Содержание
- Западноевропейское Средневековье. Церковь. Государство. Дипломатия
- История Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе
- Создание Архиепископии
- Отношения с Московской патриархией, РПЦЗ и переход в юрисдикцию Константинопольской церкви
- Архиепископия во второй половине ХХ — начале XXI веков
- Конфликт с Константинопольской патриархией в 2018-2019 годах, переход в юрисдикцию РПЦ
- Современное состояние
- О Православии в Европе
Западноевропейское Средневековье. Церковь. Государство. Дипломатия
«Так хочет Бог!» эта фраза стала ключевым моментов выступления Папы Урбана 2 на Клермонском соборе, ознаменовавшем начало крестовых походов. Насколько этот принцип применим к иным сторонам жизни средневековой Европы, сегодня и пойдёт речь.
Вопросы занятия будут следующими: христианство и церковь; средневековое государство; международные отношения и дипломатия.
Религия играла определяющую роль в средневековом обществе. Это было характерно как для Запада, так и для Востока континента. Христианство возникло и развилось в Римской империи, но его становление в качестве мировой религии произошло в феодальном обществе.
Христианство являлось религиозно-политической доктриной. Идеологической и этической основой средневекового общества.
Оно утвердило само феодальное устройство. Сформировало его ментальность. Превратилось в основу духовной жизни и культурной общности средневековой Европы. Вся жизнь средневекового человека определялась религиозным миропредставлением и чувством. Религия позволяла человеку ощутить себя частью единого мира. Притом, что по определению он являлся исключительно христианским.
Но в действительности сохранить единый христианский мир не удалось.
В 1054 году произошёл церковный раскол. Появились римско-католическая и православная (ортодоксальная) христианские церкви. Вместе с церковью разделился и христианский мир. Между его западной и восточной частями пролегла невидимая граница. Преодолеть её не удалось и по сей день.
В раннем Средневековье происходило становление европейских феодальных государств.
На фоне этого церковь приобретала всё большее влияние, так как уже давно обладала собственной организацией. Это позволило папству сформулировать идею о главенстве духовной власти над светской, а церкви над государством.
Началось долгое противостояние церкви и светских правителей Европы.
На рубеже 6 и 7 веков Папа Римский Григорий 1 высказал мысль о служении государства церкви.
Постепенно она развилась в замысел создания теократической монархии, что только обострило противостояние светских и духовных властей. В 11–12 веках развернулась борьба между римскими папами и императорами Священной Римской империи. В 12 столетии – конфликт между папским престолом и королём Англии.
В борьбу за инвеституру были вовлечены различные государства
и все слои средневекового общества. Она завершилась укреплением позиций папства.
При помощи сложной системы наказаний, церковь влияла как на монархов, так и на простых верующих. Самыми действенными из них были:
отлучение – когда человек не допускался к церковным таинствам и обрядам
(фактически был изолирован от общества); интердикт – отлучение от церкви целой территории или страны. В этом случае подданные освобождались от власти отлучённого монарха.
Политическое влияние папства росло. Именно по его инициативе начались Крестовые походы на Восток и Крестовые походы против еретиков. Под знаменем защиты христианского мира от неверных проходила Реконкиста на Пиренеях.
Под патронажем католической церкви шла экспансия немецких феодалов в славянских землях и Прибалтике. Церковь установила особые крестоносные сборы со всех стран Западной Европы. Этот налог в разы увеличил доходы папского престола. Позволил ещё больше упрочить своё влияние.
Одной из главных опор церкви в миру являлось монашество. Зачастую его представители были объединены в монашеские ордена – союзы монастырей, живших по единому уставу и подчинявшихся единому центру. В период Крестовых походов появились особые военно-монашеские ордена – духовно-рыцарские. В 13 веке – нищенствующие ордена. В частности, францисканский и доминиканский.
В Средние века получили распространения различные ереси. Они носили ярко выраженный социальный характер.
Их можно разделить на два типа. Бюргерские – порождённые протестом горожан против феодальных порядков. Крестьянско-плебейские – отражали чаяния самых угнетённых слоёв – городской бедноты, малоимущего крестьянства.
К началу 14 века папство стало проигрывать борьбу со светскими правителями. Это было вызвано централизацией европейских государств.
