Содержание
- Церковь Иверской иконы Божией Матери
- Иверская часовня в Москве: сердечная тайна столицы
- О храме
- Московская Вратарница
- Контакты. Как добраться
- Посещение. Режим работы храма
- Расписание богослужений храма Воскресения Христова в Сокольниках
- Святыни
- Фото храма Воскресения Христового в Сокольниках
- Храм Воскресения Христова в Сокольниках — Видео
Церковь Иверской иконы Божией Матери
Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.
Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.
Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик М.Ф. Казакова, который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.
При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.
Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.
Иверская часовня в Москве: сердечная тайна столицы
Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых тайнственных и почитаемых мест столицы. Перед праздником чудотворной иконы Иверской Божией Матери, который отмечается 25 февраля корреспондент «НС» провел день у часовни.
Иверская часовня дом номер один в Москве. Адрес такой — проезд Воскресенские ворота д. 1а
Часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в перечне этого экскурсионного столика не значится.
«А вы знаете, что за вашим экскурсионным столиком находится самое достопримечательное место в Москве?» — спрашиваю я человека, закутанного в шарф и капюшон, как в кокон. Одними глазами он поворачивается назад и смотрит на указанное мной место. Через секунду, он неуверенно отвечает:
— Часовня? Но, это же новодел.
— Она реконструирована, а до революции была такая же, как сейчас. А вы знаете, что в часовне находится чудотворная икона Божией Матери Иверская? – не унимаюсь я.
— Я историк по образованию и шесть лет экскурсии вожу, наверное знаю, что где находится!
— Ой, простите. А в мегафон почему про нее не говорите?
— Когда спрашивают, рассказываю. А так, зачем? — «Дорогие москвичи и гости столицы! Приглашаем на незабываемую автобусную экскурсию по улицам Москвы. Вы увидите…».
Записанный в формате mp3 голос мегафонного зазывалы продолжает уговаривать прохожих этим морозным деньком прокатиться по Арбату и посетить Поклонную гору. Иверская часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в его перечне не значится.
Когда-то были другие времена, и москвичи не начинали своих дел, не помолившись «у Иверской»: купцы приходили сюда перед заключением сделки, студенты и гимназисты – перед экзаменами, паломники, прежде чем уйти пешком на три дня в Троице-Сергиеву лавру, сначала приходили благословиться «к Иверской».
Тайна икон
История первого появления Иверской иконы в часовне окутана тайной. Два главных «фигуранта» могли бы пролить на эту тайну свет. Никольский монастырь на одноименной Никольской улице, в котором по разрешению царя, останавливались греческие монахи, приехавшие в Москву для сбора подаяния и милостыни, ныне это територия Историко-Архивного института, и сама часовня у Воскресенских ворот, которая в историческом очерке Николо-Перервинского монастыря, составленным в XIX веке казначеем Иверской часовни соборным иеромонахом Никифором Божановым, указана, как построенная в 1666 году на средства Николо-Перервенского монастыря для постоянного пребывания в ней монахов и сбора пожертвований на нужды подмосковной обители.
В 1647 году приехал в Москву, и поселился в Никольском монастыре, архимандрит греческого Афонского Иверского монастыря Пахомий. Царь Алексей Михайлович пожелал, чтобы греческие монахи написали для Москвы такую же икону, как над вратами Иверского монастыря на Афоне. Монахи ответственно подошли к делу: каждый день во время исполнения послушания русскому царю они совершали литургии, а иконописец, писавший образ, постился сугубо, ел только в субботу и воскресенье. «Та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая», — сообщает сопроводительная грамота, с которой список чудотворной иконы приехал в Москву в 1648 году. Так доподлинно и неизвестна далнейшая судьба этой иконы в Москве. Зато известно, что сразу после прибытия, икону начали забирать («поднимать») к себе в дома богатые горожане, для молебнов над тяжело больными. Традиция эта установилась на долгие годы.
