Павел Валерьевич Басинский
Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды
Выражаю сердечную благодарность всем, кто советом, делами или добрым участием помогал появлению этой книги:
Нельзя хромать на оба колена. Нельзя одновременно любить Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского.
Н.С. Лесков в разговоре с Л.И. Веселитской
Вместо предисловия
ГОСУДАРЬ СМЕЕТСЯ
В воспоминаниях Ивана Захарьина – статского советника, бывшего управляющего отделениями Крестьянского банка в Вильно, Ковно, Оренбурге и Ставрополе, а также прозаика и драматурга, писавшего под псевдонимом Якунин, – рассказывается о беседе императора Александра III с графиней Александрой Андреевной Толстой – двоюродной тетушкой Льва Толстого, знаменитой Alexandrine, – девицей, камер-фрейлиной, воспитательницей великой княжны Марии Александровны.
Alexandrine славилась при дворе не только безупречной набожностью и склонностью к филантропии, но и незаурядным умом, литературным вкусом и независимым характером – отличительной чертой всей толстовской породы.
В покои фрейлины для царя имелся отдельный проход через стеклянную, висевшую в воздухе галерею, соединявшую Зимний дворец с Эрмитажем, и государь зашел посоветоваться о возможности публикации «Крейцеровой сонаты» Толстого, запрещенной духовной цензурой.
«Я позволила себе высказать свое мнение в утвердительном смысле и представила государю, что вся Россия уже читала и читает ее, следовательно, разрешение только может понизить диапазон публики, которая великая охотница до запрещенного плода».
Женщины в России часто оказывались мудрее мужчин. «Крейцерова соната» была разрешена к печати – но только в составе очередного тома собрания сочинений Толстого.
И тогда же они разговорились о необыкновенной популярности Льва Толстого в России. Шел 1891 год.
– Скажите, кого вы находите самыми замечательными и популярными людьми в России? – спросил Александру Андреевну государь. – Зная вашу искренность, я уверен, что вы скажете мне правду… Меня, конечно, и не думайте называть.
– И не назову.
– Кого же именно вы назовете?
– Во-первых – Льва Толстого…
– Это я ожидал. А далее?
– Я назову еще одного человека.
– Но кого же?
– Отца Иоанна Кронштадтского.
Государь рассмеялся и ответил:
– Мне это не вспомнилось. Но я с вами согласен.
Захарьин не присутствовал при этом разговоре. Незадолго до смерти графини он был допущен к разбору ее архива, откуда (а также из личных разговоров с ней) он и взял этот эпизод. Как литератор, он не удержался и несколько раскрасил картинку. В воспоминаниях самой Толстой разговор подан более сухо. Но и графиня отмечает, что императора рассмешил ответ о Кронштадтском.
Толстая даже пишет: «Государь очень смеялся…»
Смеялся, но все-таки согласился! «Несмотря на совершенное различие двух этих типов, у которых одно было только общее: и к тому, и к другому люди всех сословий прибегали за советом».
«Немало иностранцев, – вспоминала графиня А.А.Толстая, – приезжали сюда с этой целью, и часто случалось, что они являлись ко мне, воображая себе, по моей фамилии, что найдут во мне покровительницу их доступу к Льву Толстому. Обыкновенно я говорила им, что помощь моя совершенно лишняя, так как Лев Николаевич принимает у себя всех без исключения».
Возможно, всех без исключения принимал бы у себя и Иван Ильич Сергиев, знаменитый протоиерей, настоятель кафедрального Андреевского собора в Кронштадте. Но это было невозможно. Если Льва Толстого в Ясной Поляне ежедневно посещали десятки людей, то отца Иоанна постоянно осаждали тысячные толпы. И неважно, где он находился: в Кронштадте, Самаре, Вологде, Ярославле или других российских городах во время своих многочисленных поездок. Если бы ко Льву Толстому шло столько же людей, сколько их ежедневно притекало (приплывало) в Кронштадт, от его прекрасной Ясной Поляны не осталось бы ни деревца, ни кустика, ни цветочка, ни травиночки – всё было бы вытоптано. Так что по совести, отвечая на вопрос государя, Толстая должна была первым назвать отца Иоанна, а своего племянника – вторым.
Однако трудно себе представить реакцию императора на подобный ответ. Все-таки своего Толстого он знал и любил. Еще подростком-цесаревичем он рыдал над его «Севастопольскими рассказами». Он в буквальном смысле плакал уже зрелым мужем во время чтения вслух пьесы «Власть тьмы» (впрочем, из государственных соображений тоже сперва допущенной к представлению только на домашних театрах). Царь не любил, когда его подчиненные доносили ему о крамольных сочинениях графа, что стали появляться за границей и нелегально в России уже с середины восьмидесятых годов. «Нет, – говорил государь, – мой Толстой этого не напишет». Не может быть ни малейшего сомнения в том, что при жизни Александра III никакого отлучения Толстого от Церкви состояться не могло.
В воспоминаниях графини приводится другой любопытный эпизод, ярко характеризующий отношение императора к Толстому. В 1892 году в лондонской “Daily Telegraph” в искаженном переводе вышла статья Толстого «О голоде», которую в России не смог напечатать даже специальный журнал «Вопросы философии и психологии». Правая газета «Московские ведомости» опубликовала фрагменты статьи в обратном переводе – с английского на русский, хотя оригинальный русский текст находился в России. Из этих фрагментов и комментариев к ним следовало, что Толстой не столько переживает за голодающих крестьян, сколько призывает к свержению законной власти. Скандал разразился чудовищный. Даже библиотекарь Румянцевского музея русский философ Н.Ф.Федоров при встрече с Толстым отказался подать ему руку. Что говорить о консервативной части общества! В кабинет министра внутренних дел посыпались доносы. По законам того времени при тщательном расследовании Л.Н.Толстому грозила как минимум ссылка в самые отдаленные края Российской империи. И тогда тетушка, как это уже не раз случалось, бросилась выручать племянника.
«Заехавши раз к графу Дмитрию Андреевичу Толстому, тогдашнему министру внутренних дел, застала его в большом раздумьи», – вспоминала она…
– Право, не знаю, на что решиться, – сказал он графине. – Прочтите вот эти доносы на Льва Николаевича Толстого. Первые, присланные мне, я положил под сукно, но не могу же я скрывать от государя всю эту историю?
