Содержание
- Можно ли в церковь ходить с месячными
- Можно ли ходить в церковь с месячными
- Как относится церковь к месячным согласно Ветхому Завету
- Менструация по Новому Завету
- Как думают сейчас – Новый Завет
- Мнение священников
- Нормы поведения в церкви в дни месячных
- Как все-таки поступить
- Можно ли в монастырь с месячными
- Выводы
- Можно ли молиться во время месячных дома
- По Новому завету: можно ли посещать церковь во время месячных
- Можно ли в церковь с месячными — правила и исключения
- Понятие “ритуальной нечистоты” в Ветхом Завете
- Отношение Иисуса Христа к внешней чистоте
- Церковь и вопрос о месячных у женщин
- Причащение во время месячных
- Дни месячного очищения у женщин: можно ли ходить в это время в церковь?
- Ответ Ветхого Завета
- Ответ Нового Завета
- Мнение современной российской церкви
- Видео по теме
- Точка зрения в Старом Завете и Новом Завете
- Что нельзя делать в «критические» дни
- Исповедоваться в христианском храме во время месячных
- По законам Ветхозаветным
- Исповедоваться и причащаться во время месячных можно ли женщине
- Причащение и крещение
- деликатный вопрос или просветите меня
Можно ли в церковь ходить с месячными
Можно ли ходить в церковь с месячными
Многих женщин интересует вопрос, можно ли ходить с месячными в церковь. В наши дни все больше священнослужителей сходятся во мнении, что заходить в церковь женщинам, у которых критические дни, разрешается. Однако некоторые обряды рекомендуется отложить до окончания месячных. К ним относятся крещение и венчание.
Также многие священники не рекомендуют в этот период прикасаться к иконам, крестам и другим церковным атрибутам. Данное правило является лишь рекомендацией, а не строгим запретом. Как именно поступить – вправе решать сама женщина. В некоторых храмах священнослужитель может отказаться от проведения исповеди или венчания, но женщина имеет право по желанию пойти в другую церковь, где священник не откажет ей в этом. Это не считается грехом, так как сама Библия не раскрывает какого-либо запрета, связанного с наличием критических дней у женщин.
Правила Русской православной церкви не запрещают девушкам посещать храм во время регул. Существуют некоторые ограничения, которых священники настоятельно рекомендуют придерживаться. Ограничения касаются Причащения, во время менструации от него лучше отказаться. Исключением из правила является только наличие какой-либо тяжелой болезни.
Многие священнослужители утверждают, что не стоит избегать посещения церкви в критические дни. Менструация – естественный процесс в женском организме, который не должен препятствовать нахождению в храме. Другие священники разделяют это мнение. Они также утверждают, что менструации – естественный процесс, который обусловлен природой.
Однозначного ответа священника, о том можно ли войти в церковь во время месячных, нет. Необходимо испрашивать благословения у священника-настоятеля церкви, которую хочет посетить женщина.
Помните, что дела духовные сугубо индивидуальны. При крайней нужде или духовной смуте священник не откажется исповедать женщину. Телесная «нечистота» не станет помехой. Двери Господнего Дома всегда открыты для страждущих. Не существует строгого канона о том, как правильно или неправильно вести себя в вопросах Веры. Для Бога и женщина, и мужчина-любимое чадо, которое всегда найдет пристанище в его любящих объятиях.
Если существует запрет на посещение собора, то закономерно возникает вопрос, можно ли крестить ребенка с месячными и как поступить, если перенести мероприятие не получается. Переходите по ссылке, чтобы получить ответы на данные вопросы.
Как относится церковь к месячным согласно Ветхому Завету
Раньше существовал серьезный запрет на посещение церкви при месячных. Это объясняется тем, что Ветхий Завет рассматривает менструацию у девушек как проявление «нечистоты». В православной вере данные запреты не были нигде прописаны, но также не было и их опровержения. Именно поэтому многие до сих пор сомневаются, можно ли приходить в церковь с менструацией.
Ветхий завет рассматривает критические дни как нарушение природы человека. Опираясь на него, прийти в церковь во время менструального кровотечения недопустимо. Находиться в храме с наличием любых кровоточащих ран также считалось строго запрещенным.
Чтобы ответить на вопрос о том, можно ли в церковь с месячными, необходимо разобраться во взгляде ортодоксальной Церкви на данное физиологическое явление.
Вам также будет интересно узнать приметы о начале месячных по дням недели и числам.
Грех Евы и Адама
Согласно Ветхому Завету менструация — наказание роду человеческому за грехопадение, к которому Ева подтолкнула Адама. Вкусив плод запретного дерева по совету Змея Искусителя, первые из людей, узрев свою телесность, лишились ангельской духовности. Женщина, явив слабость духа, обрекла род человеческий на вечные страдания.
В третьей главе Бытия Ветхого Завета, после того как узрели Адам и Ева наготу свою и сознались пред Богом в содеянном, Творец сказал Женщине: «Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей».
Позднее, многие библеисты древности были склонны считать, что не только тягости беременности и болезненность родовой деятельности стали наказанием женской половине рода человеческого за грех ослушания, но и менструация является ежемесячным напоминанием о потере былой ангельской природы.
Отвечая на вопрос: «Можно ли в храм с месячными?» с точки зрения ветхозаветных теологов можно с уверенностью сказать: «Нет!». Более того, любая из дочерей Евы, пренебрегающая данным запретом оскверняет святое место и ввергает род свой в пучину греха.
Символ смерти
Многие теологи склонны олицетворять месячную кровь не с таинством рождения, а с систематическим напоминанием роду человеческому о его смертности. Тело — временный сосуд, наполненный Духом Святым. Лишь постоянно помня о скорой кончине «материи», неустанно совершенствуешь духовное начало.