В 1669 году царь Алексей Михайлович отдал Никольский монастырь в собственность греческому Афонскому Иверскому монастырю, он стал называться Никольский Греческий монастырь и был в то время единственным местом в России, где студенты Московской Славяно-Греко-Латинской академии Заиконоспасского монастыря могли приобщаться к живому греческому богослужебному языку. Такая царская милость была оказана греческим монахам за принесение ими в Москву еще одного точного списка с чудотворной Афонской Иверской. По сообщению казначея Иверской часовни иеромонаха Никифора, в 1669 году в часовню у Воскресенских ворот из Никольского монастыря был принесен этот «второй список» с древней Афонской иконы. С того времени Перервенский монастырь, даже, когда стал заштатным, не переставал получать большие доходы от часовни, переименованой в Иверскую. Это позволило в 1775 году Московскому митрополиту Платону (Левшину) открыть в Перервенском монастыре Духовную семинарию.
Когда икону носили по домам, вместо нее в часовне помещалась копия. Таких списков-копий сохранилось много. А та, первая помещенная в часовню икона, как неизвестно точно откуда появилась, так неизвестно и куда делась. Остается загадкой и место нахождения иконы, которая была принесена с Афона в Москву в 1648 году. Некоторые специалисты считают, что именно она сейчас хранится в Новодевичьем монастыре. Еще одна версия, что этот «список №1» после революции был передан в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Сейчас в этом храме находится особо почитаемая с первых лет советской власти Иверская икона Божией Матери.
В 1922 году из часовни в одну ночь конфисковываются церковная утварь и икона, а в 1923 году сносят и саму часовню. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали, и опять ее история погружается в тайну.
В 1995 году, когда Иверская часовня вновь украсила Воскресенские ворота Красной площади, монахи Афона опять сделали точную копию со своей древней Вратарницы, и опять прислали ее в Россию в ознаменование начала новой жизни Русской Церкви. То, что новая жизнь действительно началась, стало ясно после многочисленных чудес, явленных уже от новой Иверской иконы.
Сердце родины
Каждый, кто раньше приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам Петр I навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово.
«Вы знаете, что это за часовня?» — курсанты Кремля смущены вопросом, смеются, стараются отшутиться. Но один все же уверенно и серьезно говорит, что эта часовня святого Петра. Золоченые фигуры апостолов Петра и Павла охраняют дверь Иверской часовни. Наверно, курсант узнал одного из них.
На небольшой площади перед часовней туристический «нулевой километр Российской Федерации». Как далеко ведут российские километры от этого железного круга на потертой брусчатке?
«Ребят, вы знаете что это за часовня? Нет? А вы от куда, если не секрет? Воронеж? Привет Воронежу! Зайдите, там здорово», — всей компанией поднимаются по чугунным ступенькам. «Что-то долго не выходят», — я продолжаю спрашивать и фотографировать на улице. Вышли. В глазах удивление. «Ну, еще бы! Это же Иверская», — зачем-то говорю я сама себе. А они вдруг подходят: «Спасибо».
«Вы от куда? Из Саратова? Вы знаете, что это за часовня?» — Бабушка и мама фотографируют внучку, точно вписанную в окружность пафосной отметки. Из них только бабушка знает, что это за часовня, она заходила внутрь поставить свечку.
В течении пяти минут, в условном центре России, на фоне часовни фотографровались люди из Самары, Иванова, Санкт-Петербурга, Твери, Германии, Японии…
«Ну, давай, бросай!» — на небольшой площади, спиной к часовне и лицом в солнечный провал «Манежки», стоит тонкий молодой человек и неуверенно смотрит на девушку с фотоаппаратом. В руке он сжал заветную копеечку. Сложная задача, сфотографировать момент, когда монетка полетит в воздух, полностью поглотила их внимание. Монетка летит за спину, в сторону Иверской. Затвор щелкает. Взгляд молодого человека изображает вопрос «и все?»
— А зачем вы тут монетки кидаете?
— Желание загадываю. – молодой человек и сам невольно усмехается, не веря, что произносит это вслух. – Это она мне сказала! – переводит он «стрелки» на свою девушку.
— А вы знаете, что это за часовня? Нет? А откуда вы?
— Из Москвы, – парень смутился, смеется. Конечно маленькая зеленая часовня, прилепленная к воротам Красной площади, это не Большой театр, но неудобно все-таки, вдруг тест на родину провалил.
На предложение зайти в часовню, посмотреть на чудотворную икону Божией Матери (и помолиться «о чем хочется»), вежливое «Спасибо». Они уходят, идут мимо часовни, немного темноты прохода арки Воскресенских ворот, и… их нет. Исчезли в лучах февральского солнца, вот-вот готового разразиться мартовской капелью. Тяжелые двери часовни продолжают открываться и закрываться, впуская в свою таинственную глубину весенний день и гостей столицы.
