Содержание
священномученик Онуфрий (Гагалюк)
День памяти: 19 мая(1 июня)
Архиепископ Онуфрий (Антон Максимович Гагалюк) родился в 1889г. в семье бедных и простых людей: отец его крестьянин, бывший солдат — ефрейтор крепостной артиллерии, работал лесником в Люблинской губернии, мать из бедных мещанских девушек. Имели 3 сыновей и 3 дочерей; из сыновей самым младшим был Антон, здоровый, крепкий, веселый. Жили в маленьком деревянном домике на опушке большого леса в 7 верстах от деревни. Однажды 4 порубщика избили лесника, а ночью подожгли его дом. Детей спасли, но все вещи сгорели. Крестьяне отвезли лесника в больницу, а семью приняли к себе. Тут произошло чудесное событие. Мать сильно плакала, глядя на своих бездомных детишек. Дети окружили ее и стали утешать, а пятилетний Антоша, взобравшись
к ней на колени и обняв, сказал: «Мама, ты не плачь, когда я буду Епископом, я возьму тебя к себе!» На недоумение матери, кто такое Епископ и откуда он взял это слово, Антоша повторил уверенно и серьезно: «Мама, я буду Епископом, я сам это знаю».
После смерти отца пятилетнего Антошу приняли в сиротский приют г. Люблина, куда в качестве поварихи поступила и мать его. В приюте мальчик рос, хорошо учился, окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в г. Холм, в духовное училище, по окончании которого с отличием был принят в Холмскую Духовную Семинарию. Здесь, в год окончания семинарии случилось второе чудесное событие, указавшее ему дальнейший путь. За месяц до выпускных экзаменов Антон заболел, в тяжелой форме, воспалением легких, был помещен в семинарскую больницу; за него служили молебны… Он был в забытьи; перед ним появился чудесный старик с седою бородою. Старец ласково посмотрел и сказал: «Обещай послужить Церкви и Господу Богу, и будешь здоров.» Слова поселили в нем страх, и он воскликнул: «Обещаю!» Старец удалился. Поправившись Антон, осматривая иконы, заметил в изображении св. Онуфрия Великого черты явившегося старца. Антон приступил к экзаменам, успешно сдал, но все же не первым, а вторым из окончивших, что очень опечалило его, т.к. нужно было держать конкурсный экзамен в Духовную Академию, к чему при его слабости, трудно было готовиться. Был момент, когда он решил было поступить в университет, но поговорив с ректором Семинарии Епископом Дионисием, по его совету и благословению поехал в Петербург и, успешно выдержав экзамен, был принят в Академию, получив стипендию.
Будучи на третьем курсе, Антон был послан ректором Академии в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь для чтения лекций по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших из Голиции (Австрия). Здесь он, успешно выполнив задание, перед самым отъездом вторично заболел воспалением легких; врачи признали его положение почти безнадежным; об исцелении его служились молебны. В забытьи (как он писал матери) ему опять явился преп. Онуфрий (он был покровителем этого монастыря), на этот раз
сурово посмотрел на него и сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь. Господь благословляет.» «Когда я открыл потом глаза, то увидел, что в келии служат о моем выздоровлении перед иконою св. Онуфрия, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Я прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же Архимандриту Серафиму, что по приезде в Академию приму иноческий постриг. Приехав в Петербург, я был пострижен в монашество Епископом Анастасием 5 октября 1913г.» И с того дня студент
3-го курса Петербургской Духовной Академии Антон Максимович Гагалюк на 24 году жизни стал иноком, с именем Онуфрий. Продолжая образование в Академии и будучи посвящен в сан иеромонаха, Онуфрий, с благословения ректора, был некоторое время настоятелем в церкви с. Михайловского ст. Парголово Финской ж. дороги. В 1915 году иеромонах Онуфрий окончил Академию с ученой степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем в Пастырско-Миссионерскую Семинарию при Григорие-Безюковом монастыре Херсонской епархии.
В этом промежутке времени случилось три события, свидетельствующие об особой милости Божией к нему и к его родным:
1. В начале войны 19 июля 1914 г. при свидании с братом Андреем иеромонах Онуфрий, заметив, что тот не носит креста, снял с себя свой крест и надел на брата, и горячо помолившись внушает ему всегда носить крест, который спасет его от смерти. И действительно когда уже в 1919 г. отряд казаков, прискакав на завод близ г. Черкассы, где в то время работал Андрей, стал расстреливать его за его заступничество за избиваемого ими еврея-приказчика, то заметив на груди его сиявший крест, казаки выстрелили мимо и отказались стрелять в него.
