Содержание
- Вопрос:
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
- Кондак
- Крещение Господне. Богоявление (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
- Стихира
- Словарь церковных терминов
- Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?
- Канон – крупная форма
- Пришли из истории
- Гимнография – церковная песенная поэзия
- Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны
- Когда нужно читать Акафист
- Другие виды церковной поэзии
- Когда читаются акафисты в храме
- Строение акафиста
- Тропарь
- Тропарь: значение
- Тропарь у истоков христианской гимнографии
- Кому или чему посвящены тропари?
- Тропари на каждый день недели
- тропарь
- Русский
- Тропари — что такое простыми словами?
- Пасхальные тропари
- Отличия тропарей от других песнопений
- Тропари канона
- Разновидности тропарей
- Когда поются тропари по усопшим?
- Непорочны
Вопрос:
Почему в акафистах постоянно повторяется слово «радуйся»?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Как жанр христианской гимнографии акафист (от греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть; букв. «неседален») отличается не только построением, но особым радостным настроением. Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист. Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен («Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»). В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота акафиста). Повторяющееся многократно слово «радуйся» взято из святого Евангелия. Так приветствовал архангел Гавриил Божию Матерь, принеся весть о будущем рождении от Нее Мессии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28). В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся». Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 12).
Составление акафиста Божией Матери предание приписывает диакону великой Константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви.
Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов. К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.
Кондак
- Кондаки (воскресные, седмичные, праздников, святых)
- Кондак Пасхи
Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.
Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:
Тропарь: Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси, Безсмертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.
Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.
Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков…
«Основателем такого рода церковной песни считается прп. Роман Сладкопевец (VI в.), сириец, певец Константинопольской св. Софии, и первым кондаком его, по преданию, спетым по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово «Дева днесь», – разъясняет М. Скабалланович. – К этому кондаку приложены 24 икоса с тем же заключением, что в кондаке: «Отроча младо Превечный Бог», имеющие акростих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (смиренного Романа гимн); число 24 соответствует количеству букв греч. алфавита и имеет соответствие в пс. 118, состоящем из 22 отделов, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Еще более соответствуют построению этого псалма кондак и икосы Благовещению, составляющие так называемый акафист, расположенные по алфавиту и приписываемые разными исследователями то прп. Роману, то патриарху Константинопольскому Сергию I (610—638 г.), то его референдарию и диакону св. Софии Георгию Писиде».
С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.
Кондаками также называются строфы акафиста.
«Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6-ой или после 3-ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена.
Самое слово «кондак» – κόντάκιον некоторые производят от κόνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся ίλητάριον. Сборники таких «кондаков» называются кондакариями.
Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20—30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. В этой поэме надо различать следующие составные части: начальная строфа, κουκούλιον, написанная одним, необычным для всего произведения, размером; икосы, числом чаще всего 24, написанные одним общим для всех их размером; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот является последней фразой вступительной строфы, «кукуля». Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, «краегранесио». Икос, οίκος, по-гречески значит «дом». Как показало научное исследование, кондаки первоначально происхождения сирийского; а по-сирийски «Deth» – дом – может означать и строфа; точно также, как по-итальянски «Stanza» значит и строфа и комната. Таким образом, весь кондак фигурально уподобляется большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат.
Предание связывает происхождение кондаков с именем преп. Романа Сладкопевца, современника импер. Анастасия I (491—518). Этот поэт был, повидимому, происхождения сирийского, родом из Верита (Бейрута). Кондаки его представляют сложно построенную богословскую поэму. И действительно, кондаки Романа Сладкопевца во многом схожи с проповедями. Так как их содержание не было связано ни с какой заранее данной темой, как это потом случилось с канонами, привязанными по содержанию своих песен библейским, то кондаки позволяли их автору свободно развивать свою тему. Творческое дарование поэта свободно создавало образы, развивало основную мысль праздника или жития данного святого, богословствовало в стихах.
Со временем, под влиянием входившего в обиход канона, тоже литургической поэмы, но уже с заранее данными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским, кондак постепенно стал уступать место новому облику церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен».
Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», которая дает только основную тему, а все ее развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев. Но все же при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие. Как указывает Скабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак – внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.
