончарная. Амбрамцевские изделия пользуются большим спросом, получив признание даже на Всемирной выставке в Париже.
«Человек состоятельный, он часто приходил на помощь неимущим артистам и умел это сделать вовремя. Но не только материальную поддержку оказывал Мамонтов — он обладал умением окрылять людей…»
(из воспоминаний художника Головина Александра Яковлевича)
Двери в усадьбу не запирались. На друзей денег Мамонтов не жалел. Абрамцево вдохновляло всех, кто попадал сюда. По проекту Васнецова и Поленова на территории были возведены первые произведения русского модерна — церковь Спаса Нерукотворного и беседка, получившая название «На курьих ножках».
«Мамонтов был человек бурный и такой же бурной была его личная и общественная жизнь и его деятельность крупного мецената. Купец, кулак, самодур, и в полном смысле самородок, он был богато одарен умом и талантливостью.»
(князь Сергей Щербатов о роли Саввы Мамонтова в искусстве)
С небес на землю – крушение империи Мамонтова
Однако 1899 год делит жизнь Саввы Мамонтова на ДО и После. По обвинению в финансовых злоупотреблениях при строительстве железных дорогах его сажают под арест.
«Тянуть дальше незачем. Без меня все скорее уладится и проще разрешится. Ухожу с сознанием, что никому зла намеренно не делал»
(из записки Саввы Мамонтова, найденной в его доме при обыске).
«Молим Бога, чтобы он помог тебе перенести дни скорби и испытаний и вернуться скорее к новой жизни, — с такими словами к обвиненному в многомиллионных растратах Савве Мамонтову обращаются его друзья – Василий Поленов, Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель…» Бывший еще вчера в фаворе успешный предприниматель и щедрый меценат, «олигарх» — сказали бы мы сейчас, в одночасье под конвоем сменил необъятные просторы усадьбы «Абрамцево» с веселыми посиделками, домашними спектаклями и живыми картинами на тесные и мрачные застенки одиночной камеры Таганской тюрьмы. И без того не отличавшийся крепким здоровьем в тюрьме 58-летний Мамонтов начинает сильно кашлять и падать в обморок. В одиночной камере он проводит пять долгих месяцев, не понимая, в чем его вина. Ведь он следовал рекомендациям самого премьер-министра Витте. Слово «предательство» обретает для него вполне характерные черты.
«Мне совсем не кажется, что он жулик по существу своему. Просто он слишком любит красивое и в любви своей увлекся.»
(Максим Горький)
Двор Таганской тюрьмы на улице Малые Каменщики
В поддержку друга и покровителя вступились его соратники собирали подписи, выступали с пламенными речами, обивали пороги и даже ходили с поклоном к самому государю. Главный прокурор ввиду неочевидности злоупотреблений отказывается выдвигать обвинение против Саввы Ивановича. Показания свидетелей только подогревают к нему сочувствие. Зал суда – полон. Многие не в силах скрыть слезы.
«Савва Иванович — отец второй, добрая душа, другого такого не будет. Плакали мы горько, когда его взяли под арест. Все служащие сложиться хотели внести, кто сколько может, чтобы только вызволить его».
(служащий Ярославской железной дороги)
В итоге суд присяжных оправдывает Мамонтова. И этот день – как напишут потом многие его биографы — станет днем его триумфа. Но цена свободы была слишком высока – Мамонтов оказался полностью разорен. Имущество, картины, декорации, московский дом проданы с аукциона фактически за бесценок для уплаты долгов. Чудом удается сохранить Амбрамцево, переписанное несколькими годами ранее на его жену, и небольшой гончарный заводик, который и станет основным источником к существованию.
«И куда он годится теперь, когда у него нет денег? Это единственное, что его украшало!»
(любимица Саввы — певица Частной оперы Надежда Забела, жена Врубеля)
Несчастья сыплются на него одно за другим. Будто перекрыли кран, откуда с изобилием прежде он получал богатство и успех. Умирает его любимица Веруша – та самая, девочка с персиками. Уходит из жизни сын Сергей, супруга Елизавета Григорьевна. В считанные годы не стало – Антокольского, Врубеля, Серова…Савва Мамонтов становится все более одиноким и страдающим склерозом. Он перестает узнавать родных и близких. Революция прошла мимо него. 6 апреля 1918 года великий меценат и человек огромной души уходит из жизни. Похоронили его наспех. Проводить пришли лишь близкие люди. В газетах об этом не было ни строчки.
Могилы Саввы Мамонтова, его жены Елизаветы и дочери Веры. Усадьба Абрамцево, Московская область. Автор фото: Ivandemidov
Наследие Саввы Мамонтова: 100 лет спустя
Несмотря ни на что, дело Саввы Мамонтова живет и процветает. Усадьбе присвоен статус историко-художественного и литературного музея-заповедника и объекта культурного наследия народов России.
Фото Andrey Sapronov
Ежегодно в усадьбу Абрамцево приезжают сотни тысяч туристов. Там устраивают экспозиции — керамика, картины, роспись по дереву, текстильный дизайн…Проводят творческие вечера – читают стихи и поют песни. План выставок расписан на год вперед. Побывать там – это зарядиться энергией творчества, буквально витающей в воздухе. И вдохновиться на новые свершения!
Наследие Врубеля: фасады флигеля усадьбы Саввы Мамонтова отреставрировали
Завершилась реставрация фасадов флигеля городской усадьбы известного русского мецената и промышленника Саввы Мамонтова. Это единственная сохранившаяся постройка на территории усадьбы. Главный дом был снесен в 1912 году, на его месте возвели мужскую гимназию П.Н. Страхова.
В доме Мамонтова часто бывали певец Федор Шаляпин, композитор Сергей Рахманинов, художники Виктор Васнецов и Михаил Врубель, а также другие знаменитые деятели культуры и искусства, которым покровительствовал меценат.
Изначально в придомовом флигеле располагались каретный сарай и конюшня, а в 1890-х годах к хозяйственному отсеку был пристроен двухэтажный жилой корпус. В нем оборудовали квартиру для Михаила Врубеля. На первом этаже были жилые комнаты, на втором — мастерская живописца. По его же эскизам оформили фасады здания. Сам Врубель определил стиль своего творения как римско-византийский.
