Знаете ли вы, где находятся Царские врата? Прочтите и узнаете.
Храмы в любой из религий создаются по определенным канонам с целым рядом обязательных составляющих. Для христиан одним из самых главных храмовых элементов являются так называемые Царские врата – издревле (с IV столетия) главный, «парадный» вход в алтарь и центральная часть иконостаса.
Содержание
Царские врата — вход для правителей
Историки утверждают, что изначально Царские врата действительно являлись парадным входом для правителей. Дело в том, что изначально христианство было подпольной религией, которую исповедовали единицы – преимущественно, в домашних условиях, собираясь в узком кругу единомышленников.
Постепенно популярность данного вероисповедания возрастала, и в IV столетии нашей эры стало государственной религией в Риме. Именно тогда для проведения обрядов последователям христианства римские правители выделили самые просторные строения в городах – базилики, которые служили также местом для торговли и урегулирования юридических вопросов. В базиликах уже тогда были построены Царские ворота, как вход для представителей правящей элиты, в то время как обычные люди имели право пользоваться только второстепенными проходами.
Так и повелось, что глава общины – епископ, а также император (которых ожидали все собравшиеся) входили в базилику через Царские врата, и это было не только сигналом к началу Литургии, но и торжественным элементом богослужения в целом.
Врата
Поначалу в древних церквях алтарную часть не выделяли, но со временем ее начали условно оформлять с помощью невысоких перегородок, затем – завесов, называемых катапетасмы. Данные занавесы использовались во время богослужения, особенно – при освящении даров, и во втором тысячелетии их стали обильно декорировать вышивкой и сценами из жизни святых.
После выделения алтарной части храма ритуальное значение в литургии приобретают именно дверки, ведущие в алтарь – святая святых, а не входная дверь. И лишь где-то к XV столетию формируется иконостас с алтарем и Царскими вратами, знакомый и сегодняшним верующим.
Царские врата как важный символ в христианстве
В процессе развития христианства церковная община настолько разрослась, что постепенно начала разделяться на более мелкие составляющие – приходы, в храмах которых службы проводились священниками без участия епископа. Из-за этого в начале IX столетия сам процесс входа епископа и в церковь в целом, и собственно в алтарь был наполнен новыми обрядами и смыслом, получив название «Малый вход» (еще один вариант – вход с Евангелием).
Евангелию придается особенное значение, поскольку во время зарождения христианства эту книгу приходилось тщательно прятать и торжественно выносить на время службы. После того, как необходимость в сокрытии книги пропала, ее стали хранить на Престоле и вносить через диаконские врата, а уже выносить – через Царские.
Важный элемент
Также через Царские врата осуществляется Великий вход, во время которого группа священников выносит Чашу с кровью Христовой (вином) и дискос (Тело Христово) под исполнение Херувимской песни. Данная традиция прослеживается от конца IV столетия как символ несения умершего Тела Христова с последующим возложением в гроб и дальнейшим воскрешением, в интерпретации византийцев – как встреча Христа как Царя в сопровождении Ангелов.
Царские врата как архитектурный элемент
Поскольку Царские врата считаются входом в Рай – Царствие Небесное, то и к их проектированию церковь подходит очень серьезно. Во-первых, они располагаются исключительно по центральной оси храма, а за ними – Престол и горнее место. Это – самый декорированный элемент иконостаса со всевозможными украшениями.
Интересный факт: Царские врата разрешено перемещать из одной церкви в другую, а в эпоху воинствующего атеизма, когда храмы массово разрушали, верующие спешили спасти именно их, чтобы впоследствии водрузить в отреставрированные либо заново возведенные храмы.
Традиционным считается изображение на Царских вратах четырех евангелистов-апостолов и Благовещения либо их схематическое представление. Например, в виде животных, птиц и божественных сущностей: орла вместо Иоанна Богослова, тельца вместо Луки, льва вместо Марка и ангела вместо Матфея.
Сверху традиционно размещается Тайная Вечеря, причащение апостолов или Святая Троица – некий путь спасения души человеческой, что открывается благодаря рождению и жертве Иисуса и разъясняется в Евангелии.
Благодаря отсутствию жестких канонов касательно материала для изготовления Царских врат, до наших дней сохранились прекрасные памятки, изготовленные древними зодчими из дерева, камня, фарфора и даже железа.