2. В начале той же войны 1914г. мать иеромонаха Онуфрия, будучи эвакуирована с отрядом беженцев в г. Херсон и оставшись совершенно одна, растеряв всех своих детей в отчаянии решила утопиться, но занеся уже ногу через решетку, услышала, что кто-то кашлянул. Увидев какого-то монаха, она, вспомнив, что и сын ее монах, стала его расспрашивать, и монах повел ее в архиерейский дом, где пред нею предстал величественный муж (это был Епископ Прокопий). Услышав, что сын ее Гогалюк, Владыко, велел накормить ее и отвезти в карете в Григорие-Безюков монастырь — в 20 верстах от города, где счастливая мать могла держать в объятиях своего сына. На следующий день приехал сам Епископ и по окончании архиерейской службы сказал в проповеди об этом случае, как мать нашла своего сына, и все плакали.
3. На Украине в те годы (1917-1919) шла гражданская война, свирепствовали банды. На Григорие-Бизюков монастырь напали махновцы, разграбили, поубивали многих монахов, избили остальных, в том числе и иеромонаха Онуфрия. Крестьяне освободили их и отвезли к себе в деревню. Отца Онуфрия привезли в г. Бериславль, где по просьбе жителей он был назначен настоятелем собора, с возведением в сан архимандрита. Из Бериславля он был переведен в г. Кривой Рог настоятелем Николаевской церкви. На состоявшемся в августе 1922г.
в Киеве соборе православных епископов Украины под председательством Экзарха всея Украины Митрополита Михаила Архимандрит Онуфрий был избран кандидатом во Епископа для Херсонско-Одесской Митрополии, а затем 23 января 1923г. в Великой Лаврской церкви г. Киева он был рукоположен Митрополитом Михаилом совместно с викарием Епископом Димитрием в сан Епископа Елисаветградского. 24 января 1923г.Епископ Онуфрий совершил в Успенском соборе г. Елисаветграда свое первое архиерейское служение при громадном стении молящихся.
Сохранились замечательные речи владыки Онуфрия при наречении во Епископа 22 января 1923г. и при первом архиерейском служении 24 января. Через шесть дней после этого Епископ Онуфрий был арестован, заключен в тюрьму, а оттуда переведен в Одесскую тюрьму, в которой он пробыл 3 месяца. Оттуда он был переведен в Екатеринославскую, и оттуда в Харьковскую, в которой он пробыл 3 месяца. По выходе из нее, ему было разрешено оставаться, на правах ссыльного в г. Харькове. Находясь в Харькове, Владыка Онуфрий, по благословению святейшего Патриарха Тихона управлял своею Елисоветградскою, а также Одесско-Херсонскою Епархиями, с января 1923г. по декабрь 1926г. он получил разрешение совершать служения в храмах города Харькова, без выезда куда бы то ни было, и он служил, как Архиерей Елисоветградской Епархии, не вмешиваясь в дела местного Харьковского Епископа Константина (православного). К нему приезжали из его Епархии, и многие утверждались в православии и верности Церкви его словом, проповедью, посланиями и личным примером; многие
священники, а также приходы, впавшие в обновленчество, каялись и возвращались в лоно Церкви. Эта его благотворная деятельность вызывала беспокойство и раздражение со стороны обновленцев, и они всеми правдами и неправдами, клеветою и подлогами добивались устранения этого неутомимого православного деятеля.
В декабре 1926г. Епископ Онуфрий был арестован и водворен как ссыльный в село Кудымкар, где находился до октября 1928г. Затем он был арестован и отправлен в г. Тобольск, где содержался в тюрьме до января 1929г. Затем он был отправлен этапным порядком в ссылку в г. Сургут на реке Оби, где находился до сентября. В сентябре 1929г. при переезде на пароходе в Тобольск он был снят с парохода и водворен на жительство в глухое село Уват, где находился до ноября. В ноябре он, получив направление, отбыл без конвоя в Тобольск.
Здесь он был освобожден из под стражи и, прожив некоторое время в Тобольске, получил разрешение на выезд в г. Старый Оскол, ввиду назначения Епископа Онуфрия церковной властью на кафедру Епископа Старооскольского.