В 1309 король Франции перенёс папский престол в Авиньон. Началось Авиньонское пленение пап, длившееся около 70 лет. Свидетельством глубокого кризиса папства и католической церкви стала «великая схизма» 1378–1417 годов, когда сразу три претендента объявили себя истинными папами.
К концу Средневековья папство уступило «вершину» христианского мира на Западе светским правителям. В 14 веке масштабное движение за реформу церкви развернулось в Англии. В 15 веке – в Чехии. Эти движения предвосхитили Реформацию.
В 15 веке была сделана попытка примирить католическую и православную церкви. На Ферраро-Флорентийском соборе (он проходил в 1438–1445 годах) была заключена уния о создании союза церквей под главенством Папы Римского, при сохранении отдельными церквями своих обрядов и форм богослужения. Но вскоре греческая и русская церкви отвергли унию.
Она противоречила церковным традициям православия и национальным интересам.
Политическая организация феодального общества не была статичной.
Первыми средневековыми государствами Западной Европы стали варварские королевства. Они образовались в 5–6 веках на территории бывшей Западной Римской империи.
Это королевства: вестготов; бургундов; свевов; франков; лангобардов; остготов.
Большинство варварских королевств очень быстро сошли с исторической арены. Самым жизнеспособным из них оказалось Франкское королевство.
Ему удалось стать сильным самостоятельным государством.
На протяжении всего средневековья образ Римской империи был эталоном для европейских монархов. Первую попытку объединить христианский мир Европы предпринял Карл Великий. Он действовал под лозунгом «восстановления империи». В 800 году Карл был коронован императорской короной в Риме. Это событие ознаменовало появление империи Каролингов.
Примеру Карала Великого последовали германские императоры. Их государство получило название Священная Римская империя.
10–12 века были временем государственного полицентризма в Западной Европе. Владения крупных феодалов стали фактически независимыми государствами. Они лишь номинально подчинялись центральной власти.
Короли пытались бороться с феодальной вольницей, но у них далеко не всегда были силы и средства для обуздания своих вассалов. Ввиду этого королевская власть была вынуждена начать диалог с обществом.
Его результатом стало появление государства, в которых власть короля была ограничена органами сословного представительства. Это Генеральные штаты во Франции. Кортесы в Кастилии. Парламент в Англии.
К концу Средневековья в Европе сложились централизованные государства.
Они предвосхитили появление в раннее Новое время абсолютных монархий.
В раннем Средневековье отношения между варварскими королевствами носили неустойчивый, спонтанный характер. Верховным арбитром в этих отношениях была Византия. Одновременно ей приходилось лавировать между враждующими сторонами, проводить запутанные дипломатические манёвры, сталкивая их друг с другом.
Ключевым моментом международных отношений раннего Средневековья было столкновение с арабами. Оно стало отправной точкой противостояния христианского и мусульманского миров.
Частью средневековой дипломатии были встречи правителей. Постоянные конфликты между феодалами и странами подталкивали враждующие стороны к мирным переговорам. Правда, они редко приводили к желаемым результатам.
Ещё в раннем Средневековье важнейшим субъектом международных отношений в Европе стало папство. Миссии святого престола распространяли христианство на континенте, тем самым втягивая в систему отношений европейских народов недавних язычников.
Новым этапом в международных отношениях стал союз империи Каролингов с папством.
Папство одобрило империю и тем самым процессы объединения в Европе.
Особое место в международных отношениях средневековой Европы принадлежит экспансии норманнов. Её результатом стало образование новых государств. Появление норманнских династий. Скандинавы завоевали северо-запад Франции и основали там Нормандское герцогство. В 11 веке норманны подчинили Англию.
На развитие международных отношений в зрелом Средневековье огромное влияние оказали Крестовые походы. В конце 11 века началась экспансия рыцарства Западной Европы на Восток. Её результатом стало появление государств крестоносцев в Святой земле.
В начале 13 века крайне обострились отношения Запада и Византии.
В ходе Четвёртого крестового похода, в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь. На территории Византии была образована Латинская империя.
Изменилась международная ситуация в Средиземноморье. Здесь набирали силу итальянские республики Венеция и Генуя.
