Содержание
- 6 июня 2019: Вознесение Господне
- Что такое Вознесение
- Когда празднуется Вознесение
- События Вознесения
- История празднования Вознесения
- Особенности богослужения праздника Вознесения Господня
- Иконы Вознесения Господня
- Народные традиции празднования Вознесения
- Храм Вознесения Господня в Коломенском
- Смысл Вознесения
- Молитвы Вознесению Господню
- Тропарь Вознесения Господня
- Кондак Вознесения Господня
- Величание
- Канон Вознесению Господню
- вознести
- Русский
- Значение слова вознестись
- 09 Вознесению Господню (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
- Поем вместе: тропарь и кондак Вознесения
- Вознесение Господне: что дает этот праздник каждому из нас
6 июня 2019: Вознесение Господне
Что такое Вознесение
Вознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.
В этот день мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил их и — как был, во плоти — вознесся на небо. Новый Завет так пишет об этом событии:
Вознесение, Джотто ди Бондоне
Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11).
Когда празднуется Вознесение
Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи, Воскресения Христова, поэтому праздник всегда приходится на четверг.
События Вознесения
Вознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка.
После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы — когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру.
Но это произойдет позже — через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима — Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо.
В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа:
Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)
После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.
История празднования Вознесения
До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» — радостнейший период.
Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.
Особенности богослужения праздника Вознесения Господня
Праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.
От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей — красного цвета.
Иконы Вознесения Господня
У икон, изображающих Вознесение Господне, есть четкая иконография, которой придерживаются все иконописцы. На иконе праздника изображаются все двенадцать апостолов, между которым — в центре — стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Христос возносится в облаке, окруженный ангелами. На некоторых иконах есть интересная деталь — на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги.
Народные традиции празднования Вознесения
За века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника. При этом, конечно, оставались и такие народные традиции, которые имели мало отношения к церковному смыслу праздника, но могут много рассказать об обиходе русских крестьян, их отношении к святому дню.
Храм Вознесения Господня в Коломенском
Храм Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся в столице памятников эпохи Ивана Грозного. Находится в Южном административном округе Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.
Храм был построен в 1532 году по повелению Василия III. По легенде, поводом послужило рождение у царя долгожданного наследника — Ивана IV, будущего Грозного.
Это первая шатровая церковь на Руси. Ее строительство положило начало уникальному храмовому стилю, который просуществовал до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Существует версия, что строили Вознесенский храм итальянские архитекторы, возможно, Петр Францизск Ганнибал, или, как его называли в России, Петрок Малый, который прибыл в Москву в 1528 году.
В советские годы храм вместе с остальными памятниками Коломенского передали в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Вновь освятили храм 8 декабря 2000 года. С 1994-го ему присвоили статус храма Патриаршего подворья. В 2007 году завершилась длительная реставрация церкви.
Смысл Вознесения
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
В день Вознесения наш Господь Иисус Христос наставляет все человечество — и каждого из нас. И делает это через своих учеников — апостолов. Именно они стали свидетелями того, как Спаситель вознесся на небо спустя сорок дней после своего Воскресения.
Когда Господь в течение сорока дней является своим ученикам после креста и Воскресения, он тем самым укрепляет их веру, дает им опору, надежду на грядущее Царствие Небесное. А Вознесением Господь как бы ставит точку в деле домостроительства нашего Спасения. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Таким образом, Его подвиг искупления оканчивается – человек возврщен на Небо! Господь как бы ставит точку, но не оставляет апостолов, а значит и всех нас, одних. Христос говорит, что, если мы сердцем примем Вознесение, Он пошлет Духа Святого, который утешит нас. Это утешение — в празднике Пятидесятницы, который Церковь отмечает через несколько дней после Вознесения.
Молитвы Вознесению Господню
Каноны Вознесения написаны святым Иоанном Дамаскиным и святым Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу.
Тропарь Вознесения Господня
глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):
Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
Кондак Вознесения Господня
глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):
Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.
Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.
Канон Вознесению Господню
Тропарь, глас 4-й
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Глас 5-й
Песнь 1
Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.
Припев: Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Воспоим вси людие, на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную: яко прославися.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ходатая Богу и человеком Христа, лицы Ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победну: яко прославися.
Слава: Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему Боговидцу Моисею, от горы Елеонстей вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим: яко прославися.
И ныне: Пречистая Мати Божия, воплощеннаго от Тебе, и от недр Родителя не отступльшего Бога непрестанно моли, от всякаго обстояния спасти, яже созда.
Песнь 3
Ирмос: Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшел еси Жизнодавче Христе ко Отцу, и вознесл еси род наш Человеколюбче, неизреченным благоутробием Твоим.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Чини Ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ужасахуся Ангельстии лицы, Христе, зряще Тя с телесем вознесшася, и воспеваху святое Твое Вознесение.
Слава: Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.
И ныне: Моли непрестанно, Чистая, произшедшаго от ложесн Твоих, избавитися прелести диаволи, поющим Тя, Матерь Божию.
