Содержание
Отец Наум, наставь на ум
После ранней Литургии в Успенском соборе на могиле архимандрита Наума отслужили панихиду. Украшенные розами кресты – а батюшка похоронен рядом с архимандритом Кириллом (Павловым) – окружили тысячи паломников, прибывших из разных уголков нашей страны. По молитвам преподобного Сергия то утро выдалось теплым и солнечным. «Со святыми упокой…» поднималось к небу вместе с остатками тумана, освещенного нежным золотом куполов Троицкого собора.
В трапезных палатах были накрыты столы для всех желающих принять участие в поминальном обеде. За трапезой незнакомые друг другу люди рассказывали о том, какую роль сыграл в их жизни старец Наум. Мне посчастливилось познакомиться с медсестрами Еленой и Марией из ЦКБ – они ухаживали за отцом Наумом все 10 месяцев, пока он был в коме. Даже находясь в таком беспомощном состоянии, батюшка сумел привести к Богу людей, которые раньше и не задумывались о Его существовании.
«Было так странно видеть, – говорит Елена, – как к батюшке несмотря на то, что он находится в коматозном состоянии, приходили солидные люди и рассказывали ему о своих проблемах, просили советов и молитв. Еще удивительнее было то, что эти же самые люди приходили потом благодарить отца Наума за помощь. Получается, что даже будучи в коме он принимал людей и молился за них Богу».
В этот день духовное чадо отца Наума игуменья Вознесенского Оршского монастыря Евпраксия (Инбер) раздавала некоторым счастливчикам свою только что изданную книгу рассказов о жизни рядом со старцем Наумом «Дарим тебе дыхание». Мне подарка не досталось, поэтому пришлось покупать книгу в книжной лавке. Прочитав ее за два дня, я ничуть не пожалела о потраченном времени. В СМИ сведений о старце Науме до обидного мало, приходится собирать их по крупицам. В интернете что ни статья, то краткая биография, написанная сухим официальным языком. А ведь судя по рассказам очевидцев, батюшка просто излучал любовь, милосердие и терпение. Подражая Христу, он служил людям, не щадя живота своего.
Книга игуменьи Евпраксии отчасти восполняет этот пробел, хотя уже в самом начале автор предупреждает, что, как она ни старалась писать по-другому, всё равно выходило рассказывать о старце только через призму своей собственной жизни. Но именно достоверностью и откровенностью рассказы игуменьи и ценны.
Более 40 монастырей открылись в России благодаря отцу Науму! Он воспитал и выучил десятки архиереев, сотни священников и иноков. Благословением и молитвами старца состоялось прославление родителей святого преподобного Сергия Радонежского Кирилла и Марии, святой блаженной матушки Матроны. Архимандрит Наум разыскал и издал житие старицы Рахили из Бородина и забытую всеми книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». Благодаря отцу Науму возродилось почитание иконы Богоматери «Спорительница хлебов» в Оптиной пустыни, и наконец, по послушанию старцу нашелся на горе Арарат Ноев ковчег.
«В каждом доме должно быть Евангелие! Работайте с людьми, открывайте богословские курсы, занимайтесь с детьми. Крыло мухи влияет на судьбы мира», – приводит слова батюшки игуменья Евпраксия.
При жизни люди не всегда по достоинству могли оценить бесценные советы старца, не всегда находили в себе силы слушаться, не могли вместить в себя его слова, а он молился не только о нас, но и обо всем мире. В подтверждение этого игуменья Евпраксия приводит в заключение своей книги рассказ под названием «Крым наш» о том, как по молитвам батюшки и блаженной старицы Матроны была предотвращена третья мировая война.
17 марта 2015 года тогдашним президентом США Бараком Обамой была освобождена от должности и арестована не пожелавшая передать Великобритании коды запуска ядерных ракет, разрешающие ядерный удар по России, капитан ВМС США Хизер Е. Коуэл – командир стратегических коммуникаций, отвечающих за связь с подводными лодками. Связь эта осуществляется с помощью самолета-ретранслятора, передающего приказы на атомные подводные лодки.
Сутками ранее, 16 марта, капитан Коуэл получила от Пентагона приказ на запуск ядерных ракет. «Ограниченный» ядерный удар по России произвести не удалось из-за того, что сработала защитная система предотвращения несанкционированных запусков. Блокировка кодов капитаном Коуэл была введена незадолго до всех этих событий по приказу бывшего министра обороны США Чака Хейгла. Чака Хейгла уволили с поста за месяц до планируемой и несостоявшейся ядерной атаки на Россию за то, что он отказался принимать участие в ее подготовке. О том, что он ввел коды блокировки, Хейгл своему преемнику не сообщил.
15 марта 2015 года по российскому телевидению был показан документальный фильм «Крым. Путь домой», в котором наш президент, очевидно, уже давно осведомленный о готовящейся к годовщине присоединения Крыма ядерной атаке, заявляет в нехарактерной для него манере прямой угрозы, что если нужно будет, мы тоже можем нажать на кнопку. А 16 марта начинаются внезапные военные учения и приведение войск Западного военного округа и Северного флота в высшую степень боевой готовности.
За некоторое время до этих событий старцу Науму в тонком видении явилась святая Матрона и велела срочно трижды обойти Москву с иконой Владимирской Божией Матери. Отец Наум несколько человек просил это сделать, но они не вняли просьбам старца, поленились или не придали значения. Тогда он буквально приказал сделать это некоему Михаилу – знакомому игуменьи Евпраксии. И они с другом ночью по МКАДу на машине объехали Москву три раза с Владимирской иконой Богородицы, непрестанно читая Ей акафист. Михаил был за рулем, икона рядом, а на заднем сидении чтец.
Могилка архимандрита Наума. Фото: Людмила Лис
Михаил был не единственным, кто в эти дни по благословению отца Наума объехал Москву с Владимирской иконой. Его духовная дочь Нина Моисеева приехала к нему 15 марта 2015 года. Возвысив голос, батюшка попросил ее: «А ты бери Владимирскую и иди крестным ходом вокруг Москвы! Тут, говорят, Матрона явилась и дала всего три дня, а то будет беда!» Нина спросила, можно ли на машине. «Можно на самолете! Но только сегодня последний день. И проси Матерь Божию – отведи беду!» Нина купила Владимирскую икону в лавке. Так они и ездили с 11 утра до 11 вечера с иконой вокруг Москвы и крестили Москву этой иконой.
Именно эта Владимирская икона теперь лежит на аналое в храме Всех святых, что под Успенским собором, занимая скромное место среди других святынь Троице-Сергиевой лавры.
«В Лавре постоянно происходят чудеса»
Троице-Сергиева Лавра – один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. О том, чем живет Лавра сегодня, рассказал порталу “Православие.Ru” благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов).
Троице-Сергиева Лавра
– Отец Павел, многие наши читатели знакомы с Троице-Сергиевой Лаврой, бывали здесь на богослужениях, читали или слышали о ее славной истории. А как живет Лавра Преподобного Сергия сегодня?
– Лавра Преподобного Сергия живет Преподобным Сергием, и все, кто пришли сюда – братия, студенты, паломники, сотрудники – пришли, чтобы поклониться и попросить помощи Преподобного Сергия.
Преподобный Сергий – игумен Земли Русской и игумен Лавры: он управляет Лаврой. Он тихо, спокойно правит. И всякий, внимающий его правлению, видит его руководство. А не внимающий – не видит этого. Человек, живущий по своей воле, по своему норову, не может увидеть тихую, но твердую руку Преподобного Сергия.
Лавра представляет собой ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, размещенный почти что в центре Центральной России. И этот монастырь, как и вся Россия, находится под покровом Аввы Сергия. Мы являемся свидетелями этого чудного покрова над братией, над монастырем, над всеми, кто приходит к Преподобному за помощью, и над всей Русской Церковью. Игумен Земли Русской покрывает, помогает и поддерживает каждого, обращающегося к нему за помощью человека.
Мы имеем немало свидетельств исцелений по молитвам Преподобного Сергия, имеем и наблюдаем опыт духовной жизни подвижников благочестия, которые жили и живут в Лавре и в окрестностях монастыря, приходящих к Преподобному, приезжающих – часто или редко – в Лавру Преподобного. И примеров этих немало.
Благодарение Богу, мы застали сонм подвижников, которые жили под покровом Преподобного и жили Преподобным: в радости, благодушии и терпении.
Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца.
Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца. Преподобный каждого наделяет по мере возможности восприятия этого дара, этого его благословения.
Дай Бог, чтобы каждому Господь через Преподобного давал сил, давал поддержку и помощь в несении креста, в радости и благодушии: не унывая, не печалясь, но с молитвой, с терпением исполнять свое служение, данное каждому Богом.