Одна из арок ворот закрыта для прохода на Красную площадь. Воскресенскими, эти ворота названы по иконе Воскресения Христова, которая раньше находилась над ними.
Продавщица матрешек оказалась не разговорчивой. Но про Иверскую, сказала, знает.
Иностранец пытается прочитать и объяснить другу, что значит эта таинственная надпись «нулевой километр Российской Федерации»
Эта детская экскурсия из Подмосковья в часовню заходить не будет. Но учителя про часовню и икону знают. «Детям об этом расскажут родители»
В XVIII веке часовня стояла у Воскресенских ворот со стороны Красной площади. Фасадом к храму Василия Блаженного. А там, где она сейчас, была лавка церковной утвари от часовни.
Эти люди, зазывающие народ в исторический музей и за деньги фотографирующиеся с желающими, о часовне знают почти все. Но признались в этом с трудом. Боялись, что «будут проблемы». «Вот так однажды тоже корреспондентка одна спрашивала, спрашивала. А потом такое написала!»
Экскурсовод японской группы рассказала, что больше всего о часовне хотят знать католики. И им всегда рассказывают. Этим японцам она уже рассказала про Иверскую. «Только протестанты разные совсем икон не признают и если их туда завести, не поймут. Так что мы каждый раз индивидуально решаем водить или не водить».
«А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется «Аллилуйя» На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля» М. Цветаева
Внутри часовни. Вид от иконы.
Службы, молебен с акафистом, в часовне перед иконой служат каждые два часа, начиная с 8 утра. Последняя служба начинается в 18 часов. В 20 часов часовня закрывается. Служат все московские храмы по очереди. Священники в храмах в свою очередь, тоже чередуют служение в часовне. Таким образом, священнику Иоанну Ковалеву из храма на Бутовском полигоне (на фото) выпадет служить у Иверской приблизительно 2, 3 раза в год. Это почетная обязанность всех священников Москвы. График череды лежит за ящиком в часовне. Так же он есть в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, к которому приписана часовня. На службах поминают только записки о здравии. Записки об упокоении несут на службу в Богоявленский храм. Хор обычно или приезжает вместе со священником или составляется стихийно из всех, молящихся перед иконой.
В часовне всегда есть все, нужно для служения священника, поручи, филонь, епитрахиль, ладан. Так что ему не обязательно брать все это с собой.
Подходить к иконе можно и во время службы. Затишье бывает в небольшом перерыве между службами. Тогда можно спокойно помолиться. Во время службы к иконе идет постоянный поток людей.
После каждого «наплыва» молящихся, иконы протирают
Вадим приехал из Екатеринбурга. Приехал с сыном. Он специально пришел поклониться Иверской. Дома он «по возможности ходит в храм».
Саша, человек, которого наверняка можно увидеть у Иверской, в любое время, когда ни придешь. Его с полным правом можно назвать «московским персонажем». Ходит он к Иверской уже лет десять каждый день. Саша из прихода Всех Скорбящих Радости на Ордынке, молиться Божией Матери «чтобы у меня все в жизни было хорошо и за сестру. Она очень болеет». Сестра у него парализована. «В понедельник встретимся!» — Саша рад знакомству.
Оказывается, монетки на нулевом километре кидают не для того, чтобы еще раз в Москву вернуться, а чтобы исполнилось желание.
Бабушка с дочкой и внучкой из Саратова. Бабушка только что из часовни. Ставила свечку. Монетки и желания она называет «мракобесием», но внучка хочет сфотографироваться, зачем портить настроение ребенку?
Кто-то монетки бросает, а кто-то их собирает. Дети схватывают все на лету и бездомной Люде приходится отступиться. За ребенком ей не угнаться.
— А ничего, что тут иностранцы ходят, и при них бездомные разные мелочь подбирают? — спрашиваю я полицейского , который только что на моих глазах тепло и по дружески поздоровался с бездомной Людмилой. — А вы сами подумайте. Если бы их никто не поднимал, вы бы по деньгам ходили бы. Кто-то же их должен подбирать. А они не попрошайничают. — его логика заставила меня надолго задуматься.