Седален, глас 8-й
Вслед на облаки небесныя, оставив мир сущим на земли, возшел и сел еси одесную Отца, яко Единосущен Сему Сый и Духу. Аще бо и во плоти явился еси, но непреложен пребыл еси: темже чаеши совершения конец, судити грядый на землю миру всему. Правосуде Господи, пощади души наша, прегрешений оставление даруя, яко Бог Милостив, рабом Твоим.
Песнь 4
Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Вознеслся еси во славе, Ангелов Царю, Утешителя нам от Отца послав. Темже вопием: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Яко взыде Спас ко Отцу с плотию, удивишася Ему Ангельская воинства, и возопиша: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава: Ангельския силы горнейшим вопияху: врата возмите Христу нашему Царю, Егоже воспеваем вкупе со Отцем и Духом.
И ныне: Дева роди, и матерняя не позна: но Мати убо есть, Девою же пребысть, Юже воспевающе, радуйся Богородице, взываем.
Песнь 5
Ирмос: Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе иного не знаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Исполнив веселия всяческая, Милостиве, к горним силам с плотию пришел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ангельския силы вземлема Тебе видевше, врата, взываху Царю нашему, возмите.
Слава: Апостоли видевше возвышаема Спаса, с трепетом взываху Царю нашему: слава Тебе.
И ныне: Деву по рождестве поем Тя, Богородице, Ты бо Бога Слова плотию мирови родила еси.
Песнь 6
Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Взыграшася апостоли, зряще на высоту днесь Зиждителя вземлема, упованием Духа, и страхом зовяху: слава восходу Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Предсташа Ангели, вопиюще Христе учеником Твоим: имже образом видесте Христа восходяща с плотию, паки приидет Праведный всех Судия.
Слава: Яко видеша Тя Спасе наш небесныя силы, на высоту вземлема с телом, взываху, глаголюще: велико Владыко, человеколюбие Твое.
И ныне: Купину Тя неопалимую, и гору, и лествицу одушевленную, и дверь небесную достойно славим, Марие славная, православных похвало.
Господи, помилуй. (Трижды.) Слава и ныне.
Кондак, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Икос
Яже земли на земли оставившии, яже пепельныя персти уступающии, приидите воспрянем, и на высоту возведем очи и мысли, вперим виды, вкупе и чувства, на небесная врата, смертнии, непщуим быти в масличней горе, и взирати на Избавляющаго на облацех носима. Отонуду же бо Господь на небеса востече, и тамо даролюбезны дары раздая апостолом Своим, утешив я яко Отец, и утвердих я, наставив яко сынов, и рече к ним: не разлучаюся вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Песнь 7
Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На облацех света вознесыйся, и спасый мир, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшедый во плоти к безплотному Отцу, благословен Бог отец наших.
Слава: Умерщвленное наше грехом естество взем, Твоему свойственному Отцу, Спасе, привел еси.
И ныне: От Девы рождся, Юже Богородицу соделал еси, благословен Бог отец наших.
Песнь 8
Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына, и Бога, и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Во двою существу возлетевшаго Жизнодавца Христа на небеса со славою, и Отцу соседящаго, священницы пойте, людие превозносите во вся веки (Дважды).
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
От работы идольския тварь избавившаго, и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем, и Тебе превозносим во вся веки.
Слава: Своим схождением низложившаго супостата, и Своим возшествием вознесшаго человеки, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
И ныне: Херувимов превысшая явилася еси, Богородице Чистая, во чреве Твоем сими Носимаго носившая: Егоже со безплотными, человецы славословим во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе, Избавителя мира Христа Бога, апостоли видяще Божественно возвышаема, со страхом играюще величаху.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Твою обожившуюся плоть зряще, Христе, на высоте Ангели друг ко другу глаголаху: воистинну Сей есть Бог наш.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе безплотных чинове, Христе Боже, на облацех вземлема видяще, взываху: славы Царю, врата возмите.
Слава: Тебе сошедшаго даже до последних земли, и человека спасшаго, и восхождением Твоим возвысившего, Сего величаем.
И ныне: Радуйся, Богородице Мати Христа Бога: Егоже родила еси, днесь от земли возносима со апостолы зрящи, возвеличала еси.
вознести
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | вознесу́ | вознёс вознесла́ |
— |
Ты | вознесёшь | вознёс вознесла́ |
вознеси́ |
Он Она Оно |
вознесёт | вознёс вознесла́ вознесло́ |
— |
Мы | вознесём | вознесли́ | вознесём вознесёмте |
Вы | вознесёте | вознесли́ | вознеси́те |
Они | вознесу́т | вознесли́ | — |
Пр. действ. прош. | вознёсший | ||
Деепр. прош. | вознеся́, вознёсши | ||
Пр. страд. прош. | вознесённый |
воз-нес-ти́
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 7b/b⑨. Вариант прош. деепр. вознёсши является устаревшим. Соответствующий глагол несовершенного вида — возносить.