Европейская дипломатия средневековья была многогранна. Часто её определяли: стремление государств заполучить контроль над Средиземноморьем и морскими торговыми путями; желание монархов возглавить процесс создания христианской европейской политической общности; теократические устремления папства.
Как монархи, так и папы пытались выработать правовые основы международных отношений.
Это способствовало появлению относительно устойчивых форм дипломатического общения на исходе Средних веков.
В частности, посольств с продолжительным пребыванием в чужой стране.
Форм дипломатической переписки и делопроизводства. Международные отношения всё больше приобретали межгосударственный характер.
Таким образом, одной из основ средневекового мира Европы являлись христианство и церковь. Средневековое государство сложилось на основе опыта варварских королевств и Римской империи. В Средние века были заложены основы европейских международных отношений и дипломатии.
История Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе
ТАСС-ДОСЬЕ. 7 октября 2019 года Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) принял решение о принятии в свою юрисдикцию приходов Архиепископии русских церквей в Западной Европе, которые ранее обратились с соответствующей просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву).
ТАСС — об истории Архиепископии и ее современном состоянии.
Создание Архиепископии
Приход к власти в России большевиков в 1917 году вызвал массовую эмиграцию из страны. Русские беженцы, оказавшиеся в странах Западной Европы, основали в местах своего расселения множество православных приходов. Для руководства ими 1 октября 1920 года. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (образовано епископами Русской церкви на территории, подконтрольной Вооруженным силам Юга России генерала Антона Деникина) назначило архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского). 8 апреля 1921 года Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) подтвердил это решение. Его указами была создана Временная администрация русских приходов в Западной Европе, ее главой назначен архиепископ (с 1922 года — митрополит) Евлогий. В течение 1920-х годов общины, бывшие под управлением митрополита Евлогия, оставались в юрисдикции Русской православной церкви Московского патриархата и именовались ее «Западноевропейской епархией» или «Западноевропейской митрополией». Приходы располагались на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, Марокко. С конца 1922 года кафедральным храмом Западноевропейской митрополии является собор Святого князя Александра Невского в Париже (Франция). В 1926 году большинство русских приходов Западноевропейской епархии в Германии перешло в юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ).
Отношения с Московской патриархией, РПЦЗ и переход в юрисдикцию Константинопольской церкви
В 1927 году под давлением советских властей заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), возглавлявший Московский патриархат после ареста других церковных иерархов, опубликовал декларацию о лояльности коммунистической власти. От заграничного духовенства он потребовал аналогичных заявлений. Архиерейский синод РПЦЗ, а также большинство находившихся в эмиграции иерархов разорвали отношения с Москвой. Однако митрополит Евлогий с оговорками подчинился распоряжению Сергия и сохранил формальное подчинение Московской патриархии. Такое решение привело к разрыву с РПЦЗ и переходу в эту юрисдикцию некоторой части русских приходов из Западноевропейской митрополии (отношения с РПЦЗ были восстановлены в 1934 году).
Несмотря на формальные заявления о лояльности советскому правительству, митрополит Евлогий в своих публичных выступлениях осуждал массовые репрессии против верующих в СССР. 21 марта 1930 года он заявил, что митрополит Сергий находится под давлением советского правительства, поэтому «наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас неприемлемо». 10 июня 1930 года Сергий отстранил митрополита Евлогия от управления Западноевропейской митрополией. Однако тот отказался подчиниться и заявил о выходе из юрисдикции Московской патриархии. Глава митрополии обратился с ходатайством о переходе в Константинопольский (Вселенский) патриархат. 17 февраля 1931 года Константинопольский патриарх Фотий II (Маниатис) издал томос (указ) о принятии подчиненных митрополиту Евлогию приходов в Константинопольский патриархат в качестве самостоятельной русской православной церковной организации со статусом экзархата (самоуправляемой церковной области в составе поместной церкви). При этом как символ сохранения связи с Русской церковью в приходах экзархата на богослужениях поминалось «все епископство православное Церкви Российской».