От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов
Фасады облицевали светлым кирпичом (так было принято в византийской архитектуре). Еще одной характерной чертой стали суженные окна с округленным верхом (арками). Некоторые оконные проемы укрепили веерными замками (особый вид кирпичной кладки), благодаря которым каменный свод мог выдерживать большую нагрузку.
От внутреннего убранства сегодня остались лишь изготовленные предположительно по эскизам художника два майоликовых (разновидность керамики) камина и две печи, которые экспонируются в музее-заповеднике «Абрамцево» в Подмосковье.
«Этот дом, оставшийся от усадьбы Мамонтова на Садовой-Спасской, является объектом культурного наследия федерального значения, поэтому реставрация фасадов здания проводилась под контролем специалистов нашего ведомства. Кирпичная кладка была расчищена, затем реставраторы произвели вычинку (изъятие разрушенного) кирпича и мастиковку (затирку мелких трещин). Утраты восполнили красным глиняным кирпичом на известковом кладочном растворе, который максимально приближен к тому, что использовали при строительстве более 100 лет назад. После реставрации на кладку фасада нанесли защитное декоративное покрытие из краски бежевого цвета в соответствии с колористическим паспортом памятника архитектуры», — рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Кроме того, была отремонтирована и укреплена кровля исторического здания. А над двумя уличными дверными проемами специалисты поставили кованые металлические козырьки, воссозданные по образу оригинальных. Утраченные кованые фонари вернули на северо-западный фасад флигеля. В здании на Садовой-Спасской улице сейчас располагается столичное Управление ЗАГС.
Савва Мамонтов (1841–1918) — предприниматель и меценат, который внес весомый вклад в развитие отечественной культуры и искусства. Как и его отец, он занимался железнодорожным строительством, на котором заработал свое состояние. Значительную часть денег он потратил на поддержку талантливых художников и артистов. В его подмосковной усадьбе Абрамцево гостили и работали такие знаменитые художники, как Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Поленов, Павел Трубецкой, Илья Остроухов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, Александр Матвеев (они были членами так называемого мамонтовского художественного кружка), а также музыканты и актеры.
Где пила чай дочь Александра II: в «Царицыне» отреставрировали беседку «Миловида»
В имении были организованы столярная и керамическая мастерские. После 1917 года усадьбу национализировали и превратили в музей-заповедник. Первым его хранителем была Александра — дочь Мамонтова. На площади 50 гектаров сейчас располагаются памятники архитектуры XVIII–XIX веков и парк. Собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов. Экспозиции посвящены жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева.
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Недавно было выдано разрешение на проведение научных и изыскательских работ в павильоне № 51 «Мясная промышленность» на ВДНХ. Он был построен в 1951–1954 годах по проекту архитекторов В.М. Лисицына и С.Г. Чернобая и до 1956-го назывался «Главмясо». А в июле в столице началась реставрация 16 скульптур воинов-победителей и славящих Победу девушек. Они украшают дом 30, расположенный на углу Ленинского проспекта и площади Гагарина. Здание также известно как дом у Калужской заставы.
Главный вход, главная аллея, главные фонтаны: что посмотреть на ВДНХ
Кроме того, этим летом завершилась реставрация старейшего в Москве чугунного павильона трамвайной остановки «Красностуденческий проезд». Всего за последние семь лет отреставрировано более одной тысячи объектов культурного наследия, ежегодно город проводит работы примерно на 200 памятниках.
Музей-усадьба Абрамцево – место творческих людей
Музей-усадьба Абрамцево, кратко
Музей-усадьба Абрамцево входит в топ 9 самых популярных усадеб Подмосковья. Заповедник находится на берегу реки Вори в 70 км от МКАД по Ярославскому шоссе и в полутора часах езды на автомобиле. Подмосковную усадьбу знают по причине популярности владельцев, проживавших в ней в разное время: писатель С. Т. Аксаков, меценат С. И. Мамонтов, которые притягивали словно магнит почти всех современных деятелей культуры в свое имение.
Не ждите от Абрамцево пышных дворцовых интерьеров и богатой обстановки. Здешние обитатели были известными людьми, но без графских привычек. Ценили близость к природе и с радостью ее описывали кто пером, кто кистью. Это место удивительно не только по своей красоте, но и по внутреннему укладу.
Музей-усадьба Абрамцево не является памятником архитектуры, к примеру, как усадьбы Архангельское или Марфино. Ценность поместья состоит в ее творческом наследии. Здесь вышли в свет произведения именитых писателей и шедевры живописи.
Происхождение названия Абрамцево
Конечно же, Абрамцево не было первоначальным наименованием. Согласно летописям 16 в., эту территорию величали «Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса). Поместье, в тех веках, давали временно, на период службы. Первым, из известных по документам владельцем, был Волынский.
Обрамково – довольно непривычное нашему слуху звучание, более похожее по смыслу словам «обрамлять» или «ограничивать». Спасаясь от Орды, люди уходили в глухие уголки, чаще всего это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности Обрамково, которое позднее, в начале 19 века стало называться Абрамцево.
В 18 в. усадьба переходит Ф. И. Головину. После 20-летней службы во флоте Федор Иванович переезжает жить в Абрамково (очередное название села) на постоянной основе и почти 50 лет своей жизни проводит в гордом одиночестве. Он вышел в отставку в возрасте 52 лет в чине гардемарина и прожил около 100 лет.
Все эти годы занимается благоустройством и многое из того, что он сделал, дошло до наших дней. Деревянный дом представляет собой редкий пример деревянного классицизма 18 в., сохранившийся сегодня. Точно сказать, когда произошло окончательное переименование усадьбы, сложно, но уже в 1797 г. село называется Абрамцево. В это время им владеет Молчанов.
Усадьба Абрамцево при Аксаковых
В 1843 г. Аксаковы приобретают вотчину в Абрамцево. Вся семья на столько в восторге, что Сергей Тимофеевич написал по этому поводу стихотворение. Усадьбу они особенно ценили за чистоту природы и за возможность уединения в поместье. Аксаков был заядлым рыбаком и часто рыбачил на реке Вори.
У него было много удочек и у каждой было свое имя. Красота местной природы вдохновляет его написать свою первую книгу о рыбалке «Записки об уженье». В Москве и Петербурге Аксакова знали, как блестящего театрального критика, но его давняя страсть к писательству особенно ярко проявилась именно здесь, в Абрамцево.