Реакция императора превзошла ожидания и министра, и фрейлины. «Прошу Льва Толстого не трогать; я нисколько не намерен сделать из него мученика и обратить на себя негодование всей России, – сказал он. – Если он виноват, тем хуже для него».
«Дмитрий Андреевич вернулся из Гатчины вполне счастливым, – вспоминала графиня, – так как в случае каких-нибудь строгостей и на него, конечно, пало бы много нареканий».
Нареканий – со стороны кого? Всей России? Или самого государя? Очевидно одно: доклад министра был императору неприятен. А вот решение, которое государь принял, было отрадным. Это был благородный поступок не столько царя, сколько просвещенного аристократа. И Европа это оценила.
«С какой радостью, – вспоминала графиня Толстая, – я стала писать во все концы Европы и за океан, что граф Лев Толстой преспокойно живет у себя в Ясной Поляне и что великодушный наш царь не обидел его даже упреком».
Однако когда этот великодушный царь умирал в Ливадии в октябре 1894 года, к нему позвали не Толстого, а отца Иоанна Кронштадтского. Не писателя и философа, а исповедника и чудотворца. И не Толстой, а Кронштадтский держал над головой страдающего свои руки, утишая мучительную боль. И приобщал императора перед смертью не автор «Крейцеровой сонаты», но автор «Моей жизни во Христе». И если бы действительно случилось чудо и император тогда выжил, неизвестно еще, кто встал бы в его глазах на первое место «самого замечательного человека в России».
Содержание
- Святой Иоанн Кронштадтский против Льва Толстого
- Святой — приходской священник
- Два Учителя
- Гражданская война начинается не на полях сражений
- Не атеист Толстой
- Дневники святого Иоанна
- Преподобный Гера́сим Иорданский
- ТОП-10: Животные, дружившие со святыми (Часть первая)
- Имя Лев в православном календаре (Святцах)
- Преподобный Лев Оптинский, дата памяти 24 октября
- Происхождение имени и его значение
- День именин по церковному календарю и его святой
- Черты характера
- Святой Лев Катанский
Святой Иоанн Кронштадтский против Льва Толстого
В 2010 году, к 100-летию смерти Толстого вышла моя книга «Лев Толстой: Бегство из рая», где я попытался объяснить причины ухода, а, вернее, бегства Толстого из Ясной Поляны в октябре 1910 года.
Почему это так произошло? Почему 82-летний старик, достаточно больной к тому времени, ночью бежит из своего дома со своим личным врачом Маковицким и даже не знает, куда он едет?
Вариантов несколько: то ли Болгария, то ли Анненкова, которая живет в своем имении в Курской губернии, его поклонница и сторонница, то ли Кавказ. В результате, мы все знаем, что он никуда не доехал, заболел в дороге и умер на станции «Астапово».
Но до этого Толстой поехал в Оптину Пустынь, на что все его биографы обращают очень пристальное внимание.
Почему человек, у которого был серьезнейший конфликт с Церковью, и который в феврале 1901 года был отлучен от Церкви торжественным синодальным актом, или, как сейчас модно говорить, было объявлено о его фактическом отпадении от Церкви, уходя из дома, в первую очередь, едет в монастырь?
Не все знают, что Оптина Пустынь вообще для Толстого была достаточно родным местом, он там бывал пять раз. Если считать его первое посещение, когда он приезжал туда совсем ещё подростком, там была похоронена его тетушка и опекунша Александра Ильинична Остен-Сакен, на её могиле написаны стихи, которые почти наверняка, как считают толстоведы, были написаны 14-летним Лёвушкой.
Толстой несколько раз встречался со старцем Амвросием, тем самым, который послужил прообразом Зосимы в романе «Братья Карамазовы» у Достоевского, потому что и Достоевский встречался с преподобным Амвросием.
И, наконец, в соседнем женском монастыре Шамордино, который был основан отцом Амвросием, жила монахиня-сестра, любимая сестра… Они были самыми младшими в семье — Лёва и Маша, и поэтому особо тянулись друг к другу. Лев всю жизнь переживал за Машу, всегда очень опекал её, заботился о ней. Наконец, он очень часто бывал в Шамордине, даже чаще, чем в Оптиной Пустыни. И в Шамордине его очень любили монахини, игуменья. А монахинь там было 600 человек.
Однажды, когда он приехал туда, они о чем-то повздорили с сестрой, и Толстой в сердцах сказал: «Вас тут 600 дур монахинь, и только одна игуменья умная». Это была злая шутка, потому что по настоянию старца Амвросия, который основал этот монастырь, туда должны были принимать всех женщин, даже из самых бедных слоев, безо всякого, так сказать, вклада. И поэтому там действительно было очень много простолюдинок, крестьянок, вдов, не сумевших выйти замуж. По-разному приходили в монастыри. Некоторые только просто потому, что прокормить в семье не могли.
И тогда Мария Николаевна вышила брату подушечку (она до сих пор хранится в Ясной Поляне), на которой написала: «От 600 шамординских дур». Когда она подарила её Льву Николаевичу, он прослезился и сказал: «Машенька, я был неправ, так нельзя, конечно, говорить».
В общем, для меня возникла тема «Толстой и Церковь».
Святой — приходской священник
Одновременно возник другой сюжет. Я кроме Толстого, которым увлекаюсь и занимаюсь всю жизнь, хотя и не считаю себя профессиональным толстоведом, также довольно долгое время по некоторым личным причинам интересуюсь фигурой отца Иоанна Кронштадтского.
Отец Иоанн Кронштадтский — это второй или первый равновеликий по статусности, если можно так сказать, святой для Петербурга. К Ксении Блаженной, к её могиле на Смоленском кладбище, к часовне всё время идут потоки людей, все о чем-то просят её. Такой же поток людей идет к могиле отца Иоанна, которая находится в Иоанновом монастыре на берегу речки Карповки.
Отец Иоанн, безусловно, даже среди святых занимает несколько особое место. Дело в том, что среди святых очень мало приходских священников, так уж сложилось. Почти все святые — это, как правило, монахи: Сергий Радонежский, Серафим Саровский… Почему? Потому что это люди, ушедшие из мира, от мира, соответственно — от соблазнов. Достаточно много святых среди князей, например: Александр Невский, княгиня Ольга; царей: Николай II. И почти нет святых среди приходских священников. Если только это не новомученики ХХ века, когда очень много расстреливали.