В 1945 году митрополит Евлогий, обнадеженный сокращением репрессий в СССР и патриотической риторикой советских властей, принял решение вернуться в подчинение Московского патриархата. Однако большинство клириков и прихожан не разделяли его позицию. 7 сентября 1945 года в ответ на обращение митрополита Священный синод РПЦ вынес постановление о воссоединении Западноевропейского экзархата с РПЦ. При этом не был до конца урегулирован вопрос о выходе экзархата из юрисдикции Вселенского патриархата. 8 августа 1946 года митрополит Евлогий скончался, а 16-20 октября того же года съезд представителей клира и мирян принял резолюцию ходатайствовать перед Константинополем о сохранении экзархата в его юрисдикции. 6 марта 1947 года Вселенский патриарх Максим V (Вапордзис) утвердил это решение.
Архиепископия во второй половине ХХ — начале XXI веков
С 1950-х годов значительную часть паствы Западноевропейского экзархата составляли европейцы, перешедшие в православие из католичества и протестантизма. В связи с этим в храмах экзархата перешли на новоюлианский календарь, стали совершать службы на французском, голландском и др. европейских языках.
В 1965 году в связи с улучшением отношений между Константинополем и Москвой патриарх Афинагор I (Спиру) принял решение об упразднении Западноевропейского экзархата и рекомендовал его духовенству перейти под юрисдикцию РПЦ. В ответ 30 декабря 1965 года глава экзархата архиепископ Георгий (Тарасов) провозгласил его независимой и самостоятельной Архиепископией Православной церкви Франции и Западной Европы. Это решение было поддержано общим собранием клира и представителей мирян. Константинопольский патриархат, а также Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви негласно признали провозглашение независимости. Московская патриархия расценила действия архиепископа Георгия как не каноничные.
В 1971 году в ответ на ходатайство архиепископа Георгия Константинопольский патриарх Афинагор I своим указом вновь включил Архиепископию русских приходов в Западной Европе в свою юрисдикцию. При этом Архиепископия, сохранив внутреннюю автономию, не получила статуса экзархата, а была подчинена митрополиту Константинопольской патриархии, управлявшему приходами во Франции. РПЦ не признала правомочность решения Константинополя.
В мае 1995 года состоялось восстановление общения между РПЦ и Архиепископией русских приходов в Западной Европе.
В 1999 году Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) вернул Архиепископии статус экзархата.
Конфликт с Константинопольской патриархией в 2018-2019 годах, переход в юрисдикцию РПЦ
27 ноября 2018 года Священный синод Константинопольского патриархата без объяснения причин принял решение об упразднении экзархата Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. Было заявлено, что приходы экзархата в каждой из европейских стран передаются в ведение местных епископов Константинопольской церкви.
23 февраля 2019 года в Париже под председательством архиепископа Хариупольского Иоанна (Реннето) состоялась генеральная ассамблея Архиепископии, в которой участвовали практически все ее священнослужители, а также делегаты от мирян. Из 206 присутствовавших 191 человек проголосовал против роспуска и за сохранение Архиепископии как единой церковной структуры. Решение о переходе в юрисдикцию других поместных церквей было отложено.
В июне 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето) встретился в Вене с представителями Московского патриархата, где провел переговоры об условиях перехода Архиепископии в юрисдикцию РПЦ. В августе эти условия были обнародованы в прессе. Согласно письму митрополита РПЦ Антония (Севрюка) архиепископу Иоанну, Архиепископии было предложено сохранить все ее «богослужебные и пастырские особенности, являющиеся частью ее традиций», а также «особенности епархиального и приходского управления», в том числе практику избрания епархиального и викарных епископов на общем собрании приходов. При этом список кандидатов в епископы должен «предоставляться на рассмотрение патриарха Московского и всея Руси, который вправе внести туда изменения». Кроме того, уже после избрания епископы будут утверждаться Синодом РПЦ. Полномочия главы Архиепископии по учреждению новых монастырей и приходов, рукоположению священнослужителей предлагалось сохранить без изменений. Заявлялось, что Архиепископия также полностью сохранит свою «финансовую автономию» и «будет управлять своим движимым и недвижимым имуществом в рамках действующей юридической формы существования и в соответствии с законодательством стран, в которых она действует».
Клирики и прихожане Архиепископии выдвигали иные проекты преодоления кризиса, в частности предлагалось продолжить переговоры со Вселенским патриархом или же сохранить Архиепископию в качестве автономной церковной единицы.
