Содержание
Архиепископ
Херсонский Иннокентий (Борисов)
20. Иисус Христос на суде Ирода
Тетрарх галилейский, сын Ирода Великого, Ирод Антипа, к которому на суд должен был явиться Агнец Божий, был тот самый деспот, который, в угоду беззаконной жене своей Иродии, лишил жизни Иоанна Крестителя. Жестокость и бесчеловечность не были собственно в характере Антипы, но склонность к чувственности и слабость духа и сердца не раз доводили его до жестокостей. Бесстыдная Иродия продолжала владеть сердцем Антипы и правила им вместе с царством; но теперь её не было в Иерусалиме. Впрочем, у неё не было причины принимать личное участие в настоящем деле, разве из одного любопытства.
Для Антипы появление в его дворце Иисуса Христа было столь же приятно, сколько неожиданно. Он знал Господа только по слухам: о чудесах Его слышал весьма много; слышал, конечно, что-то и о Его учении: но быть слушателем Иисусовым у Ирода не было никакого желания; хотелось только видеть какое-либо чудо. Прежнее мнение Ирода (Мф. 14:1-2), что в Иисусе Христе воскрес Иоанн Креститель, им казнённый, теперь уже не тревожило сластолюбца; рассеянность и забавы изгнали из воображения эту мысль, которая могла быть благотворной для его совести.
Но первосвященникам, без сомнения, тяжело было ходить из одного судилища в другое, и притом без всякой определённой надежды. Ирод, несмотря на свою религию, не имел усердия к синедриону, который состоял большей частью из фарисеев, секты весьма требовательной, пользующейся поддержкой народа, не терпевшей чуждого владычества, а поэтому подозрительной для Ирода, чей род происходил из Идумеи, возвысился и держался происками при дворе кесарей. К секте саддукеев, которые также имели сильный голос в синедрионе, Ирод был более расположен и разделял их мнения, впрочем, не так, чтобы во всём следовать саддукейству. Знал, конечно, Ирод, подобно Пилату, и о том, что первосвященники преследуют Пророка Галилейского единственно по личным мотивам. Всё это не подавало синедриону большой надежды.
Но не было особенной причины и отчаиваться в успехе на суде Ирода. Как от государя иудейской религии, от него ожидали, по крайней мере, лицемерного уважения к верховному священному судилищу иудейскому и хоть притворного внимания к нарушению иудейских законов, в котором обвиняли Иисуса Христа и которое для Пилата-язычника не имело никакого значения. Если и прежде, как мы видели, фарисеи успели убедить иродиан действовать заодно с ними против Иисуса Христа, то в настоящем случае ещё смелее можно было положиться на их содействие.
Посланные от Пилата объяснили, без сомнения, Ироду, в чём состоит дело, почему римский судья не произнёс приговора Иисусу Христу и отослал Его к правителю галилейскому: то есть что Обвиняемый, находясь в Иудее, не сделал ничего, заслуживающего казни, и что теперь остаётся Ироду рассмотреть, не сделал ли его подданный чего-либо такого в Галилее, как утверждали обвинители.
Но Ирод не думал о расследовании дела, незначительность которого в гражданском отношении была для него так же очевидна, как и для Пилата. Не обращая внимания на высоких обвинителей Иисусовых, он, видимо, был рад, что видит наконец перед собой всеми славимого Пророка, Которого так давно и сильно хотел видеть (Лк. 23:8). «Теперь, — думал роскошный деспот, — теперь Подсудимый, под угрозой мук и смерти, Чудотворец, чтобы добиться моей милости, раскроет передо мной все чудеса Своего могущества или искусства». И множество вопросов немедленно полилось из уст любопытного… Евангелист не говорит, о чём он спрашивал, но что вопрошения словесы многими не касались самого дела, это показывает уже молчание Господа и младенческое любопытство, владевшее Иродом. Всего вероятнее, это любопытство обращено было на прошлые чудеса Господа, в том числе, может быть, и на чудесные обстоятельства Его собственной жизни, напр., гласы с неба и проч. Господь не отвечал ни слова; не показал даже и вида, что Он готов исполнить желание тетрарха — видеть от Него какое-либо чудо.