Самые поздние по происхождению кондаки, это – кондаки и икосы воскресные. О них упоминается только в рукописях XI в., а нынешнего своего места они не имеют в некоторых рукописях и XVI в., как говорит Скабалланович. Этих воскресных кондаков нет еще в Евергетидском уставе и в Студийском. Их заменял тогда или кондак святого минеи, или седален».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ
Крещение Господне. Богоявление (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
Тропарь, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 4:
Задостойник
Велича́й, душе́ моя́,/ Честне́йшую Го́рних Во́инств,// Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.
Недоуме́ет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию,/ изумева́ет же ум и преми́рный пе́ти Тя, Богоро́дице;/ оба́че Блага́я су́щи, ве́ру приими́,/ и́бо любо́вь ве́си Боже́ственную на́шу:// Ты бо христиа́н еси́ Предста́тельница, Тя велича́ем.
Молитва
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий Единоро́дный, от Отца́ пре́жде всех век рожде́нный, Све́те от Све́та, просвеща́яй вся́ческая, в после́дняя же ле́та от Пресвяты́я Де́вы Мари́и нетле́нно воплоще́нный и в мир сей на спасе́ние на́ше прише́дый! Ты бо не потерпе́л еси́ ви́дети от диа́вола му́чима ро́да челове́ча и сего́ ра́ди в пресве́тлый день Богоявле́ния Твоего́ прише́л еси́ на Иорда́н ко гре́шником и мытаре́м крести́тися от Иоа́нна, безгре́шен сый, да испо́лниши вся́кую пра́вду и да во́зьмеши в вода́х Иорда́нских грехи́ всего́ ми́ра, я́ко А́гнец Бо́жий, во е́же понести́ их на Себе́ и искупи́ти Креще́нием кре́стным, пречи́стою Кро́вию Твое́ю. Сего́ ра́ди погрузи́вшуся Тебе́ в вода́х, отверзо́шася Тебе́ небеса́ Ада́мом заключе́нная и Дух Святы́й сни́де на Тя в ви́де голуби́не, просвеще́ние и обоже́ние нося́й естеству́ на́шему, и Пребоже́ственный Оте́ц Твой возвести́ Тебе́ небе́сным гла́сом благоволе́ние Свое́, зане́ сотвори́л еси́ во́лю Его́ и челове́к грехи́ восприя́л еси́ и Себе́ на закла́ние уже́ предугото́вал еси́, я́коже Сам рекл еси́: «Сего́ ра́ди лю́бит Мя Оте́ц, я́ко Аз ду́шу Мою́ полага́ю, да па́ки прииму́ ю́», и та́ко во всесве́тлый день сей, Ты, Го́споди, положи́л еси́ нача́ло искупле́ния на́шего от грехопаде́ния прароди́тельскаго. Сего́ ра́ди вся си́лы небе́сныя ра́дуются и вся тварь весели́тся, ча́юще свобожде́ние свое́ от рабо́ты истле́ния, глаго́люще: Прии́де просвеще́ние, благода́ть яви́ся, избавле́ние наста́, мир просвети́ся и лю́дие ра́достию исполня́ются. Да весели́тся ны́не не́бо и земля́ и мир весь да игра́ет; ре́ки да пле́щут; исто́чницы и озе́ра, бе́здны и моря́ да сра́дуются, я́ко Боже́ственным Креще́нием освяти́ся днесь естество́ их. Да ра́дуются днесь и челове́ков собо́ри, я́ко естество́ их взы́де ны́не па́ки к пе́рвому благоро́дию и вси с ра́достию пою́т: Богоявле́ния вре́мя. Прииди́те мы́сленно на Иорда́н, виде́ние ве́лие в нем у́зрим: Христо́с ко Креще́нию гряде́т. Христо́с ко Иорда́ну прихо́дит. Христо́с на́ши в воде́ погреба́ет грехи́. Христо́с овча́ похи́щеннаго и заблу́ждшаго прихо́дит иска́ти и обре́т е́ вво́дит в рай.