30 августа 2019 года Синод Константинопольской церкви освободил архиепископа Иоанна (Реннето) от управления приходами бывшего экзархата, а также от поста настоятеля собора Александра Невского в Париже. Однако архиепископ Иоанн отказался признать эти решения.
7 сентября 2019 года генеральная ассамблея Архиепископии рассмотрела вопрос о переходе в юрисдикцию Московского патриархата. Для принятия решения, согласно уставу, требовалось квалифицированное большинство в две трети голосов. Однако за присоединение к РПЦ проголосовали 104 (58,1%) делегата ассамблеи из 179, против — 75 (41,9%). Таким образом решение не было принято. Вскоре после собрания архиепископ Иоанн обратился к РПЦ с просьбой о принятии его вместе с пожелавшими того приходами «в каноническое общение и единство с Московским патриархатом для обеспечения непрерывности церковной, литургической и таинственной жизни Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции».
14 сентября 2019 года Священный синод РПЦ принял в свою юрисдикцию архиепископа Иоанна с титулом «Дубнинский». Кроме того, Синод выразил готовность принять всех клириков и приходы, которые выразят такое желание. Архиепископу Иоанну было поручено управление такими приходами.
28 сентября 2019 года большинство клириков Архиепископии (представители почти 60 приходов) на собрании в Париже поддержали обращение к Священному синоду РПЦ с просьбой принять их в юрисдикцию Московской патриархии.
Современное состояние
В настоящее время в составе Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе — 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании. В Париже продолжает работу основанный в 1925 году. Православный Свято-Сергиевский богословский институт. В этом крупнейшем центре богословской науки и духовного образования русской эмиграции преподавали историки, философы и богословы Василий Зеньковский, Антон Карташев, Георгий Федотов, протоиерей Георгий Флоровский, протоиерей Сергий Булгаков, священник Александр Шмеман и др. В настоящее время преподавание ведется на французском языке, действует заочное отделение для русскоязычных студентов. Клир Архиепископии насчитывает более 100 священников и 30 диаконов. Богослужения кроме церковнославянского проводятся на французском, голландском, немецком и других европейских языках.
В основу устава Архиепископии положены решения Поместного собора Православной Российской церкви 1917-1918 годах. Основные решения, в том числе по утверждению кандидатур новых епископов, принимаются генеральной ассамблеей (общим собранием), в состав которой входят как священники и монахи, так и миряне.
С 29 марта 2016 года Архиепископию возглавляет архиепископ Иоанн (Реннето). По национальности он француз.
На русском и французском языках издается «Епархиальный вестник Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе».
О Православии в Европе
Каково положение Православной Церкви в Западной Европе? Какие трудности она испытывает? И как принимают ее жители тех стран, где государственными религиями являются католичество и протестантизм, а большая часть населения вообще неверующие? Доктор философии Салфордского университета, а ныне преподаватель Барановичского государственного университета (Белоруссия) Сергей Александрович Мудров несколько лет жил и учился в Европе. В книге «Православие в Европе – свидетельства наших дней» он собрал интервью с православными священниками, которые были сделаны в этот период.
– Сергей Александрович, думаю, вы своей книгой хотели помочь читателю составить представление о положении Православной Церкви в Западной Европе. Но ведь впечатление складывается не самое радужное: православие в Европе – Церковь меньшинства и мигрантов…
– Не могу с вами согласиться. На мой взгляд, не все так однозначно плохо. Конечно, в странах, где господствуют протестантские и католические конфессии, православные верующие находятся в меньшинстве. Так сложилось исторически, что, скажем, в Португалии, Франции, Бельгии или Дании большинство местного населения не принадлежит Православной Церкви. И если смотреть поверхностно, то впечатление может действительно показаться не самым позитивным.
Сергей Мудров Но в исторической перспективе все видится несколько иначе. Да, православных в Европе пока еще не так много, но их значительно больше, чем, скажем, 20 лет назад. Большинство православных — иммигранты, но и местное население проявляет интерес, причем случаев обращения в истинную веру с каждым годом становится все больше.