Когда распахиваются Царские врата?
Царские врата – очень символичная часть храма, а посему они могут открываться только в некоторых случаях. Например, во время Пасхальной седмицы они вообще не закрываются, символизируя возможный вход в Рай для всех смертных благодаря самопожертвованию Иисуса Христа.
Само открытие Царских врат демонстрирует самые важные периоды службы, и сами священнослужители подчеркивают это, вознося молитвы перед входом в них, имея в виду вхождение в святая святых храма, куда еще в Иерусалиме всем, кроме первосвященников, был категорически запрещен вход.
На Рождество в храмах откроют царские врата
«Учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»», — цитирует патриарший указ портал «Патриархия.Ru».
Что такое царские врата?
Как известно, храм делится на три части: сначала, по ступенькам мы попадаем на паперть (это еще не часть храма, а только площадка перед входом в храм) и входим внутрь, в первую часть храма, так называемый притвор. В притворе обычно располагается свечная лавка, в притворе служатся панихиды по усопшим, тут же располагается стол для пожертвованного съестного. Здесь же, в притворе, стоят люди, считающие себя недостойными пройти в центр храма, например, те, кто еще не принял Крещения. За притвором идет вторая часть храма — центральная часть, с иконами на стенах, тут верующие стоят во время богослужений, и во время главного богослужения — Божественной литургии.
Перед верующими расположен иконостас, который и отделяет первые две части храма от главнейшей его части, от святая святых — алтаря. В алтаре (от латинского «возвышенное место») происходит главное Таинство Церкви — а именно Таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Именно в алтаре священники читают т. н. тайные молитвы. Песнопения, молитвы, произносимые во время богослужений вслух — только верхушка айсберга Божественной литургии, большая часть молитв читается священниками тайно, то есть сокрыто от слуха людей, и происходит это в алтаре. Алтарь у нас соединен с центральной частью храма тремя дверьми, так называемыми вратами, центральные врата и называются царскими. Царскими, потому что через них во время литургии выносятся Святые Дары — то, чем верующие будут причащаться, так к верующим выходит Сам Господь — Царь Славы — Святыми Дарами: Телом и Кровью Христовыми. В богослужении открытие царских врат символизирует «отверзение Небесного Царства». Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям. Что касается алтаря, то вход туда заказан женщинам и мирянам, не причастным к богослужениям (кроме случаев специального благословения, и только для мужчин или женщин преклонных лет).
Обычно, во время самого Таинства Евхаристии, царские врата закрыты. Исключение Пасха, а точнее, вся Светлая седмица — неделя после Пасхи. Открытые царские врата в это время символизируют то, что Христос победил смерть и даровал нам всем Царствие Небесное. Остаются открытыми царские врата и во время литургий, совершаемых архиреями — епископами, архиепископами, митрополитами, Патриархом.
Но во время литургии, совершаемой обычным священством во все дни, кроме Пасхи и Светлой седмицы, царские врата закрыты.
Теперь вот, с 7 января 2015 года, согласно указу Патриарха, на Божественной литургии праздника Рождества царские врата будут открытыми во всех храмах Русской Православной Церкви.
Безусловно, такой шаг открытости, шаг доверия к людям — это не только желание нашего еще большего просвещения, но и жажда разделить радость богообщения со всеми, кто придет на Рождество в храм. Чтобы мы не просто формально стояли в храме, а прочувствовали, ощутили и свое единство — миряне с духовенством, и то, что Бог, которому мы молимся — Бог живой.
Своим указом Патриарх восстанавливает древнюю традицию: в первые века христианства пространство алтаря во время богослужения не было сокрыто от глаз молящихся. Алтарь — символ Рая, Царствия Божьего. Открытые царские врата символизируют открытые двери в Царство Божие для всех молящихся.