– Совсем недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия, в связи с чем Лавра очень сильно обновилась. Многие здания отремонтированы, наведен образцовый порядок. Остались ли еще какие-то нереализованные планы по реставрации и ремонту – в Лавре или же в близлежащих скитах или храмах?
– Проблемы всегда есть. Сказать о том, что сделано все, просто невозможно. В Лавре расположен Патриарший Архитектурно-реставрационный центр, который занимается как раз проблемами реставрации, контролем зданий, сооружений, памятников архитектуры и контролем над ними, а также есть реставрационно-иконописная мастерская, которая специализируется на реставрации икон. В том числе икон, расположенных в иконостасе Троицкого собора. Эта работа никогда не прерывается, в настоящее время тоже.
– Троицкий собор – это в определенном смысле сердце и Лавры, и Сергиева Посада. Сюда ежедневно притекает множество паломников, среди которых множество туристов. В Лавре в настоящее время, особенно по выходным, просто засилье иностранных туристов, в последнее время преимущественно китайских. Это громадное нашествие в Сергиев Посад и в Лавру – оно с чем-то связано, как Вы думаете, отец Павел?
– Как мне думается, это устроил Господь Своим Промыслом: желая помочь и дать возможность китайцу увидеть Христа, увидеть жизнь христианскую, увидеть людей, старающихся жить по Христу и со Христом, увидеть жизнь людей, поставивших во главу угла христианский идеал. Ведь у себя на родине они этого не могут увидеть, они оторваны от этой традиции, традиции веры.
Поэтому, думаю, что для них – это момент «духовной экскурсии», чтобы они смогли это все увидеть. И Преподобный сам дает определенное «послание» каждому из приезжающих сюда китайцев – в его сердце, в его ум, чтобы он что-то почувствовал, о чем-то задумался, что-то увидел, что-то услышал, что-то понял и переоценил свою жизнь.
А придут ли они ко Христу все или же почти никто из них не обратится в Православие? Господь призывает всех, но «много званых, а мало избранных».
Чтобы потом никто не сказал: «китайцев много, а их никто не звал»… Господь зовет всех, Он зовет и китайцев…
Архимандрит Павел (Кривоногов) – Сегодня в Лавре много молодой братии, но, конечно же, жизнь монастыря тесно связана с его старыми насельниками. Течет время, умирают люди, многие уже «переселились» на братское кладбище в Деулино: там уже множество могилок, причем некоторые – совсем свежие.
Как совершается в Лавре память о покойной братии? Вспоминают ли ушедших в их памятные дни? Что с этим связано?
– К сожалению, кладбище в Деулино, где хоронят братию Лавры очень быстро – особенно в последнее время – увеличивается. Многие братья уходят, особенно старцы. Каждого брата, который скончался, мы помним. В день его кончины мы совершаем поминовение, здесь на братской трапезе служим панихиду. Служим панихиду, может быть, и на кладбище, на его могиле. На каждой Божественной Литургии поминаем почившую братию.
Кроме того, на сайте Лавры есть раздел, посвященный жизни старой почившей братии Лавры. Это «Братский помянник», который рассказывает о жизни того или иного, особенно недавно почившего, старца.
– В Лавре постоянно происходят чудеса. И, несмотря на то, что наши современники активно ищут явных чудес, Вы уже сказали, что Преподобный Сергий творит чудеса незаметно, в тихости, каждому открывая свое. Фиксируются ли сегодня какие-то яркие случаи?
– В настоящее время, как правило, люди, получившие помощь (и даже исцеление), чаще всего скрывают это. Потому что помощь бывает разная. Но исцеления происходят, и случаи такие у мощей Преподобного мы регулярно наблюдаем.
Для кого-то, может быть, это мелочь, но когда студент Академии подходит к мощам Преподобного и просит помощи на предстоящем экзамене, зная только один билет, а потом вытягивает именно его – это ведь настоящее чудо! А обоснованием такой его «нерадивости» было лишь то, что он помогал старцу и был занят уходом за умиравшим старцем. И вот, он идет сдавать экзамен и получает пять баллов за тот билет, который – единственный – он подготовил!
– Да, действительно, это очень яркий случай…
– Можно, конечно, спорить: чудо это или не чудо, но такие случаи происходят. Один студент помогал престарелому монаху, тот был немощный, и он ходил к нему каждый день. Студент делал ему разные процедуры, но к урокам и экзаменам готовился плохо. Готовился, но на бегу, на ходу, на переменах… И вот, год кончился, он идет в канцелярию Академии, чтобы получить табель об успеваемости, и видит, что там стоят только одни пятерки! Он был очень удивлен: целый год-то вроде бы и не учился, все бегал между старцем и учебой… Но когда старец почил, а студент этот, по старой памяти, стал несколько лениться и прохладно относиться к занятиям (дескать, он ведь отличник!), то в конце года картина изменилась!
И он стал ходить помогать другому старцу, стал просить помощи Преподобного Сергия, чтобы тот помог ему усвоить материал, и прекрасно сдал экзамены! С помощью Преподобного Сергия…
Именно поэтому существует у нас традиция, когда все студенты идут к раке мощей Преподобного, прося его помощи и благословения на свою учебу. Не только для того, чтобы отлично сдать экзамен, а для того именно, чтобы усвоить материал. А сделать – это уже дело другое…
Архимандрит Матфей (Мормыль)
– Троице-Сергиева Лавра неразрывно уже связана с именем нашего Главного регента монастыря, легендарного архимандрита Матфея (Мормыля). Записи лаврского хора уже разошлись, наверное, по всему миру – не только в России. Троице-Сергиеву Лавру уже практически не отделяют от звучания этого хора. Люди слушают, молятся, вспоминают… А что сегодня происходит с лаврской певческой традицией?
– Конечно, отца Матфея нам недостает. Конечно, то значение, которое имел отец Матфей, сейчас все более и более становится очевидным. Его значение все больше и больше увеличивается и осознается. Но, к сожалению, его реальное участие в жизни хора все более и более отдаляется, потому что отца Матфея с нами нет уже почти десять лет.
А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.
Время идет, вырастает молодое поколение, приходят молодые ребята, которые уже не помнят отца Матфея. Да, видели на фотографии или на видео. Да, слышали его хор. Но реально они не переживали того, как он управлял. Это чувство хора, которое имел отец Матфей, монолит певческого коллектива, его видение музыкального произведения, этот мощный звук, который исходил от хора и катился, как огромный шар, по всему храму, заполняя собой все пространство… Редко, кому из регентов удается добиться такого звучания хора… А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.
Помню такой случай, когда отец Матфей управлял хором в последний раз: регентует Херувимской, а сам плачет, сидя на своей колясочке (он в последние годы не ходил). И хор пел просто непередаваемо! Несмотря на то, что хор был смешанным, но он был настолько сплочен, настолько слит, что непонятно даже, где какие звучали голоса – мужские или женские… Это был единый молитвенный звук… Вопль молитвенный, торжество молитвы – забыть это невозможно!
И сегодня говорить о том, что это «было и ушло», нельзя. Это было, оно есть и сейчас. Есть, потому что мы помним отца Матфея.
Один из наших духовников рассказывал такой случай. Где-то в 80-е годы группа людей из Архангельской области, живших долгое время в церковном расколе, приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Они не признавали Патриарха, не признавали Церковь. Считали, что Церковь уже не сохранилась… И вот, они попадают в Успенский собор на Литургию. Пел отец Матфей. Они пережили эту волну благодатного духовного и музыкального пения, после чего признались сами себе, что Церковь – жива. Они поисповедовались в Лавре, покаялись, причастились Святых Таин и радовались, что Церковь – жива. Это было свидетельство жизни Церкви.
И дай Бог, чтобы в Лавре не прекращалась такая певческая традиция, чтобы Преподобный Сергий воздвигал подвижников церковного пения. Чтобы пение церковное проповедовало, назидало, укрепляло людей на их пути ко Христу.
– Когда мы поднимались к Вам в келию, отец Павел, я обратил внимание на дверцу братской келии с номером 16, на которой висит надпись: «Архимандрит Кирилл». Мне посчастливилось несколько раз бывать в этой келии: Батюшка встречал у себя, молился, отвечал на многие и многие житейские вопросы…
Архимандрит Кирилл (Павлов) Несмотря на то, что отца Кирилла сегодня с нами нет, но он жив, и братия иногда его посещает. Он болеет, он в коме, он тяжело переживает, наверное, свое состояние, молится (о чем многие свидетельствуют). Как сегодня в Лавре вспоминают нашего духовника, архимандрита Кирилла (Павлова), который, вероятно, известен сегодня так же, как и отец Матфей, на весь мир?
– Мы говорим сейчас о воспоминаниях, но Батюшка жив. И каждый раз, приходя к Батюшке, мы обращаемся к живому Батюшке. Да, может быть, мы не получаем такого полного ответа. Но мы получаем поддержку, какие-то сигналы получаем от Батюшки, которые он нам может подать.
