Содержание
Теодицея — актуальна ли проблема теодицеи в современном мире?
Вопрос о справедливости решений Бога с давних времен интересовал ученых и философов. Так появилась теодицея – богословское учение, которое стремилось оправдать Господа, невзирая на существование Зла. Приводились разные версии, выдвигались всевозможные гипотезы, но окончательно точки над «ё» еще не расставлены.
Что такое теодицея?
Существует несколько определений этого понятия, основными остаются два. Теодицея это:
- Оправдание, справедливость.
- Комплекс духовно-мировоззренческих теорий, которые призваны оправдать руководство миром со стороны Бога.
Первым ввел этот термин Лейбниц в 18 веке, хотя до него к этой доктрине обращались и материалисты, и стоики, и христиане, и буддисты, и мусульмане. Но только Лейбниц трактовал Зло в теодицее, как благо для людей, поскольку воспитывает смирение и готовность это зло преодолевать. Известный философ Кант считал, что теодицея — защита высшей мудрости Бога от обвинений человеческого разума. Ориген же вывел свою теорию, которая звучит так: Бог дал человеку свободу, но человек этим даром злоупотребил, что и стало источником Зла.
Теодицея в философии
Что такое теодицея в философии? Такое название получили духовно-мировоззренческие научные труды, которые ставили цель любой ценой оправдать разногласие между верой в милостивого Бога и существованием в мире несправедливости. Теодицея в философии — это:
- Свобода в выборе своего пути, жизненного и духовного.
- Отрасль общефилософской литературы, которая появилась в 17-18 веках.
- Религиозно-философская теория, которая доказывала, что существование зла не может подорвать веру в Бога.
Теодицея в православии
Теодицея в христианстве приобрела черты учения, которое доказывало логику Нового Завета. На вопрос: «Почему зло творится именем Бога?» святой Августин отвечал так: «Зло происходит из выбора человека, когда он отказывается от добра». А святой Антоний был уверен, что личность делает выбор в сторону зла, поддаваясь искушениям бесов, посему в этом нет вины Бога. Потому, спрашивая: «Кто наказывает за грехи?» , получаем ответ: сам человек, своим неправильным выбором.
В христианстве возникло несколько постулатов теодицеи:
- Религия не романтизирует зло;
- Человек живет в падшем мире, поэтому зло стало частью его переживаний;
- Истинный бог тот, кому велит поклоняться государь, а ему – духовники. А их воля уже является волей самого Бога.
Бог и человек — проблема теодицеи
Проблема теодицеи формулировалась не один год разными учеными и философами, все они выдвигали свои постулаты. Самые известные из них:
- сострадание помогает лечить и объединять души людей.
- человек ищет свободу в богатстве и статусе, а она – внутри личности, найти ее можно только с помощью веры.
- если кто-то в беде, ему нужно помочь для достижения справедливости.
В чем заключается проблема теодицеи? Суть ее в том, как соединить наличие в мире зла со всепрощением, которое исповедует Бог? Почему Господь допускает гибель детей и невинных людей? Отчего самоубийство считается смертным грехом? Позиции были разные, но суть их сводилась к таким ответам:
- Бог дает каждому испытание по силам.
- Самоубийство – прерывание жизни против воли Господа, только Ему решать, сколько, кому жить в этом мире.
Теодицея в современном мире
Философы искали оправдания Бога столетиями, но актуальна ли проблема теодицеи в современном мире? Более распространенные 2 позиции:
- Модернисты уверены, что теодицея, с учетом проявления того зла, которое несет и технический прогресс, и социальное развитие людей, призвано подтолкнуть общество к общим усилиям в утверждении важных ценностей.
- Эзотерики считают, что логической теодицеи быть не может, потому что свобода выбора сама по себе включает возможность морального зла, это заранее предопределено свыше.
ТЕОДИЦЕЯ
Значения в других словарях
- Теодицея — (франц. théodicée, от греч. theós — бог и díke — справедливость) «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла… Большая советская энциклопедия
- теодицея — Теодицея, теодицеи, теодицеи, теодицей, теодицее, теодицеям, теодицею, теодицеи, теодицеей, теодицеею, теодицеями, теодицее, теодицеях Грамматический словарь Зализняка
- теодицея — ТЕОДИЦ’ЕЯ , теодицеи, мн. нет, ·жен. (от ·греч. theos — бог и dike — справедливость) (·ист. филос.). Учение, посредством которого ·нем. философ Лейбниц (18 ·в.) пытался примирить существование в мире зла с идеей благости и всемогущества бога. Толковый словарь Ушакова
- теодицея — ТЕОДИЦЕЯ , -и; ж. Религиозно-философское учение… Толковый словарь Кузнецова
- Теодицея — Или оправдание Бога — есть название одного из сочинений Лейбница («Essai de Théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l’homme et l’origine du mal», 1710)… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- теодицея — -и, ж. Религиозно-философское учение, пытавшееся согласовать существование в мире зла и несправедливости с идеей мудрости, благости и всемогущества бога. Малый академический словарь
- Теодицея — Франц. «Оправдание Бога» — общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего бога с наличием мирового зла, «оправдать» бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сил и темных сторон бытия. Термин введен Г.В.Лейбницем в 1710 г Краткий религиозный словарь
- Теодицея — (греч. theos – бог + dike – право, справедливость) – «богооправдание», название многих религиозных трактатов… Словарь по культурологии
- теодицея — ТЕОДИЦЕЯ и, ж. théodicée f. <�гр. theos бог + dike право, справедливость. Религиозно-философское учение, ставящее свой целью примирить существование в мире зла и несправедливости с идей благости и всемогущества бога. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
- теодицея — орф. теодицея, -и Орфографический словарь Лопатина
- ТЕОДИЦЕЯ — ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos — Бог и dike — справедливость, букв, богооправдание) — англ. theodicy; нем. Theodizee. Религиозно-философское учение (Г. Лейбниц), утверждающее,»что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре. Социологический словарь
- ТЕОДИЦЕЯ — ТЕОДИЦЕЯ (франц. théodicée, от греч. Θεός – бог и δίκη – справедливость) – «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств, управления миром с наличием мирового зла… Новая философская энциклопедия
- теодицея — Теодицеи, мн. нет, ж. (истор. филос.). Учение нем. философа Лейбница (18 в.), в котором он пытался примирить существование в мире зла с идеей благости и всемогущества бога. Большой словарь иностранных слов
- теодицея — теодицея ж. Философско-богословское учение, согласно которому Бог как творец и создатель мира не несёт ответственности за существующее на Земле зло. Толковый словарь Ефремовой
- ТЕОДИЦЕЯ — ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee — оправдание Бога, от греч. theos — Бог и dike — справедливость) — общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла… Большой энциклопедический словарь
- теодицея — сущ., кол-во синонимов: 2 доктрина 9 оправдание 16 Словарь синонимов русского языка
Значение слова ТЕОДИЦЕЯ в Новейшем философском словаре
ТЕОДИЦЕЯ
(греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. — богооправдание) — религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире. Понятие Т. введено Лейбницем, посвятившем «оправданию Бога» трактат «Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла» (1710). Лейбниц утверждал, что поскольку мир сотворен премудрым Богом, то он совершенен, является «лучшим из возможных миров», в котором все, включая и зло — «к лучшему». А само зло Лейбниц считает неизбежным спутником и необходимым условием добра для блага человека. В ряде философских трактатов по Т. зло выступает как ниспосланное Богом испытание для людей, служащее укреплению их духа и веры. Идея Т. выступает в различных формах. Например, у В. Соловьева как агатодицея (оправдание добра), у других авторов — как антроподицея (оправдание человека) или де-модицея (оправдание целого народа, этноса, его культуры). Полемику с идеями Т. начал еще Эпикур. По его мнению, или боги желают избавить мир от несчастий, но не могут; или могут, но не желают; или не могут и не желают; или и могут и желают. Первые три модуса, по Эпикуру, не отвечают представлениям о богах, а последний не согласуется с наличием зла в мире. «Т.» Лейбница резко высмеял Вольтер в сатирическом философском романе «Кандид» (1759). Подвергал критике аргументы Т. и Гольбах в «Системе природы». Идеи Т. используются в различных целях и контекстах и в наши дни. (См. также: Теизм). А.А. Круглое
Новейший философский словарь. 2012
Оправдание Бога за зло в мире. Краткая теодицея
Все сговорились против меня: разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам… Лицо моё побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти, при всём том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.
Библия, Книга Иова (16:10,16,17)
Итак, почему же в нашем мире столько зла? Человек сталкивается с ним постоянно. В повседневной жизни зло можно заметить везде: им полны выпуски новостей; оно, так или иначе, описывается почти во всех литературных произведениях; мы видим его как в деятельности народов и социальных групп, так и в делах отдельных людей. И, конечно же, мы замечаем зло в самих себе. Просто перечисляя свои поступки, мы можем выделить и более и менее хорошие из них. Как только человек осознаёт, что мог совершить что-либо лучше, он непременно должен сделать вывод о том, что в реальности сделал это хуже. Совершил больше отрицательного, чем положительного. А любое отрицание лучшего и есть зло. Пусть небольшое, легко оправдываемое, но зло. Ведь от количества не меняется суть.
Но, почему же зло вообще присутствует в мире?
В атеизме всё ясно: происходящие события не имеют первоначального личностного источника, и, значит, не правомерно судить о допустимости количественных и качественных характеристик этих событий. В теизме задача сложнее. И если политеизм (многобожие) выходит из затруднений путём введения отрицательных божеств (или их аналогов) делающих зло; то в монотеизме (единобожии) оправдать наличие зла в мире труднее.
Действительно, если Единый Бог создал мир благим, откуда же в нём зло?
Единый Бог действительно благ. Но в план сотворения мира и людей необходимо (ради адекватности творимого) положены законы, полностью детерминирующие деятельность сотворённого. И если физические тела, по этим законам, созданы непреложными, т. е. не могут сами себя изменять; то духовные существа (типа людей) наделены свободой. Опуская всем известный христианский догмат о грехопадении, сразу зададимся вопросом: «Почему даже уверовавшие и покаявшиеся люди мгновенно не избавляются от действующего на них зла?»
Дело не в том, что Бог из-за своей трансцендентности, якобы ограничивающей его, не может напрямую влиять на жизнь людей. Бог – всемогущ, следовательно, он легко осуществит вышеизложенное. Но достаточно ли одной лишь веры человека, чтобы сразу получить блаженство? Здесь мы встаём перед проблемой многоуровневости мироздания.
Помимо физической, не имеющей личного духа жизни (животные и т. п.), существует множество уровней жизни духовной. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь большую величину пути, отделяющего верующего человека от Бога. И дело не в физическом или временном расстоянии (это несущественно для духа), а в уровне развития духа. Так же как на Земле нельзя поместить гору в спичечный коробок, так и полноту Духа Божьего невозможно вместить в дух человеческий. Невозможно для кого, неужели для Бога? Нет. Он хочет, чтобы созданные им низшие (по отношению к Богу) существа, сами, сообразуясь со свободной волей и верой, постепенно, но наверняка, достигли духовного богоподобия.
Для наглядности этого процесса уподобим Бога шахматисту, верующего – пешке, мир (с присутствующим в нём злом) – шахматной доске. Как известно, доходя до противоположного края доски, пешка обретает права ферзя (а человек в нашем примере – избавляется от зла). Чтобы начать движение, пешке нужно хотя бы “осознать” эту заманчивую возможность (человеку – поверить в Бога). Далее, чтобы не блуждать по полю и, в конце концов, не сгинуть, в тяжёлой борьбе с другими фигурами (для человека – испытаниями); пешке нужно “узнать” где находится противоположный край поля и как к нему добраться (человеку – знать и соблюдать заповеди Бога). Затем, пешка начнёт двигаться по верному пути и в итоге, конечно с помощью шахматиста (Бога), достигнет желаемого. Шахматист может сразу поставить пешку на последнюю клетку поля, но тогда он нарушит правила игры (Бог нарушит им же созданные законы мироздания). Кроме того, пешка не получит “опыта” игры (человек не отстоит и не проявит свою веру).
А теперь посмотрим на мир глазами пешки: то что кажется нам белыми и чёрными квадратами, для пешки – различные препятствия (для человека – радость и горе); кажущиеся нам маленькими другие фигуры на поле,
для пешки – жизненно важные союзники или смертельные враги (для человека – проявления добра и зла). И так далее… Но, в отличие от пешки и шахматиста, человеку дано понять (хоть и частично) составленные для него Богом планы, а Бог очень заботиться о человеке, постоянно способствует его духовному прогрессу. И, тем не менее, так же как пешке её доска “кажется” единственным миром, наполненным “злыми” фигурами; так и человек, живущий в физическом мире и ослеплённый им, воспринимает многое как зло. Мыслящий штампами и мифами, неспособный подняться над повседневностью, человек ставит “на одну доску” и мешающие ему “злые фигуры” и “шахматиста”.
Мы умиляемся древним народам, поклонявшимся равнозначным богам Солнца и Луны, потому что знаем: по своему значению в Солнечной системе, Луна несопоставима с Солнцем. Но, не мы ли признаём зло (дьявола) полноценным антагонистом добра (Бога)?
Находясь у подножия Египетской пирамиды, мы увидим её как угловатую, асимметричную, нелепую, “злую”. Увидим и некоторые треснувшие, рассыпавшиеся блоки. Но стоит нам отойти, и нашему взору откроется чудесная картина: ровный, стройный и неповторимый шедевр архитектуры! И мы сможем понять: все рассыпавшиеся блоки так малочисленны и малы, что не могут испортить картину.
Подобно этому и земное зло, кажущееся нам таким мощным и повсеместным, не более, чем несовершенная область нашего малого и несовершенного мира. Эта область, – противостоять и исправить которую (стоит только захотеть), нам всегда поможет Бог, действующий через наш дух.
2004 г.
ТЕОДИЦЕЯ (франц. théodicée, от греч. Θεός – бог и δίκη – справедливость) – «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств, управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введен Г.В.Лейбницем в одноименном трактате (1710).
Исторические формы теодицеи целесообразно рассматривать в свете идеи о расширении «ответственности» Бога за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Однако и от таких божеств можно требовать того, что требуется от любого старейшины и судьи, т.е. справедливого распределения наград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики божественного «управления» миром есть вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим дурно? Наиболее примитивная форма теодицеи: в конце концов хорошему будет хорошо, а дурному – дурно. Новый вопрос: когда же наступит это «в конце концов»? Вот добрый умер в безнадежности, а злой – в безнаказанности: где обещанное возмездие? Выводя перспективу возмездия из ограниченных пределов жизни одного человека в бесконечные дали времени, теодицея относила возмездие не к индивиду, а ко всему роду в целом (что представлялось справедливым с точки зрения патриархальной морали). Однако этот ход мысли перестал удовлетворять, когда идея личной ответственности восторжествовала над безличными родовыми связями: новые формы теодицеи апеллируют уже не к вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии. Таковы учение о перевоплощениях у орфиков, в брахманизме, буддизме и т.д., предполагающее причинно-следственную связь между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения (см. Карма, Самара), и доктрина о возмездии за гробом, характерная для древнеегипетской религии, позднего иудаизма, особенно для христианства и ислама, однако играющая роль и в различных политеистических верованиях, в буддизме махаяны и т.п. У представителей античного идеализма миро-правление богов заранее ограничено предвечным началом – косной материей, которая сопротивляется устрояющей силе духа и ответственна за мировое несовершенство. Этот выход, однако, невозможен для библейского теизма с его учением о создании мира из ничего и о безусловной власти Бога над своим созданием: если полновластная воля Бога предопределяет все события, в т.ч. и все акты человеческого выбора, то не есть ли всякая вина – вина Бога? Концепция предопределения в Коране и у Ж.Кальвина в христианстве не оставляет места для логически построенной теодицеи, последняя развивалась исходя из принципа свободы воли: свобода сотворенных Богом ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Эта аргументация составляет основу христианской теодицеи от новозаветных текстов до религиозной философии 20 в. (напр., у Н.А.Бердяева). Менее специфична для теизма эстетико-космологическая теодицея, утверждающая, что частные недостатки мироздания, запланированные художническим расчетом Бога, усиливают совершенство целого. Этот тип теодицеи (или космодицеи – «оправдания мира») встречается уже у Плотина и доведен до предельной систематичности у Лейбница: наилучший из возможных миров есть мир с наибольшим разнообразием ступеней совершенства существ; Бог, по «благости» Своей желающий наилучшего мира, не желает зла, но допускает его постольку, поскольку без него не может осуществиться желаемое разнообразие. Теодицея была подвергнута критике многими мыслителями Нового времени. Атеист П.А. Гольбах возражал на аргументы теодицеи в «Системе природы» (1770). Оценка Лейбницем данного мира как наилучшего была высмеяна Вольтером в романе «Кандид, или Оптимизм» (1759), а растворение мук и вины индивида в гармонии мирового целого оспорено Иваном в «Братьях Карамазовых» Φ.Μ.Достоевского. Последний случай интересен постольку, поскольку Достоевский, в отличие от Гольбаха и Вольтера, критически рассматривает концепт теодицеи отнюдь не с негативистских по отношению к религиозной позиций. Религиозная мысль, особенно в рамках мистической традиции, а в ее новейших формах – начиная с предшественников и инициаторов экзистенциализма, прикровенно или эксплицитно оценивала самую постановку задачи теодицеи как ложную, ибо она продиктована рационалистически-евдемонистической расчетливостью. В библейской Книге Иова Бог отвечает безвинно страждущему праведнику, призвавшему Его на суд, отнюдь не рассудочными доводами; интерпретация этой книга и специально речи Бога в гл. 38–41 остается по сей день дискуссионной, но очевидно, что оперирование образами левиафана и бегемота имеет весьма мало общего с конвенциональной теодицеей. В 20 в., когда проблема теодицеи оказалась актуализована холокостом и другими ужасами тоталитарного насилия, в виде решения все чаще предлагается образ Бога не властвующего, а страждущего (во Христе) и солидарного со всеми страдальцами. Этому типу дискурса угрожает опасность впасть в сентиментальность и погрешить против мыслительной (в т.ч. и богословской!) строгости; традиционная теология всегда говорила о страдании Богочеловека Христа, но не о страдании божественной природы как таковой (ср. догматическое осуждение теопасхизма).
С.С.Аверинцев