Сын Человеческий и здесь является в том же величии, в каком мы видим Его в начале служения, когда, искушаемый в пустыне, Он отвергает с презрением предложение сатаны — употребить в личную Свою пользу дар чудес. Нет сомнения, что Ирод, увидев какое-либо чудо, избавил бы Чудотворца от опасности, Ему угрожавшей: но творить в угоду Ироду и царедворцев его чудеса — значило бы унижать Св.Духа, силой Которого они совершались, — повергать святая псам…
Между судьями Господа один только Пилат, по-видимому, был несколько расположен ценить высокие чувства и поступки Подсудимого. Не знающий истинного величия, Ирод, не получая удовлетворения своему любопытству, рассердился. Первосвященники заметили это и тотчас, пользуясь случаем, начали клеветать на Иисуса Христа, доказывая, что Он, как непокорный властям и враг спокойствия народного, давно достоин смерти. Возмутительный нрав галилеян, подданных Ирода, придавал достоверность тем опасностям, которые они предрекали от Иисуса Христа; а настоящее молчание Господа для злоречия служило очевидным примером мнимой непокорности Его властям.
Но Ирод, при всём негодовании из-за обманутой надежды видеть чудо, не был расположен верить клеветам фарисейским. По всей вероятности, молчание Господа он принял за признание в слабости сотворить чудо, достойное внимания. И прежде едва ли от сердца верил Ирод слухам о чудесах Иисуса Христа, приписывал их, может быть, какому-либо тайному искусству; но, как человек без твёрдых правил, колебался в своём мнении и считал, что искусство стоит внимания. Теперь в полной уверенности, что подсудимый Узник сделал бы для него чудо, если бы мог, Ирод принял Его за посредственного шарлатана, который среди простого народа прослыл Чудотворцем, но в присутствии просвещённых царедворцев был вынужден молчать; который, будучи ослеплён успехами, видя готовность народа признавать Его за великого человека, вообразил Себя Мессией, впрочем, не имея никаких определённых целей; человек низкого рода, без знаний и дарований воинских, с одним пристрастием — поучать народ, Он был ничуть не опасен для правительства. «Такие люди, — думал Ирод, — заслуживают не смерть, а осмеяние», и сам первый начал издеваться над Господом. Толпа царедворцев немедленно присоединилась к своему повелителю. Со всех сторон полетели острые насмешки, язвительные укоризны и грубые шутки. Сын Человеческий был осмеян, поруган так, как праведник только может быть осмеян при дворе, подобном двору Антипы.
В довершение всех насмешек Ирод велел надеть на Иисуса Христа длинную, белую, блестящую одежду. Так одевались в Риме полководцы и все те, которые собирались искать у народа какой-либо должности. Так, думал насмешливый деспот, должен быть одет и Тот, Кто имел безрассудство называть Себя, хоть и без особого умысла и дальних последствий, Царём Иудейским.
В этой же самой одежде Иисус Христос был отослан обратно на суд к Пилату. Дарованием Ему свободы Ирод не хотел, вероятно, раздражить первосвященников; между тем, взаимной хитростью думал отплатить за учтивость Пилата и показать, что он перестаёт быть его недругом. Ибо с этого времени, по замечанию св.Луки, Ирод и Пилат сделались по-прежнему друзьями. Законным предлогом к возвращению Узника на суд прокуратора иудейского, если нужен был предлог, могло служить то, что Иисус Христос, хотя провёл большую часть Своей жизни в Галилее, но родился и записан был в народную перепись в Иудее, управление которой принадлежало Пилату.
Солнце было уже высоко, три допроса и переход из одного судилища в другое продолжались столько времени, что первосвященникам трудно было надеяться в этот же день окончить своё дело. Но отложить его до другого времени значило почти то же, что вовсе оставить. Со временем обстоятельства ещё более могли расположиться в пользу Узника, Которому и без того покровительствовал прокуратор. Особенно нужно было опасаться народа, который, узнав об участи, ожидающей великого Пророка, легко мог восстать против синедриона. Поэтому старейшины с необычным для них терпением опять следовали за Иисусом Христом в Пилатову преторию, получив одно утешение, что Ирод поругался над Господом, но не имея в виду ничего определённого, кроме своего упорства.
Примечания
- О суде Ирода над Иисусом Христом три евангелиста вовсе не упоминают. Только один св.Лука повествует о нём, и довольно пространно. Лк. 23:7-9.
- Мф. 16:6; сравн. Мк. 8:15.