Аксаковых частенько посещает Н. В. Гоголь. Селят его в мезонине, в самой светлой комнате, где он периодически творит. Именно здесь он читает свое неизданное произведение «Мертвые души» (второй том), впоследствии сожженный. О нем отзываются как о молчаливом и не веселым человеке.
Сергей Тимофеевич и Николай Васильевич были близкими друзьями. Известие о смерти Гоголя сильно подкосила главу семьи: начал больше болеть и с трудом справляться с работой, пишет книгу «История моего знакомства с Гоголем».
В эти годы усадьба Абрамцево становится своего рода магнитом для многих представителей искусства: Гоголь, Тургенев, Щепкин и многие другие. Аксаковы оставили первозданный вид поместья, но после того как не стало отца и сына оно запустело, а чуть позднее было продано Савве Ивановичу Мамонтову.
Усадьба Абрамцево при Мамонтовых
Предприниматель, искренний любитель искусства и весьма состоятельный меценат, имел возможность приобрести более интересную усадьбу с точки зрения цены и размеров, но благодаря удивительной истории и атмосфере, выбрал Подмосковное Абрамцево. После покупки начался ремонт, который был завершен через 10 лет в 1880 г. Возводят много новых строений, сохраняя существовавшую планировку: фруктовый сад, конюшню, дачу, заново отстраивают флигели. К сожалению, многое из построенного не сохранилось.
Савва Иванович был очень талантливым человеком: промышленник, предприниматель, музыкант, режиссер, скульптор и много еще кто. У промышленника был отличный девиз: «Жизнь коротка, искусство вечно». Он боготворил творческие порывы и всячески содействовал развитию художников, певцов, музыкантов. Одним из таких певцов был Шаляпин.
При миллионере Абрамцево посещают яркие представители творческих профессий тех лет: Репин, Васнецов, Станиславский, Гартман. Гартман, один из основателей «русского стиля» в архитектуре, спроектировал ряд сооружений в поместье, в том числе скульптурную мастерскую и баню.
В 1873 г. на территории усадьбы была построена большая мастерская для художников, а вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель – баня, получивший позже за свою сказочность второе название – Теремок.
Савва Иванович активно руководил постройкой этого флигеля, смело изменяя присланный из Петербурга, проект архитектора Петрова. Сооружение производит впечатление настоящего русского терема, хотя первоначально он предполагался быть баней, но именно благодаря его красивому виду решили сделать из него гостевой флигель, в котором жили художники, а баню построили позже.
У четы Мамонтовых было много детей – пятеро своих и трое приемных. В поместье всегда было много детей: свои, племянники, дети гостей. Незнающий мог подумать, что это детский сад, а не усадьба. Специально для них Васнецов спроектировал детскую беседку под названием «Избушка на курьих ножках». Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества.
Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передает усадебный дом в распоряжение больных крестьян.
Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Все необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.
Она же инициирует строительство церкви Спаса Нерукотворного в 1881 г. Над церковью трудились «всем миром». Долго искали нужные формы, изучали новгородский храм Спасу на Нередице. Над внутренним убранством трудились все те же творцы: Васнецов, Репин, Неврев, Поленов. Савва Мамонтов совершенно не гнушался тяжелого труда и сам работал на стройке по вечерам и по праздникам. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный.
На своеобразном утесе, между кухней и мастерской Врубель создает красочную мозаичную скамью, которая сейчас защищена стеклом со всех сторон. Строгая форма скамьи, отделанная изразцами ручной работы, которую после войны с большим трудом восстановили реставраторы. Сейчас на скамейке сидеть запрещено, дабы сохранить уникальное творение художника.
Усадьба Абрамцево вдохновляет живописцев начать путешествие по русским губерниям в поисках предметов крестьянского быта. В конце 19 века, впервые в России, в усадьбе открывается музей крестьянского искусства.
1899-й год оказывается трагичным для деревни и ее гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорен. У них остается только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает.
В начале 20 века сын Саввы Сергей Саввыч продолжает добрую традицию семейства. Построив рядом с усадьбой Абрамцево собственную дачу, он постоянно устраивает посиделки легендарных современников, но затмить всероссийскую популярность усадьбы отца она не смогла и до наших дней не выстояла. Поместье же переходит к одной из дочерей Мамонтовых – Александра Саввична и на ее плечи ложится ответственность за сохранность исторического места.
Открытие музея-усадьбы Абрамцево
После революции 1917 г. по всей стране идет массовая национализация. В 1918 г. создана комиссия, задача которой помочь сохранить памятники архитектурного и художественного наследия. Усадьбы Абрамцево и Мураново преобразовывают в музеи, а Александру Саввичну назначают хранительницей.
До 1925 г. жизнь в музее-усадьбе Абрамцево течет, как и прежде. Коллекция музея насчитывает 2 тысячи экспонатов. Совершаются богослужения, муж Александры подготавливает экскурсии, но внезапно его арестовывают, а супругу высылают из Московской области. В 1932 г. усадьба прекращает свою работу в качестве музея и здесь открывают Дом отдыха работников искусства.
Немного спустя, на другом берегу реки Вори, напротив усадьбы, воздвигают новую деревню «Ново-Абрамцево». Сюда стекаются представители разных профессий: скульпторы, режиссеры, актеры и другие мастера творческого дела. В 1938 г. Дом отдыха преобразовывают в санаторий, а во время Второй мировой войны – в госпиталь.
Восстановление усадьбы Абрамцево
В послевоенные годы усадьба стала яблоком раздора двух организаций: Академия наук СССР с руководителем Вавиловым и Союз художников СССР с руководителем Герасимовым. Каждая хотела получить доступ к историческому месту.
В 1947 г. Академия наук побеждает в споре и поместью снова присваивают статус музея, научным руководителем которого, назначают Грабаря. Часть территории отдают санаторию для академиков. 1950 г. – возобновление работы усадьбы как музея.
Через 27 лет Абрамцево получает статус заповедника и всю территорию имения. Немного спустя окончательно заканчивают реставрацию и общественности открывают новые экспонаты.
Абрамцево в наше время
Заповедник раскинулся на несколько десятков гектаров. Посетители могут познакомится с памятниками архитектуры, заглянуть в усадебный дом, прогуляться по великолепному густому парку. Более 25 тысяч разных музейных предметов, которые расскажут об известных гостях усадьбы, среди них: литераторы, писатели, художники, поэты, актеры и множество других деятелей современности.