В декабре 1929г. направляясь поездом из Москвы в Старый Оскол он был высажен милицией из поезда на маленькой полустанции Горшечное, где за отсутствием арестантского дома, владыку Онуфрия посадили в погреб пристанционного дома, где он просидел трое суток, и потом получил разрешение на проезд в г. Старый Оскол. Прибыв в Оскол, вступил в управление Старооскольской православной Епархией, получив разрешение от местной власти совершать богослужение только в одной церкви, а их было шесть городских и семь слободских,прилегающих к самому городу.
В Старом Осколе Владыка Онуфрий, как и ранее в Харькове, развил большую деятельность частыми богослужениями, проповедями, посланиями и письмами, утверждая всех пребывать в православии. Как и в Харькове так и здесь Владыка Онуфрий снискал к себе громадную любовь и уважение со стороны многочисленной паствы.
В марте 1933г. он был под конвоем отправлен в Воронеж и заключен в тюрьму. В июне 1933г. он был освобожден и прибыл в г. Курск на место нового назначения Епископом Курской Епархии.
Получив сан Архиепископа, Владыка Онуфрий и здесь проявил туже неутомимую деятельность, также служа, проповедуя, составляя послания и духовные статьи.
В июле 1935г. он вновь был арестован, предан суду и осужден к тюремному заключению на 10 лет. Просидев в Курской тюрьме по декабрь 1935г. он был отправлен в Орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936г. отправлен в арестантском вагоне на Дальний Восток.
Первые два года заточения Владыка Онуфрий находился в переписке с матерью. Из его писем видно, что он работал в Средне-Бельском совхозе Дальневосточного лагеря, в центральном участке (возле г. Благовещенск). В последнем же письме указан тот же адрес, но участок помечен цифрой 4 (письмо от 9 декабря 1937г). После этого уже ни каких известий от него не было, но зато было сообщено при возвращенной, не врученной ему посылке от матери, что адресат в апреле 1938г. отправлен в Благовещенскую тюрьму.
Затем было получено сообщение справочного бюро министерства внутренних дел СССР что Антон Гагалюк 8 марта 1938г. был осужден Хабаровским краевым судом на 10 лет лишения свободы с запрещением переписки.
Вскоре он был расстрелян.
Тропарь священномученику Онуфрию, глас 2
Яко сосуд священный Духа Божественнаго, столп и светильник Церкви Православныя воистину явился еси, священномучениче Онуфрие, егда вся спира богоборцев земли нашея, злобою ада дышуща, разорити Церковь Божию устремишася. Ты же со множеством исповедников Христовых землю сибирскую костьми своими устилаху, демонскую дерзость гонителей беззаконных посрамил еси. Ныне, о всеблаженне, со всеми страстотерпцы Святой Руси, в Церкви Небесней торжествующе,моли Вземлющаго грехи мира спастися душам нашим.
Кондак священномученику Онуфрию, глас 8
Святительскою благодатию светло облечен, яко Исаак целомудренный, священнодействовать своею кровию Пастыреначальнику Христу славно предтекл еси, Онуфрие богомудре, Церковь Святую, злобою ересей и расколов злочестивых снедаемую, и богоборцами разоряему, яко Невесту Христову страданьми доблестнее защищая, путь верным к божественному богомудрию ученьми твоими облистал еси, яко страж недремлющий и верный друг Христов.
ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК)
Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Фотография с сайта fond.ru
Онуфрий (Гагалюк) (1889 — 1938), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик
Память 19 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской; новомучеников и исповедников Белгородских, Екатеринославских (Укр.) и Слободского края; Воронежских, Одесских, Курских и Херсонских (Укр.) святых
В миру Гагалюк Антоний Максимович, родился 2 апреля 1889 года в посаде Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии. Его отец Максим был лесничим, мать Екатерина — домашняя хозяйка, в их семье было шестеро детей: 3 мальчика и 3 девочки, вся их семья жила в небольшом деревянном домике на опушке леса в селе Посад-Ополе, близ города Новая Александрия (ныне Пулавы). Однажды четверо крестьян, застигнутых Максимом за незаконной вырубкой леса, напали на него, поранили, а затем сожгли дом, после чего отец семейства вскорости скончался. Обездоленной семье предоставили приют в ближайшей деревне. Утешая мать после этой беды, пятилетний Антоний вдруг неожиданно сказал «Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, — я возьму тебя к себе.» Его слова оказались пророческими. Сам он стал архиереем, а мать его, из семьи поляков-католиков, впоследствии приняла Православие и стала монахиней с именем Наталия.