Приставка: воз-; корень: -нес-; глагольное окончание: -ти .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- высок. поднять вверх, ввысь ◆ — Видите, он глаза вознёс к небу. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929-1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Затем кинулись в шестой подъезд, и близкий к безумию Варенуха был вознесён на пятый этаж и брошен на пол в хорошо знакомой ему полутемной передней квартиры Степы Лиходеева. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929-1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен. возвеличить, возвысить, поставить в особое, лучшее положение ◆ Готика вознесла их болотистую мифологию к небу. Фридрих Горенштейн, «Куча», 1982 г. // «Октябрь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен. устар. обратиться с просьбой, молитвой или совершить какое-либо действие, чтобы обратить внимание высших сил ◆ Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву… Антоний Сурожский (Блум), «О болезнях», 1995 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Тем не менее Андрей Николаевич опустился на коленки, решив просьбу свою вознести тому, кто повсюду, кто на севере, востоке, западе и юге, кто в центре Земли и на всех звёздах сразу, кто и между светилами тоже. А. А. Азольский, «Лопушок», 1998 г. // «Новый Мир» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- вскинуть
- возвеличить
- взмолиться
Антонимы
Гиперонимы
- поднять
- возвысить
- вопросить
Гипонимы
- воспарить
- восхвалить
- воздать
Родственные слова
Ближайшее родство
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- вознесли до небес
Перевод
Список переводов
Анаграммы
- известно
Библиография
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Значение слова вознестись
Примеры употребления слова вознестись в литературе.
Однако, пока добрались до Ярилиной Дороги, четное солнышко кануло в Теплынь-озеро, нечетное же вознеслось, припекло, засияло, и остановились берендеи в растерянности.
Можно было бы сказать, что человек потому именно и усвоил интровертную установку, что ему надо было вознестись над его архаически-импульсивной, страстной природой к надежным высотам абстракции, для того чтобы царить оттуда над непокорными, дико мятущимися аффектами.
Кто посылал вам из-за моря весть, Тот все предвидел, несомненно зная, Что не один лишь зов богатства есть Для вас и не одна алчба земная, Но жажда есть еще иная — Желанье вслушаться в простор морской И вознестись над суетой мирской.
Еще не посетил в тех местах древней годами Сивиллы сын троянца Анхиза, не сорвал на плодоносных холмах священных ветвей для подношения Прозерпине, не предал вечному погребению бренных останков Мизена, когда благородный и многолюдный град опоясали высокие стены, вознеслись к небу могучие башни и великолепные храмы.
Покрытый черными облаками, бурный Арес быстро вознесся на светлый Олимп.
Пегас сбросил на землю Беллерофонта, когда тот сел на него, чтобы вознестись на Олимп.
В безразмерном звоне том Все отчаянье взыванья пред безжалостным огнем, Все безумье состязанья с яростным, глухим огнем, Что стремится выше, выше, Безнадежной жаждой дышит, Слился в помысле одном, Никогда, иль ныне, ныне, Вознестись к луне прозрачной, долететь до тверди синей!
Как в огненной вознесся колеснице На Небо Илия, дабы во срок Сойти: его всеместно пятьдесят Младых пророков тщились отыскать Близ Вифавары — и в Иерихон 20 Пальмообильный шли, и шли в Энон, В Салим, в Махер — во всяку весь, во град Геннисаретских вод обапол, и В Перею — но усердье бысть вотще.
Ковер выплыл из комнаты, пролетел через несколько других, повернул за угол, вознесся, кружась, по бесконечной винтовой лестнице и вылетел наконец из башенного окна, такого узкого, что Дор ободрал костяшки пальцев.
Вьетнам прежде был французской колонией или что приключилось с мусью, которые, себе на беду, оказались в 1954 году в укрепленном городе Дьенбьенфу, не говоря уж о том, кто мог решить, что президенту Дьему пришла пора вознестись в большое рисовое поле на небесах, чтобы власть могли взять Нгуен Сао Ки и генералы.
И Тело, лежащее теперь на святом престоле, есть то самое Тело Господне, которое страдало на земле, терпело заушения, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца!
На престоле — не образ, не вид, но самое Тело Господне, — то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушенья, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца.
Белыми пятнами белеют станицы, хутора, села в неоглядной густоте садов, и остро вознеслись над ними в горячее небо пирамидальные тополя, а на знойно трепещущих курганах растопырили крылья серые ветряки.
И если бы не богатейший жизненный опыт, позволивший ей вознестись от уличной лотошницы до нынешних высот, она наверняка упала бы в обморок.
С жадностью пастухи приняли участие в празднестве, видели, как рано утром под руководством брахмана начался обряд, как золотисто-желтое масло предали огню, как пламя вознеслось к небу, ввысь, в бесконечное, а напоенный жиром дым обратился благовонием для трижды десяти богов.