Запрет на посещение храма в дни менструации тесно связан и с процессами, порождающими появление кровянистые выделения. В течение менструации происходит отторжение организмом неоплодотворенной яйцеклетки. Данный, вполне физиологический с точки зрения медицины, процесс, в религии граничит со смертью потенциального плода, а значит и души, в чреве матери. Согласно религиозным догмам времен Ветхого Завета, мертвое тело оскверняет Церковь, напоминая о потерянном бессмертии.
Христианство не запрещает молиться дома, но посещать Дом Божий женщине, по мнению ортодоксальных теологов, запрещается.
Узнайте в нашей статье по ссылке, можно ли ходить на кладбище во время месячных.
Гигиена
Еще одной причиной, запрещающей женщине переступать порог Святого Дома во время менструации является и забота о гигиене. Прокладки, тампоны и менструальные чаши появились относительно недавно. Средства «защиты» от излияния маточных выделений наружу в прошлом были достаточно примитивны. Говоря о дате зарождения данного запрета нужно помнить, что церковь тогда являлась местом наиболее массового скопления людей. Особенно, во время праздничных, знаковых служб.
Появление женщины во время менструации в подобном месте ставило под угрозу не только ее здоровье, но и здоровье окружающих. Существовало, да и существует, множество заболеваний, передающихся через отторгаемые организмом субстанции.
Подводя первые итоги поиска ответа на вопрос: «Почему нельзя ходить в церковь во время месячных», выделим несколько причин данного запрета с позиции видения ветхозаветных теологов:
- Гигиеническая.
- Менструация — осязаемое напоминание потомкам о грехопадении Евы.
- Отторгаемая яйцеклетка, с точки зрения религии, приравнивается к плоду, погибшему в результате выкидыша.
- Приравнивание кровянистых выделений к символу смертности всего сущего.
Менструация по Новому Завету
Допустим, вы женщина и у вас наступили «эти» дни. Вы пришли в церковь и… А дальше возникает вопрос — что вам позволено делать? И вот тут-то мнения священнослужителей существенно расходятся. Так, одна половину уверяет, что женщина в таком случае не может делать вообще ничего. Грубо говоря, зашла в помещение, постояла, помолилась и вышла.
Другая половина утверждает, что никаких запретов по этому поводу нет и женщины могут «жить» полноценной церковной жизнью, то есть ставить свечи, исповедоваться, причащаться и так далее. Кому же верить? Вопрос этот весьма сложный и неоднозначный, поэтому необходимо выслушать доводы обеих сторон. А они у них есть, хотя и весьма спорные.
Те православные, которые поддерживают первую позицию, не разрешающую делать в храме практически ничего, говорят о том, что в первую очередь свою роль играет традиция Ветхого Завета, согласно которой женщина во время месячных находилась поодаль от общего сбора народа, при этом никогда не посещала храм.
Правда, защитники этой теории почему-то забывают, что делала она это вовсе не из-за того, что боялась нанести вред церкви, а для того, что бы соблюсти привычные нормы гигиены. Приводят они и другие факторы, которые, правда, вряд ли имеют отношения к делу. Например, они рассказывают об исцелении женщины, которая коснулась одежды (именно одежды, а не тела) Иисуса и полностью исцелилась.
А теперь вернемся к людям, поддерживающим вторую позицию, которые считают, что женщина может не только посещать храм, но и жить полноценной церковной жизнью. Они утверждают, что так было всегда даже в древности, с той лишь разницей, что в те далекие времена, к сожалению, еще не придумали средства для женской гигиены.
А вот их аргумент — в отличии от братьев-славян, греки не освящают церковь, поэтому женщине там, на первый взгляд, осквернять нечего. Последние смело заходили в храм, молились, исповедовались, прикладывались к иконам и так далее. Именно эта традиция впоследствии пришла и к нам. Честно говоря, аргумент неубедительный, к тому же даже если храм не освящен, это вовсе не означает, что в нем отсутствует благодать Господня.
И все же в прошлом русские девушки чтили правило, согласно которому во время месячных никогда не посещали храм. Однако среди них были и те, которые игнорировали наказ и ходили в церковь в любое время, когда им заблагорассудится. Но никто их от этого все равно не отлучал. Святой Григорий Двоеслов, живший в шестом веке, писал, что нельзя запрещать женщинам посещать храмы при менструации, ведь они же не виноваты в том, что природа наградила их такой особенностью. Исходя из этого можно сделать вывод, что естественное очищение организма живого человека, которого создал Господь, не является чем-то грязным.
Христианство эры Нового Завета смотрит лояльнее на возможность женщины участвовать в церковной жизни в критические дни. Связаны изменения воззрений, а значит и богословских трактовок, с новым концептом человеческой сущности. Приняв страдания за грехи людские на Кресте, Иисус Христос освободил человечество от бренных оков тела.
В данном случае уместно вспомнить об апостоле Павле. Он утверждал, что всякое творение божье прекрасно и в нем нет не может быть ничего, что могло бы осквернить Создателя. Новый Завет не дает однозначного ответа на вопрос о том, можно ли посещать святые места во время месячных. Данная позиция стала причиной рождения разногласий между Святыми Отцами.
Прикосновение к полам одежды Спасителя излечило ее, а Сын Человеческий не только не оттолкнул страдалицу, а сказал ей: «Смелее, дочь!». Многие женщины спрашивают, можно ли читать молитвы во время месячных дома. Не будет ли это отступлением от принятых канонов. Христианство лояльно относится к данному вопросу и не считает критические дни препятствием для общения с Богом.
Как думают сейчас – Новый Завет
В настоящий момент не существует строго запрета на посещение храма в критические дни. В церквях запрещается пролитие человеческой крови, но менструация сейчас к этому уже не относится. Можно привести пример: если человек поранился во время нахождения в храме, то необходимо немедленно выйти, так как это считается осквернением святынь.
Храмы считаются святым местом, поэтому некоторое поведение девушек во время регул недопустимо. В этом вопросе священнослужители не сходятся в единственном мнении. Некоторые из них считают, что на этот период для женщин запрещены все обряды, а также прикасания к иконам и всей церковной атрибутике. Другие утверждают, что ограничения минимальны.