После семейной трагедии маленький Антоний по просьбе матери был принят в сиротский приют в Люблине, куда поступила и его мать, в качестве повара. В приюте Антоний учился хорошо, там же окончил церковно-приходскую школу и был отправлен на средства приюта в город Холм, в Холмское духовное училище.
Образование
Окончил училище с отличием и был принят в Холмскую духовную семинарию.
В год окончания семинарии, за месяц до выпускных экзаменов заболел воспалением легких и был помещен в семинарскую больницу. Болезнь протекала тяжело, в семинарии опасались за его жизнь и служили молебны о его исцелении. Впоследствии владыка Антоний говорил своей матери:
«Я находился в забытьи и передо мною появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывавшими его голое тело до пят. Старец этот ласково посмотрел на меня и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, и с того момента я начал поправляться. Всматриваясь затем в иконы угодников Божиих, я заметил черты явившегося мне старца в изображении преподобного Онуфрия Великого».
Выпускные экзамены по окончании семинарии он выдержал с отличием, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Петроградскую духовную академию.
При переходе же на 3-й курс академии был послан в Холмскую Русь, в Яблочинский Онуфриевский монастырь читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы учителей, прибывших в монастырь. Выполнив задание, уже перед отъездом он вновь заболел воспалением легких, причем состояние его признавалось врачами почти безнадежным. И вот, как он потом писал матери, он лежал в келии в забытьи, как вдруг перед его очами предстал тот же старец, посетивший его в Холмской семинарии 3 года тому назад. Старец сурово посмотрел на него и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай его теперь. Господь благословляет.» Открыв глаза, больной увидел, что в келии служат молебен преподобному Онуфрию, чудотворный образ которого стоял около моей кровати. Он прослезился от умиления и заявил присутствующему тут же архимандриту Серафиму, что по приезде в академию примет иноческий постриг.
5 октября 1913 года был пострижен в монашество в честь преподобного Онуфрия Великого, после чего в том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Постриг и рукоположения были совершены ректором академии, епископом Ямбургским Анастасием.
Учась в академии, он участвовал вместе с другими студентами-священниками в миссионерских посещениях ночлежных домов, а по благословению ректора также служил в храме села Михайловское неподалеку от станции Парголово (ныне в составе Санкт-Петербурга) Финляндской железной дороги.
В 1915 году окончил академию с ученой степенью кандидата богословия.
Монашеский путь
По окончании академии был назначен преподавателем в пастырско-миссионерскую семинарию при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии.
В 1918-1919 годах монастырь не раз подвергался налетам различных банд, был разгромлен, многие монахи были убиты. Но крестьяне близлежащих сел отбили монахов, в том числе и иеромонаха Онуфрия, и увезли в город Бориславль.
Здесь просьбе прихожан отец Онуфрий был назначен настоятелем местного собора, а спустя некоторое время был возведен в сан архимандрита епископом Елисаветградским Прокопием.
Затем был переведен в город Кривой Рог, на послушание настоятеля Николаевской церкви. В его недолгое служение в Кривом Роге и старые и молодые до отказа наполняли храм.
В августе 1922 года в Киеве состоялся Собор православных епископов Украины, на котором архимандрит Онуфрий был избран кандидатом во епископа для Одесской и Херсонской епархии.
Епископ Елисаветградский
Онуфрий (Гагалюк), епископ Елисаветградский. Фотография с сайта fond.ru
4 февраля 1923 года был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии. Хиротонию в Киево-Печерской Лавре совершили митрополит Киевский и Галицкий Михаил и епископ Белоцерковский Димитрий. Свою первую и последнюю архиерейскую литургию на этой кафедре он совершил 6 февраля в Успенском соборе Елисаветграда (ныне Кировоград) при громадном стечении молящихся.
Уже через 6 дней, после категорического отказа принять обновленчество, он был арестован и заключен в тюрьму. Из Елисаветграда был переведен в Криворожскую тюрьму, затем в Одесскую, а в мае был отпущен с подпиской о выезде из Одесской области. Выйдя на свободу он стал служить в Кривом Роге, где также боролся с обновленчеством, за что вновь был арестован 16 октября.