Архитектурный ансамбль включает в себя следующие постройки:
- кухня;
- «Скамья Врубеля»;
- мастерская;
- усадебный дом;
- баня-теремок;
- «Избушка на курьих ножках»;
- церковь Спаса Нерукотворного;
- поленовская дача;
- верхний пруд;
- нижний пруд.
Интересные факты
За два столетия усадьба Абрамцево сменила несколько хозяев, но удивительно – усадебный дом всегда оставался в одном и том же виде, а границы поместья не менялись. Семейство Молчановых, после покупки вотчины, лишь возвели мезонин (надстройка над серединой дома) с двумя комнатами.
Семья Аксаковых только разделила спальню на две комнаты. Основной ценностью усадьбы они видели в естественности сооружения, прекрасно сочетающейся с местным пейзажем, а проводить какие-либо работы по изменению ландшафта и построек даже не планировали.
Лишь при Мамонтовых Абрамцево была чуть расширена и перестроена, согласно прежнему виду. Сказать, что им досталось обветшавшее поместье – ничего не сказать. Фундамент весь сгнил, полы покосились, печи не работали. Пришлось все восстанавливать чуть ли не с нуля. Владельцы Абрамцево никогда не ставили задачи сделать из усадьбы помпезную резиденцию. Все как один ценили единение с природой и классический стиль сооружений.
Пруд
Музей-усадьба Абрамцево, как доехать
Доехать до усадьбы можно по Ярославскому шоссе: около 40 минут и 44 км, далее налево через Радонеж до Хотьково, а там свернуть до Абрамцево.
Экспонаты открыты для осмотра с 10:00 до 18:00, парк с 10:00 до 20:00. Понедельник и вторник – выходные. Последний четверг месяца – санитарный день. Парк работает каждый день в обычном режиме.
- стоимость билета: 360 р. (осмотр дома в цену не входит);
- стоимость билета с входом в дом: 610 р.
Посмотреть на карте
Новости
После капитального ремонта в музее-заповеднике «Абрамцево» торжественно открыли отдел «Искусство XX века». Собрание современного искусства вновь доступно посетителям музея-заповедника. Выставочное пространство, где его экспонируют, открылось после реконструкции.
Это здание было построено на территории Абрамцева в 1938 году. Работало как санаторий для людей искусства и культуры. В 1970-х оно перешло под юрисдикцию музея. И здесь стала формироваться коллекция работ советских художников.
«Март 1918 года. Уходит из жизни Мамонтов, но жизнь Абрамцева не заканчивается. Здесь появляется поселок художников под названием “Новое Абрамцево”», – рассказала Елена Воронина, директор музея-заповедника «Абрамцево».
Коллекция началась с работ художников «Бубнового валета». Один из его основателей – Илья Машков – с 1936 года подолгу жил в Абрамцеве. Писал здесь серию натюрмортов. Петр Кончаловский часто приезжал сюда, подарил музею часть работ, был одним из тех, кто развешивал первую музейную экспозицию. В 1950-х здесь господствовали камерные жанры –
портреты, пейзажи, натюрморты. Целый раздел посвящен живописи 1960-1990-х годов.
«Здесь проходит первая выставка Андронова в 1974 году, примерно в это же время устраивается выставка Королёва, где показаны его кубистические скульптуры. И то, что происходит в Абрамцеве в 1970-е годы, сравнимо с Ренессансом», – отметила Светлана Волкова, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Абрамцево».
От картин Лентулова, Фалька, Кончаловского, работ Мухиной и Тавасиева – до учеников Николая Андронова и Павла Никонова. Здесь по традиции продолжают выставляться современные художники. Работ Виктора Звягинцева в фондах музея уже несколько.
«Я работал в храме вместе с супругой, мы расписывали храм, и в одном из сюжетов, когда мы писали Троицу, на стене чаша являлась центром композиции. И у меня родилась идея – написать отдельный холст. Чаша представляет из себя отдельный знак такой – семя духовного искусства, духовной жизни», – поделился Виктор Звягинцев, художник.
Экспозиция будет меняться каждые полгода, и это даст возможность наиболее полно показывать публике абрамцевскую коллекцию.
Юлия Струкова
Новости культуры
Елизавета Мамонтова. Её жизнь была прекрасным подвигом
Многие достижения Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка стали возможны благодаря особой атмосфере содружества – деятельной и в то же время по-домашнему уютной. Основная заслуга в её создании, безусловно, принадлежит Елизавете Григорьевне Мамонтовой. «Довольно долгая жизнь Елизаветы Григорьевны Мамонтовой была прекрасный подвиг, и я, право, не знаю, не помню на пути своем ни одной женщины, которая бы отвечала так щедро, так полно на все запросы ума и сердца», – писал о ней М.В. Нестеров в своих воспоминаниях.
Елизавета Григорьевна Мамонтова. 1866 г.
Елизавета Григорьевна родилась 1(13) сентября 1847 года в семье известных текстильных фабрикантов Сапожниковых. С детства она отличалась серьезностью, спокойным и ровным характером, проявляла способности в разных областях — математике, литературе, самым сильным её увлечением была музыка. За границей она брала уроки у Клары Шуман, концертирующей пианистки. Елизавета Григорьевна относила себя к поколению русских женщин, воспитанных романами И.С. Тургенева, то есть женщин, которые могли самостоятельно определять свой выбор. К этому же типу принадлежала и её мать, Вера Владимировна Сапожникова, которая очень рано овдовела и, тем не менее, сумела не только сохранить свои предприятия, но и приумножить их.
Елизавета Григорьевна, Серёжа, Савва Иванович Мамонтовы. 1868 г.
Со своим будущим мужем Саввой Ивановичем Мамонтовым Елизавета Григорьевна познакомился во время путешествия по Италии. Строгий, иногда даже жесткий по отношению к своим сыновьям, И.Ф. Мамонтов очень нежно относился к своей невестке. Он говорил Савве: «Выбор подруги на всю жизнь зависит от сердца и здравого рассудка, одного другим поверенного. Выбор твоей указанной невесты Лизы Сапожниковой, если не противоречит сердцу, — выбор правильный и достойный».