Почему же мало святых среди приходских священников? Потому что приходской священник — это человек семейный, обремененный… Как правило, у него много детей. Живущий в миру, а не только в Церкви. И достичь здесь святости очень трудно.
Отец Иоанн был приходским священником. И он не просто достиг святости, он был практически среди народа признан святым ещё при жизни. Его очень поздно, кстати, канонизировали. Русская зарубежная Церковь канонизировала его в 60-е годы, а у нас он вообще в 1990-м был канонизирован. Но ещё при жизни, а он умер в 1908 году, фотографии отца Иоанна в крестьянских домах стояли в божницах рядом с иконами.
Чехов говорит Сумбатову-Южину, когда он вернулся с Сахалина, что портреты отца Иоанна он видел в каждой сахалинской избе, а он обошел их там несколько тысяч, переписав практически всё население Сахалина.
И так же было по всей России — средней полосе и на севере. Отец Иоанн довольно много путешествовал, каждый год он куда-то ездил. Во-первых, обязательно ездил в свою родную Суру, это Архангельская область, глубинка, плыл по северным рекам. Но, кроме того, он ездил в Киев, в Самару, Ярославль, Вологду… Большое количество городов посетил.
Где бы он ни появлялся, его окружали тысячные толпы. Слава его была абсолютно безмерна. В Кронштадт приплывало, либо приезжало по льду Финского залива, поскольку тогда это был полностью остров, ежедневно тысячи людей. Негде было остановиться, это было действительно место паломничества.
Это был самый популярный священник своего времени. Можно сказать, что он был великий священник, но к священникам не очень можно применить это слово. Святой и великий — это разные немного ипостаси. Толстой, кроме того, что он великий писатель, был популярным учителем своего времени, проповедником. И к нему, как и в Кронштадт, тоже ежедневно шли люди.
Шли по разным причинам. Во-первых, денег просили, будем говорить прямо. И к отцу Иоанну тоже по этому поводу очень много шли. Во-вторых, к отцу Иоанну, главным образом, шли просить здоровья, потому что он считался исцелителем, что одно его прикосновение или прикосновения к нему достаточно, чтобы безнадежно больной исцелился. Так это или не так, но есть много свидетельств, в том числе, и людей вполне авторитетных, о том, как безнадежно больные исцелялись просто при посещении священника.
К Толстому шли за другим (кроме того, что денег просить). Шли за советом, как жить, во что верить.
Два Учителя
На рубеже ХIХ-ХХ веков в России было два учителя. В России сейчас нет Учителей, — с большой буквы. Вот ушли Александр Исаевич Солженицын, Дмитрий Сергеевич Лихачев, и — все. Нет такого человека, к кому можно прийти и сказать: «Отец, объясни, вот как жить? Как жить в России?».
Тогда их было двое. Толстой был больше популярен среди интеллигенции. Отец Иоанн Кронштадтский — среди простого народа. Но и среди интеллигенции было очень много поклонников Кронштадтского пастыря.
В своей книге я привожу цитату из предсмертного дневника отца Иоанна, дневника 1908 года, где он просит Бога убить Толстого. Просто он пишет: «Господи, убери с Земли этот труп зловонный». Притом, что Толстой жив, Толстой отмечает 80-летие. И дальше: «Гордостью своей посмрадивший Землю, не дай ему дожить до праздника Рождества Пресвятой Богородицы».
Отец Иоанн Кронштадтский знает, что Лев Толстой в это время отмечает свое 80-летие. Он знает, что Толстой очень сильно болен, потому что об этом пишут в газетах. У Толстого отказали в это время ноги, его даже к гостям вывозили на кресле-каталке, есть кинохроника об этом.
Сам тот факт, что священник молит Бога об убийстве другого человека, настолько беспрецедентен, что говорить о той страсти, с какой Иоанн Кронштадтский не любил Толстого, я бы даже сказал, точнее, ненавидел Толстого. Ну и, кроме того, он написал огромное количество проповедей против него, они публиковались, это свыше 20-ти статей, брошюр, где он называл Толстого сатаной, льстивой лисой, львом рыкающим, который хочет пожрать, поглотить всю российскую молодежь. Он пишет, что надо надеть петлю на шею — и в пучину морскую.
Я понял, насколько это сильная история. И вот отсюда вытекла вторая книга, которая вышла в этом году, называется она «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды», в которой я, во-первых, рассказываю всё-таки светским людям, кто такой отец Иоанн. Потому что люди церковные знают, кто такой отец Иоанн, и молятся и на его иконы в храмах. Но они, опять-таки, читают о нем жития. Но жития — это не биография. Я всё-таки в этой книге пытаюсь написать биографию отца Иоанна, то есть те вещи, которые мне кажутся легендарными, я либо убираю, либо как-то не то что ставлю под сомнение, а говорю, что это, скорее всего, не так.
Гражданская война начинается не на полях сражений
С другой стороны, мне хотелось разобраться в религиозных воззрениях Толстого. Поэтому книга строится так: там одна глава посвящена Кронштадтскому, одна — Толстому, одна — Кронштадтскому, одна — Толстому. И они никогда не пересекаются. Они ни разу не встречались. И больше того, Толстой, собственно, о Кронштадтском ни разу дурного слова не сказал. Есть несколько его выступлений, записей в дневниках, в письмах, в незаконченной статье в газету, где он упоминает отца Иоанна и называет там добрым старичком, несколько иронически, конечно.
Но, тем не менее, этот конфликт отца Иоанна и Толстого — был конфликтом светской культуры просвещения, которое шло ещё с XVIII века, и Православной Церкви, как очень древнего, с одной стороны, института, а с другой стороны, очень закрепощенного со времен Петра, когда Церковь фактически стала одним из министерств при учреждении Синода и упразднении патриаршества. В этом смысле, парадоксальным образом революция 17-го года принесла Церкви благо, потому что она избавила её от синодальных пут, было установлено патриаршество, которое до сих пор существует.