Практически все священники на данный момент запрещают такие обряды, как Крещение и Венчание. Рекомендуется дождаться окончания менструации, и только потом отправляться в церковь. Они не запрещают молиться или ставить свечи. Некоторые допускают Причащение во время критических дней, особенно тогда, когда женщина особенно в этом нуждается. Например, если существует тяжелая болезнь.
Многие священнослужители придерживаются современных взглядов и считают, что месячные – естественный биологический процесс, который не должен препятствовать девушке, если та желает посетить церковь.
Если во времена Ветхого Завета категорически запрещалось приходить в церковь, проводить обряды, молиться, а также прикасаться к иконам, то сейчас эти правила колоссально изменились. Стало чаще упоминаться, что девушка не виновата в таком процессе, как менструальный цикл, ведь он объясняется физиологией.
Мнение священников
Как уже было сказано выше, мнение священников по вопросу, можно ли ходить в церковь во время месячных, не пришло к единственному знаменателю. Библия не дает точного ответа и не возлагает запрет на посещение святых мест во время менструации. Поэтому каждой женщине рекомендуется задать этот вопрос священнику.
Большинство священнослужителей не разрешают девушкам прикасаться к святыням во время критических дней. В этом случае не стоит отказываться от посещения храма, ведь помолиться женщине разрешено.
Многих девушек волнует вопрос, можно ли приходить в храм во время менструации, если на данный момент у них существует серьезная болезнь. В этом случае практически каждый священник разрешит посетить церковь без всяких ограничений. Если женщине хочется причаститься и исповедаться, то ее не должно останавливать наличие регул.
В этом случае большинство священнослужителей относятся с пониманием. Хоть мнение священников по вопросу посещения храма во время месячных неоднозначно, большинство из них сходятся в одном – во время болезни любой человек имеет право на молитву, исповедь и любой обряд. Если существует болезнь, то женщина не ограничена, она может прикасаться к иконам.
Нормы поведения в церкви в дни месячных
Укоренилось мнение, что женщина во время менструации может посещать Храм, но ей следует придерживаться некоторых правил, соблюдение которых позволит избежать осквернения святого места.
При месячных женщина не может принимать участие в любых церковных Таинствах.
Многие из женщин, ищущие ответ священника на форумах спрашивают, можно ли исповедоваться во время выделяющихся месячных. Ответ достаточно категоричен: нет! Ни исповедаться, ни причащаться, ни венчаться, ни принимать участие в крещении в эти дни нельзя. Исключения составляют тяжелые болезни, из-за которых кровотечения носят длительный характер.
Если месячные являются результатом болезного состояния, необходимо испросить благословения у батюшки, а уж потом принимать участие в Таинствах Церкви и вкушать Тело и Кровь Христовы.
В Библии точного ответа на этот вопрос нет, а вот при изучении регламента церковной службы можно наткнуться на запрет к сему действу. Вне зависимости, происходит ли это дома или в храме лучше дождаться окончания критических дней. В современном Христианстве можно встретить запрет на употребление просфоры и освященного кагора в критические дни.
Обращаясь к трудам теологов-новозаветников, становится ясно, что прикладываться к иконам или иконостасу категорически запрещается. Подобное поведение оскверняет святое место.
Во время месячных можно ходить на службу, но лучше занять место для «оглашенных» или рядом с церковной лавкой.
Новый Завет гласит, что Храм там, где вспоминается имя Христово. Неужели строгие запреты распространяются и на домашнюю молитву? Труды теологов гласят, что обращаться к Богу в молитвенной форме как дома, так и в Церкви не запрещается в любом состоянии тела и духа.
Те, кто ищут ответ священника на данный вопрос, получают категорический отказ. Демократический подход современной церкви и ряд послаблений для женщин в период критических дней не касаются Святых Тайн. От исповеди, причастия и миропомазания стоит воздержаться до окончания месячных. Исключение составляю только случаи тяжелого недуга. Кровянистые выделения, вызванные длительной болезнью, не могут стать помехой даже для Соборования с предшествующей подготовкой к причащению.
Множество историй на тематических форумах, рассказывающих о том, что женщину исповедовали и разрешили приложиться к святыням в период месячных связаны именно с недугом той, о ком идет речь.
Стоит отметить, что девушкам, пришедшим на службу в церковь в критические дни, разрешается подавать молебные записочки за здравие и упокой близких.
Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций, в первую очередь, являет уважение прихожанки к церкви и ее устоям.
Как все-таки поступить
Каждая должна решить для себя, можно ли ходить с месячными в церковь. Библия не отражает в себе категорического запрета, там не рассматривается подробно данный вопрос. Поэтому женщина имеет право поступать так, как считает целесообразным.
Перед походом в святое место лучше определиться, когда лучше идти в церковь. Многие не смогут посещать храм в первые дни от начала менструации, но это никак не связано с каким-либо запретом. Это обуславливается тем, что у большинства женщин начало месячных сопровождается сильными болевыми ощущениями, общим недомоганием, тошнотой и слабостью.
Можно ли в монастырь с месячными
Многих девушек волнует не только вопрос о возможности домашней молитвы и посещения во время регул Дома Божьего. Женщины, посещающие религиозные форумы, живо интересуются вопросом о том, можно ли приехать в монастырь во время месячных. На этот вопрос подробно и живо в своих материалах отвечает сестра Васса.
Ограничения могут накладываться на посещение служб, килейный уклад жизни или ограничения в послушаниях. Монахини продолжают нести свое послушание в соответствии с уставом конкретной обители. Узнать об ограничениях, накладываемых на послушницу или сестру во время месячных можно у Настоятельницы обители, в которую прибыла представительница прекрасного пола.
Многие из женщин посещают монастырь для того, чтобы прикоснуться к останкам Святого, упокоенного на территории конкретной обители. С этим стремлением связано желание получить ответ священника на вопрос о том, можно ли прикладываться к мощам во время месячных. Однозначного ответа на данный вопрос нет. Вряд ли найдутся те, для кого действо это носит праздный характер.