Они обвенчались 24 апреля 1865 года в церкви Преподобного Сергия Радонежского в усадьбе Мамонтовых в Кирееве по Николаевской железной дороге (ныне — район Химок). В 1870 году Савва Иванович и Елизавета Григорьевна приобрели собственную усадьбу. Свои первые впечатления об Абрамцеве они описывали сходными словами и выражениями. «Выехав в просеку монастырского леса и увидав на противоположной горе уютный серенький с красной крышей дом, мы стали восхищаться местоположением», — записала в своем «Дневнике» Елизавета Григорьевна.
Уже не следующий год в Абрамцеве появились первые художники, а активная творческая жизнь началась после 1873 года. В этой бурной жизни с огромным количеством гостей Елизавете Григорьевне удавалось сохранять определённый порядок. «Общую жизнь мою с ребятами наладила совсем хорошо, живем по расписанию, — писала она Наталье Васильевне Поленовой в 1884 году.
С 9 до 11 занимаюсь с девочками, тут и работаем, и учимся, все вместе. В 11 часов ко мне приходит Дрюша, и мы занимаемся с ним историей и географией до обеда, принялись теперь за Грецию. В 1 час обедаем. После обеда сейчас садимся за рисование, рисуем по случаю дождей постановки. Рисуем до 3-х, до чаю, после которого идём гулять или на лодку всей компанией. Гуляем часа два. В 7 ужинаем, после ужина дети обыкновенно играют на дворе. В 9 девочки уходят спать, а я с мальчиками ещё пару часов, до 11, читаем или так болтаем».
М.М. Антокольский, Сергей, Елизавета Григорьевна и
Савва Иванович Мамонтовы. 1878 г.
У Мамонтовых было пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Все они получили хорошее образование: мальчики учились в гимназии, а затем Сергей — в Николаевском военном училище, Андрей — в Училище живописи, ваяния и зодчества, Всеволод — в Московском университете. Главное — у них было блестящее домашнее образование: каждый знал несколько языков, они много читали, музицировали, рисовали, писали стихи, упражнялись в гимнастике, фехтовании и т.д. Во время заграничных поездок им обязательно нанимали преподавателей, они активно общались с местными детьми. В Абрамцеве дети с раннего возраста приобщались к
серьёзным взрослым делам. Они участвовали в строительстве церкви, занимались резьбой и керамикой, девочки вышивали, для чего ходили обучаться в Хотьковский монастырь, были участниками всех домашних спектаклей: играли, пели, сочиняли сценарии. В играх участвовали не только «усадебные» дети, но и сельская детвора из окрестных деревень — Быкова и Мутовок.
Н.А. Прахов вспоминал: «Случалось, иной раз, что затеянная детьми война увлекала и взрослых: дядю Савву, его друга Петра Антоновича Спиро, моего отца, В.М. Васнецова, француза-гувернера Таньона, И.Е. Репина, доктора П.И. Якуба и В.Д. Поленова. С их неожиданным вмешательством в игру менялся характер всех военных операций. Составлялся план кампании, расставлялись сторожевые посты и пикеты, обязанные дать условный сигнал при обнаружении врага и первыми вступать в бой.
Нам, малышам, выпадала скромная роль лазутчиков. После игры пёстрым ковром цветов мелькали на зеленой лужайке цветные рубашки крестьянских и господских детей, и «победители» и «побеждённые» награждались в равной мере пряниками и леденцами — тетей Лизой, моей мамой, Машенькой, Сонечкой Мамонтовыми и другими молодыми женщинами».
В храмовый праздник, день Спаса Нерукотворного, в усадьбе устраивался большой праздник, где всегда бывало много местных жителей. Он заканчивался фейерверком и вручением подарков, которые Елизавета Григорьевна выбирала и покупала лично или с помощью художников.
Елизавета Григорьевна, так же как и её мать, активно занималась благотворительной деятельностью. В Абрамцеве ею была организована лечебница, школа для обучения детей столярному делу. Позже из этой школы выросло художественное предприятие — абрамцевская столярно-резчицкая мастерская, художественным руководителем которой была Е.Д. Поленова. Эти мастерские положили начало Абрамцевскому художественно-промышленному колледжу имени В.М. Васнецова, который в этом году отмечает свое 130-летие.
Большую помощь в создании мастерских оказал Елизавете Григорьевне скульптор М.М. Антокольский, с которым она познакомилась в Италии в 1872 году, состояла с ним на протяжении многих лет в длительной переписке, всегда радовалась приезду художника в Абрамцево.
Создавая мастерскую, Елизавета Григорьевна стремилась разрешить важную социальную задачу: остановить начавшуюся тогда миграцию разоряющегося крестьянства в город посредством возрождения местного промысла резьбы по дереву. Однако значение мастерских значительно серьезнее: «В маленькой абрамцевской школе была осуществлена первая попытка соединить грамоту с художественным развитием народа», — считал Антокольский. На стенах школы вывешивались фотографии работ известных художников, они тщательно подбирались по теме, изучаемой в классе.
Елизавета Григорьевна Мамонтова в кабинете
Искусство помогало ученикам лучше понимать историю, расширяло взгляд на мир, воспитывало чувства, приобщало детей к красоте. Все сложности, связанные с организацией мастерской, решали Елизавета Григорьевна и Елена Дмитриевна Поленова, а позже — Андрей Саввич Мамонтов, студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако трудности, связанные со снабжением материалами, сбытом изделий, контроль за исполнением заказов — всё это ложилось на плечи, в основном, Елизаветы Григорьевны. Пришлось много бороться с недобросовестностью мастеров, небрежно выполнявших свою работу. Первые годы мастерская работала практически в убыток. Чтобы свести концы с концами и заплатить мастерам, Елизавета Григорьевна и Елена Дмитриевна вкладывали свои деньги.
«Природа наделила её сильной волей, твёрдым умом. Сдержанная, справедливая, всегда владеющая собой, спокойная на вид, она была создана для этого сложного дела», — вспоминала о ней в этот период Валентина Серова, мать художника и свидетельница становления столярной мастерской в Абрамцеве. Деятельность Е.Г. Мамонтовой и Е.Д. Поленовой в Абрамцевской столярной мастерской имела широкий общественный резонанс. В конце XIX века возрождением угасающих промыслов занималось земство. В 1910 году на съезде деятелей кустарной промышленности А.В. Прахов представил программу обучения в школах кустарного ученичества, включающую широкий круг общеобразовательных и художественных дисциплин. Именно опыт Абрамцева лёг в основу таких школ и училищ.