Сего́ Боже́ственнаго та́инства воспомина́ние пра́зднующе, усе́рдно мо́лимся Тебе́, Человеколю́бче Го́споди: сподо́би нам жа́ждущим по гла́су Твоему́ приити́ к Тебе́, Исто́чнику присноживо́тныя воды́, да почерпе́м во́ду благода́ти Твоея́ и оставле́ние грехо́в на́ших и да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х по́хотей; целому́дренно и де́вственно, и пра́ведно и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, жду́ще блаже́ннаго упова́ния и явле́ния сла́вы Твоея́, Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего, да не от дел на́ших спасе́ши нас, но по Твое́й ми́лости и по обновле́нию Свята́го Ду́ха Твоего́ ба́нею пакибытия́, Его́же оби́льно излия́л еси́, да оправди́вшеся благода́тию Его́, насле́дницы бу́дем ве́чныя жи́зни во Ца́рствии Твое́м, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нам просла́вити всесвято́е И́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.
Назад к списку
Стихира
- Воскресные стихиры на стиховне
- Октоих современным шрифтом
- Литургика. Гимнография и эортология архим. Киприан (Керн)
- Стихира. Краткий словарь православных терминов Д.Л. Покровский
- Стихира. Храм Божий и Церковные Службы свящ. Н.Р. Антонов
Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – многостишие) – богослужебное песнопение, состоящее из нескольких стихов, написанное, в оригинале, одним стихотворным размером, поющееся за богослужением после стихов из Священного Писания.
Число стихир на Всенощном бдении зависит от праздника, чем важнее праздник, тем больше стихир. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи воззвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:
1. Стихиры на «Господи воззвах»,
2. Литийные стихиры,
3. Стихиры на стиховне,
4. Стихиры на «Хвалитех».
1. Стихиры на «Господи воззвах»
Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В описании синайской утрени, то есть повествовании о посещении патр. Иерусалимским Софронием и Иоанном Моском преподобного Нила Синайского, уже упоминаются припевы на «Господи воззвах» (VI–VII вв.). Они называются в данном случае «тропарями». Название «стихира» еще долго не было твердо установившимся. В XV в., например, св. Симеон Солунский называет еще стихиры «тропарями». Полные списки Савваитского и Студийского уставов уже пользуются термином «стихира».
Древние стихиры были короче. Это видно особенно по первым стихирам на «Господи воззвах» в Октоихе. Вообще со временем размер отдельных стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, произведениях.
Современный устав знает ежедневное употребление стихир на «Господи воззвах». Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Великого Канона, то есть в среду 5 седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на «Господи воззвах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир; Студийско-Алексеевский устав – 9.
Из современных нам 10 стихир воскресной вечерни (точнее, поемых на Великой вечерне в субботу) можно отметить три группы, а именно:
Первые 3 воскресные стихиры, наиболее краткие и, следовательно, более древние. Как замечает Скабалланович, их нельзя приписывать св. Иоанну Дамаскину, как это обычно, по традиции, делается, так как они проще по содержанию, чем песнопения Дамаскина и, кроме того, в некоторых уставах студийских, в которых «стиховные стихиры» подписываются именем Дамаскина, эти первые три на «Господи воззвах» называются «древние».
Вторую группу стихир на «Господи воззвах» составляют т.н. «Анатолиевы» стихиры. Что значит это прилагательное сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в., или патриарха Константинопольского V века. В пользу этого мнения говорит то, что в Октоихе 4 гласа эти стихиры прямо надписаны: «творение Анатолиево». Но, как говорит Скабалланович, греческое слово άνατολικά едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: «Анатолиевы»; это по гречески было бы Áνατολιακά, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры, как «восточные», как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах, и не были известны в древнейших студийских типиках. Их не было и в Евергетидском Типике, но зато они попали в итало-сицилийские. «Восточные» стихиры несколько длиннее и содержательнее, чем первая группа.
Третью группу стихир на «Господи воззвах» в субботу вечера составляют т.н. стихиры Павла Аморрейского (Основателя Евергетидского монастыря †1054). В греческих книгах этих стихир не положено. Содержание их покаянное. Они, в сущности, по уставу, и не могут почти быть исполнены на «Господи воззвах», так как всегда имеются стихиры святого Минеи или отдания, или предпразднества, которые и вставляются, вместо стихир Павла Аморрейского. В наших печатных Октоихах они появились очень поздно, в самом конце XVIIв.
Последняя стихира в ряду стихир на «Господи воззвах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наименование «Догматика», или иногда просто «догмата». Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения.
Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков.