Я показываю, собственно, в чем конфликт Толстого и Церкви, что Толстой предъявлял Церкви, что ему не нравилось в Церкви, почему он от неё отпал, и что не нравилось Церкви в Толстом. Я пытаюсь разобраться, как появилось это определение Святейшего Синода об отпадении.
И, в общем, эта история вражды, так или иначе — всё равно вражды Толстого и Кронштадтского, — это предыстория гражданской войны, которая произошла в России. Я часто люблю говорить, что гражданская война начинается сначала в головах у людей, а потом уже она оборачивается всеми теми кровавыми сражениями.
Сначала — брожение в умах. Потом люди начинают где-то собираться. А потом они начинают друг друга бить и убивать. А потом хватаются за голову: «Что мы не поделили? Что мы, русские, не поделили? Что мы сделали, что поубивали 20 миллионов своих сограждан в гражданскую войну?» Так вот, это было предвестие. То, что Толстой не мог договориться с Церковью, Церковь не могла договориться с Толстым, — это был один из симптомов того, что Россия не могла договориться внутри себя самой.
Не атеист Толстой
Сколько я ни занимаюсь Толстым, всё время не перестаю в нем что-то открывать и изумляться, потому что в Толстого — как в реку — в него нельзя дважды войти. В него каждый раз входишь заново. В его дневники, в его произведения, в мемуары о нем, всё время открываются какие-то поразительные вещи.
Для меня главным открытием при работе над этой книгой стало то, что есть такое предубеждение, миф, который создал сам Толстой, что до своего духовного переворота, который с ним случился в конце 70-х — в начале 80-х, он был атеистом, совсем в Бога не верил. Он сам об этом пишет в «Исповеди».
Когда читаешь дневники Толстого, я уж не говорю про его произведения, понимаешь, что это не так. Толстой думал о Боге всегда. Просто во время духовного переворота он понял, что без Бога нет жизни вообще, и что это самое главное, и что это то, о чем нужно думать и этому нужно посвятить всю оставшуюся жизнь, именно Богу.
Этого многие не понимают, говорят: Толстой — великий художник и слабый мыслитель. Ну, тогда, значит, нужно сказать просто, что вторую половину своей жизни Толстой прожил зря, потому что для него это было чрезвычайно важно — путь веры, или путь жизни, как он говорил, разумения жизни.
Он искал это свое разумение жизни, свое разумение Бога, пытался постичь Бога разумом. А Церковь всё-таки призывает людей не столько постигать, сколько верить. Она не отрицает разум. Ни один серьезный церковный богослов не скажет, что разум — это зло, нет. Но всё-таки главное — это вера. В чудеса, в загробную жизнь, в церковные таинства: в причастие, венчание, отпевание и так далее. Вот во всё это Толстой не верил. Он не верил, потому что он не мог понять это разумом. Он говорил: «Я не понимаю этого разумом, а разум дал мне Бог. Если я этого не понимаю разумом, значит, этого не существует просто, и ни для кого этого не существует, вы обманываете самих себя». Вот это, — суть конфликта.
Но на самом деле, и молодой Толстой постоянно думал о Боге. И, наверно, это было главным открытием.
Дневники святого Иоанна
Что касается отца Иоанна, понимаете, я интересовался этой фигурой, я старался читать много литературы о нем, воспоминаний. Их — очень много, ведь он, в общем, недавний наш современник.
Я был изумлен тем количеством дневников, которые он написал. Это 18 томов, и это не полные дневники отца Иоанна, потому что за огромный период жизни, почти за 10 лет, дневники утрачены. Но только изданных его дневников сейчас 18 томов.
То есть человек, который служил ежедневно Литургию, ежедневно общался с огромным количеством людей, каждый день ездил в Питер, бывал в доме трудолюбия, который сам основал, и вообще всё время был в каких-то поездках, успевал писать.
В одних воспоминаниях я нашел вот что: когда отец Иоанн выступал в Сарапуле, небольшом городке, перед семинаристами, они его спросили: «А что главное в Вашей жизни?» Он сказал: «Самопознание. Я всю жизнь занимался самопознанием». То же самое говорил Толстой, что для него самое главное — это познать себя, и каждый человек должен сначала понять себя, и через это он познает мир. Это было, наверно, главными открытиями.
Преподобный Гера́сим Иорданский
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
25 декабря 2012 года (журнал № 131)
Конда́к 1
Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:
Избра́нника Бо́жия и чудотво́рца, Иорда́на насе́льника и храни́теля, отше́льником же о́браз и миря́ном, восхваля́ем тя, чти́тели твои́, богоно́се. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, от враг, тесня́щих ны, защити́, да зове́м ти; Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
И́кос 1
А́нгел от челове́к был еси́, преподо́бне, прите́к от земли́ к небе́сным. Ны́не же со беспло́тными ра́дующася тя зря, ужаса́юся и стра́хом зову́ ти от души́ сия́:
Ра́дуйся, Лики́и боже́ственный пло́де;
ра́дуйся, Иорда́на нетле́нная сла́во.
Ра́дуйся, доброде́тели дру́же и́стинный;
ра́дуйся, Христа́ моего́ служи́телю велича́йший.
Ра́дуйся, я́ко вся отда́л еси́ и приобре́л Христа́;
ра́дуйся, я́ко вся в тщету́ вмени́л еси́ Его́ ра́ди.
Ра́дуйся, я́ко удиви́шася ти А́нгели;
ра́дуйся, я́ко тебе́ и зве́рие почто́ша.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 2
Ви́дя ми́ра сего́ тщету́ и жите́йских треволне́ний отреши́вся, богому́дре, разу́мно пре́жним отце́м подража́л еси́, и́хже за́поведем после́дуя, восхожде́ния путь обре́л еси́, Гера́симе. Сего́ ра́ди и Влады́це твоему́, блаже́нне, любо́вию вопия́л еси́: Аллилу́ия.
И́кос 2
Ра́зум имы́й пра́вый, ре́вностию дыша́ боже́ственною, я́ко ины́й Анто́ний, свя́те Гера́симе, собра́ния мона́шеская созва́л еси́, я́ко дре́вле от Еги́пта той. Мы же, к тебе́ взира́юще, взыва́ем от се́рдца си́це:
Ра́дуйся, сто́лпе безмо́лвия;
ра́дуйся, чу́до воздержа́ния.