Елизавета Григорьевна Мамонтова и Виктор Михайлович Васнецов в Абрамцеве. 1890-е гг.
Для Елизаветы Григорьевны были важны и нравственные качества мастеров. Её глубоко огорчило появление на празднике пьяных, и она способствовала организации общества трезвости в Хотькове. «Завтра в нашей школьной жизни знаменательный день — кладётся основание общества трезвости. После обедни отслужим торжественно молебен — вступают четыре столяра и, кажется, сам Кузьма, — писала она в 1894 году Наталье Васильевне Поленовой. — У нас сейчас на очереди вопрос об открытии читальни в Хотькове. Камзолкин предложил даровое помещение и чай по своей цене. Нельзя не воспользоваться таким добрым движением. В Хотькове между духовенством много сочувствующих этому делу. Я хочу взять на себя хлопоты по устройству. Девочки мои принимают в этом деле живое участие». В 1897 году читальня, а при ней чайная и столовая, были переведены в Абрамцево.
Елизавета Григорьевна приглашала учителей, организовывала вечерние чтения и спевки. Уже в начале 1890-х годов в дело благотворительности стали включаться дочери Мамонтовых, Вера и Александра, чему Елизавета Григорьевна очень радовалась.
«7-го открылось у нас приходское попечительство, во главе которого стала Шура, её выбрали в председательницы. Вера, Лена и я записались членами. Вера на днях открывает дневной приют для малых ребят в Мутовках. Дело у них кипит, а у меня, глядя на них, сердце радуется, — писала Елизавета Григорьевна Наталье Васильевне Поленовой в 1898 году. — 8-ого числа у нас открылась школа для девочек в Ахтырке, где преимущественно будем учить рукоделию.
Елизавета Григорьевна с внуками (детьми Веры) – Лизой, Серёжей, Юрой
В этот же день было заседание попечительства, на котором очень симпатично себя держали крестьяне». Елизавете Григорьевне досталась нелегкая материнская судьба. Воспитание пятерых детей подчас требовало героических усилий. «В очень раннем возрасте Андрюша захворал брайтовой болезнью (болезнь почек. — Е.М.), — вспоминала Валентина Серова, — все знаменитые врачи лечили его, но безуспешно. Наконец, решили объявить родителям, что медицина бессильна в борьбе с такой серьёзной болезнью и только усиленное питание, благоприятная обстановка, быть может, могут спасти ребенка. И вот тут Елизавета Григорьевна с благоразумным героизмом, присущим редким матерям, взялась спасать своего Дрюшу — и спасла его».
И всё же ей пришлось пережить двоих своих детей. В 1891 году, простудившись при работе во Владимирском соборе в Киеве, умер Андрей. В 1907 году, после трёх дней воспаления легких, умерла Вера Мамонтова, в замужестве Самарина, мать троих маленьких детей. Её детский портрет, знаменитая «Девочка с персиками» работы молодого Валентина Серова, подаренный Елизавете Григорьевне, вплоть до 1914 года находился в столовой Абрамцевского усадебного дома, где и был написан в 1887 году. Через 10 месяцев после смерти дочери, в октябре 1908 года, Елизаветы Григорьевны не стало.
Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887 год
Примечательную характеристику дала Е.Г. Мамонтовой Валентина Серова: «Женщина с огненной душой, она этот огонь зарывала глубоко под непроницаемую оболочку феноменальной сдержанности, дабы никто не смел заглянуть в её святая святых».
38 лет она была хозяйкой удивительной усадьбы, в каждое общее дело, коллективное начинание Абрамцевского кружка Елизавета Григорьевна вкладывала много «любви, интереса и личного духа». По признанию многих художников, она сумела внести в кипучую атмосферу усадьбы ощущение чего-то очень устойчивого, именно ей удалось создать здесь «приятный тип жизни», идеальный для творчества.
Елена Николаевна Митрофанова, заместитель директора по науке музея-заповедника «Абрамцево».
Опубликовано в газете «Хотьковский прорыв», №12, 2015 г.
Елизавета Мамонтова — благотворительница из среды фабрикантов
Вторая половина XIX века ознаменована появлением целой плеяды купеческих династий, занятых, помимо управления фабриками и новомодного по тем временам строительства железных дорог, делами меценатства. Активная поддержка творческой русской богемы шла рука об руку с промышленностью. Такая деятельность не просто сочетала несочетаемое. Две ее стороны — коммерческая и творческая — прекрасно дополняли друг друга.
Одними из таких “русских Медичи” были С.И. Мамонтов и его супруга Елизавета Григорьевна. И если Савва Мамонтов видел своей целью развитие искусства в нашей стране (в частности, оперы, живописи и театра), то для Елизаветы Григорьевны делом всей жизни стала всесторонняя помощь крестьянству, забота о будущем деревенских детей и возрождение кустарных русских ремесел.
Воспитанная на Тургеневе
Будущая благотворительница родилась в 1847 году в семье Григория Григорьевича Сапожникова и его супруги Веры Владимировны (в девичестве Алексеевой). Отец Елизаветы в 1830 году организовал весьма успешное производство шелковых и парчовых тканей, причем в это дело он вложил все нажитые на торговых операциях средства. Фабричные ткани (в том числе, мебельные) выпускались превосходного качества, что неоднократно отмечалось на выставках в 40-е гг. XIX века. Из штофа, атласа и парчи, производимых фирмой, шили знамена и облачение для высшего духовенства России. В 1845 году Г.Г. Сапожников изобрел технику узорного тканья на материи; к тому времени его фабрика уже славилась по всей стране и за ее пределами, неизменно присутствовала на престижных выставках и получала государственные заказы.
Своего талантливого и деятельного отца Елизавета никогда не знала — Григорий Григорьевич скоропостижно скончался в возрасте 37 лет незадолго до рождения дочери.
За дело принялась мать Елизаветы. Овдовев в 24 года, она не пожелала возвращаться в родительский дом или заключать новый брак, а с энтузиазмом стала продолжать дело горячо любимого супруга. Фабрику она переименовывать при этом не стала, и парчовая мануфактура до совершеннолетия старших сыновей Веры Владимировны носила имя Григория Григорьевича.