Перед поездкой, вне зависимости от того, совпадает ли она с регулами или нет, необходимо спросить благословение Священника прихода, в котором ведет церковную жизнь женщина. В этой беседе девушке целесообразно изложить мотивы и предупредить о возможности начала менструации. Взвесив все «за» и «против», батюшка сможет дать однозначный ответ.
Выводы
Опираясь на вышеперечисленное, следует сделать вывод, что ходить в церковь во время месячных можно. В настоящее время большинство священников разрешают женщинам посещать святые места, не считая это осквернением. Даже если священнослужитель отказывает в посещении церкви, то можно сходить в другой храм, где к критическим дням относятся не так категорично.
Многие святые считали месячные естественным явлением, который объяснятся физиологическими процессами в организме. Они уверены, что женщина имеет право на посещение храма в любом состоянии тела, так как важнее всего душа.
Если девушка зайдет в церковь во время месячных, в настоящее время это не считается оскорблением. Во времена Ветхого Завета к данному вопросу относились гораздо более строго, запрещая не только прикасаться к иконам и проводить обряды, но и не допускали нахождения в храме во время критических дней. В те времена считали нечистой такую женщину, обвиняли в несостоявшейся беременности. По этой причине поход в святые места был под строгим запретом.
В современном мире никакого категорического запрета не существует абсолютно. Некоторые священнослужители рекомендуют воздержаться от обрядов и прикосновений к иконам, также не везде существует возможность исповедаться и поставить свечи. Этот вопрос необходимо уточнять заранее. Священнослужитель сможет подробно рассказать о правилах пребываниях в храме во время критических дней и ознакомить с существующими запретами.
В церковном понимании в настоящее время гораздо важнее оценить духовную чистоту женщины, а не физиологическое состояние ее тела. Девушка не должна беспокоиться за наличие критических дней, сейчас они не являются преградой для посещения церкви. Более того, в настоящее время никто не подумает ругать женщину за такое естественное состояние, никто не обвинит ее в том, что на данное время беременность не состоялась. Поэтому посещать церковь во время менструации разрешено.
Можно ли молиться во время месячных дома
Православие
Ясновидица Ванга рекомендовала читать дома молитву чтобы пошли месячные и вернулось женское здоровье. Переходите по ссылке, чтобы узнать исцеляющие заговоры.
В исламе распространено мнение, что женщина в такие дни находится в состоянии ритуального осквернения. Подобный взгляд на менструацию влечет за собой запрет для представительницы прекрасного пола совершать намаз до окончания месячных.
Отвечая на вопрос о том, можно ли читать молитвы мусульманке во время обычных месячных необходимо понять, какой характер носят выделения. Ислам выделяет два вида кровотечений у женщин: хаид и истихада.
Хаид подразумевает естественное ежемесячное кровооторжение, а истихада – кровотечение, выходящее за рамки цикла или послеродовые выделения.
Мнения богословов Ислама разнятся касательно возможности молитвы, но, в большинстве случаев, рекомендуется воздержаться от совершения молитвы и прикосновений к Священному Корану на арабском языке.
По Новому завету: можно ли посещать церковь во время месячных
В последующие века взгляды менялись, но не были однозначными. К примеру, Апостол Павел говорил, что все созданное Богом светло и прекрасно. Женщина тоже Его творение, а менструальный цикл — не какая-то ее вина, а всего лишь природное явление, поэтому запрета на посещение церкви в период менструации быть не должно.
В подтверждении своих слов приводил притчу о болевшей длительное время прихожанке. Она истекала кровью, и не было никакой возможности у докторов ей помочь. Прознав о Сыне Божьем, проходящем мимо, пошла навстречу с мольбой, коснулась легко и с трепетом бледной рукой его одежды. Господь исцелил ее, с одобрением сказав, что это вера болящей помогла ей. Итак, кровоточащую не оттолкнул сам Иисус Христос, а значит, посещение храма для нее возможно.
Дионисии Александрийский не был против посещения женщиной в критические дни храма, но действия ее должны быть ограничены:
- Только молиться и креститься.
- Запрет на причастие.
- Запрет на касание к св.мощам.
Возвращаясь к обзору мнений Отцов Церкви, стоит отметить и тех, кто не настаивая на строгом запрете, выдвинул ряд правил, регламентирующих нахождение представительницы прекрасного пола в церкви в критические дни и после рождения ребенка. Забегая вперед, стоит отметить, что данное религиозное воззрение прижилось и бытует по сей день.
Бесспорно одно: несмотря на множество мнений теологов и разнообразие трактовок Священного Писания, для того чтобы ответить для себя на вопрос о том, можно ли ходить в церковь во время месячных и когда стоит вернуться к церковной жизни после родов, необходимо узнать ответ священника прихода, к которому «принадлежит» женщина.
Можно ли в церковь с месячными — правила и исключения
Рубрика: Церковный этикет
Понятие “ритуальной нечистоты” в Ветхом Завете
Вопрос, можно ли в церковь с месячными, связан с древним религиозным понятием «ритуальной нечистоты». В ветхозаветные времена израильский народ уделял особое внимание соблюдению внешней чистоты. Считалось, что она оказывает прямое влияние на духовную жизнь – если чисто снаружи, то чисто и внутри. К “нечистоте” относили тела умерших людей и касавшиеся их вещи. Нечистыми считались также истечения из половых органов мужчин (поллюция) и женщин.
К женской нечистоте относились дни менструаций, время очищения после родов и другие виды кровотечений. В дни очищения женщина должна была соблюдать ряд ограничений.
Об этом говорится в ветхозаветной книге Левит: “Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела её, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера” (Лев 15:19).
Эти предписания строго исполнялись еврейским народом вплоть до пришествия Спасителя.