Да, он сейчас почти что не говорит, но Господь дает ему силы, и он, вопреки всем законам физиологии, продолжает поддерживать приходящую братию. Кого-то – пытаясь ему что-то сказать, кому-то просто потрясет руку или задержит ее в своей. И человек тут же ощущает какую-то помощь в решении того или иного своего вопроса или проблемы.
Мы благодарим Бога, что Батюшка с нами, и за его молитвы мы еще живем в мире и тишине. А это много.
– Молодая братия всегда научается от старой братии. Есть сегодня еще старцы в монастыре?
– Слава Богу, что в Лавре еще есть старшая братия, которая живет, подвизается. Вспоминаю отца архимандрита Пимена (ныне покойного). Помню, иду по братскому коридору около полуночи в умывальную комнату, а мне навстречу – отец Пимен. И говорит мне: «Доброе утро!» И так было несколько раз. Сначала я подумал, что старец шутит со мной: полночь почти, а он говорит мне «Доброе утро!» А, может быть, перепутал старец по старости своей (ему уже 80 лет было). А потом я заметил: нет, старец уже проснулся. Это у него утро началось. Он проснулся и шел, умывшись, на молитвенное правило…
У нас сейчас есть старая братия, к которым молодые приходят прочитывать им правило. К кому-то в три часа ночи приходят читать правило… Это очень поучительно и очень поддерживает всех.
Один молодой монах как-то сказал: «Бывает, не хочется идти, но надо старцу помочь. Если я не приду, он же не сможет прочитать сам!» И вот, он идет в три часа ночи и читает ему правило. Это очень поучительно.
Но, конечно, у современного человека много проблем. В основном, проблема своего «я». Такой человек все пропускает через свое сознание, через свой ум, анализирует, а с этим анализом, чаще всего, он может потерять понятие послушания и не увидеть его.
И вот здесь послушнику (или монаху) нужно задуматься: зачем он пришел в монастырь? Творить свою волю, делать все по-своему, или же делать, как ему благословят?
В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле.
В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле. И если человек внимательно живет в Лавре, он видит, что управляет всем Преподобный Сергий. Не администрация, не какое-то начальство, а сам Преподобный тихо, спокойно правит монастырем! Братия, ведущая настоящую духовную жизнь, видит это, знает, замечает и в терпении ждет, – если имеет какое-то искушение – что Преподобный сам все расставит на свои места и все решит.
– В Лавре есть большая библиотека, может ли монах сегодня повысить свой образовательный уровень, находясь в стенах обители?
– Есть библиотека с хорошим читальным залом. А кроме тех книг, которые там имеются, усилиями братии была переснята на электронные носители вся прежняя лаврская библиотека, сохранившаяся после Смутных времен в Москве, будучи вывезенной в РГБ. Там она и сейчас хранится, а братия все полностью пересняла, большая часть материалов сейчас размещена на сайте Лавры. Переснят и дореволюционный архив Лавры. Это очень помогает человеку, имеющему желание изучать историю, быт Лавры, ее духовную, богослужебную жизнь. Можно придти, воспользоваться компьютером, и братия с успехом этим пользуется.
– Первое, что обращает на себя внимание паломника, попадающего в Троицкий собор Лавры – это, конечно, удивительные росписи наших святых иконописцев – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, а также их учеников. В Троицком соборе действительно сохранились их подлинники?
– Иконостас Троицкого собора написан преподобным Андреем Рублевым и его учениками, в частности, Даниилом Черным. Пятый (верхний) ярус иконостаса относится к XVII веку. Царские врата – это дар Михаила Федоровича Романова, первого из династии Романовых. В первом ряду иконостаса – иконы XV-XVI веков. Там же была и рублевская Троица, на месте которой сейчас размещена копия иконописца Баранова, который исполнил ее в 1927 году.
Да, Андрей Рублев расписал весь собор, но, к сожалению, его фрески не сохранились. В XVII веке они были срублены и заменены новыми фресками. Мы сейчас имеем остатки фресок XVII века. Они отреставрированы, поновлены частью, но это остатки фресок XVII века.
Серапионова палата
– Известно паломникам, что в Серапионовой палате – место бывшей келии Преподобного Сергия. Это действительно то самое место?
– В исторических повествованиях мы читаем, что келия его была около храма. Прежний храм Живоначальной Троицы стоял на месте Троицкого собора. А поскольку он был деревянным, меньшим по размеру, то и получается, что «келия у храма» попадает как раз на место, где сейчас Серапионова палата.
Есть предположение, что келия Преподобного отчасти находилась даже под нынешней территорией Троицкого собора.
Момент явления Матери Божией Преподобному Сергию – это один из важнейших моментов в жизни как Преподобного Сергия, так и в жизни Лавры. Память об этом сохраняется в Лавре, и каждую пятницу совершается акафистное пение в честь Матери Божией, потому что, как мы помним, явление это было в ночь с пятницы на субботу, во время молитвы Преподобного с его учеником, преподобным Михеем.
– «Большой келией Преподобного Сергия» называют Московские духовные школы, которые уже давно исторически обосновались в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь Академии и семинарии неразрывно связана с жизнью обители. Как происходит общение братии монастыря и преподавателей и студентов Московских духовных школ?
– Во-первых, студенты участвуют в Лаврских богослужениях. Они поют на клиросах во время воскресных богослужений, на большие праздники церковные. Происходит и исповедь студентов в особо установленные дни: например, перед Рождеством, перед Пасхой, перед Успением, перед Преображением. Есть специальные дни, когда администрация Академии считает нужным, духовники Лавры приходят и совершают исповедь студентов Академии и преподавателей. Студенты и самостоятельно регулярно посещают лаврских духовников: приходят на исповедь, открывают помыслы, получают духовные советы – такая нормальная, живая христианская жизнь, это очень хорошо.
Молитвами Преподобного Сергия да пребудет над всеми нами покров Игумена Земли русской – в благословение каждому из нас, в радость, утешение и терпение своего жизненного креста!
Духовные ГОСТы лаврского старца: Светлой памяти архимандрита Наума (Байбородина)
«Поминайте наставников ваших,
которые проповедовали вам слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…»
(Евр. 13, 7)
Духовный отец. Наставник. Старец. Или просто «батюшка» и даже «дедушка». У каждого, кто знал духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Наума, осталась о нем своя память. Исполнив завет первоверховного апостола Павла, для всех он «сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых».
По словам же иной мудрости, восточной, в него летело и немало камней – не имевших ничего общего с действительностью слухов и сплетен. Но только потому, что плоды старца были обильны. Отец Наум стал одним из тех пастырей Русской Церкви, о ком будут помнить вечно. Его ученики, духовные чада и многие поколения тех, кому эта светлая память будет передана.
«Путь старца»: светлой памяти архимандрита Наума (Байбородина)
В нашем небольшом очерке мы не претендуем на подробный рассказ о духовном пути и наследии этого удивительного человека, человека Церкви. Наша задача – показать образ отца Наума тем, кто не знал о нем в годы его земной жизни, завершившейся совсем недавно – 13 октября 2017 года. Жизни временной, ушедшей в Вечность, туда, где этот светлый старец ждет своих духовных чад. И молится обо всех нас.
Так, в одной из своих проповедей, чудесным образом сохранившихся на любительской видеосъемке, отец Наум сказал, с одной стороны, простые, но вместе с тем очень глубокие и важные для каждого христианина слова:
«Мы дети и братья перед Богом. Надо любить Бога, любить ближних, родителей своих. У нас один враг – диавол. Давайте, братья и сестры, просить Бога, просить Его угодников, чтобы Господь укрепил нас в вере, чтобы мы шли правым путем и наследовали Жизнь Вечную. Аминь».
Путь к старчеству
Свято-Троицкая Сергиева лавра. Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке Игуменом Земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, вот уже семь столетий является одним из ключевых символов Русского Православия. Именно здесь на протяжении трех столетий действуют московские духовные школы – семинария и академия – подготовившие многие тысячи православных священнослужителей.
Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры
В их числе – архимандрит Наум, пришедший в эти святые стены в далеком 1957 году. Чтобы остаться здесь навсегда. Будущий старец прибыл сюда из далекого города Фрунзе, столицы Советской Киргизии, 30-летним молодым человеком, незадолго до этого демобилизовавшимся из Советской армии, в которой служил со времен Великой Отечественной войны. Так, автор книги воспоминаний об отце Науме «Он от нас не ушел», настоятельница Никольского монастыря города Приволжска игумения Анатолия (Баршай) рассказала Телеканалу «Царьград»:
Батюшка 1927 года рождения. Набор этот был особо отмечен Сталиным как будущие кадры. Они, собственно, не были в сражениях войны. Потому что в отношении этих ребят было распоряжение их приберечь. Это должны были быть будущие специалисты и в гражданских профессиях, и кадровые военные. И поэтому их очень хорошо обучали в армии. Он же прослужил, батюшка, восемь лет в армии.