Источник: библиотека Максима Мошкова
09 Вознесению Господню (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
Тропарь гл.4:
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Кондак гл.6:
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.
Задостойник, глас 5:
Велича́й, душе́ моя́,// возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца.
Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию,/ в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно ро́ждшую,// ве́рнии, единому́дренно велича́ем.
Молитва
Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, соше́дый с Небе́сных высо́т спасе́ния на́шего ра́ди и напита́вый нас духо́вною ра́достию во святы́я и пресве́тлыя дни Воскресе́ния Твоего́, и па́ки по соверше́нии земна́го служе́ния Твоего́ вознесы́йся от нас на не́бо со сла́вою и возседы́й одесну́ю Бо́га и Отца́! В сей “я́сный и всесве́тлый день Боже́ственнаго на небеса́ восхожде́ния” Твоего́ “земля́ пра́зднует и лику́ет, ра́дуется и не́бо Вознесе́нием днесь Творца́ тва́ри”, челове́цы славосло́вят непреста́нно, зря́ще заблу́ждшее и па́дшее естество́ свое́ на ра́мо Твое́, Спа́се, взе́млемо и на небеса́ вознесе́нное, А́нгели же веселя́тся, глаго́люще: Кто Сей, прише́дый во сла́ве, си́лен во бра́ни. Сей вои́стину Царь Сла́вы?! Сподо́би и нам немощны́м, земна́я еще́ му́дрствующим и плотоуго́дия, твори́ти непрестаю́щим, восхо́д Твой на не́бо стра́шный помышля́ющи и пра́зднующе, плотска́я и жите́йская отложи́ти попече́ния и со Апо́столы Твои́ми на не́бо ны́не взира́ти всем се́рдцем свои́м и все́ми помышле́ньми свои́ми, помина́юще, я́ко та́мо на небеси́ горе́ жи́тельство на́ше есть, здесь же на земли́ мы то́чию стра́нники и прише́льцы есмы́, отше́дшия из до́ма О́тча в страну́ дале́чу греха́. Сего́ ра́ди усе́рдно про́сим Тя, пресла́вным Вознесе́нием Твои́м, Го́споди, оживи́ на́шу со́весть, ея́же ну́жнейши ничто́же есть в ми́ре, возведи́ нас из пле́на сего́ грехо́внаго пло́ти и ми́ра и сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, я́ко да не ктому́ себе́ угожда́ти бу́дем и жи́ти, но Тебе́ Го́споду и Бо́гу на́шему служи́ти бу́дем и порабо́таем, до́ндеже отреши́вшеся от уз пло́ти и проше́дши невозбра́нно возду́шныя мыта́рства, дости́гнем Небе́сных оби́телей Твои́х, иде́же, ста́вше одесну́ю Вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы и все́ми святы́ми прославля́ти бу́дем Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Единосу́щным и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние.
Назад к списку
Поем вместе: тропарь и кондак Вознесения
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Аргентинца до сих пор называют святым.
Перед сезоном-2007 в «Зените» загорелись: нужно обязательно взять чемпионат. Для этого клуб провел вторую по наглости трансферную кампанию нулевых (первая была у «Динамо» с покупкой португальцев): около 15 миллионов евро за Тимощука, 7,5 – за Текке, почти 8 – за Зырянова/Погребняка и ровно 7 – за Домингеса.
Чори задал тренд, первым сменив Казань на Петербург, деньги за его переход стали рекордными для внутреннего рынка. Но сумме никто не удивился: в 2006-м Домингеса признали лучшим иностранцем премьер-лиги (13 голов за 23 матча), он оформил первый хет-трик в истории «Рубина» (пострадал «Локо») и огорчил дублем «Зенит» в Казани.
Перед стартом нового сезона Малафеев смеялся: «Наконец-то этот парень будет забивать не в наши ворота!». Домингес взял семерку и предвкушал новый яркий этап: «С детства под ней играю, все время носил. Для меня это уже своеобразный талисман. В «Зените» номер не популярен: многие футболисты, которым он доставался, быстро покидали клуб. Об этом я не знал. Но по большому счету все равно, какой номер у меня. Просто буду стараться тренироваться и показывать классную игру, как делал это в «Рубине».
Но реальность оказалось тусклее выразительного промо: Домингес пропустил первые два тура из-за травмы и дебютировал в домашней игре со «Спартаком», выйдя после перерыва. В тот день Петербург рыдал: Титов, Штранцль и Быстров решили исход еще в первом тайме, гол Погребняка на 85-й минуте лишь немного сгладил досаду «Петровского». И то всего на пять дней: «Спартак» вернулся в Петербург на матч Кубка и снова победил – 2:1.
Домингес тогда сделал голевую передачу, через две недели забил «Динамо», но в основе не закрепился: из центральных Адвокат покорно доверял только Тимощуку, из атакующих – Аршавину. Домингеса, как Денисова, Зырянова и Ширла, тренер смело оставлял в запасе, аргентинец сыграл 24 матча, но только 5 из них – полных (меньше всех из четверки).