Женщина в православном храме
Отношение Иисуса Христа к внешней чистоте
Во время пришествия Иисуса Христа произошло множество событий, резко контрастирующих с правилами внешнего поведения иудеев. В евангельском повествовании нет упоминаний о тщательном соблюдении Спасителем предписаний о внешней чистоте.
Наоборот, Он говорил, что ничего из входящего в уста не может сделать человека нечистым. А вот исходящие из уст и сердца злые мысли и совершенные преступления (прелюбодеяния, кражи, обман, клевета, хуления) оскверняют человека (Мф 15:17-20).
Также и в эпизоде, когда к одежде Иисуса Христа прикоснулась женщина страдающая кровотечением. Он ничего не сказал о ее нечистоте, а наоборот, исцелил от болезни.
“И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова” (Мф 9:20-22).
Иисус Христос не уделял внимания формальному отношению к внешней чистоте. В Новом Завете была задана более высокая планка духовной жизни – чистота души. Именно в этом главный посыл христианства. Ничего, кроме греха, выражающегося через мысли, слова и поступки, не может осквернить человека. В том числе и так называемая “женская нечистота”.
Церковь и вопрос о месячных у женщин
Хотя Иисус Христос осуждал иудеев за формализм и превознесение внешнего над внутренним, значение внешней чистоты сохранилось. И в IV веке Афанасий Великий (Учитель Церкви) в Послании к монаху Аммуну отвечал, что внешняя нечистота не оказывает влияния на духовную жизнь человека.
В VI веке святитель Григорий Великий (Двоеслов) писал, что не нужно отказывать женщине в возможности посещения храма и участия в Таинствах во время месячных. Эти дни даны от природы и вполне естественны. Ведь женщина не по своей воли испытывает страдания. Также, по мнению святителя Григория, не следует запрещать причащаться во время менструации. Так как Сам Иисус Христос позволил кровоточащей женщине прикоснуться к Себе. Но если она из благоговения перед Святыней не дерзает приступать к Чаше, это похвально.
Священномученик Дионисий Александрийский в III веке пишет обратное: “»Не думаю, чтобы они , если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
Причащение во время месячных
Так можно ли в церковь с месячными? До сих пор тема ритуальной женской нечистоты вызывает множество споров среди верующих христиан. Однозначно можно сказать, что запрета на посещение храма в дни месячных нет. Можно прикладываться к иконам, целовать крест, ставить свечи, подходить к священнику за благословением, пить святую воду. Но что касается Таинства Причастия, то следует воздержаться до момента полного очищения. Исключение – случаи смертельной опасности.
В Православии, кстати, запрещено любое кровотечение около Причастия, не только женское. Например, если у мужчины во время Литургии пойдет кровь из носа, ему нельзя в это время причащаться. А если он находится в алтаре, то должен его покинуть.
Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило практику воздержания женщин от Причастия в дни очищения:
“Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.
Можно ли в церковь с месячными — вопрос деликатный. В нем женщине лучше ориентироваться на мнение священника, которому она доверяет. Это может быть ее духовник или принимающий исповедь иерей. И если возникают сомнения в конкретных ситуациях насчет поведения в храме во время “женской нечистоты”, полезно спросить совета у священника.
Дни месячного очищения у женщин: можно ли ходить в это время в церковь?
Нередко женщины, недавно обратившиеся к вере или нечасто совершающие богослужение, задаются вопросом: можно ли посещать церковь во время месячных? Рассмотрим и постараемся раскрыть эту тему.
Ответ Ветхого Завета
Не зная четкого ответа на вопрос, пришедшие в церковь женщины остаются в церковном притворе: месте, которое находится в западной части храма. Это коридор между входом в церковь и ее внутренним двором.
С давних времен притвор является местом, где проходят богослужение некрещеные люди и те, кому вход в храм запрещен. Во время первой фазы менструального цикла женщина не больна, это состояние считается нормой для здоровой женщины, подчеркивая ее возможность продолжить род.
Так в чем же грех? Почему с месячными нельзя ходить в церковь? Ответ следует искать в Ветхом Завете. В этом разделе Библии точно говорится о тех причинах, по которым следует отказаться от посещений храма. Нечистота женщины или мужчины является одной из этих причин.
Понятие связывают с тем, что во время определенных выделений (месячные или мужское семя), человек не должен прикасаться к святыне, тем самым оскверняя ее. Здесь стоит заметить, что данное церковное правило не нарушает права женщин, так как мужчина в определенном состоянии также не может посещать храм.
Подтверждает это и Ветхий Завет: Книга Левит, глава 15 указывает, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».
Существует суждение о том, что менструальное кровотечение – это возмездие за грехопадение первой женщины Евы. Храм и приходящие в него верующие люди должны быть ограждены от любых аспектов, затрагивающих греховность и смертность человека.
Следить за этим является долгом всех священнослужителей. Но есть и другое мнение людей, читающих Священное Писание, которое объясняет, что наказание – это сложный и болезненный процесс рождения детей, а появление менструации – это способность женщины продолжить человеческий род.
Из этого следует, что Ветхий Завет не может однозначно ответить на вопрос: можно ли посещать церковь во время месячных.
Ответ Нового Завета
В Новом Священном Писании не упоминается нечистота течения крови. В письме апостола Павла римлянам, глава 14, говорится о том, что «нечистота» является вымыслом самих людей.
Месячные – это явление, которое создал Бог. Это состояние женщины не может причисляться к нечистоте, как и не сможет оградить от кого-то защиту, любовь и благодать Божию. В Писании Нового Завета есть слова, которые сказал апостол Павел о том, что всякое создание Господне красиво и естественно. Все происходящие в организме и мужчины и женщины процессы являются нормальными.
Менструация – это очень значимое состояние для тела женщины. Роль этого процесса велика, поэтому запрещать женщине приходить в церковь во время месячных бессмысленно. Такое же суждение поддерживал Святой Георгий Двоеслов. Он говорил, что женщины созданы природой именно такими. Им разрешено приходить в храм в любом состоянии тела, потому что душа и духовное состояние намного важнее.