После армии будущий старец учился в светском вузе – на физико-математическом факультете Фрунзенского политехнического института. Но уже тогда избрал духовный путь. Вот, как об этом рассказывает жизнеописательница батюшки игумения Анатолия:
Он ходил в храм, во Фрунзе, и там ему давали читать «Апостол». Он был студентом, но читал «Апостол», видимо, делая очень много ошибок. И там была какая-то монахиня-псаломщица, она очень сердилась. А настоятель говорил: пускай Коля (мирское имя будущего старца – ред.) все равно читает, он еще лучше тебя всё будет знать. Ну, конечно, кто бы мог предположить, что он и семинарию, и академию окончит, и станет архимандритом. А тогда был еще совсем молодым юношей. Однажды ему в руки попался Журнал Московской Патриархии. И он для себя сделал открытие, что, оказывается, есть учебное заведение, где можно получить духовное образование.
А годы были непростые: самое начало хрущевских антицерковных гонений. Годы, когда не то, что семинаристы, но и священнослужители порой предавали православную веру. А отец Наум, в конце 1950-х принявший монашеский постриг и священнический сан, а затем окончивший духовную академию со степенью кандидата богословия, к вере приводил. Более полувека. Тысячи и тысячи людей. В том числе – весьма далеких от Церкви. Подобно тому, как в веке XIX старцы Оптиной пустыни врачевали западнические недуги интеллигенции того времени. С любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.
Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры
В стенах маленькой лаврской монашеской кельи отец архимандрит Наум принимал сотни, тысячи людей, которые приходили к нему за словами наставления, утешения, молитвы. И каждому он находил слово, находил, как достучаться до его души, каждому находил послушание по его силам. Это были простые люди из глубинки, вечные труженики, это были люди из столичных городов, а особенно много было людей из академического сообщества. Профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Валерий Саврей впервые оказался у отца Наума в далеком 1979-м. Именно ему было суждено привести в келью батюшки многих представителей отечественной науки. Вот, как Валерий Яковлевич рассказал об этом Телеканалу «Царьград»:
Для старца Наума чрезвычайно важно было просветить Светом Христовым всю академическую науку, и прежде всего наиболее выдающихся ее представителей, наших современников. У старца Наума были очень многие выдающиеся ученые, академики. На самую последнюю исповедь приходил к нему основатель отечественной теоретической политологии Александр Сергеевич Панарин, а также директор Института механики МГУ академик Самвел Самвелович Григорян. Бывал у него и ныне здравствующий выдающийся гоголевед Владимир Алексеевич Воропаев, издавший по благословению старца 20-томное издание Николая Гоголя, и многие другие.
Со временем вокруг отца Наума сложился большой круг молодых ученых, студентов и аспирантов. Многие из них и сегодня в своей научной и просветительской деятельности следуют благословениям, полученным от батюшки, исполняя его послушания. Один из участников этого «кружка», кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Илья Вевюрко также поделился с Телеканалом «Царьград» своими воспоминаниями:
«Еще когда мы были студентами, старец часто говорил нам, что все, что вы делаете, вы должны делать, прежде всего, стремясь к точности всех данных, которые вы используете. Никаких подтасовок не должно быть, никаких натяжек. Потому что это подобно строительству какого-то технического агрегата, например, самолета, где должны быть четко соблюдены ГОСТы, батюшка любил использовать именно эту метафору, иначе будет катастрофа».
Архимандрит Наум (Байбородин). Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры
Своего рода «духовным ГОСТом» для православных людей является Священное Предание нашей Церкви. И отец Наум всегда и всех наставлял в строгом следовании догматической и канонической истине. Жестко обличая любые либеральные соблазны, в том числе и в жизни политической, которой никогда не чуждался. Батюшка живо интересовался и внешней политикой, и мировой экономикой, прямо называя источники мировых бед в лице всевозможных «ротшильдов» и «рокфеллеров». Так, сохранились следующие «политические» размышления архимандрита Наума:
Темные силы не отказались от своих планов насчет нашей страны… Народу сегодня нужны добрые правители, только они смогут темные силы упразднить. Старых мудрых людей надо привлекать, советоваться, чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие. Надо, чтобы сами люди, чувствуя в жизни во всем Божие устроение, стали добрыми. Господь в каждого вложил определенные таланты. И все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех.
Но главным послушанием самого отца Наума было духовничество в Троице-Сергиевой лавре. Он постоянно напоминал, что именно монастыри – подлинные оплоты православной веры, собственным образом являя пример молодым монахам. Так, в беседе с Телеканалом «Царьград» один из духовных чад батюшки, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры с 2012 года монах Прохор (Злобин) в числе прочего рассказал и о важности духовника для всей монашеской братии:
«Отец Наум был за каждой братской трапезой, за каждым братским молебном, за каждым богослужением он всегда стоял, всегда был впереди братии, всегда шел в первых рядах. Духовник Лавры, это, в первую очередь, пример».
Фото из архива Троице-Сергиевой Лавры
Многие духовные чада отца Наума стали архипастырями Русской Православной Церкви. В их числе – наместник московского Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн. Владыка прекрасно помнит свое самое первое посещение кельи батюшки в середине 1990-х. И те впечатления, которыми он делится, удивительно близки чувствам многих, кому довелось общаться с отцом Наумом. Вот одно из таких впечатлений, которым поделился с Телеканалом «Царьград» наместник московского Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн (Руденко):
Батюшка сидит в кресле, я, как все, еще мирянин, встаю к нему на коленочки, и начинаем беседовать. И у меня было ощущение, что передо мной не просто человек, не просто современный священник или даже известный старец, а будто передо мной сидит Пророк Божий. Буквально, как древний, ветхозаветный Пророк. Как Илия, Аарон, Моисей. Ощущение вневременное, вне контекста нашей окружающей жизни…
И это ощущение владыки Иоанна неслучайно. Ведь отец Наум был одним из тех, кто здесь, среди нас, долгие годы сочленял миры Горний и дольний, Небо и землю. Пока не ушел туда, где нет времени. Но только Вечность и Любовь.
Покой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого архимандрита Наума, и святыми его молитвами помилуй всех нас.
Преставился ко Господу архимандрит Наум (Байбородин)
Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.
В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 годах в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).
В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой Лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены.
В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.
Воспоминания мамы.
13 октября на 90-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, известный все России и за ее пределами духовник архимандрит Наум (Байбородин)
Из воспоминаний мамы Гульнары
(директора частного детского дома «Мээрим Булагы»)
В 2003 году в июле месяце мне позвонила воспитательница Ирина Николаевна и сообщила, что приехали священники к нам. Впервые я познакомилась со священником. Я была одета в майку красного цвета и брюки. Приехав домой, увидела старца, который пристально посмотрел на меня, я представилась мамой этого дома. Вдруг мне стало не по себе, я съежилась, стала сама по себе закрывать открытые руки, мне захотелось срочно переодеться, но старец рассказывал история и не отпускал меня. Я ерзала, закрывала руками руки, переминала ноги, даже не слышала, о чем он говорит. Мне хотелось побыстрее закрыть оголенные руки и одеть платье. Через некоторое время, я все-таки побежала, быстро переоделась и была постоянно рядом с ним. Наступили сумерки, вдруг старец говорит: — «Давайте переночуем возле озера». Я говорю: — «Дедушка, иди сначала помойся, потом поужинаете, и никуда я вас не пущу. Нехороших людей и у нас много, у вас дорогие машины, разграбят еще…». Старец ответил: — «Раз матушка сказала — надо слушать!». А я ему в ответ: — «Я не матушка, я еще молодая для матушки». Так они и остались у нас ночевать.
Ночью они все время молились в разрушенной часовне, а в четыре часа утра уехали. Так и познакомилась с о. Наумом, Архимандритом Троице-Сергиева лавра. В дар получила очень много книг, прочитав которые, перевернулась вся моя жизнь, связав меня с Православием.
В этом же году, по благословению о. Наума, Карюгин Афанасий Иванович (о. Афанасий) передал детскому дому в дар свою собственность в курортной зоне «Ыссык-Ата».
С 2004 года у нас начались судебные тяжбы с Федерацией Профсоюзов Кыргызстана, борьба была очень тяжелой. Силы не равны. У меня, кроме детей, ничего нет, ни транспорта, ни денег, но я отстаивала подарок детей.
В один день приезжаю в лавру, кое-как дождалась встречи с о. Наумом, говорю ему: — «Отче, заберите свой подарок в Ыссык-Ате, я устала, не могу уже судиться, сил нет и денег». Он слушал молча, потом встал, я думала, сейчас он помолится за меня, но он взял меня за шкирку и выставил из своей кельи. Я вышла, плачу, топаю ногами, прилетела в Киргизию, думаю: «Пусть я проиграю, не от меня все зависит».