Чори терялся на фоне схожего по манере Аршавина, но расцвести мешало не только это: он ссорился с Адвокатом. Когда в 2009-м Домингес шумно уходил из «Зенита», тренер рассказал, что аргентинец постоянно опаздывал на сборы с каникул, ссылаясь на травмы, которых, похоже, не было: «Своим поведением Алехандро сделал мое решение очень непростым, – говорил Адвокат зимой 2009-го. – Его поступок просто ужасен. Причем Домингес проделывает этот трюк уже не в первый раз, а в третий. Третий год подряд. И ведь он даже не бразилец, чтобы себя так вести.
Что должен сделать Домингес, чтобы заслужить еще один шанс? А я еще не знаю, дам ли ему вообще такую возможность. Он зашел слишком далеко, мое доверие исчерпано. Уверен, что его перевод в дубль даст позитивный импульс всей команде. Игроки должны знать, где находятся границы, пересекать которые нельзя. Не могу мириться, например, с неуважением к партнерам, тренерскому штабу и клубу. Это непозволительно никому».
Сам Домингес странно объяснял поведение. «У меня была боязнь самолетов, – сказал он в 2018-м. – Потом мы нашли общий язык. Я понимаю Адвоката, он хотел, чтобы можно было рассчитывать на каждого игрока. В какой-то момент мы поговорили, и все было хорошо».
За два сезона в «Зените» Домингес забил лишь 7 голов и не восхищал, как Аршавин, Тимощук, Ломбертс или Погребняк (да, сейчас звучит очень странно). Но всего один матч сделал его вечным героем Петербурга.
11 ноября 2007-го, Раменское.
Последний тур чемпионата, «Зенит» устраивала только победа: в параллельном матче «Спартак» обыграл 2:1 «Динамо», мог обогнать петербуржцев на одно очко и выиграть золотую гонку.
В начале первого тайма забил Ширл, со скамейки к нему высыпались запасные, Кор Пот резво скакал на месте, а Константин Сарсания раскачивал вип-ложу криками «Я же говорил!». И только Дик Адвокат оставался спокоен.
Во втором тайме «Сатурн» завелся, доводил «Зенит» атаками и едва не отобрал мечту в самой концовке – на 89-й минуте Баффур Гьян заработал угловой, и один миг превратился в вечность.
Подача Каряки. Несколько рикошетов. Повторный навес в центр штрафной. Удар Гьяна головой почти в девятку. Малафеев обреченно смотрит за полетом мяча. Домингес, оставшийся на линии, взлетает. И выбивает мяч головой из пустых ворот.
«Я обернулся и увидел, что мяч летит в сетку, – делился Малафеев после игры. – Признаюсь, сердце екнуло. Каким образом Домингес вытащил из девятки, уму непостижимо». Крижанац не верил: «Знаете, что меня удивило в том прыжке? Он не ушел с линии ворот после подачи углового – он просто не должен был там находиться! Когда я увидел его полет, хотел подарить Чори бутылку виски. Он спас нас всех!».
«Зенит» держался еще четыре минуты, и стадион, который весь матч пел в честь гостей, взорвался от счастья. Первое чемпионство в российской истории.
«Кубок находился в моей машине, – рассказывал Виталий Мутко, который тогда возглавлял РФС. – Мы остановились и ждали на полпути между Москвой и Раменским. Не знали, куда ехать – в «Лужники» на «Спартак» или сюда на «Зенит». В итоге я решил, что надо ехать в Раменское».
Стадион «Сатурна» запомнил один из самых драматичных матчей в истории нашего футбола, ключевой момент болельщики назвали «Вознесением cвятого Домингеса». На вираже мерч с прыжком аргентинца стал хитом, в 2017-м футболка дошла до самого Чори: «Спасибо за приятные воспоминания, они до сих пор приводят меня в восторг».
А так выглядят худи.
«Вознесение св. Домингеса/Чудо в Раменском»
Теперь и на кенгурушках!#LimitedEdition Тираж 50 шт.#фкЗенит #ЗенитЧемпион #10лет pic.twitter.com/PmnY8otDFL
— DutchBoro (@BoroDutch) October 13, 2017
«Конечно, я не святой, я обычный человек, – сказал недавно Домингес. – Аргентинцы – религиозная нация, я не исключение. Верю, что каждому воздается по заслугам. Главное, что «Зенит» в том сезоне заслуживал первого места, неважно как».
Сегодня клуб взял лигу в пятый раз, но даже спустя десятки побед никто не забудет первую.
Вынос Домингеса сделал ее особенно прекрасной.
Приветствуя в России спартаковца Хуана Инсаурральде, Sports.ru вспоминает десятку самых ярких аргентинских футболистов в истории премьер-лиги.