Первые христианки столкнулись также с проблемой возможности причащения в период менструации. Решение оставалось за ними. Одни боялись нарушать традиции и каноны и не прикасались к святыне, другие придерживались мнения, что только грех может отлучить их от служения господу и его любви.
Немало верующих женщин исповедовались и причащались, не признавая запрета и не замечая его в проповедях Христовых. В Новом Священном Писании акцентируется внимание Сына Божьего на духовное естество.
Он старался достучаться до души человека и появился, чтобы искупить все его грехи, как и грех прародительницы всех живых Евы. При отсутствии веры у мужчины или женщины все поступки их считаются бездуховными.
Злые помыслы любого прихожанина говорили о его нечистоте, несмотря на чистоту тела. Храм стал не отдельным местом близости с богом, он перенесся в человеческие души. Христос учит нас, что дух и является храмом Божиим и его церковью.
Мужчины и женщины стали равны перед Богом. Когда-то случилось событие, возмутившее всех священнослужителей. В тот момент, когда в Храме находился Иисус, к нему подошла и коснулась одежд его дева, которая долгое время страдала от кровотечения.
Христос почувствовал ее присутствие, повернулся к ней и сказал о том, что ей помогла ее вера.
С того момента верующие люди разделились на тех, кто чтил Ветхий Завет и телесную чистоту, считая, что женщине строго запрещено приходить в церковь с месячными, и тех, кто последовал проповедям Иисуса Христа и принял веру его в Новый Завет и чистоту духовную: они перестали соблюдать это правило.
Новый Завет вступил в силу после смерти Христа, которая искупила все человеческие грехи и стала признаком начала новой жизни.
Мнение современной российской церкви
Для российской православной церкви долгое время были характерны строгие правила, которые касаются менструации женщин и других вариантов истечения. Вопрос о том, можно ли во время месячных приходить в церковь, имел четкий и однозначный ответ – нет!
После рождения ребенка над женщиной совершается обряд введения или воцерковления, но только спустя сорок дней, когда она сможет войти в храм, при условии полной чистоты.
Нынешняя церковь объясняет это условие утомленностью женщины после тяжелого процесса деторождения и поясняет тем, что ей нужно прийти в себя. Но при этом людям, больным тяжелым заболеванием, следует часто приходить в храм, чтобы исповедоваться и причащаться.
Современные священнослужители осознают, что правила Требника в некоторых случаях не подтверждаются Библией и Святым Писанием Отцов Церкви. Брак, связывающий двух любящих людей, рождение ребенка (дар Господа), сложно связать с физической нечистотой.
В 1997 году по этой проблеме были приняты изменения. Тексты Требника были изменены применительно к чистоте верующих женщин, которые родили ребенка в церковном браке и его святости. Решение было принято Священным Синодом Антиохийским и Блаженнейшим Патриархом Игнатием IV.
В 2000-м году Критской конференцией было рекомендовано проводить обряд воцерковления или введения молодой матери, благословляя ее и не упоминая о женской нечистоте.
Следует отметить, что при воцерковлении женщины в Храме благословляют день рождения дитя при условии, что она физически окрепла. После Крита, православные храмы получили настоятельные рекомендации оповестить всех верующих женщин, что их стремление приходить в церковь молиться, исповедуясь и принимая причастие, приветствуется вне зависимости от менструального цикла.
Святой Иоанн Златоуст также с критикой воспринимал последователей правил, утверждающих, что вхождение в церковь во время месячных недопустимо. В нынешних храмах не всегда исполняются все каноны Требника, несмотря на последователей, которые требуют полного исполнения всех его правил. К таким приверженцам относится Дионисий Александрийский.
Вопрос о физической нечистоте был основан на дохристианских учениях, когда не было возможности соблюдать должной гигиены. Современные средства помогают женщине всегда содержать свое тело в чистоте.
Это подтверждают слова Павла Сербского о том, что месячные являются нечистотой физической, телесной, как и другие выделения. «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой».
Также он говорил о том, что современные средства гигиены могут с должным эффектом препятствовать случайному выделению крови, оскверняющему храм: «Мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».
Стоит отметить, что во время месячных многие женщины находятся в раздраженном состоянии, которое неприемлемо для посещения храма. В этом случае с походом в церковь стоит повременить.
Видео по теме
Можно ли с месячными в церковь? Ответ в видео:
Так каков же ответ на вопрос: можно ли идти в церковь при месячных? Четкого ответа церковь не дает. Каждая женщина должна сама для себя решить, какого мнения она придерживается.
Исходя из вышеописанного, можно утверждать, что на вопрос можно ли в церковь с месячными — ответ священника может быть разным. В Библии нет четкого разрешения или запрета посещать храм женщине с таким процессов в организме. Поэтому нужно полагаться только на ответ священного отца.
Некоторые церковнослужители разрешают входить женщинам в церковь, но запрещают прикасаться к иконам и ставить свечи. Можно только спокойно помолиться и уйти.
Но бывают случаи, когда священник просто не может отказать в помощи человеку. Например, когда тяжело больная женщина, у которой имеется маточное кровотечение, чувствует свой скорейший уход и хочет исповедаться и причаститься. В этом случаи священник не может отказать во входе в священное место, хотя женщина считается «нечистой».
Среди запретов для женщин во время месячным, можно считать некие церковные обряды:
- причастие;
- крещение;
- венчание.
Самым главным запретом является попадание крови на священные книги, свечи и иконы. Но с сегодняшними средствами гигиены и этих неприятностей можно легко избежать.
Таким образом, однозначного ответа на вопрос о «нечистости» женщины можно очень долго спорить. Каждый сам в праве поступать так, как считает необходимым, ибо каждый из нас постанет перед Господом и ответит за все свои деяния. Чаще всего священники положительно реагируют на присутствие женщины с менструацией в храме, но еще остаются поклонники старых правил.