Тут же «работает» кришнаит. — Пожертвуйте на храм, — говорит он мне. — На какой? — Спрашиваю. — В Кузьминках. — Я спрашиваю, какой религии храм? — Храм кришны. — отвечает он, уже чувствуя, что что-то не так. — Нет, на храм кришы не могу. — честно призналась я. — Я православная. — Ну вот и проявите милосердие — подбирает он тактику. — У меня вот часовня Иверская есть. Я пойду там милосердие проявлю. — не по-христиански гордо я удаляюсь.
Сборщик пожертвований для храма кришны «охмуряет» девушку, потенциального жертвователя. Девушка в кармане уже ищет мелочь. Я наблюдаю и выжидаю…
У девушки так и не нашлась мелочь для кришнаита. Я подхожу, и задаю ей свой дежурный вопрос «знает ли она, что это за часовня». Девушка не знает и я, с максимальной миссионерской приветливостью, рассказываю ей об иконе и предлагаю зайти в часовню. Она идет. Ура! Победили «наши»!
Ирина СЕЧИНА
Версия для печати
Тэги: Духовная жизнь Церковь Храм
О храме
- Духовенство
- Святыни Храма
- Летопись
Храм Воскресения Христова в Сокольниках был построен в 1909-1913 гг. по проекту архитектора П.Толстых. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма его высокопреосвященством митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, убитым в Киеве в 1917 году. А через пять лет величественный храм был закончен постройкой и 22 декабря 1913 года освящен его высокопреосвященством Макарием, митрополитом Московским и Коломенским.
Храм является выдающимся образцом церковной постройки в стиле «русский модерн». Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем.
Прежде строительства храма о.Иоанн был настоятелем маленького больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при старой Остроумовской больнице в Сокольнической слободе. В то время (кон. ХIХ — нач. ХХ века) Сокольники были рабочим районом, где жили, в основном, небогатые люди. О.Иоанн не жалел сил для того, чтобы помочь своей пастве и духовно, и материально. Но он постоянно ощущал недостаточность оказываемой помощи: люди были задавлены заботами о «хлебе насущном», редко посещали храм, да и не могла маленькая больничная церковь вместить всех желающих помолиться, особенно в праздники. И вот, словно бы ответом на неустанные молитвы о.Иоанна о своей пастве, явилась ему в сонном видении сама Царица Небесная и повелела построить в Сокольнической слободе красивый вместительный храм, чтобы виден он был издалека, а звон с его колокольни мог бы напоминать окрестным жителям о покаянии и необходимости духовной жизни. Проснувшись о.Иоанн был чрезвычайно смущен этим видением, ведь денег на постройку храма у него не было: маленький больничный храм, да еще расположенный в небогатом районе не приносил достаточного дохода. И вот о.Иоанн день за днем, месяц за месяцем все откладывает строительство, все не решается к нему приступить. И тогда во второй раз повторилось его видение, но увидел он теперь Матерь Божию с ликом строгим и властным. Убоявшись оказаться непокорным и положившись на Волю Божию, о.Иоанн приступает к строительству, даже не задумываясь, чем же он станет расплачиваться.
И вот внешние работы были практически завершены, подходил срок расчета со строителями, а денег, несмотря на пожертвования прихожан, все еще было недостаточно. О. Иоанн горячо молился Господу и Матери Божией, и помощь не замедлила явиться.
Предание гласит, что был в Москве один богатый купец-коммерсант, который по обету решился пожертвовать значительную сумму на храм Божий. Он молился, чтобы Господь указал ему храм, наиболее нуждающийся в данное время в такой помощи. Во сне явились свв. апп. Петр и Павел и рассказали о строительстве величественного храма в Сокольнической слободе. Пробудившись наутро, жертвователь не замедлил отправиться в Сокольники, нашел недавно выстроенный храм и вручил о.Иоанну свое пожертвование. Предание гласит, что пожертвованная сумма была как раз достаточной для расчета с рабочими.