Ра́дуйся, в мона́шеском житии́ ве́лий;
ра́дуйся, изря́дный сего́ защи́тниче.
Ра́дуйся, Бо́гу ничто́же предпочты́й;
ра́дуйся, благоче́стно во и́мя Его́ подвиза́выйся.
Ра́дуйся, А́нгелов купножи́телю;
ра́дуйся, Сил Небе́сных слико́вниче.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 3
Си́лою свы́ше оболки́йся, блаже́нне, в пусты́ню удали́лся еси́, и я́ко ни́ву благопло́дну и до́бру сию́ показа́л еси́, му́дре, жела́ющим Ца́рство Христо́во стяжа́ти; те́мже Христу́ пое́м: Аллилу́ия.
И́кос 3
Имы́й боже́ственную ре́вность, Гера́симе, в се́рдце твое́м, и боже́ственный свет, исполня́яй е́, восхожде́ния твори́л еси́ непреста́нно, и до́брую ку́плю тала́нтом соде́яв, ра́довался еси́, мы же, чудя́щеся, вопие́м ти разу́мно сицева́я:
Ра́дуйся, высото́ богомы́слия;
ра́дуйся, смире́ния глубино́.
Ра́дуйся, безмо́лвия пла́меню неусы́пный;
ра́дуйся, воздержа́ния пра́вило ве́рнейшее.
Ра́дуйся, украше́ние мона́хов трезвя́щихся;
ра́дуйся, похвало́ подви́жников доброде́тельных.
Ра́дуйся, све́тлая преподо́бных красото́;
ра́дуйся, сла́вная святы́х добро́то.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 4
Ре́вности Госпо́дни горя́щей в души́ твое́й, Гера́симе, соедини́лся еси́ А́нгелом, и себе́ сама́го сокро́вище свяще́нное Тро́ицы показа́в, преподо́бне, возглаша́л еси́ с ни́ми боже́ственную песнь: Аллилу́ия.
И́кос 4
Слы́шаша живу́щии во стране́ Иорда́нстей сла́ву твою́, и теко́ша в пусты́ню ви́дети тя: мы же, сла́ву твою́ у престо́ла Вседержи́телева до́бре ве́дяще, моли́твенно к тебе́ в пусты́ни жития́ на́шего притека́ем, хва́ляще тя пе́нии таковы́ми:
Ра́дуйся, му́дрый стадонача́льниче;
ра́дуйся, па́стырю наш до́брый.
Ра́дуйся, мона́хов руководи́телю;
ра́дуйся, в по́двизе су́щих предста́телю.
Ра́дуйся, свети́ло Иорда́на ясне́йшее;
ра́дуйся, лампа́до пусты́ни пресве́тлая.
Ра́дуйся, и́мже просла́вися Бог;
ра́дуйся, и́мже враг посрами́ся.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 5
Богоно́сец ве́лий и сла́вный и́ноков нача́льник всех приима́ше ра́достно и я́ко свети́льник просвеща́ше поуче́ньми свои́ми, ве́дый вся, да дости́гнут Недостижи́маго и лику́юще возопию́т: Аллилу́ия.
И́кос 5
Ви́деша ли́цы пусты́нных отце́в Гера́сима честна́го на Иорда́не, и я́ко Па́вла почита́юще его́ и но́ваго Анто́ния, тща́щагося сих путе́м сле́довати, дивя́щеся вопия́ху си́це:
Ра́дуйся, звездо́, боже́ственную све́тлость явля́ющая;
ра́дуйся, огню́, тьму вра́жию отгоня́ющий.
Ра́дуйся, я́ко попра́л еси́ напа́сти диа́вольския;
ра́дуйся, я́ко смири́л еси́ де́монскую горды́ню.
Ра́дуйся, из глубины́ страсте́й воззва́ние;
ра́дуйся, омраче́нных зло́бою исправле́ние.
Ра́дуйся, ста́да твоего́ защи́тителю и изба́вителю;
ра́дуйся, учени́к твои́х наста́вниче и учи́телю.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 6
Прибе́жище боже́ственное пусты́ню Иорда́нскую ве́дый, та́мо поспеши́л еси́, жестоты́ ея́ и зно́я ника́коже убоя́вся, всему́дре, но ра́дуяся от се́рдца вопия́л еси́ Спа́су, поя́: Аллилу́ия.
И́кос 6
Возсия́ твоея́ оби́тели сла́ва, ю́же на Иорда́не созда́л и распространи́л еси́, треблаже́нне, подвиза́ния ра́ди в чи́стем житии́: мно́жества же неисче́тная мона́хов в сей прия́л еси́, и́же, ви́дяще по́двиги твоя́, взыва́ху тебе́ такова́я:
Ра́дуйся, я́ко земна́я премени́л еси́ в небе́сная;
ра́дуйся, я́ко от ю́ности после́довал еси́ Христу́.
Ра́дуйся, за́поведей Христо́вых пропове́дниче;
ра́дуйся, отмета́ющих их секи́ро прео́страя.
Ра́дуйся, преда́ний пусты́ни сохране́ние;
ра́дуйся, всех сопроти́вных упраздне́ние.
Ра́дуйся, и́мже и́ноцы хва́лятся;
ра́дуйся, и́мже мирсти́и возвыша́ются.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 7
Хотя́ ко исто́чнику воды́ живы́я прини́кнути, вы́ну поуча́лся еси́ в зако́не Госпо́дни, и сего́ ра́ди непоколеби́мь я́ко ка́мень показа́лся еси́, и яви́лся кре́пок во искуше́ниих, и позна́лся от отце́в соверше́н, и́же ви́дяще льва, во́ду нося́ща, чудя́хуся, вопию́ще: Аллилу́ия.
И́кос 7
Но́вый показа́л еси́ град пусты́ню Иорда́нскую, Гера́симе, всечестны́й о́тче, и́бо сию́ я́ко ину́ю Фиваи́ду и Нитри́ю мона́хов испо́лнил еси́, вопию́щих ти ны́не во Ца́рствии та́ко:
Ра́дуйся, Евфи́мию единонра́вне;
ра́дуйся, Анто́нию единоре́вностне.
Ра́дуйся, Ону́фрию равноче́стне;
ра́дуйся, Пахо́мию раностоя́тельне.