Поэтому перед походом в церковь, все же желательно уточнить этот вопрос у священника и получить благословение.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще и видео ответ священника, на вопрос можно ли женщинам с месячными посещать церковь:
В современном мире многие верующие все чаще не могут найти правильного ответа на то, ходят ли в церковь во время месячных. Объяснения этому есть разные, но единого мнения по данному вопросу нет даже у самих священнослужителей. Даже поведение в одной и той же конфессии может отличаться в зависимости от места нахождения церкви. Для того, чтобы быть полностью уверенной в своем поступке и не попасть впросак, лучше спросить об этом у священника. Особенно если это касается важного для Вас мероприятия, а не простое посещение храма.
Точка зрения в Старом Завете и Новом Завете
Объяснения о том, почему во время месячных нельзя в церковь можно встретить в Ветхом Завете. Именно там есть упоминание о том, что запрещено входить в церковь во время женской «нечистоты». Менструация — период, когда считается представительница прекрасного пола «грязной». Основано это на том, что из ее организма происходят некоторые выделения. Многие считали, что подобный процесс – это наказание за то, что их прародительница некогда совершила греховное падание.
В тоже время церковнослужители всеми возможными способами стараются оградить свои приходы от любого упоминания о смертности человека. Считается, что во время менструации происходит некий способ очищения утробы от мертвой яйцеклетки. А в церкви не может быть никаких смертоносных объектов.
Иные знатоки священных писаний говорят о том, что наказанием Господа может быть длительный процесс дарования жизни ребенку, а вот наличие выделения крови из половых органов говорит о том, что род человеческий может продолжаться. Кроме этого ранее не было нормальных современных средств личной гигиены и она могла запачкать пол.
Это касалось не только посещения святого места, но и принятия участия в обрядах. Тогда не стоял вопрос о том, можно ли на Причастие с месячными. Так как это считалось не уважением к Господу и церковным обычаям. Запрет накладывался и на прикосновение к церковной утвари. Было также утверждение о том, что всякий, кто касался ее в данный период также становился не чистым и все окружающие вещи.
Что говорится в Новом Завете
В данном Писании уже говорится о том, что все создания Божьи прекрасны и все, что с ними происходит, также является нормальным явлением. И воспрепятствовать посещению в «эти дни» женщине храм не нужно. Считалось, что самое важное – это то, что в душе человека, а не то, что происходит с его телом. Более современная трактовка не так требовательна к этому аспекту, так как изменилось не только человеческое сознание, но и социальные уставы жизни. Церковь сейчас стала более терпимой. Но это не означает, что необходимо пренебрегать всеми правилами и поступать так, как Вам захочется.
Что нельзя делать в «критические» дни
Как уже было сказано, есть некоторые обряды и таинства, которые не проводят во время менструальных выделений. Среди них:
- Крещение;
- Причастие;
- Венчание.
А что делать если решили окрестить ребенка и уже дату назначили, а тут жизнь внесла свои коррективы? Можно в церковь с месячными крестить ребенка или переносить? И так:
- Если Вы выступаете в роли мамы ребенка, то в данном случае Вам нельзя точно входить в церковь до 40 дня после его рождения, а если такая ситуация случилась после этого периода, то Вас просто попросят не входить во время таинства, а зайти после. Но все это очень индивидуально и зависит от храма и священника.
- Если же Вы будете крестной мамой, тогда постарайтесь уточнить все особенности и беспокоящие Вас моменты раньше, потому что совершать обряд Крещения младенца в «критические» дни нельзя.
Это же касается и всех прочих обрядов, так как Вам придется дотрагиваться до некоторых церковных вещей, что считается недопустимым и осквернением. Самым главным запретом считаю попадание на книги, иконы и свечи крови. Но в современном мире этого вполне можно избежать.
Современные традиции разрешают присутствовать при менструации в церкви и в этом не видят ничего препятствующего. Хотя представители тех, кто соблюдают старые традиции считают, что пролитие любой крови недопустимо в священном месте, где совершается Бескровная Жертва. А вот воздержание от причастия на некоторое время не повредит душе. В свою очередь некоторые считают, что такое терпение принесет ей больше божьей благодати.
Помните, что прежде чем делать какие-то поступки, стоит ознакомится с правилами общины, куда Вы хотите отправится. Придерживаться стоит тех традиций, которые приняты большей частью епископата. Нужно также принимать во внимание и наши собственные чувства. Часто стоит прислушиваться к тому, что нам говорит наша душа и сердце. Если у Вас есть острая необходимость прийти в храм и прочитать молитву, то не стоит думать о том, можно ли посещать монастырь во время месячных или нет. Просто сделайте так, как считаете нужным. Каждый может поступать так, как считает нужным и отвечать ему за такие поступки перед Господом самому.
Господь всегда с Вами!
Молитва при онкологии Всецарице Когда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег… Read more Молитва Богородице “Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою” “Богородице, радуйся Благодатная Марие, Господь с тобой” – одна из сильнейших молитв во всём православии. С ней связано великое множество настоящих чудес, подтверждённых фактами и свидетельствами огромным количеств… Read more Икона Божией Матери и Иисуса Христа: значение и ее помощь Дева Мария является матерью Иисуса Христа. Поэтому икона Божией Матери с младенцем Иисусом является главным женским образом в православии. Ее лик несет в себе особое значение. Она символизирует целомудрие и праведные … Read more Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмы Есть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не буÐ… Read more Молитва Николаю Чудотворцу о беременности Для каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э… Read more Молитва о сохранении беременности Николаю Чудотворцу Молитва о сохранении беременности и рождении здорового малыша святым и обращение к ним за помощью помогут преодолеть все трудности. Дети – это не только радость, которую они приносят со своим появлением в наш мир. Это Ð… Read moreМожно ли во время месячных ходить в церковь? Метки:что нужно знать
Исповедоваться в христианском храме во время месячных
Многих православных девушек и женщин волнует, можно ли с месячными ходить в церковь, причащаться и исповедоваться, не является ли это нарушением канонов. Порой бывают ситуации, когда очень надо посетить храм, назначен важный для семьи обряд, в Пасху либо иной значимый праздник.