Материальные трудности не оставляли о.Иоанна на протяжении всего строительства. Когда храм уже был закончен и готов к освящению, наступил срок окончательного расчета с рабочими, а средств вновь было недостаточно. И вот накануне вечером к о.Иоанну зашел некий старец-паломник и попросил приюта. О.Иоанн поместил его в одной из келий-пристроек вновь возведенного храма, накормил и весь вечер провел в беседе с этим паломником. Когда же наутро о.Иоанн пришел к старцу, то келья, отведенная накануне ему, оказалась пуста, а на столике лежали деньги, значительное пожертвование на строительство храма. О.Иоанн почти ничего не знал о своем госте, помнил только его имя — Николай. Видя такое явное чудо, помощь Божию, о.Иоанн возблагодарил Бога и Святителя Его Николая за поддержку начинания. С тех самых пор святитель Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых святых храма.
И вот храм был возведен. Величественный (площадью 960 кв.м) и высокий (высота главного купола 34 м, боковых приделов 22 м) двухэтажный девятикупольный храм имеет форму креста. Любая деталь в храме имеет не только свое прикладное, но и духовное, символическое значение. Так 9 куполов издавна возводили на Руси в честь 9 Чинов Ангельских, служащих и молитвенно предстоящих пред Престолом Божиим. Вновь возведенный храм имел и свою особенность. Все православные храмы строились неизменно алтарем на восток. Вновь же возведенный храм Воскресения Христова, что в Сокольниках, обращен алтарем на юг, на Гроб Господень в Иерусалиме (Иерусалимский храм Воскресения Христова).
Храм имеет, кроме главного алтаря, освященного в честь Воскресения Христова, два придела. Правый придел храма освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (в память о том больничном храме, в котором начинал служить о.Иоанн Кедров), левый — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (в память об их помощи при строительстве храма). Нижний храм освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время здесь совершается таинство крещения.
Резные иконостасы выполнены по проекту архитектора П.Толстых из кипариса. Впоследствии для икон были сделаны киоты художественной резьбы из дуба, изготовлены величественные паникадила в византийском стиле. В отличие от золоченого иконостаса нижнего храма, главный иконостас сохранил естественный темный цвет кипариса. Мы привыкли видеть золоченые иконостасы православных храмов, поэтому внутреннее убранство храма воспринимается строгим, даже немного печальным. Существует предание, рассказываемое старейшими прихожанами, что во время строительства храма о.Иоанна Кедрова постигло несчастье: скончалась его дочь. И вот в молитвенную память об этом скорбном событии он повелел не золотить иконостасы и 8 куполов храма.
По древней православной традиции храм Воскресения Христова имеет высокую паперть. Паперть имеет любой православный храм. Это не только вход внутрь храма, но и восхождение, путь на небо, путь к Богу. Благочестивые христиане приходили в храм задолго до начала службы и, поднимаясь на паперть, на каждой ступеньке произносили молитву мытаря: «Боже, милости буди мне, грешному». Таким образом, смиряясь, человек стремился восходить, приближаться к Богу, стать достойным свидетелем и молитвенным участником величайшего христианского таинства — литургии.
Даже в трудный для России и Русской Православной Церкви XX век храм Воскресения Христова в Сокольниках не закрывался. Его двери всегда были открыты для прихожан, не умолкала служба в этих стенах. Поэтому из многих закрывавшихся храмов и часовен привозились сюда чудотворные иконы и другие святыни, дорогие сердцу православного москвича.
Главной такой святыней является икона Божией Матери Иверская — копия с чудотворной иконы Иверская — «Вратарница», что находится на Афоне. По заказу митрополита Новгородского Никона, впоследствии Святейшего Патриарха, в Иверской монастыре на Афоне с нее был сделан список. В 1648 году он был доставлен в Москву. Икона была торжественно встречена царем и патриархом у Воскресенских ворот. Позже на этом месте построили специальную часовню, в которую и поместили икону, Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон. С 1669 года она находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот близ Московского Кремля. В самые ответственные дни Российского государства, во дни войн и народных бедствий пред Иверской иконой совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны на этом святом месте являлись обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Император Николай II, прибывая в Москву, прежде всего приходил к Иверской часовне поклониться чудотворной иконе.
В 1929 году, после разрушения часовни, икона была перенесена в Храм Воскресения Христова в Скольниках. Интересно заметить одну деталь. Иконостас главного алтаря был закончен в 1913 году. Слева от Царских Врат, где издавна помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, в храме Воскресения Христова в Сокольниках мы видим изображение именно Иверской иконы, любимой и почитаемой москвичами. А ведь, как мы уже отметили, иконостас выполнялся в 1913 году, т.е. за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская изберет этот храм для своего пребывания.
Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. Внизу иконы мы видим еще одну помещенную здесь святыню. В «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня.
В храме находятся и другие величайшие святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.
В храме проводятся огласительные беседы, ежедневно — богослужения. Имеется баптистерий для крещения взрослых. Действует воскресная школа и приходская библиотека, издается газета «Приходской вестник».
Московская Вратарница
Вся сущи в вышних, но и нижних не отступая, благоизволила еси, Богомати, якоже древле Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.
Иверская икона Бгородицы в Иверской часовне на Красной площади
Образ Иверской иконы Божией Матери издавна считается одним из самых почитаемых в России. А появился он на Руси во времена царствования Алексея Михайловича, когда, наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря и будущий патриарх Никон обратился в Иверон с просьбой даровать святыню Московскому царству. И 13/26 октября 1648 года список был доставлен в Москву.
Сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в Успенском соборе Кремля и в домовой церкви царицы Марии Милославской. Затем сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, положившем конец столетнему владычеству над городом Литвы и Речи Посполитой. А вот дальнейшая судьба списка точно не известна. Согласно одной версии, икона была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Согласно другой, икону поместили на Воскресенских вратах Китай-города, которые позднее получили название Иверских. Сначала в нише под навесом, а затем – в специально возведенной часовне. Впрочем, возможно, это был уже третий список (второй был доставлен на Валдай), сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.
Иверская часовня
Иверская часовня
Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны в часовне собирались десятки тысяч москвичей. Редкий купец, начиная дело, не приходил сперва поклониться Иверской иконе Божией Матери. А российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль именно через Воскресенские ворота. Специально для часовни было сделано еще несколько списков чудотворной иконы. Был заместительный список, который выставлялся, когда постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов или выставлялся в других храмах и монастырях для торжественных поклонений и молитв. Не исключено, что были и выносные копии.
В 1929 году часовня была закрыта большевиками, а спустя два года разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники во время проведения парадов. Один из образов тогда был передан в Сокольнический храм Воскресения Христова, другой – в фонд Третьяковской галереи. Является ли один них привезенным с Афона подлинником, сейчас установить трудно.
По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит все московское духовенство поочередно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами: на сайте часовни можно прочитать современные свидетельства благодатной помощи от Иверской иконы Божией Матери.
Сокольнический храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Как уже отмечалось, один из образов Вратарницы был передан из Иверской часовни в Сокольнический храм Воскресения Христова – он был одним из немногих, которые не закрывались и после революции. Благодаря этому сюда поступали многие святыни из закрытых и уничтоженных храмов и часовен. Кроме того, примечателен такой факт, связанный с иконостасом храма. Слева от царских врат, где обычно помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, мы видим изображение именно Иверской иконы. При этом иконостас был закончен в 1913 году, то есть за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская избрала этот храм для своего пребывания.
Мать после молитвы перед образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и… увидела его
Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. А внизу иконы в «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня. Каждую неделю в храме служатся молебны и акафисты чудотворной иконе. И Божия Матерь скоро откликается на просьбы молящихся.
Как рассказывают сотрудницы храма, чудеса здесь происходят постоянно. Многие пары, среди которых немало знаменитостей, смогли родить долгожданного ребеночка после десяти лет брака. Мать после молитвы перед святым образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и увидела в толпе перед парком. Хотя до этого с полицией искали, и все безрезультатно. Немало происходит исцелений; по свидетельству родных и близких, даже из комы выводит невредимыми Пресвятая Дева. Не отказывает и в мелочах – например, в поисках пропавшей сережки. И каждому она по-Своему показывается.
Образ в золотой ризе потемнел от времени, но верующие видят и черты лица, и локоны, и даже движение одежды, как это было с оператором съемочной группы, приехавшей снимать фильм об Иверской иконе Богородицы.
Храм-музей святителя Николая в Толмачах
Храм-музей святителя Николая в Толмачах
Этот храм до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения возобновились только в 1993 году. Сейчас в богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы функционирует как один из залов Третьяковской галереи, посвященных религиозному искусству. Именно сюда была передана долгое время хранившаяся в запасниках Иверская икона Божией Матери. После тщательного изучения сотрудниками галереи выяснилось, что живопись соответствует второй половине XVII века. Кроме того, икона была выносной и почитаемой. Об этом свидетельствуют приспособления для выноса и сохранившиеся внизу за полозом монетки. Икону расчистили, но оставили практически без реставрации, чтобы люди видели, что это старинный намоленный образ.