Ра́дуйся, я́ко Агафо́ну подража́л еси́ честно́му;
ра́дуйся, я́ко Паи́сию поревнова́л еси́ сла́вному.
Ра́дуйся, имы́й Арсе́ниево горе́ние;
ра́дуйся, подвиза́выйся в Па́мвовом несмея́нии.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 8
Насажде́нное при исхо́дищих вод дре́во ду́ха яви́лся еси́, богому́дре, и сего́ ра́ди и́ноцы, плоды́ неувяда́емыя на тебе́ ви́дяще, дивля́хуся, пою́ще: Аллилу́ия.
И́кос 8
Весь быв в вы́шних, пречу́дный, ни́жних же отдаля́яся, отхожда́ше Гера́сим боже́ственный, укра́шен доброде́тельми, от всех же люби́мь и восхваля́емь си́це:
Ра́дуйся, пусты́ни ди́вный цве́те;
ра́дуйся, в безво́дней исто́чниче чу́дный.
Ра́дуйся, освяще́ние спаси́тельное;
ра́дуйся, кади́ло богоприя́тное.
Ра́дуйся, ве́лий в подвиза́нии;
ра́дуйся, бо́лий в мудрова́нии.
Ра́дуйся, и́мже преле́стник посрами́ся;
ра́дуйся, и́мже сатана́ низве́ржеся.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 9
Вся́кое естество́ челове́ческое удиви́ся, богому́дре, всесоверше́нно стра́нному и чуде́сному: льва бо послушли́ва зря́ху вси и во́ду нося́ща, и всех подвиза́юща пе́ти: Аллилу́ия.
И́кос 9
Подвиза́ющимся изба́витель в пусты́ни показа́лся еси́, Гера́симе, и чуде́с испо́лнь, се́рдце бо твое́ храм Бо́жий бе чист и присносве́тел, преподо́бне. Сего́ у́бо ра́ди дивя́щеся, ве́рно вопие́м ти:
Ра́дуйся, ли́ки и́ноческия обра́довавый;
ра́дуйся, на лу́чшее тех наста́вивый.
Ра́дуйся, мона́хов боже́ственное похвале́ние;
ра́дуйся, ве́рных непрестаю́щее весе́лие.
Ра́дуйся, я́ко победи́л еси́ диа́вольская шата́ния;
ра́дуйся, я́ко порази́л еси́ того́ ко́зни.
Ра́дуйся, чту́щих тя при́сная защи́то;
ра́дуйся, помина́ющим тя по́моще изве́стная.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 10
Созда́теля на́шего и Спаси́теля, со преподо́бными на Небесе́х пребыва́я, моли́, о́тче, да ми́лостивно пре́зрит грехи́ на́ша: нас бо ра́ди показа́ся по нам челове́к, да изба́вит ны бу́дущия гее́нны. Тем благода́рно взыва́ем Ему́: Аллилу́ия.
И́кос 10
Стена́ мона́шествующим на Иорда́не показа́лся еси́ и всем к тебе́ притека́ющим, сего́ ра́ди моли́ся о нас, вельми́ чту́щих тя и любо́вию воспева́ющих си́це:
Ра́дуйся, святы́х благоукраше́ние;
ра́дуйся, ли́ка преподо́бных соприча́стниче.
Ра́дуйся, Иларио́на подо́бниче;
ра́дуйся, Харито́на ревни́телю.
Ра́дуйся, Симео́на юро́диваго сла́во;
ра́дуйся, Иоа́нна по́стника си́ло.
Ра́дуйся, боже́ственнаго Кириа́ка управи́телю;
ра́дуйся, свята́го Ни́кона ликова́ние.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 11
Пе́нию всегда́ прилежа́й и бде́нию непреста́нну, А́нгелом уподо́бился еси́, блаже́нне: Евфи́мию бо усо́пшу, ду́шу его́ на Небеса́ восходя́щую зрел еси́, Го́споду же усе́рдне со А́нгелы пел еси́: Аллилу́ия.
И́кос 11
Свет сый в пусты́ни, просвеща́л еси́ ученики́ твоя́ во стране́ Иорда́нстей: вжига́яй бо огнь невеще́ственный, наставля́л еси́ к ра́зуму боже́ственному вся, му́дре просвеща́я их, и́же благода́рно вопия́ху ти сия́:
Ра́дуйся, мона́хов слу́хи возвеселя́яй;
ра́дуйся, сих мно́жества к Бо́гу приведы́й.
Ра́дуйся, новонача́льных в кинови́ю приима́вый;
ра́дуйся, усоверши́вшихся в пусты́ню отсыла́вый.
Ра́дуйся, подви́жников свяще́нная сла́досте;
ра́дуйся, и́ноков небе́сная ра́досте.
Ра́дуйся, и́мже похваля́ются благогове́йнии;
ра́дуйся, и́мже охраня́ются целому́дрии.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 12
Ра́дуяся, преподо́бне, подвиза́лся еси́ во мно́зем безмо́лвии со отцы́ богоно́сными, удаля́яся в пусты́ню вре́мене ра́ди поста́ и вку́пе со все́ми поя́: Аллилу́ия.
И́кос 12
Пое́ши ны́не со А́нгелы на Небеси́, я́ко не́когда на земли́ с челове́ки, трисвяту́ю песнь Бо́гу, Его́же, сла́вне Гера́симе, всегда́ моли́ о нас, чту́щих тя и сла́вящих пе́сньми сицевы́ми:
Ра́дуйся, хода́таю на́шего спасе́ния;
ра́дуйся, це́ркве сла́во и благоуха́ние.
Ра́дуйся, правосла́вных стено́ и огражде́ние;
ра́дуйся, христиа́ном вели́кий наста́вниче.
Ра́дуйся, любве́ сугу́быя сокро́вище;
ра́дуйся, те́плый наш предста́телю.
Ра́дуйся, соблюда́яй ны в час сме́ртный;
ра́дуйся, непосты́дный о нас моли́твенниче.
Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.
Конда́к 13
О, всечестны́й о́тче Гера́симе, мона́хов све́тлосте, Христа́ моего́ служи́телю! Приими́ моле́ние сие́ ма́лое и твои́ми к Бо́гу моли́твами от вся́кия изба́ви напа́сти всех вопию́щих Тому́: Аллилу́ия.