Как быть в такой ситуации? Пропустить службу или все же не обращать внимания на критические дни. Этот вопрос вот уже долгие века задают христианки себе и церковнослужителям. Часто ищут ответ самостоятельно в Библии или изречениях святых.
По законам Ветхозаветным
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
В те далекие времена женщин наряду с чумными людьми ставили на одну планку. В эти дни, по мнению богослужителей, они были нечистыми. Чтобы не стать с ними на один уровень, к ним не следовало прикасаться. Отсюда, посещение девушки во время месячных церковного помещения было строго под запретом, а тем более невозможно было совершать никаких обрядов.
После родов тоже нельзя было сразу приходить в церковь. Срок воздержания от посещений зависел от пола младенца. Если это был мальчик, то в течение месяца, а если на свет появлялась девочка, то дольше — 3 мес. В обще, указывали срок около 40 дней. В те времена говорили, что пока у женщины идет послеродовое очищение, ей нельзя быть на богослужении. То же касалось и состояния женщины после выкидыша. Сегодня эту традицию почти не соблюдают.
Исповедоваться и причащаться во время месячных можно ли женщине
Если в наше время обратиться с подобным вопросом к священникам, то получится несколько разных ответов. Кто-то указывает, что женщинам в критические дни делать в церкви можно все, что принято, лишь нельзя касаться храмовых святынь. Другие против, чтобы в эти дни прихожанки принимали участие в Таинствах. Как быть? Прежде всего надо знать те правила, которые существуют в данном храме и следовать им. Этот вопрос можно решить, побеседовав с батюшкой.
Если задумана поездка по святым местам, то женщине требуется благословение, а так же совет духовника. Некоторые служители Русской Православной церкви относятся отрицательно к посещению женщины с менструацией церкви.
Основные причины запрета
- Главная заключается в том, что по поверьям никому нельзя проливать в храме кровь. Даже если кто-то в древности умудрялся пораниться в храме, должен был его покинуть, чтобы останавливать ее за пределами церковных стен. Это касалось и простых горожан, и священнослужителей. Если все-таки случалось, что кровь окропила пол или икону, ее требовалось заново освящать.
- В старые времена одежда женщин была иная, и риск, что менструальная кровь попадет на пол был очень велик. По этой причине они и не допускались внутрь. Сегодня это невозможно, так как есть множество полезных средств гигиены.
- Другая версия — это гибель яйцеклетки, что некоторые считают самопроизвольным абортом. Якобы, данное женщине природой болезненное кровотечение — это наказание за грехопадение Евы в раю.
Причащение и крещение
Первый обряд символизирует единение простого человека с Сыном Божьим, который перед грядущими ему страданиями, как плоть и кровь свою, поделил хлеб и вино с учениками. Причащение — красивое таинство, которое при менструации под строгим запретом. Единственное, что если женщина серьезно страдает от недуга, связанного с сильными кровотечениями, что бывает при опухолях, миомах и пр., тогда она допускается, но обязательно должна быть чиста телесно, насколько это возможно при ее тяжелом состоянии.
Страдающие обязательно должны предупредить батюшку о своем положении. Первая молитва всегда будет о здоровье. Перед ней больные исповедуются и причащаются.
Если неожиданно случилось начало менструации раньше обычного, то запланированное событие, такое как крещение, лучше перенести. Если это произошло у матери, ее в храм не допускают, а младенца все-таки крестят.
Опираясь на выше сказанное, можно сделать для себя следующие полезные выводы.
- Посещение православной церкви в период месячных может разрешить только батюшка.
- Исповедоваться и причащаться здоровой женщине в критические дни нельзя.
- Священнослужитель не откажет женщине с кровотечением в исповеди и причастии, если та серьезно больна и будет молиться об исцелении.
Остальным же стоит переждать неблагоприятные дни и молиться дома.
деликатный вопрос или просветите меня
Священник Александр: В храм ходить можно, можно ставить свечи, прикладываться к иконам, нельзя только участвовать в Таинствах — исповедаться, причащаться, прикладываться к Евангелию и Кресту. Объяснить это можно так: возьмем мальчиков и девочек 8 лет — они одинаковые сорванцы. Представим себе, что женщины были бы такими же как и мужчины, тогда бы жизнь наша стала невыносимой. Господь даровал женщине удивительный дар — дар смирения, в этом состоит ее глубокое отличие от мужчины. Именно для укрепления смирения в Церкви есть такое установление. С уважением, священник Александр»
Священник Андрей: Происхождение запретов о нечистоте после истечений, как Вы знаете, лежит в Ветхозаветной эпохе, и в Православии этих запретов никто не вводил — они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал. Вероятно, никого не затронул этот вопрос. Однако, запреты касаются не только женщин, но и мужчин, хотя к мужской нечистоте они значительно менее строги. Мое личное мнение вряд ли кого-нибудь устроит, ибо не отвечает на главный мучимый многих женщин вопрос — что можно, а что нельзя? Мое рассуждение касается богословской причины нечистоты от месячного кровеистечения. Ведь очевидно, как нам с Вами, так и предкам Моисея, что месячные кровотечения являются следствием не состоявшейся беременности. Женщина не зачавшая ребенка, вольно или невольно, перед Богом несет ответственность. Все в её теле настраивается на зачатие, а оно не происходит. Значит жизнь женщины глубинным образом не соответствует её природе, что оборачивается смертью «клетки жизни» (яйцеклетки), а за нею и смертью всего слоя новой жизни в матке. Если это так, то истечение с кровью всего этого слоя из матки, есть очищение от мертвой ткани, не могущей жить без плода. Как говорят медики, яйцеклетка неоплодотворенная не может прожить более суток. Месячные есть, таким образом, очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более — «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково мое понимание происхождения понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве. Остальное — дело традиции, канонов и правил».