Пошла на очередной суд, без адвоката, одна, и что вы думаете, впервые я выиграла судебное заседание, которое было решающим для всех других судебных заседаний.
Однажды проездом заехала в лавру, постояла в очереди, зашла к о. Науму. Я ничего не просила, я всегда скучала по нему. Мне было достаточно одного – побыть рядом с ним, прикоснуться, и этого хватало мне надолго. В этот раз он мне дал бидон с молоком. Я думаю: — «Куда я по Москве с этим бидоном молока?» Келейница вышла вслед за мной, говорит: — «Гульнара, раздайте всем понемногу». Все стоящие в очереди к о. Науму так обрадовались, всем налила понемногу, все выпили, кто-то в бутылочку налил, кто-то с благоговением выпил, ожидая чуда.
Я приехала на Иссык-Куль. Звонок из Алма-Аты: — «Я хочу подарить вам три дойные коровы, переезжаю в Россию, жалко кому-то отдавать, решил подарить вашему детскому дому». Вот это чудо с бидоном молока… Вот, что значит благословление старца…
В 2005 году звонит мне из Алма-Аты о. Александр, говорит, что о. Наум хочет побывать у вас в Ыссык-Ате, он благословил готовить пищу Гульнаре. Вот я испугалась, думаю, как готовить о. Науму… И каждый раз, когда подавали пищу, спрашивали: — «Как?», он отвечал: — «Вкусно». Я – ух, Слава Богу! Вот такое счастье – благословение привалило мне, готовила трапезу для о. Наума.
Сейчас все вспоминаю со слезами на глазах. Счастье тем, кто ухаживал и провожал его в последний путь. Это служение человеку, с Абсолютной любовью к людям…
Архимандрит Наум родился 6 декабря 1927 года в селе Мало-Ирмен- ка Ордынского района Новосибирской области в семье благочестивых верующих крестьян Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. 25 декабря того же года мальчика крестили в храме Архистратига Божия Михаила в родном селе. В святом крещении ему нарекли имя Николай в честь святителя Николая Чудотворца. В семье было много детей, но в голодные 1930-е годы все его братья и сестры умерли. У родителей остался один Коля, которого мать в молитве обещала посвятить Богу. Вскоре после его рождения Александр Ефимович и Пелагея Максимовна переехали в Приморский край, где мальчик поступил в школу. Однако закончить ее ему не удалось из-за начавшейся войны, и после 9-го класса он вынужден был прервать учебу.
В октябре 1944 года, в возрасте 16 лет, он был призван в ряды Советской армии и направлен на обучение в авиационную радиотехническую школу города Фрунзе, затем проходил срочную службу в авиатехнических частях. В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, Николай продолжил прерванное обучение. В 1952- 1953 годах он посещал вечернюю среднюю школу в городе Фрунзе, а затем поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета. В годы учебы в университете Николай часто ходил на службу в храм. Узнав о Московской духовной семинарии, он принял решение поступить туда учиться.
В 1957 году он впервые приехал в Троице-Сергиеву лавру и, сдав экзамены, был зачислен в семинарию. Проучившись полтора месяца, Николай подал прошение о приеме в монастырь и 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Радонежского, ученика преподобного Сергия. Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского, в Трапезном храме Лавры митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум был хиротонисан во иеродиаконы, а ровно через год, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию. 25 апреля 1970 года ректором Московских духовных академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен в игумена. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
В Троице-Сергиевой лавре отец Наум более полувека исполнял служение духовника, и участвовал во всех праздничных и воскресных службах. Во время богослужения он часто произносил проповеди, проникнутые духом святоотеческого учения. Его удивительная мудрость, доброта, чуткость и любовь к людям быстро снискали ему общее уважение, и тысячи людей со всех краев России и даже из других стран потянулись к нему за советом и утешением. С каждым он беседовал, исповедовал, давал советы и наставления, указывал истинный христианский путь в жизни.
Служение духовника малозаметно и скрыто от посторонних глаз, но имеет огромное значение для Церкви. В своей жизни отец Наум всегда стремился к простоте и смирению и старался не привлекать к себе внимания. Но, благодаря ему, тысячи людей пережили духовное рождение и пришли к вере. Измученные и мятущиеся души обретали в его келье облегчение и утешение. Главным наставлением, которое он давал, было исполнение заповедей Божиих и молитвенный труд. Особое значение отец Наум придавал борьбе с греховными помыслами и чтению Иисусовой молитвы. Поэтому он благословлял постоянно ее читать и монахов, и мирян. Отличительной чертой архимандрита Наума была необычайная эрудиция. Своими познаниями он делился со всеми приходящими, призывая их к усердному изучению Священного Писания и святоотеческих творений. Чтобы помочь желающим овладеть святоотеческим наследием, отец Наум составил фундаментальный восьмитомный сборник «Святоотеческая симфония» — своеобразная энциклопедия христианской духовной жизни. Среди приходивших к нему были люди разных возрастов и званий: старые и молодые, архиереи, священники, монахи, миряне, профессора университетов и почтенные академики, лица высокого административного положения, генералы и адмиралы, государственные чиновники и простые христиане. Все они получали на приеме у отца Наума единое на потребу и испытывали на себе его благодатное влияние. Видя душевное расположение и таланты людей, он направлял их на пользу Церкви и народу, вдохновлял на создание храмов и монастырей, открытие духовных школ, православных гимназий и детских приютов, издание православной духовной и научной литературы. Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению Богу являлись высоким примером для всех – и для богомольцев, и для монастырской братии.
Последние годы жизни отца Наума были отягчены болезнью. Но, он, несмотря ни на что, всегда был готов откликнуться на зов о помощи скорбящими и, пока еще позволяли силы, преодолевая немощь, принимал посетителей. Все, сделанное им для людей, сохраняется в их душах и приносит добрые плоды. Его завещание, обращенное ко всем нам, — доброта, святость, благочестие, любовь к Богу и ближним, воплощение в жизнь высочайших евангельских идеалов.
Проводить отца Наума в последний путь собрались тысячи его духовных чад, большой собор духовенства и мирян. 15 октября 2017года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры отпевание совершил первый викарий Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений в сослужении сонма архиереев, настоятелей монастырей и простых священников. Перед началом отпевания митрополит Арсений огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором, в частности, говорилось: «Ныне Господь призвал к Себе Своего верного и ревностного служителя, долгие годы согревавшего сердца тех, кто во множестве приезжал к нему за советом и духовным утешением. Почивший снискал высокий авторитет и особое признание в Церкви, поскольку всю свою жизнь посвятил заботе о вверенных его попечению духовных чадах».
Разрешительную молитву над усопшим прочитал митрополит Астраханский и Камызякский Никон. После отпевания гроб под звон колоколов обнесли вокруг Успенского собора. Лития на месте погребения совершил митрополит Астраханский Никон. Похоронен отец Наум за алтарем Духовского храма лавры рядом с могилой приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова). Помолиться об упокоении почившего на могилу ежедневно приходит сотни людей.
Датка
«Отец Наум сказал? Через 20 лет сбудется»
Архимандрит Наум (Байбородин) Сегодня, на память святителя Николая, вспоминаем и архимандрита Наума (Байбородина). Батюшка родился в этот день. У его мамы дети умирали во младенчестве, и когда родился он, благочестивая христианка взмолилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Молитва была услышана.
О данном нашему времени старце вспоминают однокурсник и те, кого отец Наум в свое время благословлял на монашество, а кого-то и на игуменство, но, как видно из рассказов, не был чрезмерно суров и ничьей воли не ломал.
«Присылай ко мне любых!»
Протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»):
– Я помню отца Наума еще Николаем. Мы вместе с ним учились в семинарии и в академии. Он во время учебы в семинарии принял постриг. По нему уже с самого начала было видно, что это будет монах. Так что все его пострижение восприняли как должное.
Когда мы учились, я обычно за первой партой сидел, – старался всем подсказывать. Но Николай – будущий отец Наум – был принципиален:
– Мне не надо ничего подсказывать. Что смогу – то и отвечу.
Всегда был очень строг к себе и к окружающим. Потом, уже после учебы, когда он был в монастыре, да и я уже служил на приходе, он говорит мне как-то:
По нему с самого начала было видно, что это будет монах
– Знаешь, я к тебе иногда кого-то отправляю… Так и говорю: скажите, что от отца Наума. Просто, если судить по монастырским правилам, то мы должны таких очень строго наказывать, но все-таки, думаю, можно к иным и послабление в канонических прещениях применить. Но нам самим это неудобно делать. Уж лучше ты…
– Ну, и я к тебе буду присылать! – отвечаю.