Представители румынской епархии в Италии рассказывали мне, что еще в 2004 году в стране было всего 30 румынских приходов, а сейчас – более 200! Причем ежегодно в православие обращается более 100 итальянцев! Достаточно сильные общины, состоящие из местного населения, сформировались в Великобритании, Франции и Германии. Даже в далекой Исландии есть люди, которые смогли узнать о православии и обратились в истинную веру.
В то же время в таких странах, как Испания и Португалия, православные общины состоят практически из одних только иммигрантов. И это вполне объяснимо. Как рассказывал мне один священник из Сарагосы, испанцу, чтобы отказаться от католицизма и перейти в православие, нужно, по сути, перестать быть испанцем.
– Кстати, нередко в тех странах, где православие не является государственной религией, люди собираются в храмах не столько для молитвы, сколько чтобы пообщаться с людьми своей национальности. Протопресвитер Александр Шмеман, который жил в Америке, не раз отмечал, что среди иммигрантов православие порой подменяется «национальными идеями».
«Православие в Европе: свидетельства наших дней» автор Сергей Мудров – Да, такая проблема существует. Порой на Западе люди приходят в православный храм не столько ради молитвы, сколько ради общения с соотечественниками. Но я не считаю, что эту проблему стоит преувеличивать. На Западе немало различных общественных организаций и клубов по интересам: русские, украинские… Те, кто жаждет общения со своими, идут, как правило, туда. И реже – в церковь.
Тревожно другое: порой верующие пытаются «приватизировать» православие и с недоверием относятся к людям других национальностей, которые стремятся принять истинную веру. Помнится, в одном православном монастыре во Франции два монаха (англичанин и голландец) с большой настороженностью спрашивали меня, согласен ли я с идеей, что православие – это вера только для русских и для других «традиционных» православных (греков, румын и так далее). Как же они обрадовались, когда я сказал им, что, по моему мнению, православная вера для всех и не может быть ограничена рамками каких-то наций или стран.
– На Западе некоторые батюшки по-разному, порой весьма странно, пытаются налаживать контакт с местными жителями. Так, настоятель одного из храмов в Голландии высказал мнение, что Церковь должна быть живой и «нужно сформировать комиссию о роли женщин в Церкви». Как Вам кажется, Сергей Александрович, подобный подход – это «вынужденная» миссионерская мера или следствие отхода от истины?
– Думаю, все зависит от конкретной ситуации. Батюшка, о котором Вы говорите, показался мне очень хорошим священником, искренне радеющем о православии. Наверное, его снисходительный подход обусловлен средой, в которой ему приходится служить. Но он не выходит за рамки православной традиции. Этот священник хорошо понимает, что только церковная власть, Собор, может принять решение по вопросам, которые ему кажутся важными…
Церковь Святого князя Лазаря, Бирмингем (Великобритания) Гораздо хуже, если такого рода либерализм ведет к попранию заповедей, как, например, в голландском Девентере. Там, по словам священника Георгия (Тиммера), на православном приходе причащают лиц, которые официально состоят в однополом «браке». Конечно, по голландским законам такие «браки» ничем не отличаются от нормального супружества, но все же не стоит забывать, что для Церкви важнее голос Бога и Священного Писания, нежели установления, принимаемые земной властью.
– Мой следующий вопрос может Вам показаться слишком абстрактным… И все же, давайте предположим на секунду, что Вы оказываетесь настоятелем прихода. Допустим, в Маастрихте с его населением в 120 тысяч человек. Как бы вы начали общаться с местными жителями, чтобы привлечь их в православный храм?
– Маастрихт – замечательный город. До сих пор с теплотой вспоминаю время своей учебы в магистратуре тамошнего университета. Если бы мне вдруг пришлось стать настоятелем прихода в Маастрихте, моя миссионерская работа велась бы, пожалуй, в двух направлениях. Во-первых, я попытался бы «достучаться» до тех, кто приехал в Голландию из православных стран: русских, украинцев, белорусов… Там таких немало, и многие из них не были воцерковлены на родине.