Из Криворожской тюрьмы был переведён в Екатеринославскую, и наконец оказался в Харьковской тюрьме, а 16 января 1924 года был выпущен на положении ссыльного, с запретом выезда из Харькова.
Находясь в Харькове, владыка Онуфрий, как епископ Елисаветградский, по поручению патриарха Тихона управлял на правах епархиального епископа Одесской и своей Елисаветградской епархиями. Владыка заботится о чистоте Православия в своих епархиях и по всей Украине, вёл борьбу с обновленцами. Писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, что вместе взятое составило 1062 машинописных страницы. В своих проповедях владыка поучал людей быть всегда неизменно верными и преданными чадами Святой Церкви.
В ссылке на Урале
9 декабря 1925 года, по проискам обновленцев, был снова арестован по обвинению в «противодействии церковным расколам» и отправлен в трёхлетнюю ссылку на Урал. Вначале определён в посёлок Кудымкар. Здесь ему было запрещено читать церковные молитвы в храме во время Богослужения и петь на клиросе, почему владыка всё время посвятил церковному писательству. 25 октября 1926 года был освобожден он служения Елисаветградского епископа.
В октябре 1928 года был снова арестован и переведён в Тобольск, где содержался в тюрьме до января 1929 года. Затем был отправлен этапным порядком в ссылку в Сургут, на реке Оби, где находился до сентября 1929 года. В сентябре того года, при переезде в Тобольск, был снят с парохода и направлен на жительство в глухое село Уват. Однако, в ноябре 1929 года получил направление на свободный проезд в Тобольск. Был ранен неизвестным в руку на пристани в Тюмени, а затем, на пути в Старый Оскол, был высажен из поезда на станции Горшечной и на три дня посажен в погреб пристанционного дома. После окончания срока ссылки в 1929 году ему было запрещено проживание в крупных городах, и владыка для проживания выбрал Старый Оскол.
Епископ Старооскольский
13 декабря 1929 года епископ Онуфрий был определен на созданную по этому поводу Старооскольскую кафедру. Прибыв в Старый Оскол в декабре 1929 года, он вступил в управление епархией, получив разрешение от местной власти совершать Богослужение только в одной церкви. Уже его первая служба в храме и проповедь привлекли к нему сердца молящихся, от радости общения с ним все плакали. Хотя архиерея трижды выселяли из квартиры, он был вознагражден горячей любовью православного народа. В пределах его епархии прекратилась деятельность обновленцев, а через три месяца со дня прибытия владыки, в марте 1930 года, количество действующих храмов епархии возросло до 161.
В марте 1933 года был вновь арестован и пробыл в заключении Старооскольской тюрьмы 2 недели, после чего отправлен под конвоем в Воронежскую тюрьму, где просидел три с половиной месяца. В июне того же года был освобожден и отправлен в Курск. 27 июня 1933 года был освобождён от служения на Старооскольской кафедре.
Курский архиерей
В этой связи 11 августа 1933 года был назначен временно управляющим Курской епархией, а 22 ноября (или 5 декабря) того же года — правящим архиереем Курским и Обоянским. Вскоре возведён в сан архиепископа .
Архиепископу был предоставлен для Богослужения только один храм, запрещен выезд в районы епархии для посещения остальных церквей епархии. Как и прежде, владыка был ревностным молитвенником и проповедником слова Божия. Открылось также что он обладал даром прозорливости и исцелений.
Новое заточение и кончина
23 июля 1935 года он был арестован и заключен в тюрьму вместе с рядом курских священнослужителей. 9 декабря того же года был осужден на 10 лет лишения свободы, а 15 декабря — освобожден от управления Курской епархией. Из Курской тюрьмы архиепископ Онуфрий был переведен в Орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 года отправлен в арестантском вагоне на Дальний Восток для отбывания наказания. После этого никаких известий от владыки не было, но поступило извещение о возвращении неврученной ему посылки от матери о том, что адресат в апреле 1938 года был отправлен в Благовещенскую тюрьму Хабаровского края. Против владык Онуфрия, Антония (Панкевва), и других священнослужителей здесь было начато новое дело.
Архиепископ Онуфрий был расстрелян 1 июня 1938 года в тюрьме Благовещенска.
Сщмч. Онуфрий Курский
Почитание
Шли дни и годы после ареста ревностного архипастыря, но несмотря на неизвестность его судьбы многие любившие его верующие с благоговением чтили память о любимом владыке. В день памяти преподобного Онуфрия Великого почти во всех храмах Харьковщины совершались панихиды о страдальце.