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье
В 1792 году с заместительного списка Иверской часовни был сделан еще один список для вновь отстроенного храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Десять лет этот образ пребывал в часовне, а затем был передан храму, где находился вплоть до его закрытия в 1929 году. Затем, чтобы сберечь чудотворный образ от уничтожения, приход отдал его на хранение в церковь святителя Николая в Кузнецах. Там же он остается и поныне, поскольку старинной иконе требуются особые условия содержания, а в Иверском храме до сих пор не завершена реставрация.
Накануне открытия храма краски образа вновь стали светлыми, а оклад серебристым
Сейчас в храме три образа Иверской иконы. Первый после открытия принес настоятель протоиерей Григорий Ивануса. Это был образ Вратарницы, которым его еще в юности благословила старенькая монахиня Таисия и предрекла, что он станет настоятелем храма в честь этой иконы. До времени старинная икона, потемневшая от времени, хранилась в батюшкином доме, а накануне открытия храма краски ее вновь стали светлыми, а оклад серебристым. И это не единственное чудо, связанное с Иверской иконой.
По свидетельству отца Григория, в первый же год зимой в храме отключили отопление за неуплату: не уследили по неопытности, и долг составил 12,5 млн. рублей. Служить было сложно, но вместе с бедой пришла и помощь. Необходимую сумму передала знакомая владелицы охотничьего магазина, разместившей у себя «ящик» для пожертвований церкви в честь Иверской иконы. Там же лежали свечи и записки с названием храма. Знакомая тоже открыла свое дело, но оно не шло. Устав от неурядиц, она приехала просить помощи у подруги. И только в магазине, увидев название храма на записках, вспомнила об одном событии. За несколько месяцев до этого ей приснилась необыкновенно красивая Женщина в голубом одеянии, наказавшая передать необходимую сумму в храм в честь Иверской иконы Божией Матери. «Мы как апостол Фома. Веруешь? Верую, но пальцы вложить надо».
Сейчас у иконы служатся молебны и акафисты. За стеклом в окладе появились украшения – свидетельства чудесной помощи Владычицы: кто-то получил исцеление, кто-то – долгожданного ребенка.
Помимо этой в храме еще две Иверские иконы: старинный образ, написанный неизвестным монахом в 1912 году, находится в алтаре, и ростовой в центре храма – подарок издательства. Возможно, со временем вернется и первый список из церкви святителя Николая в Кузнецах.
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь
После упразднения Новодевичьей обители в 1922 году Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 2008–2010 годах икона несколько раз передавалась в возрожденный монастырь для поклонения, а в 2012-м была возвращена окончательно. Святыня перенесена в Успенский собор, поскольку историческое место пребывания Иверской иконы Божией Матери – Смоленский собор открыт для посещения только в летнее время.
Хочешь идти в гости к прошлому – отправляйся в музей, если хочется глотка духовной атмосферы – в храм. А если и того, и другого – можно остановить выбор на храме Воскресения Христова в московских Сокольниках. Тут все перемешано в одном флаконе: история выжившей в период разрушения церквей 9-купольной постройки, называемой в народе когда-то «Кедровской», необычная ориентация алтаря под стиль всему храму, истории многочисленных образов и солистов слепого хора. Внутри словно говорит каждый камень, приглашая послушать его историю жизни.
Контакты. Как добраться
Найти храм Воскресения Христова рядом с парком «Сокольники» в Москве нетрудно. Целью является д. 6 на Сокольнической площади, куда стоит оправляться от станции метро «Сокольники».
Телефон для уточнения вопросов в отношении обрядов или записи на беседу: +7(499) 268-54-10.
Посещение. Режим работы храма
Планируя визит в упомянутый храм, важно держать в голове, что это религиозное здание Московской городской епархии, так что будь добр, посетитель, уважай внешним видом и поведением то, что внутри происходит.
- Правила посещения те же, что и в остальных православных храмах. Попасть внутрь утром получится только за полчаса до начала службы, то есть с понедельника по субботу в 7:30, а воскресенья и праздники – в 6:30.