Вот до коренных голландцев «достучаться», думаю, было бы сложнее, в силу их общей религиозной индифферентности. Наверное, я попытался бы провести несколько «презентационных» мероприятий о Православной Церкви, скажем, в университетской библиотеке. Поскольку дух экуменизма мне чужд, я мог бы попробовать провести диспут с католиками и протестантами, чтобы подчеркнуть, что различий между нашими конфессиями много и они принципиальны.
Во-вторых, я попробовал бы организовать крестные ходы и молебны в городе, причем на голландском. Я стремился бы к тому, чтобы активно использовать в богослужении голландский язык. Немногие местные жители захотят посещать службу, где молитвы читают на абсолютно незнакомом языке.
Церковь Святого Александра Невского (Роттердам, Голландия) /p>
– Сергей Александрович, Вам, наверное, часто приходилось бывать на богослужениях в самых разных странах. Мы обычно говорим, что у каждой страны и у каждой Церкви есть свои национальные особенности. К примеру, в Болгарии принято сидеть, а ход греческих богослужений несколько отличается от наших. Какие самые яркие особенности или традиции увидели Вы в приходской жизни?
– У меня сложилось впечатление, что в целом на Западе приходская жизнь более активна, чем, скажем, в Беларуси, в стране, где я живу сейчас (сравнить с Россией, к сожалению, не могу). Я хочу подчеркнуть, что европейские приходы неплохо организованы: они проводят совместные мероприятия, совершают паломнические поездки. Люди хорошо друг друга знают и активно общаются… Как ни парадоксально, но в тех странах Европы, где я жил длительное время, я лучше знал прихожан церкви, которую посещал, чем прихожан церкви в Барановичах (в Беларуси), куда я хожу уже много лет.
Конечно, в Европе организовать общение легче, потому что приходы, как правило, не столь многочисленные…
Что же касается особенности богослужений, то на Западе, в первую очередь, заметно многоязычие. Служат, как правило, на церковнославянском и на языке той страны, где находится приход (английском, французском и т.п.). Иногда (хотя и редко) часть службы идет на русском языке.
Еще одна особенность, которую нельзя не отметить, – упоминание местных монархов на ектении во время Литургии. У меня такая практика вызывает некоторые вопросы. Например, Британская королева не только далека от православия, но и формально является главой Англиканской Церкви. И когда на Литургии слышишь слова молитвы священника или диакона о «королеве Елизавете», испытываешь противоречивые чувства. Мне кажется, что в странах, где монархи не принадлежат к Православной Церкви, все же лучше было бы за богослужением молиться «о властех и воинстве».
– Вам приходилось беседовать со священниками из России и с Украины. Как Вам кажется, жизнь на Западе оказала на них влияние?
– У каждого священника на Западе своя судьба. Некоторые служат как дипломаты: несколько лет в одной стране, потом в другой… Так, я недавно узнал, что игумена Арсения (Соколова) – очень искреннего и молитвенного настоятеля церкви в Лиссабоне – перевели из Португалии в Ливан. Конечно, при регулярных переводах из страны в страну сложно перенять местный способ мышления. С другой стороны, есть священники, которые эмигрировали по своей инициативе (порой они даже не были священниками во время переселения и рукополагались уже в стране эмиграции). Наверное, такие священники лучше интегрированы в местную среду, но я не думаю, что по образу мышления и системе ценностей они полностью становятся «местными».
– Когда говоришь о православии и Западе, понимаешь, что это прежде всего две почти противоположные системы ценностей. Может ли сегодня православный миссионер быть услышанным и понятым на Западе?
– Тут нужно учитывать, что западные страны очень неоднородны, в том числе и в плане ценностных ориентиров. Есть государства, в которых легализованы однополые «браки», эвтаназия и так далее. В других европейских странах общество консервативно, а законы ориентированы на христианскую мораль. Например, в Ирландии, Польше и на Мальте запрещены аборты. Согласитесь, в этом плане Мальта или Польша более христианские, чем Россия или Беларусь. Поэтому в консервативных европейских странах православие вполне может быть услышанным и понятым.
Но не стоит забывать, что далеко не все граждане разделяют либеральные воззрения своих элит и приветствуют антихристианское законодательство. Такие люди придут в православие именно потому, что наша Церковь не уступает духу этого мира и не пытается реформировать свою социальную концепцию, чтобы «соответствовать» очередному ультралиберальному закону, принятому парламентом Голландии или Швеции.