Работа помогала молодой женщине справиться с трагедией потери мужа. Она скрупулезно вникала в тонкости производства, изучала техники, контролировала весь процесс выпуска тканей, от сырья до готовой продукции. Неудивительно, что спустя два года, на выставке в Санкт-Петербурге ее ткани были признаны лучшими, а спустя еще два фабрика Сапожниковой вышла на международный уровень.
Кипучая энергия обоих родителей не могла не передаться дочери. Елизавета Григорьевна, отличавшаяся спокойным, серьезным и вдумчивым характером, выросла не менее инициативной, деятельной и упорной в достижении целей. Все эти качества помогли ей с успехом воплощать идеи, несмотря на бюрократические проволочки, отнимавшие много сил и времени.
Родители Елизаветы — Вера Владимировна Алексеева и Григорий Григорьевич Сапожников
Как и ее современницы, девушка увлекалась чтением произведений современных ей писателей. Сама она считала себя воспитанной на романах И.С. Тургенева и поддерживала мысль о том, что женщина должна и может делать свой собственный свободный выбор. В этом Елизавета была похожа на мать, сумевшую продолжить дело почившего супруга и даже приумножить его. Впоследствии Елизавета Григорьевна своей жизнью сумела воплотить образ истинной русской женщины, воспетый классиками XIX столетия.
Все дети Веры Владимировны получили блестящее образование. Елизавета Григорьевна изучала литературу, математику; как было принято в аристократических, а теперь и в купеческих семьях (к XIX веку сословная грань между дворянством и зажиточными фабрикантами практически стерлась), девушка изучала искусство. Наибольшую любовь она испытывала к музыке.
Тонко чувствующая творческую, родственную душу, Елизавета самостоятельно сделала свой главный жизненный выбор. Во время путешествия по Италии девушка знакомится с третьим сыном купца Ивана Федоровича Мамонтова — Саввой, будущим железнодорожным магнатом и выдающимся меценатом. Савва Иванович всерьёз увлекался искусством, особенно театром, музыкой, живописью и скульптурой — на фоне общих увлечений он быстро сошелся во взглядах с Лизой Сапожниковой и сделал ей предложение.
Отец Саввы, до той поры негативно переживавший творческие “сумасбродства” своего отпрыска, оценил выбор сына, как “правильный и достойный”. Несмотря на свою строгость (порой, чрезмерную), проявляемую им в воспитании собственных сыновей, к невестке Лизе Иван Федорович относился с любовью и нежностью.
Венчание творческой четы из семей фабрикантов состоялось в родовом имении Мамонтовых Киреево (ныне левобережный район подмосковных Химок), в церкви в честь преподобного Сергия Радонежского. После революции и в последние годы усадьба была полностью уничтожена, и на сегодняшний день о ее существовании напоминает лишь фундамент церкви.
На средства, полученные Елизаветой Мамонтовой в качестве приданого, молодая семья приобрела имение Аксаковых Абрамцево, неподалеку от Сергиева Посада, которое было выставлено на продажу после смерти Сергея Тимофеевича и его сына Константина.
Чета Мамонтовых со старшим сыном Сергеем, 1868.
Благотворительница из Абрамцево
Выбор на Аксаковскую усадьбу пал не случайно — сыграло свою роль и удачное расположение (имение находится в непосредственной близости от Ярославской железной дороги, тогда называвшейся Сергиевской, построенной под руководством отца Саввы Мамонтова), и то, что бывший ее владелец был известным писателем, с чьим именем был связан целый пласт литературной истории страны. Сам Иван Сергеевич Тургенев при жизни Аксакова неоднократно бывал в Абрамцеве.
Серый дом с красной крышей был в запустении и требовал перестройки, но красота и первозданность абрамцевской природы навсегда покорила чету Мамонтовых. С тех пор усадьба стала центром русского искусства, сюда стекались знаменитые и начинающие художники, скульпторы, актеры, певцы. Здесь подолгу бывали художники Репин, Врубель, Поленовы, Серов, Коровин, певец Шаляпин, скульптор Антокольский: весь цвет художественной и музыкальной России; знаменитые театральные режиссеры, композиторы, актеры и актрисы.
Хозяин и хозяйка Абрамцева разнились складом характера. Импульсивный Савва Иванович привлекал к себе яркие, эмоциональные таланты, в то время как к Елизавете Григорьевне стремились люди спокойные, вдумчивые, чуткие. Расходились супруги и в занятиях. Савва Иванович, не оставляя основной деятельности — железнодорожной промышленности, — с головой ушел в меценатство, давая шанс молодым талантам найти себя и по-настоящему раскрыться в сфере искусства. Елизавета Мамонтова больше ратовала за судьбу родной земли, русского крестьянства и кустарных промыслов, постепенно уходивших в небытие на фоне всеобщего прогресса промышленности. Идеей будущей благотворительницы было не только возродить традиционные ремесла, но и позаботиться о людях, которых планировалось задействовать в этом деле.
Понимая, насколько важно обеспечить простому люду достойный быт, Елизавета Григорьевна построила лечебницу для окрестного крестьянства. Небольшая больница была рассчитана на одновременное пребывание в ней десяти пациентов.
Позже в Абрамцеве была организована изба-читальня для крестьян. Работа над открытием учреждения во всей полноте столкнула Елизавету Мамонтову с чиновничьими препонами — ей пришлось пройти немало кругов бюрократических мытарств. Проводились изыскания касательно мотивов создания читальни, проверки библиотечного фонда, предлагаемого читателям к ознакомлению. Многомесячная переписка и получение множества разрешений предварили окончательное согласие властей на открытие библиотеки.
И.Е.Репин. «Абрамцево», 1880.
Особой заботой благотворительницы пользовались дети. Многие крестьянские семьи не могли позволить себе их обучение. 1873 год ознаменовался открытием в соседней деревне Быково школы для девочек, спустя 9 лет заработала мастерская для обучения мальчиков столярному делу и резьбе по дереву. В оба заведения принимались дети из крестьянских семей и сироты. Елизавета Григорьевна стремилась обеспечить им достойное будущее, обучая ремеслу и в то же время сохраняя на Руси традиционное ремесленное искусство.
Изделия абрамцевских мастеров реализовывались через лавку, которую Мамонтова держала в столице. При этом школы не всегда выходили на самоокупаемость, и все же ученики — и мальчики, и девочки — материалы и школьные принадлежности получали бесплатно. Частенько для поддержания работы школ Елизавета Григорьевна вкладывала в них собственные средства.