Кристиан Ансальди Приобретен за 3.6 млн евро Клуб: «Рубин» (2008 – н.в.) Запомнился: трансферная мишень «Барселоны»
Перед тем, как прогреметь на всю Россию двумя чемпионствами и грохнуть «Барселону» в Лиге чемпионов, казанский «Рубин» присмотрел себе несколько перспективных новичков, в число которых угодил и защитник аргентинского «Ньюэллз Олд Бойз». С тех пор Ансальди провел в Казани четыре сезона, угодил в шортлист «Барселоны» и собрал в России пять трофеев. Пожелав разбить западные стереотипы, аргентинец очень тепло отзывался о российских людях, а на прошлой неделе сыграл сотый матч в составе «РубинаАлехандро Домингес Приобретен за 1.5 млн евро Клубы: «Рубин» (2004-2006, 2009), «Зенит» (2007-2008) Запомнился: лучший игрок в истории «Рубина»
Приехав в Россию в 2004-м, нападающий «Ривер Плейт» начал со скромных двух забитых мячей за сезон, зато впоследствии стал самым успешным аргентинским футболистом в России. Проведя три года в Казани, Домингес облачился в сине-бело-голубые цвета и выиграл с «Зенитом» чемпионат и два еврокубка, а затем отметил возвращение в «Рубин» еще одной завоеванной золотой медалью и титулом лучшего игрока российской премьер-лиги. Болельщики «Зенита» до сих пор с ностальгией вспоминают «вознесение святого Домингеса», позволившее им стать чемпионами, а Чори, в свою очередь, не слишком-то разделяет мнение Ансальди о россиянах, предпочитая вспоминать агрессию, войну и женщин-каменщиц. Возможно третье пришествие Домингеса (а «Рубин» до сих пор непрочь вернуть одну из своих легенд) помогло бы аргентинцу больше полюбить страну, в которой он сделал себе имя.
Клементе Родригес Приобретен за 4 млн евро Клуб: «Спартак» (2004-2006, 2008-2009) Запомнился: нарушитель игровой дисциплины
Олимпийский чемпион прибыл в «Спартак» 8 лет назад и, помимо сравнений с Роберто Карлосом и в целом негативных отзывов о своей игре (аргентинца сильно ругали за чрезмерное увлечение атакой), все-таки наиграл на две серебряные медали чемпионата России. На самом деле Родригес был совсем не так плох и приносил немалую пользу «Спартаку» впереди, но в защитных действиях было не все ладно, да и подстраховка красно-белых работала с большими перебоями. Поиграв еще немного под руководством Микаэля Лаудрупа, Клементе перебрался в «Эстудиантес», где привлек внимание Диего Марадоны, а затем съездил на чемпионат мира. Летом 2010-го Родригес с удовольствием перебрался в любимую «Боку», где выступает и по сей день.
Фернандо Кавенаги Приобретен за 11.5 млн долларов Клуб: «Спартак» (2004-2006) Запомнился: самый дорогой трансфер середины нулевых
Практически ни одна заметка в прессе о Кавенаги не обходилась без упоминания громадной суммы трансфера – казалось, спартаковец сам уже возненавидел эти цифры и бесконечные вопросы не привыкших к новым реалиям журналистов. В итоге своим для болельщиков Фернандо так и не стал, хотя и забил несколько чудесных мячей: мощнейшим ударом издали «Локомотиву», пяткой «Амкару», через себя в падении «Алании». Фантастически нереальный гол «Ростову» и вовсе останется в нашей памяти навсегда.
Леандро Фернандес Приобретен за 3 млн евро Клуб: «Динамо» (2006 – н.в.) Запомнился: самый старательный южноамериканец в истории премьер-лиги
Приезд в «Динамо» аргентинского олимпионика в 2006-м не являлся событием из ряда вон – тут уже повидали и чемпиона Европы Сейтаридиса, и Манише с Коштиньей и Дерлеем, однако именно Леандро Фернандесу удалось стать любимцем болельщиков благодаря упорной работе на тренировках и стабильной классной игре в центре защиты. Едва приехав, Лео с ходу был признан лучшим футболистом сезона в «Динамо», а год назад признался, что непрочь играть за бело-голубых до конца карьеры. Давнюю драку с Игорем Денисовым Фернандес вспоминает с большой неохотой.
Николас Павлович Приобретен за 1.5 млн евро Клуб: «Сатурн» (2003 – 2005) Запомнился нетрадиционностью
Этот аргентинец прикатил в «Сатурн» в 2003-м и забил 6 голов в 13 играх, но затем резко сдал и вскоре распрощался с российской премьер-лигой. Павлович так и остался бы незамеченным в толпе подмосковных южноамериканцев, если бы не слухи о его личной жизни.