- Удалиться визитеров просят в 19:00.
Расписание богослужений храма Воскресения Христова в Сокольниках
- 7:00, вс и праздники – ранняя литургия;
- 8:00, пн-вс – литургия;
- 10:00, вс и праздники – поздняя литургия;
- 18:00, пн-вс – вечерняя служба (утреня);
- 18:00, сб и накануне праздников – всенощное бдение.
Святыни
В храм Воскресения Христова можно идти, как на музейную экскурсию, – точно так же устанешь загибать пальцы от количества местных реликвий. Причем количество останков мучеников и святых явно преобладает над количеством выставленных икон.
- Икона «Целительница», которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных излечений от тяжелых болезней.
- Боголюбская икона Богоматери, снятая с Варварских ворот Москвы, где находилась при Петре I. Считается, что этот образ тоже лечит и предохраняет от болезней.
- Иверская икона Божией Матери – список с иконы царской семьи, привезенной с горы Афон в XVII в. Называется также Вратарницей и московской покровительницей.
- Страстная икона Божией Матери родом из XVII в., перенесенная из специально возведенного для нее Страстного монастыря. Также чудотворная и целебная.
- Более 40 образов посвящены Богородице: тут имеются «Умягчение Злых сердец», Тихвинская, Казанская, Касперовская, Федоровская, Смоленская, «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Покров», «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) и прочие.
- Разместились в храме также икона великомученика Пантелеимона с Лубянских ворот, праведного Алексия, апостолов Петра и Павла, мучеников Флора и Лавра, святителя Николая, Георгия Победоносца, Иоанна Предтечи и с десяток других почитаемых церковью личностей.
- Больше сотни частиц останков святых и мучеников хранится в храме Воскресения Христового: это мощи 40 Севастийских мучеников IV в., трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), евангелистов, великомучеников Пантелеимона, Трифона, Марины, святителей Николая и Луки Войно-Ясенецкого, Серафима Саровского, есть даже кусочек Древа Господня и много неопознанных мощей из разных монастырей.
Фото храма Воскресения Христового в Сокольниках
Древнерусский стиль постройки в сочетании с модерном и эклектикой – выглядит храм Воскресения Христового довольно современно.
Непривычно смотреть на колокола, не задирая голову вверх, – тут она расположена внизу, на крыльце.
Большие иконы украшают также фасады храма, на этом, например, изображена сцена воскресения Христа.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках — Видео
Автор интересно рассказывает о истории храма. Приятного просмотра!
Район, где расположился храм, мало напоминает Москву начала XX в., за все постройки «отдувается» религиозная 34-метровая громадина. Так и представляешь, как по ступеням крылечек поднимаются солидные (и не очень) москвички довоенных времен. Хотя у всех свои ассоциации с прошлым…
Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы — поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.
По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо — икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.
Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей…» Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -«Вратарница»).
Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы…
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси.
В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.
13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.
Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название — Триумфальные. Еще назывались они Курятными — по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.
Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах «добрым письмом» были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный «город» — Китай. Это была русская традиция: ворота — вход и выход из города — осеняли наверху иконами.
Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.
Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую — в документах ее помещение называли «деревянным чуланом» при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный «приделок».
Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была «благолепно украшена»: снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.
Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли «отрадным перепутьем для всех верующих». Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди — вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты — перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.
Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.
Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.
Триумфальное шествие состояло «из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек». Петр одолел шведов — своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!
Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.
Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу — запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. «Кто там еще едет в коробе!» — огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина «за потворство холопам».
Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.
А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.
Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: «Виноват перед Богом и государыней. Простите меня, православные!» Из толпы ответили ему тогда: «Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата…» (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)
Только однажды Иверская покинула Москву — в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.
Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.
После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи «правильного» мировоззрения и соответствующей морали.
Огромная толпа устроила нечто вроде «комсомольских святок» с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие «праздника». Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий — Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В центре процессии «комсомольский поп» Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел «акафист Марксу» с восклицаниями «Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!» Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную «атрибутику» под песнопения «комсомольского хора»:
Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!
А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на «комсомольской пасхе», напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: «вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!»
Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего — нового социалистического «вратарника». В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.
В 1931 году снесли и Воскресенские ворота — освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.
В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.