Долгое время дальнейшая судьба архиепископа оставалась неизвестной в народе. В 1990 году, в ходе рассмотрения ходатайства о реабилитации, выяснились сведения о расстреле. По результатам рассмотрения ходатайства 16 марта 1990 года архиепископ Онуфрий был реабилитирован.
Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года архиепископ Онуфрий был прославлен как местночтимый святой в лике священномучеников. В марте 1994 года он также был прославлен и Курской епархией.
В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его имя к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Яко сосуд священный Духа Божественнаго / стол и светильник Церкве Православныя во истину явился еси, священномучениче Онуфрие, / егда вся спира богоборцев земли нашея, / злобою ада дышуща, / разорити Церковь Божию устремишася. / Ты же со множеством исповедников Христовых / землю сибирскую костьми своими устилаху, демонскую дерзость гонителей беззаконных посрамил еси. / Ныне, о Всеблаженне, со всеми страстотерпцы Святой Руси, / в Церкве Небесней торжествующе, Моли Вземлющего грехи мира / спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Святительскою благодатию светло облечен, / яко Исаак целомудренный, / священнодействовати своею кровию Пастыреначальнику Христу славно предтекл еси, / Онуфрие богомудре, / Церковь Святую, злобою ересей и расколов злочестивых снедаемую, / и богоборцами разоряему, яко Невесту Христову, страданьми доблесне защищая, / путь верным к Божественному богомудрию ученьми твоими облистал еси, / яко страж недремлющий и верный друг Христов.
Документы, литература
Использованные материалы
- Страница Базы данных ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.:
- Страница календаря портала Православие.ру:
- Никодим (Руснак), митр. Харьковский, «Житие священномученика Онуфрия (Гагалюка),» составлено в 1993 г., сайт Православная Харьковщина:
- «Житие священномученника Онуфрия,» официальный сайт Курской епархии:
- Священномученик Онуфрий (Гагалюк), епископ Старооскольский. Житие, воспоминания, проповеди, Старый Оскол, 2009.
Основная версия в Базе даных ПСТГУ. Другие версии — 8 или 23 янврая.
По основной версии Базы данных ПСТГУ — возведение в архиепископское достоинство сопровождало назначение на новую епархию. По другим данным был возведен в архиепископа в январе 1934 года.
Священномученик Онуфрий (Гагалюк): в любви мелочей не бывает
Будущий архиепископ Курский отдал брату свой нательный крест. Однажды этот крест спас две человеческие жизни. Память святого празднуется 1 июня
Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий
Священномученик Онуфрий (Гагалюк), из многодетной семьи убитого порубщиками лесника, стал монахом по призванию свыше. Ему дважды являлся прп. Онуфрий Великий и убеждал пойти служить Церкви. Этот пастырь знал на своем опыте, что такое промысл Божий и что мелочей не бывает. Хотя именно в «мелочах», в особенном внимании, неравнодушии к близкому человеку и проявляется настоящая любовь.
Летом 1914 г. к иеромонаху Онуфрию, служившему в храме на станции Парголово, приехал повидаться его брат Андрей. В это же время пришло известие, перевернувшее все течение мирной жизни. В России была объявлена всеобщая мобилизация. Отец Онуфрий заметил, что брат не носит нательного креста и ужаснулся: как он будет без защиты на будущей войне! Он снял свой крест и отдал его.
Андрей Максимович Гагалюк, брат священномученника
Андрей сохранил слова брата-монаха: «Крест, которым я благословил тебя, носи всегда на себе и верь, что он спасет тебя от смерти». Так и случилось.
Андрей Гагалюк не только выжил на фронте, но и однажды спасся от верной гибели только благодаря этому кресту.
Во время гражданской войны на Украине в 1919 году он работал на заводе в окрестностях города Черкассы. Однажды на завод прискакал разъезд кубанских казаков. Поймав приказчика завода – еврея, казаки стали жестоко его избивать. В это время вбежал Андрей Гагалюк и, бросившись на казаков, потребовал прекратить избиение, при этом он назвал еврея своим товарищем. Услышав слово «товарищ», начальник разъезда – офицер принялся избивать Андрея нагайкой и кулаками, а затем, застрелив еврея-приказчика, выстрелил в Андрея, но промахнулся. Истратив все свои патроны, он приказал казакам расстрелять его.При избиении рубашка на груди Андрея разодралась, и стал виден крест. В тот самый момент, когда казаки уже взяли на изготовку винтовки, на него упал солнечный луч, и крест засиял. Казаки сделали залп из четырех ружей, не причинивший Андрею ни малейшего вреда, и опустили оружие.