— Аргентинец Николас Павлович, говорят, однажды привел на базу «Сатурна» странного приятеля, которого держал за руку. Чем только укрепил подозрения в своей нетрадиционной сексуальной ориентации, – спросили как-то корреспонденты «Спорт-Экспресса» бывшего гендира «Сатурна» Игоря Дмитриева. – Я вам так скажу. До меня долетали такие разговоры, но я быстро их пресек. Павлович отыграл у нас три сезона – и никто из игроков на него не жаловался. Это главное. Все остальное – его личное дело.
Пабло Барриентос Приобретен за 3 млн евро Клуб: «Москва» (2006 – 2008) Запомнился: сумасшедший
В 2006-м Леонид Слуцкий привез в «Москву» хрупкого паренька из «Сан-Лоренсо», который выделялся хорошей техникой и быстро стал одним из лидеров команды, но год спустя едва не снес голову Андрею Иванову, заработав трехматчевую дисквалификацию. С Олегом Блохиным аргентинец вообще не сошелся характерами и в 2008-м уехал из России в Италию, а вскоре получил приглашение в сборную Аргентины. Бывший одноклубник Баррьентоса Юрий Жевнов не поддержал общепризнанное мнение: «Барриентос по жизни флегмат — он очень спокойный, разговаривает вяло. А то, что заводится на поле, даже хорошо — переживает за результат. Он не может просто так проигрывать, у него в крови побеждать. Он приехал не просто зарабатывать деньги, а показывать лучшую игру».
Макси Моралес Приобретен за 5 млн евро Клуб: «Москва» (2007) Запомнился: маленький
На молодежном ЧМ-2007 Макси выглядел просто бесподобно, потому и стал вторым игроком турнира вслед за Серхио Агуэро, хотя вполне заслуживал быть MVP. Однако в России одаренный аргентинец запомнился лишь необычайно низким ростом (всего 160 см) и, пошустрив всего несколько месяцев, поспешил укатить на родину, а год спустя забил золотой гол за «Велес Сарсфилд». Сейчас миниатюрный полузащитник радует сердца поклонников «Аталанты» шикарными передачами. Кстати, Моралес – самый низкорослый футболист итальянского чемпионата.
Эктор Бракамонте Приобретен за 800 тыс. евро Клубы: «Москва» (2003 – 2009), «Терек» (2009-2011), «Ростов» (2011-2012) Запомнился: рокер
Перейдя в «Торпедо-Металлург» летом 2003-го, Брака забил целых 7 голов за первые полсезона, получил прозвище Пушкин за пышную шевелюру и бакенбарды и стал одним из самых узнаваемых футболистов премьер-лиги в последующие годы. Эктор прекрасно играл на гитаре, сочинял песни на русском языке, пародировал в комментаторов и между делом выступал за легализацию марихуаны: «Я не против легализации марихуаны, наоборот. Такие вещи, как алкоголь и табак, гораздо более негативно влияют на здоровье, чем марихуана или что-то еще. К тому же, у этого растения есть много различных применений – не только в качестве наркотика. Поэтому почему бы не легализовать? В Голландии после того, как разрешили марихуану, снизился уровень мелкой преступности. А рождаемость – увеличилась. Так что легализация только помогает».
В этом году Браке стукнуло уже 34. Отдав нашей стране 9 лет жизни, он вернулся в Аргентину, чтобы провести финальные годы карьеры в «Росарио Сентраль».
Макси Лопес Приобретен за 2 млн евро Клуб: «Москва» (2007 – 2009) Запомнился: машиной за полмиллиона долларов
Трансфер аргентинца в «Москву» был воспринят очень живо – в Россию ехал футболист «Барселоны». Забив 6 голов в 9 матчах сезона-2007, на следующий год Макси сник и, разъезжая по Москве на своем «Макларене» (одном из 150 экземпляров ограниченной серии), всерьез подумывал об уходе из клуба. Вскоре аргентинец объявился в «Катании» и постепенно дорос до «Милана», в котором и провел последние полгода.
Вознесение Господне: что дает этот праздник каждому из нас
Отмечают его на сороковой день после Пасхи, а длится он целых десять дней, поэтому я и написала «6 июня 2019 года у православных начинается праздник Вознесения». В основе праздника, как и следует из названия, лежит событие Вознесения Иисуса Христа на небо, которое произошло по мнению современных историков в середине мая 30 года I века нашей эры на горе Елеон, или Масличной горе, что к востоку от Иерусалима. Поскольку дата у праздника Пасхи, Воскресения Христова скользящая, то и празднование Вознесения Господня каждый год выпадает на разные дни, хотя это всегда четверг, ведь именно четверг шестой недели после Пасхи и будет сороковым днем. Но что нам за дело до эпизода, произошедшего почти две тысячи лет назад? Как нас это касается?
Начнем с того, что отмечается Вознесение Господне через сорок дней после Пасхи неслучайно. Как сообщает евангелист Лука, «в продолжение сорока дней» после Своего Воскресения Христос являлся Своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, — в Свое Воскресение из мертвых, в Свою победу над смертью. Иисус готовит апостолов к грядущему служению. И на сороковой день после Пасхи Христос собирает апостолов, приводит их на Елеонскую гору и возносится на небо.