- В догматике 1 гласа – догмат воплощения с указанием всемирной славы Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены;
- догматик 2 гласа показывает отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям;
- в догматике 3 гласа показан образ рождения Господа;
- цель рождения Господа и сотериологическое значение дано в догматике 4 гласа;
- в догматике 5 гласа показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы;
- неслитное и нераздельное соединение естеств в лице Господа дано нам в догматике 6 гласа, раскрывающем, таким образом, сущность Халкидонского вероопределения;
- сверхъестественность и таинственность воплощения раскрыты в догматике 7 гласа;
- и, наконец, в последнем, 8 гласа, дано нам положительное и краткое изложение этого важнейшего догмата христианства.
Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры.
2. Литийные стихиры
Они поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры, которые и поются. Но в обычный воскресный (недельный) день, когда нет никаких стихир на литии, они заменяются храмовыми стихирами, т.е. в честь храмового святого.
Устав не указывает, какие именно. В службе 1 гласа добавлено, что поются, кроме храмовой стихиры, и стихиры Павла Аморейского (что и понятно, так как на своем месте на «Господи воззвах» они обычно вытесняются дневными стихирами Минеи), или что настоятель изволит.
3. Стихиры «на стиховне» или «стиховны».
Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. По Симеону Солунскому они названы так, ибо литийные стихиры не имеют стихов. В субботу вечера, например, к стиховнам служат припевом стихи:
(«Господи воззвах», на вечерне или «Всякое дыхание» на утрене)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Дому Твоему подобает святыня. Господи, в долготу дний».
В будние дни:
«К Тебе возведох очи мои. Живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своей: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны».
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничтожения гордых».
На Успение Пресвятой Богородицы:
«Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея».
«Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея».
«Стиховные» стихиры поются не только на вечерне, но также и на повседневной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».
На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи воззвах». Также и на праздники, в частности, на Пасху, на Рождество и др.
Происхождение «стиховен» достаточно древнее. В синайской утрене VII века уже имеется одна стиховна, называемая там «Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби Господи». «Стиховнами» они названы в уставах IX в. и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Воскресные стиховны, называемые «стихирами по алфавиту», напоминают первую главу трех стихир на «Господи воззвах». Приписываются они св. Иоанну Дамаскину, как о том свидетельствуют уставы студийские в южно-итальянской редакции и типики грузинские. Некоторые греческие иерусалимские уставы их именуют «восточные по алфавиту» (Доказательство того, что anatolika – не Анатолиевы, а восточные.).
4. Хвалитные стихиры
Хвалитные стихиры названы по имени «хвалитных псалмов» (Пс.148, 149, 150). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия. В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянно-скорбных стихир на «Господи воззвах»; несколько более величественны стихиры «стиховные», однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, как и соответствует вечернему богослужению. Утреня, начинающаяся тринитарной доксологией «Слава Святей, Единосущной…» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения, и к моменту хвалитных достигает своего апогея. Это – самая торжественная часть утрени.
Это заключительная часть утренней синагогальной молитвы (Скабалланович). С древнейших времен она входила в состав христианского утреннего богослужения, чему доказательством служит их наличие и в римо-католической утрени в виде laudes и у всех восточных диссидентов: коптов, армян, несториан, иаковитов. В утреннем богослужении VII века эти стихиры уже присутствуют под именем «тропарей». Позднейшие типики, как Константинопольский Студийский, так и Савваитский Иерусалимский их содержат. Воскресные стихиры предписаны даже в увеличенном числе – восемь.
Как особенно торжественные, эти стихиры имеют свой нарочитый «славник» в воскресные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Преблагословенна еси…» «Славник» носит особое наименование «евангельской» стихиры, так как подобно эксапостиларию (о чем ниже), он пересказывает содержание утреннего воскресного Евангелия. Автором их считают императора Льва VI Мудрого (886–911). Если почему-либо при сочетании праздника, имеющего свой «славник», евангельская стихира уступает ему место, то все же она не отпускается совсем. Ее положено исполнить в конце утрени, перед оглашением преп. Феодора Студита.
Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ
Словарь церковных терминов
АБВГДЕЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ Ъ Ы Ь ЭЮЯ
— вид тропаря — краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на «Господи воззвах» — на Пс. 140, Пс. 141, Пс. 129, Пс. 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех — на Пс. 148, Пс. 149 и Пс. 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласам.