– Я имел в виду несколько иное. Вот свежий пример: мне недавно пришлось говорить с одной семьей, которая живет в Великобритании. Сами они не православные и ходят в пресвитерианскую Церковь. И православия не принимают по разным причинам. Одна из них заключается в том, что православие, как сказала мне женщина из этой семьи, – это религия, которая заставляет пренебречь земным. А в условиях, в которых сейчас находится Англия, это шаг к тому, чтобы стать отщепенцем, отделиться от «системы».
– На мой взгляд, эти слова можно смело отнести к любому современному обществу: британскому, российскому или белорусскому. Мы все живем в обществе потребления, в условиях, когда нередки насмешки над целомудрием и нестяжанием. Быть православным христианином везде непросто, не только в Англии. Как человек, проживший в Британии в общей сложности более четырех лет, скажу больше: система ценностей, которая веками существовала на «туманном Альбионе», разрушена. Многие люди стали равнодушны ко всему, иные находятся в поиске.
Впрочем, есть и ободряющие примеры. Скажем, я знаком с человеком, который практически всю свою сознательную жизнь был членом Англиканской Церкви. В 57 лет он перешел в Православие. Меня удивила та ревность (в хорошем смысле этого слова), с которой он стал стремиться к соблюдению устава Православной Церкви, в том числе и в плане соблюдения постов. Представьте себе: человек никогда в своей жизни не постился, но, став православным, не начал искать себе причин для послабления поста, а отказался, как и положено, от мясных, молочных и рыбных продуктов. Даже в командировках он старался соблюдать пост. Значит, есть англичане, которые готовы «пренебречь земным», чтобы стать не номинальными, а настоящими православными. Конечно, соблюдение постов – это лишь одна сторона нашей веры, но, как показывает практика, почему-то именно она вызывает среди верующих немало сложностей.
– В своей книге Вы упоминали о чаепитиях, которые приняты после богослужений в православных приходах. О чем говорят за чаем?
–О разном… Все зависит от прихода. Порой во время чаепития священник беседует на духовные темы. Но обычная практика – частные беседы прихожан. Люди пьют чай, едят, обмениваются новостями, знакомятся друг с другом. Беседы за чаем – хорошая возможность узнать своих братьев и сестер, особенно новичков. Для новопришедших, в свою очередь, это отличная возможность не остаться без попечения и внимания.
– Ощущают ли себя миссионерами настоятели храмов, с которыми вы беседовали?
– Полагаю, не все настоятели православных приходов на Западе ощущают себя миссионерами. Для кого-то важнее забота о духовных нуждах эмигрантов. Или миссия в более узком смысле этого слова – среди соотечественников. Не думаю, что это правильный подход. Например, те же католики (униаты) не гнушаются активной миссии на Украине, традиционно православной стране. В условиях упадка католичества и протестантизма необходимость активной православной миссии в Европе очевидна. Католики и протестанты должны увидеть здравую альтернативу обмирщению религий, причем не в магических учениях Востока, а в Святой Православной Церкви. Но для этого православным на Западе нужно не смущаться говорить о глубоких различиях между православными и инославными и не допускать таких противоестественных вещей, как совместные «экуменические» богослужения и молитвы.
– Много ли Вам приходилось видеть литературы в западноевропейских приходах? Что это за книги? На каких они языках?
– Литературы немало. На русском и на языках тех стран, в которых находятся православные приходы. Речь идет о переводах трудов Отцов Церкви и более современных богословов. Наконец, на национальных языках пишут западные богословы нашего времени. Скажем, одна из известных книг о православии – «Православная Церковь» – написана митрополитом Каллистом (Уэр) на английском языке. Ведь владыка Каллист – англичанин, живет в Оксфорде.
– Вы планируете новые книги на тему Церкви в Западной Европе?
– Да, такие планы есть. У меня уже собран материал о православии в Великобритании, Исландии, Эстонии, Литве и Италии. Есть новая информация о Франции и Бельгии. Если я найду издательство, которое согласится профинансировать мою новую книгу, то она, возможно, будет опубликована уже в начале следующего года.
Беседовал Иван Коваленко
Фото храмов: Сергей Мудров