Врата храма
Смотреть что такое «Врата храма» в других словарях:
-
Врата — (церк.) входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание красным вратам иерусалимского храма, упоминаемым в Деяниях св. апостолов (III, 2). Царские врата православного храма … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Врата (зодчество) — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия
-
Царские врата — ярославской приходской церкви Фёдоровской Богоматери, 1911 г. Фотография С. М. Прокудина Горского Царские врата двустворчатые двери напротив … Википедия
-
царские врата — царские врата, великие врата, райские врата, святые врата Средние двери иконостаса, расположенные на продольной оси храма, перед алтарным престолом. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Фрагмент иконостаса (Царские Врата) Троицкого собора в Троице… … Словарь храмового зодчества
-
великие врата — царские врата, великие врата, райские врата, святые врата Средние двери иконостаса, расположенные на продольной оси храма, перед алтарным престолом. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Фрагмент иконостаса (Царские Врата) Троицкого собора в Троице… … Словарь храмового зодчества
-
райские врата — царские врата, великие врата, райские врата, святые врата Средние двери иконостаса, расположенные на продольной оси храма, перед алтарным престолом. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Фрагмент иконостаса (Царские Врата) Троицкого собора в Троице… … Словарь храмового зодчества
-
Освящение храма — обряд, которому подлежат все вновь построенные или оскверненные храмы (оскверненным считается храм, в котором произошло убийство человека или который использовался в качестве помещения для иных целей, помимо православного служения Богу, а… … Православие. Словарь-справочник
-
Царские Врата — Иконостас в ярославльской церкви, 1911 г. Фотография С. М. Прокудина Горского Царские врата двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и… … Википедия
-
Освящение храма — в правосл. церкви совершается архиереем, или же он посылает только освященный антиминс (см.), а О. храма поручает совершить лицу пресвитерского достоинства. Самый обряд О. совершается главн. образом над престолом, как важнейшей принадлежностью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня — православная церковь Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня … Википедия
Царские врата: почему они так называются?
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
В центре местного — самого нижнего — ряда иконостаса находятся Царские врата. Символически они являют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.
В Византии Царскими вратами назывались центральные двери храма. После литургического возгласа священника «Двери! Двери!» служители закрывали вход в храм и на Евхаристическом каноне присутствовали только «верные», т. е. крещеные. Позднéе значение и наименование Царских врат перенеслось на центральные двери алтаря, расположенные прямо напротив Престола. Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определенные моменты богослужения. А во время Светлой (Пасхальной) седмицы Царские врата не затворяются целую неделю.
Традиционно на двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения, как символ того, что через Боговоплощение двери Рая, запертые после грехопадения человека, вновь стали для всех открытыми.
Также на Царских вратах размещают образы четырех евангелистов, в знак того, что с Радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери спасения.
В Византии, а позднее в Древней Руси существовала практика помещать на Царских вратах ростовые изображения ветхозаветного пророка Моисея, устроившего Скинию для совершения жертвоприношения, и первого священника Иерусалимского храма Аарона в богослужебных одеждах, а также фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов Божественной литургии.
Ярким образом Небесного града Иерусалима были русские Царские врата второй половины XVI–XVII веков. Блеск позолоты, разноцветных эмалей, слюдяных пластинок и драгоценных камней напоминали о красоте Божественного града, описанного апостолом Иоанном Богословом в книге Откровение (Апокалипсис).
О том, как создают иконостас в храмах, читайте в материалах:
Один день в мастерской «Палехский иконостас»
Каким должен быть иконостас в храме?
царские врата
![]() |
В Википедии есть страница «царские врата». |
Русский
Тип и синтаксические свойства сочетания
ца́р-ски·е вра-та́
Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- церк. в христианских храмах двустворчатая дверь в центре иконостаса, соединяет алтарь с остальным храмом ◆ От венчального аналоя до самых царских врат тянутся два ряда представительниц нашего уездного цветника… А. П. Чехов, «Драма на охоте», 1884 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И голос был сладок, и луч был тонок, // И только высоко, у царских врат, // Причастный тайнам, — плакал ребенок // О том, что никто не придёт назад. А. А. Блок, «Девушка пела в церковном хоре…», 1905 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова, см. Список литературы) ◆ Царские врата отверзаются, и все, имеющие участвовать при совершении литургии, исходят боковыми диаконскими дверями из алтаря, кроме священника, совершавшего проскомидию… C. А. Диомидов, «Указатель порядка архиерейских служений», 1915 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Этимология
Список переводов
Библиография
- семантике
- этимологии
![]() |
Статья нуждается в доработке.
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. (См. Общепринятые правила). |