» Предыдущая статья
Следующая статья «
СЛОВАРЬ
После молитвы «Владыко многомилостиве…», то есть по окончании литии, звучат стихиры на стиховне, в которых Святая Церковь указывает на величие Воскресшего Господа и на спасительные плоды Его Воскресения. Во время их исполнения священнослужители из притвора выходят в среднюю часть храма, к столику с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем.
Стихиры на стиховне основаны на избранных стихах Псалтири (но не широко известных, как, например, стихи на «Господи, воззвах») и других книг Священного Писания и соответствуют содержанию праздника.
Если литии не было, стихиры стиховны поются после просительной ектении, по возгласе «Буди держава Царствия Твоего…»
Если двунадесятый Богородичный праздник или предпразднство и отдание какого-либо двунадесятого праздника совпадают с воскресеньем, то поются на стиховне стихиры воскресные (из Октоиха), а на «Слава, и ныне» — празднику (из Минеи).
Если за воскресным богослужением совершается память святого с бдением, полиелеем или святому по Уставу, положено петь стихиры на 6, то исполняются сначала стихиры воскресные на «Слава» — святому и на «И ныне» — празднику (попразднству, отданию).
В седмичные дни на все двунадесятые праздники, их предпразднства, попразднства и отдания, а также на праздники святых с бдением, полиелеем и великим славословием на стиховне поются стихиры только праздничные (т. е. предпразднству, празднику или святому).
Если в седмичные дни или в Неделю нет праздничного знака, поются стихиры на стиховне из Октоиха (Триоди), причем на «Слава» поется стихира из Минеи рядовому святому и на «И ныне» в среду или пятницу — Богородичен или Крестобогородичен.
Чтец: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, ежи еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Боговдохновенная молитвенная песнь Симеона Богоприимца, сподобившегося на закате жизни своей узреть Спасителя, Свет языков и Славу Израиля, отмечается Апостольскими постановлениями (VII, 48) в числе вечерних молитв.
Пение «Ныне отпущаеши» в конце вечерни напоминает молящимся о последних днях нашей жизни. Подобно старцу Симеону, верующие надеются отойти ко Господу с миром, уповая на милосердие Божие, явленное через Избавителя и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Чтец: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?
Часто в православных календарях или молитвословах можно встретить слова «тропарь святому» или «кондак праздника». Порой такие надписи встречаются на обороте небольших иконок. Давайте попробуем разобраться, что эти слова значат. Это поможет человеку чувствовать себя уверенней в церковной жизни.
Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Поются они в тот день, когда вспоминается святой или случается праздник. Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе.
Канон – крупная форма
В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.
Многозначность «канона»
Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.
Акафист
Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста. Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога. Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.
Пришли из истории
Сами слова эти пришли из греческого языка.
«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.
«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.
Собор Александра Невского в центре Софии
На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.
Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.
Гимнография – церковная песенная поэзия
Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Есть и множество других видов песнопений и возгласов. Мы лишь приподняли завесу тайны над красотой и гармонией церковных наук и богослужебных понятий. Надеемся, что эта статья поможем вам подружиться с миром православного богослужения.
Значение праздника Сретения Господня, ирмосы, тропарь, кондак и величание
Молитвы каноны акафисты
Акатисти, тропари, молитве
Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны
В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.
Когда нужно читать Акафист
Молитва бывает разных форм, прежде всего — церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы — можно).
Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам — нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно — если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:
- во время болезней;
- при желании найти жениха или зачать ребенка;
- когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
- о прекращении войн;
- просят и о бытовых нуждах.
Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто — люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.
Другие виды церковной поэзии
- Кондак — хвалебное пение, оно является кратким
- Тропарь — еще один вид церковного стиха, в нем в сжатой форме излагается суть праздника, или восхваляется святой (если тропарь святому). Каждый великий праздник (Пасха, Рождество, Богоявление и т.д.) имеют собственный тропарь.
- Икос — тоже относится к хвалебным гимнам, но более пространным, т.е. продолжительным.
Когда читаются акафисты в храме
Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны — перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.
Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме — можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.