Сей конда́к глаго́лется три́жды.
И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.
Моли́тва
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Гера́симе! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и мо́щи твоя́ сокрове́ны бы́ша на земли́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя муки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
ТОП-10: Животные, дружившие со святыми (Часть первая)
После сотворения мира Бог поручил человеку особую миссию — повелевать природой и заботиться обо всех её обитателях, о чём повествует Книга Бытия: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Однако, в грехопадении люди утеряли, вместе с другими свойствами своей неповреждённой природы, и дар повелевать зверями. Они стали охотиться на животных, употребляя их в пищу, а животные при случае платили им тем же.
Однако с приходом Христа люди получили возможность обоживаться, восстанавливать единение с Богом, а через это – свою человеческую природу. Святые, стяжавшие благодать Духа Святого, даже получали разнообразные особенные дары: исцеления, пророчества, чудотворения и, нередко, общения с нашими “меньшими братьями”.
Общение святых с теми или иными животными описано во многих житиях. Десять наиболее интересных историй о четвероногих и крылатых друзьях подвижников мы и предлагаем к рассмотрению:
1. Горные кормилицы мученика Маманта
В III веке неподалёку от Кесарии Каппадокийской на горе подвизался православный отшельник Мамант. Святой проводил дни и ночи в молитве Богу и почитал Творца через выражение любви к его творению.
В его пещеру приходили ночевать львы и волки, косули, лани и дикие козы. И близ пещеры подвижника хищники никогда не трогали травоядных.
Дикие козы, ко всему прочему, были кормилицами святого, позволяя ему доить себя. Их молоко и сделанный из него сыр Мамант употреблял в пищу, а излишки продавал в ближайшем селении, чтобы подать милостыню тамошним нищим.
Было время гонений. Правитель Кесарии Каппадокийской послал воинов захватить святого и они так были поражены его чудесной дружбой со зверями, что предложили ему бежать, но святой отказался.
Мамант добровольно пошёл с ними на суд в город, где пострадал за Христа и принял мученическую кончину.
2. Зубастая лодка преподобного Еллия
Преподобный Еллий жил в Египте в IV веке. С детства отданный в монастырь, он был воспитан в благочестии, воздержании и целомудрии.
Когда святой вырос, то избрал путь анахорета и ушёл в пустыню, где долгие годы постился и молился Богу. За свою святую жизнь авва Еллий был удостоен от Господа дара прозорливости и такой любви ко всему живому, что он мог даже повелевать дикими животными.
Однажды преподобному потребовалось посетить близлежащий монастырь, для чего нужно было пересечь реку. Однако сделать это было трудно по двум причинам: во-первых, на стороне святого не было лодки, а во-вторых, в реке жил огромный крокодил, которого все боялись.
Когда святой в раздумье подошёл к берегу, из воды как раз показался хищник. Авва Еллий призвал имя Господа Иисуса Христа и крокодил вмиг присмирел, подставив ему спину. Святой со своей котомкой сел на животное и переправился на нём через реку.
“Как же ты добрался? Ведь в реке завелся ужасный крокодил!”, – спросили его монахи.
“Господь Бог послал мне ладью для переправы”, – с улыбкой ответил старец.
3. Медведь, кормившийся с руки Пламенного
Другой преподобный, почитаемый в России Серафим Саровский, тоже долго жил в уединении, местом которого избрал приволжские леса.
Полянку и свою келью на ней он называл «пустынькой», в память об отшельниках, живших в пустыне. Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», — так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.
Часто в лесную «пустыньку» святого наведывался медведь. Отец Серафим обращался с ним как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца, как верный пес.
“Вот послал мне Господь зверя в утешение!”, – говорил святой Серафим, поглаживая медведя по лохматой шкуре.
Однажды это увидела одна из монахинь, пришедшая к старцу за советом и была поражена чудом. А он сказал ей: “Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (как он смиренно себя называл) медведь служит”.
4. Упомянутый Иордан, послушник аввы Герасима
Преподобный Герасим жил в V веке в Палестинской пустыне, близ реки Иордан. Там он не только сам творил молитвенный подвиг, но и организовал монастырь со строгим уставом. В нём святой своим примером и наставлениями помогал братии вступить на путь спасения.
Святой любил иногда уходить из монастыря в пустыню для уединённой молитвы. Однажды он встретил там огромного льва, лапа которого была ранена. Святой вытащил из неё занозу и вылечил зверя.
В благодарность за помощь лев навсегда остался возле Герасима, всегда его сопровождая. Он помнил его голос, знал и верно служил ему, охраняя старца. Лев и авва Герасим были столь неразлучны, что святой даже дал ему имя, назвав Иорданом.
Когда же святой пустынник отошел в мир иной, лев так тосковал, что пришел к нему на могилу и через короткое время тоже умер. Святого Герасима Иорданского так и изображают на иконах — всегда вместе с его верным другом.
5. “Дитя” преподобного Паисия Святогорца
Святой старец Паисий Афонский тоже очень любил животных. Однажды он повстречался с медведем, с которым они состязались в смирении, уступая друг другу тропинку, пока медведь аккуратно не подтолкнул старца, показывая, что тот всё же должен идти первым.
Старец не выказывал страха перед змеями, любил птиц и лягушек, но был у него и особенный друг, также получивший собственное имя. Им стала маленькая птичка зарянка, которая часто прилетала к келии святого, когда он молился.
Однажды он так обрадовался своей гостье, что стал звать её к себе, но птичка всё никак не подлетала. Тогда старец понял, что животные тоже любят, когда их называют по имени, и нарёк зарянку Олетом.
“Ну, Олет, иди сюда!”, -позвал старец. Для отца Паисия это слов не было необычным. Он знал его по Синаю. На языке бедуинов «олет» значит «ребенок». Оно всегда напоминало святому слова Спасителя: «Оставьте детей приходить ко Мне…» и «Если не станете как дети…».
Только он назвал её по имени, как птичка подлетела и села рядом, так, что он смог гладить её по голове. Тогда преподобный Паисий сказал: “Похоже, тебе твое имя понравилось. Мне тоже. Так тебя и буду звать!”
Вторая часть ТОПа .
Андрей Сегеда
Имя Лев в православном календаре (Святцах)
Преподобный Лев Оптинский, дата памяти 24 октября
Он родился в 1768 году в Орловской губернии. В юные годы он трудился приказчикам по торговым делам, очень много ездил по стране, знал многих людей совершенно разных сословий. В возрасте 29 лет он поступил в число братии Оптиной пустыни, а затем перешел в Белобережский монастырь. В 1801 году он принимает монашество с именем Леонид, в скором времени его рукополагают во иеродиакона. Через три года он становится настоятелем этой обители.
Огромную роль в его духовной жизни сыграла встреча с духоносным старцем Феодором — учеником Паисия (Величковского). Старец научил Леонида умной молитве. Через четыре года, он оставляет свою должность и перебирается вместе с отцом Феодором в лес, где они хотели подвизаться в уединении. Но молва о двух подвижниках быстро распространилась среди верующих людей. Народ потянулся к праведникам.
В 1829 году преподобный Лев возвращается в Оптину пустынь. Он стал окормлять братию, исцелял людей, многие бесноватые после молитв о. Льва получали облегчение. 12 лет длилось старчество преподобного в Оптиной пустыни. В 1841 году, он мирно отошел ко Господу.
Именины Льва по церковному календарю — ближайший день почитания святого с этим же именем. В течение года Церковь несколько раз в течение года отмечает день памяти святого Льва.
Кто-то считает это имя новомодным, другие относят его к нехристианским именам, ошибаются обе группы. Имя Лев держится на определенном пике популярности в течение нескольких столетий, от него буквально веет силой, властью, защитой и надежностью.
Происхождение имени и его значение
В истории православной церкви прославлено немало святых с этим именем. Лев — древнее имя, оно произошло от греческого Леон или латинского Лео, но имеет одно и то же значение — «царь зверей», хотя на еврейском оно означает «сердце».
Святитель Лев Катанский
Античная эпоха характеризуется расцветом великолепия и красоты, подчеркнуть царское величие и принадлежность к благородному семейству старались и при помощи имени, предрекая детям царскую жизнь. Позже во многих странах появились синонимы Лио, Левон, Левко, Лейс, Лав, Львей.
День именин по церковному календарю и его святой
12 января почитается архимандрит Лев.
Великого Макелла, царя вспоминают на богослужениях 2 февраля. Будучи юношей, Льву в лесу явилась Богоматерь и говорила с ним. Во время его царствования, на которое император впервые был возведен по церковным канонам, было совершено положение в Влахерне нетленной Ризы Божьей Матери.
Императорская христианская ревность проявилась в возведении храмов и поддержке священников. В период арианства император стал на защиту Церкви, он в 468 году царским указом запретил языческое поклонение в дни христианских праздников и в воскресенье.
Днем памяти Папы Римского Льва Первого, первого понтифика Рима, почитаемого в православии и католиками считается 3 марта. Большой дипломат, борец с христианскими отступниками, помогал беженцам при условии принятия ими христианства и отказа от идолопоклонничества. При его поддержке в конце пятого века не были разрушены вандалами Гейзериха некоторые храмы.
Икона Льва Римского
5 марта — день ангела по церковному календарю преподобного Катанского, епископа, обладавшего дарами любви и врачевания. Во время чародейства Илиодора он обвязал шею того шарфом и пошел с волхователем в костер, идолопоклонник сгорел, а святой остался невредимым. Мощи святого после смерти также обладают исцеляющей силой.
31 мая, 20 июня, 14 июня, 24 июля, 31 августа, 20 сентября — именины в честь преподобных и новомучеников.
24 октября память преподобного Льва Оптинского, святого, обладающего даром терпения. В зрелом возрасте он был богатым человеком, отказался от торговли, обрек себя на лишения и труд. Он был один из первых старцев на Оптине, раскрывая людям законы христианской жизни.
Преподобный Лев Оптинский
Непонимание со стороны родных, клевета, осуждения накрывали святого, два года прожившего послушником в Пустыни, монашескую школу проходил в нескольких монастырях, сохранил любовь к людям. Смирение и терпение — основные качества, которым учил преподобный Оптинский.
Черты характера
Маленький Левушка — образец послушания и спокойствия в детях. Его поступки наполнены добротой и душевностью. Как настоящий лев, он не старается кого-то задеть или обидеть, но за себя умеет постоять сам. По мере взросления на фоне уравновешенности и энергичности проявляется амбициозность.
Явному лидеру удается быть:
- организатором досуга;
- миротворцем в спорах;
- коммуникабельным со всеми;
- непредсказуемым в решениях;
- щедрым;
- талантливым.
Это человек слова, всегда внимателен к тем, кто слабее или старше, особенно к старикам, но не стоит ущемлять самолюбие Льва. В этот момент проявляется властность, порой неприятная для окружающих. Несмотря на то, что в юности любвеобильный Левушка часто менял подруг, в жены он выберет верную и добрую девушку. Как царь зверей, носитель царского имени — заботливый отец.
День Ангела 24 октября — Лев
Святой Лев Катанский
Святой Лев был епископом в городе Катане, в Сицилии. Он славился добротой и милосердием, христианской любовью к нищим и странникам. Господь удостоил его дара врачевания от различных болезней и чудотворений.
Во времена епископства святого Льва в Катанах жил чародей Илиодор, который поражал народ ложными чудесами. Он прежде был христианином, но потом тайно отвергся Спасителя и сделался служителем диавола. Святитель Лев часто убеждал Илиодора отстать от злых дел и обратиться к Богу, но напрасно. Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что, войдя в храм, где епископ совершал Богослужение, своим волхвованием произвел там смятение и соблазн, пытаясь устроить бесчинства.
Видя народ, беснующийся по колдовскому внушению, святой Лев понял, что время кротких увещеваний прошло. Он спокойно вышел из алтаря и, обвязав шею чародея своим омофором, вывел его из храма на площадь. Там он заставил Илиодора признаться во всех злодеяниях, приказал развести костер и без колебаний вступил вместе с чародеем в огонь, удерживая его омофором. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев, силой Божией, остался невредим. Это чудо еще при жизни прославило преподобного Льва.
Когда преподобный скончался, при его гробе получила исцеление кровоточивая женщина. Тело святого было положено в храме святой мученицы Лукии, созданном им самим, а впоследствии мощи его были перенесены в церковь святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (память 12 октября).