- Так, Ирод, вопреки догмату саддукеев, что нет ни ангела, ни духа, следовательно, и бессмертия, верил некоторое время, что в Иисусе Христе воскрес Иоанн Креститель. Мф. 14:1-2.
- Мф. 22:16. Иродианами назывались люди, приверженные к фамилии Иродовой, заботившейся об увеличении политического могущества потомков Ирода Великого.
Ирод Антипа
Ирод Антипа
Предшественник | Ирод I Великий |
Преемник | Ирод Агриппа I |
Дата рождения | До 20 года до н. э. |
Дата смерти | После 39 года |
Место смерти | Gaul |
Род | Иродиады |
Отец | Ирод I Великий |
Мать | Малтака |
Супруга | 1. Дочь Ареты IV, царя Набатеи 2. Иродиада |
Иисус перед Иродом АнтопойВладения Ирода Антипы (фиолетовый цвет).
Биография
Ирод Антипа родился в 20 г. до н. э. Его отец — иудейский царь Ирод I Великий (седьмой сын), мать — Малтака, родом самаритянка.
Как и большинство других членов семьи Ирода Великого, Ирод Антипа воспитывался в Риме, находясь в тесном общении с императорским двором. Жизнь молодого человека была типичной для патриция того времени, и Антипа не отличался глубокими нравственными устоями.
Из двух греческих надписей — одной косской, другой делосской становится известно, что Ирод Антипа много путешествовал; хотя, впрочем, невозможно установить, к какому периоду жизни относятся эти поездки.
Когда был раскрыт заговор Антипатра против жизни отца, Ирод Великий назначил Антипу своим преемником на иудейском престоле. Но, умирая, Ирод распорядился разделить Иудею на несколько областей и в своём завещании в 4 г. до н. э. оставил Антипе только тетрархию галилейскую и перейскую, дававшую ежегодный доход в 200 талантов, тогда как титул «царя Иудейского» получил Архелай.
Ирод Антипа, однако, не удовлетворился таким разделом отцовского наследия. В сопровождении ритора Иринея он отправился в Рим и стал требовать царской власти, согласно первоначальному желанию Ирода Великого. Несмотря на то, что тогда же к императорскому двору прибыла депутация из 50 евреев с просьбой удалить Архелая, попутно, впрочем, ходатайствовавшая и об устранении Ирода Антипы, император Август утвердил последнее завещание Ирода Великого.
Впоследствии Ирод Антипа неоднократно, состоя тетрархом, возобновлял свои просьбы в Риме о расширении пределов его владений. Его последнее ходатайство перед Калигулой ускорило его гибель.
Правление Ирода Антипы
Титул «царь» в применении к Ироду Антипе встречается только один только раз, в Евангелии, объясняется либо тем, что им желали выразить большое значение и авторитетность Ироду Антипе, либо тем, что царский титул вообще носился многими членами династии Ирода. Архелай в то время уже более не правил. Обычно, когда в Новом завете говорится об Ироде Антипе, он называется «тетрархом». Иосиф Флавий, называющий его в первой части «Иудейской войны» Антипсом, говоря о разделении Иудеи, именует его Иродом; при этом Иосиф Флавий добавляет к имени Ирода ещё слова «тот, который назывался Антипой», пользуясь уже на всем остальном протяжении своей книги именем Ирода.
Хотя Ирод по природе был малодушен и пресмыкался перед более сильными, иногда всё же проявлял известную жестокость, но в тоже время, по-видимому, предоставлял своим подданным некоторую независимость.
Как и отец, Антипа занимался и строительством. Он прилагал усилия к украшению городов и сооружению новых. Он восстановил Бет-Гаран (Бетарампту) на юге Переи и назвал его Ливиадой. Затем он отстроил и расширил свою столицу Сепфорис; восстановив крепость Махерон (сожжённую во время войны с Варом в 4 г. до н. э.) на восточном берегу Мёртвого моря и возведя великолепный дворец, он превратил этот укрепленный пункт в город. Вероятно в этом-то дворце проповедовал и был позже заключён под стражу Иоанн Креститель.
Главным трудом Ирода Антипы стало сооружение в 14 году города Тивериада на Генисаретском озере в Галилее. Этот город он отстроил по образцу греческих городов; даже городское управление было введено по греческому образцу: совет из 600 членов с архонтом во главе и собрание десяти знатнейших граждан (οί δέκα πρώτοι). Город получил своё имя в честь правящего римского императора Тиверия. Когда закончилась постройка Тивериады, Ирод Антипа перевёл туда свой двор, после чего Тивериада стала постоянной столицей Галилеи.