Перед самим событием Вознесения происходит важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие — это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» И Христос сурово отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», — и это ответ всем нам, людям, постоянно вопрошающим о временах и сроках конца света, Второго пришествия. Запомним это.
После этих знаменательных слов Спаситель обещает ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой (это событие мы будем отмечать на Троицу, 16 июня 2019 года). И говорит о том, что, приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь во всей земле. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их», — читаем у евангелиста Луки.
«Вознесение Господне», иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.
На иконах «Вознесение Господне», изображают, как Иисус Христос возносится на небо в круглом облаке ярко синего цвета, поддерживаемом двумя ангелами. Синий цвет в иконописи — символ бесконечного неба, иного, вечного мира. Под облаком — Богородица. Стройные очертания Её фигуры выделяются на фоне светящихся одежд стоящих за Девой Марией двух ангелов. Богородица зрительно отделена от двенадцати апостолов, и в этом большой богословский смысл: так подчеркивается особое место Богородицы в христианстве. Композиционно Божья Матерь, стоящая на земле, больше соединена с Христом, чем с толпящимися вокруг двенадцатью апостолами: так показывается, что Богородица принадлежит миру горнему, миру небесному. Рядом, но все же отдельно от Богородицы, теснятся двенадцать апостолов, их взоры устремлены ввысь. Все в иконе «Вознесение Господне» пронизано светом и радостью, и это тоже неслучайно.
Праздник Вознесения Господня был любимейшим на Руси: звон колоколов, свобода выходного дня, когда никто не работает, ликование народа… В такой вот праздничный день в 1799 году родился еще наш гений — Александр Сергеевич Пушкин. В 1799 году, как и в 2019-м, это было 6 июня — день рождение великого поэта. Разве не чудо? Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых; гений, вся жизнь которого восхождение над своим человеческим: наследственностью, воспитанием, социальными рамками, темпераментом, характером, средой, в конце концов, судьбой появился на свет именно в праздник Вознесения. При всеобщем ликовании народа и звоне колоколов! Чудо Божье. Пушкин особо любил и выделял этот праздник, хорошо знал икону «Вознесение Господне», и даже для венчания выбрал храм Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.
Но Вознесение Иисуса Христа — не просто событие, имевшее место быть чуть меньше двух тысяч лет назад. Не просто исторический эпизод, вдохновляющий гениев, от Рублева с Пушкиным до классиков мировой живописи — Джотто, Тинторетто, Леонардо да Винчи, Рембрандт. Вознесение Христа касается каждого. Причем не только всех из рода человеческого, шире, Вознесение затронуло и весь тварный мир! Святому Ефрему Сирину принадлежат такие слова: «Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо». В чем тут дело?
Смотрите, Воскресение Богочеловека Иисуса Христа из мертвых, воскресение Христа живым, во плоти, с язвами на руках и ногах, с раной в боку — свидетельство того, что и тело человеческое призвано не к тлению, не к смерти, а к вечной, неумирающей, ликующей жизни. А вот Своим Вознесением Христос уже возносит и наше, человеческое естество на небо, ведь Спаситель вознесся в нашем, в человеческом теле. И этим вознес человеческую природу, показал, насколько возможно обожение человека. «Если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Божьему и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей», — говорил святой Иоанн Златоуст.
И это еще не все. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение принадлежит всем людям поскольку все воскреснут в день Второго пришествия Христа. Дата Второго пришествия, как мы помним из начала статьи, нам неизвестна, но зато мы знаем, кто будет вознесен, «восхищен на облаках» — те, кто «распял свой грех через покаяние и жительство по Евангелию».
С тем, что дает человеческой природе Вознесение Христа разобрались, но что там со всем тварным миром — животными, птицами, гадами земными и морскими, царством растений, в конце концов?
Смотрите, как рассуждает митрополит Антоний Сурожский. Тело, в которое был воплощен Сын Божий Иисус Христос, тело, которым Он жил, которым Он ходил по земле, которым Он слышал и видел, тело, которое Он предал на истязание и смерть, — это тело состоит из всего того, из чего состоит наш видимый, тварный мир. В этом теле сосредоточено все вещество неба и земли, от самого простого до самого непостижимого, вся материя, соединившаяся с Божеством. И когда Христос возносится на небо, Он возносит не только человечество, Он возносит всю видимую тварь в глубины Божественной тайны, в недра Божественной действительности. И этот мир уже неотделим от Него.
Вслушайтесь, всмотритесь! Разве в утреннем радостном щебете птиц, в лучах солнца, в отблеске свечи у иконы, в молитве, в том добром деле, что кто-то сейчас совершает, не ощущается присутствие Божьей Любви в нашем мире? Неслучайно в церквях в день Вознесения постоянно повторяют такие слова о вездеприсутствии Господа в нашем мире: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»