– Ко мне присылай! – тут же согласился. – Даже если какие сумасшедшие, ко мне присылай любых! Они пока через длинную мою очередь ко мне пройдут, их там так «поисповедуют», что они уже совсем другими приходят. Так что присылай-присылай!
И действительно, я неоднократно пользовался этой возможностью. Как-то пришла, помню, одна женщина – и давай скандалить и угрожать. А как самый сильный аргумент вдруг произносит:
– Я вот пойду жаловаться к самому отцу Науму! – мол, как самому строгому ревнителю канонов.
– О! – обрадовался я. – Иди-иди! Еще и скажи ему, что я тебе вот так-то сказал!
Проходит неделя, дверь у меня в кабинете открывается, – кто-то ползет на коленях.
– Батюшка, прости! Батюшка, прости!..
– Что такое? Кто это?
– Батюшка, прости! – кто-то причитает.
Протопресвитер Владимир Диваков Не могу понять: что вообще происходит? Это, оказывается, та самая ретивая обличительница. Пошла она к отцу Науму, да и рассказала ему, что она мне тут закатила за сцену… Он ее послушал-послушал:
– Что?! Это ты с моим однокашником-однокурсником так разговаривала?! Да как ты могла…
– Ой, батюшка, простите, – ушла та в осадок.
– Пока у него не испросишь прощения, близко ко мне не подходи!
Вот она и пришла, так и умоляла:
– Батюшка, простите? А то он меня больше не примет.
– Ну, скажи, что я все простил.
Больше она ко мне с разносами не приходила.
С отцом Наумом мы, конечно, уже в пору служения каждого из нас виделись редко. Разве что когда в лавре на память преподобного Сергия или на Троицу собирались. Или когда собор лаврских духовников на Патриаршее богослужение приезжал.
Бывало, вместе окажемся в храме на лаврском подворье, или в Кремле, или еще где-нибудь:
– Отец Наум, мне неудобно возглавлять иерейский чин за богослужением, тем более в вашем присутствии… Возглавьте вы.
– Не-не-не, вы там при Патриархе, а мы тут простые монахи…
Вот так он просто и скромно держался! Настоящий монах. Во всех отношениях преданный Церкви ее служитель. Совершенный духовник.
«Даже до такой вот вещички»
Игумен Киприан (Партс)
Игумен Киприан (Партс), духовник Сретенской обители Москвы:
– К отцу Науму я не мог попасть долгое время. Приезжал, ждал в очереди. А до меня очередь просто не доходила. Видел его уже, рядом сидел, а поговорить не удавалось. Я уже служил в армии, и вдруг меня отпускают в увольнение. С ночевкой. На Пасху. В принципе, не положено, но мое начальство, зная, что я верующий, пошло навстречу. Так я оказался в этом неуставном увольнении – на два дня.
И вот в Великую Субботу 1993 года я отправился прямиком в лавру. Приезжаю, сначала, проходя, проверил: у отца Наума все было закрыто. Пошел к преподобному Сергию, приложился к мощам. Написал записочку. Карандашом. Выхожу в притвор, а там пожилая женщина (тогда-то, при моем возрасте, она мне вообще старушкой казалась – ей, может быть, лет 50 было) громогласно спрашивает:
– Кто пойдет чистить картошку? Кто может помочь?
А мне, солдату, лишь бы подольше в лавре побыть. Вот я и вызвался. Чистили мы эту картошку час от силы, а она всех нас потом еще кормить повела! В старую братскую трапезную, которая располагалась под Сергиевским трапезным храмом. Это была очень красивая трапезная, с росписями. Мы все покушали. Я – как следует (на то и солдат). А этой бабушке-то я, получается, уже вроде как и знакомый, да? И вот я – к ней:
– А нельзя ли к отцу Кириллу или к отцу Науму попасть?
– Ну, отца Кирилла сейчас нет, – отвечает, – а к отцу Науму – пошли.
И она меня провела за трапезным храмом и лаврской стеной. Мимо просфорни. Оказывается, отец Наум потихоньку там своих принимал. Официально было закрыто, а свои проходили. Я сел. Передо мной только одна игумения оказалась, больше никого не было. И вот отец Наум меня принял. Я ему исповедовался. Он мне подарил иноческое келейное правило и Евангелие на церковнославянском языке, а также книжечку. Был тогда такой сборник «Сердце чисто созижди во мне, Боже» – 1-й том, «И дух прав обнови во утробе моей» – 2-й том. Вот он мне второй том и подарил, с преподобным Серафимом Саровским на обложке. А первый я потом докупил, как вы думаете, где? Здесь, в Сретенском монастыре, – кстати, тогда еще даже не открывшемся.
Помню еще, кроме всего прочего, отец Наум сказал мне:
– Смотри, хорошо служи.
Я ни разу на гауптвахте и не был. И еще прибавил:
– Смотри, ничего не воруй. Даже до такой вот вещички, – и показал пальцами: до какой.
«Ну, да, – думаю, – воровать нехорошо».
Приезжаю домой, в Мытищи, и что я нахожу в своем кармане? Карандаш! Которым я писал записку на молебен у мощей преподобного Сергия. Получается же, что я его стащил! А карандаш этот размером как раз такой, как отец Наум мне показал!
Архимандрит Наум (Байбородин) в лавре
Возвращал я этот карандаш потом два года: все забывал. В конце концов, через два года сестра ехала в лавру, я ей и говорю:
– Ольга, вот тебе два карандаша, отвези преподобному. А то я у него карандаш утащил.
То есть я вчетверо воздал (ср. Лк. 19, 8). Я же половину карандаша упер? Вот. А два целых новых карандаша – это вчетверо. Так уж получилось. Я не специально. Это я уж потом, задним числом вычислил.
А потом, когда я уже в монастыре был, мне одна из духовных чад отца Наума подарила его фотографию. А он, когда его фотографировали, решил этому воспрепятствовать и выставил руку, а получилась так, что пальцы сложены в ту самую конфигурацию, точно он мне все также показывает: «Даже до такой вот вещички».
Потом уже, когда я служил в армии, у меня были искушения, и я попросил маму, чтобы она к отцу Науму съездила. Мама у меня послушная. Я попросил – она съездила. И потом уже, когда я был в братии обители, через других людей я узнал – мама им рассказала, – что отец Наум ей тогда сказал про меня:
– Отпусти его идти своей дорогой.
То есть то, что она меня в свое время отпустила в монастырь, – это она послушалась отца Наума. Она не сама решение приняла, а послушалась старца. Мама родилась на память преподобного Сергия, 8 октября 1940 года, и о том, что сына надо отпустить в монастырь, ей было сказано в лавре.
Тест на смирение
Игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря города Малоярославец:
– Однажды отец Наум спас меня от очень сильного искушения. Он просто задержал меня, – вот и всё. За мною матушка Никона (Перетягина), я тогда еще экономом была в Шамординской обители, уже даже одну из сестер в лавру прислала. А он:
– Я ни тебя не пущу, – говорит мне, – ни ее, идите вон там-то и молитесь!
Окажись я в это время в монастыре, мне не избежать было больших неприятностей
Так я там до вечера и просидела, молилась. А потом выяснилось: окажись я в это время в монастыре, мне не избежать было по должности больших неприятностей.
По рассказам нашей игумении, которая с детства окормлялась у отца Наума, мы знали, что, когда она к нему уже даже монахиней приезжала, он начинал при всех:
– Ты куришь?!
Ей стыдно, но стоит, боится воспрекословить.
– Ты пьешь! Пьешь! – продолжает он. – Ты пьяница!
Матушка нам говорила, что порою и обидится, уйдет.
Игумения Николая (Ильина) А поскольку я обо всем этом уже знала, то, когда меня матушка пошлет к отцу Науму, а он в очередной раз заведет эту пластинку, я уже не смущалась.
– Ты куришь?! – бросит он мне при огромном скоплении народа.
– Да, батюшка, курю, – еще так покашляю немножко для убедительности.
– И пьешь!
– Да, пью. Простите, батюшка, пью.
– И постом!
– Не, постом не пью.
– Ну, вот и молодец.
Понятно: молодец – за то, что смирилась. Но это, конечно, была не моя заслуга. «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60).
Помню, еще он мне давал такие задания, которые совершенно были, как казалось, неадекватны. Однажды он меня отправил в какой-то музей – Козельский, что ли? – чтобы я посмотрела там чучело медведя! Я посмотрела. А потом, когда оказалась в Малоярославце, я на эмблеме города увидела именно такого, стоящего, как в том музее, медведя.
В очереди у отца Наума, бывало, говорили, что каким бы странным ни казалось задание, надо его выполнить за послушание, чтобы молитва батюшки могла в твоей жизни разрешить какую-то проблему, о которой ты его, может быть, и просила.