Офицер прикрикнул на них и приказал стрелять еще раз. Казаки отказались, заявив, что не будут стрелять в православного с крестом на груди. Офицер уступил.
После Гражданской войны отец Онуфрий не оставлял вниманием своего брата, переживал, чтобы Андрей не отошел от Церкви среди новой советской действительности. В 1921 г. он пишет брату: «Как же поживаешь ты, милый брат мой? Сильный духом, добрый, отзывчивый, труженик и, конечно, верующий в Бога, но, как большинство интеллигенции, – мирского духа! Заглядывай, голубчик, чаще в церковь. Обязательно поговей, если есть жена при тебе, то с ней, в Страстную седмицу. Об этом убедительно просит тебя твой брат, священник, убежденный христианин».
В 1923 г. отец Онуфрий был рукоположен во епископа Елисаветградского, викария Одесской епархии, позже он служил в Кривом Роге, Харькове и Старом Осколе. Он прошел ссылки и тюрьму и был расстрелян в 1938 г.
Еще в Санкт-Петербургской духовной академии он ходил к бездомным, обитавшим в ночлежках на Обводном канале. О его внимании и доброте свидетельствуют два случая, которые произошли в то время, когда он был уже архиепископом Курским.
Однажды зимой, уже под вечер к архиепископу пришел больной, изнуренный голодом преклонных лет священник, только что освободившийся из тюрьмы. Он был одет в летний, весь в дырах и заплатах подрясник, и дрожал от холода.
Архиепископ тотчас велел приготовить для священника баню и дать ему чистое белье. Затем он пригласил его к себе, накормил и уложил спать на своей кровати, сам устроившись на кушетке. Утром, отправляясь в село, священник надел свой ветхий, выстиранный и высушенный за ночь подрясник и стал прощаться с владыкой. Архиепископ, увидев его в такой одежде, сказал, что он никак не может отпустить его на мороз в таком виде, и велел своим домашним принести какое-нибудь теплое пальто или шубу, но таковых не оказалось. Ища, чем помочь священнику, владыка Онуфрий вспомнил, что верующие недавно подарили ему новую теплую, на беличьем меху, рясу. Он попросил ее принести, и сам надел рясу на старика-священника, благословив его в путь. Весь в слезах, обрадованный, уходил священник.
После его ухода мать архиерея, монахиня Наталия, заметила владыке, что он лишился единственной теплой рясы, так необходимой ему самому. В ответ архиепископ сказал: «Господь по милости Своей пошлет мне другую».
В другой раз пришел уволенный за пьянство бывший сотрудник ОГПУ. Он пришел ночью и, представившись уполномоченным отдела государственной безопасности, не предъявляя никаких документов, сказал, что пришел делать обыск, и потребовал, чтобы ему указали, где лежат деньги. Архиепископ молча показал ему на ящик письменного стола. Взяв находившиеся в столе деньги – несколько сот рублей, он потребовал под угрозой смерти, чтобы ни архиепископ, ни его домашние никому не говорили о его посещении, и ушел, ничего более не взяв.
После ухода грабителя присутствовавшая при этом мать архиепископа стала настаивать, чтобы он немедленно заявил о грабеже в милицию, так как подобный случай мог повториться, на что архиепископ ответил: «Я знаю, что этот человек уже не состоит в числе сотрудников названного им учреждения, он самозванец и грабитель. Но если я заявлю о его проделке, он будет арестован и судим и, может быть, расстрелян. А я не хочу его гибели. Может быть, он еще устыдится содеянного и покается в своих грехах».
Андрей Гагалюк впоследствии воздал брату добром за добро: он собрал все его проповеди и записки и составил из них машинописную книгу объемом более 2100 страниц. Этот большой труд он совершил при Сталине и Хрущеве, когда не просто не было надежды издать тексты репрессированного архиерея, но и можно было за них серьезно поплатиться. Сегодня эти записи хранятся в Харьковской епархии и старооскольком музее. Они были использованы комиссией по канонизации святых.