- Водосвятный молебен что это такое
- Роман Сладкопевец — молитва, икона, тропарь —
- Колокольный звон для очищения дома, души и тела — https://bogolub.info/kolokolnyj-zvon-dlya-ochishheniya-doma-dushi-i-tela/
Строение акафиста
Этот вид молитв представляет неизменную форму. Она содержит 25 песен (13 кондаков и 12 икосов), которые чередуются друг с другом. Самый первый акафист написан около 626 г. Строго говоря, только он официально входит в богослужебный устав. Посвящен Богородице и до сих пор имеет широкое хождение среди верующих.
Икосы, или строфы, делятся на более короткие стихи, которые содержат по 12 приветственных обращений со слова «Радуйся!» В целом гимн можно разделить на 2 части: в первой ведется повествование о неких событиях (из жизни святого или история праздника). Далее более сложная часть — догматическая, которая задевает темы спасения, Боговоплощения. Услышать его в храме можно один раз в году, в великопостный период. В церковном расписании он называется «Похвала Богородице».
Жанр развивался довольно медленно, поскольку довольно сложен. Например, известный Акафист Иисусу Сладчайшему относят к 13 в., на славянском он появился лишь в 14 в. Авторство приписывается афонским монахам. Сегодня можно выбрать из огромного числа, в зависимости от своей духовной нужды.
Чем отличается кондак от икоса?
Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте. При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.
Тропарь
Если вы лишь недавно переступили порог храма, вероятно, вам сложно разобраться в том, что происходит во время церковного богослужения. Мы постараемся раскрыть вам суть праздничной литургии и рассказать о специальных церковных песнях, прославляющих Господа и святых Его. Все церковные богослужения разные, но во многом похожи. Они состоят из определенных частей, важнейшими являются тропарь и кондак. Вы можете отметить, что текст литургии объясняет, что за праздник сегодня отмечает Церковь? В чем его суть и значение для христиан?
Тропарь — это короткая церковная песня, которая, наряду с теософическими гимнами стояла у истоков гимнографии нашей Церкви. Тропари бывают разными: в основном, конечно, они посвящены праздникам и святым, но бывают постные, бывают и «стихиры», которые дублируют тексты псалмов, и кафизмы, которые поют между главными текстами. В самом конце христианской песни поют «ирмос», ирмос поет не только хор, но и все присутствующие в храме, поэтому его легко сразу узнать на литургии. На Литургии христиане встречаются с Самим Господом, восхваляют Его с помощью церковных песен. О необходимости участвовать в церковной жизни и церковном богослужении косвенно говорит сам Христос. И, если насчет Евхаристии у нас есть прямое указание Господа «Сие творите в Мое воспоминание», то собираться вместе и молиться — необходимость «общения святых» (в данном случае, общения между нами, членами Церкви), Иисус просит, говоря «Там где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».
Поэтому так важно понимать чуть церковной гимнографии, христианских песен и, может быть, даже выучить тропари и кондаки основных праздников наизусть.
Тропарь Великого Пятка
Тропарь: значение
Тропарь — это торжественный гимн, тихий и радостный, сочиненный православными гимнографами, авторами христианской песни. Обычно тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан.
У каждого праздника есть тропарь и кондак. Если тропарь — это песня, которая говорит о сути праздника, то кондак — это жанр стихотворной проповеди. Тропарь и кондак двунадесятых праздников Церкви полезно знать каждому христианину.
Пример: Тропарь Рождества, глас 4:
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
Рождество Твое Христе Боже наш, — это обращение к Господу.
возсия мирови свет разума, — воссияло миру светом разума. Свет разума — это свет духовного познания Бога.
Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе! — Здесь речь идет о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Богомладенцу с Востока. Несмотря на то, что они были язычниками прежде, положение звезд на небе и появление Вифлеемской звезды для них стало знаком свыше — пришел Спаситель.
Кстати, именно этот сюжет часто изображается на иконах Рождества Христова, а тропарь иногда называют «словесной иконой». Тропари напоминают верующим, что события, которые описаны в Библии, это — не абстрактные люди и не «предания старины глубокой», а то, что для нас, христиан, всегда звучит мощно и современно.
Тропарь у истоков христианской гимнографии
Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение. Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век. Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.
Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви. Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.
В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.
Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.
Первый тропарь
Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе. Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову. Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих. Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.
Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.
Кому или чему посвящены тропари?
Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.
В переводе с греческого языка тропарь — это «памятник». Песня — своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение», эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.
Существует версия, по которой тропарь — это «мелодия». Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом». В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.
Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь — одна из основных песней праздника.
В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе».