Как отец Наум меня в монастырь «сватал»
Монахиня Мария (Фомина), духовное чадо отца Наума:
– Мама нас с братом, нынешним митрополитом Астраханским и Камызякским Никоном, с детства к отцу Науму водила. С нами, детьми, он и вел себя как с детьми. То что-нибудь вкусненькое даст, то овечку какую-нибудь на Рождество подарит. Одно время батюшка все хотел, чтобы я игуменией стала, но пусть уж лучше овечки игрушечными будут…
– Не мое это, батюшка, – говорю.
И он не стал настаивать.
В 16 лет я, помню, как-то оказалась у отца Наума, а он мне вдруг объявляет:
– Всё – тебе надо во Владимир!
А я только 9-й класс закончила.
– А как же учеба? – уточняю я.
– Ничего, хватит, – он и сам ровно столько же классов закончил.
А во Владимире при кафедральном соборе у отца Наума общинка сестер была. Вот я туда на послушание и отправилась. Пела там на клиросе. Уборщицей была. А для смирения потом еще и туалеты мыла, – чтобы на меня никто не заглядывался. Года два я там попослушалась, а потом батюшка меня в Рижский монастырь на каникулы отправил.
– Езжай, да попросись у игумении. Возьмет или не возьмет?
Мне тогда еще и 18-ти лет не было. А принимали тогда в монастыри вообще желательно после 26-ти – тогда еще с этим строго было. У меня еще и прописки никакой нет. А батюшка мне внезапно откуда-то такой черный красивый отрез крепдешина достает и вручает:
– Отдашь матушке – пусть она тебе хитон пошьет.
Игумения Магдалина (Жегалова)
Я поехала. Все матушке пересказала. А там тогда игумения Магдалина (Жегалова) была, – подвижница высокой духовной жизни. Отдаю ей отрез. Она на него так посмотрела:
– Это уже когда ты подрастешь, мы тебе сошьем такой подрясник. А пока в сатиновом походишь.
Отправила меня на послушание в пустыньку. А я к тому времени уже очень полюбила Пюхтицкий монастырь. Попослушалась я с месяц в пустыньке, и вот приезжает туда матушка Магдалина. Я думаю: «Хоть бы она меня не взяла». А она:
– Я помолилась. Я тебя беру.
Я – в слезы, можно было подумать, что от радости.
– Ты съезди еще раз к отцу Науму, – говорит матушка. – Так как с пропиской у тебя сложности, жить будешь у нас, а работать пока в больнице.
Даже прощаясь с мамой, отец Наум принимал людей и отвечал на их вопросы
Еду к батюшке. Приехала, а в этот день умерла его мама Пелагея Максимовна, в постриге – схимонахиня Сергия. Я подошла благословиться, он у гроба сидел. Дал мне 9-ю кафизму прочитать. Удивительно, что, даже прощаясь с мамой, отец Наум пребывал в таком расположении духа, что все равно принимал людей и отвечал на их вопросы. Я ему все рассказала.
– Матушка игумения, – объясняю, – меня берет. Как вы благословите?
А он вдруг и отвечает, – он всегда в сердце человеку смотрел:
– Поживи еще с мамой. А там видно будет.
И вдруг вручает мне мешок, – сложил туда вещи своей мамы. И отдал нам еще и ее швейную машинку. Мы очень бережно ко всему этому относились.
Пожила я, значит, с мамой. А потом как-то раз вызывает меня отец Наум и говорит:
– Ну, ты как? Регентом сможешь быть?
– Батюшка, да я и нот-то не знаю.
– А ты можешь сказать: до-о-о ля-я фа?!. Ну, повтори!
Я повторила.
– Ну вот. Езжай. Представляешь, там батюшка только проповедь выйдет сказать, а певчие все уже разбегаются!
Так я оказалась в Эстонии, в Кохтла-Ярве, у отца Вячеслава Куркина. Приехала я туда, ничего не знаю, и попала как раз на первую службу на Успение. Иду к храму и плачу:
– Матерь Божия, как же я буду регентовать?.. Матерь Божия, Ты Сама управь!.. – прямо реву.
А там же певчие все дореволюционные – как я ими регентовать буду?!
– Ма-ри-на! – вдруг слышу в спину (меня так звали до пострига).
Оборачиваюсь, моя родная сестра Анна, откуда ни возьмись, бежит! Она вообще-то должна была сразу после Успения замуж выйти… А батюшка ее, оказывается, не благословил и вслед за мной отправил.
Певчие меня почему-то замечательно приняли, их регент мне очень помогала, всему меня учила, – я даже поверить не могла в происходящее.
Были, конечно, и искушения в женской мирской общине, после которых в монастыре все, как в раю, воспринимать будешь… Батюшка всегда знал, кому какую школу надо пройти и как это каждому из нас потом в жизни пригодится.
И вот, помню, как-то раз приезжает туда к нам на приход Тамара Горланова, она тоже была чадом батюшки, я ее очень любила, она у нас старшей сестрой в общине во Владимире была. Сейчас она монахиня Надежда где-то на родине батюшки, в Новосибирске. Она мне и объявляет:
– Батюшка тебе благословил проситься в Пюхтицу.
Я так обрадовалась! И ведь ни разу батюшке не обмолвилась, что в Пюхтицу хочу. Мне с самого начала туда хотелось, но батюшка лучше знает, кого и как вести.
Отправилась я в Пюхтицу. А мне как раз тогда и исполнилось 18 лет! Это такой для меня подарок был на совершеннолетие! Приезжаю, кланяюсь игумении Варваре (Трофимовой):
– Матушка, благословите к вам в монастырь. Меня отец Наум благословил.
А она сразу:
– Я тебя беру.
А там как раз, оказывается, формировался второй иерусалимский набор. Первый уже отправили. А мы были на подходе… 20 человек. Но из них из всех я почему-то только одна в итоге в Иерусалим попала, хотя и не хотела. Мне в Пюхтице нравилось. Да и матушка была не против меня оставить, но говорит:
– А ты к своему духовнику езжай. Как он благословит?
Я так надеялась, что батюшка меня не благословит. А только сказала ему, как он тут же:
– Двумя руками благословляю, – по-архиерейски отозвался.
– А как же я там без вашего окормления буду жить? – интересуюсь.
– Я передаю тебя в руки Матери Божией, – отвечает.
Так меня и пристроил.
«Ради Господа-то!? Ничего не тяжело!»
или История с аккумулятором
Ольга Самойлова Ольга Ивановна Самойлова, старший преподаватель кафедры теологии МИИТ (РУТ – Российский университет транспорта):
– Меня мама к отцу Науму еще маленькую, лет с шести, водила.
А потом, уже в университете, как каникулы, мама:
– А ты спроси у отца Наума, куда тебе отправиться?
Приезжаю:
– Батюшка, куда?
– Поезжай в Ригу!
– А чего там?..
– Да вот… Слушай, Алексея знаешь?
– Знаю…
– Аккумулятор ему надо отвезти!
Беру эту неподъемную передачку, а когда прибываю по указанному адресу в Риге, попадаю в монастырь.
Алексей смотрит недоуменно:
– Аккумулятор?! А у меня есть…
И, видя уже мое недоумение, улыбается:
– Давай-давай, и этот пригодится!
Интересно, сколько ему таких аккумуляторов привезено было?
Так я оказалась в Свято-Троицком Рижском женском монастыре.
Поселили меня там с монахиней Феодосией, – она тоже чадо отца Наума. Когда мы этих старушечек просто видим где-нибудь, по монастырскому двору спешащих в храм, мы и не представляем себе, какие это на самом деле подвижницы.
Я там просто взвыла через пару дней:
– Матушка, как же можно так мало спать?
Меня там еще и клопы кусали.
– Да ты просто новенькая, – смеется она, – вот они на тебя и напали.
Сама она, пока управится на послушаниях да обойдет весь монастырь крестным ходом, где-то в час ночи только приходила в келлию и… начинала еще читать свое монашеское правило! Я уж засыпала. А наутро, тоже сквозь сон, понимаю, что в полпятого каждый день она уже на ногах, – бежит на молебен.
– Матушка, ну, как же вы так? Тяжело же?
А она смотрит на меня, глаза огромные такие, голубые:
– Ради Господа-то?! Ничего не тяжело!
А потом, помню, приехала моя мама, читает-читает какую-то записочку, а потом так поворачивается к матери Феодосии:
– Обижают?
Та склонила голову, и – ни звука. Вот это настоящее монашество.
Ее вообще всегда было не видно – не слышно. Ты и Бог – вот и монах.
Мне и самой батюшка как-то говорит:
– А мы думали, ты монашкой будешь!
– Не-е-е-е-е-е, – отвечаю я, уже насмотревшись к тому моменту, как это тяжело. – Я замуж выйду.
Благословил – вышла. Родилось у меня трое деток. Прихожу как-то раз к батюшке:
– На работу бы устроиться…
– Вот твоя работа, – показывает он мне на детей.