Отношения Ирода Антипы с императорами Римской империи и его представителям в Азии были непростыми. Император Август выражал своё презрение к тетрарху, несмотря на то, что брак Ирода Антипы с дочерью Арета был заключён, вероятно, с единственною целью угодить императору, особенно благосклонно относившемуся к бракам римских должностных лиц с туземными принцессами.
В правление императора Тиверия из-за благоволения императора происходили интриги между Иродом Антипой и другоими влиятельными представителями римской власти. Характерен в этом отношении случай, поведший за собою открытую вражду проконсула Вителлия к Ироду Антипе. Этот проконсул устроил экспедицию против царя парфянского Артабана III, но, получив от Тиверия приказ заключить с Артабаном мир, предложил парфянину встретиться с целью заключения договора на мосту, сооружённом специально для того на Евфрате. Здесь Ирод Антипа приказал устроить для них великолепный шатер, в котором роскошнейшим образом принял и угостил обоих. Однако, не успел Вителлий известить императора о переговорах с Артабаном, как тетрарх уже отправил гонцов в Рим со своим донесением, что вызвало гнев Вителлия.
Ирод Антипа постоянно интриговал против прокуратора Понтия Пилата.
Сам Антипа не пользовался популярностью среди евреев несмотря на то, что он исполнял в точности все мельчайшие предписания иудаизма и являлся в Иерусалим на национальные и религиозные праздники. В тоже время, он украсил стены дворца фигурами разных животных, хотя и воздержался от таких изображений на чеканных монетах; вдобавок, Ирод Антипа явно нарушил закон Моисея, женившись на Иродиаде, внучке Ирода Великого. В этом Антипу публично упрекнул Иоанн Креститель, а Иисус Христос назвал его «эта лисица».
В истории христианства Ирод Антипа сыграл весьма видную роль: он тот Ирод Евангелий, который казнил Иоанна Крестителя и который отчасти ответствен за смерть Иисуса Христа. Голова казнённого Иоанна была потребована на блюде дочерью Иродиады. Возможно, что арест и даже смерть Иоанна были делом рук Иродиады, которую Креститель обвинил в кровосмешении. Согласно апостолу Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой», и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (вероятно Саломее) выполнить любое её желание. Однако по Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка».
Роль Ирода Антипы в судьбе Иисуса выразилась в том, что он подверг Иисуса предварительному допросу, так как Понтий Пилат, когда ему было доложено о взводимых на Иисуса обвинениях, передал его тетрарху Галилеи, как раз тогда пребывавшему в Иерусалиме.
Апостол Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Иисусом: когда Иисус был задержан, Понтий Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату».
В 36 году Ирод Антипа вел безуспешную войну с набатеями, также имевшее отношение к Иродиаде: Ирод Антипа был дважды женат. Первою его женой была дочь Арета VI, царя Набатеи. Во время одного из своих пребываний в Риме Ирод Антипа познакомился там с Иродиадой, родной своей племяннице и женой своего единородного брата Филиппа, и убедил её разойтись с мужем и последовать за ним в Тивериаду. Узнав об этом, арабка испросила у Ирода Антипы разрешения уехать в Махерон, принадлежавший тогда её отцу Арету. Оттуда она с помощью преданных ей арабских князей достигла резиденции отца своего и убедила его начать войну с Антопой и напасть на его тетрархию. Войско Ирода Антипы потерпело поражение, и владениям его грозила гибель (37 год).
Ирод Антипа был вынужден обратиться за помощью к Вителлию против Арета. Но раньше, чем Вителлий успел покинуть Иудею, император скончался. Тогда Вителлий, мстя Ироду Антипе, отказался от похода. Однако к тому времени Арет сам покинул страну Ирода.
Отличаясь повышенным честолюбием, Иродиада побудила Ирода обратиться к императору Калигуле с просьбой о даровании ему царского титула.
В это время Агриппа I, функции которого в качестве инспектора торговли значительно умалили влияние Иродиады и её мужа, послал своего доверенного, Юстиниана, к Калигуле, находившемуся тогда в Баях, с обвинением Ирода Антипы в составлении заговора против Рима, обвинив Антипу в заговоре с парфянским царем Артабаном и в соучастии в заговоре Сеяна. Ирод Антипа не мог отрицать, что он действительно держал наготове значительный запас оружия; ввиду этого он был лишен всех своих владений, которые Калигула передал Агриппе, сослав Ирода в Лугдунум, в Галлии, куда Иродиада последовала за ним (39 год). Вскоре за тем Ирод Антипа умер.
Иосиф Флавий сообщает, что Ирод умер в Испании. Дион Кассий утверждает, что Калигула умертвил Ирода.
Таким образом, в 39 году Ирод Антипа был сослан и умер в ссылке, а его владения были присоединены к царству Агриппы I.
См. также
- Участие Иудеи в войне против Артабана II
- Война Ирода Антипы против Ареты IV
- Конфликт Агриппы и Иродиады
ИРОД АНТИПА
Антипа был вторым сыном Ирода Великого от самарянки Малфаки. Воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем, сводным братом Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христианской общине Антиохии (Деян 13:1).
После смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) три брата поделили царство, как было завещано отцом и утверждено императором Августом. Антипа получил при этом Галилею и Перею — область на восточном берегу Иордана. Как галилеянин, Иисус Христос находился под его властью (Лк. 23:6 и дал.).
Укрепив галилейский город Сепфорис, Антипа сделал его своей столицей. Антипа восстановил погран. крепость Беф-Харан и назвал ее Ливиадой — в честь жены Августа, а после его смерти переименовал ее в Юлиаду — в соответствии с именем жены нового императора. Затем Ирод Антипа основал на берегу Геннисаретского озера город Тивериаду, назвав его в честь Тиберия. Это был чисто эллинистический город.
Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты.
В доме сводного брата Филиппа, Ирод Антипа встретил свою золовку и племянницу Иродиаду и страстно влюбился в нее. Ради него она оставила мужа, Ирода Филиппа. Чтобы жениться на Иродиаде, Антипа изгнал свою первую жену, дочь арабского царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против Ирода Антипы и нанес ему тяжелое поражение в пограничной войне, а Иоанн Креститель публично обвинил его в тяжком нарушении Закона (Лев 18:16; Лев 20:21). После этого Ирод Антипа приказал схватить Иоанна и заточить в крепость Махерон, расположенную к востоку от Мертвого моря, но не решился убить пророка. Он боялся Иоанна, но вместе с тем и почитал его (Лк 3:19 и след.; Мк 6:17-20).
Иродиада, которая не могла простить пророку обличений, использовала благоприятный момент, чтобы разделаться с ним. Во время пира Антипа, восхищенный танцем Саломии, дочери Иродиады от первого брака, пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. По совету Иродиады, Саломия попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить эту просьбу (Мк 6, 21-28).
Встреча Ирода со Христом произошла во время суда над Спасителем, когда Ирод Антипа прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи. Прокуратор Понтий Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, направил Его к правителю этой области — Ироду. Тот давно хотел увидеть Иисуса (Лк 9:9; Лк 23:8), надеясь стать свидетелем чуда. Ирод о многом Его расспрашивал, но Господь ничего не отвечал ему, и тогда разочарованный царь, поиздевавшись над Ним, отослал Его назад к Пилату — мотивы первосвященников он, по-видимому, как и Пилат, не принимал всерьез. С этого времени давняя вражда между Иродом и Пилатом была забыта (Лк. 23, 12), но на четвертовластника пала часть вины за смерть Иисуса (Деян 4:27).
Император Калигула вскоре после восшествия на престол (37 г. н.э. присвоил Ироду Агриппе I, брату Иродиады, царский титул, чем задел честолюбие Иродиады. Помня о том, что Ирод Антипа при всем его лукавстве отличается нерешительностью, она вновь начала подстрекать его к активным действиям. В 39 году Ирод Антипа отправился в Рим, чтобы испросить у кесаря царский титул и для себя, но услышал тяжкие обвинения, в т.ч. и в тайном сговоре с парфянами. Доказательства этому представил Калигуле племянник и шурин Ирода Антипы — Агриппа. На основе этих обвинений Ирод Антипа был отправлен в ссылку в Лион, в Галлию, оттуда он был переведен в Испанию, где и умер. Его царство было присоединено к землям, находившимся под управлением Агриппы.