«Настоящими», истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари — заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь» означает стихиры на «Господи воззвах».
Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.
Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы
Тропари на каждый день недели
Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.
В 2018 году даты праздников выпадают так:
7 января 2018 года — Рождество Христово
19 января 2018 года — Святое Богоявление. Крещение Господне
15 февраля 2018 года — Сретение Господне
1 апреля 2018 года — Вербное воскресенье
7 апреля 2018 года — Благовещение Пресвятой Богородицы
8 апреля 2018 года — Пасха. Светлое Воскресение Христово
17 мая 2018 года — Вознесение Господне
27 мая 2018 года — Пятидесятница
7 июля 2018 года — Рождество Иоанна Предтечи
19 августа 2018 года — Преображение Господне
28 августа 2018 года — Успение Пресвятой Богородицы
11 сентября 2018 года — Усекновение главы Иоанна Предтечи
21 сентября 2018 года — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября 2018 года — Воздвижение Креста Господня
4 декабря 2018 года — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона». Каждый день недели имеет свой тропарь.
Понедельник — В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.
Вторник — Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.
Среда, Пятница — В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.
Четверг — четверг — это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.
Исполнять тропарь можно дома.
О тропаре на Правмире:
- Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
- Тропарь и кондак Покрова Пресвятой Богородицы
- Икона Божией Матери «Живоносный источник»: тропарь и молитва
- Профессор Кономос: Зачем нужны тропари?
Видео о тропаре:
Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть»
Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга
Тропарь святителю Николаю, глас 4
тропарь
Русский
В Викиданных есть лексема тропарь (L171600). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | тропа́рь | тропари́ |
Р. | тропаря́ | тропаре́й |
Д. | тропарю́ | тропаря́м |
В. | тропа́рь | тропари́ |
Тв. | тропарём | тропаря́ми |
Пр. | тропаре́ | тропаря́х |
тро-па́рь
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2b по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -тропарь- .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- церк. в православном богослужении молитвенные стихи и песнопения в честь какого-либо праздника или святого ◆ Два совершенно разных по происхождению праздника слились настолько, что уже в наше время православная церковь проводит в это время благословение хлебов, при котором трижды поётся тропарь рождеству Богородицы. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И сходное восклицание в другом тропаре на тот же день, более подробном, и где речь с большею несомненностью идёт о Магдалине. Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945—1955 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- кондак
Антонимы
- —
Гиперонимы
- песнопение
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Английскийen: troparion
- Украинскийuk: тропар
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
Перевод
Список переводов
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Тропари — что такое простыми словами?
Придя впервые в православный храм, многие задаются вопросом: что такое тропари? Слово «тропарь» в переводе с греческого языка означает «лад, мелодия, тон». Оно, как и многие другие, вошло в церковную жизнь русского народа. По большому счету, его можно отождествить с гимном, то есть с кратким песнопением, в котором заключается весь главный смысл христианского праздника.
Или, если праздничный день посвящается святому, то в тропаре концентрируются главные события в жизни праведника, преподобного или мученика. Часто в песнопении бывают обращения к святому, раскрываются его подвиги и так далее. Рассмотрим подробнее, что такое тропарь, кондак, канон и другие названия в церковнославянском языке.
Пасхальные тропари
Тропарь зачастую дополняет кондак. Кондак — это как его продолжение, которое еще глубже раскрывает данную тему. Например, если в праздничном Пасхальном тропаре поется о воскрешении Христа «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!», то Пасхальный кондак подробнее рассказывает о том, как Господь вошел во гроб, воскрес как Победитель и женам-мироносицам сказал «Радуйтеся!», апостолам «мир даруяй, падшим подаяй воскресение!»
Воцерковленные люди наверняка на вечерней службе слышали примерно следующий возглас: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя». Затем певчие начинают исполнять мелодичные напевы, которые называют стихирами. И согласно правилам, вечерня заканчивается вновь тропарем или же тропарным гласом, которых есть всего восемь.
Отличия тропарей от других песнопений
Что такое тропари, как отличить тропарные гласы от стихирных, ирмосных? Впервые придя на клирос, певчие не понимают значения этих песнопений. На самом деле тропари являются высшими из всех церковных произведений. С ними могут посоперничать лишь прокимны, которые исполняются перед чтением Апостола и Евангелия.