Хотя до рождения детей я уже успела поработать в медицине.
Хотьковский монастырь
Помню, как в 1987-м году батюшка нас с мамой послал расчищать Хотьковский монастырь. Мы вокруг храма убирали. Смотрим, там рельс лежит. Мы его взяли и понесли куда-то. А как опускать, мама-то руки убрала, а я правую руку одернуть не успела. И мне этот рельс придавил кисть. Мама потом вспоминала: «Ты только крякнула». А сама помню, у меня глаза на лоб полезли, и первая мысль: «А как я завтра работать буду?» Я тогда работала в реанимации, мне же уколы надо ставить… Что делать?!
Извлекаем руку, смотрю на свои пальцы, а они целы. Мама девчонкам побежала сказать, они примчались, стали мне йодом руку заливать. Я смотрю на все это: «А йодом-то зачем?» Но все были перепуганы, как-то пытались помочь. Мы тогда решили сделать перерыв.
Я еще по пути в трапезную, помню, заглянула в храм, а там горы мусора, казалось, это все еще разгребать и разгребать. А вот мы возвращаемся с перекуса, смотрю в проем храма, а там уже пол свободен, все вынесли!
Так все и происходило каким-то чудесным образом.
Захожу в храм. А мне указывают на расчищенное место:
– Здесь захоронены родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария.
Я, помню, поводила там по песочку своей придавленной рельсом рукой, – и все! На следующее утро, как идти на работу, я даже уже вспомнить не могла: какая рука, правая или левая, пострадала?
Помню, потом уже и сама к батюшке приезжала, мысли меня там вихрем захватывали. А он томит, испытывает. Ему же все мысли были открыты. Удивительно, что он выходил только тогда, когда я сама начинала его звать. Один раз так взмолилась, что он аж выбежал:
– Что такое?!!
А я стою, растерялась. У меня все просьбы от такой быстроты реакции улетучились.
– У мамы параман истерся, – только и пролепетала я.
– А, параман… Ну-ка, принесите ей новый.
Принесли.
Тут уж я осмелела, говорю:
– Вот, батюшка, не пускают к вам.
А тогда действительно передо мной дверь как-то внезапно захлопнулась.
– Да вот! – озирается. – Ходят-ходят, такие кроткие, смиренные. А как только поставишь сюда, сразу меняются! Никак не пойму, что с ними делается?!
Батюшка умел и без прямого вопрошания проблемы решать
И тут же переводит тему разговора:
– О, какая дубленка на тебе… модная!
«Причем тут дубленка?» – присмотрелась я к ней. Утешить он меня, что ли, так хотел?
Благословил, и я ушла.
Так тогда и не вспомнила: зачем я к нему приходила, вопила там, чтобы он вышел? Батюшка умел как-то и без прямого вопрошания проблемы решать.
Архимандрит Наум (Байбородин)
Потом уже, когда дети подросли, при Заиконоспасском монастыре открылись Высшие Знаменские богословские курсы, батюшка стал туда направлять тех, кто впоследствии мог бы преподавать. А ведь тогда еще даже кафедры теологии нигде по вузам не открывались.
Мне он еще задолго уже предсказал:
– Будешь преподавать, студентов у тебя будет 20–30.
Про отца Наума вообще в лавре говорили: «Отец Наум сказал? Через 20 лет сбудется». Тогда это сложно было себе даже представить, а вот действительно прошли многие годы – и сбылось.
Басовитая девочка и медсестра из роддома
13 октября преставился архимандрит Наум (Байбородин), старейший насельник и духовник Троице-Сергиевой лавры. Он предвидел судьбы своих духовных чад, часто помогая им советом. Благодаря ему некоторые российские монастыри обрели настоятельниц. О двух игумениях рассказывает Нина Ставицкая.
Настоятельница муромского Свято-Троицкого женского монастыря приснопоминаемая игумения Тавифа (Горланова) полтора года назад поведала мне, как выбрала жизненный путь. Однажды она «увязалась» за своей старшей подругой в Успенский Пюхтицкий монастырь, а увидев эту обитель, сразу прикипела к ней душой и не захотела уезжать. Однако услышала от игумении Варвары (Трофимовой) следующее: «Знаешь, деточка, ты получи образование, затем уж подумаешь, хочешь ли в монастырь». «Деточка» закончила среднюю школу, медицинское училище и устроилась работать в больницу в Эстонии, чтобы быть рядом с любимой обителью – ходить на богослужения, петь на клиросе. Но потом вдруг нежданно-негаданно, благословленная архимандритом Наумом, оказывается в рижском Троице-Сергиевом женском монастыре, где принимает иноческий, а затем и монашеский постриг. Там будущая игумения проходит великую школу монашеской жизни.
Теперь о том, как случилось это «вдруг». Накануне дня ангела настоятельницы рижской обители игумении Магдалины (Жегаловой) сестры захотели сделать любимой матушке подарок: спеть евангельскую стихиру святой равноапостольной Марии Магдалине. Вот только басы старенькие никак «не тянули»! И тут преподаватель регентской школы при Московской духовной академии Светлана Романенко заявляет: «Знаю девочку, которая поет басом!» (имея в виду Тамару Горланову). Тамаре отбили срочную телеграмму, спела она в Риге стихиру. А игумения тут и говорит: «Возьму тебя в монастырь». Вот только после этих слов в душе у девушки появился… испуг: в сердце-то Пюхтицы! Уехала она из латвийской столицы и написала обо всем в письме своему духовному отцу архимандриту Науму. Вскоре получает ответ: «Отправляйся к матушке Магдалине».
Позднее, когда игумения Тавифа на протяжении четверти века возрождала знаменитый теперь монастырь (место расположения которого до возобновления монашеской жизни считалось в Муроме одной из самых криминогенных точек), она не раз обращалась к дорогому лаврскому старцу за советами. Игумении Тавифы, принявшей перед кончиной великую схиму с именем Фамарь, не стало в августе прошлого года. Остались плоды ее великого труда: возрожденная благолепная обитель с подворьями, монастырское издательство и детский приют, где воспитываются девочки-сироты. И во всем этом есть и заслуга батюшки Наума, который прозорливо увидел в юной пермячке подвижницу наших дней, сумевшую, по словам правящего архиерея – митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, – вернуть монастырь из небытия.
Благодаря отцу Науму избрала монашеский путь и настоятельница Введенской Островной пустыни на владимирской земле игумения Феврония (Маратканова). С какой теплотой вспоминала она то удивительное время, когда верующие по благословению своих духовников селились поближе к лавре! Их семья – в том числе. По благословению отца Наума они уехали из Казахстана. Батюшка благословил девушку закончить школу и поступить в медицинское училище. После она какое-то время работала в роддоме, в отделении для недоношенных детей и шесть лет пела в хоре у архимандрита Матфея (Мормыля). А в рижский Троице-Сергиев монастырь попала в 27-летнем возрасте.
– Тогда запрещалось брать в монастыри молодежь, – говорит игумения Феврония. – Нас оформляли на разные работы, но жили мы в монастыре. Правда, когда на горизонте появлялся уполномоченный по делам религий, раздавался крик: «Молодежь, прячьтесь!» Четырнадцать игумений для вновь открывавшихся обителей воспитала игумения Магдалина!
Кстати, вся семья Мараткановых, окормляемая отцом Наумом, пройдя через многочисленные трудности, осталась верна христианским идеалам. Брат матушки-настоятельницы стал священником: сегодня протоиерей Сергий Маратканов заведует сектором заочного обучения Московской духовной академии и семинарии. Их мама за десять лет до кончины приняла монашеский постриг с именем Варвара. Сама игумения Феврония называет себя, членов своей семьи удивительно счастливыми людьми, потому что на их пути встретились такие духовные наставники, чьи слова и напутствия помогали даже в самых тяжелых обстоятельствах не опускать руки.
«Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой, и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщем воскресении поставит нас Господь по правую сторону. Изменится наша природа, и будем там подобно ангелам, вечно блаженно радостны», – сказал однажды старец Наум, обращаясь ко всем нам. Давайте помнить эти слова.
Нас оформляли на разные работы, но жили мы в монастыре. Когда на горизонте появлялся уполномоченный по делам религий, раздавался крик: «Молодежь, прячьтесь!»
Нина Ставицкая
Справка
Архимандрит Наум (Николай Александрович Байбородин)
Родился 19 декабря 1927 г. в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в крестьянской семье. В октябре 1944 года был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях. В ноябре 1952 г. демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, а в 1957 году – в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года он был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Спустя год пострижен в монашество. Затем он был хиротонисан во иеродиакона, а ровно через год – рукоположен в иеромонахи. В 1960 году успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года возведен во игумены, в 1979 году ко дню Святой Пасхи – в сан архимандрита.
В течение многих десятилетий после братского молебна он ежедневно принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.
Преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Похоронен за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова).