Жизнь — театр
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд. С некоторыми из них мы и разберемся.
Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный.
Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!
» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.
Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
Строительство собора завершено в 1560 годуДо середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Основные даты
В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.
В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного – официальное название собораУ храма очень много разных названий. Из них самые известные:
Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.
Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
Почему храм Покрова Божьей матери? Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.
Почему храм Василия Блаженного? И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).
Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный — всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.
Средства на строительство храма собирал Василий БлаженныйГрафов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий
По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.
Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.О Василии Блаженном — интересная история.
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.
Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Вот еще один случай.
Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.
Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:
«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.
Главный символ России — Храм Василия Блаженного
мощи Василия Блаженного
Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.Красным отмечена церковь Василия Блаженного в соборе. Как видите, она самая маленькая.
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походуНе все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собораСуществует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.
Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Хаос или «космос»?
Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».
Карл Иванович Рабус.
Хаос или «космос»? Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно». Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.
Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.
А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.
Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21!!!) показался «архитектурным излишеством». А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус?
Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.
Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.
Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.
Самое высокое здание в Москве
Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.
При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.
В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.
Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.
Попытки уничтожения храма и противостояние имПервым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет.
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Храм Василия Блаженного в Советский период и в наши дни
Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.
В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.
В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.
Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»
Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.
Ещё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.
От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов, дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).
“ТАЙНЫ СОБОРА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО” и “ОТ СТОЛИЦЫ ДО СТОЛИЦЫ”
В ноябре в детской серии «Настя и Никита» выходят две новые книги Марины Улыбышевой — «Тайны собора Василия Блаженного» и «От столицы до столицы». Обе книги — познавательные, из рубрик «Знания» и «Путешествия».
Марина Улыбышева. От столицы до столицы. Николаевская железная дорога. / Знания. / Художник Елена Поповская.
Знакомство с историей железных дорог России, начатое полюбившейся читателям книжкой «Царскосельская чугунка» (выпуск 43), продолжает это очень интересное и познавательное издание. Книга посвящена Николаевской (Октябрьской) железной дороге, в середине XIX века соединившей две столицы — Санкт-Петербург и Москву. Здесь рассказывается о том, как наши соотечественники 160 лет назад проектировали и строили эту дорогу, как обеспечивали безопасность движения, как спасались от мороза и снега, какие возводили вокзалы, как работала сигнализация и о многом другом. Говорится в книге и о том, как сегодня работает эта важная железнодорожная магистраль и как она будет развиваться в будущем.
Марина Улыбышева. Тайны собора Василия Блаженного. / Путешествия. / Художник Наталия Кондратова. В Москве на Красной площади стоит удивительный собор — резной, кружевной и ажурный, из красного и белого камня с пёстрыми куполами, похожий на сказочный город неведомого государства. Это храм Василия Блаженного, гордость столицы и архитектурный символ нашей страны. Но много ли мы знаем о нем? В честь каких событий построен собор на Красной площади? Сколько храмов возведено здесь на одном фундаменте? Почему собор Покрова Пресвятой Богородицы стали называть храмом Василия Блаженного? Кто был святой Василий и чем прославился? Точна ли легенда о мастерах-строителях Покровского собора — Барме и Постнике? Правда ли, что в стенах собора были устроены тайники для царских сокровищ? На эти и многие другие вопросы отвечает интересная и познавательная книга Марины Улыбышевой.
Обложка и иллюстрации к книге «От столицы до столицы. Николаевская железная дорога»:
Обложка и иллюстрации к книге «Тайны собора Василия Блаженного»:
Источник: новости сайта «Настя и Никита».
Тайны храма Василия Блаженного
- Об Этногенезе
- Этногенез Льва Гумилёва
- Лев Гумилев. Теория пассионарности
- О делении народов на морские и не очень
- Что нужно знать о «народах-бродягах»
- О делении народов на морские и не очень
- Лев Гумилев. Теория пассионарности
- «Великая Булгария» Поднепровья
- Этнос и нация
- Национальные образы мира
- 5 самобытных украинских народов
- Адыги. Средние века. Северный Кавказ.
- Ногайцы. Ногайлар
- Хазары, Караимы, Крымчаки, Кабардинцы, Евреи…
- «Русь», варяги, истоки русской государственности и Святой Веры
- Что стоит за легендой о призвании варягов?
- «Рюрик. Потерянная быль»/документальный фильм
- Что стоит за легендой о призвании варягов?
- Что такое субэтнос
- Чудь да меря. Таинственные аборигены Русской Земли
- Этнополитика
- Антисистемы. Историко-культурное введение в политологию
- Этнические сообщества
- О жидах (Jews) и евреях (Hebrews)
- Хасиды
- Черта оседлости
- Закарпатские евреи
- Черта оседлости
- Хасиды
- Русины в истории
- Русины: четвертые славяне
- Энди Уорхол и Роберт Максвелл, почётные граждане Подкарпатской Руси
- «Департамент румын зарубежья» и его медийные проекты
- Цыгане…
- Цыганские Штаты Европы
- О жидах (Jews) и евреях (Hebrews)
- Атрибутика
- Символы Российской Империи
- Эволюция Московского Кремля
- Кремль в камуфляже
- Что нужно знать о Спасской башне
- Эволюция Московского Кремля
- Железная корона. Corona Ferrea
- Геральдика Государственная, а значит интересная
- Государственные символы заморских территорий и регионов Франции
- Звезды. Символы, которые всегда рядом с нами
- «Большой»… Большое дитя больших пожаров
- История одной песни. ч.2
- Символы Российской Империи
- Великая Война. 1914-1918
- «Великая война глазам великих людей». Кайзер Вильгельм
- Война 1914. Иллюзии и реальность
- План Дауэса и Рурский конфликт
- ХРОНИКА СОБЫТИЙ 1914 — 1918. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
- Вступление Росссии в войну 1914 года. Лекции А.Янова
- «Верденская мясорубка» времен Первой мировой войны.
- Продвижение РИА в Галицию в Великую войну 1914 г.
- 1 мировая… Крушение империй
- Битвы и операции Первой Мировой войны
- О трагедии Первой мировой напоминают…
- «Первая мировая война потеряна, у нас нет ее в памяти»
- «Война не закончена, пока не будет похоронен последний павший солдат».
- Pax Arabica
- Халифат
- Pax Slavia Orthodoxa
- Что такое Древняя Русь?
- Pax Slavia Latina (Slavia Romana)
- Под сенью белого орла. Польша
- Крещение славянских народов. Времена, когда Польша была православной
- Польша при первых Пястах
- Ягеллоны и Вазы Речи Посполитой
- Как упраздняли Польшу
- Разделы Речи Посполитой
- Разделы Польши
- Разделы Речи Посполитой
- Что нужно знать о Великом княжестве Литовском
- Участвовали ли литовцы в Грюнвальдской битве?
- Pax Romanum Orientale
- Византия…
- Второй Рим глазами Третьего…
- О еде ромеев…
- “Гибель Империи. Византийский урок”. + ВИДЕО
- Византия… Осада Константинополя продолжается.
- Византийские уроки
- Помнить о Византии
- Второй Рим глазами Третьего…
- Византия…
- Pax Assyriaca
- Pax Judaica
- Десять потерянных колен Израилевых
- Адам, факты
- Почему Государство Израиль собственно говоря… Израиль?
- От проекта Уганда до проекта Украина
- Почему Государство Израиль собственно говоря… Израиль?
- Рокфеллеры
- Ротшильды (Rothschilds)
- Дуглас Рид. Заговор правды
- Генри Форд. Малоизвестные факты о главном автомагнате США
- Pax Romana
- Символы Ватикана
- Pax Christiana
- Исус Христос. Жизнь
- Исус Христос. Учение
- Христианство
- Река Иордан…
- Другая Святая Земля. Иорданские заметки
- Святая гора Афон
- Устав Святой Горы
- Прикосновение к Афону
- Афон. Тысячелетие русского присутствия
- Об афонских корнях русского монашества
- Русский Афон. 1000-летие русского присутствия на Святой Горе
- Тайные операции спецслужб на Афоне
- Тайны афонских библиотек
- Афон. Восхождение
- Советы путешественнику по Святой Горе
- Паракало, или Восемь дней на Афоне. ч.1
- Паракало, или Восемь дней на Афоне. ч.2
- Паракало, или Восемь дней на Афоне. ч.3
- Монастыри святого Афона
- Монастырь Кутлумуш на Святой Горе
- Аскетические приюты афонского монашества
- Жизнь в келии. Увидеть Афон с другой стороны
- Путевой дневник монаха: тайна горы Афон
- Жизнь в келии. Увидеть Афон с другой стороны
- Советы путешественнику по Святой Горе
- Первоверховные апостолы Петр и Павел
- Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
- Апостол Павел
- Равноапостольная Святая Мироносица Мария Магдалина
- Первый Вселенский Собор: победа Истины
- Река Иордан…
- Собор Св. Софии в Константинополе
- Исус Христос. Жизнь
- Pax Chazarica
- Листая «Хазарский словарь»
- Хазария
- Хазария и феномен викингов
- За что древние русичи мстили «неразумным» хазарам?
- PAX Japanese
- Рах Eurasiana
- История народов Евразии в свете ДНК — генеалогии
- Суета попгенетиков вокруг прародителей европейцев
- История народов Евразии в свете ДНК — генеалогии
- PAX Japanese
- Рax mongolica
- Орда
- Русь и Орда. Цивилизация.
- А было ли монголо-татарское иго на Руси?
- Татаро-монгольское нашествие
- Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно…
- Тамерлан против Тохтамыша
- Русь и Орда. Цивилизация.
- Орда
- Pax Rossica
- «Умом Россию не понять…»
- Что такое Древняя Русь?
- Что такое Святая Русь?
- О русском языке – «великом, могучем, правдивом и свободном»
- Что есть славянский язык?
- Что читали в Древней Руси?
- Чтобы понять по-русски, читай по-арабски. И наоборот
- Попробуем понять когда на Русь письменность пришла?
- Язык vs перепись
- Мина, заложенная Максом Фасмером
- Русский филолог академик Олег Трубачёв
- Мина, заложенная Максом Фасмером
- Язык богослужения
- Святой Равноапостольный Кирилл о вере православной и русских письменах.
- Русский алфавит: от Кирилла и Мефодия до наших дней
- Святой Равноапостольный Кирилл о вере православной и русских письменах.
- ПРОФЕССОР АНАТОЛИЙ КЛЁСОВ: «ПОСКРЕБИ РУССКОГО, ПОЛУЧИШЬ АРИЯ»
- «Митохондриальная Ева». ДНК-генеалогия
- Гаплогруппы: загадка Рюриковичей
- «Прародитель» полутора миллионов русских жил 2,5 тысячи лет назад
- Что есть славянский язык?
- Славяне, венеды
- Время венетов. Ч.1
- Почему рухнула Киевская Русь
- Что такое Древняя Русь?
- Русские истоки
- Русский этнос
- По национальности — русские…
- Русские…
- Об этнографическом изучении народности русской
- Существует ли русская нация?
- «Далекие русские»: этногруппы русских за границей
- Эмиграция и иммиграция подданных Российской Империи и Австро-Венгрии.
- Русские. Взгляд через столетие
- Об этнографическом изучении народности русской
- Танаис на Русской реке. Города Скифии
- Русский этнос
- Русские истоки
- Вехи и события истории Русского народа
- РУССКИЙ ХРОНОГРАФ
- «Ход русско-православных событий»
- Империя. Православное царство
- Что такое Православие?
- Жидовствующие
- Флорентийская уния
- Православие на Буковине (1873 — 1945 гг.)
- Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
- Этот странный святой Алексий, человек Божий…
- «Православные праздники»
- Что такое Сочельник и какие традиции с ним связаны?
- Неделя по Рожестве Христовом
- Что нужно знать о божественной литургии
- Чудо схождения Благодатного Огня
- Что такое Вознесение?
- Что мы знаем об иконах?
- 30 самых знаменитых икон России
- Чтобы создать икону – мало быть художником
- 7 главных фактов о Казанской иконе Божией Матери
- 32 факта об иконе Казанской Божьей Матери
- Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская
- Odegoi: Матери Божией образ путеводный…»
- Филермская икона Божией Матери: битва за святыню продолжается
- Что мы не знаем об иконах. Владимирская икона Богородицы
- Андрей Рублев, древнерусский иконописец.
- «Андрей Рублёв»
- Литургическое искусство иконописи
- Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
- День иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Царя града
- Первоверховные апостолы Петр и Павел
- 7 ВАЖНЫХ ФАКТОВ О КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ
- Принятие княгиней Ольгой обряда крещения
- Империя. Православное царство
- 7 ПЕРВЫХ КАНОНИЗАЦИЙ СВЯТЫХ НА РУСИ
- Знаете ли вы русских святых?
- Русские святые. Хронологический список. Ч.1
- Знаете ли вы русских святых?
- Когда крестилась Киевская Русь?
- Первый креститель Древней Руси в христианство
- Православные святыни
- Что такое Вселенские соборы?
- Иеротопия
- Игры русского престола
- Принятие Петром I титула Императора Всероссийского
- Царевна Софья. Властолюбива и честолюбива…
- Лжедмитрий I, русский царь (1605-1606), самозванец
- Убивал ли Иван IV своего сына?
- «Как это было на самом деле»: Опричнина 1565
- Малюта Скуратов
- «Как это было на самом деле»: Опричнина 1565
- Эпоха дворцовых переворотов
- Уроки русской колонизации
- История русской идеи
- Как росла Российская империя…
- Русское географическое общество
- Северный морской путь
- Как Москва Северный морской путь закрыла
- Шпицберген?
- Обь-Енисейский канал
- Северный морской путь
- Как Сахалин стал российским
- История развития Приднестровья в составе Российской Империи
- Присоединение Абхазского княжества к Российской империи
- История грузино-российских отношений
- 7 фактов о присоединении Малороссии к России
- Паскевич-Эриванский. Присоединение Восточной Армении к России
- Российское золото
- Территориальные образования возникшие во время и после Великой войны
- Принятие Петром I титула Императора Всероссийского
- Игры русского престола
- «Ход русско-православных событий»
- Ратные поля русской славы
- Битва при Молодях: великая забытая победа
- Невская битва
- Ледовое побоище – миф?
- Солнце Бородинских полей
- Должна ли «помнить вся Россия про день Бородина»?
- Реконструкция бородинского сражения
- Должна ли «помнить вся Россия про день Бородина»?
- Поле Куликово
- Поле Куликово
- Рожденный полем Куликовым.
- Куликово поле. Музей-заповедник
- Куликовская битва в истории России
- Куликовская битва
- Ну что ж, начнём опять с Куликовской битвы!
- Русь не состоявшаяся как отзвук «Куликовской битвы»
- Куликовская битва
- Сражение при реке Альме
- Поле Альминского сражения
- Сражение на реке Альма 20 сентября 1854 года
- Поле Альминского сражения
- Битва при Молодях: великая забытая победа
- Поле Куликово
- Правители российского государства
- Портреты рода Романовых.
- Царские регалии дома Романовых
- Что нужно знать о Николае I
- Пётр, первый российский император
- Александр I, Государь император и самодержец Всероссийский
- Император Александр I
- Посмертные записки старца Федора Кузьмича и их анализ
- Несостоятельность выводов противников перевоплощения Александра I в старца Феодора Кузьмича
- Посмертные записки старца Федора Кузьмича и их анализ
- Александр I
- «Всю жизнь свою провёл в дороге…». 10 фактов из жизни Александра I
- Александр I. Поздняя осень в Таганроге
- Александр I: усталость от власти и лжи?
- Александр Благословенный
- Императрица Екатерина II
- Император Александр I
- Император российский Александр II Романов
- Александр III — полководец, поднявшийся до миротворца
- Чудесное спасение Государя Александра III с семьей в катастрофе поезда около Харькова
- Коронация Николая II
- Портреты рода Романовых.
- Созидатели
- Чтобы свеча не погасла…
- Русские князья, цари и их портреты
- Мономах, Великий князь Владимир
- Культура Киевской Руси во времена Владимира Мономаха
- Дороги и храмы Мономаха
- Английская жена Владимира Мономаха
- Шапка Мономаха, реликвии какого народа?
- Дальний поход Владимира Мономаха на половцев
- Культура Киевской Руси во времена Владимира Мономаха
- Благоверный великий князь Дмитрий Донской
- Дмитрий Донской: Вызов Орде
- Мономах, Великий князь Владимир
- Русские гении
- Ленин…
- Николай Морозов. «Отгадчик тайн, поэт и звездочёт»
- Концепция Николая Морозова
- Русский лингвист Кнорозов, дешифровщик письменности индейцев майя
- Игорь Шафаревич. Русский гений
- Игорь Шафаревич: «Сделать Россию нерусской не удастся».
- Роман Верховской. Гений русской архитектуры
- Знаменитые жены России.
- Просвещённые жёны и учёные девицы Древней Руси
- 7 выдающихся женщин допетровской Руси
- Знаменитые мужи России
- Славянофилы
- Алексей Хомяков, основатель славянофильства
- А.С.Хомяков: взгляд на человека и историю
- Москвофильство на западноукраинских землях
- Алексей Хомяков, основатель славянофильства
- Генерал-прокурор П.И. Ягужинский
- Русский государственный деятель Григорий Потёмкин
- Иоаннис Каподистрия. Русский и греческий государственный деятель, первый правитель независимой Греции
- Карл Ниссельроде, министр иностранных дел России
- Генерал-фельдмаршал граф Петр Шувалов
- Генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов
- Министр иностранных дел России Сергей Сазонов: от 1914 до 1917-го…
- Александр Меншиков
- Александр Меншиков. «Баловень судьбы»
- Александр Безбородко. Универсальный бюрократ
- Александр Грибоедов — Тайна имени
- Генерал-фельдмаршал граф Петр Шувалов
- Григорий Орлов. Сановитый мечтатель
- Генерал-фельдмаршал Пётр Салтыков
- Генерал-лейтенант Владимир Федорович Джунковский
- Генерал Ермолов
- Генералиссимус Александр Суворов
- Генерал Суворов
- Александр Суворов – Имя Победы
- Александр Суворов и его Наука побеждать
- Великий русский полководец Александр Суворов
- Адмирал Василий Чичагов
- Адмирал Дмитрий Сенявин
- Адмирал Геннадий Невельской, присоединивший к России Дальний Восток
- Славный Нахимов, Властный Октябрьский и Сребролюбивый Колчак. Три адмирала Чермного флота
- Георгий Седов, русский морской офицер, гидрограф, полярный исследователь
- Генералы России в Великой войне
- Генерал от кавалерии граф Ф.А. Келлер. Верный слуга Государя
- Генерал Брусилов. Свой среди чужих
- Генерал Брусилов о партизанах
- Генерал от инфантерии Николай Юденич
- Генерал Кауфман. Война русских демонов
- Генерал Антон Деникин
- Барон Унгерн, русский генерал и освободитель Монголии
- Барон Унгерн. Путешествие на край ночи
- Барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг. Буревестник пустыни
- 7 шагов к нирване барона Унгерна
- Александр Колчак – исследователь Севера
- Александр Колчак и «финляндский вопрос»
- Георгиевские кавалеры Великой войны + ФОТО
- 30 самых великих полководцев в истории России
- Славянофилы
- Портреты России
- История памятника «Тысячелетие России» в Новгороде
- Русский поэт Велимир Хлебников
- Николай Некрасов. Два пути
- Афанасий Фет (Шеншин), русский поэт
- Гавриил Державин, русский поэт
- Михаил Пришвин, «Колдун русского слова»
- Гаврила Державин – поэт и чиновник
- Георгий Гачев
- Александр Нечволодов, русский военный деятель, историк, экономист
- Игорь Сикорский, «Русский витязь»
- Неожиданный Игорь Сикорский
- Александр Попов, русский физик и электротехник, один из изобретателей радио
- Даниил Гранин, писатель…
- Александр Солженицын. Обустроим Россию
- Александр Фридман, российский физик
- Александр Беляев, русский фантаст
- Александр Алёхин – «русский искатель шахматной правды»
- Александр Иванов и его главная картина
- Александр Дубровин, основатель Союза Русского Народа
- Николай Жуковский, «Отец русской авиации»
- Александр Чижевский.
- Александр Чижевский: человек из космоса
- Василий Верещагин, русский воин и живописец
- Уваров, Сергей Семенович, российский государственный деятель
- Савва Ямщиков, русский реставратор, искусствовед
- Юрий Венелин, первый русский славист, «Певец истории славянства»…
- Афанасий Никитин, русский путешественник
- Историк Иван Забелин
- «Русский вопрос»: бить или не бить?
- Чтобы свеча не погасла…
- «Русский вопрос»: бить или не бить?
- Пророчества Василия Розанова
- Грибоедов. Христианин, любивший Россию
- Иван Крылов. Русский Эзоп
- Налимов, Василий — русский мыслитель
- РУССКИЙ ХРОНОГРАФ
- «Умом Россию не понять…»
- Рax Turcica
- В поисках Константинополя…
- Путешествия по Стамбулу в поисках Константинополя
- Турецкое гетто на руинах Констанинополя
- «Этот купол само небо держит на золотой цепи»…
- Путешествия по Стамбулу в поисках Константинополя
- Султанский дворец Топкапи в Стамбуле
- Крепостные стены Константинополя
- Каппадокия: другая Турция
- 5-ка величайших археологических находок
- Генрих Шлиман и его Троя
- 7 русских следов Генриха Шлимана
- Генрих Шлиман и его Троя
- Как Россия Турцию от раздела спасла
- Тайные планы большевизации Турции
- Что нужно знать о курдах
- Что важно знать знать о курдах
- Балканский узел
- Раздел Азиатской Турции 1914 по 1917 годы
- Правители Османской империи. Отцы и дети
- Султаны. Все 35 голов
- Султан Мехмед II, покровитель Константинополя
- Султаны. Все 35 голов
- Русско-турецкие войны
- Не нужен нам берег турецкий?
- Я проснулся и увидел под окнами Босфор…
- Русско-турецкая война 1735—1739
- Ставучанский мемориал
- Русско-турецкая война 1877-1878 гг. за освобождение балканских славян
- Фактор Баязета. Знаменитая оборона, повлиявшая на мировую геополитику
- Как завершилась Крымская война
- Эпизоды Крымской войны: осада крепости «Карс» (1855 год)
- Война за Крым. 160 лет спустя
- Не нужен нам берег турецкий?
- В поисках Константинополя…
- «Pax Buddhica»
- Pax Indica/Pakistan
- Pax Persia/Pax Iranica
- Иран… Персия
- Этногенез Льва Гумилёва
- О Культурном ландшафте
- Эмблема и логотип (герб) «Культурного Ландшафта»
- Виртуальный ландшафт. Беседы
- Культурный ландшафт «Северная Буковина
- Страницы буковинской истории
- Древнерусские города Северной Буковины
- Борис Тимощук, выдающийся исследователь археологии Буковины
- О Русских на Буковине
- Русские люди молдавского княжества
- Русские имена и Буковина
- Древнерусские города Северной Буковины
- Страницы буковинской истории
- Культурный ландшафт “Черновцы”
- Гений места
- Венский «сецессион»
- Губерт Гесснер
- Йозеф Адольф Лянг
- Густав Климт
- “Золотая Адель” Густава Климта
- Юдифь или Саломея?
- Фарфоровая мануфактура Жолнаи
- Черновицкие хроники. Ч.1
- Политика памяти и памятники: Львов – Черновцы
- Культурный ландшафт «Белая Криница»
- Белая Криница
- Липоване
- Генезис русских липован Буковины
- Русские липоване в Буковине
- Ход по солнцу или против? Белая Криница: лучшее место, чтобы умереть
- Концепция генерального плана развития с. Белая Криница
- Роспись Святоуспенского храма в Белой Кринице
- Старообрядческие поселения Бессарабии и Белая Криница
- Серковский монастырь. Затерянный во времени…
- Липоване
- Белая Криница
- Культурный ландшафт «Таврия»
- Гении места (Сто славных имён) и курортное будущее Крыма
- История Таврии
- Что нужно знать о древних народах Таврии
- Греки в Крыму
- Как крымскими греками заселили Дикое Поле
- Татары в Крыму
- Ханский дворец в Бахчисарае
- Московия и Крымское ханство в XVI – конец XVII вв. 1475 — 1689
- Казаки-некрасовцы на территории Крымского ханства
- «Итальянский Крым»
- Дороги Крыма
- Римляне в Крыму и окрестностях Ласпи
- Турецкий, независимый, российский: Крым в XVIII веке
- «Крым наш». Процесс не завершён…
- Крым в духовном пространстве России
- Древний город Херсонес Таврический и его хора
- Херсонес Таврический / Χερσόνησος Ταυρική
- Древний город Херсонес Таврический и его хора
- Херсонес глазами княжны Елены Горчаковой. 1880 год
- Христианство в Херсонесе
- Херсонесский святитель Василий
- Обладание «священным местом крещения князя Владимира»
- Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси
- Великий равноапостольный князь Владимир в Корсуне
- Святой Креститель равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василий
- Князь Владимир и древнерусское язычество
- Великий равноапостольный князь Владимир в Корсуне
- Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси
- Императорская археологическая комиссия и изучение Херсонеса Таврического
- Христианство в Херсонесе
- Херсонес для Руси − как Иерусалим для всего христианского мира
- Обладание «священным местом крещения князя Владимира»
- В Херсонесе произошло чудо
- Херсонес Таврический / Χερσόνησος Ταυρική
- Исторический дискурс «Россия и Крым»
- Крымское завоевание: как это было
- Тайны русской истории Крыма
- Крым – очаг древнерусской государственности
- Святыни Крыма: от первых веков христианства…
- Как крымскими греками заселили Дикое Поле
- Древний город Херсонес Таврический и его хора
- Крым. Шахматная партия длиною в четверть века
- Бой у острова Фидониси, недалеко от устья Дуная, боевое крещение Севастопольской эскадры – боевого ядра Черноморского флота
- Крым большевистский…
- Кому принадлежал бы Крым?
- Севастополь и Крым в паутине мистической археологии
- Крымская карта в турецкой игре
- Сакральный Крым
- Наброски к сакральной географии Крыма
- Фиолент
- «Жемчужины» полуострова
- Южный берег Крыма
- Красный камень (Кизилташ)
- Пётр Губонин — основатель курорта Гурзуф
- Ласпи
- Урочище и бухта Ласпи
- История Ласпи
- Греки в Крыму и окрестностях Ласпи
- Французы в окрестностях Ласпи
- Ласпи: от Айя до Сарыча
- Образ Батилимана… Имение “Профессорский уголок”
- Про Государственный ландшафтный заказник «Мыс Айя» и ещё…
- Балаклава.
- Из Ласпи в Балаклаву
- Маршрут №3. Ласпи-Балаклава
- Из Ласпи в Балаклаву
- ЛАСПИ, Куш-Кая
- Балаклава.
- История Ласпи
- Тайны горного Крыма
- «Пещерные города», памятники крымского средневековья
- Пещерные города и монастыри Крыма
- Пещерный город Чуфут-кале
- «Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица». Часть 4. ЧУФУТ-КАЛЕ
- Пещерный город Чуфут-кале
- Пещерные города и монастыри Крыма
- «Пещерные города», памятники крымского средневековья
- По средневековому Крыму
- “Священные” источники Крыма.
- Княжество Феодоро и пещерные города Крыма
- Мангуп
- Крепостной ансамбль Мангупа
- Княжество Феодоро с одноименной его столицей на горе Мангуп
- Феодоро, последний осколок Византии
- Мангуп
- Княжество Феодоро и пещерные города Крыма
- “Священные” источники Крыма.
- Урочище и бухта Ласпи
- Южный берег Крыма
- Эмблема и логотип (герб) «Культурного Ландшафта»
- О Культурном наследии ЮНЕСКО
- Истинное место Украины в Списке стран, обладающих объектами мирового культурного наследия
- «Копилки» культурного наследия: знаменитые музеи мира
- Танаис на Русской реке. Города Скифии
- «Копилки» культурного наследия: знаменитые музеи мира
- Архитектурный ансамбль Резиденции Митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах
- История Православной Церкви на Буковине (1777 – 1918 гг.)
- Девственные буковые леса Карпат
- Геодезическая дуга Струве
- «Деревянные церкви Карпатского региона в Польше и Украине»
- Святыни Западной Украины
- Исторический центр Львова или Старый город
- Софийский собор и связанные с ним монастырские строения, Киево-Печерский историко-культурный заповедник (Киево-Печерская лавра)
- Истинное место Украины в Списке стран, обладающих объектами мирового культурного наследия