Поэтому тропари вместе с кондаками в ряду с другими песнопениями занимают почетное место. Тропарями открывается и заканчивается утреня и вечерня.
Значение слова «тропарь» можно также толковать «победный знак», «трофей». То есть они прославляют победу, например, Иисуса Христа над смертью для всех нас, победу мученика над язычеством, преподобного над страстями и так далее.
Впервые тропарные гласы стали петь в Египте и Малой Азии. Это произошло в IV и V веках от Рождества Христова. Каноны появились значительно позже — в VIII веке.
Как ни странно, но вопрос, что такое тропарь, еще не исчерпан. Значение этого слова у древних эллинов объяснялось как «лад, пение». Все их напевы — миксолидикийский, лидикийский и другие, назывались тропарями.
В церковнославянском уставе слово «тропарь» часто употребляют с другими словами-дополнениями, например, отпустительный тропарь. По сути, они являются собственно главными песнопениями, которыми заканчивается утреня и вечерня.
Тропари канона
Тропари канона — это песнопения, которые поются во время служения канона. То есть это то количество стихир, которые поются вместе с небольшими припевами.
Если в уставе Богослужебной книги указывается, что «тропари на Господи воззвах» глас такой-то, это обозначает, что стихиры на «Господи воззвах» следует петь определенным гласом. В церковном пении можно встретить еще такие названия, как седальны, ипакои, светильны. Все эти песнопения близки и по смыслу, и по мелодии к тропарям. Поэтому их часто объединяют в одно слово.
Необходимо знать, на какой слог ставится ударение в слове «тропарь». Это второй и буква А. Так как слово было заимствовано, то неудивительно, что многие ставят ударение на букву О. Но для тех, кто давно посещает церковь, хранит все ее устои и стремится к совершенству, непозволительно ошибаться в нем.
Разновидности тропарей
Рассмотрим, какие бывают тропари и кому посвящаются. Бывает, что в служебной книге или календаре стоит краткое слово: «Богородичен». Что оно означает? Это стихиры, седальны или тропари Божией Матери, посвящены ее подвигу и служению.
Если там стоит слово «Воскресны», то означает, что все песнопения после этого слова посвящаются Воскресению Господа Иисуса Христа.
Слово «Крестобогородичны» — это скорбь Пресвятой Богородицы о крестной смерти ее сына, Иисуса Христа.
«Крестовоскресны» — песнопения, воспевающие крестные страдания Господа и его воскресение. Такие песнопения исполняются после Воскресного канона и размещены они в Октоихе — специальной книге, где собраны все каноны и тропари, посвященные Воскресению.
Слово «Мученичны» обозначает песнопения, посвященные мученикам. Их можно найти как в Октоихе, так и в Триодях и Минеи. Чтобы их быстро найти, перед стихирами ставится слово «Мученичен».
Когда поются тропари по усопшим?
«Покаянны» — это особый вид песнопений, где главной темой является исповедание собственных грехов перед Богом.
По-другому их еще называют «умилительные». Найти их можно в Октоихе на службах понедельника и вторника. Великим постом исполняются три покаянных тропаря, единственные в своем роде.
«Мертвены» и «покойны» — это песнопения, которые содержат в себе молитвы об упокоении усопших. В службе погребения и в субботней службе Октоиха есть текст этих молитв.
Непорочны
«Тропари по Непорочных» — это песнопения, в которых вспоминается, как жены-мироносицы пришли ко гробу Господа и где они увидели ангела и услышали от него счастливую весть о воскресении его из гроба. Исполняются они на утрени во время полиелея.
Слово «Непорочны» пришло в церковнославянский язык от 17 кафизмы, которая открывается 118 псалмом. «Блажены непорочные в пути…» — так поется в псалме и по этому названию укрепилось слово «Непорочны». Во время полиелея данные тропари начинаются словами «Благословен еси Господи» и состоят из шести частей, каждая из которых отделяется припевом и возгласами: «Слава Отцу и Сына и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
В праздники вместо «Непорочных» поются перед иконой тропари «Величания». Также они исполняются, когда отпевают архиереев или священников, заслуживших любовь народа, своего прихода, ставших мучениками.
Один из самых известных тропарей, прославившийся настолько широко, что его переводили на все языки — это произведение «Свете Тихий», который поют на Всенощном бдении.