Супруга мецената не просто занималась организацией своих школ — она живо интересовалась учебным процессом, нуждами и потребностями мастеров, учителей и самих учеников. Зачастую Мамонтова принимала участие в аттестациях и собственноручно экзаменовала своих подопечных.
Материальное и духовное было неразрывно связано в деятельности Елизаветы Григорьевны — здесь одно дополняло другое. Бытовые заботы о людях были важны, но не менее важным абрамцевская хозяйка считала попечение о душах окружающих, об их духовно-нравственном состоянии. Так, добираться в хотьковский храм крестьянам подчас было невозможно — например, во время половодья. И Мамонтова принялась строить храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя, который был освящен в тот же год, что открылась школа-мастерская для мальчиков — в 1882 г. Авторами проекта будущей церкви выступили друзья семьи — художники В.Д. Поленов и В.М. Васнецов.
Е.Г. Мамонтова и В.М. Васнецов. 1890-е.
Белокаменный Спасский храм и сейчас действует в Абрамцеве. У его стен погребены супруги Мамонтовы, их дочь Вера и внук Сергей.
Дело жизни
С трепетом и любовью Елизавета Григорьевна подходила к каждой своей задумке и всегда доводила начатое до завершения, не упуская из виду ни малейшей детали. Культурное просвещение народа, его образование, забота о здоровье и душе — Мамонтова считала важными все сферы. А на фоне этого второе дыхание обретали исконные русские ремесла. Этим женщина отличалась от своего супруга, который был не столь щепетилен. Так, ставя в Абрамцеве оперные концерты, он мог упустить из виду множество мелких, но важных деталей или даже отказаться от генеральных репетиций. Однако, помимо прочего, внимания Саввы Ивановича требовала железная дорога — в промышленные дела мужа Елизавета, в отличие от матери, не вникала.
А.М. Васнецов. «Абрамцевские дали», 1880-е.
Окруженная творческой элитой страны, ежедневно занятая заботами о лечебнице и мастерской, Елизавета Мамонтова много любви отдала своим детям — их в семье было пятеро. Именно родные, друзья и ее “детище” помогли хозяйке Абрамцева пережить тяжелые времена — слухи о связи мужа с одной из артисток основанной им русской частной оперы, крах и разорение Саввы, громкий процесс. Потрясения не обошли Елизавету Григорьевну стороной, но справиться с ними она сумела в том числе благодаря занятости семьей и непростым руководством созданными ею учреждениями.
Труд на благо народа не может уйти без следа. Основанная супругой Саввы Ивановича школа для девочек просуществовала чуть более тридцати лет, но на базе столярной мастерской со временем образовалось полноценное учебное заведение, которое действует и поныне. Это Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова. А по особым датам совершаются богослужения в построенном Мамонтовой храме Нерукотворного Спаса.
Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова
По сей день живет дело благотворительницы, как светлая память о русской женщине, сумевшей всей жизнью воплотить свое призвание не только как мать и спутница промышленника-мецената, но и как талантливый организатор, небезразличный к судьбе родной страны и русского народа.
ЕЛИЗАВЕТА ГРИГОРЬЕВНА МАМОНТОВА (САПОЖНИКОВА)
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь
13 сентября
жена Саввы Ивановича Мамонтова
165 лет со дня рождения
Родилась в семье купца-шелкоторговца. Её мать Вера Владимировна, урождённая Алексеева, двоюродная сестра К.А.Алексеева (Станиславского).
Получила домашнее образование. Брала уроки игры на фортепиано у К. Вик — Шуман, вдовы немецкого композитора. Посещала лекции по математике на женских курсах. Глубоко и систематически изучала художественную культуру Древней Руси, памятники древнерусской архитектуры.
Познакомилась с Саввой Мамонтовым в Италии. 25 апреля 1865 года молодые обвенчались в Сергиевской церкви села Киреево.
М.М.Антокольский: «Ваш дом стал мне дорог, в нем я нашел приют, в нем я часто отдыхал и моя усталая душа». Мамонтову он пишет: «Ваша старушка, добрая, сто тысяч раз добрая Елизавета Григорьевна».
М.В.Нестеров: «Довольно долгая жизнь Е.Г.Мамонтовой была прекрасный подвиг, и я, право, не знаю, не помню на пути своем ни одной женщины, которая отвечала бы так щедро, так полно на все запросы ума и сердца». Он видит в ней «образ…благочестивой, без ханжества матери».
Елизаветой Григорьевной была открыта бесплатная лечебница, которая обслуживала ближайшие деревни.
В 1873 году в деревне Быково была создана школа для девочек, которая просуществовала 33 года и воспитала несколько поколений детей. Книги, тетради, школьные принадлежности выдавались бесплатно.
Художественно-столярная мастерская была устроена в 1885 г. на основе столярной мастерской, существовавшей в Абрамцеве с 1876 г. при школе грамотности для крестьянских детей. Открывая учебную мастерскую, Е.Г. Мамонтова смогла обеспечить каждому закончившему ее мастеру прочный заработок, который не «отрывал бы его от жизни в деревне».
Обучение было бесплатным, через три года ученик получал верстак и набор инструментов. По окончании выпускник работал еще год, получая плату, поскольку далеко не каждая семья имела материальную и практическую возможность дать образование и специальность своему ребенку, в эту школу принимались и сироты.
Деятельность абрамцевской учебной мастерской в конце ХIХ начале ХХ вв. явилась определяющей в развитии кустарных занятий жителей Абрамцева и его окрестных селений. Из ее стен вышла не одна сотня талантливых столяров и резчиков.
Мысль основателя мастерской -«подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться»-сегодня претворяется в жизнь усилиями учащихся и мастеров Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М.Васнецова.
Елизавета Григорьевна похоронена в усадебной церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве.
Арензон, Е. Р. Савва Мамонтов: книга- альбом /Е.Р. Арензон. — М.: Русская книга, 1995. — 236c.
Орлова, Л.В. Три поколения фабрикантов Сапожниковых / Л.В. Орлова // Подмосковный летописец . — 2008. — № 4. — С.74 — 81.
Румянцева, Л.Д. Елизавета Григорьевна Мамонтова / Л. Д.Румянцева // Подмосковный летописец . — 2011. — № 3. — С.38-43.